Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа дисциплины « Б. 8» «Естественнонаучная картина мира»




страница1/10
Дата26.06.2017
Размер1.86 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет»


Исторический факультет

(название факультета)

Кафедра математики, физики и методики их преподавания

(название кафедры)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Б1.Б.8» «Естественнонаучная картина мира»

Направление подготовки _44.03.01 Педагогическое образование_

Образовательная программа _ Право__
Квалификация (степень) выпускника _______бакалавр________________

(бакалавр)

Форма обучения __________________очная, заочная__________________



(очная, заочная)

Составители: __ Хорошилов М.М.__

Ф.И.О.

Армавир, 2016


Обоснование РПД

Рабочая программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», образовательной программе 44.03.01 «Право».


Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры_математики, физики и методики их преподавания от «31» _августа _ 2016 г., протокол № 1.
Авторы (составители): Хорошилов М.М.ст.преподаватель каф. МФиМП,

(фамилия, имя отчество, должность, ученая степень, ученое звание)
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры _ математики, физики и методики их преподавания___

(наименование учебного подразделения)

«31 » августа 2016 г. протокол № 1.

Заведующий кафедрой _______________ Деркач Д.В.



(подпись) Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ


1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

4

3. Место дисциплины в структуре ООП ВО

5

4. Объем дисциплины (модуля)

5

5. Содержание дисциплины

5

    1. Структура учебной дисциплины

5

5.2 Виды занятий и их содержание

6

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

39

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

42

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

42

7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

43

7.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

46

7.4 .Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.


62

8.Технологическая карта дисциплины

62

9.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

63

10.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

64

11.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

65

12.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)

65

13.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

66

14.Особенности выполнения заданий студентами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий

66

15.Дополнительные материалы

68

1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цель дисциплины: формирование готовности использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности учителя права.

Задачи дисциплины:

- формирование представлений о современных направлениях развития естественных наук, расширение кругозора;

- развитие профессионально значимой мировоззренческой компетенции;

- развитие рефлексивного опыта, гражданской позиции в области применения естественных наук;

- формирование общекультурных компетенций ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-9 и соответствующих им знаний и умений.
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные компетенции (ОК):


  • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

  • способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

  • способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

  • способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

б) профессиональных компетенций (ПК)

в) общепрофессиональных (ОПК)

В результате изучения дисциплины студент должен

ЗНАТЬ:

  • составляющие естественнонаучной картины мира;

  • основные этапы развития естественнонаучной картины мира и их содержание;

  • выдающихся представителей естественных наук и их роль в развитии естественнонаучного знания;

  • ключевые эксперименты, приведшие к изменению представлений об окружающем мире;

  • основные направления развития современных естественных наук.

УМЕТЬ:

  • использовать научную информацию и научные методы для описания фрагментов естественнонаучной картины мира;

  • применять знания физики и других естественных наук для описания естественнонаучной картины мира,

  • критически оценивать новую информацию в естественнонаучной области знаний и давать ей интерпретацию;

  • использовать знания о естественнонаучной картине мира и ее составляющих при разработке элективных курсов межпредметного характера.

ВЛАДЕТЬ:

  • навыками структурирования естественнонаучной информации, используя представления о современной естественнонаучной картине мира;

  • навыками анализа природных явлений и процессов с помощью представлений о естественнонаучной картине мира;

  • навыками использования научного языка, научной терминологии.

3 Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина Б1.Б.8«Естественнонаучная картина мира» относится к блоку Б.1 – обязательных дисциплин базового блока и способствует развитию общекультурных компетенций и кругозора будущих учителей. Для освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» используются знания, умения, виды деятельности и установки, сформированные в обучении в школе.


4 Объем дисциплины (модуля) (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся)
Таблица 1.1

Выписка из учебного плана



Семестр

Трудоемкость

Лекции час.

Практич.

занят. час.



Лаб.раб час.

СРС

час.

Форма

аттестации



зач. ед.

час

5

3

108

34

20




18

36, экзамен

В т.ч. интерактивной форме

14

10

-



Таблица 1.2

Выписка из учебного плана для ОЗО

Семестр

Трудоемкость

Лекции час.

Практич.

занят. час.



Лаб.раб час.

СРС

час.

Контроль


Форма

аттестации



зач. ед.

час

8

3

108

6

6




92

4

зачет

В т.ч. интерактивной форме

2

2

-






5 Содержание дисциплины (модуля) (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий)
5.1 Структура учебной дисциплины

Таблица 2.

Распределение трудоемкости

№ п/п

Разделы курса, темы занятий


Всего часов

Всего аудит часов

Из них

СРС

Лекц.

Практ

Лаб.



Введение в естествознание НКМ, ЕНКМ.

Тема 1. Естествознание. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Методы, приемы и формы научного познания

Тема 2. История естествознания

Тема 3. Эволюция картин мира



9

6

4

2

-

3

2

Концепции, берущие начало в физике

Тема 1 Концепция единства пространства, времени и материи* Симметрия в природе

Тема 2 Корпускулярная и континуальная концепции описания природы, структура материи

Тема 3 Физические взаимодействия и фундаментальные константы

Тема 4 Порядок и беспорядок в природе, динамические и статистические закономерности*


13

10

6*

4*

-

3

3

Возникновение и эволюция Вселенной

Тема 1. Современные представления о Вселенной. Структура и строение метагалактики*.

Тема 2. Модели Вселенной*

Тема 3. Эволюция и строение галактик.*

Тема 4. Строение Солнечной системы.


13

10

6*

4*

-

3

4

Концепции химии и геологии

Тема 1 Концептуальные основы современной химии.

Тема 2 Концептуальное содержание наук о Земле

Тема 3 Геосферные процессы: тектоника, вулканизм и др.*



13

10

6*

4*

-

3

5

Концепции биологии

Тема 1. Концептуальные основы современной биологии. Эволюционная теория*

Тема 2. Генетика и генная инженерия

Тема 2. Концептуальные основы антропосоциогенеза.



23

10

6*

4*

-

3

6

Обобщающие концепции: синергетическая и биосферная

Тема 1 Концептуальные основы самоорганизации.

Тема 2 Концептуальные основы учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере *.


11

8

6

2*

-

3

7

Экзамен

36













36




ИТОГО

108

54

34

20

-

54

* - в интерактивной форме.
5.2 Виды занятий и их содержание:

Планы и содержание лекционных занятий

Раздел 1. Введение в естествознание. НКМ, ЕНКМ

Тема 1.1 естествознание. естественнонаучная и гуманитарная культура

Основные понятия: Предмет учебного курса концепции современного естествознания; предметная область науки; структура научной культуры; специфика и взаимосвязь культур; закономерности развития науки; общая классификация наук; логика и закономерности развития наук; дифференциация и интеграция научного знания. Естествознание, эволюция естественных наук.

Основные вопросы


  1. Эволюция естественнонаучного знания

  2. Основные естественные науки, их систематизация.

  3. Основные тенденции в развитии естествознания

  4. Периодизация истории естествознания

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Ответы на вопросы СРС должны быть краткими, но полными, рекомендуется представлять их письменном виде.



Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

Лекция-монолог с элементами полилога, студенты кратко конспектируют, участвуют в полилоге, задают вопросы.



Литература для подготовки к занятию:

Основная:

  1. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания: учебник / Соломатин В.А. М.: Пер Сэ, 2012. 464с http://www.iprbookshop.ru/7367

Дополнительная:

  1. Виргинский В.С., Хотенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. М.: Просвещение, 1988-93. Кн.1,2,3.

  2. Гачев Г. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991.

  3. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 239 с.

  4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Уч. пособ. М.:, 2004.

  5. Дьякова Е.А., Гурина Т.А. Основные концепции современного естествознания. Уч.-метод. пособие. Армавир: РИЦ АГПУ, 2009.

  6. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Уч. для вузов. М.: Логос, 2007.Кедров Б.М. О великих переворотах в науке. М.: Педагогика, 1986.

  7. Кирилин В.А. Страницы истории науки и техники. М.: Наука, 1989.

  8. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.

  9. Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. М.: Изд-во АН СССР, 1961.

  10. Свиридов В.В. Введение в естествознание. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996.

  11. Сухотин А.К. Превратности научных идей. М.: Мол. гвардия, 1991.

  12. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: Просвещение, 1990.

  13. http://nrc.edu.ru/est – электронный учебник Аруцев А.А. и др. «Концепции современного естествознания»

  14. http://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания

Задания для СРС: Общая классификация наук, закономерности их развития. Периодизация истории естествознания. Ионийский и Афинский этапы. Учение о первоначалах мира. Пифагоризм. Эллинистский и Древнеримский периоды натурфилософии. Развитие математики и механики, астрономии.

Изучить материал. Сделать краткий конспект. Рассмотреть мифологию и религию как основы псевдонаук. Выявить особенности этого этапа.


Тема 1.2 Методы приемы и формы научного познания

Основные понятия: Наука как процесс познания; основные формы научного знания; природа познавательного процесса; особенности научного познания; истина и практика, как критерии научного знания; методы эмпирического и теоретического познания; критерии и нормы научности.

Основные вопросы

  1. Зарождение научных методов: наблюдательно-описательного, диалектического, дедуктивно-логического, экспериментального.

  2. Ф. Бэкон, Г. Галилей, У. Гарвей и их научный метод.

  3. Основные принципы научного познания: причинность, критерий истины, относительность знания.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Ответы на вопросы СРС должны быть краткими, но полными, рекомендуется представлять их письменном виде.



Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

Лекция-монолог с элементами полилога, студенты кратко конспектируют, задают вопросы; из интерактивных технологий – участие в полилоге, эвристическая беседа.



Литература для подготовки к занятию:

Основная:

  1. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания: учебник / Соломатин В.А. М.: Пер Сэ, 2012. 464с. http://www.iprbookshop.ru/7367

Дополнительная:

  1. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 239 с.

  2. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Уч. для вузов. М.: Логос, 2007.

  3. Виргинский В.С., Хотенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. М.: Просвещение, 1988-93. Кн.1,2,3.

  4. Гачев Г. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991.

  5. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Уч. пособ. М.:, 2004.

  6. Дьякова Е.А., Гурина Т.А. Основные концепции современного естествознания. Уч.-метод. пособие. Армавир: РИЦ АГПУ, 2009.

  7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.: Кнорус, 2009.

  8. Кедров Б.М. О великих переворотах в науке. М.: Педагогика, 1986.

  9. Кирилин В.А. Страницы истории науки и техники. М.: Наука, 1989.

  10. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.

  11. Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. М.: Изд-во АН СССР, 1961.

  12. Свиридов В.В. Введение в естествознание. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996.

  13. Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Наука, 1987.

  14. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: Просвещение, 1990.

  15. http://nrc.edu.ru/est – электронный учебник Аруцев А.А. и др. «Концепции современного естествознания»

  16. http://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания

Задания для СРС: Механистическое естествознание. Николай Коперник и его революция (создание гелиоцентрической картины мира). Джордано Бруно и его представления о бесконечности Вселенной и отсутствием его центра. Создание классической механики, экспериментального естествознания и механической картины мира.

Изучить материал. Сделать краткий конспект. Выявить особенности этого этапа.



Каталог: fakult -> istfak
fakult -> Требования к зачету
fakult -> Факультатив «Мои первые путешествия»
fakult -> Формы текущего контроля
fakult -> Рабочая программа дисциплины б. 7 Деловые коммуникации направление подготовки 38. 03. 05 Бизнес-информатика
fakult -> Внешняя политика боливарианской республики венесуэла
fakult -> Лекционного курса, 3 курс, 6 сем. (сокр.) 2 к. Озо. (19 в. I ч.)
fakult -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Великие географические открытия» для студентов
fakult -> На педсовете директор школы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  • Педагогическое образование»
  • 1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
  • 3. Место дисциплины в структуре ООП ВО 5 4. Объем дисциплины (модуля)
  • 5. Содержание дисциплины 5 Структура учебной дисциплины
  • 5.2 Виды занятий и их содержание
  • 7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
  • 7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
  • 7.4 .Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.
  • 8.Технологическая карта дисциплины
  • 10.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
  • 11.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
  • 13.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
  • 14.Особенности выполнения заданий студентами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий
  • 15.Дополнительные материалы 68 1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины Цель дисциплины
  • 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
  • В результате изучения дисциплины студент должен ЗНАТЬ
  • 3 Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
  • 5 Содержание дисциплины (модуля) (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий)
  • 5.1 Структура учебной дисциплины
  • 5.2 Виды занятий и их содержание: Планы и содержание лекционных занятий Раздел 1. Введение в естествознание. НКМ, ЕНКМ Тема 1.1
  • Тема 1.2 Методы приемы и формы научного познания