Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины (модуля) в 12 Психология журналистики




Скачать 173.56 Kb.
Дата04.07.2017
Размер173.56 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б3. В 12 Психология журналистики

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки бакалавриата

031300 Журналистика

Профиль общий

(квалификация (степень) «бакалавр»)

заочная форма обучения

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием


профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 10 от 14 июня 2011 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич



Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля)
1. Программа учебной дисциплины (модуля) Б3. В 12 Психология журналистики

  1. Автор программы: Краснова А.Н.

4. Цели освоения дисциплины
Указываются цели освоения дисциплины (модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО.

Цель освоения дисциплины Психология журналистики - дать студентам системное представление о психологических особенностях профессии журналиста и психологической специфике журналистики как деятельности.
Основные задачи курса "Психология журналистики":

  1. Рассмотреть психические процессы, характерные для профессиональной деятельности журналистов: потребности, мотивы, ценности.

  2. Исследовать механизмы создания профессионального образа, т.е. рассмотреть понятие и процесс профессиональной самоидентификации.

  3. Изучить основные характеристики личности журналиста как коммуникатора, творца.

  4. Рассмотреть особенности восприятия массовой аудиторией информации и коммуникатора.

  5. Ознакомить студентов с основными механизмами профессионального общения и закрепить навыки эффективного общения.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля):


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

  • основные категории и понятия психологии журналистики;

  • основные направления, подходы, теории СМИ;

  • специфические особенности, закономерности и структурные компоненты общения в СМИ;

  • особенности личности журналиста и ее деятельности, процессы усвоения и восприятия текстов СМИ и факторы, их обусловливающие;

  • характеристики СМИ;

  • специфику и основные компоненты деятель­ности журналиста.

  1. Уметь:

  • последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

  • продуцировать тексты для разных аудиторий СМИ;

  • учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особен­ности различных аудиторий СМИ;

  • анализировать собственную профессиональную деятельность.

3) Владеть:

  • русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;

  • способностью выступать публично и работать с научными текстами;

  • способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства;

  • методами психологии журналистики и интерпретировать полученные результаты в исследователь­ских целях;

  • методами диагностики и коррекции трудностей в порождении и восприятии текстов СМИ.

7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет __3__ зачетных единиц


(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

______108_____ часов.




№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ



Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*







031300 Журналистика

Профиль общий

(квалификация (степень) «бакалавр»),

заочная форма обучения



3




108/3

10




4

6

-

94

зачет

  • Общее количество часов по СРС в данной таблице для дисциплин с формой контроля «Экзамен» высчитывается так же как и для с дисциплин с формой контроля «Зачёт», где общее количество часов на СРС равно разности общей трудоёмкости по дисциплине и общего количества аудиторной работы.


8. Содержание дисциплины (модуля)
Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов








Всего аудит.

лк

пр

лб

Сам.раб.

1

Современные проблемы медиапсихологии.

2

2




-

8

2

Профессиональная модель мира журналистики и особенности ее пространственно-временных характеристик.










-

12

3

Массовая коммуникация и основные психологические проблемы общения больших социальных групп.

2




2

-

4

4

Эффекты массовой коммуникации.










-

10

5

Психологическая мотивация журналистской деятельности. Самоактуализация журналиста.

2

2




-

6

6

Особенности личности журналиста и параметры профессионального мышления.










-

10

7

Создание профессионального образа журналиста. Основные характеристики коммуникатора.

2




2

-

8

8

Межличностное общение в журналистской деятельности. Коммуникативная компетентность журналиста.










-

12

9

Психологические закономерности восприятия журналистского текста.










-

8

10

Социальные стереотипы и их роль в формировании средств массовой информации.










-

14

11

Проблемы психологической информационной безопасности в современном обществе. Манипуляции в журналистике. Психологические типы текстов.

2




2

-

2




Всего

10

4

6

-

94


13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)


Основная литература

  1. Богомолова Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М, 1992.

  2. Кузин В. Психологическая культура журналиста. Уч. пособие. СПб., 2001.

  3. Олешко В. Журналистика как творчество. М, 2003.

  4. Пронина Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

  5. Рощин С.К. Психология и журналистика. М.: Наука, 1989.

  6. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.; М., 2001.

 Дополнительная литература

  1. Агзамов Ф.И. Журналистское исследование активности личности. Казань, 1989.

  2. Андреева А. Методика преподавания психологии журналистики и проблемы современной журналистики// Информационное пространство Тюменской области. Вып. 2. Тюмень, 2003.

  3. Андреева А. Попытка реконструкции журналистской картины мира: итоги анкетирования участников медиа-семинара-2003// Информационное пространство Тюменской области. Вып. 2. Тюмень, 2003.

  4. Антонова В. Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988.

  5. Аракелов Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ. 1995. №4. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004.

  6. Бухарцев Р. Творческий потенциал журналиста. М, 1985.

  7. Вартанов А. Ужасы - наша профессия //Журналист. 2006. № 1.

  8. Введение в психологию/ Под ред. Петровского. М., 1996.

  9. Виноградова С. Слагаемые журналистской профессии// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

  10. Волкова И., Клименко В., Сафрзьян Л. Имидж политических лидеров в СМИ// Мир России. 1997. № 3.

  11. Горохов В. Идентификация PR в сфере информационной деятельности// Вестник МГУ. 2004. №3.

  12. Гусаров Р. Журналистика и стресс// Журналист. 2006. Март.

  13. Дзялошинский И. Манипулятивные технологии в масс-медиа// Вестник МГУ. 2005. №№1-2.

  14. Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996.

  15. Дзялошинский И. Творческая индивидуальность в журналистике. М.,1984.

  16. Дзялошинский И., Никитин М. Деловые игры в журналистском коллективе. М., 1990.

  17. Дзялошинский И., Дзялошинская М. Журналистское сообщество в оценках журналистов// Вестник МГУ. 2005. №5.

  18. Засурский Я. Российская журналистика: профессия и судьба// Кафедра. 1995. № 10.

  19. Зиновьева Н. Информационная культура личности. Краснодар, 1996.

  20. Карамышева К проблеме изменения менталитета и принципов деятельности при переходе к информационному обществу// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже 21 века. Уфа, 1997.

  21. Климов Е. О феномене профессиональной относительности образа мира// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. 1995. № 1.

  22. Коноваленко М. Искажение информации как фактор манипулирования общественным мнением// Пресс-служба. 2005. №1.

  23. Коновченко С., Киселев А. Информационная политика в России. М.: РАГС, 2004.

  24. Корнилов А. Классификация социокультурных моделей журналистики// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 1999. № 1.

  25. Крикунов Ю. Творчество журналиста как процесс// Печать, телевидение и радиовещание Казахстана. Алма-Ата, 1998.

  26. Кузин В. Психология журналистики: Программа курса и методические указания. СПб.: СПбГУ, 2000.

  27. Кузнецов М., Цыкунов И. Психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. М.: РИП-холдинг. 2002.

  28. Куприн О. Какой журналист нужен 21 веку?// Журналистика и Медиарынок. 2006. № 1.

  29. Кустарев А. Конкуренция и конфликт в журналистике// Pro et contra. 2000. № 4.

  30. Лебедев В. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.

  31. Лепский В. Проблемы информационно-психологической безопасности// Психологический журнал. 1996. Т.17. № 3.

  32. Лозовский Б. Образ журналиста в восприятии молодого читателя// Журналистика развитого социализма. Свердловск, 1983.

  33. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

  34. Массовая коммуникация в современной России: Сб. науч. ст. М.: Издательство РАГС, 2003.

  35. Маркелов К. Самоактуализация журналиста: Развитие профессиональной мотивации// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 1994. № 5.

  36. Матвеева Л., Аникеева Т. Образ телепередачи как психологический фактор, влияющий на эффективность телекоммуникации// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. 2000. № 1.

  37. Мельник Г. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2006.

  38. Мельник Г. Психология профессионального общения в журналистике. Ч.1, СПб., 2001.

  39. Менжук В. Проблемы психологии журналистского творчества// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 1994. № 5.

  40. Митина Л. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии. 1997. № 4.

  41. Нанешвили В. Исследование восприятия ведущих телевизионных программ молодежной аудиторией// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. 1995. № 3.

  42. Науменко Т. Массовое сознание и журналистика// Credo. 2000. № 3.

  43. Науменко Т. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 2002. Вып. 1 (2).

  44. Никитаев В. Пресса и журналистика в рамках культуры// Вопросы философии. 1998. № 2.

  45. Новиков А. Россия: между Фрейдом и Юнгом: психоанализ масс-медиа// Журналист. 1995. №8.

  46. Олешко В. Социожурналистика. Екатеринбург, 1996.

  47. Павликова Современная журналистика: Профессия в условиях гражданского и информационного общества// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 2001. № 1.

  48. Погожина И., Панкратова А. Экспериментальное исследование влияния личностных особенностей коммуникатора на убежденность аргументации// Вестник МГУ. 2005. №4.

  49. Проблемы медиапсихологии. Сб. М., 2002.

  50. Пронин Е.  Информация и этика// Вестник МГУ. 2004. № 1.

  51. Пронин Е. Психологические проблемы современной журналистики// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 2001. № 3.

  52. Пронин Е., Пронина Е. Антиномия - 2000 (NET-мышление как публичная субъективность и как массовая установка)// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 2001. № 1.

  53. Прохоров Е. Массовое сознание как предмет социологического исследования// Вестник МГУ. 2004. № 1.

  54. Пряжников Н. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального личностного самоопределения. Метод. пособие. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.

  55. Психология творчества. М., 1990.

  56. Реснянская Л. Возможен ли диалог? // Вестник МГУ. 2005. № 1.

  57. Свитич Л., Ширяева А. Портрет российского журналиста в динамике// Вестник МГУ. 2005. № 2.

  58. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

  59. Смирнов С. О предмете “Психология журналистского творчества”// Журналист. Пресса. Аудитория. Л., 1986. Вып. 3.

  60. Старова О. СМИ как источник агрессии// Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 2.

  61. Судас Л. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М.,1996.

  62. Терин В. Основные направления исследования теории массовых коммуникаций// Социологические исследования. 1997. № 11.

  63. Ученова В. Творческие горизонты журналистики М.,1976.

  64. Фонарев А. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала// Мир психологии. 2001. № 2.

  65. Фролова Т. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ// Вестник МГУ. 2005. №1.

  66. Чемякин Ю. Ценностные приоритеты журналистской профессии// ФАКС. 1999. № 12.

  67. Чудновская Коммуникативные стратегии на пороге 21 века// Вестник Моск. ун-та. Социология и политология. 1999. № 3.

  68. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

  69. Шостак М. “Роли” и “маски” репортера// Журналист. 1998. № 11/12.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Педагогическая библиотека.

  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  3. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  4. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  5. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  6. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

  1. htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

  2. htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

  3. htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

  4. www.rospsy.ruФедерация психологов образования России

  5. htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

  6. htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

  7. htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

  8. htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Фе­дерация

  9. htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтиче­ская лига

  10. htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения


Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

  1. htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

  2. htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

  3. htpp://mgppu.ru- Московский городской психолого-педагогический университет

  4. htpp://psychol.ru- Институт практической психологии и психоанализа

  5. htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

  6. htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

  7. htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

  8. htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

  9. htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

  10. htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

  11. htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

  12. htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ


Учреждения дополнительного психологического образования:

  1. htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

  2. htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психо­терапии

  3. htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

  4. htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

  5. htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии


Психологические журналы и периодика:

  1. htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

  2. htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

  3. htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

  4. htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психо­анализа

  5. htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

  6. htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

  7. psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

  8. htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

  9. htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциа­ции

  10. htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

  11. htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского универси­тета. Серия 14. Психология

  12. htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования

  13. htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник


Психологические сайты:

  1. htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психоло­гии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

  2. htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

  3. htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

  4. htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации пси­холога. Книги и статьи. Психологические тесты.

  5. htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия

  6. htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тре­нингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

  7. htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

  8. htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и про­граммы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.
  9. http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html - Материалы по общей, воз­растной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психоло­гия, психология эмоциональных отношений

  10. http://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.htmlМетодические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы



Психологические тесты и методики:

  1. htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей до­школьного и школьного возраста, профориентационные методики

  2. htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

  3. htpp://tests.holm.ru - популярные психологические тесты

  4. htpp://www.ctest.ru — подборка тестов личности

  5. htpp://test.msk.ru - тесты и психологические консультации, научно-популярные ма­териалы по психологии

  6. htpp://testforall.narod.ru — психологические тесты, рисуночные тесты для детей, статьи по психологии

Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая компьютерная оболочка Competentum Magister

  3. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  4. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  5. htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы по детской психоло­гии

  6. htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры

  7. http://polpred.com/ База данных polpred

  8. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  9. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  10. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online


Программное обеспечение:

  1. Адаптивная система тестирования «АСТ-тест»

  2. Система дистанционного обучения LMS Moodle.


Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения:

  • специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями,

  • электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия,

  • тренинговые компьютерные программы,

  • компьютерные лабораторные практикумы,

  • контрольно-тестирующие комплекты,

  • учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

Перечень используемых технических средств

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютерные мультимедийные презентации

  • Компьютерный класс

  • Обучающая компьютерная оболочка Competentum Magister

  • Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  • Официальный сайт МГГУ - www.mshu.edu.ru

Перечислены ЭОР, размещенные на официальных образовательных сайтах, и (или) разработанные самостоятельно, с указанием Интернет-адреса.



Указаны лицензионные ЭБС, предоставляющие возможность круглосуточного дистанционного индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Б3. В 12 Психология журналистики (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии
  • Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 031300 Журналистика Профиль общий
  • (квалификация (степень) «бакалавр») заочная форма обучения
  • Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля) 1. Программа учебной дисциплины (модуля) Б3. В 12 Психология журналистики
  • 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
  • 7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
  • 8. Содержание дисциплины (модуля)
  • Всего аудит. лк пр лб Сам.раб.
  • Дополнительная литература
  • Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
  • Научные учреждения и общества психологов
  • Высшие учебные заведения и факультеты психологии
  • Учреждения дополнительного психологического образования
  • Психологические журналы и периодика
  • Психологические тесты и методики
  • Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал
  • Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
  • Перечень используемых технических средств