Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа «Литературное чтение»




страница1/5
Дата21.07.2017
Размер1.15 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
Наименование образовательного учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» «УТВЕРЖДАЮ» __________________ «____» ______200__г. Рабочая программа «Литературное чтение» (учебный предмет) 1 - 4 (классы) 4 года (сроки реализации) Разработчики: Обсуждена и согласована на методическом объединении Протокол №_____от «___»_____20__г. Принята на педагогическом совете Протокол №_____от «___»_____20__г. Год разработки ______ Содержание № пп Название раздела Страницы 1. Раздел I. Пояснительная записка. 3 2. Раздел II. Содержание учебного предмета (основные блоки, модули). 19 3. Раздел III. Учебно-тематическое планирование. 29 4. Раздел IV. Обеспеченность материально-техническими средствами и информационно-техническими ресурсами. 49 5. Раздел V. Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями. 51 6 РазделVI Внеурочная деятельность 52 7. Раздел VII. Организация текущего и промежуточного контроля знаний. 52 8 Раздел VIII. Список литературы (основной и дополнительной) для обучающихся и учителя. 64 Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования: Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г. Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования России от 09.02 98. № 322); ФГОС начального общего образования утвержден от 6 октября 2000 года № 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г.) Изменения ФГОС НОО ( Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г № 1241 ;зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г) Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ; Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации). Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования Карелии от 5 мая 2006 г. № 599); Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Программа по литературному чтению 1-4 класс». Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В Литературное чтение 1-4 . Методические рекомендации для учителя.- М. : Баласс, 2009 Вид реализуемой программы: Основная общеобразовательная программа начального общего образования. Предмет «Литературное чтение» реализуется за счет инвариантной части учебного плана. Время, отведённое на изучение предмета: 1 класс – 136 часа, 4 часа в неделю 2 класс – 136 часов, 4 часа в неделю 3 класс - 102 часа, 3 часа в неделю 4 класс - 102 часа, 3 часа в неделю 3 Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и уме- ющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предпо- лагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима- нию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебно- го года начинается раздельное изучение литературного чтения и рус- ского языка. Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению: (1-й класс – «Азбука», «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся. Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы: 1. Тематика чтения. 2. Техника чтения. 3. Формирование приемов понимания прочитанного. 4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. 5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями. 6. Развитие устной и письменной речи. Национально-региональный компонент Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования (далее – региональный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г. в соответствии приказом Министерства образования Российской Федерации от № 1089 Изучение направлено на достижение следующих целей: воспитание любви и уважения к культуре народов, населяющих Республику Карелию, интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников; развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении русского, карельского, вепсского и финского фольклора, произведений карельских писателей и поэтов. Обязательный минимум содержания Круг чтения Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору учителя). Карельские пословицы и поговорки. Колыбельная песня. Детский фольклор (загадки, считалки, скороговорки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, обрядовые песенки, небылицы и перевертыши). Сказки народов Карелии. «Калевала» как литературно-фольклорный памятник (в пересказе). Былины (одна – две былины). Произведения карельских писателей и поэтов, доступные для восприятия младшими школьниками (два – три произведения и два – три стихотворения по выбору учителя). Произведения детских писателей и поэтов о Карелии. На НРК отводится 10-15 процентов учебного времени В 1 классе реализуется через курс « Литературное чтение» в содержательной линии « Говорим и рассказываем» , « Учим буквы - учимся читать и писать» по учебнику Букварь. Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева, О.В. Пронина № урока тема НРК 1 Вводный урок. Календарь и календарные праздники Праздники Карелии 2. Животные и растения вокруг нас. Слова -названия Животные и растения Карелии ( составление предложений) 3. Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. Составление предложений 4 Летом в деревне (на даче). Составление предложений. Составление предложений о деревне 5. Кто помогает человеку в саду и огороде Знакомство с текстом. Составление предложений об овощах и фруктах 8. На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Составление предложений о рыбах Карелии 9. Сказочные предметы и картинки. Предложение. Текст. Карельские сказки 10. Театр. Повторение основных понятий. Составление рассказа по картинкам с ведением диалога действующих лиц. Театры Карелии 13 На уроке труда. Ударение. Природный материал 14 Деление слова на слоги. Ударный и безударный слоги. Наблюдение над значением слов. Составление предложений о Карелии по схемам. 15. Повторение основных изученных понятий Составление предложений о Карелии по схемам. 22. Гласный звук [ а ], буква а. Понятие о единственном и множественном числе. Потешки Карелии 25 Заглавная буква И. Упражнение в чтении Названия рек Карелии 32 Согласные звуки [с], [с], буква с . Составление предложений о птицах Карелии 40 Упражнение в чтении слов с изученными буквами. Составление предложений о городах Карелии 55 Согласные звуки [ в ], [ в ], буква в . Народности Карелии 60 Строчная гласная буква ё. Упражнение в чтении. Скороговорки Карелии 61 Заглавные буквы Е,Ё. Упражнение в чтении. Спорт Карелии 64 Согласные звуки [б], [б], буква б. Знакомство с книгами карельских авторов 68 Согласные звуки [ з ], [ з ], буква з. Составление предложений о зимних картинах Карелии 70 Строчная гласная буква я и ее звуки. Составление предложений о рябине 73 Согласный звук [ж], буква ж. Составление предложений о жёлуде. 78 Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто, что Буквосочетания ча, чу. Игра в слова (карельские названия) 79 Согласные звуки [ ц ], [щ], буквы щ,ц. Составление предложений о домашних животных 80 Заглавные буквы Ц,Щ. Буквосочетания ща, щу Составление предложений о щуке,леще. 81 Согласные звуки [ф], [ ф], буква ф Составление предложений о фиалке 82 Заглавная буква Ф. Повторение написания слов и предложений с большой буквы. Что вы знаете о своих фамилиях 82 Гласный звук [ э ], буква э. Карельские загадки 83 Заглавная буква Э. Лекарственные растения Карелии Составление предложений 87 Заглавная буква Ю. Упражнение в чтении и письме. Тамара Юфа –карельский художник иллюстратор 88 Буква Ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Составление предложений об улицах о достопримечательностях Петрозаводска 89 Разделительный мягкий знак Ь Составление предложений об улицах Петрозаводска По учебнику «Капельки солнца» Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева, О.В. Пронина № ур ТЕМА НРК М.Пришвин «Медведь» М.Пришвин «Медведь» Стихи Г.Граубина Рисунок медведя. Составление предложений Ю.Коваль «Дик и черника» Рисунок черники Составление предложений М.Коршунов «Дом в Черемушках» Деревни Карелии Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных» Ю.Мориц «Ворона» Составление предложений о домашних животных Стихи Г.Граубина, В.Бирюкова, Т.Золотухиной Стихи карельских поэтов И.Токмакова «Туман» В.Песков «Листья падают с кленов» Рисуем клен Н.Сладков «Почему ноябрь пегий» Е.Благинина «Улетают, улетели…» Составление предложений об осени в Карелии Н.Сладков «Песенки подо льдом» «Шапки долой» «Бегство цветов» Составление предложений о зиме в Карелии Стихи И.Токмаковой, Г.Новицкой, С.Маршака Стихи карельских поэтов К.Паустовский «Приточная трава» Составление предложений о травах Карелии А.Александров «Лесные шорохи» Г.Скребицкий «Лесной голосок» Составление предложений о лесе Карелии Ю.Мориц «Что над чем» С.Козлов, Г.Цыферов «Где живет солнце» Заключительный урок по книге Составление предложений О природе Карелии Стихи карельских поэтов Во 2- 4 классе реализуется в программе « Край , в котором я живу» в содержательной линии «Устное народное творчество Карелии», «Литература Карелии». Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы Карелии выпускник должен знатьпонимать основное содержание изученных произведений, названия, авторов; фольклор малых жанров Карелии уметь определять тему и главную мысль произведения детских писателей Карелии приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг детских писателей и поэтов Карелии; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. Общая характеристика учебного предмета В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; 5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литерату- ре, книгах, писателях. Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литератур- ное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом дет- стве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методи- ческие рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся. В программе за основу взят традиционный тематический прин- цип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логи- кой. Суть её заключается в следующем. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотно- шения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведе- ния, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы совре- менных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вгля- дываться в окружающий его мир. Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяет- ся. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное про- странство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились тру- долюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глу- пость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль. В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чте- ния – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произве- дения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти- хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соот- ношения произведений детской литературы и текстов, вошед- ших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведе- ния, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зару- бежной детской литературы, произведения русских писателей и поэ- тов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу. В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жан- рах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей воз- никло первоначальное представление об истории литературы как про- цессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и системати- зировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его перево- ды народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубеж- ной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обу- чения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведе- ниям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произ- ведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тема- тике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей дет- ской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивиро- ванностью. Как же сделать чтение мотивированным Как реализо- вать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занима- ют «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяс- нять, аргументированно рассуждать, общаться и взаимодейство- вать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежли- вости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья позна- ют себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объясни- ли», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п. Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рас- сказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие. В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третье- классницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учеб- ник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики. При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации
  1   2   3   4   5

  • __________________ «____» ______200__г. Рабочая программа «Литературное чтение»
  • Год разработки ______ Содержание
  • Раздел I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Вид реализуемой программы
  • Национально-региональный компонент Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования
  • Изучение направлено на достижение следующих целей: воспитание
  • Обязательный минимум содержания Круг чтения
  • По учебнику «Капельки солнца» Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева, О.В. Пронина
  • Во 2- 4 классе реализуется в программе « Край , в котором я живу» в содержательной линии «Устное народное творчество Карелии», «Литература Карелии».
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Во 2-м классе
  • В 3- м класс е
  • В 4- м класс е
  • В 1- м класс е
  • В о 2- м класс е