Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа для 4-7 классов по 7-летней программе обучения и для 2-5 классов по 5-летней программе обучения по предмету «Музыкальная литература»




страница1/4
Дата28.06.2017
Размер0.68 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»


Рассмотрено на заседании Методического совета

«___» ____________20__г.

Протокол № ___

Утверждаю

Директор МБОУ ДО «ЦДО»

________________А.А.Зорина

«___» ___________20___г.





Рабочая программа «Музыкальная литература»

(возраст обучающихся 9 – 16 лет, срок реализации - 4 года, количество часов -136)

Составитель: Стаппиева Ирина Владимировна,

преподаватель

Олонец, 2016 г.



1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа для 4-7 классов по 7-летней программе обучения и для 2-5 классов по 5-летней программе обучения по предмету «Музыкальная литература» разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом учреждения.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» НМЦХО – 2002 г. (автор А.И. Лагутин) и сборника Примерных образовательных программ для детских музыкальных школ и школ искусств, подготовленный методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства РТ «История, теория и сочинение музыки». 

Программа рассчитана на 4 года обучения. Предмет «Музыкальная литература» вводится в учебный план со 2 класса для обучающихся с 5-летним сроком обучения и с 4 класса для обучающихся с 7-летним сроком обучения.

Итоговая отметка за последний год обучения идёт в «Свидетельство об окончании музыкального отделения Школы искусств».        

За основу программы по «Музыкальной литературе» (сокращённый трёхлетний срок обучения) использована министерская программа по «Музыкальной литературе» для ДШИ и музыкальных отделений Школ Искусств за 2002 год.

В связи с тем, что по учебному плану на данный предмет отводится по два часа в I год обучения и одному часу во II год и III год обучения, необходимо в данную программу внести уточнения и рекомендации:



  • I год обучения носит ознакомительный характер и полностью соответствует типовой программы «Музыкальная литература» за 2002 год.

  • II и III год обучения – программа построена на чередовании отдельных монографических тем, биографических и творческих портретов зарубежных композиторов.

На основании министерской программы за время обучения во II и III классе учащиеся должны освоить материал третьего и четвёртого года обучения («Русская музыка» и «Советская музыка»). Весь материал может быть разбит по полугодиям, чтобы содержание программы не менялось. Таким образом, в течение трёхлетнего срока обучения сохранятся все требования Министерской программы по предмету «Музыкальная литература» за 2002 год и будет пройден весь учебный материал без сокращений.

По мере реализации данной программы в ней возможны дополнения и изменения. Так, если численность наполняемости группы меньше предусмотренной нормы, то возможно уменьшение нагрузки: вместо 2 часов в неделю (II и III год обучения) – 1 час.



Данная рабочая программа ориентирована на творческий подход преподавателя к своей работе и может рассматриваться  в качестве примерной. Немалые возможности выбора методов и средств обучения позволяют преподавателю планировать и строить учебный процесс достаточно свободно, ориентируясь не только на приведённые ниже рекомендации, но и на собственный опыт и условия обучения.

В соответствии с учебным планом на предмет «Музыкальная литература» отводится 34 часа в год, из расчёта - 1 час в неделю. Общий объем курса —136 часов. Продолжительность занятий – 40-45 минут.
Итоговая аттестация проводится в виде контрольного урока. Промежуточная аттестация предполагает контрольные уроки в конце каждой четверти всех лет обучения.

Содержание программы направлено на развитие слушательского интереса и формирования слухового внимания, а так же на усвоение информативных и понятийных знаний, умений и навыков начального уровня эстетического восприятия музыки.

Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер. Формирование умения анализировать музыку происходит на всех уроках в ДМШ. Умение рассказывать, говорить о музыке – учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями, приобщает к просветительской деятельности. 

Формы и режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью – один академический час. Наполняемость групп 8–12 человек. Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Решение основных дидактических задач на уроке обеспечивается чередованием различных видов учебного труда: изложение нового материала должно дополнятся его закреплением, а повторение пройденного – служить проверкой усвоения знаний и умений.

Цель программы: развитие навыка сознательного и эмоционального слушания музыки.

Задачи программы: 

  1. формировать слушательское умение и навыки у обучающихся;

  2. обучить грамотно излагать впечатления и мысли о музыке;

  3. развить музыкальное мышление и память;

  4. расширить кругозор детей.



Основная форма классной работы – слушание музыки (активное восприятие музыкального произведения) должна дополняться и иными формами работы: лекции, дискуссии, беседы.

Предлагаемая структура образовательной программы, в основе которой лежит жанровый, а не хронологический принцип изучения произведений, позволяет обратиться к творчеству большого числа авторов в различных жанрах искусства разных эпох и национальных школ.

Основными задачами музыкальных школ являются: формирование у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература». Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов.

Изучение музыкальной литературы должно развивать в учащихся художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально – педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатое содержание и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов – классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и обучение учащихся в детских музыкальных школ.

Для решения задач музыкально – эстетического воспитания курс музыкальной литературы ставит своей практической целью развитие у обучающихся разносторонних музыкальных навыков, и прежде всего умения сознательно и эмоционально слушать музыку.

В процессе изучения музыкальных произведений обучающиеся должны также приобрести умение разбирать музыкальные произведения: слушать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления о музыке, рассказать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользоваться при этом необходимой музыкальной терминологией. 
Условия реализации программы

  • Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу;

  • соблюдение межпредметных связей;

  • сотрудничество с музыкальными учебными заведениями города, обмен опытом;

  • активный поиск новых форм и методов преподавания музыкальной литературы, самообразование педагога.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Наличие учебного материала;

  • портреты композиторов;

  • наличие учебно-дидактического иллюстративного материала (авторские разработки);

  • наличие фоно- и аудиотеки (авторские разработки);

  • наличие видео – и медиатеки (авторские разработки);

  • наличие аудио-теле-видео - CD, DVD - аппаратуры, компьютера, ноутбука


2. Содержание учебного предмета

Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многостороннего процесса музыкального воспитания и обучения. Курс музыкальной литературы представляет собой систему знаний и умений, адресованных подростками, усвоение которых должно обеспечить решение воспитательных и дидактических задач. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально – общественной жизни, творческая деятельность великих композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При этом изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний из области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами ряда инструментальных ансамблей.

Содержание курса музыкальной литературы определяется его назначением, оно должно обеспечить приобретение учащимися необходимых знаний и умений и благотворно воздействовать на общее развитие подростков. Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию и методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведенное время в соответствии с современным уровнем музыкальной дидактики.

Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы. Первый год обучения – вводный, содержащий предварительный круг знаний. Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке.

Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания его сложности: от песен – к театральным видам музыки. Он включает небольшие вокальные и инструментальные сочинения, доступные для восприятия и понимания детьми 9-11 лет, и целесообразные в учебно-воспитательном отношении.

Основные разделы первого года обучения – средства музыкальной выразительности, знакомство с музыкальными инструментами и видами оркестров, с музыкальными формами – от самых простых к более сложным. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и её использованию в профессиональной музыке, маршу и танцу. Темы «Знакомство с музыкальными инструментами» и «Музыкальные формы» включены в данную программу из методических рекомендаций по преподаванию музыкальной литературы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств и примерных тематических планов МК. М. -2001 (составитель Е.Б.Лисянская).

Основными формами работы на первом году обучения должны стать: прослушивание музыки и работа с нотным текстом хрестоматии, характеристика содержаний, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых понятий и терминов, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений и их авторов, самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений по хрестоматии, запоминание и узнавание музыки. В работе с детьми необходимо умело использовать их наблюдение и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Учащиеся должны получить представления об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем явлений действительности. Прослушивание и разбор несложной вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.

Начиная со второго года обучения, программа строиться на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема - монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия и разбор отдельных произведений.

Задача биографических уроков – в ярком и увлекательном рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Изучение биографий композиторов имеет большое идейно – воспитательное и познавательное значение. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально - теоретического характера. На таких уроках возможно использования фрагментов музыки композитора, произведений живописи, поэзии, обращение к воспоминанием современников.

Программа второго года обучения включает монографические темы, посвященные крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII – XIX веков: И.С. Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту и Шопену. Жанровое разнообразии произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков.

Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно–симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Й. Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое и исполнительское в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников. В этой связи тему «И.С. Бах», которая содержит новые и довольно сложные для учащихся музыкально-теоретические понятия, лучше изучать в конце года, т.к. темы о венских классиках не позволяют расширить и закрепить знания, приобретенные при изучении темы «И.С. Бах», и сами в свою очередь содержат много нового и сложного. 

Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Оно имеет важнейшее идейно-воспитательное значение и составляет основу курса. Программа предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы средней школы.

Основное внимание в этом разделе программы уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере русских классических опер учащиеся могут достаточно хорошо усвоить как общие закономерности жанра, так и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с симфоническими произведениями Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, с романсами и песнями Глинки и Даргомыжского должно дать учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки.

Курс музыкальной литературы завершается изучением музыки советского и постсоветского периодов. Программа этого раздела включает темы, посвященные творчеству Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и других композиторов, с предшествующим обзорным введением. Возросший уровень развития познавательных способностей учащихся старших классов позволяет ставить и более сложные дидактические задачи. Наличие в хрестоматии удобных и достаточно полных переложений изучаемых произведений позволяет относительно глубоко анализировать выразительные особенности музыки, структуру сочинений, что полезно для совершенствования музыкальной культуры школьников. Полезно проводить обзоры журнала «Музыкальная жизнь», организовать выпуск специальных бюллетеней, или иметь в школе постоянный стенд «Хроника музыкальной жизни». Изучение произведений композиторов, их творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей эпохи должно способствовать воспитанию интереса, уважения и любви учащихся к современной отечественной музыке, заинтересованности в судьбах дальнейшего развития музыкальной культуры в стране.

Данная программа выделяет и позволяет использовать межпредметные связи музыкальной литературы с другими специальными музыкальными дисциплинами и общеобразовательными предметами (история, литература, изобразительное искусство и др.)

Расширение кругозора происходит за счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов, составляющих сокровищницу мировой культуры. Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни. Это, в свою очередь, является показателем формирования потребности познавательной деятельности школьников и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.

Изложение теоретического материала: 

Занятия проводятся в форме комбинированного урока. Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

  • Урок - воспоминание;

  • Урок – исследование;

  • Урок – состязание;

  • Урок – игра;

  • Урок – повторение;

  • Урок – путешествие;

  • Конкурсы, викторины, познавательные игры по музыкальной литературе.


Задания на дом ограничены повторением и закреплением пройденного в классе материала по записям в тетради и рабочим тетрадям по музыкальной литературе Г.Ф.Калининой. 

Примерные формы домашних заданий:

  • выявить особенности мелодии, ритма, фактуры и других средств выразительности в произведениях, выученных и исполняемых в классе специальности или предложенных педагогом; 

  • составление краткого музыкального словаря; 

  • сочинение небольшого музыкального фрагмента (например, мелодия в объеме 8 тактов с кульминацией во второй половине); 

  • решение кроссвордов; 

  • составление собственных кроссвордов; 

  • решение тестов;

  • исполнение музыкальных фрагментов изучаемых произведений;

  • составление презентаций (для обучающихся владеющих ИКТ технологиями).

Домашняя работа учащихся имеет отличный от классной характер: задания могут быть понятийными (раскрытие содержания какого-либо понятия, термина), обзорными (знакомство с небольшими статьями о музыкальных и художественных направлениях, об истории создания произведения, о ряде произведений одного жанра, о музыкальных театрах мира…), биографическими (найти краткие сведения об исполнителях, их творческом пути, прочитать очерк о значении конкретного персоналия в истории мировой художественной культуре).

Поощряется посещение учениками концертов, участие самих учащихся в концертных выступлениях, чтение популярных книг о музыке и музыкантах, просмотр музыкальных телепередач по каналу “Культура”.

Учебно-тематический план

№№ тем

Наименование тем

Количество часов




Первый год обучения







Знакомство с произведениями различных жанров и форм на примере народной, классической и советской музыки







Введение

1




Музыка в нашей жизни







Содержание музыкальных произведений







Выразительные средства музыки




1

Содержание музыкальных произведений

6




Контрольный урок

1

2

Жанры в музыке

3

3

Маршевая и танцевальная музыка

2




3.1. Инструментальные марши и песни-марши







3.2. Танцы народов России, Европы, мира




4

Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов - классиков

2




4.1. Обработки народных песен композиторами-классиками. Народные песни в произведениях Глинки, Лядова







4.2. Народные песни в произведениях Мусоргского, Римского – Корсакова, Чайковского







Контрольный урок

1

5

Программно - изобразительная музыка

8




5.1. Чайковский П. "Времена года"







5.2. Мусоргский М. "Картинки с выставки"







5.3. Сен-Санс К. «Карнавал животных»







5.4. Римский-Корсаков «Шехеразада»







Контрольный урок

1

6

Музыка в театре

8




6.1. Григ Э. "Пер-Гюнт"







6.2. Чайковский П."Щелкунчик"







6.3. Глинка М. Опера "Руслан и Людмила"







Контрольный урок

1




Итого

34




Второй год обучения







Классики европейской музыки







Гайдн Й.

5




1.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







1.2. знакомства сонатно-симфоническим циклом (на примере одной из симфоний)







1.3. Знакомство с сонатной формой (на примере сонаты для фортепиано ми минор)







Контрольный урок

1

8

Моцарт В.А.

5




2.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







2.2. Соната для фортепиано Ля мажор







2.3. Симфония №40 соль минор







2.4. Опера «Свадьба Фигаро»




9

Бетховен Л.

5




3.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







3.2. Соната для фортепиано До минор №8 «Патетическая»







3.3. Симфония До минор №5







3.4. Увертюра «Эгмонт»







Контрольный урок

1

10

Шуберт Ф.

4




4.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







4.2. Песни







4.3. Фортепианные произведения







4.4. Симфония си минор «Неоконченная»




11

Шопен Ф.

4




5.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







5.2. Мазурки. Полонезы







5.3. Прелюдии. Этюды







5.4. Ноктюрны




12

Шуман Р.

2




6.1 Биография и краткий обзор творчества







6.2. «Карнавал»







Контрольный урок

1

13

Бах И. С.

5




7.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







7.2. Произведения для органа







7.3. Сюиты







7.4. Полифонические произведения







Контрольный урок

1




Итого

34




Примечание. Тему «Бах» в подвинутых группах можно проходить в начале года







Третий год обучения







Русские композиторы - классики







Введение

2

13

Глинка М.И.

5




1.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







1.2. Опера «Иван Сусанин»







1.3. Произведения для оркестра







1.4. Романсы и песни







Контрольный урок

1

14

Даргомыжский А. С.

5




2.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







2.2. Романсы и песни







2.3. Опера «Русалка»




15

Русская музыкальная культура второй половины XIX. века

2




Контрольный урок

1

16

Бородин А. П.

7




4.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







4.2. Опера «Князь Игорь»







4.3. Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1часть)







Повторение пройденного материала

1




Контрольный урок

1

17

Римский-Корсаков Н. А.

8




5.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







5.2. Беседа об оркестре







5.3. Симфоническая сюита «Шехеразада»







5.4. Опера «Снегурочка»







Контрольный урок

1




Итого

34




Четвертый год обучения




18

Мусоргский М. П.

5




6.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







6.2. Опера «Борис Годунов»




19

Чайковский П. И.

7




7.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







7.2. Симфония № 1 соль минор «Зимние грезы»







7.3. Опера «Евгений Онегин»







7.4. Опера «Пиковая дама»







Контрольный урок

1

20

Русские композиторы конца XIX и начала XX вв.

4




Контрольный урок

1




Советские композиторы







Введение

1

21

Прокофьев С. С.

6




1.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







1.2. Произведения для фортепиано







1.3. Кантата «Александр Невский»







1.4. Балет «Ромео и Джульетта»







1.5. Балет «Золушка»







1.6. Симфония № 7 (1 часть)




22

Шостакович Д. Д.

3




2.1. Биография и краткий обзор творческого наследия







2.2. Симфония №7 (1 часть)







2.3. Знакомство с одним из следующих произведений на выбор:







Прелюдия и фуга для фортепиано







Концерт для фортепиано с оркестром №2







Квартет №8







Вокальные произведения (например, 5 романсов на слова Е. Долматовского)







Контрольный урок

1

23

Хачатурян А. И

1




3.1. Краткие биографические сведения и обзор творчества







3.2. Концерт для скрипки с оркестром (вместо концерта возможно изучение фрагментов из балета «Спартак»)




24

Кабалевский Д. Б.

1




4.1. Краткие биографические сведения и обзор творчества




25

Свиридов Г.В.

1




5.1. Творческий путь







5.2. «Метель», «Время вперёд», «Курские песни», оратории.




26

Щедрин Р. Творческий путь. Произведения.

1

27

Заключение. Повторение пройденного материала.

1




Контрольный урок

1




Итого

34




Всего

136


Содержание предмета.

Первый год обучения. Знакомство с произведениями различных жанров и форм на примере народной, классической и советской музыки

Введение

Проведение вводных уроков ставит своей целью дать детям представление о богатстве и разнообразии окружающего нас музыкального мира, о его многосторонних связях с жизнью людей, о своеобразии самой музыки как искусства. Объяснения учителя, доказательный показ на фортепиано отдельных выразительных элементов музыкальной речи и целостное прослушивание законченных фрагментов произведений призваны зародить в детях интерес к познанию музыки и связанных с нею явлений. С первых же шагов школьникам следует внимательно слушать музыку, воспринимать ее эмоционально, а также размышлять о ней, вдумываться в ее художественный смысл. Учащиеся должны понимать и стремиться запомнить последовательно вводимые понятия, названия, термины.

На вводных уроках желательно обращение к достаточно широкому кругу жизненных явлений, к произведениям живописи, поэзии, к образам народного искусства и картинам природы, имеющим ассоциативные связи с музыкой или нашедшим отражение в ней. Живость рассказа, использование наглядных средств, звучание самой музыки, а также обращение к музыкальному опыту детей, активное вовлечение их в процесс познания — все это поможет учителю провести вводные уроки содержательно и ярко, а учащимся усвоить необходимые знания.

Музыка в нашей жизни. Широкое распространение музыки и ее роль в повседневной жизни. Где и для чего звучит музыка, кто ее исполняет. Возможность воспроизведения музыки с помощью технических средств. Как слушать музыкальное произведение. Художественная, воспитательная и познавательная ценность лучших образцов народной, классической и современной музыки.

Музыка в жизни детей: в семье, детском саду, школе, парке, оздоровительном лагере; музыкальные радио и телепередачи для детей, книжки о музыке для школьников. Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе и специальное обучение в музыкальной школе.

Содержание музыкальных произведений. Отражение в них широкого круга разнообразных явлений действительности, событий общественной и личной жизни людей. Отображение истории и современной жизни в творчестве классиков и советских композиторов. Произведения литературы и народного творчества как источник тем и сюжетов для музыкальных произведений. Образы природы в музыке. Духовный мир человека, его мысли, чувства и переживания как главный предмет содержания музыкального искусства.

Выразительные средства музыки. Своеобразие выражения жизненного содержания средствами музыки. Основные выразительные средства музыкального искусства. Значение метра и ритма, лада и гармонии, динамики и темпа, регистра и тембра в создании художественных образов. Мелодия как основа музыкальных произведений.

Музыкальный материал


  • Прокофьев С. Симфоническая сказка «Петя и Волк»

  • Чайковский П. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

  • Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Примечание. На вводных уроках преподаватель может воспользоваться и другими различными примерами из народной, классической и современной музыки. Важно, чтобы показ музыкальных эпизодов был связан с характеристикой средств музыкальной выразительности.

  1   2   3   4

  • «Музыкальная литература»
  • 1. Пояснительная записка
  • Цель программы
  • Условия реализации программы
  • Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 2. Содержание учебного предмета
  • Примерные формы домашних заданий
  • Учебно-тематический план
  • Контрольный урок 1 Итого 34
  • Контрольный урок 1 Итого
  • Контрольный урок 1 Советские композиторы
  • Содержание предмета. Первый год обучения .