Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа курса «История России XVII xviii века»




Скачать 172.22 Kb.
Дата29.04.2017
Размер172.22 Kb.
ТипРабочая программа курса
История России

7 класс
Рабочая программа курса «История России XVII - XVIII века»

для 7 классов основной школы

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе

Федерального компонента Государственного стандарта общего образования

Примерной программы основного общего образования по истории

Авторской программы Е.В.Пчелова

«История России с древнейших времен до конца XVIII века».

Для 6-7 классов основной школы – М., «Русское слово», 2012

Рабочая программа рассчитана на учебник:

Пчелов Е.В. История России XVI-XVIII века: учебник для 7 класса

основной школы – М.: «ТИД Русское слово-РС»,2010

Рабочая программа разработана на 38 часов.


Курс «История России с древнейших времен до конца XVIII века» в 6-7 классах являются началом системного изучения отечественной истории. Курс истории России в 7 классе охватывает период XVII-XVIII вв. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Курс истории России (XVII - XVIII вв.) строится на раскрытии пяти ключевых тем: Россия на рубеже XVI - XVII в., Россия в XVII веке, Россия в 1 четверти XVIII века, Россия в 1725-1762гг., Россия в 1762-1800гг. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у обучающихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной, региональной и всеобщей истории, лучшей организации познавательной деятельности школьников.

Задачи изучения истории России в 7 классе:

– продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной са­моидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии России в 7 классе относятся следующие убеждения и ка­чества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Русского царства и Российской империи;

– осмысление социально-нравственного опыта России XVII-XVIII вв.;

– уважение к культуре допетровской и послепетровской России.

Метапредметные результаты изучения истории России в 7 классе выражаются в следующих качествах:

– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулиро­вать и обосновывать выводы), использовать современ­ные источники информации;

способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат).

Предметные результаты изучения истории России в 7 классе включают:

– овладение целостным представлением об историчес­ком пути России, соседних народов и государств в XVII-XVIII вв.;

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого; дворцовые перевороты; просвещенный абсолютизм Екатерины II.

– умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы; эпоха Петра Великого; период дворцовых переворотов; период правления Екатерины II и Павла I);

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, К. Минина и Дм. Пожарского, Алексея Михайловича, Никона и Аввакума, Степана Разина и Емельяна Пугачева, царевны Софьи, Петра Великого, А.С. Меншикова, Анны Иоанновны и Бирона, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII в. и др.;

– готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII-XVIII вв.


Содержание программы

Введение (1 час)

РАЗДЕЛ 1 СМУТНОЕ ВРЕМЯ (5 часов)

История Смутного времени позволяет понять, что даже в самые сложные и тяжёлые годы, когда перед страной стояла угроза потери независимости, представители разных сословий народа смогли объединиться для возрождения государственности.

Основные понятия и термины: Смутное время, самозванство, междуцарствие. Семибоярщина, ополчение, «прелестные письма». Земский собор.

Персоналии: Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Марина Мнишек, Василий Шуйский, патриарх Гермоген, Иван Болотников, Лжедмитрий II, Филарет Романов, Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий, князь Дмитрий Трубецкой, Козьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, Михаил Романов.



Тема 1. В преддверии Смуты. Экономические и политические причины Смуты. Кризис власти. Нарастание противоречий в обществе. Проблема престолонаследия. Гибель царевича Дмитрия. Пресечение московской династии Рюриковичей. Избрание Бориса Годунова на царство. Его политика. Опала Романовых. Великий голод. Причины самозванства.

Тема 2. Лжедмитрий I. Легенда о спасшемся царевиче Дмитрии. Личность первого самозванца. Отрепьев в Речи Посполитой. Начало похода Лжедмитрия I. Неудачи и успехи. Смерть Бориса Годунова. Царь Федор Борисович. Гибель династии Годуновых. Лжедмитрий I — московский царь. Политика Лжедмитрия I, её противоречивый характер. Причины недовольства новым царём. Заговор Василия Шуйского. Гибель Лжедмитрия I.

Тема 3. Царь Василий Шуйский. Избрание Василия Шуйского царём. «Крестоцеловальная запись». Личность царя Василия. Его политика. Болотников. Причины его движения. Основные цели и задачи болотниковцев. Участники движения и его характер. Ход войны под предводительством Болотникова с царём Василием Шуйским. Лжепётр. Причины поражения Болотникова. Разгром движения.

Тема 4. Лжедмитрий II. Появление Лжедмитрия II, происхождение и личность самозванца. Его поддержка поляками. Состав участников его движения. Тушинский лагерь. Вера народа в «доброго» и «справедливого» царя. Появление новых самозванцев. Договор России со Швецией. Начало открытого вторжения войск Речи Посполитой на территорию России. Осада Смоленска. Князь М.В. Скопин-Шуйский. Поражение царских войск у Клушино.

Тема 5. Междуцарствие. Свержение царя Василия Шуйского. Семибоярщина. Договор о призвании на русский трон польского принца Владислава. Гибель Лжедмитрия II. «Ворёнок». Развал Семибоярщины. Роль Русской православной церкви в отпоре врагам. Деятельность патриарха Гермогена. Формирование Первого ополчения. Деятельность «Совета всей земли». Начало освобождения Москвы. Развал Первого ополчения. Результаты его деятельности. Авантюра Лжедмитрия III. Присяга «Совета всей земли» новому «царю».

Тема 6. Второе ополчение и освобождение Москвы. Положение России. Захват шведами Новгорода. Угроза потери независимости. Возникновение Второго ополчения. Личности князя Пожарского и Кузьмы Минина. Освобождение Москвы. Земский собор для выборов царя. Основные кандидаты и группировки. Избрание Михаила Романова на царство. Судьба Михаила Романова во время Смуты. Подвиг Ивана Сусанина. Приезд Михаила в Москву и его венчание на царство. Начало династии Романовых.

РАЗДЕЛ II

РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ (10 часов)

Основные понятия и термины: Земский собор, Боярская дума, приказы, дьяки, подьячие, воеводы, стрельцы, раскол, старообрядцы, мануфактура, приписные крестьяне, всероссийский рынок, казаки, землепроходцы, ясак.

Персоналии: Михаил Федорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, Богдан Хмельницкий, Степан Разин, Семен Дежнев, Иван Москвитин, Ерофей Хабаров, Симон Ушаков.

Тема 7. Правление Михаила Федоровича. Пути выхода страны из кризиса. Объединение государства. Территориальные потери. Экономическое положение. Развитие торговли. Земские соборы. Деятельность патриарха Филарета. Личность Михаила Федоровича. Смоленская война. Азовское взятие. Основные результаты внешней политики при Михаиле Федоровиче.

Тема 8. Царь Алексей Михайлович. Личность царя. Причины Соляного бунта, состав участников. Последствия бунта — начало работы над новым Уложением.Разработка и принятие Соборного Уложения 1649 года. Его основные положения. Значение царской власти. Окончательное оформление крепостного права. Положение посадских. Соборное Уложение — свод законов нового Московского царства.

Тема 9. Россия в XVII веке. Территория страны. Население. Города. Административно-территориальное деление. Государственное управление. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Приказы. Местное управление. Армия. Стрелецкое войко. «Полки нового строя». Положение сельского хозяйства. Ремесленное производство. Складывание всероссийского рынка. Торговля. Развитие промышленности. Мануфактуры. Приписные крестьяне.

Тема 10. Присоединение Украины к России. Положение украинцев в Речи Посполитой. Национальные и религиозные отношения. Казачество. Запорожская Сечь, её самоуправление. Гетман Богдан Хмельницкий. Причины его выступления. Борьба Хмельницкого с Речью Посполитой. Обращение к России. Переяславская Рада. Присоединение Украины к России и его условия. Война с Речью Посполитой. Война со Швецией. Политика украинских гетманов. Результаты войны с Речью Посполитой. Значение вхождения Украины в состав Московского царства.

Тема 11. Раскол в Русской православной церкви. Причины церковных реформ. Никон, его личность. Сущность и ход проводимых им реформ. Возникновение старообрядчества. Личность протопопа Аввакума. Деятельность старообрядцев. Соловецкое восстание. Дальнейшая судьба старообрядчества.

Тема 12. Народные волнения в 1660-1670-е годы. Медный бунт. Его причины, характер, участники. Донское казачество. Его жизнь, занятия и порядки. Степан Разин, его личность. Начало движения Разина. Его ход, характер, движущие силы. Цели восставших. Разинское движение в Поволжье. Подавление восстания. Его место в истории России.

Тема 13. Сибирь в XVII веке. Территория и климатические условия. Народы Сибири, их занятия и быт. Начало колонизации Сибири. Её причины, участники этого процесса. Формы зависимости народов Сибири от России. Ясак. Система управления Сибирью. Значение освоения Сибири для России и для сибирских народов. Иван Москвитин и открытие русскими Тихого океана. Экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова. Исследования Камчатки В.В. Атласовым. Освоение Приамурья и Приморья В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым. Значение открытий русских землепроходцев.

Тема 14. Просвещение и литература в XVII веке. Распространение грамотности среди различных слоев населения. Значение книгопечатания. Рукописная книга. Столбцовое делопроизводство в приказах. Система образования. Буквари, грамматики. Училища. Славяно-греко-латинская академия. Традиционные и новые жанры литературы. Хронографы и летописи. Исторические сказания и повести. Народно-бытовые повести. Поэзия. Симеон Полоцкий. Первая газета «Куранты». Зарождение русского театра при Алексее Михайловиче.

Тема 15. Культура и быт в XVII веке. Основные черты русской архитектуры XVII века. Деревянное зодчество. Дворец в Коломенском. Каменное строительство. Теремной и Потешный дворцы. «Московское барокко». Появление реалистических черт в иконописи. Новые направления изобразительного искусства. Деятельность Симона Ушакова. Парсуны. Повседневная жизнь различных слоев общества. Одежда. Пища. Дома. Семья. Труд и отдых.

Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ III ЭПОХА РЕФОРМ ПЕТРА I (10 часов)

Основные понятия и термины: местничество, стрелецкие бунты, реформы, абсолютизм, флот, гвардия, рекруты, подушная подать, ревизия, губернии, коллегии, Сенат, Синод, Табель о рангах, ассамблея.

Персоналии: Федор Алексеевич, царевна Софья, Петр 1, царевич Алексей Петрович, Екатерина 1, Ф.Я. Лефорт, Ф.Ю. Ромодановский, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Карл XII, П.А. Толстой, Демидовы, К.А. Булавин.

Тема 16. Наследники Алексея Михайловича. Семья Алексея Михайловича. Правление Федора Алексеевича. Внешняя и внутренняя политика. Уничтожение местничества. Династический кризис. Стрелецкие бунты. Правление царевны Софьи. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы.

Тема 17. Начало правления Петра I. Жизнь Петра в Преображенском. Формирование его личности. Военные забавы. Немецкая слобода. Влияние европейцев. Переворот 1689 года. Сподвижники Петра. Азовские походы и строительство флота в Воронеже. «Великое посольство». Петр в Голландии и Англии. Стрелецкий бунт 1698 года. Расправа со стрельцами.

Тема 18. Начало Северной войны. Складывание антишведской коалиции. Начало Северной войны. Личность Карла XII. Поражение под Нарвой. Преобразование армии. Рекрутская система. Создание регулярных частей. Первые победы. Основание Петербурга.

Тема 19. Перелом в войне. Разгром Карлом XII армии Августа II. Карл поворачивает на Украину. Измена гетмана И.С. Мазепы. Битва при Лесной. Полтавское сражение. Военное искусство Петра 1. Разгром армии Карла XII. Значение Полтавской победы. Захват Прибалтики. Прутский поход Петра.

Тема 20. Конец Северной войны. Вторжение в Финляндию. Морские победы России. Ништадтский мир. Его значение. Превращение России в империю. Принятие Петром императорского титула. Каспийский поход и его результаты.



Тема 21. Государственные преобразования Петра I. Причины петровских реформ. Их ход, методы проведения. Учреждение Сената. Образование коллегий. Упразднение патриаршества и учреждение Синода. «Генеральный регламент». Формирование системы абсолютизма. Образование губерний. Местные органы власти. Введение подушной подати. Ревизии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Система российских сословий.

Тема 22. Экономика при Петре I. Экономический подъём и его причины. Рост мануфактурного производства. «Берг-привилегия». Работные люди. Приписные и посессионные крестьяне. Характер труда на промышленных предприятиях. Новые порты и торговые пути. Рост внутренней и внешней торговли. Таможенный тариф. Политика протекционизма.

Тема 23. Народные движения при Петре I. Причины народного недовольства в разных слоях общества. Восстание в Астрахани. Положение казачества при Петре I. Причины движения Булавина. Ход восстания, его разгром и последствия.

Тема 24. Преобразования в области культуры. Развитие системы образования. Начальное обучение. Подготовка специалистов. Введение гражданского шрифта, современных цифр, реформа летосчисления. Новые учебные пособия. Газета «Ведомости». Первая публичная библиотека. Кунсткамера. Указ о создании Академии наук. Новые веяния в живописи, скульптуре, архитектуре. Появление светской живописи. Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Бартоломео Карло Растрелли. Доменико Трезини. Архитектура петровского времени. Изменения в быту. Новые обычаи. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Быт дворянства и быт других сословий.

Тема 25. Династия Романовых в первой четверти XVIII века. Семья Петра I. Личность царевича Алексея. Причины разлада с отцом. Сыск по делу об измене царевича. Его гибель.Причины принятия «Устава о наследии престола», его сущность, последствия. Новый порядок престолонаследия — один из факторов политической жизни последующей эпохи.

РАЗДЕЛ IV

РОССИЯ ПОСЛЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (3 часа)

Основные понятия и термины: междуцарствие, временщик, фаворит, гвардейский переворот. Верховный тайный совет, кондиции, заговоры, кабинет министров, регентство, Академия наук, Академия художеств.

Персоналии: Екатерина 1, А.Д. Меншиков, Петр II, Долгорукие, Анна Иоанновна, Э.И. Бирон, АннаЛеопольдовна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Ф.Г. Волков, Ж. Делиль, Л. Эйлер, В. Беринг, В.В. Растрелли.

Тема 26. Наследники Петра I. Правление Екатерины I. Положение Меншикова. Верховный тайный совет. Правление Петра II. Падение Меншикова. Долгорукие. Смерть Петра II и пресечение рода Романовых. Приглашение на престол Анны Иоанновны. Кондиции. Попытка ограничения самодержавия.

Тема 27. Правление императрицы Анны Иоанновны. Ликвидация кондиций и упразднение Верховного тайного совета. Восстановление самодержавия. Окружение императрицы. Внутренняя политика. Кабинет министров. Заговор Волынского. Внешняя политика. Вмешательство в войну за «польское наследство». Война с Турцией, возвращение Азова. Результаты внешней политики. Завещание Анны Иоанновны. Брауншвейгекое семейство. Иоанн Антонович. Регентство Бирона. Регентство Анны Леопольдовны. Елизавета Петровна. Переворот 25 ноября 1741 года. Судьба Брауншвейгского семейства. Заточение и гибель Иоанна Антоновича.

Тема 28. Императрица Елизавета Петровна. Личность императрицы. Её влияние на политику страны. Внутренняя политика. Возвращение к «петровским традициям». Деятельность Шуваловых и Разумовских. Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Победы русского оружия. Выход России из войны, её результаты.

РАЗДЕЛ V


Золотой век Екатерины Великой и правление Павла I (9 часов)

Основные понятия и термины: просветители, Уложенная комиссия, Жалованные грамоты, ассигнации, народное восстание, народные училища, барокко, классицизм.

Персоналии: Петр III, Екатерина II, Павел I, А.В. Суворов, братья Орловы, Г.А. Потемкин, Ф.Ф. Ушаков, П.А. Румянцев, Е.И. Пугачев, А.Н. Радищев, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, Д.С. Бортнянский, Ф.И. Шубин, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.П. Лосенко, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

Тема 29. Император Петр III. Происхождение и личность Петра III. Его женитьба на Екатерине. Правление Петра III: Манифесте вольности дворянства, выход России из Семилетней войны, попытка секуляризации. Причины недовольства Петром III и его политикой. Происхождение Екатерины II. Её жизнь в России. Переворот 1762 года. Свержение Петра III и его гибель.

Тема 30. Екатерина II — личность и эпоха. Личность императрицы. Влияние идей французских просветителей. Первые годы правления. Уложенная комиссия и её работа. «Наказ» Екатерины. Роспуск Уложенной комиссии, её значение. Сподвижники Екатерины. Принципы общения Екатерины с людьми, «работа с кадрами». Личность и дела Г.А. Потемкина.

Тема 31. Внешняя политика при Екатерине II. Задачи внешней политики. Война с Турцией 1768—1774 годов. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Чёрному морю. Русско-турецкая война 1787—1791 годов. Взятие Измаила. Ясский договор и его условия. Внутренний строй Речи Посполитой. Причины разделов Речи Посполитой. Первые два раздела. Война с Т. Костюшко. Взятие Варшавы. Третий раздел Речи Посполитой. Земли, присоединённые к России.

Тема 32. Движение Е.И. Пугачева. Причины восстания. Фактор самозванства. Начало движения. Осада Оренбурга. Состав участников восстания. Внутреннее управление повстанцев. Их цели, призывы, идеология. Отход на Урал. Новое наступление. Взятие поволжских городов. Крестьянская война. Манифест Пугачева об отмене крепостного права. Причины поражения восстания. Арест Пугачева, расправа над ним и его сторонниками. Значение Пугачевского движения.



Тема 33. Внутренняя политика Екатерины II. Причины реформ. Губернская реформа. Рост числа городов. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Сельское хозяйство. Помещичье землевладение. Положение крестьян. Развитие промышленности. Торговая политика. Выпуск ассигнаций. Влияние французской революции на события в России. Изменение политического курса. Последние годы правления Екатерины II.

Тема 34. Правление Павла I. Личность императора. Противоречивость его характера. Новый закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Активность законотворчества. Регламентация и усиление дисциплины. Положение в армии. Непредсказуемость действий Павла I. Рост дворянского недовольства. Переворот 1801 года. Борьба с влиянием идей Французской революции. Вступление России в антифранцузскую коалицию. Военные победы Ушакова. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Значение их побед. Полководческое искусство Суворова и Ушакова.

Тема 35. Русская культура XVIII века. Политика государства в области просвещения. Создание новых учебных заведений. Народные училища. Русская наука и её достижения. Русские астрономы и их открытия. Развитие химии и медицины. Гуманитарная мысль. Князь М.М. Щербатов. Русские механики-самоучки И.И. Ползунов и И.П. Кулибин, их изобретения. Вклад русских учёных в мировую науку. Классицизм как направление в литературе и искусстве, его основные черты. Творчество Г.Р. Державина. Русская драматургия того времени. Начало сентиментализма. А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков. Российская Академия. Первый толковый словарь русского языка. Наука и просвещение. Петербургская Академия наук. Жизнь и труды М.В. Ломоносова. Многогранность его личности. Значение всего, им сделанного для российской и мировой науки и культуры. Деятельность Ж. Делиля, Л. Эйлера и других учёных. «История» В.Н. Татищева. Основание Московского университета. Географические открытия. Экспедиция Беринга и Чирикова. Великая Северная экспедиция. Ф.Г. Волков и основанный им театр. Творчество В.В. Растрелли. Основание Академии художеств. Русская опера. Другие музыкальные жанры. Творчество Д.С. Бортнянского. Русский театр. Крепостные театры. П.С. Ковалёва-Жемчугова. Классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Петербургское зодчество. Э.-М. Фальконе, М.И. Козловский. Творения Ф.И. Шубина. Классицизм в живописи. А.П. Лосенко. Начало русского пейзажа — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Основание Эрмитажа. Значение русской культуры второй половины XVIII века.



Повторение и проверка знаний (1 час)

Учебно-методическое обеспечение курса


  1. Карта «Россия в XVI веке»

  2. Карта «Российское государство во времена польско-шведской интервенции»

  3. Схема «Органы управления России в XVII веке»

  4. Карта «Россия в XVII веке»

  5. Картина «Переяславская Рада»

  6. Картина В.И.Суриков «Боярыня Морозова»

  7. Картина «Восстание под предводительством Степана Разина»

  8. Карта «Рост территории Российского государства в XVII веке

  9. Схема «Основные элементы крестьянского дома», альбом по истории культуры

  10. Карта «Россия в XVII - 60-х гг. XVIII века»

  11. Картина «Корабли времен Петра»

  12. Картина «Петербург времен Петра I»

  13. Схема «Полтавская битва».

  14. Схема «Дворцовые перевороты».

  15. Карта «Россия в XVII - 60-х гг. XVIII века»

  16. Карта «Россия в XVII - 60-х гг. XVIII века»

  17. Картина «Аукцион XVIII века»

  18. Альбом по истории культуры

  19. Картина «Уральские рабочие везут пушки Пугачеву».

Литература


  1. Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы. — М., 199

  2. Беловинский Л. В. С русским воином через века. — М., 1992

  3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М., 1999

  4. Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. — М., 1975. — Т. 8

  5. Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. — М., 1996

  6. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся. — М., 1993

  7. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. — М., 1998

  8. Костомаров В. Г. Жизнь языка от вятичей до москвичей. — М., 1994

  9. Леонтьева Г. А. и др. Ключи к тайнам Клио. — М., 1994

  10. Митяев А. В. Героические страницы истории нашей Родины. IX—XVIII вв. — М., 1991

  11. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры. IX—XVII вв. — М., 1984

  12. Нестеров Ф. Ф. Связь времен. — М., 1980

  13. Обухова Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. — М., 1995

  14. Преображенский А. А. История открывает тайны. — М., 1991

  15. Рабинович М. Судьбы вещей. — М., 1974

  16. Сахаров А. Н., Троицкий С. М. Живые голоса истории. — М., 1978

  17. 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. — М., 1997

  18. Хрестоматия по истории России. Т. 1: С древнейших времен до XVII в. — М., 1994

  19. Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1997


Интернет ресурсы

1. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/

2. История Москвы http://kursy.rsuh.ru/istoria/moskva/moskva.asp?meniu=1