Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе учитель: Анисиня Л. П. 2014-2015 учебный год




Скачать 432.47 Kb.
Дата21.07.2017
Размер432.47 Kb.
ТипРабочая программа
ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №11 VIII вида»



Адаптированная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ

И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В 8 КЛАССЕ

Учитель: Анисиня Л.П.

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по чтению для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой. – М., ВЛАДОС, 2011.

Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе­ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художе­ственного произведения вызывает у них затруднения при его чте­нии и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес­кая вариативность.

Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.



Цель:

-развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.



Задачи:

-формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объём читаемого текста и самостоятельность чтения;

-развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения;

-развивать умения пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведений;

-нравственно – эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с нарушениями интеллекта. Учащиеся с нарушениями интеллекта трудно воспринимают биографи­ческие данные писателей, тем более их творческий путь, представлен­ный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исто­рических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описы­ваемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.



Обучение построено на принципах:

- принципе коррекционной направленности в обучении;

-принципе воспитывающей и развивающей направленности;



-принципе научности и доступности обучения;

-принципе систематичности и последовательности в обучении;

-принципе наглядности в обучении;

-принципе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.


Типы уроков:

-Урок сообщения новых знаний.

--Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).

-Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).

-Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная, проверочная работа.

-Комбинированный урок.

-Урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

-словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

-наглядный (наблюдение, демонстрация).

-практический.


Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное, объяснительное чтение, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментв кино, мультфильмов, сказок.



Виды деятельности учащихся:

-составление плана текста,

-пересказ текста по плану;

-пересказ текста по предполагаемым вопросам;

-продолжение текста;

-выразительное чтение;

-чтение наизусть;

-чтение по ролям.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов.

По завершению изучения творчества писателя осуществляется промежуточный контроль. Время, отводимое на уроке для контроля – 5- 15 мин.



Общая характеристика учебного курса.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро­ку по каждому художественному произведению, способствует ре­шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В 8 классе продолжается работа по объяснительному чтению, как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Начиная с 8 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим, в программе по чтению для 8 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, учащиеся знакомятся с биографическими сведениями об авторе, с некоторыми литературоведческими понятиями, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них есть жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка), виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных), языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы), жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально - волевой сферы учащихся с нарушениями интеллекта.

Развитию речи способствует написание изложений, сочинений, которые предусмотрены в программе.

Внеклассное чтение проводится 1 раз в месяц и носит рекомендательный характер с постепенным увеличением роли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы
Описание места учебного курса в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю согласно расписанию), из них 4 часа – уроки проверки техники чтения, 9 уроков внеклассного чтения, 2 часа - развитие речи (сочинение, изложение).



Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин.).


Личностные, метапредметные и предметные результаты

изучения курса «Чтение и развитие речи».
Личностными результатами изучения курса «Чтения и развития речи» в 8 классе является формирование следующих умений:

  • понимание роли художественного чтения в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, значения предмета в процессе получения школьного образования;

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами изучения чтения и развития речи являются:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Использовать  при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, исторические источники. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.

  • Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема.

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (письмо и развитие речи, история);


Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
    умение выступать перед аудиторией сверстников;

  • участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;


Прогнозируемые результаты освоения учебного курса.

Учащиеся научатся:
- читать вслух правильно, выразительно, бегло, осознанно (словосочетанием или предложением);

- выделять тему и идею произведения;

- формулировать вопросы к тексту;

- характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;

- составлять план в форме повествовательных предложений самостоятельно и с помощью учителя;

- пересказывать содержание прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста;

- выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);

- соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);

- читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении.

- составлять отзывы под руководством учителя;

- учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников).

Учащиеся будут знать:

наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.



Содержание учебного курса.

ПРОГРАММА
8 класс

(3 ч. в неделю).

Примерная тематика

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Крат­кие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки,

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. П. Чехова.

Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, В. П. Катаева, Б. Н. По­левого, А. А. Суркова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Алексина, Л. И. Ошани­на, С.В. Михалкова, А. Рыбакова.

Изучаемые произведения:


  1. Устное народное творчество.

Русская народная сказка "Волшебное кольцо".

Пословицы и поговорки.

Баллады.

В.А.Жуковский «Перчатка».

И.З.Суриков «Нашла коса на камень».

Былина «Садко»(отрывок).




  1. Произведения русских писателей XIX века.

М.Я.Басина «Публичное испытание».

И.И.Пущин «Записки о Пушкине».

А. С. Пушкин "Цветок", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне».

А.С.Пушкин «Сожжённое письмо», «Я вас любил».

А.С.Пушкин « Сказка «Сказка о попе и работнике его Балде».

  М. Ю. Лермонтов. Стихотворение "Смерть поэта", "Родина", «Парус», «Сосна».

Отрывки из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

И. А. Крылов "Волк на псарне", "Осёл и соловей", «Муха и пчела».

Н. А. Некрасов "Размышления у парадного подъезда"(Отрывок), "В полном разгаре страда деревенская", отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».

И.С. Никитин «Утро на берегу озера».

И.С.Тургенев «Муму».

Л. Н. Толстой «После бала» (в сокращении).



3.Произведения русских писателей 1-й половины XX века

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия».

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки).

М.Горький Отрывок из повести «Макар Чудра»

С. А. Есенин «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая...»

А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»

А.Н.Толстой «Русский характер».

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»



4.Произведения русских писателей 2-й половины XX века.

К.Г.Паустовский «Телеграмма».

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).

Л.А.Кассиль «Пекины бутсы».

А.Т.Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Теркин».

В.М.Шукшин «Гринька Малюгин».

В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка».

Р.П.Погодин. «Альфред».

А.А.Суриков «Родина».

Произведения для внеклассного чтения:

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения о Родине.

А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».

В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

С.А.Есенин. Стихотворения о природе.

В.М.Шукшин «Сильные идут дальше».

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».

А.А.Сурков. Стихотворения.
Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление характе­ристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера

героев примерами из текста, обоснование своего отношения к дей­ствующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе на­зывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительно­сти. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из пе­риодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.



Рекомендуемая литература (на выбор)

1. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Ба­бушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».

2. А. Р. Беляев «Золотая гора», «Прыжок в ничто».

3. Ю. В. Бондарев «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».

4. К. Я. Ваншенкин Стихотворения.

5. А. П. Гайдар «Школа».

6. С. А. Есенин Стихотворения.

7. Ф. А. Искандер «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».

8. В. А. Каверин «Два капитана».

9. А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки).

10. Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

11. Я. М. Рубцов Стихотворения.

12. К. М. Симонов Стихотворения.

13. А. А. Сурков Стихотворения.

14. А. П. Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».

15. В. М. Шукшин «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов по программе осуществляется следующим образом:


.

Тема.


Количество

часов.

Внеклассное чтение.





Техника чтения.

Развитие речи.

Устное народное творчество.


8





Произведения русских писателей 19 века.


46

3

2

2

Произведения русских писателей 1 –ой половины 20 века.



21


3



1






Произведения русских писателей 2 –ой половины 20 века.



27

3


1





Всего за год:

102

9

4

2

Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по разделам соответствует авторской программе под редакцией В.В.Воронковой.










п/п

Программный материал

Часы

Дата

Словарь

Наглядность

Развитие речи





Устное народное

творчество.

(8 ч.)

















1-2

1-2

Сказки. «Волшебное кольцо»

(Русская народная сказка).



2




Устное народное творчество

Иллюстрации к сказке (учебник с.7)

Краткий пересказ содержания по составленному плану.

3

3

Пословицы и поговорки. Баллады.

1




Пословица

Поговорка

баллада





Развитие умений давать полный аргументированный ответ на вопрос.

4

4

В.А.Жуковский «Перчатка».

1







Иллюстрации учебника.




5

5

И.З.Суриков «Нашла коса на камень».

1




Рукоплескание

Иллюстрации учебника.

Работа над средствами языковой выразительности. Выделение главной мысли произведения

6

6

Былины.


1




Былина,гусли,гуселки.

Иллюстрации к былине.

Совершенствование навыков выразительного чтения по ролям.

7

7

Былина «Садко» (отрывок).


1












8

8

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».


1















Произведения русских писателей XIX века.

(43ч. + 2ч.р.р. + 1 вн.чт.)



1








Портрет

А.С. Пушкина.

Презентация «Биография поэта».


Полные ответы на вопросы

9

1


А.С. Пушкин

Биографические сведения.












10

2

М.Я. Басина «Публичное испытание».

1




Конторки, почили, сень, вотще.

Иллюстрации учебника (с.37)

Краткий рассказ содержания рассказа по плану.

11

3

И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок).

1




Декабристы, каторга.




Составление литературного портрета.

12

4

А.С. Пушкин «Памятник» (отрывок).

1




Лира




Выразительное чтение, выделение главной мысли стихотворения.

13

5

А.С. Пушкин

«Во глубине сибирских руд».



1










Выразительное чтение, заучивание наизусть.

14

6

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1




Аврора, нега, вечор.

Иллюстрации учебника (с.44)

Выразительное чтение стихотворения, полные ответы на вопросы.

15

7

Сочинение

«Солнечное зимнее утро».



1







Презентация на тему «Зима»

Развитие письменной связной речи учащихся. Выразительное чтение стих-я

16

8

А.С. Пушкин. Стихотворения-посвящения «И.И. Пущину», «Няне».

1









Заучивание наизусть

17

9

Любовная лирика. А.С.Пушкин «Сожжённое письмо», «Я вас любил…».

1









Заучивание наизусть.

18-19

10-11

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

2










Выразительное чтение.

20

12

Просмотр мультфильма по одноимённой сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».

1




Варёная полба

Иллюстрации учебника (с.49, 52

Выразительное чтение, выделение главной мысли стихотворения.

21



13



Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина.


1










Ответы на вопросы с подтверждением из текста

22

14


Внеклассное чтение.

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

1









Иллюстративный материал.

Пересказ по плану.

23

15



Проверка техники чтения.

1












24


16

М.Ю. Лермонтов.

Биография.



1






Портрет М.Ю.

Лермонтова. Презентация.



Полные ответы на вопросы.

25

17

М.Ю. Лермонтов

«Смерть поэта» (отрывок).



1










Выразительное чтение стихотворения

26

18

М.Ю. Лермонтов

«Родина» (отрывок).



1










Заучивание наизусть

27

19

Тема одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Парус» и «Сосна».

1




Риза




Выразительно чтение,

полные ответы на вопросы


28

29


30


20

21
22



М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

(Отрывок).



3



Гуслярный звон, трапеза, стольники, опричники, нонче, душегуб, охульник, сажень,

тесовые кровельки.



Иллюстрации учебника (с.69).

Презентация.



Составление словесного портрета Кирибивича и Степана Паромоновича

31

23

Внеклассное чтение.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения о Родине.

1









Выразительное чтение стихотворения (по выбору).

32

24

И.А. Крылов.

Краткая биография.



1




Мораль

Портрет

И.А. Крылова.



Инсценирование басни (по выбору)

33

25

И.А. Крылов «Волк на псарне».

1




Овчарня, псарня

Иллюстрации учебника (с.76)

Деление басни на логические части, чтение по ролям

34

26

И.А. Крылов «Осёл и Соловей».

1






Иллюстрации к басне

Заучивание наизусть отрывка басни

35


27


И.А. Крылов «Муха и Пчела».


1










Чтение басни по ролям

36

28


Внеклассное чтение. Викторина по произведениям И.А.Крылова.

1














37

29

Н.А. Некрасов. Биографические сведения.

1







Презентация «Биография писателя».

Развитие устной связной речи учащихся

38

30

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». (Отрывок).

1




Обитель, палаты, почил




Выделение главной мысли, деление стихотворения на части

39

31

Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская».

1




Страда, косуля.




Выразительное чтение.

40

32

Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (Отрывок).

1







Иллюстративный материал.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

41
42

33
34

Н.А. Некрасов

«Русские женщины».


Проверка техники чтения.

1
1










Составление характеристики русской женщины по данному плану

43

35

И.С. Никитин «Русь» (Отрывок).

1







Портрет

И.С. Никитина.



Заучивание наизусть, работа с языковыми средствами (нахождение в стихотворении сравнений)

44

36

И.С. Никитин

«Утро на берегу озера».



1










Деление стихотворения на части, выразительное чтение.

45

37

И.С. Тургенев.

Биография писателя.



1







Презентация «Биография писателя».

Полные аргументированные ответы на вопросы.

46-50

38-42

И.С. Тургенев «Муму».

(В сокращении).



5




Армяк, тщедушна, охотный ряд, половой.

Иллюстрации учебника (с.99, 106)

Развитие устной связной речи (пересказ по плану) с использованием иллюстраций.

51

43

Изложение по одной из частей рассказа.

1













52

44

Л.Н. Толстой.

Биографические сведения.



1







Портрет

Л.Н. Толстого.



Полные ответы на вопросы.

53-54

45-

46


Л.Н. Толстой «После бала».

(В сокращении).



2




Ломовые, шпицрутены

Иллюстрации учебника (с.124)






Произведения русских писателей 1-й половины XX.

в. (18ч. +3 ч вн.чт.).














55

1

А.П. Чехов. Биография.










Портрет А.П. Чехова

Полные ответы на вопросы

56

2

А.П. Чехов

«Лошадиная фамилия»



1







Иллюстрации учебника (с.136)

Инсценирование рассказа

57

3

Внеклассное чтение А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».

1










Пересказ содержания по плану

58-62

4-8

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант» (Отрывок)



5




Эпилог

Иллюстрации учебника (с.144, 159)

Развитие устной связной речи учащихся

63

9

Внеклассное чтение по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

1










Развитие связной речи учащихся

64-65

10-11

М. Горький «Макар Чудра» (Отрывок)

2







Портрет М. Горького, иллюстрации в учебнике (с.164)

Краткий пересказ рассказа

66

12

С.А. Есенин.

Биография.



1




Старица

Презентация «Биография поэта».




67

13

С. А. Есенин «Спит ковыль».

1










Выразительное чтение стихотворений, полные ответы на вопросы

68

14

С.А. Есенин «Пороша»

1







Иллюстрации учебника (с.174)

69

15

С.А. Есенин

«Отговорила роща золотая».



1







Иллюстрированный материал на тему «Осень»

70

16

Внеклассное чтение. С.А. Есенин. Стихотворения о природе.

1










71

17

Л.П. Платонов «Разноцветная бабочка» (Сказка).

1







Портрет

А.П. Платонова



Пересказ содержания

72-73

18-

19


А.Н. Толстой «Русский характер».

2







Иллюстрации учебника (с.188)

Работа с текстом: деление на части, подбор заголовков

74

20

Проверка техники чтения.

1












75

21

Н.А. Заболоцкий

«Некрасивая девочка».



1







Портрет

Н.А. Заболоцкого, иллюстрации (с.190)



Выразительное чтение, работа над проблемными вопросами





























Произведения русских писателей 2-й половины XX в.

(24 ч. +3 ч.вн.чт.))














76-77

1-2


К.Г. Паустовский «Телеграмма» (В сокращении).

2







Портрет

К.Г. Паустовского, иллюстрации (с.195



Заучивание наизусть отрывка рассказа

78-82

3-7

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви» (Отрывки).

5







Портрет.

Р.И. Фраермана, иллюстрации (с.218)



Развитие устной связной речи (полные ответы на вопросы, пересказ содержания)

























83-85

8-10

Л.А. Кассиль

«Пекины бутсы».



3







Портрет.

Л.А. Кассиля иллюстрации (с.234)



Составление характеристики по плану

86-88

11-13

А.Т. Твардовский

«Василий Тёркин

(Отрывок из поэмы).


3







Портрет.

А.Т. Твардовского иллюстрации (с.239)



Выразительное чтение, составление характеристики Василия Тёркина

89-91



14-16



В.М. Шукшин

«Гринька Малюгин»

(В сокращении).


3








Портрет.

В.М. Шукшина



Определение главной мысли.

Полные ответы на вопросы.



92



17


Внеклассное чтение. В.М.Шукшин «Сильные идут дальше».

1










Пересказ по плану.

93-94



18-19



В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» (Глава из повести «Последний поклон»)


2








Портрет.

В.П. Астафьева иллюстрации (с.263)



Пересказ содержания отрывка по составленному плану

95

20



Внеклассное чтение.В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».

1











96-99

21-24

Р.П. Погодин «Алфред».

4








Портрет.

Р.П. Погодина иллюстрации в учебнике (с.275, 280)



Полные ответы на вопросы, краткий пересказ содержания.

100



25



А.А. Сурков «Родина».


1






Портрет А.А..Суркова.

Выразительное чтение.

101

26

Внеклассное чтение. А.А.Сурков.Стихотворения.


1










Выразительное чтение (по выбору).

102

27

Проверка техники чтения.

1













Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Учебники:

З.Ф.Малышева. Чтение. 8 класс. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида.- М., «Просвещении»,2011.


2. Литература для учителя:

Н.В.Новоторцева. Развитие речи для детей. (Пособие для родителей и педагогов). Ярославль, «Академия развития», 1998.

Е.Д.Худенко, Е.В. Останина. Практическое пособие по развитию речи . – М., «Руссико»,1991.
  Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.

Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми //Изд. АПН РСФСР.-М., 1961.

Воронкова В.В.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов:-М.:Школа-Пресс,1994.

Ембулаева Т.Е. Обучение чтению на основе знаний о тексте //Русский язык в школе.,1994.

Зикеев А.Г.Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе.2004.№5.

Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся.-М.,1976.

Иполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение.// Русский язык в школе.1999.№1

Лурия А.Р.Речь и развитие психических процессов у ребенка.-М.,1956.

Ожегов С.И.Словарь русского языка.-М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. Кн1.Общие основы. Процесс обучения.-М.: Владос,2004.

Пузанов Б.Г. Дефектология. Словарь-справочник: Т.Ц.Сфера, 2005.

Пузанов Б.Г.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр « Академия», 2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2003.

3. Демонстрационные таблицы: иллюстрации учебника, иллюстративный материал на тему «времена года».
4. Раздаточный материал: карточки, сборники открыток, тесты.
5. Технические средства обучения:

ПК.

Принтер.

Экран.


Проектор.

Планируемые результаты изучения учебного курса.
Программа рассчитана на учащихся 8 класса. Срок реализации программы 1 учебный год.


К концу учебного года учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.


Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»