Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Путешествие Афанасия Никитина в Индию




Скачать 98.36 Kb.
Дата15.05.2017
Размер98.36 Kb.
ТипУрок
Приложение 4. Урок на тему: «Путешествие Афанасия Никитина в Индию». Автор: Иванова О. В., учитель ГУЗ ДС «Прометей»

Цели урока:

  • Обучающая: изучение интереснейшей страницы в истории Тверского края – путешествия купца Афанасия Никитина в Индию, выявление значения этого события;

  • Развивающая: развивать умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • Воспитательная: воспитывать чувство гордости за вклад Тверского края в общероссийскую культуру и историю.

Оборудование урока:

  • Учебник «История Тверского края» под ред. В. М. Воробьева.
    Тверь. 1996.

  • «Хождение за три моря»

  • Карта мира

  • Иллюстративный материал

  • Раздаточный материал (тест, контурная карта)

Ход урока:

  1. Подготовка и мотивация.

  2. Контроль уровня подготовленности домашнего задания.

  3. Введение новых знаний.

  4. Закрепление полученных знаний.

Подготовка и мотивация.

Предъявляются фотографии с изображением памятника Афанасию Никитину в Твери (скульптор Орлов)



.

Вопросы:


  • Знаете ли вы, что это за памятник?

  • Где он находится?

  • Какому нашему земляку он посвящен?

  • Что вы о нем знаете?

  • На каких еще уроках вы говорили о нем и его путешествии?

В ходе беседы формулируется тема урока: Путешествие Афанасия Никитина в Индию.

Эпиграф урока: «И я от многих бед пошел в Индию…»


Контроль уровня подготовленности домашнего задания.

Раздается тест по материалу предыдущего параграфа: «Историческая география тверских земель в удельный период».

1.Тверь стала крупным центром Руси в:


  1. XIII веке;

  2. XII веке;

  3. XV веке.

2.В Твери насчитывалось городских посадов:

  1. 3;

  2. 5;

  3. 4.

3. Город, не принадлежавший в XIV – XVI веках Тверскому княжеству:

  1. Зубцов;

  2. Белый;

  3. Кашин.

4.Деление на уделы началось после смерти Михаила Ярославича в:

  1. 1318 году;

  2. 1238 году;

  3. 1360 году.

5.Окончание удельного дробления связано с именем:

  1. Дмитрия Михайловича;

  2. Михаила Александровича;

  3. Михаила Ярославича.

Ключ к тесту:



1

2

3

4

5

а

в

б

а

б

Изучение нового материала.

Рассматриваемые вопросы:


  • Развитие торговли – залог благополучия княжества.

  • Начало экспедиции.

  • Трудности, подстерегавшие торговцев в пути.

  • Афанасий Никитин в Индии.

  • Обратный путь.

  • «Хождение за три моря» как свидетельство о жизни далеких от Руси народов.

  • Значение путешествия Афанасия Никитина и его литературной деятельности.

Вот как сам он описывает начало этой поездки:

Работа с источником: Учебник, стр.64.



«Поидох от Спаса святаго златоверхого и съ его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго,и от владыки Генадия Тверскаго».

Вопросы по тексту:



  • Какую информацию мы можем получить из этого отрывка?

  • Спас златоверхий – знакомо ли вам это выражение? О чем идет речь?

  • Можно ли датировать начало поездки по этому отрывку?

  • Кто был князем Тверского княжества в это время?

Учитель сообщает информацию, изложенную в учебнике о росте благосостояния Тверского княжества и развитии торговли.

Итак. торговый караван двинулся по Волге к Каспию. Но не так – то прост был этот путь…

Казань, Саратов, Новый и Старый Сарай миновали без приключений, но Астрахань, печально известную частыми грабежами караванов, все же сочли за благо обойти: два больших судна свернули в речку Бузань, впадающую в Ахтубу, параллельную волжскому руслу. Но тут-то счастье им изменило. Дело вышло так: «три татарина неверных» сообщили «по секрету», что люди астраханского хана стерегут посольство в самом бузанском устье. Хасан-бек дал помянутым татарам по кафтану-однорядке и полотна вдобавок, чтобы они тайно провели караван мимо засады. А татары «по однорядке-то взяли, да в Астрахань царю весть подали».

И вот, повествует Афанасий, «луна светит, и царь нас увидел… и за грехи наши послал за нами всех своих людей». Началась перестрелка, татары захватили сперва «меньшее судно» (на котором и помещались товары Афанасия), а затем, уже при выходе из Волги в Каспий, разграбили, нагнав, и второе, «а нас отпустили голыми головами в море.…А назад, вверх по реке, не пропустили, чтобы вести не подали. И пошли мы, заплакав, на двух судах в Дербент».

Афанасию Никитину возвращаться домой было нельзя, так как расплатиться за взятые в долг товары он не мог. В поисках удачи он отправился на восток, через Баку в Персию, где провел около 2 лет.

Торговля не шла, восстановить состояние не получалось. Вот и двинулся он все дальше на юг. Почему именно в Индию? Возможно, Никитин от местных торговцев услышал, что там за хорошего породистого жеребца можно получить целое состояние — и решил рискнуть. На все накопленные за время иранских скитаний деньги (Афанасий упоминает о сумме в «сто московских рублей») он купил коня и из гавани Ормуза устремился в «Индийское» море (то есть Аравийское, Индийского океана).

По ходу рассказа обучающиеся заполняют контурную карту - отмечают Тверь, путь по Волге до Каспия, поездку в Персию.

И вот после шестинедельного морского путешествия Афанасий Никитин попадает в Индию. Что знал он об этой стране?

Неизвестно, доводилось ли Никитину раньше слышать об Индии, но можно предположить, что, будучи человеком образованным (он вез с собой церковные книги), купец мог читать доходившие в ту эпоху до Руси в переводах античные и средневековые тексты, где она описывалась как сказочная страна. Именно там, как указано на многих средневековых картах, находился земной рай и жил легендарный «поборник по православной вере Христовой», царь Иоанн-пресвитер. От него якобы пришло в 1165 году византийскому императору письмо с фантастическим описанием Индийского царства, полного золота и драгоценных камней. Царства, где нет воров и разбойников и даже ядовитые змеи гибнут от святости самой земли. Населена эта волшебная страна мудрецами-рахманами (то есть брахманами), удивительными людьми с песьими головами и тремя ногами. Там обитают сказочные животные и птицы: единорог, китоврас (кто-то вроде кентавра с крыльями), саламандра, феникс, слон и «слоница».Сойдя по деревянному трапу на индийский берег, он огляделся. В причудливой и многоязыкой толпе, какая, впрочем, наполняет улицы любого портового города, лиц с песьими головами и о трех ногах не было видно. Однако жители неприятно поразили купца тем, что «простые люди все ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы», и вообще «из простого народа мужчины и женщины все нагие да все черные». Сам диковинный путешественник тоже привлек к себе всеобщее внимание: «Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку». Впрочем, в Чауле он не задержался, а с караваном отправился через небольшие селения Пали и Умри в богатый город Джуннар, стоящий «на скале каменной, не укреплен ничем, Богом огражден». Здесь Афанасий «зимовал» два месяца, живя на постоялом дворе. И тут случилась с ним новая беда — местный правитель Асад-хан отобрал у него жеребца и сказал: «И жеребца верну, и тысячу золотых в придачу дам, только перейди в веру нашу… А не перейдешь в веру нашу, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму». И срок назначил — четыре дня, на Спасов день, на Успенский пост…» Лишь заступничество некоего «казначея Мухаммеда» помогло купцу вернуть коня и избежать насильственного обращения в ислам.

По дороге человека, с юности привыкшего к густым лесам северо-восточной Руси, поражало, что «всякий день проходили по три города, а иной день по четыре города». А уж Бидар с его мощной крепостью, значительным населением и обширными базарами и вовсе представился ему отрадным зрелищем — надеялся, тут, наконец, он сможет как следует расторговаться. Но… оказалось, что дело обстоит так, да не так: «Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево». Опытный коммерсант сразу понял, что основные индийские товары — шелк, хлопок, пряности, красители — на Руси сбыта не найдут. Да и вывезти будет трудно: «А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много». В общем, стало окончательно ясно, что зря Афанасий отправился в такое далекое и трудное путешествие. Однако делать нечего. Афанасий продолжает свой путь, ездит по другим городам султаната: Гулбаргу, Райчур, Кулонгири, Аланд, Каллар. Он завязывает знакомства с их жителями разных сословий и профессий, и даже посещает могилы мусульманских святых и индуистские храмы, главным образом, конечно, потому, что там во время праздников устраивались ярмарки, на которые «съезжается торговать вся страна Индийская»…

В 1472 году. устав от долгих странствий, Афанасий задумал вернуться на родину и отправился в дальний путь через индийский океан.

Через месяц плавания появились «горы Эфиопские» — гористый берег полуострова Африканский рог (на стыке современных Эфиопии и Сомали), где «много роздали рису, да перцу, да хлеба эфиопам. И они судна не пограбили». Оттуда шли до Маската, затем до Ормуза. Оттуда Афанасий поспешил уже по суше — через Иран до Тебриза. Там снова путь преградила

война: местный правитель Узун Хасан-бек сражался с турками. Посетив мельком ставку этого князя, наш герой сумел в итоге через город Эрзинджан добраться до Трабзона (Трапезунда), где напоследок власти «много зла причинили: добро мое все велели принести к себе в крепость, на гору, да обыскали все. И что было мелочи хорошей — все выграбили. А искали грамоты, потому что шел я из ставки Узун Хасан-бека». Видимо, Никитина под горячую руку приняли за тебризского шпиона. Но все же он сел вновь на корабль и «божией милостью дошел до третьего моря — Черного». Дважды из-за штормов и сильного ветра корабль возвращался в Трабзон, а затем из-за непогоды был вынужден зайти в Балаклаву. Оттуда через Гурзуф Афанасий наконец добрался до Кафы. Здесь записки завершаются: «Милостию Божией прошел я три моря. Остальное Бог знает, Бог Покровитель ведает».

В один из холодных зимних дней 1475 года купеческому каравану, который двигался в сторону Смоленска из Кафы, пришлось задержаться, не доезжая города: один из путников совсем занемог и вскоре скончался. Умирая, загадочный человек передал спутникам исписанные бумаги — с просьбой непременно сохранить их. Купцы выполнили последнюю волю: привезли тетради в Москву дьяку великого князя Василию Мамыреву. Так после смерти автора до родных его краев добралось «Хожение за три моря» — записки неутомимого торговца «Афанасия, сына Никитина» об удивительном путешествии в Индию.

Обучающиеся отмечают на контурных картах обратный путь купца.

Далее предъявляется книга Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

Что же мог описать в своих дневниках путешественник? Он упоминает далекие страны и города – Дамаск и Каир, Эфиопию, Цейлон, Бирму, Китай. Все его рассказы – это свидетельства очевидца, сообщения его правдивы, подробны. В них нет преувеличений, фантастики. Он подробно описывает быт, обычаи, религиозные представления иноземцев.

Работа с источником - отрывком из «Хождения…»в учебнике, стр.65.



«Индийцы совсем не едят мяса, ни яловичины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы; ни вина, ни сыты не пьют. С бусурманами не пьют и не едят».

Вопросы по тексту:



  • Что говорит автор о жителях Индии?

  • Как он относится к другой культуре?

  • Высказывает ли он осуждение?

  • Как вы думаете, о чем думал Афанасий на чужбине?

  • Стремился ли он домой?

  • Для чего он писал свои заметки?

Удивительное путешествие тверского купца в далекую Индию было неслыханным для европейцев. Лишь спустя полвека португалец Васко да Гама сумел достичь этих земель морским путем. Значение литературного труда Афанасия Никитина не только в том, что он описал неведомые доселе земли, рассказав своим соотечественникам правду, но и вывод, который он сделал в своей поездке: «Русская земля да будет Богом хранима! Боже, сохрани ее! На этом свете нет страны, подобной ей! Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость!»

Закрепление.

  • Какие три моря упоминает в своей книге Афанасий Никитин? (Каспийское, Индийский океан и Черное)

  • О жизни каких народов и стран рассказал он жителям Руси?

  • В чем значение его путешествия и его книги?

Домашнее задание:

§ 15. Составить карточку с 5 – 6 вопросами по теме; по желанию – сообщение на тему «Имя Афанасия Никитина на карте города и в современной жизни».

Вариант карточки:


  • Какие сведения, содержащиеся в документе, позволили датировать путешествие Никитина?

  • Каким образом тверской купец попал в Индию?

  • Какими были представления русских людей о далеком Востоке?

  • С какими чувствами описывает Афанасий свое пребывание на чужбине?

  • Как относится он к быту и религиозным представлениям индийцев?

  • В чем значение путешествия Афанасия Никитина и его литературного труда?


Литература:

  1. История тверского края. Учебное пособие. Под общ .ред. В. М. Воробьева. Тверь.Созвездие.1996.

  2. И я от многих бед пошел в Индию. Вокруг света. №8. Август 2007.

  3. Коган – Бернштейн Ф. Путешествие Афанасия Никитина. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/skazk/03.php

  4. Никитин А.Хождение за три моря. Москва. Московский рабочий.1982.

  5. Семенов Л. С.Путешествие Афанасия Никитина. http://paolo.narod.ru/bibl/texts/semenov_nikitin.html

  6. Сысоева О. Л. Хождение за три моря. /www.hrono.info/biograf/bio_n/nikitin_afan.php



Приложение.

Карта путешествия Афанасия Никитина.



Подарочное издание книги Афанасия Никитина на трех языках.



Гравюра с изображением Дербента.




  • Оборудование урока
  • Закрепление.