Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012




Скачать 412.91 Kb.
страница1/3
Дата02.07.2017
Размер412.91 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ____________________В.П. Зиновьев «____»___________________20__ г. СОВЕТСКАЯ И РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 1917 – 2000-е гг. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Направление 030600 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 1. Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» является формирование системы представлений о развитии истории исторической науки в нашей стране, связанной с изучением ее прошлого. Курс охватывает период развития отечественной исторической науки с 1917 по 2000-е годы. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история. Курс является третьей, завершающей частью обязательной для студентов исторического факультета дисциплины – историография отечественной истории. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, а также источниковедения и методологии истории. Изучение данного курса предваряет деятельность студентов по созданию выпускной квалификационной работы. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Студент должен знать: - основные этапы развития отечественной исторической науки в указанный период; - видных представителей отечественной историографии; - основной круг научных исследований и учебных работ, оказавших решающее влияние на развитие отечественной исторической науки. Студент должен уметь: - понимать условия и закономерности, определявшие развитие отечественной исторической науки в указанный период; - выделять ключевые проблемы развития исторической науки в нашей стране. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История А) общекультурные (ОК): - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8); - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9), - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); – готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); б) профессиональными (ПК): в научно-исследовательской деятельности: – способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4); – способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); – способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); – способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); 4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 40 часов. № пп Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в час.) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) В том числе лекции Практические занятия СРС . 1. Вопросы периодизации советской и российской историографии отечественной истории 7 11-12 2 2 Эссе. Тестирование. Реорганизация системы учебных и научных исторических учреждений (1917 - середина 1930-х гг.) 4 4 Разработка теоретико-методологических проблем в отечественной историографии в 1920-е годы 2 2 Дискуссии в марксистской историографии (1920 - начало 1930-х гг.) 13-14 2 2 Тестирование Унификация развития исторических знаний во второй половине 1920- - первой половине 1930-х годов 2 2 Советская историография тоталитарного периода (конец 1930-х - начало 1950-х гг.) 2 2 Советская историография в период «оттепели» (середина 1950 - конец 1960-х гг.) 2 2 Процессы «торможения» в советской исторической науке (конец 1960 - первая половина 1980-х гг.) 15-16 2 2 Тестирование Анализ реферетов Советская историография в период «перестройки»(1985 – 1991 гг.) 2 2 Современное развитие отечественной историографии (1990 – 2000-е годы.) 2 2 5. Образовательные технологии В данном курсе используются: традиционная объяснительно-иллюстративная технология (лекции, зачет), фрагменты технологии проблемного обучения (проблемные лекции), исследовательские технологии, а также организация СРС. В ходе обучения студенты в рамках СРС на основе выбранной темы готовят реферативное исследование по одному из сюжетов курса. Материалом для такого исследования являются источники и литература, предлагаемая по каждой теме. Допускаются и варианты написания реферата по теме, интересующей студента и не выходящей за рамки тематики курса. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. По разделу 1. Эссе: - Ваша интерпретация суждения: Историография – дисциплина, создающая проблемы исследователям и руководителям науки. Тесты: 1. Назовите имя первого директора Истпарта: А) Покровский М.Н., Б) Адоратский А.А., В) Ольминский М.С., Г) Ярославский Е.М. 2. Укажите позитивные и негативные стороны Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934). 3.Удалите лишнее из данного перечня учреждений: - Коммунистическая Академия, - Общество историков-марксистов, - Институт истории АН СССР, - Институт Красной профессуры. Перечень тем для рефератов: Проблема построения периодизаций в советской историографии. Типология периодизаций развития отечественной исторической науки в ХХ в. Обсуждение вопроса о критериях периодизации советской исторической науки в 1960-1962 гг. на страницах журнала «История СССР». Реформирование в СССР системы учебных исторических учреждений в 1920-е годы. Традиционные и инновационные формы организации образовательного процесса в учебных исторических учреждениях СССР в послеоктябрьский период. Содержание и формы работы Института красной профессуры. Изменения в научной деятельности историко-филологического отделения АН СССР в конце 1920-начале 1930-х гг. Развитие отечественной немарксистской историографии в послеоктябрьский период. Особенности научно-исследовательской деятельности Истпарта. Общество историков-марксистов и его роль в развитии марксистской исторической науки. Особенности теоретико-методологического кризиса в отечественной немарксистской историографии в 1920-е гг. Дискуссия о своеобразии исторического развития России и природе российского абсолютизма. Полемика историков-марксистов по вопросам истории революционно-освободительного движения в России. Работа советских историков по подготовке учебников для школ и вузов страны в 1930-е гг. «Краткий курс истории ВКП(б) и его роль в развитии советской исторической науки. Исследования советских историков по истории войн и внешней политики царизма в 1930-1940-е гг. Проблемы древней и средневекой истории России в исследованиях советских историков в 1930-1950-е гг. Обсуждение вопросов становления русского централизованного государства в 1930-1950-е гг. Становление советской историографии Великой отечественной войны в 1940-1950-е гг. ХХ съезд КПСС и его влияние на развитие советской исторической науки. Общее и особенное в дискуссиях советских историков 1920-х и 1960-х гг. Дискуссии об особенностях российского империализма в конце 1950-1960-е гг. Обсуждение советскими историками вопроса об аграрном строе России накануне Октябрьской революции в 1960-е гг. Влияние общественно-политического развития на проблематику исследований советских историков в 1960-1970-е гг. Особенности развития советской историографии в «застойный» период. Исследования по древней и средневековой истории России в 1960-1970-е гг. Содержание историко-партийных исследований в конце 1950 – начале 1980-х гг. Изменения в развитии советской исторической науки в период «перестройки». Освоение советскими историками немарксистского идейного наследия в конце 1980 – начале 1990-х гг. Междисциплинарные исследования по отечественной истории. Гендерная проблематика в работах по отечественной истории. Прошлое России в современных трудах по «истории повседневности». 33.Новая проблематика и новые подходы в изучении отечественной истории в 1990 – 2000-е гг. Формы итогового контроля: Зачет в седьмом семестре 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 1. Рекомендуемая литература (основная) Балашов В.А., Юрченков В.А. Историография отечественной истории (1917 - начало 90-х гг.). Учебное пособие. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1994. 189 с. Очерки истории исторической науки ХХ века. Омск: Изд-во Омгу, 2005. 684 с. Советская историография. Под ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Российск. гуманит. ун-т, 1996. 592 с. Современная российская историография Под ред. В.И. Меньковского. В двух частях. Минск: РИВШ., 2009. – Ч. 1. – 338 с.; Ч. 2. – 274. 2. Рекомендуемая литература (дополнительная) Алаторцева А.И. Советская историческая периодика. 1917-середина 1930-х годов. М.: Наука, 1989. 256 с. Алексеева Г.Д., Желтова Г.И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений (20-30-е годы). Ташкент: Фан, 1977. 136 с. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки Вопросы истории. - 1991. - № 2-3. С. 21-36. Данилов В.П. Современная российская историография: в чем выход из кризиса Новая и новейшая история. - 1993. - № 6. С. 95-101. Дубровский А.М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепции истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930 – 1950-е гг). Брянск. 2005. Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки (подготовка кадров историков-марксистов). М.: Мысль, 1968. 197 с. Историография истории СССР (эпоха социализма): Учебник. Под ред. И.И. Минца. М.: Высшая школа, 1982. 336 с. Историческая наука России в ХХ веке. М.: Наука, 1997. 540 с. Сахаров А.Н. Методология истории и историография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 216 с. Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М.: Памятники исторической мысли, 1997. 228 с. 3. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы студентов Артизов А.Н. Судьбы советских историков школы М.Н. Покровского (середина 1930-х гг) Вопросы истории. – 1994. № 7. С. 34-48. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки по истории советского общества. М.: Политиздат, 1992. 332 с. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М.: Политиздат, 1987. 60 с. Городецкий Е.Н. Советская историография Великого Октября (1917-середина 30-х годов). Очерки. М.: Наука, 1981. 368 с. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964. М.: ИЦ «Россия молодая», 1993. 200 с. Из глубины. Сб. статей о русской революции. Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991. 606 с. Искендеров А.А. Историческая наука на пороге ХХ1 века Вопросы истории. - 1996. - № 7. с. 3-31. Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. Под ред. Г.А. Бордюгова. М.: Политиздат, 1996. 464 с. Историки спорят. Тринадцать бесед. М.: Политиздат, 1989. 510 с. Историческая наука и некоторые проблемы современности. М.: Наука, 1969. 430 с. История и социология. М.: Наука, 1964. 341 с. Кринко Е.Ф. Современная российская историография Великой Отечественной Войны: итоги двух десятилетий Былые годы. 2009. № 4. С.6-19. Мезин С.А. Курс историографии Отечественной истории: предмет, задачи, современные подходы и состояние учебной литературы Как изучают историю в высшей школе: опыт, перспективы, дискуссии. Вып. 4. Отв. ред. М.С. Бобкова. М.: ИВИ РАН. 2007. С. 335-356. Нечкина М.В. К итогам дискуссии о периодизации истории советской исторической науки История СССР. - 1962.- № 2. с.57-76. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004. Сидорова Л.А. Межличностные коммуникации трех поколений советских историков Отечественная история. 2008. № 2. С. 129-137. Информационное обеспечение: С.П. Бычков, В.П. Корзун Введение в историографию отечественной истории ХХ века: http:cornholio.narod.ruhistory6chapter5par2.htm 8. Материально техническое обеспечение дисциплины Оргтехника: компьютер, экран. Авторский комплект копьютерных презентаций. Рабочая программа по курсу «Советская и российская историография отечественной истории» составлена на основе требований ФГОС - 3 высшего профессионального образования по направлению 020700 – История. Автор: Соколов Виктор Юрьевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории. Рецензент: Профессор С.Ф. Фоминых Рекомендовано методической комиссией исторического факультета Председатель комиссии, доцент_____________В.Ю. Соколов «___»_________________2012 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПЕРИОДИЗАЦИЯ СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Значение периодизации для систематизации исторических знаний. Разработка периодизаций, их роль в становлении общей культуры историка. Периодизация развития исторической науки, как инструмент управления процессом формирования представлений о прошлом. Октябрьская революция 1917 г. - исходная точка анализа развития исторических знаний в марксистской историографии 1920-х гг. Доклады М.Н. Покровского “Общественные науки в СССР за 10 лет” и М.В. Нечкиной “Наука русской истории”. Социальные и классовые критерии в периодизации развития советской исторической науки А.М. Панкратовой. Организация комиссии по истории исторической науки при АН СССР, работа ее участников над многотомным изданием “Очерков истории исторической науки в СССР”. Актуальность вопросов периодизации развития отечественной исторической науки на рубеже 1950-1960-х гг. Дискуссия по проблемам периодизации истории советской исторической науки на страницах журнала “История СССР” в 1960-1962 гг. Вопрос о критериях периодизации и выделении основных периодов развития советской историографии. Столкновение позиций М.В. Нечкиной и М.Е. Найденова. Выход четвертого тома “Очерков истории исторической науки в СССР” в 1966 г. Обсуждение проблем периодизации истории советской исторической науки в период в 1970- первой половине 1980-х гг.: поиски новых критериев и выделение новых периодов. Позиция А.Н. Сахарова в вопросе о критериях периодизации развития исторической науки. Вопросы периодизации в вузовском учебнике “Историография истории СССР (эпоха социализма) 1982 г. и в пятом томе “Очерков истории исторической науки в СССР” 1985 г. Перестройка отечественной исторической науки во второй половине 1980-х гг.: поиски критериев для выделения нового периода. Борьба за сохранение традиций и радикальное обновление основ историографических знаний, место обсуждения проблем периодизации в этой борьбе. Вклад исторической публицистики конца 1980-начала 1990-х гг. в осмысление проблем периодизации развития современной отечественной историографии. Характерные черты развития отечественной историографии советского периода в издании “Советская историография” под редакцией Ю.Н.Афанасьева 1996 г. “Постперестроечные” явления в современной исторической науке: место вопроса о периодизации в разработке региональной тематики, локальных проблем. Значение проблемы периодизации развития исторической науки в вузовском курсе историографии современной отечественной истории. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА: В комиссии по истории исторической науки Известия АН СССР. Серия ист. и филос. наук. 1946. Т.3. № 4. Игнатенко Т.А. Проблемы научной периодизации отечественной историографии в советской исторической науке История и историки. 1981. - М., 1985. Историография истории СССР (эпоха социализма): Учебник. - М., 1982. Найденов М.Е. Проблемы периодизации советской исторической науки История СССР. - 1961. - № 1. Нечкина М.В. Наука русской истории Общественные науки в СССР, 1917-1927. - М., 1928. Нечкина М.В. К итогам дискуссии о периодизации истории советской исторической науки История СССР. - 1962.- № 2. Нечкина М.В., Городецкий Е.Н. Историографические исследования в СССР Развитие советской исторической науки, 1970-1974. - М., 1975. Очерки истории исторической науки в СССР. Т.1У, - М., 1966; Т. У. - М., 1985. Панкратова А.М. Советская историческая наука за 25 лет и задачи историков в условиях Великой Отечественной войны 25 лет исторической науки в СССР. - М.;Л.. 1942. Покровский М.Н. Общественные науки в СССР за 10 лет Вестник Ком. академии. - 1928. - № 2. Сахаров А.Н. Изучение отечественной истории за 50 лет Советской власти Его же. Методология истории и историография. - М., 1981. Балашов В.А., Юрченков В.А. Историография отечественной истории (1917 - начало 90-х гг.) - Саранск, 1994. Советская историография. Под ред. Ю.Н. Афанасьева. - М., 1996. РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ( 1917 - середина 1930-х гг.) Место гуманитарных знаний в культуре общества индустриального периода. Идеологические и прагматические требования к вузовской системе в СССР: причины закрытия исторических факультетов и организации факультетов общественных наук (ФОНов) в университетах страны. Декреты СНК “О реорганизации преподавания общественных наук в вузах РСФСР” и “Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школ РСФСР” (1920-1921). Позиция руководителей Наркомпроса (А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, Н.К. Крупская) в вопросе о преподавании истории в школе. Качество учебных пособий и уровень научной подготовки историков и обществоведов марксистской ориентации в первые годы Советской власти. Создание новых центров подготовки историков-марксистов и их роль в развитии научных знаний. Коммунистические университеты и их роль в формировании первого поколения советских историков-марксистов. Институт красной профессуры: новые формы и методы обучения историков, облик и общественная деятельность студентов ИКП, труды его сотрудников. Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН) - центр педагогической и научной работы советских историков. Проблема взаимоотношений специалистов марксистского и немарксистского направлений. Сотрудники и выпускники: виднейшие представители отечественной исторической науки. Деятельность Историко-филологического отделения Академии Наук СССР в 1920-е гг. Изменения его структуры, форм работы и тематики исследований. Мировоззрение и научные взгляды историков-академиков, влияние на их эволюцию социально-политических изменений в стране. Педагогическая и исследовательская работа на социально-историческом отделении Коммунистической (Социалистической) Академии общественных наук. Открытие Общества историков-марксистов: его состав, тематика исследований, формы работы. Первая Всесоюзная конференция историков-марксистов и ее роль в развитии отечественной исторической науки. Комиссия для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории Коммунистической партии (Истпарт). Научно-исследовательская и общественно-пропагандистская деятельность Комиссии. Основные центра Истпарта и их роль в собирании и публикации источников по истории Октябрьской революции и истории ВКП(б). Процесс формирования Института К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина: архивная, издательская и научно-исследовательская деятельность его сотрудников. Идеологический и пропагандистский аспекты работы института. Создание Центрального партийного архива ИМЭЛ. Научные общества - центры изучения и популяризации революционного прошлого России. Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев и Общество старых большевиков. Состав участников и их роль в общественной и научной жизни страны. Работа над “Историей заводов и фабрик”: новый тип научно-исследовательской деятельности. Создание советской архивной системы. Декрет СНК “О реорганизации и централизации архивного дела” 1918 г. Система подготовки архивных работников в СССР. Деятельность Архивного управления по централизации сбора и хранения исторических архивов. Особенности исторической периодики 20-х гг. Журналы “Историк-марксист”, “Вестник Коммунистической академии”, “Пролетарская революция”, “Архивное дело”, “Красный архив”, “Большевик”, “Каторга и ссылка”, “Борьба классов” и др. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА: Генкина Э.Б. Воспоминания об ИКП История и историки. 1981. - М., 1985. Волгин В.П. Реорганизация Академии наук Вестник АН СССР. - 1931. - № 1. Гуковский А.И. Как я стал историком История СССР. - 1964. - №3. Дружинин Н.М. Воспоминания и мысли историка Изд. 2-е, - М., 1979. Максаков В. Некоторые итоги. 1918-1924 Архивное дело. 1925. Вып. 3-4. Покровский М. Десятилетие Института красной профессуры Правда. 11 февраля 1931. Устав Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев Каторга и ссылка. - 1921. - № 2. Алаторцева А.И. Советская историческая периодика. 1917-середина 1930-х годов. - М., 1989. Алексеева Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука в России (1917-1923). - М., 1968. Алексеева Г.Д., Желтова Г.И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений (20-30-е годы). - Ташкент, 1977. Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки (подготовка кадров историков-марксистов). - М., 1968. Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР. - М., 1969.
  1   2   3

  • СОВЕТСКАЯ И РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
  • 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
  • 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 4. Структура и содержание учебной дисциплины
  • 5. Образовательные технологии
  • 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. По разделу 1. Эссе
  • Перечень тем для рефератов
  • Формы итогового контроля
  • 2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
  • 3. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы студентов
  • Информационное обеспечение
  • Автор
  • Рекомендовано
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
  • РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ( 1917 - середина 1930-х гг.)