Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины




Скачать 330.3 Kb.
Дата30.06.2017
Размер330.3 Kb.
ТипРабочая программа
описание: герб


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВО «ИГУ»

Исторический факультет

Отделение философии и теологии

Кафедра философии и методологии науки





Утверждаю

Декан исторического факультета

___________________Ю.А. Зуляр

«24» февраля 2016 г.








Рабочая программа дисциплины

Наименование дисциплины Б1.В.ДВ.11.1 Эстетические проблемы в религиоведении


Направление подготовки 47.03.03 «Религиоведение»
Профиль «Теория и методология религиоведения»
Квалификация выпускника – бакалавр
Форма обучения заочная


Согласовано с УМК исторического

факультета


Протокол №5 от «29» января 2016г.
Председатель Метёлкина Л.Н.

Рекомендовано кафедрой

философии и методологии науки:


Протокол №2 от «02» декабря 2015г.
Зав. кафедрой Куйбарь В.И.






Согласовано с УМК исторического

факультета


Протокол №1 от «02» сентября 2016г.
Председатель Метёлкина Л.Н.

Рекомендовано кафедрой

философии и методологии науки:


Протокол №1 от «01» сентября 2016г.
Зав. кафедрой Куйбарь В.И.








Иркутск 2016г.

Содержание






стр.

  1. Цели и задачи дисциплины (модуля)




  1. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)




  1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы




  1. Содержание дисциплины (модуля)

5.1 Содержание разделов и тем дисциплины (модуля)

5.2 Разделы дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами (модулями)

5.3 Разделы и темы дисциплин (модулей) и виды занятий





  1. Перечень семинарских, практических занятий, лабораторных работ, план самостоятельной работы студентов, методические указания по организации самостоятельной работы студентов




  1. Примерная тематика курсовых работ (проектов) (при наличии)




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля):

а) основная литература;

б) дополнительная литература;

в) программное обеспечение;

г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы






  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)




  1. Образовательные технологии




  1. Оценочные средства (ОС)





1. Цели и задачи дисциплины:

Целями освоения дисциплины является

дать знание о ключевых эстетических проблемах в истории религиоведения

Задачи: показать подходы, принципы и пути их решения; сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла ООП (Б3).

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Эстетические проблема в религиоведении», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «История религий», «История философии», «Основы православной культуры».

Дисциплина «Эстетические проблемы в религиоведении» является необходимой для последующего изучения учебных дисциплин: «Религиозная философия», «Социология религии», «Феноменология религии», «История и теория мировой культуры» и позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

ОПК-2 способность использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике

ПК-16 способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию

ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию

ПК-1 способность самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать: теоретические основы эстетики, методологию и методы исследования эстетических и религиозных категорий, подходы, принципы, пути решения ключевых эстетических проблем в истории религиоведения;

Уметь: выделять и анализировать эстетические представления, идеи, концепции, сформировавшиеся в русле религиозного мировоззрения, религиоведения и религиозной философии, объяснять взаимосвязь искусства и религии, различать светское, религиозное и культовое искусство, определять характеристики культового искусства, использовать опыт и достижения мировой философской и религиоведческой мысли в изучении эстетических проблем, творчески осваивать научную информацию, решать учебные задачи;



Владеть: (быть в состоянии продемонстрировать) знанием эстетических категорий, – знанием ключевых проблем эстетики и их решения в контексте религиозного мировоззрения, религиоведения и религиозной философии, пониманием влияния религии на искусство на разных этапах развития культуры, пониманием специфики светского, религиозного и культового (в том числе церковного) искусства, навыками аргументации, ведения дискуссии, самостоятельной работы с научной и учебной литературой.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы (разделяется по формам обучения)

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры













Аудиторные занятия (всего)




12










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции
















Практические занятия (ПЗ)




10










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат (при наличии)
















Другие виды самостоятельной работы
















Анализ и презентация предмета культового искусства

92

92










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

3

3










Контактная работа (всего)
















Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



108

108










3

3










5. Содержание дисциплины

  1. Искусство и религия в их генезисе

  2. Сакральная сущность канона

  3. Основные религиозно-эстетические концепции.

  4. Визуальная сущность христианства, ислама, буддизма, индуизма, иудаизма, шаманизма.

5. Эстетика Нью Эйдж.

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

  1. Искусство и религия в их генезисе

Религия и искусство: обзор основных определений религии и искусства, искусство как способ проявления религиозных феноменов. «Натуральное творчество» нижнего палеолита: «нулевой рубеж» искусства и религии. «Макароны» в искусстве палеолита: культовое назначение и художественное воплощение. Формальные признаки искусства: искусность, искусственность и искус. Уровни восприятия произведения искусства: материальный, индексный, иконический, символический. Игровая природа искусства. Художественный образ как результат отношения зрителя и произведения.

  1. Сакральная сущность канона

Понятие канона в церковном искусстве. Области канонического, не-канонического и вне-канонического. Синтез видов и жанров искусства в религиозном культе. Избирательное отношение разных религий к этому многообразию. Произведение искусства как «дом бытия религии», диалектика сущности и явления. Религиозный символ как область пересечения религиозной и художественной сфер. Проблемы взаимодействия искусства и религии: иконоборчество и иконопочитание. «Иконоборческие» тенденции в исламе, иудаизме, протестантизме.

  1. Основные религиозно-эстетические концепции.

Религиозно-эстетические концепции Античности: общая характеристика, основные категории. Религиозно-эстетические концепции Средневековья: специфика западноевропейских и византийских эстетических учений.

Взаимосвязь религиозного и эстетического начал в европейской философии эпохи Возрождения. Взаимосвязь религиозного и эстетического начал в европейской философии ХVII- ХVIII вв. Взаимосвязь религиозного и эстетического начал в классической немецкой философии. Взаимосвязь религиозного и эстетического начал в русской религиозной философии конца ХIХ-начала ХХвв.



  1. Визуальная сущность христианства, ислама, буддизма, индуизма, иудаизма, шаманизма.

Истоки христианского искусства: движение от символа к образу в раннехристианском искусстве. Специфика византийской культовой архитектуры: крестово-купольный храм как модель мироотношения в восточном христианстве. Специфика византийского изобразительного искусства: мозаика, фреска, икона – общность и различия. Иконоборчество. Романские и готические средневековые храмы как модели католического типа религиозного мироотношения. Влияние идей Возрождения и Реформации на христианское искусство Западной Европы. Русское православие: ситуация «двоеверия» и ее художественное воплощение. Языческие элементы в православных памятниках. Специфика древнерусской культовой архитектуры: киевская, новгородская, владимиро-суздальская школы. Специфика древнерусской иконописи. Богословский аспект «Троицы» Андрея Рублева – воплощение догмата о Троице. Специфика отношения искусства и религии в исламе. Формы художественной деятельности в исламе. Специфика исламской культовой архитектуры: мечеть как воплощение мусульманских представлений о мире. Связь архитектуры с каллиграфией. Специфика религиозной и художественной культуры суннитов и шиитов. Особенности культуры суфиев. Модель мироотношения человека в индуизме, основные символы. Индуистские храмы как воплощение этой модели мироотношения. Особенности изобразительного искусства в индуизме: канон в скульптуре и живописи, назначение и особенности восприятия янтр. Главные черты буддийского вероучения, место человека в мире и цель его существования, буддийские символы. Специфика буддийской скульптуры и живописи, их основные виды. Специфика буддийской архитектуры. «Ступа №1 в Санчи» как зримое воплощение буддийского вероучения. Специфика отношения искусства и религии в иудаизме. Основные периоды иудейского искусства.

  1. Эстетика Нью Эйдж.

Процессы секуляризации в современном культовом искусстве: проникновение признаков массовой культуры в область церковного искусства, феномен моды в области религии.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

(вписываются разработчиком)

№ темы



1.

Религиозная философия

1

2

3

















2.

Социология религии

1

2

3

4
















3

Феноменология религии

1

2

3



















4

История и теория мировой культуры

1

2

3

4
















5.3. Разделы и темы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела

Наименование темы

Виды занятий в часах

Лекц.

Практ.

зан.


Семин

Лаб.

зан.


СРС

Всего

1.

Искусство и религия в их генезисе

«Натуральное творчество» нижнего палеолита: «нулевой рубеж» искусства и религии.




1,5







10

11,5

2.

Сакральная сущность канона

Понятие канона в церковном искусстве.




2,5







23

25,5

3.

Основные религиозно-эстетические концепции.

Взаимосвязь религиозного и эстетического начал в европейской и русской культуре




2,5







23

25,5

4.

Визуальная сущность христианства, ислама, буддизма, индуизма, иудаизма, шаманизма.

Специфика отношения искусства и религии в христианстве, исламе, буддизме, индуизме, иудаизме, шаманизме




2,5







23

25,5

5

Эстетика Нью Эйдж.

Анализ специфики объектов искусства нью-эйдж




1







13

14

6. Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ

№ п/п

№ раздела (модуля) и темы дисциплины

Наименование семинаров, практических и лабораторных работ

Трудо-емкость

(часы)


Оценоч-ные средст-ва

Форми-руемые компе-тенции

1

2

3

4

5

6

1.

Искусство и религия в их генезисе

«Натуральное творчество» нижнего палеолита: «нулевой рубеж» искусства и религии.

1,5

опрос

ОПК-2, ПК-16, ОК-7, ПК-1

2

Сакральная сущность канона

Понятие канона в церковном искусстве.

2,5

Опрос,

презентация



ОПК-2, ПК-16, ОК-7, ПК-1

3

Основные религиозно-эстетические концепции.

Взаимосвязь религиозного и эстетического начал в европейской и русской культуре

2,5

Опрос,

презентация



ОПК-2, ПК-16, ОК-7, ПК-1

4

Основные религиозно-эстетические концепции. Визуальная сущность христианства, ислама, буддизма, индуизма, иудаизма, шаманизма

Специфика отношения искусства и религии в христианстве, исламе, буддизме, индуизме, иудаизме, шаманизме

2,5

Опрос,

Презентация, кейс-стади



ОПК-2, ПК-16, ОК-7, ПК-1

5

Эстетика Нью Эйдж.

Анализ специфики объектов искусства нью-эйдж

1

Опрос,

Презентация, кейс-стади



ОПК-2, ПК-16, ОК-7, ПК-1

6.2. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов складывается из:



  • самостоятельной работы в учебное время,

  • самостоятельной работы во внеурочное время,

  • самостоятельной работы в Интернете.

поиск информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;

Методические рекомендации по составлению презентаций в Microsoft PowerPoint

Презентация дает возможность наглядно представить инновационные идеи, разработки и планы. Учебная презентация представляет собой результат самостоятельной работы студентов, с помощью которой они наглядно демонстрируют материалы публичного выступления перед аудиторией.

Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).

Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.

Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.

Структура презентации

Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.

Рекомендации по оформлению презентаций в Microsoft Power Point

Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.

Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.

Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ѕ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.

На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.

При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Порядок и принципы выполнения компьютерной презентации

Перед созданием презентации необходимо четко определиться с целью, создаваемой презентации, построить вступление и сформулировать заключение, придерживаться основных этапов и рекомендуемых принципов ее создания.



Основные этапы работы над компьютерной презентацией:

  1. Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на собственные разработки и рекомендации преподавателя.

  2. Распределите материал по слайдам.

  3. Отредактируйте и оформите слайды.

  4. Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.

  5. Распечатайте презентацию.

  6. Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.

  7. Доработайте презентацию, если возникла необходимость.

Основные принципы выполнения и представления компьютерной презентации

  • помните, что компьютерная презентация не предназначена для автономного использования, она должна лишь помогать докладчику во время его выступления, правильно расставлять акценты;

  • не усложняйте презентацию и не перегружайте ее текстом, статистическими данными и графическими изображениями;

  • Не читайте текст на слайдах. Устная речь докладчика должна дополнять, описывать, но не пересказывать, представленную на слайдах информацию;

  • дайте время аудитории ознакомиться с информацией каждого нового слайда, а уже после этого давать свои комментарии показанному на экране. В противном случае внимание слушателей будет рассеиваться;

  • делайте перерывы. Не следует торопиться с демонстрацией последующего слайда. Позвольте слушателям подумать и усвоить информацию;

  • предложите раздаточный материал в конце выступления, если это необходимо. Не делайте этого в начале или в середине доклада, т.к. все внимание должно быть приковано к вам и к экрану;

  • обязательно отредактируйте презентацию перед выступлением после предварительного просмотра (репетиции).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«Анализ произведения культового искусства»
Письменная работа по анализу произведения является главной самостоятельной работой студентов на протяжении всего курса «Эстетические проблемы в религиоведении». Это исследование позволяет в полном объеме применить на практике полученные знания, является незаменимым опытом самостоятельного анализа произведения. По϶тому данная работа является решающим фактором при выставлении оценки за экзамен «автоматом».
Эти методические рекомендации призваны прояснить оϲʜовные вопросы, могущие возникнуть при написании работы: оʜи содержат план, правила оформления и ϲроки выполнения работы,а кроме того ряд советов по поиску материала и проведению исследования.
Цель работы – практическое освоение студентом методики анализа произведения религиозного искусства как целостной модели мироотношения. Студенту-религиоведу предстоит выяснить, каким образом в данном конкретном произведении культового искусства реализованы представления определенной конфессии о Боге, мире, человеке.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  1. Важно сказать, что для анализа студент выбирает одно произведение из предложенного списка или любое другое аналогичное – кроме произведений, подробно рассмотренных на лекциях. Основное требование – самостоятельный анализ произведения, поэтому, даже в случае если студент рассматривает широко известный памятник, оʜ должен критически отнестись к существующим работам: выделить в них наиболее обоснованные суждения и предложить свои исследовательские ходы.

  2. Стоит сказать, что работа оформляется как реферат или курсовая: на листах формата А4, с титульным листом, оглавлением, списком использованной литературы и приложениями (репродукции или их ксерокопии). Желательно сдать работу в печатном виде, но в крайнем случае допускается рукописный вариант, аккуратно оформленный.

  3. Минимальный объем – 5 - 6 печатных листов 14 шрифтом через 1 иʜтервал или 10 рукописных листов. Макϲимальный объем не ограничен.

  4. Иллюстрации прилагаются в виде ксерокопий или распечаток. В случае в случае если иллюстрации на отдельных листах, в тексте помещаются пронумерованные ссылки на них, возможно размещение картинок прямо в тексте, но оʜи не обязательно должны быть мелкими.

  5. Если студент располагает мультимедийными материалами по выбранному памятнику (видео, фото и т.д.), оʜи также обязательно должны быть предоставлены на кафедру (на диске, флэш-карте).

  6. При цитировании литературы обязательно нужно помещать ссылку на соответствующий номер библиографического списка.

Оценка работы складывается из двух частей: количество и качество собранного по произведению материала + корректность и глубина самостоятельной аналитической работы.
Структура работы:

  1. Титульный лист.

  2. Содержание.

  3. Основная часть.

  4. Библиографический список .

  1. Приложения.
    Важно сказать, что для анализа студентам предлагается на выбор анализ храма в целом или отдельного произведения культового изобразительного искусства (живопись, фреска, иконопись, скульптура, рельеф…) По϶тому план оϲʜовной части отличается, учитывая зависимость от выбранного памятника. См. далее.
    План анализа архитектурного памятника:
    Местоположение памятника архитектуры, краткая история создания и перестроек, историко-культурная ϲитуация времени строительства.

  2. Описание и анализ памятника:

    1. Канонический тип.

    2. План здания.

    3. Основные архитектурные объемы: вычленить исходя из плана и внешнего вида.

    4. Особенности внешнего декора: описать с приложением иллюстраций.

    5. Особенности организации внутреʜнего пространства: описать структуру иʜтерьера, расположение фресок (икон, скульптур и т.д.), движение верующего внутри храма.

    6. Выделить главные знаковые элементы, раскрыть их зʜачеʜие.

    7. Стоит сказать, что рассмотреть храм как целостную ϲистему художественных знаков:

      1. Храм как модель мира – из чего состоит, по каким принципам организован.

      2. Место человека в храме – образ места человека в мире.

  3. Заключение: Что представляет собой произведение как целостная художественная модель религиозного мироотношения? Каким образом оʜо инициирует встречу человека с Богом? как в нем выражено понимание религиозности, свойственное данной конфесϲии и данному историческому периоду?

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. В пункте 2.1 следует обратиться к типу храма в целом, к строительному канону, пока не затрагивая подробно выбранный памятник. К примеру, анализируя русский православный храм XII века, в ϶том пункте надо рассмотреть крестово-купольный тип храма в целом – из чего состоит, когда возник, когда пришел на Русь. Обращаясь к индуистскому храму, следует определить, к какой из оϲʜовных разновидностей оʜ отноϲится – дравида-шикхара или нагара-шикхара – и в чем особенности построения ϶того типа храма, какие элементы присутствуют обязательно.

  2. Во всех остальных пунктах должна присутствовать предельная конкретность. Наибольшую ценность представляют работы, где храм рассматривается как индивидуальное, уникальное произведение. По϶тому недостаточно, например, описать схему крестово-купольного храма и каноническую структуру росписей – ϶то предмет рассмотреʜия в пункте 2.1. Далее следует исследовать выбранное произведение не только как типическое, но и как уникальный художественный организм. Храм как религиозная модель мироотношения в целом типичен, но способ материальной явленности каждый раз неповторим, а значит и зʜачеʜия знаков различаются нюансами.

  3. На этапе описания произведения знаковые элементы пространства храма фикϲируются как материальные объекты - описание формы, материала, расположения. На этапе анализа (с пункта 2.6) оʜи же рассматриваются как знаки – в единстве означающего и означаемого. Кроме канонических ϲимволов (купол – Христос, барабан – апостолы, паруса – Евангелисты, стены храма - верующие) следует исследовать то, как различные художественные элементы организуют восприятие храма, как оʜи уϲиливают остальные знаки. Пример: большое количество окон в барабане некоторых православных храмов, много света и малая площадь стены в подкупольном пространстве è ощущение пареʜия в воздухе образа Пантократора в куполе.

  4. Анализ историко-культурной ϲитуации вначале нужен для того, чтобы уточнить и проверить результаты исследования: произведение – ϶то отпечаток, слепок определенного типа мироотношения, свойственного своей эпохе и никакой другой.

План анализа произведения изобразительного искусства
(живопись, иконопись, фреска, скульптура и т.д.)

  1. Краткая история создания произведения, сведения об авторе, историко-культурная ϲитуация времени создания произведения.

  2. Описание и анализ памятника:

    1. Канонический тип.

    2. Материальный уровень произведения: техника исполнения, особенности материалов, сохранность. Назʜачеʜие – для какого храма (в случае если известно).

    3. Индексный и иконический уровни произведения.

    4. Символический уровень произведения – в случае если возможно выделить.

  3. Заключение: Что представляет собой произведение как целостная художественная модель религиозного мироотношения? Каким образом он инициирует встречу человека с Богом? как в нем выражено понимание религиозности, свойственное данной конфессии и данному историческому периоду?

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) (при наличии)

не предусмотрены учебным планом


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1.    Введение в общее религиоведение [Электронный ресурс] : учеб. для студ. вузов / под ред. И. Н. Яблокова. - ЭВК. - М. : Университет, 2008. - 473 с. - Режим доступа: Электронный читальный зал "Библиотех". - ISBN 978-5-98227-536-3 : 90.00 р.
Экз-ры: нф Э2466(1 экз.) 

2. Религиоведение [Текст] : учебник для бакалавров / ред. И. Н. Яблоков. - М.: Юрайт, 2013. - 479 с. 15 экз
б) дополнительная литература

1.Сакральное искусство Востока и Запада/ Титус Буркхарт Принципы и методы. М., Алетейа, 1999 2 экз

2. Кабо В. Круг и крест: Размышления этнолога о первобытной духовности. -Канберра: Алчеринга, 2002 1 экз

3. Карпушин, Иван Иванович.  Искусство и религия : истоки и грани взаимодействия / И. И. Карпушин. - М. : Педагогика, 1991. - 159 с. : ил. ; 16 см. - ISBN 5-715-50351-5 : 1.30 р.



Экз-ры: нф Б472963 

4. Касперавичус, Микалоюс Миколаевич.  Функции религиозной и светской символики [Текст] : научное издание / М. М. Касперавичус. - Л. : Ленингр. орг. о-ва "Знание", РСФСР, 1990. - 32 с. ; 22 см. - Экз-ры: нф А467179 

5.     Гибсон, Клэр.   Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре / К. Гибсон ; пер. с англ. А. Озерова. - М. : Эксмо, 2007. - 160 с. : цв.ил. ; 29 см. - ISBN 978-5-699-22979-6 : 293.00 р. Экз-ры: ЦНДИ В609755 
в) программное обеспечение

Microsoft Word 2010

Microsoft Excel 2010

Microsoft PowerPoint 2010


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://krotov.info/lib_sec/17_r/ryzh/ov_03.htm Рыжов Ю. Новая религиозность в культуре и искусстве (проверено 11.03.2013г)

http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/socio/bychkov.htm Бычков В.В. Малая история византийской эстетики (проверено 11.03.2013г)

http://www.biografia.ru Е.Г.Яковлев "Искусство и мировые религии"(проверено 11.03.2013г)



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля):

Система мультимедиа, компьютер, проектор. Электронный ридер по курсу, содержащий программу курса, рекомендуемые доклады по соответствующим темам семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, интернет-источники, вопросы к зачету и экзамену. Учебные, учебно-методические и научные материалы по истории религии.


10. Образовательные технологии:

Активные формы обучения:

изготовление презентаций, кейс-стади



11. Оценочные средства (ОС):

11.1. Оценочные средства для входного контроля

Не предусмотрены


    1. Оценочные средства текущего контроля

11.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации (в форме экзамена или зачета).

Анализ культового произведения искусства по предложенному плану в форме текста и в виде презентации PP

Контрольные вопросы к зачету:



  1. Религия и искусство: обзор основных определений религии и искусства, искусство как способ проявления религиозных феноменов.

  2. «Натуральное творчество» нижнего палеолита: «нулевой рубеж» искусства и религии.

  3. «Макароны» в искусстве палеолита: культовое назначение и художественное воплощение.

  4. Формальные признаки искусства: искусность, искусственность и искус. Уровни восприятия произведения искусства: материальный, индексный, иконический, символический.

  5. Игровая природа искусства. Художественный образ как результат отношения зрителя и произведения.

  6. Произведение искусства как «дом бытия религии», диалектика сущности и явления. Религиозный символ как область пересечения религиозной и художественной сфер.

  7. Проблемы взаимодействия искусства и религии: иконоборчество и иконопочитание. «Иконоборческие» тенденции в исламе, иудаизме, протестантизме.

  8. Религиозно-эстетические концепции Античности: общая характеристика, основные категории

  9. Религиозно-эстетические концепции Средневековья: специфика западноевропейских и византийских эстетических учений.

  10. Взаимосвязь религиозного и эстетического начал в европейской философии эпохи Возрождения.

  11. Взаимосвязь религиозного и эстетического начал в европейской философии ХVII- ХVIII вв.

  12. Взаимосвязь религиозного и эстетического начал в классической немецкой философии.

  13. Взаимосвязь религиозного и эстетического начал в русской религиозной философии конца ХIХ-начала ХХвв..

  14. Понятие канона в церковном искусстве. Области канонического, не-канонического и вне-канонического

  15. Религиозное, конфессионально ориентированное и церковное искусство: взаимосвязи и противоречия. Конфессионально дистанцированное искусство.

  16. Модель мироотношения человека в индуизме, основные символы. Индуистские храмы как воплощение этой модели мироотношения.

  17. Особенности изобразительного искусства в индуизме: канон в скульптуре и живописи, назначение и особенности восприятия янтр.

  18. Главные черты буддийского вероучения, место человека в мире и цель его существования, буддийские символы. Специфика буддийской скульптуры и живописи, их основные виды.

  19. Специфика буддийской архитектуры. «Ступа №1 в Санчи» как зримое воплощение буддийского вероучения.

  20. Особенности искусства чань- и дзен-буддизма. Специфика отношения искусства и религии в иудаизме. Основные периоды иудейского искусства.

  21. Истоки христианского искусства: движение от символа к образу в раннехристианском искусстве.

  22. Специфика византийской культовой архитектуры: крестово-купольный храм как модель мироотношения в восточном христианстве.

  23. Специфика византийского изобразительного искусства: мозаика, фреска, икона – общность и различия. Иконоборчество.

  24. Романские и готические средневековые храмы как модели католического типа религиозного мироотношения.

  25. Влияние идей Возрождения и Реформации на христианское искусство Западной Европы.

  26. Русское православие: ситуация «двоеверия» и ее художественное воплощение. Языческие элементы в православных памятниках.

  27. Специфика древнерусской культовой архитектуры: киевская, новгородская, владимиро-суздальская школы.

  28. Специфика древнерусской иконописи. Богословский аспект «Троицы» Андрея Рублева – воплощение догмата о Троице.

  29. Церковный раскол в православии в ХVIIв.. Художественный аспект никонианской реформы.

  30. Специфика отношения искусства и религии в исламе. Формы художественной деятельности в исламе.

  31. Специфика исламской культовой архитектуры: мечеть как воплощение мусульманских представлений о мире. Связь архитектуры с каллиграфией.

  32. Специфика религиозной и художественной культуры суннитов и шиитов. Особенности культуры суфиев.

  33. Синтез видов и жанров искусства в религиозном культе. Избирательное отношение разных религий к этому многообразию.

  34. Процессы секуляризации в современном культовом искусстве: проникновение признаков массовой культуры в область церковного искусства, феномен моды в области религии.

Материалы для проведения текущего и промежуточного контроля знаний студентов:

п\п


Вид контроля

Контролируемые темы (разделы)

Компетенции, компоненты которых контролируются




Анализ произведения культового искусства

Все разделы

ОПК-2, ПК-16, ОК-7, ПК-1




тест

Все разделы

ОПК-2, ПК-16, ОК-7,




Вопросы к зачету

Все разделы

ОПК-2, ПК-16, ОК-7,


Разработчик: c:\users\мурашова\desktop\осодоева\опоп\подписи\ещё подписи\подпись кузнецова.jpg

Доцент кафедры философии и методологии науки В.С. Кузнецова


Эксперт:

Профессор кафедры философии и социальных наук ИрГУПС В.Е. Осипов

Программа рассмотрена на заседании кафедры философии и методологии науки
«02» декабря 2015 г. f:\подписи\подпись куйбаря.jpg

Протокол № 2



Зав. кафедрой философии и методологии науки В.И. Куйбарь

  • «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  • Рабочая программа дисциплины
  • 1. Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины является
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП
  • 4. Объем дисциплины и виды учебной работы (разделяется по формам обучения)
  • Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
  • Аудиторные занятия (всего)
  • Самостоятельная работа (всего)
  • Контактная работа (всего)
  • 5. Содержание дисциплины
  • 5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
  • 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
  • 5.3. Разделы и темы дисциплин и виды занятий
  • 6. Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ
  • 6.2. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
  • Методические рекомендации по составлению презентаций в Microsoft PowerPoint
  • Структура презентации
  • Рекомендации по оформлению презентаций в Microsoft Power Point
  • Порядок и принципы выполнения компьютерной презентации
  • Основные принципы выполнения и представления компьютерной презентации
  • ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) (при наличии)
  • 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
  • 10. Образовательные технологии: Активные формы обучения: изготовление презентаций, кейс-стади 11. Оценочные средства (ОС)
  • Материалы для проведения текущего и промежуточного контроля знаний студентов