Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа «мы все люди с гор»




страница1/5
Дата07.07.2017
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«МЫ ВСЕ ЛЮДИ С ГОР».


Направленность: туристско-краеведческая.

Срок реализации: 2 года.

Возраст воспитанников: 7-11 лет.

Старший воспитатель: Астахова Алена Григорьевна.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Мы все – люди с гор?»

А. Забелин

Очень может быть, что мы все «люди с гор».

Во всяком случае, очень многие люди стремятся в горы. Иные стремятся всю жизнь, но так и попадают. Я им искренне сочувствую. А те, кто в горы попадают, снова и снова туда возвращаются! И расставаясь, говорят друг другу: «До встречи в горах».

«Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования …»

(из материалов коллегии Министерства образования).

Все вышеназванные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только из десяти школьников можно признать вполне здоровым. Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность существования учебных курсов, программ, проектов, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

Ситуация с состоянием и воспитанием детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что эта проблема стала волновать всю общественность. Но, увы, поздно бить тревогу и заниматься исследованиями, необходимо предпринимать энергичные меры для изменения сложившегося положения. Одним из реальных, давно апробированных путей, является т у р и з м .



2. Цели и задачи.

Основная цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения; создание условий для развития творческого потенциала, самореализации, социальной адаптации, укрепления здоровья и подготовки юных туристов.

Цель программы предусматривает решение следующих задач:


  • занятость детей в свободное время;

  • организация полноценного досуга;

  • создание возможностей для творческого развития детей;

  • приобщение детей к культурным ценностям;

  • организация полноценного досуга;

  • развитие определенных качеств личности;

  • физическое развитие и оздоровление детей;

  • мотивация к познанию и творчеству;

  • стимулирование творческой активности;

  • развитие способностей к самообразованию;

  • ранняя профессиональная ориентация;

  • обучение подростков умению справляться со сложными жизненными ситуациями путем общения с природой, друзьями, не прибегая к губительным привычкам;

  • обучать приемам самостоятельной работы с книгой, картами и другими туристским снаряжением;

  • развивать личные качества, связанные с умственными, познавательными способностями, творческой активностью и самостоятельности;

  • развивать логическое мышление, речь, воображение, общение;

  • расширить географию путешествий учащихся нашего края;

  • формировать у воспитанников представления о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством;

  • эстетические: аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту;

  • способствовать формированию духовности, воспитанию патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории своей Родины;

- профилактика асоциального поведения конечная цель каждого воспитанника.
3. Краткие сведения о коллективе.

Психолого-педагогическая особенность. Статус, вид группы – профильный; состав группы постоянный – 14-15 человек; используется групповая форма занятий. Организация обучения на добровольных началах: дети – родители (законные представители) – воспитатели.

Возраст учащихся с 10 до 15 лет. 1-5 классы, 6-7 классы.

Особенности набора детей. Для зачисления в группу, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Режим работы. Авторская программа «Мы все люди с гор» рассчитана на два года обучения, с 5-ти часовой нагрузкой в неделю, 20 часов в месяц, за учебный год 170 часов.

Режим работы группы в течение года постоянен. Занятия проводятся ежедневно по 1 часу.

Экскурсионные поездки организуются в выходные дни и в каникулярное время (в зависимости от погодных условий). Воспитатель может увеличивать объём учебно-тренировочных нагрузок и количество экскурсионных поездок.
4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Нормативно-правовые документы.

Содержание программы отражает следующие направления:



  • помощь детям в индивидуальном развитии;

  • адаптация их к жизни в обществе;

  • мотивация к познанию и творчеству;

  • стимулирование творческой активности;

  • развитие способностей к самообразованию.

Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, учебный план, расписание, методические рекомендации, нормативные и инструктивные документы, постановления, письма и приказы.

  • Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации.

  • Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма А. Теплоухова. Федерация спортивного туризма, Краснодар, КрайСЮТур 2000 г.

  • Постановление правительства РФ: от 07.03.1995 г. за № 233; от 22.03.1997 г. № 212.

  • Писем Минобразования РФ: от 24.03.1997 г за № 12; от 30.06.1999 г. за 3 446/28-16.

  • Приказов Минобразования РФ: от 22.05.1998 г. за № 1327; от 11.08.2000 г. за № 2439; от 03.05.2000 г. за № 1276; от 30.06.1999 г за № 446/28-16.

  • Приказ ДОН от 18.02.2002 г. за № 01.8/53; приказ ГАС от 27.02.2002 г за № 272; санитарные правила СП. 2.4.2.782-99, п.2,9.

  • Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. М., ЦДЮТур Минобразования России, 1999 г.

  • Авторская программа «Мы все – люди с гор» педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории А.Г. Корж.

4.2. Пути решения поставленных в программе задач.

Каждое занятие по программе обеспечивает развитие личности ребёнка, то есть используется личностно-ориентированный подход.



Основные формы проведения занятий: беседы, встречи, дискуссии, викторины, экскурсии, походы выходного дня, игры, праздники, викторины, олимпиады, выставки, концерты, фестивали, эстафеты и др.

По своей специфике программа имеет развивающий характер и направлена на развитие природных задатков детей, реализацию интересов и их способностей. Обучение начинается с освоения детьми туристско-краеведческих умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения в природной среде и социуме.

Обучение детей можно разделить на три взаимосвязанных этапа. На каждом из них решаются свои специфические задачи.

Программа предусматривает поэтапную систематизацию и обобщение материала.



Первый этап – информационно-познавательный. Воспитанники в этот период овладевают основами туристских и краеведческих знаний.

Второй этап – операционно-деятельностный. На этом этапе формируются умения обучающихся самостоятельно выполнять определённые задания воспитателя: самостоятельное выполнение обязанностей в группе, разбивка бивуака, приготовление пищи, разработка маршрута, подготовка и ремонт снаряжения, проведение наблюдений и т.д.

Третий этап – практико-ориентированный. Результатом его является овладение спецификой работы и практическая деятельность по туристской специальности.

Систематические занятия по данной программе способствует приобретению воспитанниками знаний о подготовке к туристскому походу; о подборе группы; о подготовке снаряжения и продуктов питания; о своём крае; технике и тактике туризма; об ориентировании на местности; об оказании первой доврачебной помощи; о наблюдениях за природой; о здоровом образе жизни; о преодолении целого комплекса природных препятствий и многих других. То есть совокупность этих знаний и является фундаментом для выработки жизненных навыков.



В первый год занятий особенно важно воспитать у ребят осознание того, что успех каждого путешествия зависит от тщательной подготовки, сплочённости и ответственности каждого. Поэтому главное внимание уделяется практической работе коллектива по подготовке к экскурсионным поездкам. Маршруты походов выходного дня построены так, чтобы ребята могли познакомиться с местами боевой и трудовой Славы края, наиболее типичными формами рельефа, рекой, озером.

Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в группе в период подготовки и проведения путешествий. Воспитанники должны активно участвовать в выработке, анализе и реализации действий по решению тактических и технических задач поведения, действий в природных условиях.

Огромное значение имеют разборы итогов экскурсионных поездок. Обсуждение должно проходить спокойно, без обвинений и обид. Удачно проведённый разбор итогов экскурсии учит ребят думать, критически относиться к себе, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для воспитателя, обсуждение экскурсии – средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать особенности их характера, образа мысли, интересов. Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника.

Программа последующих лет обучения предусматривает дальнейшее накопление опыта и навыков, необходимых каждому всесторонне развитому туристу. Процесс всестороннего развития идёт по спирали, возвращаясь к изученным темам – повторяя изученный материал, ребята знакомятся с новыми темами.

В учебный план второго года обучения введены часы специальной физической подготовки.

Туризм развивает и совершенствует необходимые человеку физические качества – выносливость, быстроту, силу различных групп мышц, ловкость. Кроме того, в туристских походах совершенствуются морально-волевые качества, такие, как смелость, решительность, дисциплинированность, коллективизм, активность, воля и др. Все эти качества должны вырабатываться и развиваться в учебно-тренировочном процессе.

На занятиях «Специальной физической подготовки» по развитию опорно-двигательного аппарата применяются комплексы специальных упражнений для укрепления общего состояния здоровья: комплекс упражнений утренней гимнастики, упражнения для развития силы рук, упражнения для развития гибкости и силы мышц туловища, упражнения на растягивание и расслабление, упражнения для развития силы ног, упражнения в равновесии, бег и прыжки.

На каждом занятии ребята играют в подвижные игры.



Для контроля эффективности обучения, с чем пришли дети (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль), используется собственная система оценки в следующих формах: участие в спортивно-туристских мероприятиях и открытых занятиях.

Контроль позволяет определить эффективность обучения воспитанников, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. А для ребят, родителей, педагогов контроль позволяет увидеть результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.

Очень интересны собрания с родителями организованные в конце учебного года, на которых воспитанники показывают своим мамам, папам, родственникам «товар лицом» в туристско-спортивной эстафете. Родители - самые благодарные зрители и слушатели, а детям требуется признание их успехов. К тому же творческая внеучебная сторона жизни детей - особый богатый пласт их жизни.

5. Условия реализации программы.

Условия необходимые для реализации учебного процесса по программе:



  • воспитатель;

  • воспитанники;

  • учебный класс;

  • оборудование, необходимое для образовательного процесса;

  • личное, групповое и специальное турснаряжение;

  • дидактические и методические материалы.


6. Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии оценки.

Результатом обучения воспитанников по программе является определённый объём знаний, умений и навыков:



  • развитие способностей;

  • улучшение показателей адаптации в обществе;

  • наглядное проявление – участие в выставках, концертах, публикациях и др.;

  • повышение престижа учреждения.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы по годам обучения, спортивные достижения, участие в походах выходного дня и экскурсионных поездках.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива (группы), заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей Родины.

В конце каждого учебного года (в том числе по годам обучения) воспитателем проводится открытое занятие или спортивно-туристская эстафета, в которой лучше всего ребята показывают на практике все свои знания, умения и навыки.

Минимум требований

к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.



Название разделов и тем

Знания

Умения и навыки

1

Вводное занятие.

Что такое туризм. Историю предмета. Чем полезны и интересны походы и экскурсии.

Рассказать о своих путешествиях с родителями.

2

История туризма и путешествий.

Первые путешественники, русские экспедиции и путешественники

Первых путешественников. Исторические цели путешествий. Русские экспедиции, путешественников.

Называть фамилии первых путешественников.


Эпоха великих географических открытий и исследователи ХХ-го века.

Путешественников и исследователей ХХ-го века.

Называть фамилии путешественников и исследователей ХХ-го века.

Современных путешественников.



Детский туризм в России.

Педагогов XIX века. О развитии краеведения и роли А.С. Макаренко в развитии детского туризма.

Называть фамилии педагогов XIX века.

Структура туризма.

Структуру туризма. Активные и пассивные способы передвижения. Плановый и самодеятельный туризм. Основные, специальные и промежуточные способы передвижения.

Отличать активные и пассивные способы передвижения, плановый и самодеятельный туризм. Отличать способы и виды передвижений.

Цели и значение туристских путешествий.

Формы туризма. Деление путешествий по территориальному признаку и по характеру организации. Способы передвижения. Основы категорирования туристских маршрутов. Требования к участникам и руководителям спортивных походов. Разрядные требования по спортивным походам.

Называть формы туризма и способы передвижения. Отличать деление путешествий по территориальному признаку и по характеру организации.

Комплектование группы.

Как подобрать участников похода. Особенности отношений в туристских группах. Требования обеспечения безопасности. Правила общения с местными жителями.

Подобрать группу участников похода. Общаться с местными жителями. Уметь не конфликтовать в группе.

Распределение обязанностей в группе.

Особенности отношений в туристских группах. Распределение обязанностей в группе.

Выполнять и распределять обязанности по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

3

Общие сведения о снаряжении.

Личное снаряжение.

Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного, группового и специального снаряжения для учебно-тренировочного похода. Особенности и детали походной одежды. Условия эксплуатации ботинок, чистку, уход и их хранение. Типы спальных мешков. Специальные предметы и нужные «мелочи».

Чистить и ухаживать за обувью. Правильно упаковать спальный мешок.

Укладка рюкзака.

Типы рюкзаков и области их применения. Укладку рюкзака.

Чистку рюкзака.

Уметь выбрать рюкзак, уложить его, надеть и подогнать. Уход за рюкзаком.

Групповое снаряжение.

Перечень группового снаряжения.

Уложить в рюкзак групповой тент, котлы, ремнабор и костровое хозяйство. Зачехлить по ТБ топоры и пилы.

Медицинская аптечка.

Принципы формирования индивидуальной, малой, экстренной и основной аптечки первой помощи. Ампульную укладку. Расчёт количества медикаментов.

Перевязочный материал, антисептики наружного действия, средства, применяемые при поражении глаз и ушей, болеутоляющие и жаропонижающие средства, сердечно-сосудистые средства, противоаллергические средства, спазмолитики, успокаивающие средства, лекарства, применяемые при болезнях органов дыхания, лекарства, применяемые при болезнях желудка и кишечника, противоинфекционные средства, средства для внутреннего применения. Инструменты.



Сформировать и упаковать аптечки: индивидуальную, малую, экстренную и основную аптечку первой помощи. Распознавать и применять перевязочный материал, антисептики наружного действия, средства, применяемые при

поражении глаз и ушей, болеутоляющие и жаропонижающие средства, сердечно-сосудистые средства, противоаллергические средства, спазмолитики, успокаивающие средства, лекарства, применяемые при болезнях органов дыхания, лекарства, применяемые при болезнях желудка и кишечника, противоинфекционные средства, средства для внутреннего применения. Инструменты.



Палатки.

Типы палаток. Как выбрать палатку. Условия хранения и уход за палаткой.

Установить палатку и разместить в ней вещи. Ухаживать за палаткой.

Специальное снаряжение.

Перечень специального снаряжения и его особенности.

Уметь пользоваться специальным снаряжением. Составить перечень личного, группового и специального снаряжения для учебно-тренировочного похода с учётом погодных условий.

4

Биваки. Костры.

Техника бивачных работ.

Где нельзя располагать лагерь. Организацию ночлега. Виды биваков и их устройство. Укрытия в непогоду.

Технику безопасности при выборе стоянки для привала.



Организовать ночлег. Обустроить различные виды биваков при отсутствии палаток и спальных мешков. Сделать укрытие из подручного материала в непогоду.

ТБ при выборе стоянки для привала.

Основные требования к месту привала бивака. Порядок работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря.

Выбрать место для привала, бивака.

Костры.

Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности у костра и при заготовке дров. Технику безопасности у костра.

Развести костёр. Заготовить дрова. Уложить костёр различными способами.

5

Узлы.

Классификация узлов. Узлы для связывания концов верёвки. Узлы для присоединения верёвки к опоре. Схватывающие узлы.

Классификацию узлов. Узлы для связывания концов верёвки. Узлы для присоединения верёвки к опоре. Схватывающие узлы.


Вязать узлы. Узлы для связывания концов верёвки: прямой узел, Академический, встречный, ткацкий, шкотовый, брамшкотовый и узел грепвайн. Узлы для присоединения верёвки к опоре: проводник, проводник-восьмёрку, стремя, двойной проводник, булинь, узел «двойной булинь», грудную обвязку, Австрийский проводник, карабинную удавку, удавку, узел «удава», двойной узел «удава», штык, узел «штык с обносом». Схватывающие узлы: пруссик, Австрийский схватывающий, узел Бахмана. Узлы для ознакомления.

6

Условные топографические знаки.

Группы УТЗ.

Четыре вида и шесть групп условных топографических знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа.

Распознавать группы УТЗ. Читать и изображать топографические знаки. Определять формы рельефа по карте.

7

Туристские песни.

Изучение биографий классиков авторской песни.

Биографии классиков авторской песни.

Исполнять несколько туристских песен по выбору.

8

Туристу о природе (метеонаблюдения).

Погода и её предсказание.

Понятия погода и климат, метеорологические элементы (давление воздуха, температура воздуха), фен, горно-долинные ветры, бризы, лесной ветер. Условные значки метеонаблюдений.

Объяснять причины изменения погоды. Оценить скорость ветра по школе Бофорта. Вести журнал метеонаблюдений туристской группы, в том числе и в походных условиях.

Облачность.

Понятия: осадки, видимость, атмосферные явления. Название ярусов, русское и международное название основных форм, сокращённое международное обозначение, внешние признаки. О циклонах и антициклонах.

Объяснить понятия, образование циклонов и антициклонов. Отличать яруса облаков и их внешние признаки. Обозначать название ярусов русскими и международными значками.

Признаки погоды.

Признаки погоды: давление, температуру воздуха, ветер, облачность, осадки, атмосферные и некоторые другие явления. Признаки: устойчивой ясной погоды; перемены ясной погоды на ненастную; устойчивой ненастной погоды; перемены ненастной погоды к лучшей и признаки приближения грозы. Народные приметы осени, зимы, весны и лета.

Определять и предсказывать по признакам погоду. Использовать народные приметы.

9

Охрана природы.

Лес – наш зелёный друг.

Правила поведения в лесу. О пользе животных. О бережном отношении к растительности и животному миру. Правила соблюдения тишины и чистоты. Влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности.

Определять последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Правовая защита природы.

Правовую защиту природы. Растения и животных, занесенных в Красную книгу России и Краснодарского края и подлежащих охране.

Называть и показывать нескольких представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу России и Краснодарского края.

Редкие и исчезающие виды флоры Кубани.


Редкие и исчезающие виды флоры Кубани.

Перечислить и показать редкие и исчезающие виды флоры Кубани.

10

Организация и подготовка путешествий.

Определение целей экскурсии.

Психологические аспекты подбора группы.




Порядок организации и проведения экскурсий, порядок действий при подготовке к многодневным походам. Меры безопасности при подготовке и проведении путешествий. Разработку маршрута, графика движения и аварийные варианты. Распределение обязанностей в группе. Упаковку медаптечки и расфасовку продуктов питания. Оформление путевых документов. Инструктаж по технике безопасности.

Выбрать район путешествия, собрать сведения о нём. Разработать маршрут, график движения и аварийные варианты. Распределить обязанности в группе. Упаковать медаптечку и расфасовать продукты питания. Оформлять путевые документы. Укладывать личное и групповое снаряжение.

11

Экскурсии.

Экскурсии.

Маршрут, график движения, организацию привалов. Место для биваков. Правила поведения вне населённых пунктов, вопросы экологии. Опасные, ядовитые и лекарственные растения. Историю родного края.

Передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы. Организовать походный быт. Преодолевать различные, естественные и искусственные препятствия, владеть приёмами самостраховки. Выполнять необходимые природоохранные мероприятия. Предсказывать погоду на ближайшие сутки.

12

Итоговое занятие.

Этапы прохождения маршрута. Условия и правила проведения туристско-спортивной эстафеты.

Ориентироваться по «маршрутному листу», преодолевать естественные препятствия, ориентироваться, оказывать первую доврачебную помощь, переносить пострадавшего и организовать технику бивачных работ. Пользоваться личным, групповым и специальным снаряжением. Спеть отрядную песню. Формулировать выводы.


13

СФП туриста.




Специальная физическая подготовка туриста. Комплексы упражнений.

Специальную физическую подготовку туриста. Примерные комплексы упражнений: утренней гимнастики, упражнения для развития силы рук, для развития гибкости и силы мышц туловища, упражнения на растягивание и расслабление, для развития силы ног, упражнения в равновесии.

Выполнять комплексы упражнений: утренней гимнастики, упражнения для развития силы рук, для развития гибкости и силы мышц туловища, упражнения на растягивание и расслабление, для развития силы ног, упражнения в равновесии. Бег и прыжки.




Тестирование физической подготовленности школьников занимающихся туризмом.

Контрольные упражнения.


Выполнять: наклон вперёд из положения сидя и прыжок в длину с места; подтягиваться на перекладине; выполнять челночный бег (3*10), сек., 6-минутный бег, м. и бег на 30 м., сек.




Комплексы тренировочных занятий для выполнения в домашних условиях.

Основы тренировки бегуна, лыжника и велосипедиста. Условия и правила проведения подвижных игр.

Выполнять все комплексы упражнений, в том числе в походных и домашних условиях.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»
  1   2   3   4   5

  • 3. Краткие сведения о коллективе. Психолого-педагогическая особенность.
  • Возраст учащихся
  • 4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Нормативно-правовые документы.
  • 4.2. Пути решения поставленных в программе задач.
  • Основные формы проведения занятий
  • Первый этап
  • «Специальной физической подготовки
  • Для контроля эффективности обучения
  • 5. Условия реализации программы.
  • 6. Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии оценки.
  • Минимум требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.
  • Название разделов и тем Знания Умения и навыки
  • История туризма и путешествий.
  • Общие сведения о снаряжении.
  • Чистку рюкзака.
  • Условные топографические знаки.
  • Туристу о природе (метеонаблюдения).
  • Организация и подготовка путешествий.