Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пушкинские реминисценции в лирике Вл. Ходасевича




Скачать 37.92 Kb.
Дата06.07.2017
Размер37.92 Kb.
Пушкинские реминисценции в лирике Вл. Ходасевича

Стрельникова Екатерина Сергеевна

Студентка Воронежского государственного университета, Воронеж, Россия
Владислав Фелицианович Ходасевич – не только известный поэт, мемуарист, но и исследователь литературы, прежде всего - один из тонких пушкинистов Серебряного века. Увлеченность Ходасевича творчеством А.С. Пушкина не прошла бесследно для его творчества, что вылилось в наличие пушкинских реминисценций в его лирике. Цель нашего анализа – определить и охарактеризовать функциональность ряда пушкинских реминисценций в текстах Ходасевича.

Основным методом исследования является сравнительно-сопоставительный анализ. Предпринятый нами анализ является научно новым исследованием творчества Ходасевича. Актуальность данного научного исследования доказывается необходимостью изучения творчества В.Ф. Ходасевича в контексте современных исследовательских открытий, а также тем, что теоретический вопрос о природе реминисценций остается достаточно спорным. Кроме того, полное и комплексное сопоставление всей лирики Ходасевича с пушкинскими мотивами, образами и темами необходимо для более объективного восприятия влияния творческого наследия А.С. Пушкина на творчество его последователей в ХХ веке.

В литературоведении существует множество разнообразных классификаций реминисценций (сюжетные, образные, цитатные, метрические и т.д.), но в данной работе мы попытались разработать собственную классификацию, наиболее, на наш взгляд, применимую к материалу нашего исследования. Отметим, что предложенная классификация реминисценций, на наш взгляд, применима и при любом другом исследовании проблемы природы реминисценций.

Главным критерием нашей классификации является функциональность реминисценций. Данная классификация реминисценций, таким образом, включает следующие типы:

1. Реминисценция-сходство. Представляет собой сходство тем, мотивов и образов творчества авторов. Исследуемый автор, прибегая к подобному типу реминисценций, не только берет за основу своего стихотворения тот или иной элемент другого произведения, но и развивает далее свои собственные идеи в гармонии с точкой зрения автора-предшественника. Подробно пушкинские реминисценции-сходства рассматриваются на примере стихотворений Ходасевича: «Играю в карты, пью вино» [Ходасевич; 160], «Путем зерна» [Ходасевич; 85].

2. Реминисценция-контраст. Представляет собой различные взгляды на что-либо в творчестве исследуемых авторов. Исследуемый автор, обращающийся с помощью реминисценций к творчеству автора-предшественника, не в точности повторяет тот или иной элемент его произведения, но вносит в его прочтение собственное видение интересующей его проблемы, иное толкование темы, иное обращение к образу и т.д. Подробно пушкинские реминисценции-контрасты рассматриваются на примере стихотворений Ходасевича: «Перед зеркалом» [Ходасевич; 207], «Бегство» [Ходасевич; 78].

3. Реминисценции-отсылки. Реминисценции подобного типа не включают в себя никакой иной информации, кроме оживления в творчества исследуемого автора тех или иных произведений или же фактов биографии автора-предшественника. Реминисценции-отсылки не предназначены для сравнения текстов, они говорят о постоянной памяти об авторе-предшественнике и его творчестве в душе лирического героя исследуемого автора. Подробно пушкинские реминисценции-отсылки в докладе рассматриваются на примере стихотворений Ходасевича «Я родился в Москве...» [Ходасевич; 333], «Сумерки» [Ходасевич; 154].

Кроме вышеозначенного, в докладе отмечено одновременное присутствие в некоторых стихотворениях Ходасевича нескольких пушкинских реминисценций разного типа, что углубляет восприятие текста Ходасевича, делает его разнообразнее и художественно интереснее. В данном контексте подробно проанализировано стихотворение «К Музе» [Ходасевич; 63].

Основные итоги проведенного исследования заключаются в следующем:

1) пушкинские реминисценции присутствуют в большом количестве стихотворений Ходасевича. Они художественно активны, т.к. их достаточно свободно воспринимает читатель.

2) пушкинские реминисценции различны по своим функциям. В каждом конкретном случае их функции художественно индивидуальны. Однако по самому общему типу функций их можно классифицировать следующим образом:

1. Реминисценции-сходства. Их художественное назначение – выразить созвучие чувств и мыслей поэтов.

2. Реминисценции-контрасты. Их художественное назначение – осветить художественный спор Ходасевича и Пушкина по отдельным вопросам.

3. Реминисценции-отсылки. Их художественное назначение – продемонстрировать великую ценность творчества Пушкина для Ходасевича.



Нами выявлено 65 случаев пушкинских реминисценций в лирике Ходасевича. Из них реминисценции-отсылки встретились 25 раз. Практически столь же часто встречаются реминисценции-сходства (24 раза), а вот реминисценций-контрастов в лирике Ходасевича значительно меньше (16), что оказалось для нас большой неожиданностью в силу разности художественного мира поэтов в целом. Ходасевич (с его «тяжелой лирой») при помощи реминисценций не только часто спорил с Пушкиным, но и в большинстве случаев имел близкую к нему точку зрения по тем или иным вопросам. С помощью пушкинских реминисценций Ходасевич выразил свою любовь к великому поэту. Кроме того, для Ходасевича слова «Пушкин» и «Родина» - равновелики и тождественны. Очевидно, что своей лирикой (например, «Я родился в Москве...» [Ходасевич; 333]) Ходасевич признает за Пушкиным неоспоримый вклад в русский язык и литературу.
Литература.

1. Вл. Ходасевич. Избранное / В.Ф. Ходасевич. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 384 с. – (Всемирная библиотека поэзии).