Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины Методологические проблемы анализа художественного текста Направление подготовки




Скачать 165.15 Kb.
Дата08.07.2017
Размер165.15 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Балашовский институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Директор БИ СГУ

доцент А.В.Шатилова

___________________________

"__" __________________20__ г.




Рабочая программа дисциплины
Методологические проблемы анализа художественного текста
Направление подготовки

45.06.01 "Языкознание и литературоведение"
Профиль подготовки

«Литература народов стран зарубежья (Европы, Америки, Австралии)»


Квалификация выпускника

Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения



очная

Балашов,


2014

  1. Цели освоения дисциплины

-постановка и раскрытие методологических проблем анализа художественного текста;

- формирование представления о тексте как сложной системе разных языков;

-формирование умений контекстного исследования художественного произведения;

-формирование готовности аспирантов к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.




  1. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры

Дисциплина «Методологические проблемы анализа художественного текста» Б1.В.ОД.2.2 включена в вариативную часть модуля "Дисциплины научной специальности".

Курс носит теоретический характер и находится в содержательно-методической связи с дисциплинами направления подготовки 45.06.01 "Языкознание и литературоведение». Курс опирается на «входные» знания аспирантов, полученные в ходе освоения историко- и теоретико-литературных дисциплин вузовского учебного плана по направлению «Педагогическое образование».




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:



универсальные компетенции:

- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).



общепрофессиональные компетенции:

- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);



профессиональные компетенции:

– способность свободно ориентироваться в закономерностях исторического движения литератур мира в наиболее существенных явлениях этого процесса (ПК-1);

способность исследования истории и типологии литературных направлений, видов художественного сознания, жанров, стилей (ПК-2);

–  способность самостоятельно анализировать наиболее значимые художественные явления и тексты и творчески применять к ним научные методы литературоведческого исследования (ПК-3);

- воспринимать художественные тексты русской и зарубежной классики во всем объеме идейно-художественного содержания (ПК-4);

- определять связи русской литературы и ее типологические соотношения с зарубежной литературой (ПК-5);


В рамках профессиональных компетенций обучающийся должен:

знать:

– понятийный филологический аппарат (инструментарий), позволяющий ему филологически профессионально характеризовать художественные произведения различных жанров и форм;



уметь:

– ориентироваться в способах и формах усвоения художественной традиции в истории литературы;

анализировать художественные произведения русских и зарубежных писателей с точки зрения организации текста; структурировать материал, сравнивать, обобщать и делать выводы;

владеть навыками:

– филологического подхода к литературно-художественному материалу в его историческом развитии;

– определения функционирования художественных приемов в произведениях различных их жанров;

– поиска оптимального подхода к конкретному анализу конкретного словесного текста с учётом задач анализа.


4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).

На изучение дисциплины «Методологические проблемы анализа художественного текста» отводится 64 часа аудиторной и 114 часов самостоятельной работы – 5 зачетных единиц. В соответствии с учебным планом, занятия проводятся на втором курсе аспирантуры, во втором семестре.




п/п

Раздел дисциплины

Год обучения

Неделя

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)

Формы промежуточной аттестации (по итогам освоения дисциплины)

Лекции

Самостоят работа

1

2

3

4

5

6

7

1.

Текст и сопутствующие термины

2

23-25


10

18

Устный опрос

2.

Проблемы реальной текстологии

2

25-27

10

18

Эссе.

Анализ текста



3.

Системно-целостный анализ художественного произведения


2

28-30

10

18

Эссе.

Анализ текста



4.

Структурный анализ поэтического текста


2

30-32

10

18

Устный опрос

Реферат


5.

Интертекстуальный анализ поэтического текста

2

33-34

5

9

Анализ текста

6.


Мифопоэтический подход к изучению литературных явлений


2

34-35

5

9

Устный опрос

7

Нарративный анализ произведений современной массовой литературы

2

36-37


7

9

Анализ текста

8

Когнитивный дейксис и проблемы анализа художественного текста

2

38-39

7

9

Контрольная работа.

Презентация и защита реферата






Всего 180







64

116

Составная часть кандидатского экзамена


4.2. Содержание

Раздел 1. Текст и сопутствующие термины.

История термина. Texum – кусок материи, нечто из переплетающихся нитей. Далее метафоризация и термин. Некий порядок слов, существующий в своих границах. Законченное смысловое целое. Материальное воплощение художественного произведения. Мир как текст. Контекст – словесное окружение. Прототекст – текст, на основе которого создаётся другой текст. Паратекст – мнимый текст, от него лишь смысловые следы. Интертекст как стратегия анализа – поиск цитат и аллюзий.

Проблема точки зрения в словесном художественном тексте. Три рода литературы – эпос, лирика, драма – критерий: точка зрения. В эпосе – взгляд назад, рассказ о том, что произошло (как бы произошло). В лирике: выражение теперешних мыслей и чувств автора? Или – лирического героя? Проблема дистанции. Устранение автора в драме, события как бы сами текут.

Текст и «чужое слово». Один из способов анализа: кто это говорит? Автор? Некий воображаемый повествователь? А насколько авторитетно тогда его слово? А если герой это говорит? А можно ли ему доверять? А можно по слову реконструировать точку зрения, а по ней авторское отношение?



Раздел 2. Проблемы реальной текстологии

Проблема канонического текста: доступность современникам, выражение авторской воли, что стало реальностью в литературном процессе. Проблема атрибуции: границы редакторского (цензурного) произвола и авторского текста. Проблема интерполяций: если это авторские, то учитывать ли?

Словесный текст как виртуальная реальность.

Текст как основа художественного мира произведения. Художественный текст в литературном процессе, его внешняя и внутренняя зависимость.



Раздел 3. Системно-целостный анализ художественного произведения

Телеологический принцип в подходе к анализу и интерпретации литературных произведений. Неустранимая целостность художественного текста. Категория «динамической целостности». Единство и множественность смысла поэтического текста. Понятие о системной целостности. Автор и читатель в процессе интерпретации художественного произведения. Поэтика и художественный смысл поэтического текста.

Практика системно-целостного анализа поэзии в работах М.М. Гиршмана, Б.О. Кормана, Е.Г. Эткинда.

Раздел 4. Структурный анализ поэтического текста

Структурализм и формальная школа в русском литературоведении. Ю.М. Лотман о задачах структуральной поэтики.

Уровневая структура текста. Поэтический текст как система отношений. Принцип «структурного объяснения» текста. Практика структурного анализа текста в работах Р. Якобсона, Ю. Лотмана, С. Ельницкой, Е. Фарыно.

«Языки», или «коды» в художественном тексте. Структурно-семиотический метод в антропологии (К. Леви-Стросс), культурологии (Р. Барт), литературоведении (А.-Ж. Греймас. К. Леви-Стросс, Р. Якобсон).



Раздел 5. Интертекстуальный анализ поэтического текста

Теория «глубинного слоя» художественного текста. Ю.М. Лотман о формах и значении «чужого слова» в художественном тексте. Изучение «чужого слова» в классических текстах (А.С. Пушкин) и произведениях русской литературы XX в. (А. Ахматова). Работы Р. Тименчика, его интерпретации «чужого слоя» в текстах акмеистов.

Теория диалогичности поэтического языка. «Слово в поэзии и слово в романе». Методика различения слова автора и слова героя. Принципы выявления «чужого слова» в авторском стиле.

Сопоставление понятий «диалог», «полифония», «карнавал» (М. Бахтин) и «различение», «децентрация», «становление», «множественность», «полилог».

Категория интертекста в трудах Ю. Кристевой, И.П. Смирнова, А.К. Жолковского, Н.А. Фатеевой.

Раздел 6. Мифопоэтический подход к изучению литературных явлений

Миф и поэтическое произведение: их сходство и различие. Множественность смысла и вариативность. Миф как глубинная структура в авторском тексте. Методика установления мифологических структур в художественном тексте. Ближайший и отдаленный контекст произведения. Мифопоэтический анализ лирики в трудах И.П. Смирнова, С.Н. Бройтмана.



Раздел 7. Нарративный анализ произведений современной массовой литературы

Методики нарративного анализа: подход Р. Барта (функции-действия персонажей в нарративе), подход В. Дейка (понятия «микроструктуры» и «макроструктуры»), структурно-событийный подход К. Гриффина (установление каузальных связей нарратива).



Раздел 8. Когнитивный дейксис и проблемы анализа художественного текста

Разница методологических подходов: «когнитивная поэтика» (П. Стоквелл), «когнитивное литературоведение» (А. Ричардсон) и «когнитивная стилистика» (Е. Семино). Литература как вид ментальной деятельности, основанный на тех же механизмах и подчиняющийся тем же законам, что и прочие типы мыслительной активности. Содержание художественного текста как «текстовый мир», т.е. как иерархическое по своей структуре коммуникативное лингвистическое событие, включающее в себя элементы как текстуального, так и контекстуального характера.

Переключение между разными уровнями текстового мира – дискурсивным (верхним уровнем, на котором осуществляется коммуникация между автором и читателем художественного текста), текстуальным, на котором действуют персонажи, чьи воспоминания, убеждения, предположения образуют субмиры, представляющие собой альтернативы текстового мира, – осмысливаются в традиционной филологии нарратологией.

Когнитивный аспект анализа уточняет представления о нарративных структурах текста, осмысливая их в терминах когнитивного дейксиса. Когнитивный дейксис как ментально обусловленная система дейктических отношений, включающая в себя перцептуальный, пространственный, темпоральный, реляционный, текстуальный и композиционный дейксис.

«Дискурсный анализ текста» в современной практике интегрального подхода к изучению художественного текста в гуманитарной науке.


  1. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % аудиторных занятий. Так, помимо традиционных лекций с опорным конспектированием, используются такие формы занятий как лекция-ошибка, лекция-дискуссия и т.д.

В рамках изучения данной дисциплины реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе традиционных образовательных технологий, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Традиционные образовательные технологии:

– лекции.

Активные и интерактивные формы занятий:

– проблемная лекция;

– занятия в форме конференций, дискуссий;

– разработка проектов по изучаемым проблемам.

В рамках изучения данной дисциплины используются:

– мультимедийные образовательные технологии: интерактивные лекции (презентации) с использованием программы MS Power Point в сочетании с анимацией и звуковым сопровождением; просмотр видеороликов по отдельным пунктам тем занятий, использование электронных пособий;

– технологии контекстного обучения: работа с текстовыми материалами, раздаточным дидактическим материалом, организация квазипрофессиональной деятельности студентов по различным темам;

– диалоговые технологии: организация групповых дискуссий, использование «мозгового штурма»;

– имитационные технологии: проведение практических занятий в форме деловых игр, «пресс-конференций»;

– модульные технологии: применение рейтинговой оценки знаний.



Особенности проведения занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих аспирантов.. Технологии тьюторского сопровождения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы аспиранта используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Подбор и разработку учебных материалов можно предоставлять в различных формах: для обучающихся с нарушениями слуха информацию можно представлять визуально, с нарушением зрения – аудиально. Для лиц с ограниченным зрением изображения мелких объектов можно представлять в форме презентаций. Общение преподавателей с обучающимся можно осуществлять с помощью дистанционных технологий (сети Интернет, электронной почты, социальных сетей). Выбор мест прохождения практик осуществляется с учетом с ограниченных возможностей здоровья обучающегося.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Формы проведения занятий: консультирование, беседы, научные исследования процессов, работа в компьютерном классе.
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля по освоению дисциплины «Методологические проблемы анализа художественного текста»:

1.Тест и художественный текст – как они соотносятся?

2. Паратекст, прототекст, контекст, интертекст – что это такое?

3. Проблема воссоздания канонического текста – опыт реальной текстологии (два-три случая)

4. Всегда ли в тексте представлена точка зрения автора?

5. Текст и редактура

6.. Текст и цензура

7. Внутренний мир художественного текста

8. Тест в системе общественных запретов и предписаний.

Темы рефератов

1.Практика системно-целостного анализа поэзии в работах М.М. Гиршмана, Б.О. Кормана, Е.Г. Эткинда.



2.Практика структурного анализа текста в работах Р. Якобсона, Ю. Лотмана, С. Ельницкой, Е. Фарыно.

3.Иванов Вяч.Вс. Поэтика Романа Якобсона

4.Книга Лотмана Ю.М. Анализ поэтического текста

5. Интертекстуальный анализ стихотворения И. Бродского Я вас любил…»

6.Категория интертекста в трудах Ю. Кристевой, И.П. Смирнова, А.К. Жолковского, Н.А. Фатеевой.

7. Историческая поэтика как путь интерпретации стихотворения О. Мандельштама «В Петербурге мы сойдемся снова…»

8.Классическая и неклассическая поэзия в интерпретации С.Н. Бройтмана.

9. Мифопоэтический анализ стихотворения Ф. Сологуба «Собака седого короля».

10. Анализ и интерпретация одного стихотворения в работах разных филологов.

Презентация и защита реферата.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1.Седов, А.Ф., Тугушева, М.З. Мир литературного произведения / А.Ф. Седов, М.З. Тугушева. – Балашов: «Николаев», 2014. – 108с.

2.Маслова, Ж.Н. Введение в когнитивную поэтику: учебное пособие / Ж.Н. Маслова. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. – 251 с.

3.Семиосфера нарратологии: диалог языков и культур: междунар. Сб. науч. ст. / под общей ред. Л.В. Татару, Х.А. Гарсия Ланды. – Балашов: Николаев, 2013. – 196 с.

4.Когнитивная поэтика: современные подходы к исследованию художественного текста: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Ж.Н. Маслова. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - 213
б) дополнительная литература:

1. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста / В.И. Тюпа. – М., 2006.

2. Бахтин, М. Формы времени и хронотопа в романе. — В кн.: Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975

3. Лихачёв, Д.С. Текстология / Д.С. Лихачёв — М., 1983.

4. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Лотман Ю.М. – СПб: Искусство, 1996.

5.Метаморфозы жанра: сборник статей // Весы, № 38. – Балашов, 2009.

6. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Пропп. — М., 1986.

7. Рейсер, С.А. Русская палеграфия нового времени / С.А. Рейсер. — М., 1982.

8. Седов, А.Ф. Достоевский и текст // Весы, № 7. — Балашов, 1998

9. Седов, А.Ф. Политический анекдот как явление культуры // Весы, № 11. — Балашов, 1999

10. Тынянов, Ю.Н. О литературной эволюции. — В кн.: Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.

11. Шкловский В. Искусство как приём. — В кн.: Шкловский В. О теории прозы. — М., 1983


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru

Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/

Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru

Мультитран [Электронный ресурс]: электронный словарь. – URL: http://www.multitran.ru/c/m.exe?a=1