Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа педагога шаповал Евгении Мусаевны (соответствие занимаемой должности). Литература. 5 класс




страница1/8
Дата08.07.2017
Размер1.27 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 п.Прикалаусский


«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании МО,

директор МКОУ СОШ №15 зам. директора по УВР произведена внутренняя

экспертиза протокол №____

«____»__________2016 г. «____»__________2016 г. «____»__________2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шаповал Евгении Мусаевны

(соответствие занимаемой должности).

Литература.

5 класс.

2016-2017 учебный год.
Структура рабочей программы.


  1. Титульный лист (название программы)

  2. Пояснительная записка.

  3. Содержание тем учебного курса.

  4. Календарно-тематический план.

  5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

  6. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

  7. Перечень учебно-методического обеспечения.

  8. Список литературы (ЦОРы).


2. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв и др. – М., 2015) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Преподавание предмета ведётся на основе учебно-методического комплекта по литературе: Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. // Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв и др. – М.: Просвещение, 2015.

В соответствии с учебным планом на 2015-2016 учебный год в 5 классе предусмотрено количество часов на изучение литературы в объёме 140 часов за счёт компонента образовательного учреждения, в связи с этим содержание авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной расширено.

Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 5 класс» в 2-х частях. М: Просвещение,2015г. Авторы: Корвина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Рабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка» с требованиями ФГОС к результатам обучения, «Содержание курса», «Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса», «Тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников, «Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе» (5 класс).
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создания условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Цель изучения литературы в школе – воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для чего необходимо приобщить учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы. За основу литературного образования берется чтение с последующим изучением художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством для этой основы на всех этапах изучения литературы в школе становится повышение качества чтения, расширение его круга, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Такова задача на предстоящий учебный год. Необходимо развивать эмоциональное восприятие предмета, а не просто текста. Изучение курса литературы в 5 классе определяет дальнейшее отношение учеников к данному предмету.

К концу учебного года учащиеся должны знать авторов, произведения, размеры стихосложения, уметь отвечать на вопросы, составлять монологический ответ, анализировать произведение, составлять проект под руководством учителя.

В настоящее время особенно остро встает проблема утраты духовных ценностей и традиций, вместе с ней ставится вопрос о формировании духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Министерство образования Ставропольского края внесло изменения в процесс преподавания школьных предметов. Так, 10% учебного времени, запланированного на преподавании в школе литературы, необходимо отвести на изучение литературы Ставропольского края.

Коллектив учителей МОУ «Средней общеобразовательной школы№10 с.Солдато-Александровского Советского района» разработал экспериментальную программу по литературе Ставропольского края в 5-11 классах.

Цель программы:


  • обогащение основного курса литературы за счет введения в программу регионального компонента;

  • формирование гражданственности и патриотизма школьников.

Курс литературы Ставрополья основан на принципе историзма, связан с традиционным курсом литературы, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников.

В программу для 5 класса включены произведения ставропольских писателей о природе, о тружениках-хлеборобах, о ровесниках. При изучении литературного материала учащимся предлагается проследить за становлением характеров героев произведений, поразмышлять над решением нравственных проблем.


Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Введение

1 ч.

Устное народное творчество

12 ч.

Из древнерусской литературы

2ч.

Из литературы 18 века

2ч.

Из русской литературы 19 века

59ч.

Из русской литературы 20 века

45ч.

Из зарубежной литературы

19ч.


3. Содержание тем учебного курса.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.


Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)



Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.



«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.



«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).



Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).



Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.



«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная ХIХ века.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.



Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Русская литературная сказка ХХ века. (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


Писатели улыбаются.

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.



Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Раздел

Количество часов по программе

Количество часов по планированию

Примечание

К читателям.

1

1




Устное народное творчество.

12

10

Количество уроков сокращено в связи с необходимостью расширить количество часов на изучение раздела «Из русской литературы XIX века», на изучение тем по региональному компоненту.

Из древнерусской литературы.

2

2




Из русской литературы XVIII века.

2

2




Из русской литературы XIX века.

59

59

Количество часов уменьшено на изучение тем по региональному компоненту.

Из литературы XX века.

45

45

Количество часов уменьшено на изучение тем по региональному компоненту.

Из зарубежной литературы.

19

19

Количество часов уменьшено на изучение тем по региональному компоненту.

Уроки итогового контроля.

2

1

Количество часов уменьшено на изучение тем по региональному компоненту.

Уроки регионального компонента.

-

10

Добавлены в тематическое планирование 10 уроков регионального компонента.

Всего:

140часов

часов.





Количество уроков развития речи.

Название раздела

Сочинения

Классные (3)

Сочинения

Домашние (1)

К читателям.







Устное народное творчество.







Из древнерусской литературы.

Сочинение-отзыв о прочитанном произведении И.С.Тургенева «Муму».




Из русской литературы XVIII века.







Из русской литературы XIX века.

Сочинение. «Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».




Из литературы XX века.

Сочинение по произведению В.Г.Корленко «В дурном обществе».

Сочинение по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Из зарубежной литературы.







Уроки итогового контроля.







Уроки регионального компонента.








Количество уроков развития речи.

Название раздела

Сочинения

Классные (3)

Сочинения

Домашние (1)

К читателям.







Устное народное творчество.







Из древнерусской литературы.

Сочинение-отзыв о прочитанном произведении И.С.Тургенева «Муму».




Из русской литературы XVIII века.







Из русской литературы XIX века.

Сочинение. «Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».




Из литературы XX века.

Сочинение по произведению В.Г.Корленко «В дурном обществе».

Сочинение по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Из зарубежной литературы.







Уроки итогового контроля.







Уроки регионального компонента.









Произведения для заучивания наизусть


  1. Пословицы, поговорки.

  2. В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

  3. И.А.Крылов. Басни (по выбору).

  4. А.С.Пушкин. «У лукоморья...». «Няне».

  5. Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную зимнюю пору...»).

  6. А.А.Фет. Весенний дождь.

  7. М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

  8. С.А.Есенин. «Я покинул дом родной...». «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор).

  9. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору обучающихся (А.Т.Твардовский, К.М.Симонов и др.).

  10. Из раздела «О Родине и родной природе» (1-2 стихотворения).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

Класс 5

Учитель Шаповал Евгения Мусаевна

Количество часов

Всего 140; в неделю 4 часа

Плановых контрольных уроков: классных сочинений – 3, домашних сочинений – 1, уроков регионального компонента – 10

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений: Литература 5-11 классы под редакцией В.Я.Коровиной. М.: «Просвещение», 2015г.

Рабочей программы: Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011г.



Учебник Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ: «Литература 5 класс» в 2-х частях. М: Просвещение, 2015г. Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Дополнительная литература, цифровые образовательные ресурсы: Поурочные разработки по литературе 5 класс М: ВАКО Авторы: Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В.
  1   2   3   4   5   6   7   8