Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины в. Од. 8 Патрология 1-4 веков Направление подготовки 48. 03. 01




Скачать 499.21 Kb.
страница1/3
Дата03.07.2017
Размер499.21 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
описание: герб


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВО «ИГУ»

Исторический факультет

Отделение философии и теологии

Кафедра религиоведения и теологии






Утверждаю

Декан исторического факультета

___________________Ю.А. Зуляр

«24» февраля 2016 г.



Утверждаю

Декан исторического факультета

___________________Ю.А. Зуляр

«09» сентября 2016 г.




Рабочая программа дисциплины
Наименование дисциплины Б1.В.ОД.8 Патрология 1-4 веков
Направление подготовки 48.03.01 «Теология»
Профиль «Систематическая теология»
Квалификация выпускника – бакалавр
Форма обучения очная


Согласовано с УМК исторического

факультета


Протокол №5 от «29» января 2016г.
Председатель Метёлкина Л.Н.

Рекомендовано кафедрой

религиоведения и теологии:


Протокол №2 от «02» декабря 2015г.
Зав. кафедрой Лазебный В.А.



Иркутск 2016

Содержание






стр.

  1. Цели и задачи дисциплины (модуля)




  1. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)




  1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы




  1. Содержание дисциплины (модуля)

5.1 Содержание разделов и тем дисциплины (модуля)

5.2 Разделы дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами (модулями)

5.3 Разделы и темы дисциплин (модулей) и виды занятий





  1. Перечень семинарских, практических занятий, лабораторных работ, план самостоятельной работы студентов, методические указания по организации самостоятельной работы студентов

    1. Перечень практических занятий;

    2. План самостоятельной работы студентов;

    3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов




  1. Примерная тематика курсовых работ (проектов) (при наличии)




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля):

а) основная литература;

б) дополнительная литература;

в) программное обеспечение;

г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы






  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)




  1. Образовательные технологии




  1. Оценочные средства (ОС)







  1. Цели и задачи дисциплины:

Целями освоения дисциплины:

  1. сформировать у студентов представление об историческом контексте изучаемого периода во всем разнообразии отдельных исторических событий, повлиявших на возникновение патристического наследия, а также во всем богатстве культурного окружения раннего христианства, предоставившего ему широкие возможности для создания собственной христианской культуры и цивилизации;

  2. познакомить с богословским наследием важнейших представителей древнецерковной письменности во всем многообразии внутренних периодов, поколений, школ, традиций и отдельных авторов и памят­ников в рамках изучаемого периода древней патристики (с конца Iпо конец IVвека);

  3. познакомить с основными типами богословского творчества древне­го христианства, отвечавшими на три основные задачи, стоявшие перед христианскими богословами: дидактическая, полемическая и апологетическая (проповедь и катехизация, богословская полемика и догматика, миссионерство и апологетика);

Задачами изучения дисциплины являются:

  1. научить студентов использовать знание основных разделов дисциплины и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования;

  2. проанализировать основную богословскую проблематику христианской церковной традиции, представленную в систематиче­ском ключе (богопознание, триадология, космология, христология, антропология, экклесиология, эсхатология, мистика и аскетика);

  3. познакомить с достижениями отечественной и западной патрологической науки.

  4. освоить основную православную богословскую терминологию, сложившуюся в общих чертах в первое тысячелетие христианской истории.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП:

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части (Б1.В) федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования ФГОС ВО от 17.02.2014г № 124.

Студент должен уметь аналитически и критически мыслить, иметь базовые знания по истории церкви, читать и понимать церковнославянский язык.

Дисциплина «Патрология 1-4 веков» рассчитана на знакомство студентов со следующими богословскими дисциплинами: «Каноническое право», «Пастырское богословие», «Сравнительное богословие», «История Поместных Церквей».



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность использовать знания в области социально-гуманитарных наук для освоения профильных теологических дисциплин (ОПК-3);

- готовность выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях (ПК-3)



В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основную хронологическую канву становления патрологии как науки, изучающей древнюю патристику (до конца IVвека);

  • основную хронологическую канву самого изучаемого предмета (патристику) в рамках первых четырех веков истории древнехристианской общины;

  • иметь представление о наиболее значительных авторах и памятниках изучаемого периода, ориентироваться в разнообразии их идей и спо­собах их богословского высказывания;

Уметь:

  • грамотно работать с древними текстами, уметь их анализиро­вать и интерпретировать;

  • работать с дополнительной литературой, обладать навыками построения историографии по отдельным вопро­сам и проблемам в рамках изучаемого предмета;

Владеть навыками:

  • корректного и понятного изложения богословских идей и концепций, отраженных в памятниках древнехристианской письменности, привлекая для этого все доступные ресурсы из обла­сти смежных дисциплин общего цикла теологического образования, демонстрируя тем самым навыки комплексного подхода.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы (разделяется по формам обучения)

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры













Аудиторные занятия (всего)

20

8










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

6

6










Практические занятия (ПЗ)

14

14










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

44













В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат (при наличии)
















Другие виды самостоятельной работы
















самостоятельная работа, подготовка к семинарским занятиям

44

44










Вид промежуточной аттестации - зачет

4

4










Контактная работа (всего)
















Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



72

72










2

2












5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины. Все разделы и темы нумеруются

Раздел 1. Введение в проблематику и периодизация дисциплины.

Тема 1. Основные понятия предмета: патрология и патристика.

Периодизация патрологии. Основные жанры патрологического ис­следования. Библиография дисциплины: издания текстов и исследо­ваний, справочная литература. Доникейский период. Общая периодизация патристики. Детальная периодизация доникейской эпохи патристики.

Раздел 2. Мужи апостольские.

Тема 1. Общая характеристика писаний мужей апостольских (ПМА).

«Дидахе». История находки, структура текста, основные темы, богословие двух путей.. Святой Климент Римский. Сведения о жизни и почитании св. Климента. Обзор подлинных и неподлинных сочинений.

Структура текста, основные темы: творение, христология, полемика с докетами, экклесиология. Сведения о происхождении, церковном служении и мученичестве свщм. Игнатия. Составление корпуса. Две известные редакции. Основные темы в наследии Игнатия: полемика с докетами, христология, учение о Евхаристии, экклесиология.

Тема 2. Иудео-христианская письменность.

Феномен иудео- христианства. Послание псевдо-Варнавы. Вопрос подлинности па­мятника. Основные аргументы в споре автора текста с иудеями. Методы толкования ВЗ. Боговоплощение и антропология. «Пастырь» Ермы. Особенности жанра. Структура текста, основные богословские темы: экклесиология, эсхатология.



Раздел 3. Древнехристианские апологеты.

Тема 1. Сочинения древнехристианских апологетов (СДХА).

Об­зор и общая характеристика сочинений древнехристианских апологетов (СДХА). Характеристика христианской апологетики как литературно- юридического жанра. Святой Иустин Философ и Мученик. Сведения о жизни и мученичестве. Обзор подлинных и неподлинных сочинений. Структура первой и второй апологий. Богословское учение Иустина: апологетическая программа, концепция сперматинеских логосов. Бого­словие Евхаристии. Эллинизм и христианство, философия и богословие. Татиан Сириец. Сведения о жизни и сочинениях «Против эллинов» и «Диатессарон». Особенности апологетической программы Татиана сравнительно с другими памятниками и авторами эпохи. Теория заим­ствования и сравнительная хронология мировых религий.

Тема 2. Афинагор Афинянин.

Свидетельства о жизни. Обзор со­хранившихся сочинений. Структура апологии. Основные богословские темы: учение о Боге, антропология, эсхатология. Феофил Антиохийский и послание к Диогнету. Сведения о жизни и церковном служении Феофила. Структура и основное содержание трех посланий к Автолику. Протошестоднев. Новые богословские термины. Послание к Диогнету: история находки, структура и основное содержание текста.

Раздел 4. Полемика с гностицизмом.

Тема 1. Гностицизм и борьба с ним.

Древнехристианский и не­христианский гностицизм. Обзор и типологизация явления. Святой Ириней Лионский. Сведения о жизни и наследии. Структура трактата «Против ересей». Основные богословские темы: представление о пре­дании церкви, содержательная сторона христианского учения; учение о Евхаристии. Эсхатология

Раздел 5. Александрийская школа богословия.

Тема 1. Александрийская школа.

Феномен богословской школы в древности. Связь с вероучительной мыслью и экзегетическими мето­дами. Обзор и характеристика александрийской богословской традиции. Климент Александрийский. Сведения о жизни и наследии. Общая композиция дошедших сочинений. Структура и основные богословские темы трактата «Педагог». Структура трактата «Строматы». Пути богопознания и логика духовного возрастания. Философия и богословие. Вера как категория духовной жизни.

Тема 2. Ориген.

Сведения о жизни и наследии. Реформа духов­ного образования. Теория библейской экзегетики. Опыт систематиза­ции христианского богословия: удачи и промахи. Теория вселенской космогонии. Фактор человеческой свободы. Оригенизм. Традиции положительной и отрицательной рецепции наследия и учений Оригена от III до Vl века.

Раздел 6. Тринитарные споры IVвека.

Тема 1. Патристика эпохи Вселенских Соборов.

Общая перио­дизация, основные имена, даты, события. Логика богословских споров и значение их итогов. Б. Арианские споры. Хронология, основные дей­ствующие лица. Богословские идеи, доводы соперничавших богослов­ских и политических партий.

Раздел 7. Выдающиеся богословы IVвека.

Тема 1. Святой Афанасий Александрийский.

Сведения о жизни в контексте эпохи. Обзор наследия. Более подробное рассмотрение апологетических, полемических, агиографических и богословских тек­стов. Богословские представления: гносеология, триадология, творе­ние мира, христология, пневматология.

Тема 2. Святой Василий Великий.

Сведения о жизни. Роль Василия в жизни Церкви его времени. Различные направления цер­ковной, общественной и духовной жизни: полемика с еретиками, созда­ние правил для монахов и мирян. Обзор творений по направлениям: догматические, экзегетические, аскетические, гомилетика, письма, ли­тургия. Разработка самостоятельных богословских тем (триадология, гносеология, космология, пневматология, сотериология).

Тема 3. Святой Григорий Богослов.

Сведения о жизни и сочине­ниях. Систематическое рассмотрение наследия по литературным жан­рам: слова, стихотворные сочинения, письма. Богословское учение Гри­гория Богослова. Предметное изучение пяти слов «О богословии», анализ основных богословских тем (гносеология, триадология, пневматология) и принципов построения аргументации (в том числе принципы догматиче­ской экзегетики; три «богословских» письма, анализ христологии).

Тема 4. Святой Григорий Нисский.

Обзор его биографии, литературных трудов и особенностей богословского учения, в том числе виды, способы и пути богопознания, различие в Боге сущности, энергий и ипостасей, этапы творения мира, идеальная природа материи, богословская антропология, сотериология, христология, экклесиология и эсхатология. Вопрос об оригенизме св. Григория.

Тема 5. Аскетические богословы IV-Vвв.

Два типа мона­шества: прп. Антоний Великий и прп. Пахомий Великий. Прп. Макарий Великий и проблема «Макариевского корпуса» (Симеон Meсопотамский). Евагрий Понтийский как систематизатор мистико- аскетического богословия. Его учение о «праксисе» и «теории», бес­страстии и молитве. Прп. Иоанн Кассиан, его аскетические труды и богословие.

Раздел 8. Антиохийская школа богословия.

Тема 1. Антиохийская школа.

Лукиан и Евстафий Антиохийские. Диодор Тарсийский. Общая характеристика антиохийской школы. Биографии, сохранность литературных трудов и особенности экзегетики и богословского учения ее первых представителей. Вопрос об их отношении к арианству и о православии Диодора. Феодор Мопсуэстийский. Обзор его биографии, литературных трудов и осо­бенностей богословского учения, в том числе его экзегетический метод, триадология и христология. Посмертная судьба Феодора и его трудов Свт. Иоанн Златоуст. Обзор его биографии, литературных трудов и осо­бенностей богословского учения, в том числе его экзегетика, учение о непознаваемости Бога, триадология, христология, мариология, учение о благодати и свободе, о Церкви и таинствах.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

(вписываются разработчиком)



1.

Каноническое право


Р.1.

Т.1


Р.1. Т.2

Р.2.

Т.4


Р.3.

Т.3


Р.4. Т.5

Р.5. Т.2







2.

Пастырское богословие

Р.1.

Т.1


Р.2. Т.4

Р.3.

Т.2


Р.7.

Т.3


Р.6.

Т.2














3.

Сравнительное богословие

Р.1.

Т.1


Р.2. Т.4

Р.3.

Т.5


Р.5.

Т.4


Р.7. Т.3

Р.8. Т.1

Р.4. Т.6







4.

История Поместных Церквей

Р.1.

Т.1


Р.2. Т.4

Р.3.

Т.5


Р.5. Т.4

Р.6. Т.4

Р.7. Т.5

Р.8. Т.1





  1   2   3

  • «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  • Рабочая программа дисциплины
  • Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины
  • Задачами изучения дисциплины являются
  • 2. Место дисциплины в структуре ОПОП
  • 3. Требования к результатам освоения дисциплины
  • 4. Объем дисциплины и виды учебной работы (разделяется по формам обучения)
  • Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
  • Аудиторные занятия (всего)
  • Самостоятельная работа (всего)
  • Контактная работа (всего)
  • 5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов и тем дисциплины. Все разделы и темы нумеруются Раздел 1. Введение в проблематику и периодизация дисциплины.
  • Раздел 2. Мужи апостольские.
  • Раздел 3. Древнехристианские апологеты.
  • Раздел 4. Полемика с гностицизмом.
  • Раздел 5. Александрийская школа богословия.
  • Раздел 7. Выдающиеся богословы IV века.
  • Раздел 8. Антиохийская школа богословия.
  • 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами