Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины «21 век: зарубежная литература и искусство переходного периода»




Скачать 383.82 Kb.
Дата30.06.2018
Размер383.82 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
факультет филологии и медиакоммуникаций
кафедра русской и зарубежной литературы
«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ …………………

«_____» ________________ 2013г.




Рабочая программа дисциплины

«21 век: зарубежная литература и искусство переходного периода»

цикл ФГОС ВПО Б3.Д.13 часть обязательная

к следующим образовательным программам

по направлению подготовки бакалавра





Направление подготовки

Шифр направления подготовки

Филология

032700.62






г. Омск – 2013 г.

Программа дисциплины «21век: литература и искусство переходного периода»
Разработана:

Киричук Е. В. д.ф.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)
Программа рассмотрена и заседании кафедры (ученого совета факультета/ института) РиЗЛ (протокол № 1 от «21» сентября 2013г.)
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:
Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы С.А. Демченков

Декан филологического факультета О.С. Иссерс

(название факультета) (подпись, Ф.И.О. декана)



  1. Цели освоения дисциплины:

- представить историю западноевропейской и американской литературы в связи с рядом теоретических проблем;

- рассмотреть историю и специфику развития западноевропейской и американской

литературы в связи с культурологическим аспектом изучения дисциплины.

Основные задачи:

- проследить эволюцию литературного процесса от 20 до 21 века;

- показать преемственность формирования литературного процесса 20-21веков: эпоса, лирики и драмы.


  1. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Для успешного овладения дисциплиной студенту необходимо изучить следующие курсы: «Теория литературы», «Теория и история отечественной литературы».

Курс также связан с такими дисциплинами как культурология, история и философия.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Код

компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета

Средства и технология оценивания

ПфК-19

Умение анализировать русский язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, коммуникативистики и когнитивной лингвистики, психо-, этно- и социолингвистики; ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного языкознания

Знает:

- основные положения, концепции и базовую терминологию истории и теории отечественного языкознания, текстологии и коммуникации;

- периодизацию истории русского языка, основные закономерности их эволюции;

- структуру и содержание лингвистической терминосистемы;

- факты и явления истории русского языка;

- различные аспекты изучения исторического текста;

- тенденции формирования развивающихся филологических направлений, актуализирующих проблемы русского национального характера, ментальности и культуры

Умеет:

- анализировать языковые единицы разного уровня в ретроспективном отношении и в синхронии;

- ориентироваться в языковой ситуации периода, в который создан тот или иной текст, в характере разных языковых традиций и их реализации в тексте.

- применять теоретические основы филологической науки для интерпретации языковых явлений;

- использовать теоретические знания для анализа художественного текста как лингвистического феномена;



Владеет:

- навыками историко-лингвистического анализа языковой единицы на разных лингвистических уровнях;

- методикой объяснения важнейших исторических изменений русского языка;



- технологией восстановления архетипа языковой единицы (праформы);

- навыками чтения, перевода, понимания текста (классического, исторического, современного славянского);

- разнонаправленными методиками анализа текста в синхронии и диахронии;

- методологией исследования древних литературных памятников;

-методикой объяснения учащимся и неспециалистам важнейших исторических изменений русского языка.



Пороговый уровень:

Знает тенденции развития современного русского литературного языка, его эволюцию, систему базовых понятий, а также основы теории и истории развития отечественного языкознания, принципы и аспекты формирования новейших филологических направлений, их значение в современной коммуникативной ситуации.




Выступления с докладами на практических занятиях

Зачет




Код

компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета

Средства и технология оценивания

ПфК-21

Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом

Знает:

- важнейшие этапы развития европейского литературного процесса;

- отличительные признаки главных общеевропейских художественных систем;

- особенности строения художественного произведения, отдельных уровней его организации;

- основные стиле- и жанрообразующие факторы;

Умеет:

- анализировать художественное произведение с учетом его историко-культурного контекста и национальной специфики;

-на основе художественных особенностей произведения определять его принадлежность к той или иной художественной системе (направлению, течению, школе);

- выявлять жанрово-стилевое своеобразие художественного произведения;



Владеет:

- навыками литературоведческого анализа художественного произведения;

- теоретико-литературной терминологией

Пороговый уровень:

Знает особенности строения художественного произведения, отличительные признаки художественных систем.

Умеет анализировать художественное произведение с учетом его культурно-исторической и национальной специфики

Владеет навыками литературоведческого анализа художественного произведения




Выступления с докладами на практических занятиях

Зачет




Код

компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета

Средства и технология оценивания

ПфК-25

Владение навыками комплексного лингвостилистического (филологического) анализа текста

Знает: разные типы сознания и культуры; особенности созидательных форм культуры; вещественную, нравственную и социальную стороны бытового поведения; культуру России как преимущественно усадебную

Умеет: определить смысл понятий «культурная эпоха», цивилизация и культура, духовность; интерпретировать события, факты культурной жизни; применять полученные знания о традициях, принципах поведения в профессиональных ситуациях и в современных условиях.

Владеет: терминологией, опытом анализа и синтеза, систематизации полученных знаний, работы со справочной и научной литературой
Пороговый уровень

понимание уникальности духовной жизни России XIX века, особенно «пушкинского времени», ее религиозно-нравственного и эстетического значения в истории России



Выступления с докладами на практических занятиях



4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы; 72 часа, ауд. – 30 час., СРС – 42 час., зачет – 1.



Раздел дисциплины, содержание

Объем часов (по видам работы)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Всего

в том числе

Всего

в том числе

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Другие виды занятий, в т.ч. промежуточная аттестация

Курсовая работа (проект)

Индивидуальные задания

Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену

1. Новый латиноамериканский роман как образец переходной литературной формы.




2



















4

2. Умберто Эко как теоретик новой литературы.




2



















4

3.Мифологический роман во французской литературе второй половины ХХ века.




2



















4

4. Ю. Кристева – литературное творчество и теоретические труды.




2



















4

5.Творческий путь М. Кундеры.




2



















2

6. Швейцарская литература на рубеже 20-21 веков.




2



















2

7. Американская и канадская литература на рубеже 20-21 веков.




2



















2

8. Литература и кино на рубеже 20-21 веков.




2



















2

9.Романистика М. Турнье







2
















2

11. Роман А. Бошо «Эдип-путник».







2
















2

12. Романистика М. Кундеры.







2
















2

13. Миф и особенности миросозерцания Ф. Дюрренматта.







2
















2

14. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда. Литературная и кинематографическая версии








2
















4

15. «Amadeus» Питера Шеффера и Милоша Формана







2
















4

16. Мотивный анализ романа «Дом доктора Ди» П. Акройда.







2
















2

Итого:




16

14
















42

Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – зачет.

  1. Содержание дисциплины.


1. Новый латиноамериканский роман как образец переходной литературной формы. Г.Г. Маркес о жанре современного романа. Миф и смеховая культура в романе «Сто лет одиночества». Х.Л. Борхес как постмодернист. Творчество Х. Кортасара: особенности построения текста романа.
2. Умберто Эко как теоретик новой литературы.

Эссеистика У. Эко, его теоретические труды, посвященные роли читателя современной прозы. История и современность в творчестве У. Эко.


3. Мифологический роман во французской литературе второй половины ХХ века.

Постмодернизм и новое мифологическое сознание на рубеже 20-21 веков. Романистика М. Турнье. Психоанализ и творчество А. Бошо.



  1. Ю. Кристева – литературное творчество и теоретические труды.

Литература и «мысль о литературе» во французском постструктурализме 20 века. Р. Барт, Ф. Соллерс и Ю. Кристева. Научная концепция новой романистики: «разрушение поэтики».

5. Творческий путь М. Кундеры.

История жизни и творчества писателя. Чешский и французский периоды творческого пути. М. Кундера о современном романе: «нарушенные завещания».



6.Швейцарская литература на рубеже 20-21 веков.

Ф. Дюрренматт и М. Фриш –место и значение творчества писателей в современном литературном процессе. Основная проблематика творчества, особенности художественной формы.



7. Американская и канадская литература на рубеже 20-21 веков.

Основная концепция развития американской литературы 20-21 веков. Творчество Р. Дэвиса, «черный юмор» Т. Пинчона, постмодернизм и творчество П. Остера.



8. Литература и кино на рубеже 20-21 веков.

Киноискусство и литература как диалог культуры и общества.

Особенности киноискусства ХХ века. М. Форман, Т. Стоппард как режиссеры, осваивающие известное литературное наследие. М. Ямпольский об особенностях современного кинотекста.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие №1.

Романистика М. Турнье.


  1. Турнье М.Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб: Амфора, 1999

  2. Турнье М. Лесной царь. СПб: Амфора, 2000

  3. Турнье М.Пятница, или Дикая жизнь. М.: Самокат, 2003

  4. Турнье М. Каспар, Мельхиор и Бальтазар. СПб: Амфора, 2005

  5. Турнье М. Метеоры. СПб: Амфора, 2006

План.


  1. Творческий путь французского романиста.

  2. Жанр романа-мифа в европейской литературе ХХ века.

  3. М. Турнье о судьбе Европы в ХХ веке: историческое и мифологическое в романистике писателя.

  4. Мифологема «волхв» в романе М. Турнье «Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

Литература:



  1. Ж.Делез. Мишель Турнье или мир без Другого. // Турнье М. Пятница, или тихоокеанский лимб. СПб., 1999. С. 282–302.

  2. Лебединская А.А. Апофатика героя в романе Мишеля Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб». Сб. науч. Трудов Московского гос. Лингв. ун-та. М., 1997.

  3. Сарников Н. Роман Мишеля Турнье «Элеазар, или Источник и Куст». Русская мысль, Париж, 1997.

  4. Турнье Мишель. Энциклопедия Онлайн Кругосвет. // http// krugosvet.ru.

Практическое занятие №2.

Роман А. Бошо «Эдип-путник».

План.


    1. Трагедия Софокла в мировой литературе, театре и киноискусстве.

    2. А. Бошо как писатель и ученый: биография и творческий путь.

    3. Мифологема Эдипа в интерпретации А. Бошо.

    4. Эдип и Антигона: преемственность и различие в романе.

    5. Концептосфера в тексте А. Бошо: путь, символ корабля, идея «нового рождения».

Литература:

      1. О. Кустова. От переводчика. // Бошо, Анри. Эдип, путник. СПб : ООО Инапресс, 1999. С. 379-382.

      2. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 2001.

      3. На границах литературных эпох (зарубежная литература от Средневековья до Современности) /Под ред. Л.Г. Андреева. - М., 2000.

      4. Зарубежная литература XX века. / Под ред. Л.Г. Андреева; Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 2000.

Практическое занятие №3.

Романистика М. Кундеры.

План.

  1. М. Кундера об особенностях романа ХХ века: «нарушенные завещания».

  2. Музыка как основа композиции романов М. Кундеры.

  3. Традиция европейского романа в произведении М. Кундеры «Бессмертие».

  4. Франкофонная романистика писателя: «Подлинность, неспешность, неведение».

Литература:

  1. Кундера М. Нарушенные завещания. М., Азбука-классика, 2004.

  2. Кундера М. Нарушенные завещания. // webreading.ru/.../milan-kundera-narushennie-zaveschaniyaml

  3. Кристева Ю. Бахтин. Слово. Диалог. Роман. // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., РОССПЭН, 2004.

  4. Кундера Милан. Энциклопедия Онлайн Кругосвет. // http// krugosvet.ru.

Практическое занятие №4.

Миф и особенности миросозерцания Ф. Дюрренматта.

План.



  1. Основные темы творчества Ф. Дюрренматта.

  2. Традиция европейского «интеллектуального романа» в творчестве писателя.

  3. С. Киркегор и его философское наследие в прозе Ф. Дюрренматта.

  4. Античная тема: образ минотавра.

Литература:



  1. Павлова Н. Ф.Дюрренматт. М., 1967

  2. Л.Невская. Мир-лабиринт "Альпийского затворника"// http://lib.ru/INPROZ/DURENMATT/

  3. Пожидаева В. Г. Мифологема Эрос - Танатос и мотив инициации

  4. в художественной прозе ХХ века (на материале произведений Г. Гессе, П. Лагерквиста, М. Фриша, Ф. Дюрренматта, А. Нин) // Художественный текст: стиль и смысл. Сборник научных статей. – Омск: Изд-воОмГТУ, 2006. – С. 99 –119.



Практическое занятие №5.

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда. Литературная и кинематографическая версии.

Текст для анализа: Т.Стоппард «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
План:
1. Назовите имя переводчика пьесы Т.Стоппарда на русский язык.

2. Какой традиции наследует Т.Стоппард, выдвинув на первый план второстепенные фигуры?

3. Прокомментируйте шекспировские аллюзии в пьесе.

4. Как реализуется в тексте Т.Стоппарда художественная модель «текст в тексте»?

5. Дайте вашу интерпретацию мотива остановленного времени.

6. Вспомните реплики:

– Шесть трупов!

– Восемь!

Кого не «учли» и почему?

7. Кто исполняет главные роли в одноименном фильме Т.Стоппарда?


Литература:


  1. Фридштейн Ю. // Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. – С.-Пб.: Азбука, 2000.

  2. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. СПб, Азбука, 2000.



Практическое занятие №6.

«Amadeus» Питера Шеффера и Милоша Формана.

Тема: «Amadeus» Питера Шеффера и Милоша Формана


Задание: Прочитать пьесу П. Шеффера «Amadeus», посмотреть одноименный фильм М. Формана, прочитать трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
План:


  1. Почему пьеса и фильм имеют название «Amadeus», а не «Моцарт»?

  2. Мотивный ряд: зависть, убийство, сумасшествие.

  3. Находят ли реализацию в пьесе и в фильме пушкинские мотивы, аллюзии? Если «да», то каким образом, на каком уровне?

  4. Кому противостоит Сальери в пьесе, а в трагедии Пушкина?

  5. Как реализуется в пьесе модель «текст в тексте»? От чьего лица ведется повествование?

  6. Мотив сумасшествия Сальери, которого нет в тексте Пушкина, почему, по-вашему мнению, он возникает в пьесе и у М. Формана?

Литература:

  1. Шеффер П. Амадей.

  2. Шеффер Питер. Энциклопедия Онлайн Кругосвет. // http// krugosvet.ru.

  3. Пушкин А.С. Моцарт и Сальери.



Практическое занятие №7.

Мотивный анализ романа «Дом доктора Ди» П. Акройда.

Текст для анализа: П. Акройд «Дом доктора Ди», Г. Майринк «Ангел Западного окна»


План:
1. Кто такой доктор Ди?

2. Дайте характеристику образа доктора Ди в романе П.Акройда и в романе Г. Майринк «Ангел Западного окна».

3.В каких эпохах протекает действие романа? Прокомментируйте смещение временных пластов в романе.

4. Игра с временным планом, новое видение общеизвестных фактов, травестия стереотипа – творчеству какого современного автора близка художественная манера П. Акройда?

5. Проясните, в чем состоит оригинальность биографического романа «Завещание Оскара Уайльда»?


СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ


  1. Эко У. Имя розы. Маятник Фуко.

  2. Маркес Г.Г. Сто лет одиночества.




  1. Турнье М. Лесной царь.

  2. Бошо А. Эдип-путник. Антигона.

  3. Дюрренматт Ф. Грек ищет гречанку. Смерть пифии. Минотавр.

  4. Фриш М. Homo Faber.

  5. Стоппард Т. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Аркадия»

  6. Дэвис Р. «Пятый персонаж», «Мантикора», «Мир чудес»

  7. Шеффер П. «Amadeus», «Соглядатай, или Ионадав»

  8. Акройд П. «Дом доктора Ди», «Завещание Оскара Уайльда»

  9. Уэльбек М. Элементарные частицы // Иностранная литература. – 2001. – №10

  10. Уэльбек М. На проге растерянности // Иностранная литература. – 2003. – №3

  11. Уэльбек М. Лансароте. – М.: Иностранная литература, 2003.

  12. Уэльбек М. Возможность острова. – М.: Иностранная литература, 2006.

  13. Гонсало Торренте Бальестер «Дон Хуан» // Иностранная литература. – 1999. - №1. – С. 5 – 70.

  14. Петер Корнель Исчезающий текст // Иностранная литература. – 1999. - №1.

  15. Кундера М. «Невыносимая легкость бытия», «Книга смеха и забвения». Бессмертие. Подлинность. Неспешность.

  16. Гейм С. « Книга царя Давида».

  17. Калассо Р. Брак Кадма и Гармонии // Иностранная литература. – 2003. – №8. – С.258-272.

6.Критерии оценки знаний студентов

Максимально возможное количество набранных баллов – 100.


Максимально возможное количество набранных баллов и критерии оценки по видам деятельности:
1. Посещение лекций и практических занятий25 баллов (17 лекций, 8 практических занятий по 1 баллу).

Обязательным условием является наличие конспектов лекций / литературы к практическим занятиям. В случае пропуска лекции по уважительной причине студент может взять у преподавателя список литературы для конспектирования по данной теме.



  • Конспекты, полно и содержательно отражающие материал лекции / научной работы – 1 балл.

  • Конспекты, с достаточной полнотой отражающие материал лекции / научной работы, но содержащие не все сведения, необходимые для исчерпывающего освоения темы – 0,5 балла.

  • Отсутствие конспектов; конспекты, поверхностно отражающие материал лекции / научной работы, не содержащие необходимого минимума сведений, требующихся для освоения темы – 0 баллов.


2. Работа на практических занятиях20 баллов (8 практических занятий по 2,5 балла).

  • Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 2,5 балла.

  • Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 2 балла.

  • Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 1,5 балла.

  • Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения; дополнение к чужому ответу – 1 балл.

  • Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 0,5 балла.

  • Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.


3. Выступление с докладом – 9 баллов.

В ходе изучения дисциплины студент может выступить только с одним докладом. Темы докладов – см. в планах практических занятий. Допускается совместная подготовка докладов (в группах не более 3-х человек).



  • Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в том случае, если это предполагается темой доклада); докладчик уверенно и грамотно отвечает на вопросы аудитории – 9 баллов.

  • Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада); докладчик допускает отдельные неточности при ответах на вопросы аудитории, его ответы не всегда отличаются достаточной полнотой – 7 баллов.

  • Доклад, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий фактические неточности и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает несущественные фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, его ответы не отличаются достаточной полнотой – 5 баллов.

  • Доклад, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание докладчиком содержания анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает грубые фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, дает ответы, слабо соотносящиеся с заданным вопросом – 3 балла.

  • Представлен конспект доклада либо выступление представляет собой чтение конспекта – 1 балл.

  • Отсутствие доклада – 0 баллов.


4. Проверка знания текстов – 16 баллов.

Обязательные для изучения художественные произведения разбиты на 8 блоков, по числу практических занятий. Первые 10 минут каждого практического занятия отводятся на написание небольшой проверочной работы. В работе 2 вопроса на знание текстов, предполагающих короткий (2-5 предложений) ответ. По окончании проверочной работы студенты сдают листы ответа преподавателю. Результаты проверки объявляются на следующем занятии. В случае пропуска занятий по уважительной причине студент имеет право выполнить пропущенные проверочные работы в часы индивидуальных консультаций.



  • Полный, содержательный ответ на оба вопроса – 2 балла.

  • Полный, содержательный ответ на один вопрос и частичный ответ на второй или 1-3 мелких, несущественных неточностей при ответе на оба вопроса – 1,5 балла.

  • Полный, содержательный ответ только на один вопрос или частичный ответ на оба вопроса, или 1-2 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 1 балл.

  • Частичный ответ на один вопрос или 3-4 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 0,5 балла.

  • Отсутствие ответа; неверный ответ; 5 и более фактических ошибок – 0 баллов.

5. Экзамен – 30 баллов.

  • Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 30 баллов.

  • Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 24 балла.

  • Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 18 баллов.

  • Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения; дополнение к чужому ответу – 12 баллов.

  • Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 6 баллов.

  • Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.

Курс считается успешно освоенным, если студент набрал 60 баллов и более.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.Теоретики постмодернизма – У. Эко и Ю. Кристева

2. Романистика Г.Г. Маркеса.

3. Роман – миф в творчестве А. Бошо и М. Турнье.

4. Античные мотивы в творчестве Ф. Дюрренматта.

5. Романистика П. Акройда.

6. Традиция и новаторство в прозе М. Кундеры.

7. Кино и литература: Т. Стоппард и П. Шеффер.

8. Основные тенденции развития американской литературы на рубеже 20-21 веков.

9. Романистика У. Эко.

10. Творчество М. Уэльбека.

11. Творчество М. Фриша.




  1. Учебно-методическое обеспечение


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебники, учебные пособия

1.Галустова О. В. Зарубежная литература. Конспект лекций. Учебное пособие. - М.: А-Приор, 2011.// http://www.biblioclub.ru/72700_Zarubezhnaya_literatura_Konspekt_lektsii_Uchebnoe_posobie.html

2.Зарубежная литература XX века: учебник для вузов / [Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.]; Под ред. Л.Г. Андреева .— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Высшая школа, 2004 .

3. Зарубежная литература. ХХ век: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. Н. П. Михальской. — М.: Дрофа, 2003.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Научно- исследовательская литература:
1. Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988.

2. Эко У. Заметки о романе "Имя розы" // Эко У. Имя розы. - М., 1990.

3. Пятигорский А М. О постмодернизме // Пятигорский А. М. Избр. труды. М., 1996.

4. Фрейденберг О. М. Происхождение пародии // Уч.зап.Т. ун-та, 1973. Вып. 308.



  1. Клугер Д. Баскервильская мистерия: История классического детектива. - М.: Текст, 2005.

  2. Карасев Л.В. Философия смеха. - М.: Рос. гуманит. ун-т, 1996.

  3. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.

  4. Жолковский А.К., Ямпольский М. Б. Бабель. - М., 1995.

  5. Ямпольский М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. - М., 1993.

  6. Минц З.Г., Лотман Ю.М., Мелетинский Е.М. Литература и мифы // Мифы народов мира. - М., 1982. - Т. 1.

  7. Руднев В. Культура и детектив//Даугава. - Рига, 1988. - № 12.

  8. Руднев В. Словарь культуры XХ века. - М., 1999.

  9. Ланге В. «Элементарные частицы» Уэльбека и мениппова сатира // Иностранная литература. – 2005. – №2. – С. 237-254.

  10. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. С. 190-200.

  11. Сиоран. Искушение существованием. – М., 2003.

  12. Фридштейн Ю. // Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. – С.-Пб.: Азбука, 2000.

  13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989.

  14. Крипке С. Загадка контекстов мнения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка. - М., 1986.

  15. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. - М., 1980.

  16. Бодрийар Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1993. - М 4.

  17. Интервью с Жаном Бодрийаром // Там же. 1995. - М 8.

  18. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста". - М., 1996.

  19. Маяцкий И.А. Деконструкция // Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.

  20. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. - М., 1995.

  21. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 2001. Internet:http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook047/01/index.htlm(100% методическая обеспеченность)

  22. Зарубежная литература XX века. / Под ред. Л.Г. Андреева; Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 2004. Internet:www.infoliolib.info/philol/andreev/main.html (100% методическая обеспеченность)



8.Методические рекомендации

8.1 Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Рекомендуется использовать в ходе обучения электронные текстовые ресурсы. См. список основной литературы по курсу.


Раздел дисциплины

Средства обучения

Формы обучения

Методы обучения

Разделы № 1-9 (лекции)

учебная и научно-исследовательская литература, лекционные материалы

лекции, индивидуально-групповые консультации

объяснительно-иллюстративный

Разделы № 10 – 18

учебная и научно-исследовательская литература, лекционные материалы

практические занятия (подготовка сообщений, обсуждение включенных в план занятия вопросов, анализ текста)

эвристический,

исследовательский




8.2 Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.


Тема, раздел

Всего часов

Задания для самостоятельной работы

Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц)

Форма контроля

1.

Вводная лекция




2

Конспектирование вступительных статей.

1. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 2001.

2. Зарубежная литература XX века. / Под ред. Л.Г. Андреева; Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 2000.

3. Толмачёв В. М. Где искать XX век? // Зарубежная литература XX века / Под ред. В.М.Толмачёва. М., 2003.


Проверка конспектов, индивидуальное занятие с преподавателей

2.Новый латиноамериканский роман как образец переходной литературной формы.

2

Конспектирование указанных материалов учебника.

1. Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.

2. Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки. М., 1983.

3. Земсков В.Б. Габриэль Гарсия Маркес. М., 1986. 4.Руднев В.С. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., Аграф, 2009, 544с.


Проверка конспектов, индивидуальное занятие с преподавателей

3. Умберто Эко как теоретик новой литературы.

2

Конспектирование указанных материалов учебника.

1.Эко У. Заметки о романе "Имя розы" // Эко У. Имя розы. - М., 1990.

2. Пятигорский А.М. О постмодернизме// Пятигорский А. М. Избр. труды. М., 1996.

3. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб, РГГУ, 2005.

4. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., РОССПЭН, 2004.



текущий контроль: проверка конспектов статей

4.Мифологический роман во французской литературе второй половины ХХ века.

2

Конспектирование указанных материалов учебника.

  1. Кристева Ю. Бахтин. Слово. Диалог. Роман. // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., РОССПЭН, 2004.

  2. Мелетинский Е. Поэтика мифа. 3-е изд., М., 2000.




Индивидуальная работа с преподавателем

5. Кристева – литературное творчество и теоретические труды.

2

Конспектирование указанных материалов учебника.

  1. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., РОССПЭН, 2004.

  2. Кристева Ю. Бахтин. Слово. Диалог. Роман. // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., РОССПЭН, 2004.




Проверка конспектов

Индивидуальная работа с преподавателем



6.Творческий путь М. Кундеры.

2

Конспектирование указанных материалов учебника.

  1. Кундера М. Нарушенные завещания. М., Азбука-классика, 2004.

  2. Кундера М. Нарушенные завещания. // webreading.ru/.../milan-kundera-narushennie-zaveschaniya.html




Проверка конспектов

Индивидуальная работа с преподавателем



7. Швейцарская литература на рубеже 20-21 веков.

2

Конспектирование указанных материалов учебника.

  1. Невская Л. Мир-лабиринт «Альпийского затворника». М., Молодая гвардия, 1990. //http://lib.ru/INPROZ/DURENMATT/durenmatt0_1.txt#0

  2. Переписка: Макс Фриш — Фридрих Дюрренматт // Иностранная литература. — 2002. — № 9.

  3. Фриш М. Homo Faber. Монток. Человек появляется в эпоху голоцена. Из дневников. Опросные листы. Судья и его палач. Подозрение. Ав. М.: АСТ, 2004.




Проверка конспектов

Индивидуальная работа с преподавателем



8. Американская и канадская литература на рубеже 20-21 веков.

2

Конспектирование указанных в задании к практике материалов

Писатели США о литературе. В 2 т., 1982.

Т. 2


Опрос на занятии по законспектированным материалом. Заслушивание устных докладов студентов.

9. Литература и кино на рубеже 20-21 веков.

2

Конспектирование указанных в задании к практике материалов .

1. Руднев В. Словарь культуры XХ века. - М., 1999.

2. Сиоран. Искушение существованием. – М., 2003.

3. Фридштейн Ю. // Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. – С.-Пб.: Азбука, 2000.


Опрос на занятии по законспектированным материалом. Заслушивание устных докладов студентов.

10.Романистика М. Турнье

2

Конспектирование указанных в задании к практике материалов

1. Ж.Делез. Мишель Турнье или мир без Другого. // Турнье М. Пятница, или тихоокеанский лимб. СПб., 1999. С. 282–302.

2. Лебединская А.А. Апофатика героя в романе Мишеля Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб». Сб. науч. Трудов Московского гос. Лингв. ун-та. М., 1997.

3. Сарников Н. Роман Мишеля Турнье «Элеазар, или Источник и Куст». Русская мысль, Париж, 1997.


Опрос на занятии по законспектированным материалом. Заслушивание устных докладов студентов.

11. Роман А. Бошо «Эдип-путник».

2

Конспектирование указанных в задании к практике материалов

1. О. Кустова. От переводчика. // Бошо, Анри. Эдип, путник. СПб : ООО Инапресс, 1999. С. 379-382.

2. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 2001.

3. На границах литературных эпох (зарубежная литература от Средневековья до Современности) /Под ред. Л.Г. Андреева. - М., 2000.


Опрос на занятии по законспектированным материалом. Заслушивание устных докладов студентов.

12. Романистика М. Кундеры.

2

Конспектирование указанных в задании к практике материалов

1. Кундера М. Нарушенные завещания. // webreading.ru/.../milan-kundera-narushennie-zaveschaniyaml

2. Кристева Ю. Бахтин. Слово. Диалог. Роман. // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., РОССПЭН, 2004.

3. Кундера Милан. Энциклопедия Онлайн Кругосвет. // http// krugosvet.ru.


Опрос на занятии по законспектированным материалом. Заслушивание устных докладов студентов.

13. Миф и особенности миросозерцания Ф. Дюрренматта.

2

Конспектирование указанных в задании к практике материалов

1. Павлова Н. Ф.Дюрренматт. М., 1967

2. Л.Невская. Мир-лабиринт "Альпийского затворника"// http://lib.ru/INPROZ/DURENMATT/

3. Пожидаева В. Г. Мифологема Эрос - Танатос и мотив инициации в художественной прозе ХХ века (на материале произведений Г. Гессе, П. Лагерквиста, М. Фриша, Ф. Дюрренматта, А. Нин) // Художественный текст: стиль и смысл. Сборник научных статей. – Омск: Изд-воОмГТУ, 2006. – С. 99 –119.

Опрос на занятии по законспектированным материалом. Заслушивание устных докладов студентов.



14. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда. Литературная и кинематографическая версии


4

Конспектирование указанных в задании к практике материалов

1. Фридштейн Ю. // Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. – С.-Пб.: Азбука, 2000.

2. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. СПб, Азбука, 2000.




Опрос на занятии по законспектированным материалом. Заслушивание устных докладов студентов.

15. «Amadeus» Питера Шеффера и Милоша Формана

4

Конспектирование указанных в задании к практике материалов

1. Шеффер П. Амадей.

2. Шеффер Питер. Энциклопедия Онлайн Кругосвет. // http// krugosvet.ru.



3. Пушкин А.С. Моцарт и Сальери.


Опрос на занятии по законспектированным материалом. Заслушивание устных докладов студентов.

16. Мотивный анализ романа «Дом доктора Ди» П. Акройда.

2

Конспектирование указанных в задании к практике материалов

  1. П. Акройд «Дом доктора Ди».

  2. Г. Майринк «Ангел Западного окна».

Опрос на занятии по законспектированным материалом. Заслушивание устных докладов студентов.

Всего


34