Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Психолого-педагогические основы воспитания читательских интересов 6 1 Общее понятие об интересах 6




страница1/4
Дата21.07.2017
Размер0.62 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4


План


Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания читательских интересов 6

1.1 Общее понятие об интересах 6

1.2 Познавательный интерес, его роль в формировании личности ребенка 18

Глава 2 Формирование читательского интереса младших школьников как способа их социального воспитания 27

2.1 Воспитание читательских интересов младших школьников в процессе овладения родным языком и чтением 27

2.2 Внеклассная работа с детской книгой - необходимое средство формирования читательских интересов 36

Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности формирования читательского интереса 49

3.1 Организация и содержание экспериментального исследования 49

3.2 Влияние экспериментальной методики на результативность формирования читательского интереса в младшем школьном возрасте 58

Заключение 63

литература 66





Введение

Изменения во всех сферах нашей жизни непосредственно влияют и на литературное образование школьников. Именно книга поможет ребенку задуматься над собой, осознать свои сильные и слабые стороны, свои потребности и стремления.

Нужно помнить наставления заслуженного педагога В. Сухомлинского о том, что «чтение как источник духовного богатства не сводится к умению читать, с этого умения оно только начинается. Ребенок может читать свободно, безошибочно, но книга не стала для него той тропинкой, ведущей к вершине умственного, нравственного, эстетического развития».

Поэтому неоспоримый тот факт, что воспитание у учащихся любви к книге, формирование у них глубоких читательских интересов - одна из главных задач, которую необходимо решить на современном этапе реформы общеобразовательной школы.

Тема работы «Развитие читательского интереса младших школьников как способ их социального воспитания» актуальна сегодня, когда социологи, родители, учителя отмечают, что ученики стали меньше читать, часть из них считает чтения «непродуктивной тратой времени», предлагает процесс чтения как-то механизировать, предпочитает экранизированным версиям произведений.

Объектом исследования является процесс взаимодействия ученика с детской художественной книгой, направленный на формирование читательских интересов.

Предмет исследования: психолого-дидактические основы развития читательских интересов у школьников начальных классов как способа их социального воспитания.

Целью исследования является анализ психолого-педагогических основ развития читательских интересов младших школьников.

Задачи исследования:


  1. Определить психолого-педагогические основы развития читательских интересов в младшем школьном возрасте.

  2. Выяснить наиболее эффективные формы и методы организации самостоятельного детского чтения в современной школе.

  3. Провести экспериментальное исследование с целью определения уровня сформированности читательских интересов учащимися младшего школьного возраста.

Гипотеза: эффективное формирование читательских интересов в младшем школьном возрасте средствами детской художественной книги возможно при условии:

  • правильной организации самостоятельного детского чтения;

  • знания учащимися широкого круга доступных книг;

  • всесторонней деятельности с книгой и среди книг.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников.

В процессе написания дипломной работы использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Основными методами стали: анализ психолого-педагогической литературы и психолого-педагогический эксперимент.

Что касается практической части, то определяющими были труды А. Джежелей, С. Поварина, Н. Светловской, в которых освещаются вопросы определения основных методов организации детского чтения и путей формирования читательских интересов в современной школе.

Вопрос роли интереса в обучении и путей его формирования является предметом педагогических и психологических исследований, которые осуществляли Б. Ананьев, Л. Божович, С. Рубинштейн, О. Киричук, Г. Щукина. Однако, научных трудов, специально посвященных проблеме читательских интересов почти нет. Поэтому данная проблема в психолого-педагогической литературе требует еще своего развития.


Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания читательских интересов



1.1 Общее понятие об интересах
В контакте с окружающим миром человек сталкивается с новыми предметами и сторонами деятельности. Когда в силу тех или иных обстоятельств, что-либо приобретает некоторое значение для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую направленность личности.

Учение об интересе занимало значительное место во многих научных трудах. Как сложное и значимое для личности образование оно имеет много различных трактовок.

Так, например, философ К. Гельвеций связывал понятие интереса со всем, что может дать полное удовлетворение или избавить нас от страданий. «Если физический мир, - писал он, - подлежит законам движения, то мир духовный не менее подлежит закону интереса. На земле интерес есть всесильным показателем, который изменяет на глазах все существа и вид всякого предмета».

По-разному смотрели на феномен интереса зарубежные психологи и педагоги. Одни рассматривали интерес как врожденное свойство человека (И.Ф Гербарт), другие видят его свойством возраста, инстинктом желания, которое требует удовлетворения (Э. Клапаред).

Различные теории интереса приводили многих ученых к отождествлению интереса с такими психическими процессами как воля, мышление, эмоции, за ним следовала прямой отказ от самого феномена «интерес» и признание ненужности этого понятия в психологии и педагогике.

Еще в 1946 году Э. Клапаред сформулировал свою психо биологическую концепцию интереса в работе «Психология ребенка и экспериментальная педагогика». Интерес, по его мнению - это симптом потребностей, инстинкт желания, который требует удовлетворения. Каждый момент организму представляет собой проявление им своего интереса. Объекты, которые возбуждают интерес ребенка меняются с возрастом.

Английский словарь психологических терминов определяет, что в интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, процессом занятий.

В отечественной психологии общая теория интереса представлена в работах С. Рубинштейна, В. Мясищева, Б. Ананьева, Г. Щукиной, Л. Божович и др..

Так, С. Рубинштейн определяет интерес как выбранную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов.

В. Мясищев определяет интерес как активное познавательное отношение человека к миру.

Таким образом, психологическое понятие «интерес» отражает множество значимых процессов - от единичных до их совокупности, и выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.

Еще более сложным является задача раскрытия сущности интереса, когда хотят выявить его место в структуре личности. Что такое интерес? Или это аспект способностей? Наклонностей? Черта личности? Ее индивидуальная характеристика? Четкого ответа на этот вопрос нет. Однако, еще в 70 -е годы Дональд Супер высказал мнение о том, что интерес - это не наклон, не черта личности, а это нечто иное, что сочетает в себе частично наклоны, частично характер и частично черты личности.

Интерес, как своеобразный феномен, существование и влияние которого на личность не подлежит сомнению, определяется через призму многих других, вплетенных в него и взаимосвязанных с ним процессов. Очевидно, что это объясняет существование данного феномена, который не изолирован, не обособлен от многих других процессов, в том числе эмоций, воли, интеллекта, а представляет собой их своеобразный сплав. Именно это и является ценным в работах современных психологов, поскольку они пытаются рассматривать интерес не обособленно, а в целостной структуре личности, в мире определяющих личность отношений и потребностей. В действительности интерес выступает перед нами:


  • и как выбраная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

  • и как тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явления, данной деятельностью, которая приносит удовольствие;

  • и как возбудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

  • и как особое, избранное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам1.

Рассматривая источник интересов человека, большинство психологов и педагогов считает, что таким является окружающий мир. Есть интересы, которые возникают под влиянием общественной жизни человека, в процессе его деятельности, направленной на удовлетворение тех или иных потребностей. Так, потребность человека в общении с другими людьми порождает в ней интерес к ним. С другой стороны, интерес к определенным объектам, возникая под влиянием впечатлений от предметов внешнего мира, закрепляясь и развиваясь через деятельность, превращается в действенную потребность. Вне связи с окружающей средой, вне деятельности интерес человека не может развиваться. В мире нет ничего, с чем бы мы взаимодействовали непосредственно или косвенно и что представляло бы для нас определенной ценности, а следовательно - и определенного интереса. Поэтому интерес еще можно рассматривать и как оценочное отношение человека к явлениям окружающего мира, имеющие определенное значение для ее существования и жизнедеятельности. С этой позиции некоторые психологи считают неправомерным сводить интерес только к потребности в знаниях, к познавательной потребности.

В интересе сочетаются единство объективного и субъективного. В зависимости от обстоятельств субъект интереса может быть конкретным индивидом, определенной социальной группой (семьей, производственным или школьным коллективом и др.).

То, что имеет значение для субъекта мы называем объектом, или носителем интереса. Им может быть природа, определенный вид деятельности, социально-историческое явление или иной человек, поскольку они вовлечены в орбиту жизнедеятельности субъекта. Благодаря интересу устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, взятое человеком с объективной действительности. Но предметом интереса для человека далеко не все, а только то, в чем она испытывает потребность, необходимость, что для самой личности особое значение и ценность. Поэтому отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира имеет выборочное направление. По словам С. Рубинштейна, интерес всегда двустороннее отношение. Если человека интересует какой-либо предмет, то это означает, что этот предмет для человека является интересным.

Физиологическим механизмом интереса как избирательной направленности является определенная система нервных связей, образующихся под влиянием различных условий и зависит от состояния человека и его индивидуальности, от непосредственных впечатлений личности и ее многогранного прошлого опыта. При этом условные связи устанавливаются не при любых условиях, а только тогда, когда раздражитель имеет для человека жизненное значение.

По словам С. Рубинштейна, специфика интереса заключается в том, что интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, которые вызывают желание ближе познакомиться с ним, глубже в него проникнуть. Интерес - это направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом следует понимать сложное образование - направленную мысль, мысль-участие, которая имеет эмоциональную окраску.

Ряд психологов пытались совместить феномен «интереса» с такими личностными свойствами, как потребности и отношения. Близость интереса к сфере потребностей дает основу некоторым психологам утверждать, что интерес - это осознанная необходимость. Однако отличие интереса от потребностей в том, что потребность выражает дефицит чего-либо, а интерес - избирательность предметов, явлений окружающего мира. Он проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов, а потребность - в тяге, желаниях, воле. Поэтому, по словам С. Рубинштейна интересы являются специфическими мотивами культурной и, частично, познавательной деятельности человека. Стремление свести интерес к потребности, признав его исключительно как осознанную потребность, несовместимое. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, который сможет ее удовлетворить, но неосознанная потребность тоже является потребностью, а не интересом. Конечно, в единой многообразной направленности личности все стороны взаимосвязаны, поэтому интерес и потребность между собой тоже связаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса; сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть. Однако полностью желание и интерес совпадать не могут.

Что касается связи интереса и отношения, то эта проблема выступает более ясной, хотя и ее нельзя считать полностью решенной. Руководствуясь гносеологией, можно утверждать, что выборочная направленность интереса всегда связана и с отношением его к предмету интереса. Равнодушного интереса не бывает, поскольку в нем всегда представлено эмоциональное начало. Следует, что интерес порождает позитивное отношение к данной области.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет. Если о потребности на стадии увлечений можно еще говорить как о внутреннем импульсе, который отражает внутреннее органическое состояние и сначала сознательно не связанных с объектом, то интерес является интересом к тому или иному объекту, к чему-либо или к кому-либо. Совсем беспредметных интересов не бывает.

Интерес имеет сложную психологическую структуру, чем и обусловлена сила его влияния на развитие личности. Он не представляет собой отдельного конкретного психического явления, как, например, мышление, восприятие, память. Интерес является определенной формой связи между потребностями личности и объектами, которые удовлетворяют. В сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Это и является основой сильного возбуждающего влияния интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания и т.д.).

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональности. В любом интересе в какой-то мере представлены эти два момента, но соотношение между ними на разных уровнях осознанности может быть разным. Если общий уровень осознанности данного интереса не достаточно высок, тогда преимущество может иметь эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознания на вопрос о том, почему это интересует, ответ может быть только один: интересует потому, что интересует, нравится потому, что нравится2.

Чем выше уровень сознания, тем большую роль в интересе имеет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, каково бы ни было сильное осознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При ее отсутствии будет осознание значимости, обязанности, но не будет интереса.

Как видим, интерес неразрывно связан с познавательной деятельностью человека и, особенно, с ее мышлением. Объектом ее интереса становится то, что в какой-то мере опознаны ей и вместе с тем несет в себе целый ряд неопознанных сторон. Чем больше какой-то объект дает материала для мыслительной деятельности, тем больше он может вызвать к себе интерес. Однако интерес не может считаться чисто познавательный свойством личности. Как уже отмечалось в нем отчетливо выступают эмоциональные моменты. Актуально, интерес переживается человеком как состояние, пронизан положительными эмоциями. Эта особенность интереса приводила некоторых психологов к толкованию его как одного из чувств, чаще всего интеллектуальных или как особой «склонности чувства». Так, А. Ковалев утверждал, что главным признаком интереса может быть только устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту. Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность. Если не получают удовлетворения потребности, жить трудно, но когда нет интересов, жить скучно. Все это свидетельствует о том, что с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.

Поскольку психологическая природа интереса имеет активный, деятельный характер, некоторые из ученых видел в интересе лишь волевой феномен, то есть считал волевые процессы основой интереса, существенной его особенностью. С таким утверждением нельзя согласиться. Уже тот факт, что интересы могут быть противоположно разными по своей силе, действенностью, свидетельствует о том, что волевой элемент не является составляющим интереса. Ведь когда мы говорим, что кроме интересов действующих, глубоко влияют на жизнь и деятельность человека, побуждая ее к систематическим и целенаправленным действиям в определенном направлении, есть интересы пассивные, то этим уже логически исключаем волевой элемент из интереса. Итак, можно считать, что интересы стимулируют нашу волю, является одним из условий внимания человека к тем или иным объектам. Кроме того, являясь выражением общей направленности личности, интерес, вместе с тем активизирует психические процессы - восприятие, память, мышление. Направляя их в определенное русло, интерес, вместе с тем активизирует деятельность человека. Когда человек работает с интересом она, как известно, работает легче и продуктивнее.

Как отмечалось выше, интерес порождается в деятельности. Тем самым интерес порождает наклон или переходит в нее. Мы понимаем интерес как выборочную направленность на предмет, которая возбуждает нас заниматься им, и наклон как направленность на соответствующую деятельность. Это не тождественные понятия, однако, между ними существует связь. Так, например, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера. Таким образом, в середине единства возможно и противоречия между интересом и наклоном.

Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и переходят друг в друга, интерес и наклон тоже взаимосвязаны и поэтому трудно установить между ними границу.

Интересы людей очень разнообразны по своему содержанию и особенностям воздействия. Содержание интересов чаще всего определяет их общественную ценность. У одного человека интересы могут быть направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого - на коллекционирование марок, на моду. Как видим, данные интересы разделяют на учебные, читательские, трудовые, профессиональные, эстетические, научные, общественные и др..

Интересы дифференцируют также по продолжительности и глубине. По продолжительности их разделяют на долговременные, есть такие, которые действуют у человека долгое время, иногда в течение всей жизни, и более или менее кратковременные, такие, что появившись, скоро проходят, уступая место другим интересам. Они различаются и по глубине. Глубокие интересы тесно связаны со всей жизнью личности, ее потребностями, стремлениями, ее деятельностью. Они пронизывают всю психическую жизнь человека и играют в нем важную роль3.

В интересе к тому или иному объекту различают непосредственный и опосредованный интерес. О наличии непосредственного интереса говорят в том случае, когда ученик интересуется самим обучением и им движет стремление к знаниям. Опосредованный интерес направлен не в знание как таковое, а на что-то с ним связанное, например, на преимущество, которое может дать когда-то образование. В данном случае имеет место личностная выгода. Однако, с одной стороны, любой непосредственный интерес обычно опосредован осознанием важности, значимости, ценности данного предмета, с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от собственной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но является важным, общественно- значимым. Однако, если действительно осознать значимость дела, то оно обязательно станет интересным. Таким образом, косвенный интерес переходит в непосредственный.

Интересы характеризуются своим распределением. В одних интерес может быть полностью сосредоточен на каком-нибудь предмете, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. У других есть два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Это может привести к тому, что человек не сможет полностью отдаться какой-то деятельности или каком-то направлению. Однако возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области и при этом настолько связаны с существенными сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является наиболее благополучной для всестороннего развития личности.

В. Крутецкий и С. Рубинштейн разделяют интересы по силе на активные и пассивные. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой направленности личности, в результате чего человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он возникает независимо от его стараний. Это пассивный интерес. В противном случае интерес может быть настолько сильным, что человек активно ищет его удовлетворения. В этом случае интерес становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Однако разграничение пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.

Сила интереса очень часто сочетается с его устойчивостью. В очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он является доминирующим, является интенсивным, активным, но он действует недолго: один интерес быстро сменяется другим. Устойчивость интереса проявляется в продолжительности, в течение которого он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса.

Несмотря на то, что все психические свойства и процессы взаимодействуют между собой, поскольку принадлежат одной и той же личности, между влиянием интереса и влиянием любого другого психического процесса имеются значительные различия, а именно:

Интерес влияет на все без исключения психические процессы, а влияние каждого из них часто бывает весьма ограниченным, то есть касается преимущественно одного объекта.

Влияние интереса на психические процессы всегда положительный, то есть он стимулирует и активизирует, в то время как влияние других психических процессов может тормозить их.

Основным признаком интереса является то, что он влияет на другие процессы, имея свойство направлять деятельность человека в определенном направлении. Эти процессы влияют друг на друга и на интерес, поскольку они принадлежат одной и той же личности, поэтому замена одного из них, как правило, не сказывается на других.

В общей направленности личности интерес является ее интеллектуальной и эмоциональной реакцией на явления действительности, способствует духовному обогащению человека, здоровой интеллектуализации любой деятельности.

Интерес, т.е. направленность внимания, помыслов, может вызвать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой человеческих эмоций. Наши мысли легко сосредоточиваются на деятельности, которая нам дорога, на человеке, которого мы любим.

Интерес является относительно постоянной, устойчивой и важной чертой личности, тесно связанной с его мировоззрением. Он характеризует часто жизненное самоопределение человека. Этим интерес отличается от временной заинтересованности, которая может иметь ситуационный характер и не проявлять устойчивого избирательного отношения человека к тем или иным объектам отраслей деятельности.

1.2 Познавательный интерес, его роль в формировании личности ребенка
Интерес всегда имеет определенную предметную направленность, интересы человека разнообразны, как и разнообразен окружающий мир. Однако, с разнообразием предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что значимое, важное, ценное для самой личности, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием.

По предметной направленности интересов и органически связанными с ними сферами деятельности различают интересы художественные, психические, познавательные и т.д. В свою очередь, внутри каждой из указанных областей может быть более тонкая дифференциация интересов к особым видам спорта, искусства, литературы.

Особой и важной областью феномена «интерес» является познавательный интерес. Познавательный интерес касается различных областей познавательной деятельности. Он может быть широким, размытым, сосредоточенным на получении информации вообще, на познание нового о различных сторонах предметного мира и углубление в определенную область познания, в ее теоретические основы, в ее существенные связи и закономерности.

В психологии познавательный интерес рассматривается как особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражается в той или иной предметной области знаний. В эту область человек пытается проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.

В то же время познавательный интерес - это глубоко личностное образование, которое не сводится к отдельным свойствам и проявлениям.

Его психологическую природу составляет нераздельный комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).

С приходом ребенка в школу, объектом его познавательных интересов является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.

Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включаются не только полученные знания, но и процесс овладения этими знаниями.

В психологии различают понятия интереса как направленности на предмет и понятие наклона как направленности на деятельность. Применяя к познавательному интересу такие разногласия, следует иметь в виду, что любой интерес в его развитом виде, а особенно познавательный, не созерцательный, а продуктивный, т.е. связан не только с предметом, но и с деятельностью.

Действительно, можно под воздействием эстетического, художественного интереса часто посещать театр, быть активным зрителем, но не иметь наклонности играть на сцене. Интерес и наклонность в этой области у большинства людей не совпадает, только часть из них становятся актерами. Однако и интерес к театру ведет за собой определенную деятельность - деятельность зрителя, интерес к книгам влечет деятельность читателя, которая обогащает личность.

Познавательный интерес может приобрести характер наклона, если человек усиленно и систематически занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другому, если, наконец, она связывает с ним жизненные планы. Однако в реальных условиях школьного обучения далеко не каждый к этому стремится и вовсе не обязательно добиваться того, чтобы каждый школьник имел наклонность заниматься только определенной областью знаний. Эта линия скорее всего связана с теоретическими, а затем и профессиональными интересами.

Познавательный интерес не всегда и не обязательно развивается в наклонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, соответствующий эмоциональный подъем. Познавательный интерес выступает как важный мотив активности человека, его познавательной деятельности.

Элемент познавательной активности имеет место в любом интересе, потому что интересуясь предметом или явлением человек, конечно, хочет поближе его узнать, ознакомиться с ним.

В. Мясищев, например, определял интерес как активное познавательное отношение, потому что при всяком интересе мы стремимся, говорит он, быть в центре накапливающей информации. Этой же позиции придерживаются В. Иванов, А. Архипов.

Однако данный взгляд на интерес не разделяет А. Ковалев. По его мнению, психологи, придерживающиеся такой позиции, в действительности сужают понятие интереса и сводят его к познавательному интересу, хотя фактически они не отрицают и других интересов, которыми живет личность. Очевидно, что интерес как свойство направленности личности - сложное и динамичное явление, связанное с другими свойствами направленности и опосредованно ними.

Г. Щукина считает, что данное суждение является правомерным в том отношении, что оно направлено на выделение познавательного интереса как особой области интересов человека. Суть познавательного интереса заключается в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением постоянного глубокого и содержательного их изучения.

В зарубежной литературе термин «познавательный интерес» не фигурирует, однако некоторые источники дают нам термин «интеллектуальный интерес», хотя этот термин не включает всего того, что входит в понятие «познавательный интерес». Во-первых, потому что данный термин можно принять как выражение определенного взгляда на интерес, но с позиции чисто интеллектуальной концепции. Во-вторых, познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, соединенных с актом познания.

Возникновение познавательного интереса часто связывают с появлением у детей раннего возраста таких вопросов, как «Откуда?», «Почему», «Что такое?». Конечно, данные вопросы маленького ребенка выступают как проявление любознательности, однако это лишь предпосылка познавательного интереса.

Своеобразие же познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, знаний о них, научных областей. Это отношение проявляется в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в области, которая интересует, в активном и деятельном накоплении для этого способов, в настоятельном преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.

Исследовательница этой проблемы Г. Щукина выделяет следующие существенные признаки познавательного интереса:

а) интеллектуальную направленность поиска нового в объекте, стремление ознакомиться с предметом поближе, узнать его глубоко и всесторонне.

Однако интерес представляет не только интеллектуальное движение - он является стимулятором действий, направленных на поиск эффективных способов познавательного, а порой и практического задания. В интеллектуальной деятельности, которая проходит под влиянием познавательного интереса, проявляется активный поиск, догадка, исследовательский подход. Поэтому познавательный интерес активно способствует развитию таких ценных качеств личности как целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели;

б) осознанное отношение человека к предмету своего интереса и к познанию этого предмета;

в) эмоциональную окрашенность: интерес всегда связан с желанием что-то узнать, радостью поиска, горечью неудачи и торжеством открытий. В познавательном интересе проявляются эмоции удивления, чувство интеллектуальной радости и успеха;

г) выражение в волевом действии: интерес направляет усилия человека на открытие новых сторон и признаков предмета4.

На важное значение волевых усилий указывали К. Ушинский, Б. Ананьев. В педагогической практике они нередко принимались за антипод интереса.

В действительности же познавательный акт, осуществляемый под влиянием познавательного интереса от начального этапа до завершения необходимым результатом, представляет собой своеобразное движение, сопровождающееся волевой направленностью, преодолением малых и больших трудностей. Наиболее характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, постановка задач на пути познания.

Итак, мы видим, что познавательный интерес представляет собой сплав важных для развития личности психических процессов и данные стороны познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое.

Обобщая вышесказанное, можем сделать вывод, что познавательный интерес выступает как выбранная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубляться в сущность познаваемого, а не быть на поверхности явлений.

Поскольку познавательный интерес - важный вид интереса, он, конечно, несет в себе все функции интереса как психического образования: его избирательность, единство объективного и субъективного, наличие в нем органического сплава интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов.

К проблеме познавательного интереса разные психологи подходят по разному. Однако все они сходятся во мнении о роли познавательного интереса в учебно-воспитательной деятельности. Именно он выступает в качестве очень значительного мотива - внутреннего возбудителя деятельности учащихся, и в этой роли его невозможно переоценить. Как мотив учения познавательный интерес в отечественной психолого-педагогической науке охарактеризован достаточно широко.

Разработка этой проблемы осуществлялась Л. Божович, Л. Славиной, Г. Щукиной. Их исследования свидетельствуют, что познавательный интерес - один из значительных мотивов учения, в общей структуре мотивации познавательной деятельности. Он прежде всего осознается учеником, который не задумываясь может указать как симптом формирования элементов мышления, особенно понимание функциональных и причинно-следственных зависимостей. Так, например, их рассматривает Ж. Пиаже, так их трактовал Л. Выготский, П. Блонський и другие отечественные ученые.

Вместе с тем, не менее значимыми симптомами познавательного интереса, как это следует из трактовки Б. Ананьева, является интонационная выразительность речи (удивление, стремление узнать что-нибудь, радость познания). Эти словесно-логические компоненты сопровождаются целой системой действий, эмоций и выразительных движений (прислушивание, широко открытые глаза, улыбка).

В исследованиях Н. Беляевой за основной показатель интереса к учебе была принята активность учащихся (количество заданных вопросов, реплик и других действий, имеющих целенаправленный познавательный характер), а также их отвлечение (количество любых действий, не связанных с обучением).

Все эти внешние проявления чувственных и чувственно-мыслительных процессов ясно выступают перед учителем тогда, когда ученики увлечены процессом учения.

Интересы младших школьников отмечаются такими характерными особенностями:



  • подражательностью (случайностью возникновения);

  • непостоянством (интересные только внешние факторы, особенно яркие, необычные, углубляться в суть - некрасиво);

  • близостью собственного жизненного опыта;

  • разбросанностью (ученик интересуется многими совершенно разными отраслями знаний, без всякой их связи, дети ставят множество вопросов, далеко выходя за пределы учебного материала);

  • направленностью на ближайший результат.

Исследования Г. Щукиной, Н. Морозовой, П. Размыслова и др. показали, что познавательные интересы у школьников возникают и закрепляются при следующих условиях:

  1. Правильное соотношение нового и уже известного является существенным условием возникновения познавательного интереса у детей. Так, например, чтобы вызвать у детей интерес к чтению книг, дети должны уже иметь определенные представления о книге. То, что совсем неизвестно детям, не может вызвать у них вопросительно-поискового отношения.

  2. Возможность использовать свою инициативу, свою творческую активность.

  3. Интерес к учебному предмету растет тогда, когда дети видят, что учитель-человек, увлеченный своей работой и обладает мастерством передачи знаний детям, умеет интересно, полно и ярко излагать учебный материал, использует различные методы, средства, приемы работы, способы поощрения учащихся к учебной деятельности, создает проблемные ситуации на уроке, в результате которых возникает определенная противоречивость между знаниями учащихся и явлением, которое не сразу - полностью или частично осознается ими, использует кроссворды, загадки, пословицы, вызывающие у учащихся положительные эмоции5.

Организация учебной деятельности, где преобладает труд высокого творческого уровня, является одним из основных условий формирования устойчивого познавательного интереса, потому что именно в процессе такой работы младший школьник имеет возможность полно проявить самостоятельность и инициативу.

Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних воздействий во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и навыков, хотя и это крайне необходимо. Все это сегодня, как никогда, должно быть нацелено на создание такой внутренней среды школьника, которая бы обеспечивала ему, самостоятельно осуществляющий встречный процесс к деятельности учителя и тем самым увеличивала бы эффект развития и воспитания.



Каталог: file
file -> Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
file -> Краткая биография Пушкина
file -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
file -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
file -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
file -> Обзор электронных образовательных ресурсов
file -> -
  1   2   3   4

  • Введение
  • Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания читательских интересов