Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа для обучающихся направления подготовки 44. 03. 05 «Педагогическое образование




страница1/4
Дата29.06.2017
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТОБОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

(ФИЛИАЛ) ТЮМГУ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор

________________/Е.А. Короткова/

«____» ____________201__ г.



ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ и информатики

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для обучающихся направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)»

профиля подготовки «Математика, информатика»

форма обучения – очная

Тобольск 2016

С.В. Демисенова. История математики и информатики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для обучающихся по направлению 44.03.05. «Педагогическое образование». Тобольск, 2016, 34 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История математики и информатики [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой физики, математики, информатики и методик преподавания. Утверждено директором Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольск
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Кушнир Т.И., канд.пед.наук, доцент, заведующий кафедрой физики, математики, информатики и методик преподавания.

© Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольск, 2016

© С.В. Демисенова


  1. Пояснительная записка

Дисциплина «Б1.В.ОД.3 История математики и информатики» в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Математика, информатика», является обязательной дисциплиной базовой части блока Б1 подготовки бакалавра. Ее основное назначение - формирование систематических знаний в области истории математики.
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля): формирование систематизированных знаний в области истории математики.

Задачи:

– изучение и анализ содержания эволюции математики, процесса возникновения ее методов, понятий и идей; истории зарождения и развития наиболее важных теорий;

– выявление многообразия связей математики с практическими потребностями и деятельностью людей, развитием других наук, влияния общественной и экономической жизни общества на содержание математики и характер ее развития;

– раскрытие исторической обусловленности логической структуры современной математики, взаимосвязи между ее отдельными частями;

– демонстрация значения и места математики и ее истории в системе наук и ее роли в развитии научного прогресса;

– подготовка к сознательному и глубокому усвоению математических дисциплин и грамотному использованию полученных знаний при анализе различных вопросов высшей и школьной математики;

– освещение некоторых задач школьной математики с точки зрения современной науки;

– доказательство необходимости тесной связи обучения математике в школе с историей ее развития;

– усвоение метода исторического подхода в обучении математике в школе.
2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части гуманитарного и социально- экономического цикла.

Приступая к изучению указанной дисциплины, обучающихся должен овладеть основными математическими дисциплинами, входящими в вариативную часть профессионального цикла: «Математический анализ», «Алгебра», «Геометрия», «Теория чисел», «Информатика». В ходе изучения дисциплины происходит систематизация и обобщение знаний, полученных при освоении указанных математических курсов, реализуется профессиональная направленность образовательного процесса.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

– способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1),

– способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2).

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– основные этапы развития математической науки, базовые закономерности взаимодействия математики с другими науками и искусством;



  • историю формирования и развития математических терминов, понятий и обозначений;

  • особенности современного состояния математической науки, место школьного курса математики в целостной системе математического знания;

уметь:

– критически и конструктивно анализировать, оценивать математические идеи и концепции;

– применять полученные исторические сведения в практической педагогической деятельности;

владеть:


– классическими положениями истории развития математической науки;

– хронологией основных событий истории математики и их связи с историей мировой культуры в целом;

– логикой развития математических методов и идей;

– технологией применения элементов истории математики для повышения качества учебно-воспитательного процесса.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 43,7 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем.


4.1. Структура дисциплины
Таблица 1



Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)



аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

1

Введение. Зарождение математики.

Математика Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции.



7

4

4



8

2

Математика Древнего Китая, Древней Индии. Математика Средней Азии и Ближнего Востока в древности и средние века.

7

4

4



8

3

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.

7

2

2



4

4

Математика XVII-IXX столетий.

7

2

2



4

5

Математика XX столетия.

7

2

2



4

6

История информатики

7

4

4




8




Итого:




18

18




36




Контроль: зачет















4.2. Содержание дисциплины


Таблица 2



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)



1

Введение. Зарождение математики.

Математика Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции.



Основные этапы развития математики. Значение историко-математических знаний для учителя.

Начальные математические знания. Формирование в Греции математики как дедуктивной науки.



2

Математика Древнего Китая, Древней Индии. Математика Средней Азии и Ближнего Востока в древности и средние века.

Развитие понятия числа, развитие геометрии, алгебры.

3

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.

Влияние арабской математики на развитие математики в Европе. Развитие математической символики. Дальнейшее развитие понятия числа.

4

Математика XVII-IXX столетий.

Научная революция Нового времени. Создание аналитической и проективной геометрии. Развитие дифференциального и интегрального исчислений.

5

Математика XX столетия.

Дальнейшее развитие основных математических дисциплин (арифметика, алгебра, геометрия, анализ). Возникновение новых математических теорий. Формирование крупных научных центров. Развитие математики в России.

6

История информатики

Первые алгоритмы и счетные устройства. Вычислительная техника. Механические вычислительные машины. Программируемые машины. Релейные и аналоговые машины. Электронные вычислительные машины. Исследования в области теории информации

5. Образовательные технологии


Таблица 3

занятия


раздела


Тема занятия

Виды образовательных

технологий



Кол-во часов

1

I – VІ

1. Основные этапы развития математики. Значение историко-математических знаний для учителя.

Начальные математические знания. Формирование в Греции математики как дедуктивной науки.

2. Развитие понятия числа.


1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


4

4


2

I – VІ


1. Развитие понятия числа, развитие геометрии, алгебры

2. Три знаменитые задачи древности и их историческое значение для развития математики.

Создание алгебры в древности как науки об уравнениях. Развитие теории уравнений.


1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


4

4




3

I – VІ


1. Влияние арабской математики на развитие математики в Европе. Развитие математической символики. Дальнейшее развитие понятия числа.

2. Геометрические знания древности. Превращение геометрии в дедуктивную науку. Аксиоматический метод в математике. Математическая логика, ее возникновение, развитие и роль в вопросах оснований математики.

Создание аналитической геометрии. Создание неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевского. Я. Бойяи, К. Гаусс – творцы неевклидовой геометрии.


1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


2

2


4


I – VІ


1. Научная революция Нового времени. Создание аналитической и проективной геометрии. Развитие дифференциального и интегрального исчислений.

2. Интегральные и дифференциальные методы в математике.

Идея функциональной зависимости в математике древности, в средние века. Дальнейшее формирование понятия функции.


1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


2

2


5

I – VІ


1. Дальнейшее развитие основных математических дисциплин (арифметика, алгебра, геометрия, анализ). Возникновение новых математических теорий. Формирование крупных научных центров. Развитие математики в России.

2. Из истории отечественной математики (достижения и развитие отечественной математики). Выдающиеся представители отечественной математики.



1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


2

2


6

I – VІ


1. Первые алгоритмы и счетные устройства.

2. Вычислительная техника. Механические вычислительные машины.

3. Программируемые машины. Релейные и аналоговые машины. Электронные вычислительные машины.

4. Исследования в области теории информации



1. информационная лекция (традиционные образовательные технологии)

2. семинар-дискуссия

мультимедиа


4

4








Итого




36

6. Самостоятельная работа обучающихся

Таблица 4



Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)



I

Введение. Зарождение математики.

Математика Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции.

1. Математика Древней Индии.

2. Математика в Греции в эпоху поздней античности (I-III вв.).

3. Феодализм в Европе. Влияние арабской математики на развитие математики в Европе. Леонардо Пизанский.


1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.




4
4

II

Математика Древнего Китая, Древней Индии. Математика Средней Азии и Ближнего Востока в древности и средние века.

1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.



4
4


III

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.

1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.



2
2


IV

Математика XVII-IXX столетий.

1. Создание неевклидовой геометрии (Лобачевский, Бойяи, Гаусс).

2. Возникновение и развитие математической логики. Развитие формального аксиоматического метода (Д.Гильберт).


1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.




2
2

V

Математика XX столетия.


1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.



2
2


VI

.

История информатики



1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка докладов и презентаций к практическим занятиям.



4
4

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства


7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля

– входное тестирование

– опрос

Примерные задания для входного тестирования
1. Назовите имя и отчество Магницкого, автора первого учебника арифметики в России:

А) Михайло Васильевич; В) Леонтий Филиппович;

С) Владимир Модестович; D) Пафнутий Львович.
2. Площадь квадрата 25 см2. Сторону квадрата увеличили на 3 см. Найдите площадь полученного квадрата:

А) 28; В) 34; С) 64; D) 784.


3. Назовите, какое из данных римских чисел соответствует числу 84:

А) XXXLIV; В) LXXXIV; С) XXCVI; D) CXXXIV.


4. В ящике лежат перчатки трех цветов. Какое наименьшее количество перчаток нужно взять, не глядя, чтобы получить пару одного цвета?

А) 3; В) 4; С) 6; D) Невозможно ответить.


5. Назовите из перечисленных ниже методов обучения математике методы информатики:

А) логико-алгоритмический метод; В) наблюдение;

С) объяснительно-иллюстративный метод; D) аналогия.


6. Назовите страну, в которой впервые догадались писать нули в конце записи числа:

А) Египет; В) Китай; С) Индия; D) Вавилон.


7. Определите, какой из данных процессов не является познавательным:

А) внимание; В) представление; С) память; D) поведение.


8. Определите, к какой содержательно-методической линии школьного курса математики относится тема «Многочлены»:

А) «Числа и вычисления»; В) «Уравнения и неравенства»;



С) «Выражения и их преобразования»; D) «Функции и графики».
9. Назовите ученого, который со своими учениками и последователями образовал тайный союз, а узнавали друг друга по звездчатому пятиугольнику:

А) Архимед; В) Пифагор; С) Аристотель; D) Платон.


10. Назовите вид контроля, который не используется в школе:

А) текущий контроль; В) итоговый контроль;

С) тематический контроль; D) вступительный экзамен.
11. Назовите слово, которое по-гречески означает «натянутая тетива»:

А) катет; В) гипотенуза; С) хорда; D) проекция?

12. Определите, к какому времени относятся самые ранние, известные в настоящее время, математические тексты?

А) 5-4 тыс. до н.э.; В) 3-2 тыс. до н.э.;

С) VII-V в. до н.э.; D) II в. до н.э.
13. Определите, что лежит в основе уровневой дифференциации обучения:

А) уровни усвоения; В) уровни обучения;



С) уровни учебной деятельности; D) уровни решения задач.
14. Назовите задачи, которые не входят в типологию учебных задач на достижение развивающих целей обучения:

А) на формирование мировоззрения; В) на проверку памяти;

С) на тренировку мышления; D) на социализацию личности.
15. Определите, чем отличаются общеучебные приемы от специальных приемов учебной деятельности:

A) возможностью достижения целей;

B) количеством действий в составе приема;

C) зависимостью от специфики предмета;

D) независимостью от специфики предмета.


7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы обучающихся

7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ

Таблица 5



Виды работ

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

Аудиторные занятия

18

18

20

56

Лекции

6

8

8

22

Практические занятия

12

10

12

34

Самостоятельная работа

7

7

10

24

Итого за работу в семестре

25

25

30

80

Обобщающий контроль







20

20

Итого

25

25

30+20

100


7.2.2. Оценивание аудиторной работы обучающихся

Таблица 6





Наименование раздела дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

Работа на лекциях

1

Введение. Зарождение математики.

Математика Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции.



посещение лекций

конспектирование лекций



1

1


1

2

Математика Древнего Китая, Древней Индии. Математика Средней Азии и Ближнего Востока в древности и средние века.

Посещение лекций

Конспектирование лекций



2

2


1

3

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.

Посещение лекций

Конспектирование лекций



2

2


2

4

Математика XVII-IXX столетий.

Посещение лекций

Конспектирование лекций



2

2


2

5

Математика XX столетия.

Посещение лекций

Конспектирование лекций



2

2


3

6

История информатики

Посещение лекций

Конспектирование лекций



2

2


3

Работа на практических (семинарских, лабораторных) занятиях

1

Введение. Зарождение математики.

Математика Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции.



Посещение семинаров

Ответ на теоретический вопрос

Дополнение к ответу

Доклад на семинаре



2

1

1



2

1

2

Математика Древнего Китая, Древней Индии. Математика Средней Азии и Ближнего Востока в древности и средние века.

Посещение семинаров

Ответ на теоретический вопрос

Дополнение к ответу

Доклад на семинаре




2

1

1



2

1

3

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.

Посещение семинаров

Ответ на теоретический вопрос

Дополнение к ответу

Доклад на семинаре




2

1

1



2

2

4

Математика XVII-IXX столетий.

Посещение семинаров

Ответ на теоретический вопрос

Дополнение к ответу

Доклад на семинаре



1

1

1



1

2


5

Математика XX столетия.

Посещение семинаров

Ответ на теоретический вопрос

Дополнение к ответу

Доклад на семинаре

Тестирование


1

1

1



1

4


3

6.

История информатики

Посещение семинаров

Ответ на теоретический вопрос

Дополнение к ответу

Доклад на семинаре

Защита реферата


1

1

1



1

20


3


7.2.3. Оценивание самостоятельной работы обучающихся

Таблица 7





Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

1

Введение. Зарождение математики.

Математика Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции.



Выполнение заданий дома

Подготовка презентации к докладу

Конспектирование статей

Выполнение индивидуальных заданий



1

1
0,5

1


1

2

Математика Древнего Китая, Древней Индии. Математика Средней Азии и Ближнего Востока в древности и средние века.

Выполнение заданий дома

Подготовка презентации к докладу

Конспектирование статей

Выполнение индивидуальных заданий



1

1
0,5

1

1


3

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.

Выполнение заданий дома

Подготовка презентации к докладу

Конспектирование статей

Выполнение индивидуальных заданий



1

1
0,5

1


2

4

Математика XVII-IXX столетий.

Выполнение заданий дома

Подготовка презентации к докладу

Конспектирование статей

Выполнение индивидуальных заданий



1

1

0,5



1

2

5

Математика XX столетия.

Выполнение заданий дома

Подготовка презентации к докладу

Конспектирование статей

Выполнение индивидуальных заданий

Подготовка реферата


1

1
0,5

1
3


3

6

История информатики

Выполнение заданий дома

Подготовка презентации к докладу

Конспектирование статей

Выполнение индивидуальных заданий



1

1
0,5

1


3

7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Текущий контроль в форме устного опроса и сообщений по вопросам практического занятия проводится в течение всего семестра, на каждом практическом занятии. Критериями оценок являются:

- познавательная активность обучающихся при подготовке к семинарам, от чего напрямую зависит качество сообщений по вопросам, вынесенным на обсуждение и определяемым соответствующими планами практических занятий;

- наличие конспектов;

- наличие необходимых знаний и умений.
Текущий и промежуточный контроль за выполнением домашних заданий к практическим занятиям:

а) консультации и контроль за подготовкой докладов к практическим занятиям;

б) контроль за выполнением методических разработок для школьных занятий;

в) контроль за написанием рефератов по одной из предлагаемых тем.


ПРИМЕРНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ”

  1   2   3   4

  • «УТВЕРЖДАЮ»