Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«психолого-педагогическое сопровождение личности учащихся и развитие их творческих способностей в процессе профессионального становления»




страница1/11
Дата02.07.2017
Размер1.89 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ»


МАТЕРИАЛЫ

из педагогического опыта работы

участников воспитательного процесса по теме:
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЕ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

Адрес: 246025, г.Гомель,

ул. 8-я Иногородняя, 7

Телефон/факс: (0232) 54 00 40

E – mail: info@ggptknhp.by

Разработчики:

Борисевич Г.М., методист

Дудко Т.Г., педагог-психолог

Яськова И.А., преподаватель

Новик И.В., преподаватель

Рабкевич С.В., мастер п/о

Таненя Ж.К., мастер п/о



Аннотация

Юношеский возраст – это возраст выбора жизненного пути, возраст постановки экзенстенциональных вопросов: «Кто я? Зачем пришёл в этот мир? Какие задачи мне придётся решать? В чём смысл жизни?» и.т.д. Выбор профессии и жизненного пути существенно влияют на то, какие ответы человек найдёт на эти непростые вопросы, как сложится его дальнейшая жизнь.

На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направле­ния своего развития. Одной из основных задач на этом пути явля­ется выбор профессии. Эта процедура, как правило, требует психологической помощи, консультирования, поддержки. Выбор профессии является, во-первых, более или менее длительным процессом ориен­тации в мире профессий. Во-вторых, на жизненном пути возможна неоднократная смена профессий,- именно поэтому данная ситуация характерна не только для молодёжи, но и для людей в зрелом воз­расте. Наименее болезненной является некардинальная смена профессиональной деятельности, рост и развитие в рамках уже приобретённой профессии.

Наша задача помочь учащимся в выборе профессии, оказать психологическую поддержку будущему профессионалу, помочь в раскрытии своего творческого потенциала – фундамента профессионального роста и развития.

Разработка содержит теоретический и практический материал, даёт общую характеристику профессиональной ориентации учащихся.

В разработке представлен опыт работы УО «ГГПТК НХП» по психолого-педагогическому сопровождению, развитию творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся.



Содержание
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ.

  1. Концептуальные следствия идеи сопровождения.

  2. Организационные следствия идеи сопровождения.

  3. Функционально-ролевые следствия идеи сопровождения.

III. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ.



  • Приложение 1 «Установка инженерно-педагогического коллектива на воспитание творческой активности учащихся колледжа».

  • Приложение 2 «Психолого-педагогическое сопровождение личности обучающихся».

IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ».



  1. Этапы работы.

  2. Этапы реализации программы

  • Подготовительный этап.

  • Непосредственно психолого-педагогическая деятельность.

  • Заключительный этап. Оценка результатов деятельности.

  1. Мероприятия по реализации программы.

V. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»



  1. Подготовительный этап.

    1. Опросник для учащихся средних общеобразовательных школ.

  • Анализ опросника.

  • Диаграмма 1 «Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений».

  • Диаграмма 2 «Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых».

  • Диаграмма 3 «Создавать законченные произведения изобразительного искусства».

  • Диаграмма 4 «Из типовых деталей создавать новые модели, придуманные самостоятельно».

  • Диаграмма 5 «Придумывать и создавать новые оригинальные модели».

  • Диаграмма 6 «Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное».

  • Диаграмма 7 «Наблюдать за работой художников, писателей, режиссёров, драматургов и других специалистов творческих профессий».

  • Диаграмма 8 «Настойчиво и терпеливо «отделывать», оттачивать, переделывать, добиваясь совершенства в создаваемом произведении, продукте».

  • Диаграмма 9 «Создавать что-либо своими руками».

1.2. Программа адаптационного тренинга.


  1. Непосредственно психолого-педагогическая деятельность.

    1. Программа «Развитие профессиональных представлений учащихся учебных заведений профессионального образования».

    2. Факультатив «Основы психологии».

    3. Электронный вариант учебно-методического пособия «Опорные блок-схемы по психологии».

    4. В помощь педагогу. «Рекомендации по проведению первого классного часа».

    5. В помощь педагогу. «Внимание».

    6. В помощь педагогу. «Эмоции».

    7. Тренинг личностного роста.

    8. Тренинг развития креативности.

    9. Педагогические чтения «Развитие творческого потенциала личности: опыт, перспективы».

  • Развитие творческих способностей учащихся на основе дифференцированного подхода. Яськова И. А., преподаватель.

    1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

  • Урок «Набросок (зарисовка) стоящей фигуры». Яськова И. А., преподаватель.

  • Электронный вариант урока «Набросок (зарисовка) стоящей фигуры». Яськова И. А., преподаватель.

  • Презентация урока «Набросок (зарисовка) стоящей фигуры». Яськова И. А., преподаватель.

  • Учебный фильм «Наброски и зарисовки различными графическими материалами». Яськова И. А., преподаватель.

  • Электронное методическое пособие «Живопись. Приёмы акварельного письма» Новик И. В., преподаватель.

  • Урок производственного обучения «Инкрустация плоскостного изделия». Рабкевич С. В., мастер производственного обучения.

  • Электронный вариант урока производственного обучения «Инкрустация плоскостного изделия». Рабкевич С. В., мастер производственного обучения.

  • Самопрезентация Рабкевич С. В., мастера производственного обучения.

  • Этносалон «Соломки лучик золотой». Рабкевич С. В., мастер производственного обучения.

  • Репортаж «Прошлое, настоящее и будущее моей профессии». Рабкевич С. В., мастер производственного обучения.

    1. Школа молодого педагога.

  • Мастер – учитель профессии и воспитатель молодых рабочих. Таненя Ж. К., мастер производственного обучения

  • Духовная культура учащихся. Таненя Ж. К., мастер производственного обучения

  • Применение инновационных технологий на уроках производственного обучения. Таненя Ж. К., мастер производственного обучения

    1. Программа кружка «Лазовыя карункi».

    2. Программа кружка «Инкрустатор».




  1. Заключительный этап. Оценка результатов деятельности.

    1. Мониторинг качества обучения.

    2. Анализ трудоустройства выпускников.

    3. Фоторепортаж «Мельница моды».

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


V. ЛИТЕРАТУРА.
Введение
Сегодня, в эпоху массовой культуры и «эстетизированного» с помощью изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно восприимчи­вы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессио­нальный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации по­требительских ценностей и смыслов.

Ответ на обозначенный вопрос каждый человек ищет для себя самостоятельно. Более того, окончательный ответ вообще вряд ли возможен: творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив какой-то смысл в трудовой деятельности, уважающий себя человек затем стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, и в итоге вся жизнь (в том числе и трудовая жизнь) превращается в непре­рывный творческий «поисковый» процесс.

По мнению психологов, важ­нейшим смыслом для трудящегося человека является утверждение своего достоинства, значимости собственной жизни, постоянное доказывание себе и окружающим того, что жизнь прекрасна (но только не жизнь «вообще», а именно моя собственная жизнь, реализуемая через основное дело моей жизни, т. е. через обще­ственно полезный, творческий труд). Человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает луч­ше («прекраснее») окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей. Эти простые истины буквально пронизыва­ют всю человеческую культуру. Поэтому важнейшей за­дачей при воспитании молодёжи является соотнесение собственного труда с любым ценным опытом осмысления человека в трудовой дея­тельности.

Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки извест­ным лозунгам о том, что «все работы хороши» и т. п.). Более того, даже представители так называемых творческих профессий, вы­зывающие восхищение, а иногда зависть окружающих, далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что им не всегда удается реа­лизовать свои творения, замыслы, но и в том, что оценка их труда со стороны общества (и коллег) не всегда бывает справед­ливой... В итоге труд, вместо того чтобы доставлять человеку ра­дость самореализации, нередко приводит к серьезным страдани­ям и ощущению, что жизнь не сложилась.

Получается, что неудачное профессиональное (а в более ши­роком смысле — и трудовое) самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психо­логических, жизненных, экзистенциальных проблем.

Поэтому так важно, человеку уже определившемуся с выбором профессии, помочь овладеть этой профессией, а самое главное, помочь увидеть перспективы творческого роста в выбранной профессии для наиболее полной реализации своего потенциала на жизненном и трудовом пути.



I. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе обучения и профессионального становления
Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога и педагогов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития, учащихся в ситуации колледжного взаимодействия.

Во-первых, следование за естественным развитием учащегося на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение опирается на те личностные достижения, которые реально есть у учащегося. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задаёт ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы психолога. Он занимается ни тем, что считают важным педагоги или «положено» с точки зрения большой науки, а тем, что нужно конкретному учащемуся или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа психолого-педагогического сопровождения, мы закладываем безусловную ценность внутреннего мира каждого учащегося, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

Во-вторых, создание условий для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с миром и самим собой; развития обучающихся в процессе профессионального становления. Внутренний мир каждого учащегося автономен и независим. Взрослые могут сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (профессиональных, интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает учащегося к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять ответственность за собственную жизнь.

В-третьих, сопровождение призвано создать в рамках объективно данной учащемуся реальности социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

В-четвёртых, психолого-педагогическое сопровождение учащегося колледжа преимущественно осуществляется педагогическими средствами через психолога и педагогов и традиционные колледжные формы учебного и воспитательного взаимодействия. В процессе сопровождения, педагог оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого учащегося и основным её реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и профессионального становления на конкретных учеников.

Утверждение идеи сопровождения в качестве основы профессионально-технической психологической практики, постулирование её объекта и предмета в описанной выше форме имеет ряд важнейших следствий, на которые опирается вся наша модель колледжной психологической работы. Следствия эти касаются целей, задач и направлений этой деятельности, принципов её организации, содержания работы, профессиональной позиции психолога в отношениях с различными участниками учебно-воспитательного процесса, а также подходов к оценке эффективности его деятельности.



КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ИДЕИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Сопровождение следует рассматривать как процесс, как целостную деятельность практического психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащегося и динамику его психического развития в процессе обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения учащегося в колледже, начинает бережно и конфиденциально собираться накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого учащегося.

  2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития учащегося, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта возможна при построении учебно-воспитательного процесса по гибким схемам, что означает, что учебно-воспитательный процесс может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех учащихся, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как его подходы и требования к учащимся не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных учащихся, с их реальными возможностями и потребностями.

  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление ориентировано на тех учащихся, у которых выявлены определённые проблемы с усвоением учебного материала, в общении с взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. (Приложение 2).



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СЛЕДСТВИЯ ИДЕИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
В организационных вопросах особенно ярко проявляется психотехнический потенциал идеи сопровождения, так как появляется возможность выстроить текущую работу психолога как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников колледжного взаимодействия. Этот процесс опирается на ряд важных организационных принципов, касающихся построения колледжной психологической практики. К ним относится системный характер ежедневной деятельности психолога и педагогов, организационное закрепление (в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива колледжа) различных форм сотрудничества педагога и психолога в вопросах создания условий для успешного обучения и развития учащихся, утверждения важнейших форм психологической и педагогической работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля за результатами и др.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВЫЕ СЛЕДСТВИЯ ИДЕИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Психолог, работающий в русле данной модели, получает возможность профессионально определиться в отношении всех участников колледжной системы отношений, построить с ними успешные взаимоотношения. В качестве объекта практической деятельности психолога выступает либо конкретный учащийся, либо группа учащихся. Что касается взрослых участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, администрации, воспитателей, родителей – они являются субъектами сопровождения, участвующие в этом процессе вместе с психологом на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. Мы рассматриваем психолога как часть колледжной системы обучения и воспитания учащихся. Наряду с ним, учащихся по пути развития и профессионального становления ведут педагоги и родители. В решении проблем конкретного учащегося или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.

Следует сделать акцент на том, что именно педагог был, есть и будет основной колледжной фигурой, основным проводником разнообразных воздействий и влияний на учащихся, важнейшим гарантом их интеллектуального и личностного роста в образовательной среде. Психолог справиться со своей сложной профессиональной задачей только в том случае, если сможет наладить с педагогами колледжа прочный профессиональный контакт, истинное сотрудничество, позволяющее создавать подросткам комфортный и продуктивные учебные и развивающие условия.


Таким образом, сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, усвоению профессиональных знаний, умений и навыков, развитию каждого учащегося в конкретной колледжной среде.


II. Развитие творческих способностей учащихся в процессе профессионального становления

В раскрытии и совершенствовании творческих способностей учащихся определяющая роль принадлежит единому коллективу колледжа. В нём, под его влиянием происходит формирование потребностей будущего специалиста, в том числе и творческих. Особенность деятельности колледжа заключается в том, чтобы в русле психолого-педагогического сопровождения организовать профессиональную подготовку молодых специалистов, вооружить их знаниями передового производственного опыта, научить применять полученные теоретические знания и практические навыки и создать, таким образом, условия для творческого труда.

Причастность к коллективу единомышленников питает и стимулирует творчество учащихся, создаёт ощущение неповторимости и важности личной деятельности человека: то, что делается в интересах коллектива, бесконечно умножается в своей ценности и значимости.

Специфика коллектива учебной группы заключается в том, что в процессе теоретического обучения он сохраняет структуру колледжного коллектива, а при производственном обучении – трудовой производственной бригады.

В процессе учебно-производственной деятельности у учащихся формируются прилежание, аккуратность, требовательность к себе, добросовестность, организованность, умение взаимодействовать с другими, т.е. составляющие профессиональной направленности. По мнению известного швейцарского психолога Г.Селье, для успешной творческой работы необходимы такие качества, как неудовлетворённость достигнутым, оригинальность, самостоятельность мысли, контакт с людьми, понимание себя и других, умение организовать коллектив. Поэтому задача педагогов и психолога состоит в том, чтобы создать в коллективе все необходимые предпосылки и найти пути для формирования вышеперечисленных качеств, следовательно, и творческого отношения к учебной и трудовой деятельности.

Одним из таких путей является вовлечение учащихся в художественное творчество в колледже. Это может быть осуществлено через приобщение подростков к индивидуальной и коллективной работе по изготовлению учебно-наглядных пособий, выставочных экспонатов, участия в художественных конкурсах, организацию кружков специализированной направленности.

Опыт, приобретённый таким образом, фиксируется в учебной практике и производственной деятельности коллектива учащихся. В процессе разнообразной, организованной в творческом направлении деятельности, учащиеся выявляют и развивают свои склонности и способности, а вместе с тем происходит обогащение внутриколлективных отношений, создание общественного мнения, сплочения коллектива.

Воспитывающая функция колледжа в условиях соединения обучения с производственным трудом приобретает особый характер. Потенциал коллектива по формированию творческой личности определяется целями, содержанием, организацией производственной деятельности. Эффективным направлением в организации производственного обучения является изготовление общественно полезной продукции, что способствует обогащению интеллектуального труда учащихся, стимуляции их творческой деятельности. Здесь формируются все условия для профессиональной направленности, творческого отношения к труду.

Специализация видов деятельности учащихся – одна из функций педагогов колледжа. Осуществление этой деятельности позволяет личности таким образом получить навыки творческого отношения к труду. Учебно-производственная группа, организуя разностороннюю специализированную деятельность, ставит перед своими членами задачу творческого овладения практическими знаниями, умениями, навыками. Высокий уровень общения удовлетворяет потребности личности в творческом труде и является своеобразной школой профессионального и личностного становления будущего специалиста.

Работа по формированию и развитию творческой активности должна подчиняться единой установке, и должна быть организована так, чтобы сам процесс обучения по своему характеру напоминал научный поиск, открытие нового. Речь идёт о выработке своеобразной системы педагогических установок всего коллектива на идею воспитания творческой активности учащихся колледжа.

Единая установка инженерно-педагогического коллектива на воспитание творческой активности учащихся колледжа в процессе подготовки к производительному труду состоит из трёх основных концептуальных положений, логическая схема которых включает в себя теоретические идеи, основные требования и особенности реализации.

Первое концептуальное положение определяется тем, что творческая активность учащихся колледжа, в ситуациях непредвиденного возникновения проблемных ситуаций, имеет внутреннее спонтанное движение. В своём становлении это положение прошло 3 этапа: первый – развитие творческих интересов, способностей и потребностей учащихся, второй – введение элементов новизны, предполагающих ускоренное формирование творческой активности, а процессе подготовки учащихся к производственному труду, третий – ускоренное развитие творческого потенциала личности учащегося. (Приложение 1). В процессе производственного обучения установка должна иметь опережающую функцию. Эта установка создаёт предпосылки как для овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, так и для выработки значимой потребности в усилении исследовательской стороны своего труда.

Второе концептуальное положение устанавливает зависимость возрастания творческой активности учащихся от соотношения теоретических и практических вопросов в процессе производственного обучения. Производственное обучение является одной из форм организации учебно-воспитательной деятельности и к нему обращены те знания из других разделов учебно-воспитательного процесса, которые усиливают в деятельности учащегося элементы интеллектуального труда, способствуют тем самым формированию у него творческого мышления.

Третье концептуальное положение кратко можно сформулировать следующим образом: интеграция трудового и идейно-эстетического воспитания творческой активности учащихся колледжа. На этом базируется целая система дидактических условий, приёмов, средств вовлечения будущих специалистов в ситуацию творчества. Развитию творческого начала содействует знакомство с процессом, техникой творчества великих мастеров искусства, проникновение в творческую лабораторию, приобщение к тайнам их творчества. Всё это, с одной стороны, повышает общий уровень воспитания эстетических ценностей, с другой – помогает развитию, активизации творческих возможностей учащихся.

Таким образом, смысл единой установки состоит в подчинении ей всех членов инженерно-педагогического коллектива, вхождение её в единый процесс психолого-педагогического сопровождения личности обучающихся.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»
В соответствии с основными компонентами процесса сопровождения наша программа наполняется конкретными формами и содержанием работы. Прежде всего, выделяется несколько важнейших направлений практической деятельности психолога и педагогов в рамках процесса психолого-педагогического сопровождения: диагностика, обучающая, развивающая и психокоррекционная деятельность, просвещение педагогов и учащихся, профориентация.

Образовательный процесс направлен на формирование среды, в которой учащиеся могут удовлетворить свои познавательные интересы и практические потребности, реализовать свой творческий потенциал и творческую активность, развить свои способности, выйти на жизненное самоопределение.

В УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов» в настоящее время реализуется экспериментальная программа «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе обучения и профессионального становления».

Участниками программы являются учащиеся, получающие квалификацию «Инкрустатор. Изготовитель художественных изделий из соломки», ИПР.

Программа носит целевой характер.

Основной целью программы является: создание условий для формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков, а также гармоничной, свободной, творческой личности.

В рамках реализации программы предполагается решение следующих задач:



  • формирование знаний и приобретение практических навыков связанных с будущей профессией;

  • стимулирование потребности в труде, формирование культуры труда, приобщение к общественно-полезной деятельности;

  • приобщение к белорусской национальной культуре;

  • формирование эстетического вкуса;

  • развитие таких личностных качеств, как трудолюбие, аккуратность, чувство меры;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие способностей к художественному конструированию и моделированию;

  • развитие самостоятельного мышления, фантазии.

Программа включает в себя три этапа:


  1. Подготовительный:

1.1. Профориентационная работа с учащимися СОШ

1.2. Презентация колледжа

1.3. Адаптация


  1. Непосредственно психолого-педагогическая деятельность:

    1. Диагностический

    2. Прогностический

    3. Развитие творческих способностей учащихся

    4. Совершенствование профпедмастерства ИПР.

  1. Заключительный. Оценка результатов деятельности.

    1. Мониторинг качества обучения

    2. Анализ трудоустройства.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В случае успешной реализации программы, результатом профессионального образования должен стать специалист, базовыми характеристиками которого являются:




  • профессиональная направленность;




  • трудолюбие, творческое отношение к делу;




  • способность к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту;

  • овладение новыми формами общественной организации труда, общечеловеческими достижениями науки, трудовой культуры, способности применять их в своей профессии;

  • стремление к высокому качеству конечного продукта;

  • получение удовлетворения от своего труда.


ЭТАПЫ РАБОТЫ



1. Подготовительный

Установление эмоционально-личностных контактов с учащимися, взаимодействие с педагогическим персоналом, стимулирование мотивации учащихся к самопознанию, творческой активности, сотрудничеству.




1.1. Профориентационная работа с учащимися СОШ.

1.2. Презентация колледжа

1.3. Адаптация учащихся 1 курса к условиям обучения в колледже.


2. Непосредственно психолого-педагогическая деятельность.

Этап предполагает диагностирование их личностных особенностей, внутреннего потенциала, анализ результатов диагностики, составление программ работы, подготовку педагогических мероприятий, выбор необходимых форм и методов работы.

Проведение запланированных мероприятий, взаимодействие с педагогическим коллективом и включение в деятельность всех учащихся.

Задачами данного этапа станут следующие:



  • формирование чувства прекрасного;

  • мотивирование детей на осуществление учебной и профессиональной деятельности;

  • развитие коммуникативных навыков и умений;

  • стимулирование рефлексии, оценки своих ресурсов;

  • активизация творческого потенциала личности каждого учащегося.

2.1. Диагностика личностных особенностей учащихся

2.2. Прогнозирование.

2.3. Приобретение учащимися профессиональных умений и развитие творческого потенциала личности.

2.4. Совершенствование проф.пед.мастерства ИПР.





3. Заключительный. Оценка результатов деятельности.

Предполагает анализ полученных результатов проведённой работы, позволяет прогнозировать дальнейшие перспективы работы в данном направлении.



    1. Мониторинг достижений.

    2. Анализ трудоустройства


МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОСНОВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



п.п.


Содержание деятельности


сроки


ответственный

1.

Алгоритм деятельности:

  • определение стратегии и функциональных направлений деятельности учебного заведения в данном направлении;

  • анализ и оценка особенностей коллектива учащихся;

  • организация изучения готовности учащегося к профессиональному развитию;

  • прогнозирование и проектирование модели выпускника учебного заведения – будущего специалиста;

  • организация деятельности методической службы в учебном заведении;

  • внесение корректив в содержание учебно-профессиональной внеучебной деятельности учащихся;

  • оказание консультативной помощи педагогам по вопросам профессионального становления личности учащихся;

  • обобщение опыта лучших преподавателей и мастеров по формированию учащихся как будущих профессионалов;

  • стимулирование профессионального саморазвития учащихся;

  • организация мониторинга особенностей профессионального развития учащихся

1.Формирование позитивного профессионального интереса:

- проведение групповых, общеколледжных собраний, линеек совместно с будущими работодателями, руководителями предприятий;

- организация соревнований на лучшую учебную группу;

- организация оформления стенда «Лучшие по профессии»;

- организация смотров-конкурсов «Лучший по профессии»;

- организация морального и материального стимулирования достижений в профессиональном обучении;

- организация конкурса творческих работ по специальностям;

- организация ученических трудовых отрядов, работающих по заказам предприятий

2. Организация профориентационной работы:

- проведение Дней открытых дверей;

- организация вечеров для первокурсников «Посвящение в профессию»;

- организация и проведение выставок художественного творчества;

- организация и проведение акций, встреч с выпускниками (профессиональные гостиные);

- организация и проведение культурно-массовой работы с профессиональной направленностью;

- организация встреч с представителями базовых предприятий;

сентябрь

сентябрь
сентябрь

сентябрь-октябрь


постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

1 раз в полугодие

постоянно

2-е полугодие

ежегодно
ежегодно


постоянно

ежегодно
ежегодно

сентябрь

октябрь
постоянно


постоянно

постоянно

постоянно

Заместитель директора по УВР





2.

1. Профессиональная ориентация:

- выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся;

- организация профессиональной адаптации;

- ознакомление учащихся с технологическими и материаловедческими новинками по публикациям в СМИ;

- организация самостоятельной работы учащихся для развития у них стремления к профессиональному самосовершенствованию;

- вовлечение учащихся в работу кружков профессиональной направленности.

2 Развитие творческих способностей учащихся:

- организация встреч с передовиками производства, ведущими специалистами-выпускниками;

- привлечение учащихся к оборудованию учебных кабинетов;

- проведение родительских собраний по вопросам трудоустройства;

- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства;

- организация и проведение интеллектуальных, познавательных, развлекательных мероприятий профессиональной направленности;

- посещение выставок.

сентябрь-октябрь

сентябрь

постоянно

постоянно

октябрь

в течение года
в течение года

в течение года

ежегодно
ежегодно

постоянно



куратор группы



3.

  1. Профессиональная ориентация:

- ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности, с технологией производства, организация экскурсий на базовые предприятия;

- организация и проведение конкурсов лучших по профессии.

2. Развитие творческих способностей:

- вовлечение учащихся в кружки художественного творчества, спортивные секции;

- организация и проведение профессиональных гостиных по обмену мнениями о работе;

- проведение дня профессионального работника.


постоянно


ежегодно


октябрь

постоянно

ежегодно

мастер производственного обучения


3.


1.Профессиональная ориентация:

- социально-психологическая и профессиональная адаптация первокурсников;

- проведение адаптационных тренингов по развитию потребностей в профессиональных достижениях;

- тренингов профессионального и личностного роста;

- профессиональное просвещение;

- изучение и развитие профессиональных интересов и потребностей учащихся;

- разработка рекомендаций по определению профпригодности и профессиональному самоопределению учащихся.

2. Развитие творческих способностей:

- участие и проведение деловых и ролевых игр;

- психологическое консультирование и коррекция профессионального развития учащихся;

- тренинги развития профессиональных и творческих способностей учащихся;

сентябрь


сентябрь

в течение года

постоянно

в течение года

в течение года

в течение года

постоянно

в течение года



педагог-психолог




ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



Пути реализации

Участники

Сроки

Ответственный

    1. Профориентация среди учащихся СОШ.

Организация и координация профориентационной работы в школах


Организация и проведение в колледже дня открытых дверей для учащихся школ

Приглашение учащихся школ на конкурсы профмастерства и другие культурно-массовые мероприятия в колледже.
Проведение бесед, родительских собраний, практических мастер-классов.

Проведение анкетирования для выявления склонностей учащихся СОШ к приобретению творческой профессии. (приложение 3)




    1. Презентация колледжа

Размещение рекламы учебного заведения на рекламных щитах, в СМИ, на интернет-сайте.

Экскурсия по колледжу, знакомство с его историей.

Посещение выставочного зала и музея, находящихся в колледже.



Педагоги, мастера п/о, психолог, учащиеся школ.


Педагоги, мастера п/о, учащиеся школ.
мастера п/о, учащиеся школ

мастера п/о, учащиеся школ, родители


учащиеся школ

учащиеся школ, родители


учащиеся нового набора

учащиеся нового набора


2-е полугодие


2-е полугодие

2-е полугодие

2-е полугодие

2-е полугодие

постоянно

сентябрь

сентябрь

Зам. по УВР, зам. по УР

Зам. по УВР

зам. по УВР

мастера п/о

психолог


мастера, педагоги.

зам. по УР, мастера, педагоги.


мастера, педагоги.



    1. Адаптационный

Проведение адаптационных тренингов, (приложение 4) наблюдение.


Разработка практических материалов «В помощь педагогу» (приложение 5)
Разработка индивидуальных рекомендаций по вопросам успешной адаптации учащихся
Беседа «Моя будущая профессия»

Экскурсии на производство





учащиеся 1 курса.

педагоги,

педагоги, мастера п/о

учащиеся 1 курса
учащиеся 1 курса


сентябрь

постоянно

сентябрь-октябрь

сентябрь

сентябрь-октябрь




психолог

психолог

психолог

кураторы групп

мастера п/о






  1. Непосредственно психолого-педагогическая деятельность



2.1.Диагностика
Диагностика «Мотивация профессиональной деятельности» (приложение 6)
Анкета «Потребность в достижениях»
Тест Торренса на определение креативности
Анкетирование на тему «Хочу заниматься в кружке».

(приложение 7)



учащиеся 1 курса

учащиеся 2 курса
учащиеся 3 курса
учащиеся 1 курса


октябрь

декабрь

январь


сентябрь



психолог

психолог

психолог


кураторы

2.2. Прогнозирование.


Анализ результатов диагностики
Составление программ работы и тренинговых занятий.
Подготовка педагогических мероприятий
Выбор необходимых форм и методов работы.



в течение года


в течение года

в течение года


в течение года



психолог


психолог
ИПР

ИПР, методист



2.3. Приобретение профессиональных умений и развитие творчества
Спецкурс «Основы психологических знаний» (приложение 8)

тренинги личностного роста (приложение 9)


Программа «Развитие профессиональных представлений учащихся». (Приложение 10)
Тренинг развития креативности (приложение 11)

Круглый стол «Перспективы моей профессии».


Защита проектов «Мы и наша специальность»
Вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам «Инкрустатор», «Кружевница»… (приложение 12)
Цикл бесед «Секреты освоения профессии».
Участие в выставках, конкурсах профессионального мастерства, в областном фестивале-конкурсе декоративно-прикладного и художественного творчества учащихся ПТУЗ (АРТ- вакаціі). (Приложение 13)
Пополнение экспонатами музея колледжа. (Приложение 14)
Организация работы гостиной «У нас в гостях…» (творческие вечера, встречи с интересными людьми). (Приложение 15).
Репортаж «Прошлое, настоящее, будущее моей профессии» (приложение 16)
Этносалон «Соломки лучик золотой» (Приложение 17)

учащиеся 1 курса

учащиеся 2 курса

учащиеся 3 курса

учащиеся 1 курса


учащиеся 1 курса

учащиеся 1 курса


учащиеся 1 курса

учащиеся 1-3 курсов

учащиеся 1-3 курсов
учащиеся 1-3 курсов

учащиеся 3 курса


учащиеся 1-3курса

в течение года

февраль-март


март-апрель


март


сентябрь

в течение года

постоянно

постоянно


постоянно

в течение года



психолог

психолог

психолог

кураторы


мастера п/о

мастера п/о

мастера п/о

мастера п/о


мастера п/о

кураторы, мастера п/о

мастера п/о

мастера п/о



2.4. Совершенствование профессионального педагогического мастерства
Заседания педагогических советов
Школа «Молодого педагога» (приложение 18)

Педагогические чтения «Развитие творческого потенциала личности» (приложение 19)


Работа цикловых методических комиссий

Проведение открытых уроков и мероприятий. (Приложение 20)


Проведение конкурсов «Мастер-класс», «КМО»
Организация стажировки мастеров п/о.
Организация курсовой подготовки преподавателей, мастеров п/о.

ИПР
молодые специалисты

ИПР


ИПР

ИПР


ИПР

ИПР


ИПР



по плану
по плану

январь, май

в течение года

по графику

2-е полугодие

по графику

по графику



администрация
методист

методист


председатели цикловых комиссий
Зам по УВР

администрация

старший мастер,

старший мастер, зам. по УР





  1. Заключительный. Оценка результатов деятельности

3.1. Мониторинг качества обучения (приложение 21).


учащиеся 3 курса


апрель-май


зам по УПР



3.2. Анализ трудоустройства (приложение 22).

учащиеся 3 курса

август-сентябрь

зам по УПР

Приложение 1



Установка инженерно-педагогического коллектива на воспитание творческой активности учащихся колледжа


Теоретические идеи.


Основные требования



Особенности реализации

Ускоренное развитие творческого потенциала личности учащегося

Введение элементов новизны, предполагающих ускоренное формирование творческой активности.

Развитие творческих интересов, способностей и потребностей учащихся.

Этапы становления.

Приложение 2


Психолого-педагогическое сопровождение личности обучающихся

Отслеживание психолого-педагогического статуса учащегося, динамики его развития.

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи учащимся


Опросник для учащихся СОШ

Умею, могу, нравится, хочу

1. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).

2. Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.

3. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и

взрослых.

4. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т.п) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно

5. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.

6. Наблюдать за работой художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.

7. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.

8.Настойчиво и терпеливо "отделывать", обтачивать, переделывать и т.п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.

9. Создавать что-либо своими руками.

Анализ опросника для учащихся СОШ

(выявление склонностей

к выбору профессии, связанной с творчеством.
По результатам опроса учащихся СОШ (№ 25, 53, 12), проведённого в апреле 2008г. (всего было опрошено 146 учащихся, из них 92 девочек и 54 мальчика), были получены следующие результаты (диаграммы 1-9):
23% учащихся умеют мастерить подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты);

17% учащихся нравится заниматься таким видом деятельности;

32% хотят этому научиться;

28% учащихся такой род занятий не нравится. (Диаграмма 1)
7% учащихся умеют создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

22% учащихся ответили, что им нравится заниматься такой деятельностью;

29% опрошенных хотят заниматься созданием произведений изобразительного искусства;

42% опрошенных такая деятельность не нравится. (Диаграмма 2)
1% опрошенных умеют сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых;

3% нравится такой род занятий;

45% опрошенных хотят заниматься такой деятельностью;

51% учащихся не нравится такой вид деятельности. (Диаграмма 3)
На вопрос: «Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т.п) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно» - были получены следующие результаты (диаграмма 4):

Умею – 10%

Нравится – 24%

Хочу – 32%

Не нравится – 34%
На вопрос: «Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда» - учащиеся СОШ ответили следующим образом (Диаграмма 5):

Умею – 7%

Нравится – 18%

Хочу – 18%

Не нравится – 57%
На вопрос: «Наблюдать за работой художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий» - были получены следующие результаты (диаграмма 6):

Умею – 2%

Нравится – 16%

Хочу – 19%

Не нравится – 63%
6% опрошенных отметили у себя умение быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное;

10% опрошенных учащихся нравится замечать в обычных вещах удивительное;

18% опрошенных отметили, что хотели бы этому научиться;

66% респондентов ответили на этот вопрос «не нравится». (Диаграмма 7)
На вопрос: «Настойчиво и терпеливо "отделывать", обтачивать, переделывать и т.п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте» - были получены следующие результаты (диаграмма8):

Умею – 10%

Нравится – 15%

Хочу – 17%

Не нравится – 58%
20 % респондентов ответили, что они умеют создавать что либо своими руками;

24% опрошенных это нравится;

32% хотели бы этому научится;

24% опрошенных не нравится такой вид деятельности. (Диаграмма 9)


Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр.

(панно, украшения, сувениры, букеты)




Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры


Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников

и взрослых




Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т.п) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно


Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений,

кулинарные блюда





Наблюдать за работой художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий



Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное




Настойчиво и терпеливо "отделывать", обтачивать, переделывать и т.п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте


Создавать что-либо своими руками

Приложение 4




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11