Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по биологии для 11 класса учителя биологии I квалификационной категории




страница1/3
Дата03.07.2017
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Рук. ШМО:_______/Бурдина Е.А. Завуч:______/Ёлхина Л.С./ Дир.школы:______/Гаврилин А.Н./

Протокол № _ Приказ № ___ от

«___»__________2014г. «___»____________2014 г. «___»___________2014 г.

Рабочая программа

по биологии для 11 класса

учителя биологии

I квалификационной категории

МБОУ «Коргузинская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района РТ

Гужовой Софьи Африкантовны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____ от «___» __________2014 г.


2014-15 уч. год



Пояснительная записка к рабочей программе по изучению общей биологии в 11 классе по учебнику «Биология. Общая биология» - 11 класс. Углубленный уровень (авторов В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование) и Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1. Закон «Об образовании», действующий с 01.09.2013 года; 2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 3. Приказ Министерства Образования и Науки РТ от 02.08.2011 года № 39 34/11 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования»;

4.  Приказ Министерства Образования и Науки РТ от 10.07..2012 года № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; 5. САНПиН, зарегистрированный в Минюсте России 29.12.2010 года, регистрационный №189; 6. Учебный план МБОУ «Коргузинская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района РТ на 2014 – 2015 учебный год; 7. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов; автор В.Б. Захаров; 8. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006.

Углубленный курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.



Углубленное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность. Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов, углубляются знания по экологии: взаимодействие организма и среды, а также влиянии человека на живую природу и биосферу в целом. Программа рассчитана 68 часов (2часа в неделю при 34 неделях), реализуется на уроках различных типов: изучение нового материала, самостоятельное изучение нового материала, обобщающих, комбинированных. Программа способствует социализации личности школьников. Практико-ориентированный подход реализуется через практические занятия, лабораторные работы, участие в семинарах и других интерактивных формах обучения: работа в парах, группах. Контрольные работы спланированы на основе уровневой дифференциации: базовый и повышенный уровень. В программе предусмотрена подготовка к ЕГЭ: работа с КИМами.



Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на углубленном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.



Содержание программы и количество  часов  по разделам:




п/п


Название раздела

Количество часов по рабочей программе

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы




Кол-во

Сроки

Кол-во

Сроки

Кол-во

Сроки

1

Учение об эволюции органического мира.

26

3




3




1



2

Развитие органического мира

17

-




1




2



3

Взаимодействие организма и среды

15

-




3










4

Биосфера и человек. Основы экологии

9

-




1




2




5

Бионика



1






















Резерв






















Итого 68 3 8 5
Содержание тем учебного курса
Раздел I. Учение об эволюции органического мира (26 часов).

Глава 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение (19 часов).

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица.

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»; схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторные работы: 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Практические работы: 1.Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора: 2 Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора. 3. Сравнение процессов географического и экологического видообразования.

Глава 2. Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция (7 часов).

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.



Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Лабораторные работы: 3.Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых.

Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. Окрестности школы. Парк.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Глава 3. Развитие жизни на Земле (9 часов).

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов бес позвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млеко­питающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Демонстрация репродукций картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

Глава 4. Происхождение человека (8 часов).

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.



Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных.

Практические работы: 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

Умения. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

Раздел II. Взаимоотношения организма и среды (25 часов).

Глава 5. Биосфера, её структура и функции (1 час).

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.



Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе.

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы, учебно-опытный участок).

Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии (14 часов).

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрация карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Практические работы: 5.. Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности. 6. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 7. Решение экологических задач.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Глава 7. Биосфера и человек (9 часов).

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Практические работы: 8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Глава 8. Бионика (1 час).

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).



Демонстрация примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Умения. Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.


График проведения лабораторных и практических работ

по биологии в 11 классе.




Тема работы


урока


Оборудование

Сроки

1

Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

10

Гербарий растений, живые растения.




2

Лабораторная работа №2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

13

Гербарий растений, живые растений, чучела животных.




3

Лабораторная работа №3 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых».

16


Карточки, рисунки, фотографии насекомых.




4

Практическая работа №1.Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.


8







5

Практическая работа №2.Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

14







6

Практическая работа №3. Сравнение процессов географическое и экологическое видообразование

18







7

Практическая работа №4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

42

Гипотезы происхождения человека.




8

Практическая работа №5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

53

Карточки для составления цепей питания.




9

Практическая работа №6 «Решение экологических задач»

53

Карточки с задачами.




10

Практическая работа №7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»

54

Таблицы, плакаты.




11

Практическая работа №8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» «

63

Фотографии экосистем своей местности.





Основные требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.

В результате изучения биологии на углубленном уровне ученик должен

знать/понимать

·  основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

·  строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

·  сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

·  современную биологическую терминологию и символику;

уметь

·  объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

·  устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

·  решать задачи разной сложности по биологии;

·  составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

·  описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

·  выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

·  исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

·  сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

·  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

·  осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  грамотного оформления результатов биологических исследований;

·  обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

·  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

·  определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)



[1]   Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.




УМК Преподавание биологии в 11 классе в МБОУ «Коргузинская СОШ» ведется в соответствии с БУП – 2004г. Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сивоглазов) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.) Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т.Захарова «Биология. Общая биология». Углубленный уровень.11 класс2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. –349(3)с..: ил.

Методические пособия для учителя и учащихся: •Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 – 11 кл,: Рабочая тетрадь к учебнику / Под ред. В.Б. Захарова . М.: Дрофа, 2000,176 с. •Сивоглазов В.И., Сухова Т.С, Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: Происхождение жизни. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов: Пособие для учителя. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 176 с. • Сивоглазов В.И., Сухова Т.С, Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: Основы генетики и селекции. Учение об эволюции. Взаимоотношения организма и среды: Пособие для учителя. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 208 с. • Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т.А. Биология: общие закономерности: Кн. для учителя. – М.: Школа – Пресс, 1996. –184 с. • Сонин Н.И., Козлова Т.А. Общая биология. 10 – 11 классы: В двух частях. Ч.1 - М.: Дрофа, 2001 – 144с. • Сонин Н.И., Козлова Т.А. Общая биология. 10 – 11 классы: В двух частях. Ч.1 - М.: Дрофа, 2001 – 128с. • Поурочные планы. 11 класс/ сост. Ишкина И.Ф. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2002, 120 с. •Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии.. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 144 с. •Общая биология: Учеб. для 10 -11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии/ А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев и др; Под ред. А.О. Рувинского. – М.: Просвещение,1993. 554 с.: ил. •Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина /авт.-сост.Т.И. Чайка.–Волгоград: Учитель, 2007. -271с. •Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006; •Лернер Г. И. Цитология. Рабочая тетрадь, М.: Открытый мир. 1996. 64 с. • Лернер Г. И. Генетика. Рабочая тетрадь, М.: Открытый мир. 1995. 64 с.

•Лернер Г. И. Эволюционная теория. Рабочая тетрадь, М.: Открытый мир. 1995. 64 с.

•Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии. - М.: ТЦ «Сфера». 2001. - 144с.

•Биология. 6- 11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций /авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. Волгоград: Учитель. 2009.- 223с.: ил.

•Сухова Т.С. Тесты по биологии. 6 – 11 кл.: Учебно- методическое пособие. М.: Дрофа. 1997. – 80с.

•Биология в таблицах. 6 – 11 классы: Справочное пособие / Авт. – сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2002, 240 с

•Биология.. 6 – 11 классы: Справочные материалы / Авт. – сост. В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 1997, 208 с., ил.

•Методический журнал «Биология в школе»;

•Газета «Биология» (Приложение к газете «Первое сентября»)

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.



MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА: мультимедийные компакт- диски:

  • «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»,

  • Лабораторные работы по биологии. Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии. www.bio.nature.ru www.edu.ru - библиотека ЦСОР www.sbio.info.ru – новости биологии www.edios.ru – энциклопедия www.km.ru/educftion - энциклопедия www.informatika.ru – электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы.

www.ege.edu.ru – новости о ЕГЭ, материалы ЕГЭ

www.fipi.ru – тематические тесты ЕГЭ, пробные варианты ЕГЭ

www.it-n-ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)

http://viki.rdf.ru – детские презентации

www.prosv.ru – презентации и методические разработки учителей

www.openklass.ru - презентации к уроку

www.pedsovet.org - презентации к уроку

www.EdCompass.com – готовые материалы для SmartBoard

www.internet-school.ru – виртуальная школа (материалы к урокам)

www.school.bakai.ru – виртуальная школа Бакай (материалы к урокам)

www.uroki.ru - материалы к урокам

http://college.ru  - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

www.nsu.ru  Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.


НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

  • Оценивание устного ответа учащихся

  • Отметка "5" ставится в случае:

  • 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
    2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
    3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

  • Отметка "4":

  • 1.Знание всего изученного программного материала.

  • 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  • 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
    Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
    1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

  • 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  • 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
    Отметка "2":

  • 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

  • 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  • 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.





  • Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
    Отметка "5" ставится, если ученик:

  • 1) правильно определил цель опыта;

  • 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;


2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


  1   2   3