Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины Социология города Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий




страница1/4
Дата01.07.2017
Размер0.67 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Социология города

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социология города» являются:



  • Знакомство с основными проблемами городской жизни, спецификой городского образа жизни, постмодернистскими реалиями современного урбанизма.

  • Развитие навыков применения современного теоретического и методологического инструментария для проектно-практических задач совершенствования среды обитания и образа жизни.

  • Овладение современными качественными методами в контексте социального конструктивизма, герменевтики, феноменологии, современных теорий городского развития.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология города» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в шестом семестре на третьем году обучения. Она представляет собой дисциплину по выбору вариативной части профессионального цикла Б.3. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными курсами «Социальная психология», «Социальное проектирование и прогнозирование». Данный курс является логическим продолжением и углублением курса «Основы социологии». Для его успешного освоения обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями:

уметь логически верно, аргументировано и ясно выстаивать устную и письменную речь, свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2);

быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе, знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами, готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готов нести ответственность за поддержание партнёрских доверительных отношений (ОК-3);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства, (ОК-6).

Изучение этой дисциплины закладывает основы для успешного освоения студентами профессиональных дисциплин «Качественные методы», «Современные социологические теории».


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология города».

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

– знать фундаментальные социологические теории, основы профильно-прикладных знаний, методологию социологического исследования, специальные знания, связанные с областью будущей профессиональной деятельностью (ПК-2);

– способен внедрять результаты исследования в социальную практику и социальные модели поведения (ПК-6);



    – уметь приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: современные теории и методы социологических исследований.

Уметь: применять теории и методы для поиска решений практических проблем городской жизни, совершенствования систем управления городскими процессами; формулировать социальные и когнитивные проблемы горожан и на основе информации, полученной качественными методами, создавать проекты развития городского социума и его отдельных аспектов.

Владеть: качественными методами социологических исследований; навыками социокультурного проектирования.
4. Структура и содержание дисциплины «Социология города»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часа, из них 54 аудиторных




п/п



Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекция

Семи-нар

СРС

1

Город как объект комплексного изучения. Обзор предметных областей изучения города

6

1-2

2

4

2

Контрольная работа

2

Город как локус интерференции территориально-поселенческих, социально-общностных и ментальных структур

6

3

0

2

4

3

Парадигмы изучения города

6

4-5

2

4

6

4

Методологические принципы изучения города

6

6

2

2

4

5

Город как системный организм

6

7

0

2

4

6

Город как феномен, как взаимопереход объектных и субъектных структур жизнедеятельности человека

6

8

2

2

6

Эссе

7

Отношение к городу. Образ города как семантическая конструкция

6

9-10

2

4

6

Эссе

8

Социологические концепции города.

6

11-12

2

4

2

Семинар-конференция

9

Структура и динамика городской среды.

6

13-14

2

4

4

10

Городской образ жизни.

6

15-16

2

2

6

11

Тенденции развития городов.

6

17

2

2

2

Дискуссия по методу «круглый стол»

12

Социо-культурное проектирование города

6

18

2

2

8

Проблемный коллоквиум




Итого

2

1-18

20

34

54

Зачет в 6 семестре


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и семинары-конференции, а также написание рефлексивного эссе и проблемный коллоквиум. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% аудиторных занятий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:



  1. Эссе.

  2. Семинарско-практические занятия по всем темам курса.

  3. Семинар-конференция.

  4. Дискуссия по методу «круглый стол».

  5. Проблемный коллоквиум.

  6. Устный зачет.


Примеры оценочных средств
1 Темы для эссе и курсовых работ
Город как поселенческая общность

  1. Городская среда как система локальных зон жизнедеятельности: из каких качественно разнородных мест состоит городская среда?

  2. Особенности и факторы восприятия своего места проживания различными группами населения: чем и почему различается отношение к среде обитания различных групп горожан?

  3. Образы города и его отдельных мест различных статусных и мировоззренческих групп.

  4. Основания и методы зонирования городской территории.

  5. Проблемы микрорайона: основания локализации, факторы восприятия и оценивания, специфика локальных проблем.

  6. Факторы и модели территориальной динамики городского населения.

  7. Проблемы городской инфраструктуры.

  8. Социально-демографические проблемы отдельных социально-демографических групп: молодёжи, пожилых, одиноких, предпринимателей, инвалидов, социальных меньшинств (этнических, сексуальных, религиозных и др.) и др.

  9. Семиотика морфологии города. Город как «текст».

  10. Ландшафтное восприятие городской среды как ценностно-смысловое зонирование: как воспринимаются различные места города разными группами горожан, какое существует к ним отношение и чего хотят от ландшафта представители различных групп?

  11. Ландшафт как композиция мест, пронизанных смыслом живущих в них людей, как единство пространства, вещей и смыслов.

  12. Топофилия и топофобия мест.

  13. Детерминанты природо-экологического сознания и поведения: какие обстоятельства объективного и субъективного характера влияют на представления горожан и экспертов об оптимальном соотношении природо – и антропо-охранных пропорций использования территории.

  14. Вандализм в городской среде.

  15. Проблема социальной ответственности за территорию проживания: города, микрорайона, жилого дома, квартиры как локуса жизни родных и близких.

  16. Факторы экологической ситуации в городах.

  17. Экологические движения как форма гражданских инициатив.

  18. Культурно-исторические единицы городского пространства (культурно-исторические районы города)

  19. Роль и значение памятников в жизни горожан.

  20. Понятие и значение центра города.

  21. Городские окраины: новостройки, пригород, «нахаловки».

  22. Транзитные зоны города: вокзал, аэропорт, рынок, магистральные транспортные пути.

  23. Городские парки и скверы.

  24. Микрорайоны города: факторы гомогенности и факторы специфичности.

Город как феномен и поведенческая среда

  1. Основания и варианты позитивного и негативного отношения к городу.

  2. Социо-культурные и социо-экономические факторы отношения к городу.

  3. Отношение к городскому ландшафту: топофилия и топофобия мест.

  4. Основания и факторы предпочтений в выборе городского ландшафта.

  5. Модели ландшафтного поведения.

  6. Стереотипы и ориентации в восприятии города: специфика установок различных групп горожан на городскую среду в территориальном и пространственном аспектах.

  7. Особенности и факторы восприятия своего места проживания различными группами населения: чем и почему различается отношение к среде обитания различных групп горожан?

  8. Образы города и его отдельных мест различных статусных и мировоззренческих групп.

  9. Социокультурные функции образа города: коммуникативная, мировоззренческая, социлизационная, функция личностной самореализации, прагматическая, магическая.

  10. Ментальные образы городов: западный, восточный, национальные образы городов и др.

  11. Архетипы города.

  12. Специфика схем восприятия городской среды различными статусными и мировоззренческими группами.

  13. Типология субъектов восприятия городской среды.

  14. Инвариантные принципы восприятия городской среды.

  15. Методические вопросы выявления и сопоставления схем восприятия городской среды.

  16. Механизмы формирования образов города: сенсорные, когнитивные, интенциональные.

  17. Факторы интерпретации городской среды: значения и смысла территории, специфики семантических образов мест, различия в оценках городских районов различными интенциональными группами.

  18. Специфика ракурсов восприятия города: «взгляд из дома», «взгляд по пути на работу», «взгляд по пути домой», «взгляд с окраины», «взгляд из центра» и т.п.

  19. Городская среда как система локальных зон жизнедеятельности: из каких качественно разнородных мест состоит городская среда?

  20. Специфика городского образа жизни: (по сравнению с негородским).

  21. Эмпирические индикаторы атрибутивных характеристик городского образа жизни.

  22. Оценка городского образа жизни: основания и критерии.

  23. Ценностно-смысловая интерпретация городской среды.

  24. Специфика и факторы отношения к социальным нормам в городской среде различного типа: больших и малых городах; моно- и полиструктурной городской среде; ментальность как фактор отношения к нормативности (столичная и провинциальная, национальная, геополитическая).

  25. Проблема оснований и личностных критериев оценки урбанистского качества, урбанистского «начала» городской среды: чем обусловлена привлекательность проживания в конкретной городской среде?

  26. Основания и механизмы инновационности городской среды.

  27. Характер территориальной идентификации как фактор поведения.

  28. Стратегии средовой идентичности: устойчивые схемы толкования и определения ситуации, которые являются стратегиями средового поведения интенциональных групп и взаимодействия с различными аспектами жизненного мира и среды обитания.

  29. Вандализм в городской среде.

  30. Проблема социальной ответственности за территорию проживания: города, микрорайона, жилого дома, квартиры как локуса жизни родных и близких.

  31. Проблемы дегуманизации городской среды.

  32. Проблема соотношения «центр» – «периферия» в социокультурном пространстве города.

  33. Проблемы социокультурного проектирования городской среды и городского образа жизни.

  34. Статусная структура, мотивационный профиль и феноменологический портрет жителей субурбий.

  35. Тенденции и основания джентрификации.

  36. Статусная структура, мотивационный профиль и феноменологический портрет «городских кочевников».

  37. Факторы и модели внутригородской территориальной динамики городского населения.

  38. Сообщества в городах: типология, факторы образования, динамика.

  39. Феномен соседства в городе.

  40. Факторы и модели миграционной динамики городского населения.

  41. Феномен псевдоурбанизации.

  42. Основания псевдоурбанизации в России.

  43. Черты псевдоурбанизированного пространства.

  44. Образ жизни в псевдоурбанизированном пространстве.

  45. Специфика и факторы отношения к социальным нормам в городской среде различного типа: больших и малых городах; моно- и полиструктурной городской среде; ментальность как фактор отношения к нормативности (столичная и провинциальная, национальная, геополитическая).

  46. Городские сообщества и субкультуры: как живут и чего хотят отдельные группы горожан?

  47. Феномен соседства в городе.

  48. Горожанин как маргинал.

  49. Виды и специфика городских маргинальных групп: кто и почему находится на «окраине» городской жизни?

  50. Маргинальная среда как локус девиантного поведения.

  51. Маргинальная среда как пространство возникновения и функционирования (локализации) неформальных и альтернативных движений.

  52. Культурная маргинальность как среда нормотворчества через интерференцию образов жизни и интеграцию городских сообществ.

  53. “Средовая маргинальность” как феномен городской жизни.

  54. Политическая (властная) маргинальность в городском пространстве.

  55. Локусы политического вакуума в городской жизни как результат процесса перераспределения власти и контроля.

  56. Организованная преступность и терроризм как формы контроля над городской жизнью и территорией.

Город как пространственно-территориальная форма экономической деятельности.

  1. Тенденции урбанизации.

  2. Социально-экономическая типология городов.

  3. Проблема экономической базы городов.

  4. Проблема урбоэкономического баланса жизни города.

  5. Прогностические модели социо-экономического развития городов.

  6. Механизмы «урбанизации капитала» (Д. Харвей). Городская среда как механизм производства прибавочной стоимости.

  7. Культурная экономика городов.

  8. Проблемы маркетинга городской жизни.

  9. Проблемы социальной справедливости в городах.

  10. Проблемы социальной структуры занятости.

  11. Проблемы профессиональной и трудовой мобильности.

  12. Миграционно-демографические проблемы.

  13. Социально-экономическая структура территории города: основания, модели и методы зонирования городской территории.

  14. Город и окружающая территория: социально-экономические проблемы взаимодействия, величина и характер зоны влияния города.

  15. Город и мировая экономика. «Глобальный город» (С. Сассен).

  16. Город в потоках информации. «Информационный город» (М. Кастельс).

  17. Российская специфика производства прибавочной стоимости в городах.

  18. Социальные проблемы рациональной организации экономической жизни.

Повседневная жизнь города

  1. Бытовые модели поведения: поведение в очереди, на остановке, в общественных местах, в местах отдыха и развлечений и т.п.

  2. Рестораны и кафе как публичное пространство города.

  3. Факторы формирования и структурных трансформаций городского досуга.

  4. Структура досуга различных групп горожан.

  5. Факторы предпочтения различных форм досуга.

  6. Смысл досуга интенциональных групп.

  7. Материальное измерение мира повседневного: жилище, одежда, транспорт, пища и места её приёма, домашнее и подсобное хозяйство, места рекреации и др.

  8. Дом как «эйкос» - территория личностной экзистенции. Смысл дома.

  9. Соотношение между типом жилья и типом отношений: как устройство жилого помещения моделирует структуру отношений?

  10. Влияния предметной среды жилища на личность. Дискурс домашней обстановки.

  11. Факторы выбора типа жилья.

  12. Социокультурное проектирование жилищной сферы как аспект проектирования жизнедеятельности.

  13. Феномен загородного дома: коттедж, дача, усадьба.

  14. Культурно-исторические единицы городского пространства как целостные пространственно-поведенческие комплексы.

  15. Локусы публичной жизни: Роль и значение памятников в жизни горожан. Понятие и значение центра города. Жизнь улиц и площадей. Жизнь кафе и ресторанов. Городские парки и скверы. Городские окраины: новостройки, пригород, «нахаловки». Транзитные зоны города: вокзал, аэропорт, рынок, магистральные транспортные пути. Кладбище как локус городской жизни.

  16. Праздник как феномен городской жизни.

  17. Дискурсы повседневности. Городской сленг. Городской «фольклор». Городские граффити. Дискурс вещей.

  18. Концептуальные подходы к анализу повседневности интеракционизм, понимающая социология, феноменология, конструктивизм, этнометодология, социометрия, психоанализ.

  19. Повседневность как жизненный мир. Жизненный и системный миры.

  20. Механизмы конструирования жизненного мира: хабитуализация, седиментация, типизация и институционализация опыта жизнедеятельности.

  21. Повседневность и событийность. Событие как смысловая конструкция.

  22. Обыденное понимание как способ интерпретации повседневных явлений. Механизмы и схемы обыденной типизации повседневности.

  23. Категориальные средства описания повседневности: образ жизни, уклад, уровень, качество и стиль жизни.

  24. Сущность и исторические формы городской ментальности.

  25. Ментальность провинциальных городов.

  26. Проблема соотношения «столичности» и «провинциальности» городской жизни.

Коммуникативное пространство города

  1. Понятие и структура коммуникативного пространства города.

  2. Способы и механизмы коммуникации в городе.

  3. Коммуникативные механизмы инновационности в городской среде.

  4. Свобода как характеристика городского пространства («воздух города делает свободным»).

  5. Город и диалог: специфика диалога в городской среде; механизмы диалога городских субкультур и сообществ; диалог между городами; диалог города с миром и историей, исторический город.

  6. «Чужак» как феномен городской жизни.

  7. Факторы интерпретации городской среды: значения и смысла территории, специфики семантических образов мест, различия в оценках городских районов различными интенциональными группами.

  8. Виды и факторы социокультурной динамики: функционально-ролевая, статусно-престижная, культурно-коммуникативная (символическая),

  9. Факторы символической динамики мест.

  10. Ментальность провинциальных городов.

  11. Сообщества в городах: типология, факторы образования, динамика.

  12. Проблемы коммуникации сообществ в городах.

  13. Механизмы интеграции городских сообществ.

  14. Городские субкультуры как жизненные миры горожан.

  15. Факторы доминирования отдельных субкультур в жизни городов.

  16. «Субкультурная пассионарность» городов различного типа.

  17. Дискурсы городской жизни: дискурсивные практики городских сообществ; городской сленг, городской «фольклор», городские граффити.

  18. Группы гомогенной мотивационной интенции горожан и их локусы городской среды.

  19. Публичное пространство города как локус самопрезентации и коммуникации городских сообществ.

  20. Общение в городе: специфика, типы и механизмы, характер мотивации, степень интенсивности, статусная и культурно – мировоззренческая локализация ( кто, где общается?).

  21. Одиночество в городе: факторы, специфика протекания, статусные и мировоззренческие характеристики одиноких горожан.

Социокультурное проектирование и конструирование городской среды

  1. Социокультурная экспертиза управленческих решений: проблемы уместности, востребованности, актуальности и др. управленческих решений.

  2. Проблемы согласования традиций и инноваций.

  3. Проблемы городского самоуправления.

  4. Сообщества гражданских инициатив как субъекты управления городской жизнью: экологические, жилищные, территориальные и др.

  5. Проблемы взаимоотношений населения с институциональными субъектами городской жизни: административными, политическими, экономическими, правоохранительными и др.

  6. Приоритеты и адресность социальной политики.

  7. Современные подходы к организации предоставления социальных услуг населению и логика их выбора.

  8. Проблемы благотворительности и волонтёрства в городских условиях.

  9. Город как синергетическая система. Синергетические механизмы управления и саморазвития города.

  10. Влияние социокультурной атмосферы в обществе на форму и принципы градостроительного проектирования.

  11. Влияние архитектурно – топографической организации городской среды на сознание и поведение горожанина: влияние различных зон города на внутренний мир горожан;

  12. Социальная экспертиза градостроительных решений.

  13. Проблемы социокультурного проектирования городской среды и городского образа жизни.

  14. Взаимовлияние предметно-территориальных (архитектурных) и социокультурных (ценностно-смысловых) аспектов жизнедеятельности человека (мира вещей с миром идей).

  15. Влияние архитектурно – топографической организации городской среды на сознание и поведение горожанина: влияние различных зон города на внутренний мир горожан; «метафизическое самочувствие» человека в символическом пространстве города.

  16. Архитектоника городской среды как предметная форма историко – культурных архетипов населения.

  17. «Метафизическое самочувствие» человека в символическом пространстве города.

  18. Проблемы управления жилищной сферой.

  19. Социокультурное проектирование жилищной сферы.

  20. Концепции решения жилищной проблемы: прошлое, настоящее, будущее.

  21. Жилищная политика: концепции и факторы их формирования.

  22. Соотношения между производственной и непроизводственной сферами.

  23. Адресность инфраструктурного обеспечения.

  24. Нормативы и параметры инфраструктуры.

  25. Проблемы качества инфраструктурного обслуживания населения (бытового, информационного, транспортного, рекреационного, досугового и др.).

  26. Урбанизм как социокультурный феномен: социокультурные основания возникновения и изменения городов.

  27. Российский город.

  28. Урбомиграция: темпы и амплитуда; факторы: социоструктурные, мотивационные, социокультурные.

  29. Структура урбомиграционных потоков: статусные и культурно – мировоззренческие характеристики.

  30. Город как синергетическая система. Синергетические механизмы саморазвития города.

  31. Проблемы координации муниципального и федерального аспектов городской жизни.

  32. Соотношения глобального и локального в городской жизни.

  33. Феномен псевдоурбанизации.

  34. Тенденции, статусная и мотивационная структура субурбанизации.

  35. Тенденции, статусная и мотивационная структура джентрификации.

  36. «Глобальный город».

  37. «Информационный город».




  1. Семинар-конференция

Темы для обсуждения



  1. Социологические аспекты города как территориально-поселенческой общности;

  2. Социологические аспекты города как производственно-экономической системы;

  3. Социологические аспекты градостроительного ракурса изучения города;

  4. Историко-социологическая проблематика изучения города;

  5. Социально-психологическая проблематика изучения города;

  6. Социологические аспекты города как семиотической системы;

  7. Предметное ядро социологии города

  8. В чём заключается ограниченность количественных методов изучения города и чем обусловлена необходимость использования качественных методов?

  9. В чём заключается специфика городского пространства взаимодействия?

  10. Что означает применение принципа историзма в социологии города?

  11. Что означает принцип синергетики в социологии города?

  12. Что означает антроптный принцип в социологии города?

  13. Какими свойствами обладает город как синергетическая система.

  14. Варианты отношения к городу и их основания.

  15. Социологические проблемы изучения отношения к городу.

  16. Образ города как субъектная картина.

  17. Феноменологические особенности восприятия городской среды

  18. Функции образа города.

  19. Социологические задачи изучения образа города.

  20. Методологические основания производственно-экономической парадигмы.

  21. Актуальность и современное звучание идей Э.Дюркгейма.

  22. Актуальность и современное звучание идей К.Маркса.

  23. Город как социопространственная форма капитала.

  24. Механизмы урбанизации капитала.

  25. Социальные проблемы городов

  26. Методологические проблемы производственно-экономической парадигмы.

  27. Методологические принципы парадигмы.

  28. М. Вебер. Город как особый тип социальных отношений
  1   2   3   4

  • Рабочая программа дисциплины Социология города
  • 1. Цели освоения дисциплины
  • 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
  • 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология города».
  • Знать
  • Владеть
  • Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) Лекция
  • Семи-нар СРС
  • 5. Образовательные технологии
  • 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
  • Примеры оценочных средств 1 Темы для эссе и курсовых работ