Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа для студентов направления подготовки 44. 03. 01- педагогическое образование профиль «Физическая культура»




страница1/5
Дата28.06.2017
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Тобольск

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор

______________/Е.А. Короткова/

«___» ________2015 г.


Яковых Юрий Владимирович


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (БАСКЕТБОЛ)


Рабочая программа
для студентов направления подготовки 44.03.01- Педагогическое образование профиль «Физическая культура»

очно-заочная форма обучения

Тобольск 2015













Содержание











1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………......




2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………………….....................




3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.......................................




4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………………...................




4.1

Содержание разделов дисциплины.....................................................................................




4.2

Структура дисциплины........................................................................................................




4.3

Разделы дисциплины ……………………………………………………….......................




4.4

Лабораторные работы...………………………………………......................




4.5

Практические занятия (семинары)....................................................................................




4.6

4.7


Курсовая работа…………….………….......................

Самостоятельное изучение разделов дисциплины






5

Образовательные технологии..............................................................................................




5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях




6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.............................................................................................................................




7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......................……………….




7.1

Основная литература………………………………………………………….....................




7.2

Дополнительная литература………………………………………………….....................




7.3

Средства обеспечения освоения дисциплины




8.0

Материально-техническое обеспечение дисциплины



































































1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля): целью курса «ПФСС – баскетбол» является подготовка специалистов, умеющих квалифицированно проводить учебно-тренировочные занятия по спортивной игре «Баскетбол» с контингентом различным по возрасту и уровню подготовленности.

Задачи:

1.Раскрыть технологию труда преподавателя физической культуры по спортивной игре «Баскетбол».

2.Сформировать у студентов основы техники по спортивной игре «Баскетбол».

3.Обеспечить достаточный уровень спортивной подготовленности студентов по спортивной игре «Баскетбол».

4.Обеспечить овладение студентами навыков организации и проведения соревнований по спортивной игре «Баскетбол».

Изучение дисциплины ПФСС ориентирует на учебно-воспитательную и организационно-управленческую виды профессиональной деятельности и способствует решению следующих типовых задач:



В области учебно-воспитательной деятельности:

1.Осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой.

2.Планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом.

3.Организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий.



В области организационно-управленческой деятельности:

1.Укрепление и сохранение здоровья школьников.

2.Организация внеурочной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

«ПФСС – баскетбол» входит в состав блока дисциплин по выбору в составе учебного плана направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура»

«ПФСС – баскетбол» реализуется в тесной взаимосвязи с дисциплинами профессионального цикла «Теория и методика физической культуры и спорта», «Биомеханика двигательной деятельности», «Базовые и новые физкультурно-оздоровительные виды» в части «Спортивные игры и методика обучения», «Метрологические основы педагогического контроля в физическом воспитании».

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс освоения дисциплины «ПФСС – баскетбол» направлен на формирование следующих компетенций:

– готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-3)

– осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8)

– способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9)

– владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК-13)

– способность владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности (СК-8)

В результате изучения дисциплины студент



должен знать:

– историю развития баскетбола;

– место и значение спортивной игры «Баскетбол» в современной системе физического воспитания;

– основы техники игры в баскетбол;

– методику развития физических качеств средствами спортивной игры «Баскетбол»;

методику организации и проведения соревнований по баскетболу;

– основы теории и методики преподавании спортивной игры «Баскетбол»;

– методы и систему организации учебно-тренировочного процесса по баскетболу;

– приемы общения с занимающимися на занятиях по баскетболу;

– о возрастно-половых закономерностях развития двигательных способностей и формирования двигательных навыков на занятиях баскетболом;

– содержание, формы, методы планирования занятий по баскетболу в школе;

– о факторах риска, методах профилактики травматизма в процессе занятий баскетболом;

– методы организации и проведения НИР;

должен уметь:

– планировать и проводить занятия по баскетболу с детьми школьного возраста, взрослыми людьми с учётом региональных и национальных особенностей;

– оценивать эффективность занятий по баскетболу;

– планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь при занятиях баскетболом;

– осуществлять консультационную деятельность по вопросам проведения индивидуальных и коллективных занятий баскетболом для лиц различного возраста;

– в процессе самообразования и самосовершенствования овладевать новыми знаниями по отношению к полученному в вузе образованию в области спортивной игры «Баскетбол»;

– применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения занятий по баскетболу;

– применять методы учебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности по баскетболу;

– определять причины ошибок и находить методику их устранения в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств на занятиях баскетболом;

– подбирать и применять на занятиях баскетболом адекватные поставленным задачам современные методы и средства по признаку их влияния на организм во взаимодействии с субъектами образовательного процесса.



должен владеть:

– техникой речи («профессиональным языком») в процессе занятий баскетболом, владеть навыками общения, воспитательной и консультационной работы, корректно выражать и аргументировано обосновывать различные положения по спортивной игре «Баскетбол»;

– навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий по баскетболу;

– технологией обучения людей различных возрастных категорий двигательным действиям и развития физических качеств в процессе занятий баскетболом;

– техникой игровых, соревновательных и основных двигательных действий спортивной игры «Баскетбол»;

– практическими навыками организации и проведения соревнований по спортивной игре «Баскетбол»;

– навыками применения спортивной терминологии в процессе занятий, общения, воспитательной и консультационной работы;

– навыками анализа и коррекции техники двигательных действий для эффективного обучения им на занятиях по баскетболу.

– навыками планирования и проведения мероприятий по профилактике травматизма и оказания первой медицинской помощи на занятиях баскетболом.
4. Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1. Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование

раздела


Содержание раздела

Форма

текущего контроля



1

Характеристика баскетбола как вида спорта и средства физического воспитания

Тема №1. История возникновения и развития игры.

Возникновение баскетбола. Развитие баскетбола в мире. Развитие баскетбола в нашей стране.



Тема №2. Современные представления об игре.

Характеристика игры в баскетбол. Правила игры. Терминология спортивной игры баскетбол.

Материально-техническое обеспечение занятий баскетболом.

Тема №3. Биомеханические основы технических приемов в баскетболе

Кинематические и динамические характеристики основных двигательных действий. Физические закономерности выполнения технических приемов. Работа, мощность и энергия при двигательной деятельности. Двигательный аппарат баскетболиста.



Тема №4. Обеспечение безопасности и профилактика травматизма на занятиях баскетболом.

Причины травматизма. Техника безопасности при проведении учебно-тренировочного процесса и соревнований по баскетболу. Меры предупреждения травм. Врачебный контроль и самоконтроль.



Тема №5. Медицинское обеспечение занятий баскетболом.

Общая концепция. Врачебный контроль в баскетболе. Медико-санитарное обеспечение. Восстановительные мероприятия. Характеристика основных медико-биологических средств восстановления в баскетболе. Планирование восстановительных мероприятий.



Тема №6. Питание баскетболистов.

Общие принципы питания спортсменов и людей, активно занимающихся физкультурой и спортом. Роль питания в обеспечении энергетических потребностей организма спортсменов. Роль отдельных пищевых веществ в питании спортсменов. Основные продукты питания в рационе спортсмена. Продукты, характеризующиеся повышенной биологической ценностью и биологические активные добавки к пище для спортсменов. Режимы питания при различных режимах тренировок. Организация питания в дни соревнований. Особенности питания юных спортсменов. Особенности питания женщин- спортсменок. Питание спортсменов-любителей. Питьевой режим при занятиях спортом и физкультурой.



Тема №7. Научное обеспечение учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности по баскетболу.

Основные задачи и методы научного исследования в баскетболе:

– исследование техники двигательных действий;

– исследование процесса обучения двигательным навыкам;

– исследование закономерностей тренировочного процесса;

– исследование особенностей подготовки баскетболистов различного пола и возраста;

– исследование процесса развития физических качеств;

– исследование соревновательной деятельности баскетболистов.

Методика научного обеспечения исследований по баскетболу.

Исследовательская работа по баскетболу:



  1. Цели и задачи написания исследовательской работы.

  2. Выбор темы.

  3. Основные компоненты работы.

  4. Календарный план работы.

  5. Литературное оформление работы.

  6. Требования, предъявляемые к языку и стилю.

  7. Внешнее оформление работы.

  8. Научное руководство работой.

Тема №8. Особенности деятельности тренера по баскетболу

Педагогические особенности профессии тренера. Знания, умения и навыки тренера. Деловые и личностные контакты тренера. Педагогические способности тренера. Специализация тренеров.



Тема №9. Система отбора в баскетболе

Цель и виды отбора. Основные факторы учета и контроля при отборе. Методические основы начального отбора. Методические особенности специализированного отбора.



Тема №10 Организация и проведение соревнований по баскетболу. Судейство.

Организация соревнований. Подготовка и оборудование мест соревнований. Характер соревнований. Положение о соревнованиях. Руководитель команды. Тренер. Заявки на участие в соревнованиях. Требования к инвентарю и оборудованию во время соревнований.

Судьи, секретари – их права и обязанности. Жестикуляция судей.





2

Средства и способы ведения игры в баскетбол

Тема №1. Техника игры в нападении.

Стойка баскетболиста. Перемещения баскетболиста. Передачи мяча. Броски мяча. Ведения мяча. Борьба под щитом. Добивание мяча. Финты и сочетания приемов. Амплуа игроков в нападении. Сочетание приемов игры в нападении.



Тема №2. Техника игры в защите.

Защитная стойка. Передвижения защитника. Перехват мяча. Вырывание мяча. Накрывание мяча. Отсечение. Подбор мяча. Амплуа игроков в защите. Сочетание приемов игры в защите.



Тема №3. Тактика нападения.

Индивидуальные тактические действия. Групповые тактические действия. Командные тактические действия. Открывание. Наведение. Заслон. Переключение игроков в нападении. Перегрузка. Уход от защитника.



Тема №4. Тактика защиты.

Индивидуальные тактические действия. Групповые тактические действия. Командные тактические действия. Личная защита. Переключения игроков в защите. Зонная защита. Зонный прессинг. Смешанная защита.



Тема №5. Физическая и специальная физическая подготовка.

Воспитание силы, быстроты, выносливости, гибкости. Совершенствование функциональных возможностей организма спортсменов. Воспитание специфических физических качеств: скоростно-силовой выносливости, целевой выносливости, координационной выносливости, скоростной выносливости.



Тема №6. Игровая и соревновательная подготовка.

Интегральная подготовка: согласованность выполнения технических приемов в тактических взаимодействиях, интеграция приемов техники и тактики с физическими способностями. Игровая подготовка. Соревновательная подготовка. Жесткие тактические схемы и принципы игры. Творческая инициатива, интуиция, неограниченность поиска действий. Учебные игры. Подготовительные матчи. Контрольные игры. Товарищеские встречи. Специальные игры. Официальные игры.



Тема №7. Психологическая подготовка.

Повышение мотивации достижений. Релаксация. Ментальная тренировка. Предыгровая психическая подготовка. Адаптация спортсменов к психическим травмирующим факторам. Повышение помехоустойчивости к сбивающим факторам соревновательной среды.






3

Технологии спортивной подготовки в баскетболе


Тема №1. Методологические основы спортивной подготовки в баскетболе Виды спортивной подготовки. Единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям. Единство общей и специальной подготовки. Непрерывность тренировочного процесса. Единство постепенности возрастания нагрузок и тенденции стремления к максимальным результатам. Волнообразность динамики тренировочного процесса. Планирование тренировки. Планирование тренировочной нагрузки.

Тема №2. Виды учебно-тренировочных занятий в баскетболе

Структура занятий. Подготовительная часть. Основная часть. Заключительная часть. Особенности организации и проведения занятий различного типа. Учебное занятие. Тренировочное занятие. Занятие по специальной физической подготовке. Занятие по общей физической подготовке. Контрольное занятие. Модельное занятие. Восстановительное занятие. Разминочное занятие. Планирование двухразовых занятий в один день.



Тема №3. Управление тренировочными нагрузками в баскетболе

Понятие о внешней и внутренней нагрузке. Единицы нагрузки. Индексы нагрузки. Методика измерения нагрузки. Факторы, лимитирующие нагрузку. Управление тренировочными нагрузками. Индивидуализация нагрузок в спортивной гимнастике. Количество повторений, дозировка упражнений.



Тема №4. Методика обучения технике игры в баскетбол

Цели и задачи обучения. Принципы обучения. Методы обучения. Приемы и методики обучения. Средства обучения. Методика обучения технике игры в нападении. Методика обучения технике игры в защите. Методика обучения тактике игры в нападении. Методика обучения тактике игры в защите.



Тема №5. Моделирование спортивной подготовки в баскетболе

Модели и модельные характеристики. Моделирование соревновательной деятельности. Спортивно-целевые перспективно-прогностические модели.



Тема №6. Особенности работы с командами высшей квалификации

Общая концепция многолетней подготовки баскетболистов. Этапы многолетней подготовки гимнастов: этапы отбора и начальной подготовки, этапы специализированной подготовки, этап высших достижений, этап завершения спортивной карьеры. Командно-индивидуальные модели баскетболиста, команды, тренера. Система опережающей подготовки в баскетболе.






4.2 Структура дисциплины

Вид работы

Трудоемкость, часов

1

сем.


2

сем.


3

сем.


4

сем.


5

сем.


6

сем.


7

сем.


8

сем.


Всего

Общая трудоемкость

28

38

26

40

36

40

40

14

262

Аудиторная работа:

22

32

20

36

32

36

36

10

224

Лекции (Л)

4

2

2
















8

Практические занятия (ПЗ)




























Лабораторные работы (ЛР)

18

30

18

36

32

36

36

10

216

Самостоятельная работа:

6

6

6

4

4

4

4

4

38

Рефераты

6




6
















12

Контрольная работа




6



















6

Самостоятельное изучение разделов










4

4

4

4

4

20

Вид итогового контроля

Зач.

К/р




Зач.




Зач




Экз.






4.3. Разделы дисциплины

Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре


раз-


дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа


Вне-

ауд.


работа

СР


Л

ПЗ

ЛР

1


Характеристика баскетбола как вида спорта и средства физического воспитания

10

4







6

2

Средства и способы ведения игры в баскетбол

18







18




3

Технологии спортивной подготовки в баскетболе



















ИТОГО

28

4




18

6
  1   2   3   4   5

  • «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Тобольск
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (БАСКЕТБОЛ)