Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по адыгейской литературе для 5-11 классов




страница1/9
Дата22.05.2017
Размер1.63 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании Зам. Директора по УВР Директор МОУ СОШ №8

методического

объединения _____________/Александрова О.П.../ __________/РАТУЕВ В.В.

учителей языка

и литературы «____»_______________200__г. «____»_______________200__г.

«____»__________200__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
для 5-11 классов
(составлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №8 Юнгверт Н.К,

на основе программно-методических материалов по адыгейской литературе

для 5-11 классов русскоязычных школ от 2006г.

под авторством Н.И.Кесебежевой и Н.А.Кияровой,

рекомендованных Министерством образования и науки Республики Адыгея)

Майкопский район, х. Шунтук.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Региональным компонентом базисного учебного плана Республики Адыгея предусмотрено изучение краеведческого материала (языка, литературы, истории, географии и т.д.). Исходя из этого, в школьную программу введён предмет «Адыгейская литература» на русском языке с 5 по 11 классы для русскоязычных учащихся. На чтение и изучение литературных произведений в 5-9 классах отводится по 68 часов, в 10-11 классах по 34 часа.

Программа по адыгейской литературе составлена на основе программно-методического материала Н.И.Кесебежевой и Н.А.Кияровой.

Содержание программы позволит учащимся глубже узнать мир адыгейской художественной литературы, осмыслить образность словесного искусства, где художественные произведения раскрываются во всей своей полноте и многообразии. Ребятам предоставляется возможность сопоставлять, сравнивать художественные произведения разных народов, разных культур. Литература будет знакомить их с богатствами окружающего мира и человеческих отношений, научит понимать прекрасное в жизни и поможет сформировать собственное отношение к действительности.

Адыгейская литература будет способствовать расширению и углублению гуманитарных знаний, открывая перспективы более ясного представления о литературе титульной нации республики. В содержании произведений учащиеся смогут увидеть связь с русской литературой, историей России и Адыгеи, географией, биологией, культурологией и т.д.

Литература поможет стать высокообразованными и культурными людьми, живущими в мире и согласии, уважающими культуру и язык разных народов, принимающими активное участие в строительстве новой жизни во имя процветания Республики Адыгея в составе России.

В программе по адыгейской литературе предусматривается знакомство и изучение произведений из устного народного творчества адыгов, литературных сказок, поэзии и прозы адыгейских поэтов и писателей разных времён, а также произведений поэтов и писателей других национальностей, живущих и работающих на территории Республики Адыгея.

Реализация программы производится на основе экспериментальных учебников по адыгейской литературе для русскоязычных учащихся под авторством Н.И.Кесебежевой и Н.А.Кияровой. Изучаемый материал дополняется информацией из курса по адыгейской художественной культуре под авторством М.Непсо, сведениями из «Истории адыгейской литературы» под редакционной коллегией К.Г.Шаззо, Р.Г.Мамия, А.А.Схаляхо и др.,и произведениями, подобранными учителем для более углубленного изучения литературы в рамках реализации регионально-национального компонента.


Цель: знакомство с фольклором, традициями, обычаями адыгов, писателями и поэтами Республики Адыгея, изучение их произведений.
Задачи:

  • расширение и углубление гуманитарных знаний учащихся, открывая перспективы более ясного представления об адыгейской литературе;

  • раскрытие гуманистического характера творчества писателей, что проявляется в интересе к личности человека, его духовному миру, творческим возможностям, его судьбе;

  • формирование демократических убеждений учащихся;

  • развитие чувства прекрасного, высоких эстетических вкусов;

  • формирование умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы Адыгеи.

Рабочая программа составлена на основепрограммно-методических материалов по адыгейской литературе для 5-11 классов русскоязычных школ от 2006г. под авторством Н.И.Кесебежевой и Н.А.Кияровой, рекомендованных Министерством образования и науки Республики Адыгея.


Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) в 5 – 9 классах и 34 часа в год (1час в неделю) в 10 -11 классах.
Преподавание курса ориентированно на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:


  • Кесебежева Н.И., Киярова Н.А. Адыгейская литература. Хрестоматия для 5-6 кл.сред.шк. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во. 2003. – 228с.

  • Кесебежева Н.И., Киярова Н.А. Адыгейская литература. Учебник-хрестоматия для 7-9 кл.сред.шк. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во. 2005. – 228с.

  • Кесебежева Н.И., Киярова Н.А. Адыгейская литература. 10-11 кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во. 2005. – 520с.

А также дополнительная литература:



  • Непсо М.С. Адыгейская художественная культура. 1й год обучения. – Майкоп: 2000г.

  • Непсо М.С. Адыгейская художественная культура. 2й год обучения. – Майкоп: 1997г.

  • Непсо М.С. Адыгейская художественная культура. 3й год обучения. – Майкоп: 2000г.

  • Сокровища культуры Адыгеи. Под ред. Тарунова А.М. Серия «Наследие народов Российской Федерации» выпуск 9, 2007г;

  • История адыгейской литературы в 2-х томах. Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований. – Майкоп, 1999.

Промежуточная аттестация проводится в 5-9 классах один раз в четверть, в 10-11 классах – один раз в полугодие.


Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной программе.
Изменения, внесенные в учебную программу,направлены на расширение и углубление знаний, кругозора учащихся в области изучения адыгейской литературы
5 класс (68 ч.)





ТЕМА


Кол-во часов

1.

Введение


1

2.

Произведения устного народного творчества

8

1. Фольклор. Основные жары фольклора. Сказки. Виды сказок.

1

2. Сказка «Куйжий и великаны».

2

3. Сказка «Человек, который купил ум».

2

4. Творческое задание: самостоятельное сочинение сказки (вариант сочинения сказки по предложенному началу).

1

5. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

1

6. Творческое задание: самостоятельное сочинение сказки по предложенному началу.


1

3.

Литературные сказки

4

1. М.Паранук «Бей-дубинка».

1

2. Творческое задание: «Бей-дубинка», рисуем любимых героев сказки.

1

3. И.Машбаш. Сказка-поэма «Три охотника».


2

4.

Адыгейская литература

46

1. Ц.Теучеж «Пшиш» (отрывок из поэмы «Война с князьями и дворянами»).Творческое задание: написание рассказа о своей реке.

2

2. А. Хатков. Стихи «Дай руку», «Весна», «Листок из путевого блокнота».

4

3. Т.Керашев. Рассказ «Урок жизни».

2

4. И.Цей. Новелла «Красные чувяки».

2

5. И.Цей. Рассказ «Чапщ».

2

6. М.Паранук. Басня «Жадный пёс». Творческое задание: мини-сочинение «Чему учит басня «Жадный пёс»?».

2

7 Ю.Тлюстен «Борьба аульчан с захватчиками».

2

8. Творческое задание: рассказываем о героях войны.

1

9. .Костанов «Песня» (отрывок из рассказа).

2

10 А.Евтых «Встреча с Хакурате» (отрывок из романа).

2

11. Х.Андрухаев. Стихи «Кавказ», «Привет вам, герои!».

3

12. С.Яхутль. Стихи «Краснодару – салам!», «Заря».

3

13. К.Жанэ «У адыгов обычай такой».

2

14. К.Жанэ. Рассказ «Мудрые слова».

2

15. А.Гадагатль. «Да будет так!», «Адыгея моя», «Для зари эта песня моя».

3

16. Х.Ашинов. Рассказ «Колыбельная песня».

2

17. Х.Беретарь. Стихотворение «Яблоня деда»..

2

18. П.Кошубаев. Отрывки из рассказа «Ранние арбузы».

3

19.Творческое задание: составляем рассказ о своём друге.

1

20. Ш.Куев. «Мёртвое море», «Мирный сон тебе, малыш!».


4

5.

Развитие речи

7

1. Р.р. Поэтический образ Родины в стихотворениях русских и адыгейских поэтов (Ф.Тютчев «Чародейкою-зимою», А.Фет «Ласточки пропали», А.Гадагатль «Адыгея моя», «Для зари эта песня моя», А.Хатков «Весна», С.Яхутль «Краснодару – салам!», «Заря»).

1

2. Р.р. Поэтический образ Родины в стихотворениях русских и адыгейских поэтов (А.Блок «На лугу», С.Есенин «Черёмуха», А.Прокофьев «Мне о России надо говорить», Ц.Теучеж «Пшиш», К.Жанэ «У адыгов обычай таккой», Ш.Куев «Мёртвое море»).

1

3. Народные сказки адыгов.

2

4. Нартский эпос. Знакомство.Сказания об Айдемиркане.

2

5. Творческое задание: рисуем сюжеты сказаний об Айдеиркане.

1

6.

Обобщающие уроки

2

1. Поэты и писатели Адыгеи. Урок-беседа.

1

2. Обобщение материала за год.

1

6 класс (68 ч.)





ТЕМА


Кол-во часов

1.

Мифология и эпос «Нарты»

13

1. Мифология.

1

2. Эпос «Нарты».

1

3. Сказание «Рождение Соусырыко». Творческое задание: рисуем героев сказания.

1

4. Сказание «Как Саусырыко добыл огонь».

1

5. Творческое задание: сравниваем образы героев мифов разных народов: Прометея и Саусырыко.

1

6. Сказание «Как погиб Саусырыко».

1

7.Творческое задание: устное словесное рисование: каким я представляю себе Саусырыко?

1

8. Р.Нехай. Поэма «Герой Сосруко».

2

9. Сказание «Легенда о трёх камнях».

1

10. Сказание «Светлорукая Адыиф».

1

11. Сказание «Серп Тлепша».

1

12. Народная мораль и мудрость в адыгских сказаниях.


1

2.

Литературные сказки

4

1. И.Машбаш «Сказание об огромном быке, о чабане-великане, о женщине-горянке и о её маленьком сыне».

2

2. М.Паранук. Сказка «Как лисица обед себе добыла». Творческое задание: сочиняем сказку.


2

3.

Адыгейская литература

42

1. Т.Керашев «Хатхе Мхамет и Анчок» (отрывок из повести).

4

2. Т.Керашев «Песня птиц» (отрывок из повести).

1

3. Т.Керашев. Рассказ «Абадзехский охотник».

2

4. М.Паранук. Стихотворение «Слышится топот коня…».

2

5. Д.Костанов. Рассказ в сокращении «Сын двух матерей».

3

6. Творческое задание: написание рассказа, в котором употребляются пословицы и поговорки о мире и дружбе.

1

7. С.Яхутль. Стихотворение «Если горы тебя зовут».

2

8. К.Жанэ. Стихотворение «Камбулет».

1

9. К.Жанэ. Рассказ «Тайна старого дуба».

3

10. А Гадагатль. Поэма «Бегущий огонёк».

2

11. И.Машбаш. Стихотворение «О языке земли моей родной».

1

12. Творческое задание: подбор к содержанию текста «О языке земли моей родной» пословиц и поговорок.

1

13. И.Машбаш «Партизаны бдительны» (отр. из романа «Метельные годы»).

5

14. Х.Беретарь. Стихотворение «Камень не плачет».

2

15. П.Кошубаев «Появленте невестки в доме Былымготовых» (отр. из рассказа «Старый петух Былымготовых»).

2

16. Творческое задание. Животные в нашей семье. Сочинение рассказа.

1

17. К.Кумпилов. Стихи.

1

18. Н.Куёк «Победители войны».

2

19. Н.Куёк. Стихотворение «Живу твоей любовью».

1

20. Р.Нехай «Мой адыгейский язык».

2

21. М.Емиж. Стихи.


3

4.

Развитие речи

6

1. ВОВ в стихотворениях русских и адыгейских поэтов.

2

2. Внеклассное чтение. Рассказы о животных.

2

3. Рассказы адыгейских писателей.


2

5.

АХК: Знаменитые люди искусства Адыгеи: Замудин Гучев, Умар Тхабисимов, Теучеж Кат, Ася Еутых, Амербий Кулов и другие.

2

6.

Обобщение материала за год.


2

7 класс (68 ч.)





ТЕМА


Кол-во часов

1.

Символы России и Республики Адыгея: герб, флаг, гимн.

3

2.

Произведения устного народного творчества

4

1. Устное народное творчество адыгов. Нартский эпос.

2

2. Пщинатль о Бадыноко-Шабатнуко.


2

3.

Адыгейская литература

58

1. А.Хатков. Стихи. «Река», «Смотрим на наши заводы, поля и радуемся».

3

2. Т. Керашев «Песня девушки» (отрывки из романа «Состязание с мечтой»).

3

3. М.Паранук. Сказка «Лиса и Журавль».

2

4. М.Паранук. Стихотворение «Край мой родной».

1

5. Цуг Теучеж. Жизнь и творчество. Стихотворение «В ногу с юными идти».

2

6. Творческое задание: разговор с литературным героем (написание письма, воображаемый разговор, письмо от имени героя, интервью).

2

7. Юсуф Тлюстен. Биография.

1

8. Ю.Тлюстен «Возвращение Асхада» (отр. из романа «Всё началось весной»).

4

9. Д.Костанов. Биографические сведения.

1

10. Д.Костанов. Рассказ «Пшипий». Творческое задание: продолжение рассказа своими размышлениями.

3

11. С.Яхутль. Стихотворение «Теберда».

2

12. Х.Андрухаев. Жизнь и творчество.

2

13. Х.Андрухаев. Стихи «Кавказ», «Сердце моё просит звонких песен».

2

14. К.Жанэ. Жизнь и творчество писателя.

1

15. К.Жанэ. Рассказы «Бирамкуль и ласточка», «Тайна Ельмыза».

3

16. И.Машбаш «Тембот и Джамбулат» (отр. из романа «Тропы из ночи»). Творческое задание: сопоставление героев.

3

17. Х.Ашинов. Рассказ «Бабушка Нисанор».

3

18. Творческое задание: Р.р.: рассказываем о своей бабушке.

1

19. Х. Беретарь. Жизнь и творчество.

1

20. Х.Беретарь «Слово о Хакурате» (отр. из поэмы).

3

21. П.Кошубаев. Жизнь и творчество писателя.

1

22. П.Кошубаев «Дедушка» (отр. из рассказа).

2

23. Творческое задание. Рассказываем о героях ВОВ Адыгеи.

1

24. Н.Куёк. Жизнь и творчество. «Сонет».

2

25. Стихи о ВОВ. Юрий Крючков «Ветераны».

2

26. Н.Куёк. Стихотворение «Предку».

1

27. Р.Нехай. Жизнь и творчество.

1

28. Р.Нехай. Стихи «Адыгские девушки», «Солнце».

4

29. Н. Багов. О поэте. Стихотворение «Взойдёт ещё солнце».


1

4.

Развитие речи

2

«Я хочу рассказать о …». Сообщения учащихся о писателях Адыгеи и их произведениях.


2

5.

Обобщение материала за год.

1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ для 5-11 классов (составлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №8 Юнгверт Н.К
  • Цель
  • Литературные сказки 4
  • Адыгейская литература 46
  • Развитие речи 7
  • Обобщающие уроки 2
  • Творческое задание
  • Произведения устного народного творчества 4