Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Путешествие по страницам сказок А. С. Пушкина»




Скачать 143.91 Kb.
Дата07.07.2017
Размер143.91 Kb.
ТипУрок
Еремеева Алла Александровна

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Шадринская специальная ( образовательная )школа-интернат №12»

Тема урока: «Путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина».

Форма урока: внеклассное чтение урок –игра

Класс: 4 А

Цель: Обобщить знания у учащихся о сказках А.С. Пушкина. Способствовать нравственному и эстетическому воспитанию средствами фольклора и произведений художественной литературы.

Задачи:

  1. Формировать устойчивый интерес к книге, развивать умение делать обзор прочитанных произведений, выделять главное, значимое. Закрепить знания о любимых сказках и в игровой форме найти применения логическим умениям и навыкам.

  2. Способствовать развитию творческих способностей через театрализацию отрывка сказки; выслушивать мнение одноклассников.

  3. Воспитать интерес к литературе, взаимовыручке и дружелюбия.

Планируемые результаты: предметные: выявление специфических особенностей сказки; метапредметные: умение анализировать прочитанные сказки, сравнивать их; планировать свою деятельность, оценивать свою работу на уроке, работать в группе; личностные: проявление интереса к творчеству А.С. Пушкина, к его биографии.

Оборудование: проектор, ноутбук, сундук, портрет А.С. Пушкина, карточки с текстом, кроссворд, яблоко, пряник, напитки квас и морс, справочная литература с биографией А.С. Пушкина, презентация, смайлики.

Структура урока.



  1. Орг.момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Сообщение темы урока.

  4. Работа над темой урока.

  5. Проверка домашнего задания.

  6. Физкультминутка.

  7. Закрепление.

  8. Рефлексия.

  9. Итог.

Ход урока

  1. Орг.момент. Добрый день. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись. Тихо сели на свои места.

  2. Актуализация знаний

Ученик 1.

Много сказок есть на белом свете

Бытовых, волшебных, про животных.

Любят их и взрослые, и дети.

В гостях к сказкам мы отправимся сегодня.

Этот день вы ждали с нетерпеньем.

Путь у вас не близок, не далёк.

Мы покажем наши знанья и уменья,

Начинаем необычный наш урок!

Ученик 2.

Лукоморья нет на карте,

Значит, в сказку нет пути.

Это присказка – не сказка,

Сказка будет впереди! Слайд 1.

(два ученика читают выразительно стихотворения)



  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Взгляните, здесь, в ларце высоком,

Сокрыт таинственный предмет,

И храбрый витязь зорким оком

Хранит его уж много лет.

И тот из вас, кто угадает,

Какой предмет внутри лежит,

Тот сей же час и получает

Ключи к ларцу, где клад сокрыт.

- А чтобы угадать, что лежит в ларце, вам предстоит разгадать Сказочный кроссворд.

- Все ответы в нём размещены по горизонтали. В результате правильных ответов на все вопросы по вертикали образуется слово. Вы поделены на две команды. Команда первая разгадавшая кроссворд поднимает руку.

Кроссворд (слайд 2)



  1. Сторож, извещавший об опасности. (Петушок)

  2. Героиня, которая хотела стать владычицей морской. (Старуха)

  3. Откуда брались изумруды и золото в княжестве Гвидона?(Орешки)

  4. Кличка собаки семи богатырей? (Соколко)

  5. 5. Кто спрашивал дорогу к царевне у солнца, месяца, ветра? (Елисей)

  6. Царь, который подслушал разговор трех девушек. (Салтан )



1






















2

























3



















4

5




































































- Проверяем.[1] (слайд 3)

-Сформулируйте тему и задачи нашего урока?

- Молодцы!


  1. Работа над темой урока.

  • Конкурс. Биография. (слайд 4)

У вас лежат книжки. Вы должны найти и подготовить интересные факты из биографии А.С Пушкина.

(дети работают со справочниками)

Каждая команда рассказывает и дополняет друг друга.

- Когда родился А.С. Пушкин?

- Кто рассказывал сказки А.С. Пушкину?

- Где учился А.С. Пушкин?

- Как погиб А.С. Пушкин?

- Что интересного мы узнали о творчестве А.С. Пушкина?

- Молодцы!


  • Конкурс «Собери текст»

У вас конверты с перепутанными частями текста. Соберите правильную последовательность сказок.

Назовите главных героев произведения и название сказки. Приложение 2.



(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Царь Салтан…., Золотой петушок)

А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…“
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой —
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:

И ответ держать велит:
„Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;(слайд 5)

Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:
Было ль, не было ль сраженья, —
Петушок кричит опять;
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится не в мочь.
Ни побоища, ни стана,
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого.
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.

Что за чудо?“ — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит,
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.(слайд6)

***

Чёрт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: „Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.(слайд7)

***

На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: „Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно! —
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,



- Проверяем.

- Из каких сказок восстановили текст?

-Назовите главных героев сказок?

V. Проверка домашнего задания.

-Вы подготовили домашнее задания. Проверяем.



  • Конкурс «Домашнее задание».

- У вас было домашнее задание подготовить задания по сказкам А.С. Пушкина.

Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась -
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
- Это сказка о....  (Рыбаке и рыбке!)

- О какой сказке идет речь?(слайд 8)

-Сколько лет рыбачил старик? (33года)

- Сколько раз старик ходил к морю? (5)

- Сколько просьб старика выполнила рыбка? (корыто, изба, дворянка, царица.)

- Назовите жилище старика со старухой. (землянка) [2]

Работника он нанимал

И об оплате сторговался:

За труд готов был отдать щелчками.

Придумывал задания,

Чтоб оплату не отдавать.

Вы сказку узнали… (Сказка о попе и работнике Балде) (слайд 9)

- Какой пушкинский герой «ест за четверых, работает за семерых»? (Балда)

- Как звали брата Балды? (зайка)

- К кому за оброком пришел Балда? (к чертям)

- Какую плату брал Балда у попа за работу? (щелбаны)

Переставьте буквы и угадайте персонаж сказки Пушкина.

-Какие молодцы! С домашним задание справились прекрасно.[2]



  • Конкурс капитанов «Узнай предмет из сказки»(слайд 10)

-Капитаны с закрытыми глазами пробуют и называют предметы.[1]

(И к царевне наливное,


Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит….) Яблоко.

- Что это и из какой сказки? Какую роль яблоко сыграло в сказке?

(Наливают ей заморские вина;
Заедает она … печатным;) Пряник

-Что это и из какой сказки?

Морс и Квас

-Что за напитки и из чего состоят?

-Могут эти напитки повстречаться в сказках и почему? ( слайд 11)

Жюри подводит итоги, а мы с вам отдохнем.



  1. Физкультминутка. (слайд 12-14)

  2. Закрепление.

  • Конкурс «Сказочные телеграммы». К нам пришел первый выпуск

 газеты   «Волшебные   известия»,  который   полностью   посвящён     публикациям   сказочных   объявлений. (слайд 15-22)

-  Кто  мог  дать  такое  объявление?

1)   Предлагаю   свои   услуги:   работаю  за  7-х.   Могу:

      -  запрягать  лошадь;

      -  топить  печь;

      -  закупать  продукты  на  рынке;

      -  печь  яйца,  варить  кашу;

      -  нянчить  детей.

Мой  адрес  … .              

                                     (Балда.  «Сказка  о  попе  и  о  работнике  его  Балде»)

2)   На  работу  в  лесопункт  требуются:

      -  повар;

      -  конюх;

      -  плотник.

Выплачиваются   премиальные  и  вознаграждение  по  итогам   работы  за  год.

Мой  адрес  …  .                

                                     (Поп.  «Сказка  о  попе  и  о  работнике  его  Балде»)

3)   Торговая  фирма  «Пальмира»  предлагает  импортные   товары:

      -  соболя,  чёрно-белые  лисицы;

     -  чистое  серебро;

      -  злато.

И  всё  это  по  доступным  ценам!  «Пальмира»  ждёт  Вас!

Адрес  фирмы  …  .                      

                                                    (Корабельщики.  «Сказка  о  царе  Салтане»)

4)  Тем,  кто  интересуется  жилплощадью!   Сдаю   на   лето   свою  горницу   за  умеренную   плату.  В   горнице   имеется:

     -  кругом   лавки,  крытые  коврами;

     -  под   святыми  стол   дубовый;

     -  печь  с  лежанкой   изразцовой.

Мой    адрес …  .                      

                                              («Сказка  о  мёртвой  царевне  и  7 богатырях»)

5)   Школа  целителей  и  экстрасенсов   проводит  ежемесячные   платные   курсы.   Излечиваются  такие  болезни,  как:

       -  укусы   правого  и  левого  глаза;

       -  волдыри  на  носу.

Начало  ближайших  занятий  …  .                        

                                                                                («Сказка  о  царе  Салтане»)

6)  Модники  и  модницы!  Кто  желает  приобрести   волшебное  зеркальце,  умеющее  говорить?

Наш   адрес  …  .   Обращаться  к  … .          

(Царица - мачеха, «Сказка о семи богатырях и мертвой царевне»)    

7)   Тем,  кто  не  может  утром  проснуться  по  звонку   будильника,   предлагаем   приобрести   петушка   из  чистого  золота,  который   выручит   вас   всегда   и   везде.   Адрес  …  .                

                                                                      («Сказка  о  золотом   петушке»)

8)     Кто  желает   поменять   старое,   разбитое   корыто  на  новое?   Или   квартиру   на   новый   дом?

Обращаться   к  … .      

                                      (Золотой   рыбке  из  «Сказки  о   рыбаке   и   рыбке»)

Последний конкурс «Найди имя героя» [5](слайд 23-25)

-А сейчас  вам предлагается  расшифровать  героя  сказки  А.С. Пушкина.    Узнайте  героя  и  назовите,   из  какой  он сказки.




Д

Ч

Е

Р

А

Р

Г

П

У

Ш

З

В

А

Д

О

Л

У

И

В

Е

Т

О

К

Е

Л

П

Н

О

Р

Ц

И

Н

Б

Д

А

З

Е

О

П

М

О

А

Д

О

А

Л

О

Д

Б

Б

А

Б

А

Х

Ч

Е

Р

Н

Т

О

Е

Д

Ь

А

Р

И

А

К

В

А

Е

Ч

- Проверяем.

(Чернавка,   Дадон,  Бабариха,   Лебедь,   поп,   петушок,   звездочёт,    баба, Гвидон)

- Из каких сказок эти герои?


  1. Рефлексия

-улыбающееся лицо 10 Что понравилось вам на уроке?

- Какие задания вам понравились?

Оцените свою работу по уроку, положите перед собой смайлик. (слайд 26)


  • Улыбающийся – работали хорошо, со всеми задания справились.

  • Задумчивый - были 1-2 ошибки, почти со всеми задания справился, буду работать и стараться.

  • Грустный - Затруднялся выполнять задания, испытывал трудности.

- Хотим пожелать вам внимательно читать произведения всех авторов.

IX. Итог

- Какие сказки мы вспомнили сегодня?

- Кто автор этих сказок?

- К какой группе сказок относятся эти сказки?

- Подошёл  к  концу  наш   урок.  

Домашнее задание. (слайд27)


  • Выучить отрывок обращение Елисея к солнцу, к месяцу или ветру.

Награждение.

И так, закончив представленье,

Хоту сказать вам в наставленье:

Читайте сказки, Пушкина любите

Родную речь, язык родной вы берегите.(слайд 28)

Литература:



  1. Путешествие по старине. Урок-праздник. А.С. Рязанцева// ж. Начальная школа. Всё для учителя.- № 9, 2016 г.

  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс— М.: ВАКО, 2015 — (в помощь школьному учителю).

  3. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/22/urok-igra-po-skazkam-a-s-pushkina-chto-za-prelest-eti-skazki

  4. урок.рф/library/urokviktorina_po_skazkam_a_s_pushkina_dlya_uchashihsya__091347.html

  • Ход урока Орг.момент.
  • Ученик 2.
  • Сообщение темы и цели урока. Учитель
  • (слайд 3)
  • V. Проверка домашнего задания.
  • ( слайд 11)
  • IX. Итог