Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа для 11-го класса разработана на обучение биологии в объем на 34 часов (1 часа в неделю). Цели и задачи изучения биологии




Скачать 242.07 Kb.
Дата25.06.2017
Размер242.07 Kb.
ТипРабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов:



  • Федерального компонента Государственного стандарта общего образования

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)

  • Учебного плана для 10-11 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новодемкинская СОШ» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан универсального (непрофильного) обучения, реализующих программы среднего (полного) общего образования, на 2014-2015 учебный год (Приказ МБОУ «Новодемкинская СОШ» № 1 от 15 августа 2014 года)

  • Учебник: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов Н.И.Сонин «Общая биология»: Учебник для общеобраз. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.


Место предмета в учебном плане МБОУ «Новодемкинская СОШ»

Рабочая программа для 11-го класса разработана на обучение биологии в объем на 34 часов (1 часа в неделю).



Цели и задачи изучения биологии

Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.



Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействуют на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом
В 11 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня. Это нашло своё отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов. Как в отношении контролируемого объёма содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Реализация рабочей программы предусматривает подготовку учащихся к ЕГЭ. Содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структура в следующем порядке:

• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.



В УМК для 11 класса входит:

1.В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Соноин «Общая биология. Базовый уровень»: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.- 283 [5] с.

2. Методические пособия для учителя:

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004;


Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования



www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

Эволюционное учение

13

Развитие органического мира

7

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


9

Биосфера и человек


5




п/п




Кол-во часов

Содержание учебного материала

Практическая часть

Национальный региональный компонент

Обязательный минимум содержания образования

Требования к уровню подготовки

Дата

По пл

факт


Раздел 1. Эволюционное учение.








2

Тема 1.1. Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина.
















1




1

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.







История эволюционных идей.







2




1

Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Биографии учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Л.Ламарка.

демонстрация






Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка. Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира.













3

Тема 1.2. Дарвинизм.
















3




1

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

демонстрация

Использование информации с ежегодной выставки

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции.







4




1

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Живые растения, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и результаты видообразования.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

демонстрация
лаб. работа № 1.

Изучение объектов местной флоры

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.

Знать: основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; сущность действия искусственного и естественного отбора.




5




1

Борьба за существование и естественный отбор.






















4

Тема 1.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.
















6




1

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях.







Синтетическая теория эволюции.







7




1

Формы естественного отбора.
















8




1

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Лаб. работа № 2.



Демонстрация живых объектов и коллекций – природные материалы Тюменской области (района)

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.

Знать: основные закономерности изменчивости; сущность формирования приспособленности.




9




1

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Схемы, иллюстрирующие процессы видообразования.

демонстрация





















4

Тема 1.4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.
















10




1

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции.

демонстрация




Результаты эволюции.







11




1

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Аналогичные и гомологичные органы.

демонстрация















12




1

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

демонстрация






Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.







13




1

Обобщение и повторение вопросов темы «Эволюционное учение». Проверочная работа.
















Раздел 2. Развитие органического мира.








3

Тема 2.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира.















14




1

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция Растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.



Репродукции картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов.

демонстрация









Уметь объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.




15




1

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся..

Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

демонстрация

Демонстрация объектов местного геологического материала










16




1

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция).Появление хищных млекопитающих. Появление приматов. Четвертичный период. Направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.







Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.













4

Тема 2.2. Происхождение человека.

















17




1

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида.

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.



Модели скелетов человека и позвоночных животных.

демонстрация



Информация о находках на территории района (округа)

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Биологическая природа и социальная сущность человека.



Уметь объяснять: родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе;




18




1

Свойства человека как биологического вида Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.







Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Уметь анализировать: различные гипотезы происхождения человека.




19




1

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека.







Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.







20




1

Обобщение и повторение вопросов темы «Развитие органического мира». Проверочная работа.

















Раздел 3. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.







2

Тема 3.1.Понятие о биосфере.











Знать: структуру экосистем.




21




1

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера.

Схема, иллюстрирующая структуру биосферы.

демонстрация






Среда – источник веществ, энергии и информации. Биосфера - глобальная экосистема.

Понимать сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.




22




1

Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе.

Схемы круговорота веществ в природе.

демонстрация






Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.

Знать: основные положения учения Вернадского о биосфере.




23




1

Тема 3.2. Жизнь в сообществах.

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков. Биогеография.



Карты, отражающие геологическую историю материков.

демонстрация



















4

Тема 3.3. Взаимоотношения организма и среды.
















24




1

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы.

Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов.

демонстрация



Демонстрации фотографий и иллюстраций картин природы края.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы.

Особенности агроэкосистем.



Знать: признаки экосистем и агроэкосистем; биосферы.




25




1

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.







Экологические факторы. Их значение в жизни организмов.

Анализировать и оценивать воздействия факторов окружающей среды.




26




1

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии.







Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Пищевые связи в экосистеме.

Знать: сущность круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах.

Уметь объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды.




27




1

Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.







Принципы устойчивости и смены экосистем.

Составлять: схемы питания в экосистемах.










2

Тема 3.4. Взаимоотношения между организмами.
















28




1

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Нейтральные отношения.

Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.

Демонстрация






Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).







29




1

Обобщение и повторение вопросов темы «Основы экологии». Проверочная работа.

















Раздел 4. Биосфера и человек.







3

Тема 4.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы.







Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Уметь выявлять: антропогенные изменения в экосистемах своей местности.




30




1

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.










31




1

Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Карты заповедных территорий России и Тюменской области.

Демонстрация



Примеры природоохранной деятельности на территории Тюменской области.

Демонстрация карт области



Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Уметь объяснять: взаимосвязи человека и окружающей среды.




32




1

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
















33




1

Тема 4.2. Бионика.

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги.



демонстрации















34




1

Заключение. Правила поведения в природной среде.







Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана







  • Место предмета в учебном плане МБОУ «Новодемкинская СОШ»
  • Цели и задачи изучения биологии
  • Личностно-ориентированный подход
  • В УМК для 11 класса входит
  • Национальный региональный компонент Обязательный минимум содержания образования
  • Раздел 2. Развитие органического мира.
  • Раздел 3. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
  • Раздел 4. Биосфера и человек.