Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Путешествие без конца




страница1/33
Дата07.07.2017
Размер7.56 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33



ЛЕВ

додин



ПУТЕШЕСТВИЕ БЕЗ КОНЦА





ЛЕВ





дИН

ПУТЕШЕСТВИЕ БЕЗ КОНЦА

Погружение в миры Чехов



Санкт-Петербург «Балтийские сезоны» 2010


ББК 85.334(2)6 Д 603

Издание выпущено при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Благодарим за помощь в работе над многотомным изданием Анастасию Фомину

Составитель Анна Огибина Редактор Елена Алексеева Художник Антон Дзяк

Фотографии из фондов Малого драматического театра — Театра Европы В оформлении обложки использованы фотографии Виктора Васильева

© Додин Л. А., 2010 © Огибина А. А., запись репетиций, составление, 2010 © Герман А. Ю., предисловие, 2010 © Дзяк А. В., оформление, 2010 © Васильев В. И., фотографии, 2010 ISBN 978-5-903368-45-7 © «Балтийские сезоны», макет, 2010


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Когда-то давно я расстался с театром. Ушел из БДТ, потому что не мог понять, почему актеры орут и не ви­дят глаза друг друга. ...Я благодарен Льву Додину за то, что он меня в театр вернул. Произошло это на спектак­ле «Вишневый сад». Я не видел глаза артистов, но вдруг взял и заплакал. Со мной это случилось второй раз в жизни. Первый — на спектакле «Идиот» со Смоктунов­ским в роли Мышкина. Плакать на «Вишневом саде» вроде бы незачем. Но я был потрясен тем, что мне рассказал спектаклем Додин. То ли он пересек реку Стикс и побеседовал с Чеховым, то ли еще что-то слу­чилось. Но этот по виду не очень интеллигентный че­ловек рассказал мне другого Чехова, рассказал мне про меня самого. Так же, как я, рядом плакала моя жена Светлана. Как видно, он и ей поведал нечто, касающее­ся лично её.

Догадываюсь, что такой театр, как Малый драмати­ческий, на свете один. Мне, во всяком случае, другого не надо. Как долго не надо было других спектаклей: я смотрел только «Вишневый сад». Это впечатление воз­вратило меня в театр, хотя, конечно, не настолько, что­бы смотреть всё подряд или ставить спектакли. Но всю жизнь буду любить Додина за минуты соприкосновения с искусством, которые случаются так редко. Не так дав­но я посмотрел «Жизнь и судьбу» Гроссмана. Это, ко­нечно, совершенно другое впечатление, чем от «Виш­невого сада». Но Додин верен себе. Он опять рассказывает каждому, кто сидит в зале, о нем самом. О несвободе, об одиночестве.

5


Лев Додин. Путешествие без конца

Разбор литературного произведения у Додина неиз­менно перерастает в разговор о жизни. Так же как его спектакли, которые никогда не исчерпываются баналь­ной трактовкой пьесы, а будят размышления о судьбе отдельного человека, о судьбах России. Тем самым он пытается сделать невозможное: преодолеть одиночест­во, в котором пребывает современный человек, отре­занный даже от самых близких сотнями барьеров.

Сейчас он снова поглощен Чеховым. Теперь это — «Три сестры», размышления над которыми не заверша­ются премьерой, а только продолжаются. Судя по все­му, с Чеховым Додин и Малый драматический театр — Театр Европы не расстанутся никогда. Мне сказали, что следующий том «Путешествия без конца» режиссер намерен целиком посвятить «Трем сестрам».

Алексей Герман


«ВИШНЕВЫЙ САД»

ПОСЛЕ СЦЕНИЧЕСКИХ ПРОБ Декабрь 1993 — май 1998 гг.




Олегу Борисову—любимому артисту, другу и участнику этой работы посвящаем

А. П. Чехов

ВИШНЁВЫЙ САД



Комедия в 4-х действиях

ПОСТАНОВКА ЛЬВА ДОДИНА

ХУДОЖНИК ЭДУАРД КОЧЕРГИН

ХУДОЖНИК по КОСТЮМАМ ИННА ГА БАЙ

РЕЖИССЕР ВЛАДИМИР ТУМАНОВ

Концертмейстер Елена Лапина

Монтировка Максим Батраков, Александр Пулинец, Петр Разуваев

Свет Олег Козлов, Екатерина Дорофеева, Виталий Скородумов

Звук Евгений Каган, Андрей Кусков, Леонид Левин

Костюмы Мария Фомина, Ирина Цветкова

Реквизит Юлия Зверлина, Ольга Рейхер

Грим Галина Варухина, Ольга Чудакова

Ведет спектакль Наталья Соллогуб

Спектакль идет без антракта

Постановка спектакля осуществлена при поддержке Театра Одеон — Театра Европы (Париж)

В Париже премьера состоялась 5 апреля 1994 г.

В Лондоне премьера состоялась 14 апреля 1994 г. Первое представление в Санкт-Петербурге 11 сентября 1994 года

Художественный руководитель театра народный артист России, лауреат Государственных премий России и СССР Лев Д О Д И Н


В РОЛЯХ:

РАНЕВСКАЯ Любовь Андреевна,

помещица

АНЯ, ее дочь ОлМр Т. М. ВАРЯ, ее приемная дочь .

ГАЕВ Леонид Андреевич, брат Раневской

ЛОПАХИН

Грмсшай Алексеевич, купец

ТРОФИМОВ Петр Сергеевич,

студент

СИМЕОНОВ-ПИЩИК Борис Борисович, помещик

ШАРЛОТТА ИВАНОВНА, гувернантка

ЕПИХОДОВ СЕМЕН ПАНТЕЛЕЕВИЧ, конторщик

ДУНЯША, горничная . ,

ФИРС, лякей

ЯША, молодой лакей ПРОХОЖИИ . . .

ТАТЬЯНА ШЕСТАКОВА НАТАЛЬЯ СОКОЛОВА НАТАЛЬЯ АКИМОВА

СЕРГЕИ БЕХТЕРЕВ

ИГОРЬ ИВАНОВ

СЕРГЕИ КУРЫШЕВ

НИКОЛАЙ ЛАВРОВ

АНЖЕЛИКА НЕВОЛИНА

АРКАДИИ КОВАЛЬ МАРИЯ НИКИФОРОВА

ЕВГЕНИЯ ЛЕБЕДЕВ

(артист АБДТ им. Г. Товстоногова)

НИКОЛАЙ ПАВЛОВ СЕРГЕЙ КОЗЫРЕВ

НАЧАЛЬНИК СТАНЦИИ,

почтовый чиновник,



ОФИЦЕР, ГИМНАЗИСТ и другие гости . ... .

МУЗЫКАНТЫ

СЕРГЕЙ МУЧЕНИКОВ АЛЕКСЕЙ ЗУБАРЕВ ПЕТР СЕМАК ИГОРЬ ЧЕРНЕВИЧ ОЛЕГ ГАЯ НОВ СЕРГЕЙ ВЛАСОВ СЕРГЕЙ КОЗЫРЕВ ЮЛИЯ MOPEBA ТАТЬЯНА ОЛЕАР ИРИНА ТЫЧИНИНА

. АЛЕКСАНДР БАРАБЛИН МИХАИЛ КРУТИК РУСТИК ПОЗЮМСКИЙ АРКАДИЙ ЦЫПКИН БОРИС ЯКУБОВСКИЙ

Действие происходит в имении Л. А. Раневской


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Последняя пьеса Антона Павловича Чехова стала первой для Льва Додина. Премьера «Вишневого сада» в его постановке состоялась 5 апреля 1994 года — в Пари­же, 14 апреля — в Лондоне, 11 сентября — в Санкт-Пе- тербурге (тогда Ленинграде). Замысел спектакля воз­ник весной 1993 года, а ранней осенью того же года группа артистов вместе с Додиным на две недели посе­лилась на Карельском перешейке на базе отдыха Санкт-Петербургского отделения СТД «Молодежное», чтобы начать работу над пьесой. Именно там прошло чтение и анализ «Вишневого сада». В те годы театру приходилось много гастролировать за рубежом со спек­таклем «Гаудеамус», поэтому в Петербурге после пере­рыва репетиции снова начались сразу со сквозной про­бы всего спектакля на сцене МДТ. В ней принимал участие Олег Борисов, репетировавший Фирса.

Репетиции, которые проходили на сцене театра, не были зафиксированы, записи велись только после сквозных сценических проб (конечно, далеко не всех), которые продолжались и после петербургской премье­ры. Сценические репетиции были очень подробными, чтобы каждая чеховская фраза была осмыслена. Напри­мер, немало репетиционных часов было отдано уходу Лопахина в первом действии и его словам: «Пока про­щайте. Пора». Вновь и вновь повторялась сцена, и Игорь Иванов, играющий Лопахина, повторял эти сло­ва, но что-то Додина не устраивало. Он сам выходил на сцену, пробовал за Лопахина, потом пробовал артист, чтобы вновь прожить и выверить это мгновение. И так

10


Репетиции спектакля «Вишневый сад»

повторялось множество раз. В общем, скрупулезная ра­бота шла по всей пьесе Чехова.

На премьеру в Париж был приглашен Евгений Алек­сеевич Лебедев, срочно введенный на роль Фирса из-за тяжелой болезни Олега Ивановича Борисова. (Артист умер в Москве уже после парижской и лондонской пре­мьер «Вишневого сада»). В Париже прошел насыщен­ный репетиционный процесс, многое уточнялось и в отдельных ролях, и в частностях, и в концепции теат­рального текста в целом.

Здесь представлены записи бесед режиссера с участ­никами спектакля после сценических проб в Петербур­ге. Думается, в этих «постбеседах» (назовем их так) тоже отражается одна из важных сторон работы режис­сера над спектаклем. При чтении этих записей надо об­ратить внимание на то, что, обсуждая только что состо­явшуюся пробу, Додин часто использует настоящее время, хотя это лишь желаемое - этого не было в про­бе, а должно, по его мнению, быть.


  1. декабря 1993 года

«Вишневый сад». Беседа после первой сценической репети­ции - сквозной пробы всего спектакля}.

Фирс - Олег Борисов, Аня - Анжелика Неволина, Варя - Наталья Акимова, Шарлотта Ивановна - Мария Никифо­рова, Дуняша - Татьяна Олеар, Лопахин - Игорь Иванов.

ДОДИН (обращаясь к артистам). Какие есть ощуще­ния?

ЛАВРОВ. У меня очень хорошие ощущения. Труд­ный процесс перехода из комнаты на сцену2. Все очень укрупнилось, хотя в процессе игры ни у кого не было сильного нажима. Суть, которую мы нашли во время комнатных репетиций, не потерялась.

БЕХТЕРЕВ. Вчера был очень торжественный мо­мент в торжественной декорации. После «Дома»3 я это впервые ощутил. Декорация требует не торжественно­го ощущения. Требует серьезного покоя, когда человек может говорить о больших вещах. Декорация требует красоты нашей мысли, наших тел. Даже встать в зерка­ло4 — это не просто встать. Или сесть в кресло. Не про-

1 Она прошла накануне — вечером 22 декабря.

2 Имеется в виду переход репетиций из комнаты на сцену.

3 Спектакль «Дом» по роману Федора Абрамова.

4 В оформлении Эдуарда Кочергина присутствовали большие, словно высокие окна или балконные двери, зеркала в рамах, стоящие на разных уровнях сценической площадки.

12


Репетиции спектакля «Вишневый сад»

сто плавать во всем этом. Ощущение праздника не кон­чилось, оно продолжается.

СЕМАК. Вчера впервые очень серьезно прозвучал Прохожий1. Жутко стало. Можно еще большую точ­ность найти. Он показался мне человеком из сегодняш­них дней. Очень много приятных ощущений осталось после сценической пробы, не было скучно смотреть. Раньше, репетируя другие пьесы, было жутковато пере­ходить из комнаты на сцену, а вчера этого не было. Мо­жет быть, дело в самом процессе репетиций.

ЛАВРОВ. Показалось, что в третьем акте все были объединены одним дыханием, чувствовалась тревога до возвращения с торгов Лопахина. У Тани (Шестако­вой) тревога просматривалась, и всерьез я услышал про ее грехи, почувствовал, что Раневская — грешная. Это вызывает сочувствие, все происходящее стало вы­пуклее.

ИВАНОВ. Вчера случались моменты, когда не были видны глаза партнера.

СЕМАК. Хотелось поближе видеть слуг во втором действии, ведь и у Фирса есть текст, который он гово­рит, когда приходит.

БОРИСОВ. Это происходит у озера или у камня?

ДОДИН. Думаю, что у камня, тогда где-то здесь дол­жен быть камень2.

СЕМАК. У меня возникла мысль: как в первом акте Любовь Андреевна сразу приходит в детскую, так во втором акте она приходит к тому месту, где утонул Гри­ша, и тут же ей приносят телеграмму из Парижа. Они вернулись из ресторана, это играется, но здесь может быть что-то еще.

КОВАЛЬ. У меня не было ощущения, что перешли на сцену, внутреннего ощущения перемены не было. Вчера в первый раз вздрогнул, когда Игорь (Иванов)

1 Персонаж пьесы.

2 В спектакль включена сцена из одного из вариантов текста пье­сы — диалог сидящих на скамейке Фирса и Шарлотты.

13


Лев Додин. Путешествие без конца

сказал: «Предупреждаю вас, господа»1. Повисло впечат­ление от появления Прохожего.

НЕВОЛИНА. У меня ощущения по третьему акту. Вчера было всё неодинаково, не было однозначно, ка­кие-то моменты прорезались, когда было живое, и лег­ко было во всем этом находиться. И было много мыс­лей по поводу Любови Андреевны, а ведь иногда мы вспоминаем о герое только тогда, когда тот начинает произносить текст.

ШЕСТАКОВА. Может быть, тревога от Лопахина исходит: как он смотрит, что говорит, что себе позво­ляет. Мне кажется, он должен помогать по управле­нию дома, ходить в контору, он все это делает, только чтобы вместе с Любовью Андреевной время прово­дить.

ДОДИН. Не здесь, а в городе. В доме навсегда уста­новлено некое status quo. Как это бывает, когда мы за границей с кем-то встречаемся, а потом этот человек приезжает к нам сюда, — и это уже совсем другое дело.

ШЕСТАКОВА. Вот Миша Морозов2 скажет: «Я про­стил вам все!» Хотя Мише Морозову нечего нам про­щать — так и с Лопахиным происходит3. И я не ощутила любовного чувства ни с Лопахиным, ни с Петей Трофи­мовым. Мы стараемся это играть, на это уходит внут­ренняя энергия. Для меня все время продолжается внутренний спор с Лопахиным. Я слышу, что он гово­рит. Но ведь я здесь родилась, я не просилась на этот свет. И я все время чувствую осуждение дочерей — я просто с ума схожу от этого. Я его чувствую, особенно

1 ЛОПАХИН. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет. (Действие первое.)

2 М. Морозов — в 1987-1990 гг. артист МДТ.

3 Имеются в виду слова Лопахина из первого действия: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как род­ную... больше, чем родную».

14


Репетиции спектакля «Вишневый сад»

Анино, и мне кажется, что это все видят, а мне и так плохо.

ДОДИН. Нет сочувствия, а есть напряжение в отно­шении дочерей к вам.

НЕВОЛИНА. Я не понимаю, это так есть или долж­но быть?

ШЕСТАКОВА. Это было и есть во всех наших пробах.

СЕМАК. Я думаю, тут сложнее. У дочерей не просто обожание матери, или радость от встречи с ней, или просто любовь к ней. Это — как с учителем. Она — гос­пожа. Она для них всех и мать, и отец. Крепостное пра­во отменили, но все остаются при ней. Хоть Лопахин и говорит, что он все простил, но он не может забыть своего прошлого. Она сказала тогда: «Мужичок», — это запомнилось.

ДОДИН. Если человек говорит, что он все простил, значит, помнит, за что.

ВЛАСОВ. Лопахин запомнил «мужичка». Плод наше­го воображения — он реален. Слово обронено, и это си­дит в голове.

СЕМАК. Рабу дали свободу. Были деньги, быстро этим насладился. Все здесь ищут гармонию, даже Лопа­хин. Вот он говорит Пете: «Я работаю. Ты занимаешься тем, что ищешь эту гармонию, а природа все создает и все разрушает».

ДОДИН. Про природу — это от старых проб оста­лось. Получаются какие-то стихи.

СЕМАК. Гаев не усидит на должности в банке, ему там станет скучно. Время таких людей уничтожает.

ШЕСТАКОВА. Мне жаль уходить в печаль, в пробле­мы, во мрак. Сегодня счастливый день. Минуточка сча­стья. Телеграмма пришла, в ресторан съездили. Грех, конечно.

КОВАЛЬ. Хороший был момент: два человека слы­шат музыку, а третий — не слышит ничего1.

1 Сцена Лопахина, Гаева и Любови Андреевны из второго дей­ствия.

15


Лев Додин. Путешествие без конца

БОРИСОВ. У меня довольно противоречивые ощу­щения, я четыре репетиции пропустил. Что понрави­лось: декорация требует особого способа существова­ния в пространстве. Как стоял Лопахин — не надо книжки, бытовизма1. Бытовизм здесь не нужен. Эта де­корация обязывает ко многому. Как только слышу диа­лог по существу, где ясно, чем они живут, — мне инте­ресно. Как только начинается суета, вроде бы и по правде, то скучно становится. Побеждает живая пьеса. Не знаю, как это назвать. Или полное понимание того, что происходит, или полное непонимание отдельных персонажей. Как без суеты — мне интересно. Как толь­ко начинается суета — это из другого спектакля. Сей­час важно, за каким зеркалом стоишь и как стоишь. Это играет колоссальную роль. Конечно, я извиняюсь, но я многого не слышу. Это ужасно. Это вроде правдо­подобие речи. Мы говорим о музыке чеховского слова, у него особое звучание текста, особый ритм. Когда этого нет, то вообще не понимаю, о чем речь.

ЛАВРОВ. Мы часто боимся дышать, как надо.

БОРИСОВ. Технологически — что это такое — всту­пить в разговор? Фирс вступает, еще кто-то. Как это сделать технически? Вступить в разговор, чтобы по­пасть в разговор.

ДОДИН. Надо не технически.

БОРИСОВ. Шарлотта, например, вступает в разго­вор фокусами: что-то скрывая, что-то успокаивая, спа­сая. Это очень трудно — вступить в разговор.

КУРЫШЕВ. Мы еще многое для себя не определили. Почему Лопахин так говорит? Может быть, что-то хо­чет скрыть? И есть еще много вещей, которые мы для себя пока не определили.

ВЛАСОВ. Никогда не понимал фразы Лопахина: «Охмелия, иди в монастырь...»

1 Действие первое, Лопахин ожидает приезда Любови Андре­евны.

16


Репетиции спектакля «Вишневый сад»

ДОДИН. Если мы сейчас будем задавать вопрос к каждой фразе, то все начнут друг друга режиссировать. Сейчас недопонимаем там, где уходим от того общего, что понимаем. Когда не прямое значение слов. Вопрос о том, как вступить в разговор. Нельзя вступить в то, во что уже не вступил. Здесь все вступили в разговор задолго до начала истории. По бытовой логике прихо­дят сюда два-три персонажа, а по сути не приходят, по­тому что они здесь постоянно. Они все говорят об од­ном. Лопахин с Петей так говорят, потому что это всегда так. У Пети — это другая жизненная стезя, по которой Лопахин не пошел, которой он лишен. У каж­дого из нас есть свои антиподы, и это не сейчас возни­кает. По сути, все это — один большой разговор. За это время гибнут исторические эпохи, а разговор все про­должается. Когда Любовь Андреевна подошла к Фирсу и спросила: «Куда ты пойдешь?» — он ответил ей: «Куда прикажете, туда и пойду». Традиционно для Фирса, что он вступает в разговор невпопад. А мне ка­жется, что впопад. И дело не в пафосе, а в том, что действительно дошли до края. «Позавчера...» (От име­ни Фирса.) Я не плохо слышу, а просто позавчера я чуть не умер. У меня вполне не монументальная логи­ка. Какая-то компания в этот разговор включена, со сбоями, но включена. А какая-то не включена. Все под­чинено одному: что будет с Россией? Где-то этот разго­вор происходит конкретнее, организованнее, объем­нее. Пока многое — это лирика. А здесь конкретно (За Фирса.)\ Вы еще не родились, вы в своей крестьянской семье и слова не знали, а я уже был осветителем в теат­ре юношеского творчества...1 Я свое право отстаиваю. Это мой вишневый сад, мое дело. Я вижу, что опять мою хозяйку обмишуривают. Я знаю его отца, он пол­

1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

  • ISBN 978-5-903368-45-7 © «Балтийские сезоны», макет, 2010
  • ЛЬВА ДОДИНА ХУДОЖНИК ЭДУАРД КОЧЕРГИН
  • Максим Батраков, Александр Пулинец, Петр Разуваев
  • Мария Фомина, Ирина Цветкова Реквизит Юлия Зверлина, Ольга Рейхер
  • Наталья Соллогуб
  • MOPEBA ТАТЬЯНА ОЛЕАР ИРИНА ТЫЧИНИНА
  • Она прошла накануне — вечером 22 декабря. 2 Имеется в виду переход репетиций из комнаты на сцену.
  • Спектакль «Дом» по роману Федора Абрамова.
  • Персонаж пьесы.
  • ЛОПАХИН. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет. (Действие первое.)
  • Сцена Лопахина, Гаева и Любови Андреевны из второго дей­ствия.
  • Действие первое, Лопахин ожидает приезда Любови Андре­евны.