Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов




страница1/3
Дата05.07.2017
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

2.Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

3.Программа по литературе для 9-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

4.Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

Пояснительная записка

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В рабочей программе указаны конкретные произведения, выделены этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:


  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление, классификация;

  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Основные теоретико-литературные понятия

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел, фантастика.

−Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.

− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

− Деталь. Символ.

− Психологизм. Народность. Историзм.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.



Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.



Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в XI классе выделяется 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). Продолжительность учебного года - 34 учебные недели.



Учебно-тематическое планирование по литературе

Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)










Всего

часов


Уроков развития речи (Р/р)

1 полугодие

16 недель

48

7

2 полугодие

18 недель

54

10

год

34 недель

102

17


Класс 11 (базовый уровень)

Количество часов: всего – 102 ; в неделю – 3 часа.
Основные знания, умения и навыки обучающихся

По окончании 11 класса учащиеся должны: знать / понимать



  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX –XX веков;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска нужной информации в справочных материалах;

- развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;

- ведения аргументированной полемики;

- определения круга чтения и оценки литературных произведений;

- самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.



Методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для 9-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

  2. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

  3. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.

  4. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.

  5. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.

  6. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.

  7. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.

  8. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.

  9. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.

  10. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.

  11. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.

Основное содержание

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Введение

Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождение «людей-эпох», переживших свое время.



Литература первой половины XX века

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалипсических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н.Толстого и А.П.Чехова рубежа веков.



Писатели-реалисты начала XX века

И. А. Бунин

Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мною…», «Христов воскрес! Опять с зарёю…» и др.

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».

Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоление суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

Опорные понятия: лирическая проза, приёмы словесной живописи.

Внутрипредметные связи: И.А.Бунин и М.Горький; Л.Н.Толстой о творчестве И.А.Бунина; влияние реализма И.С.Тургенева и А.П.Чехова на бунинскую прозу.

Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В.Нестерова; романсы С.В.Рахманинова на стихи И.А. Бунина.

Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».

М. Горький

Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору.

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах- легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.

Повесть «Фома Гордеев».

Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».

Пьеса «На дне».

Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М.Горького; М.Горький и писатели объединения «Среды»; И.Анненский о драматургии М.Горького («Книги отражений»).

Межпредметные связи: М.Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».

Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».

А.И. Куприн

Повести: «Олеся», «Поединок».

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, её духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.

Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчивание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.

Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль деталей в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Опорные понятия: очерковая проза; символистическая деталь.

Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И.Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.

Межпредметные связи: Л.В.Бетховен.Соната 2 (ор.2.№2) Largo A ppassionato (к рассказу «Гранатовый браслет»).

Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы: «Allez!», «Гамбринус», «Штабс –капитан Рыбников».

Л.Н.Андреев

Повести «Иуда и искариот», «Жизнь Василия Фивейского».

«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н.Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н.Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.

Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.

Внутрипредметные связи: М.Горький и А.А.Блок о творчестве Л.Н.Андреева; традиция житийной литературы в «Жизни Василия Фивейского».

Межпредметные связи: творческие связи Л.Н.Андреева и И.Е.Репина; рисунки Л.Н.Андреева.

Для самостоятельного чтения:рассказы: «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена», «Баргамот и Гараська».

У литературной карты России

Обзор творчества В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева –Ценского по выбору.Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я.Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева –Ценского)



Серебряный век русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса».Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).



Символизм и русские поэты-символисты

Предсимволистские тенденции в русской поэзии(творчество С.Надсона, К.Фофанова, К.Случевского и др.).Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт и др.) и младосимволисты (А.Блок, А.Белый, С.Соловьев, Вяч. Иванов и др.).



В.Я.Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я.Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я.Брюсова. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.

К.Д.Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Челн томления», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, её созвучность романтическим настроениям эпохи. Многозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой» стихотворений К.Д.Бальмонта.

Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов. Поэтические открытия А.А.Фета, их значение для русского символизма.

Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э.Борисов –Мусатов, М.А.Врубель, К.С.Петров- Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н.Скрябин).

А. А. Блок

Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу в темные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», « Но поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение « музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцать».

Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

Внутрипредметные связи: черты философии поэзии В.Соловьева в лирике А.Блока; творческие связи А.Блока и А.Белого.

Межпредметные связи: лирика А.Блока и живопись М.Врубеля; Блок и Ю.Анненков – первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…», «Фабрика», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

Преодолевшие символизм

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И.Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов- кубофутуристов. Вклад Н.Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.



И.Ф.Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф.Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткости к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф.Анненского.

Н.С.Гумилев.

Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.

Герой-маска ранней поэзии Н.С.Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С.Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.

Внутрипредметные связи: полемика Н.С.Гумилева и А.Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н.С.Гумилева («Заблудившийся трамвай»).

Межпредметные связи: лирика Н.С.Гумилева и живопись П.Гогена; рисунки Н.С.Гумилева.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как конквистадор в панцире железном…», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».

А. А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства…», «Высокомерьем дух твой помрачен…», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А.Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой истории». Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А.Ахматовой. Гражданских пафос стихотворений военного времени.

Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема».Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.



Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.

Внутрипредметные связи: А.Ахматова и Н.Гумилев; творческий диалог А.Ахматовой и М.Цветаевой; стихи А.Ахматовой об А.С.Пушкине.

Межпредметные связи: образ А.Ахматовой в живописи (К.Петров-Водкин, Ю.Анненков, А.Модильяни, Н.Альтман и др.); «Реквием» А.Ахматовой и Reguiem В.Моцарта.

Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя».

М. И. Цветаева

Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Молитва», «Тоска по Родине! Давно…», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» (« Имя твое- птица в руке…») и др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой, её поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие её поэзии.

Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) страха.

Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М.Цветаевой; посвящение поэтам – современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).

Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М.Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).

Для самостоятельного чтения: «Поэма горы», циклы «Пригвождена…», «Стихи к Блоку», «Ученик».

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон»

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики. А Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приёмов комического.



У литературной карты России

Обзор творчества М.М.Пришвина. М.А. Волошина, В.К.Арсеньева – по выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М.Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М.Волошина. Этнографическая проза В. Арсеньева.



Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В.Розанова, «Окаянные дни» И.А.Бунина, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Молитва о России» И.Эренбурга, «Плачи» А.М.Ремизова, «Голый год» Б.Пильняка и др.).



Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И.Бунина, И.Шмелева, А.Ремизова, Г.Иванова, Б.Зайцева, М.Цветаевой, А.Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев»

Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И.Бабеля, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Сорок первый» Б.Лавренева и др.).



Развитие жанра антиутопии в романах Е.Замятина «Мы» и А.Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы».

Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатиристическая заостренность новеллистического сказа М.Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В. В. Маяковский

Стихотворения: «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В.Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В.Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.

Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).

Бунтарский пафос «Облако в штанах»: черты «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта - гражданина.

Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.

Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В.Маяковского ти творчество поэтов-кубистов (К.Малевич, М.Ларионов, И.Машков и др.); В.Маяковский и театр.

Межпредметные связи: поэзия В.Маяковского и творчество художников-кубистов (К.Малевич, М.Ларионов, И.Машков и др.); В.Маяковский и театр.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!», пьесы «Клоп», «Баня».

С. А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль…», «Чую радуницу Божью…», «Над темной прядью перелесиц…», «В том краю, где желтая крапива…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею.ю не зову, не плачу…», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А.Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А.Есенина. Богатство поэтических речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы: «Пугачев», «Анна Снегина». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», её нравственно- философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А.Есенина.



Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.

Внутрипредметные связи: С.Есенин и А.Блок; творческая полемика С.Есенина и В.Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.

Межпредметные связи: С.Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г.Свиридова, З.Левиной, В.Липатова, В.Веселова и др.).

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Иония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов

Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.



Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П.Васильева и М.Исаковского (символический образ России – Родины). Лирика Б.Корнилова, Дм. Кедрина, М.Светлова, А.Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф.Гладкова, «Соть» Л.Леонова, «Гидроцентраль» М.Шагинян, «Время, вперед!» В.Катаева, «Люди из захолустья» А.Малышкина и др.).

Драматургия: «Чужой ребенок» В.Шкваркина, «Таня» А Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг Н.Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как заклялась сталь».



Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н.Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А.Твардовского «Страна Муравия» и роман М.Шолохова «Поднятая целина».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно- историческое значение.



Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И.Бунина, Б.Зайцева, И.Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г.Иванова, Б.Поплавского, Н.Оцупа, Д.Кнута, Л.Червинской, Г.Адамовича и др.

О.Э.Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояния «веку – волкодаву». Художественное мастерство поэта.

А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико - языковое своеобразие романа.

Опорные понятия: песенно – лирическая ситуация. «Парижская нота» русской поэзии.Историко-биографическое повествование; собирательный образ эпохи.

Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох. «Петровская» тема в произведениях М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, А.А.Блока.

Межпредметные связи:песни на стихи М.Исаковского, М.Светлова, А.Жарова и др. исторические источники романа «Петр Первый» (труды Н. Устрялова, С.Соловьева и др.).

М. А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон»

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции в Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно- стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически –конкретное вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

Опорные понятия: хронотоп романа – эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.

Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А.Фадеев, И.Бабель, М.Булгаков).

Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В.Владимировой, А.Френкеля, М.Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С.Корольков, О.Верейский, Ю.Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И.Правова и О.Преображенской (1931), С.Герасимова (1958).

Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».

У литературной карты России

Обзор творчества С.Н.Маркова, Б.В.Шергина, А.А.Прокофьева – по выбору. Мастерство воссоздания характеров русских землепроходцев в творчестве С.Маркова. Духовное наследие русского песенного Севера в произведениях Б.Шергина. Поэтический облик России в лирике А.Прокофьева.



М. А. Булгаков

Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» - по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбинных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.

«Мастер и Маргарита» как «роман – лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно- композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.



Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.

Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М.Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргариты» (И.В.Гёте, Э.Т.Ф.Гофман, Н.В.Гоголь).

Межпредметные связи: М.Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М.Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбинных».

Б. Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л.Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество, Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л.Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л.Пастернака.

Роман «Доктор Живаго».

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л.Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

Опорные понятия: метафорический ряд; лирико – религиозная проза.

Внутрипредметные связи: Б Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б.Пастернак и В.Маяковский.

Межпредметные связи: рисунки Л.О.Пастернака; музыкальные образы Ф.Шопена в лирике Б.Пастернака.

Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя – жизнь», «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».

А. П. Платонов

Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза», повести: «Сокровенный человек», «Котлован» - по выбору.

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П.Платонова. Тип платоновского героя- мечтателя, романтика, правдоискателя.«Деткость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П.Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность её названия. Роль «ключевых» слов – понятий в художественной системе писателя.



Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.

Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А.Платонова и Е.Замятина. Шариков А.П.Платонова и Шариков М.А.Булгакова («Сокровенный человек» - «Собачье сердце»).

Межпредметные связи: проза А.Платонова и живопись П.Филонова.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества», «Старый механик», «Фро», повесть «Джан».

В.В.Набоков

Роман «Машенька».

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.

Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции в романе «Машенька»; В.Набоков И.Бунин.

Межпредметные связи: литературное двуязычие в творчестве В.Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня», роман «Защита Лужина».

Литература периода Великой Отечественной войны

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А.Толстой, И.Эренбург, Л.Леонов, О.Берггольц, В.Гроссман и др.).



Лирика военных лет. Песенная поэзия В.Лебедева –Кумача, М.Исаковского, Л.Ошанина, Е.Долматовского, А.Суркова, А.Фатьянова, К.Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М.Алигер, «Сын» П.Антокольского, «Двадцать восемь» М.Светлова и др.). Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К.Симонова, «Звезда» Э.Казакевича, «Спутники» В.Пановой, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Судьба человека» М.Шолохова и др.

А. Т. Твардовский

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь…», «В чем хочешь человечество вини…» и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А.Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма «По праву памяти».

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Опорные понятия: лирико –патриотический пафос; лирический эпос.

Внутрипредметные связи: И.А.Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А.Твардовского.


Каталог: doc
doc -> Александр Сергеевич Пушкин
doc -> Малярова Татьяна (гобой)
doc -> Г. Х. Андерсен писал:,,Да, мой отец был честным ремесленником, всему, чего я достиг, я обязан самому себе, а не деньгам или происхождению. Думаю, что я в праве этим гордиться
doc -> А. С. Пушкин в свое время внес большой вклад в духовную сокровищницу Украины и ее народа
doc -> Сто восемь минут…
doc -> Коммуникативная стратегия славянофильского журнала «русская беседа» (1856-1860 гг.) 10. 01. 10 Журналистика
doc -> Александр II и отмена крепостного права в россии объект исследования
doc -> Установите соответствие между войнами, которые вела Россия и мирными договорами. Ответ оформите в виде таблицы
  1   2   3