Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Психология и педагогика




страница1/8
Дата01.07.2017
Размер1.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
ГЛОССАРИЙ ПО КУРСУ "ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА"

  1. Абиотическая среда - неживое физическое и химическое окружение живых организмов. Эту среду составляют природные условия, происхождение которых непосредственно не связано с жизнедеятельностью живущих в ней организмов.

  2. Абсолютная монархия (абсолютизм), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

  3. Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. Основные типы абстракции: изолирующая (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности); обобщающая (дающая обобщенную картину явления); идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие абстрактного противопоставляется конкретному.

  4. Аверроизм - направление в западноевропейской философии XIII-XVI вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ с отрицанием бессмертия этих душ. Возникло в Парижском университете. Главный представитель - Сигер Брабантский (ок. 1235 - ок. 1282) творчество которого было осуждено католической церковью (1270 и 1277).

  5. Австрийская психологическая школа - направление психологических исследований, развивавшееся группой психологов (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. ХХ в. в основном в Грацком университете под руководством А. Мейнонга. В центре внимания стояла теоретико-экспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Х. Эренфельса, который ввел термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающемся оптико-геометрических иллюзий, нарушений восприятия при патологии. При этом "гештальт-качество" признавалось еще одним элементом восприятия, который добавлялся к другим ощущениям.

  6. Авторитаризм - (от лат. auctoritas - власть), система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой.

  7. Агностицизм - (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений, но не сущностей. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.

  8. Аккомодация - процесс приспособления ткани к постепенно нарастающей силе раздражителя.

  9. Акмеология - изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня профессиональной самореализации.

  10. Аксиома - (греч. axioma), положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории. На такого рода общих положениях строятся все дальнейшие выводы и заключения науки, и обойтись без них не может ни одна умозрительная наука. Существует ли вообще такая основная, безусловно общая всему человеческому знанию, А., на которой могут быть построены все выводы человеческого ума - это вопрос, разрешить который еще должна философия. С формальной стороны закон противоречий, идентичности, исключения третьего и подобные им логические основные положения, все это А., очевидные не только для развитого человеческого ума, но и для любого, способного сообразоваться с сущностью мысли. Критическая философия ограничивает понятие об А. так называемыми синтетическими положениями apriori, непосредственной, наглядной очевидности и утверждает, что существуют таковые только в математике; философские же А. считает лишь дискурсивными основными положениями, очевидность коих обусловливается характером нашего представления, как напр. положение: "каждое впечатление имеет определенную силу". Математики называют А. положения теоретически непосредственной истинности, как напр.: каждая величина равна самой себе.

  11. Альтруистический - (франц. altruisme - от лат. alter - другой), бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину "эгоизм".

  12. Амбивалентность - (от лат. ambo - оба и valentia - сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен Э. Блейлером.

  13. Анамнестический метод - (от греч. anamnesis - воспоминание), метод, с помощью которого получают совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и др., собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики.

  14. Анархизм - (от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в XIX в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905 г. и особенно в годы Гражданской войны.

  15. Анимизм - (от лат. anima, animus - душа, дух), 1) вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии; 2) форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.

  16. Антиклерикал - человек, стремящийся уменьшить значение религии и церкви в обществе, уменьшить ее роль в политической и культурной жизни.

  17. Античность - (от лат. antiquus - древний), в широком смысле слова термин, равнозначный русскому "древность", в узком и более употребительном значении - греко-римская древность (история и культура Др. Греции и Др. Рима).

  18. Антропоморфизм - (от греч. anthropos - человек и morphe - форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ; также представление божества в образе человека.

  19. Антропоцентризм - философское воззрение, в соответствии с которым человек рассматривается как центральное звено мироздания.

  20. Апперцептивная связь - (от лат. ad - к и perceptio - восприятие), ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т.п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант, наряду с этой "эмпирической апперцепцией", вводит понятие "трансцендентальной" апперцепции изначального неизменного "единства сознания" как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психологии апперцепции - восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.

  21. Апперцепция - (от лат. ad - к и perceptio - восприятие), зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

  22. Апраксия - нарушение сложного произвольного действия при очаговом поражении коры головного мозга.

  23. Априоризм - (от лат. a priori - предшествующий), познание до опыта - априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время (см. Созерцания формы); однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания. В XX в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т.н. функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения - это исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности. (См. Категориальный анализ).

  24. Априорный - знание, предшествующее опыту и независимое от него, независимое от опыта, предопределённый.

  25. Аскетизм - (от греч. asketes упражняющийся в чем-либо), присущие практике некоторых философских школ (напр., киников), религий (монашество и т.п.), социальных движений отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.д. Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).

  26. Ассоцианизм - одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой - Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому: 1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов - ощущений, простейших чувствований; 2) элементы - первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) - вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте. А. был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т.д.).

  27. Ассоциативная психология - одно из основных направлений в психологии XVII-XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни - ассоциации, а единица анализа психики - ассоциация. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в XVIII в. различная трактовка ассоциативной психологии была дана Д. Гартли, Дж. Беркли и Д. Юмом. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.
    1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
    2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
    3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

  28. Ассоциативный - см. Ассоциация.

  29. Ассоциативный взгляд - см. Ассоциация.

  30. Ассоциативный механизм - способы и типы образования ассоциаций (см. ассоциация).

  31. Ассоциация - (от лат. associatio - соединение), связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное - пурпурное), по контрасту (большое - маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно-следственные (сильный ветер - озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

  32. Аускультация - выслушивание звуков, возникающих во внутренних органах.

  33. Аутоэротизм - направленность полового влечения на самого себя (нарциссизм).

  34. Афазия - полная или частичная утрата пользования словами для выражения мыслей.

  35. Афизиологический ассоцианизм - один из вариантов ассоцианизма, отъединивший ассоциацию от ее телесного субстрата и представивший ее в виде имманентного принципа сознания. Представлен в работах ряда психологов и философов (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль): 1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов - ощущений, простейших чувствований; 2) элементы - первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) - вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

  36. Аффект - (от лат. affectus - душевное волнение, страсть), относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (ярость, ужас, отчаяние и др.), которое возникает, как правило, в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которое сопряжено с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.

  37. Афферентный нерв - нервы, иногда называемые центростремительными, обеспечивающие проведение нервного импульса (иннервацию) от органов и тканей к центральной нервной системе.

  38. Базальная тревожность - основное понятие теории личности К. Хорни, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

  39. Безусловный рефлекс относительно постоянные и врожденные, эволюционно выработанные и наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы (напр., мигание, сосание у новорожденных), которые всегда реализуются при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов. У человека рефлекторные центры безусловных рефлексов находятся на уровне спинного мозга, в стволе головного мозга, в нервных узлах. В соответствии с характером раздражителя и биологическим смыслом ответной реакции безусловные рефлексы подразделяются на пищевые, половые, оборонительные, ориентировочные и т.д. Термин введен И. П. Павловым.

  40. Библиопсихология - (от греч. biblion - книга и psyche - душа logos - учение), отрасль психологии, изучающая психологические проблемы восприятия текстов на основе библиопсихологической теории - теории восприятия художественного текста с учетом личностного аспекта участников процесса: автор - текст - читатель. Текст при этом рассматривается как стимул для проекции у воспринимающих его читателей психических феноменов и явлений. Читатель интерпретируется не только по признакам интересов, обусловленных спецификой среды принадлежности (класс, сословие, профессия и пр.), но и на основании особенностей переживаний. На их основе предлагается построение психологической типологии читателей. Основоположник - Н.А. Рубакин (1862-1946).

  41. Библия - (от греч. biblia, букв. - книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая той и другой религиями часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый Завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому "завет" (мистический договор, или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами. Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета (арабский Таурат Тора) ни Нового Завета (арабский Инджиль Евангелие), в принципе признает их святость, и персонажи обеих частей Библии (напр. Ибрахим, т.е. Авраам, Йусуф, т.е. Иосиф, Иса, т.е. Иисус) играют важную роль в исламе начиная с Корана.
    Ветхий Завет состоит из памятников древневрейской литературы XII-II вв. до н.э., написанных на древнееврейском и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла:
    1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею.
    2) Пророки несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам VIII-V вв. до н.э. Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 "малым пророкам", а также книга Даниила, датируемая II в. до н.э.
    3) Писания, или Агиографы - собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборник афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.).
    Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы 2-й пол. I в. и нач. II в. н.э., написанных в основном на греческом языке (четыре Евангелия, т.е. "благовестия", о жизни и учении Христа, Деяния апостолов, 21 послание апостолов Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота!) и Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис).

  42. Билатеральная регуляция - горизонтальный уровень регуляции мозговой деятельности, обеспечиваемый взаимосвязями между различными видами коры головного мозга.

  43. Бинокулярное зрение - (от лат. bini - два и oculus - глаз), построение картины мира, приобретающей стереоскопический признак, с помощью двух глаз. Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в образ, лишенный глубины, достигается лишь тогда, когда они попадают на так называемые корреспондирующие, или соответствующие, точки сетчаток. Если же изображение предмета падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток двух глаз, то это вызывает или стереоэффект, или двоение изображений, в зависимости от степени диспарантности, или бинокулярного параллакса.

  44. Бинокулярный параллакс - построение объемного зрительного образа на основе различий проекций трехмерного пространства на сетчатку левого и правого глаза.

  45. Биогенетическая концепция - Биогенетический закон - теоретическая модель, предложенная Ф. Мюллером и Э. Геккелем, согласно которой в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение ("рекапитуляция") признаков, свойственных их биологическим предкам. Онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенез. Эта модель была распространена на развитие психики человека, в соответствии с чем психическое развитие индивида в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и обучение ребенка.

  46. Биологизаторская позиция - преувеличение роли и значения биологических, врожденных, природно-обусловленных факторов в формировании и развитии психики.

  47. Биологизаторские тенденции - см. Биологизаторская позиция.

  48. Биологическая адаптация - (от лат. аdaptatio - приспособление), процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды в процессе эволюции, включающий комплекс морфофизиологических и поведенческих особенностей особи, популяции или вида, обеспечивающий: 1) успех в конкуренции с другими видами, популяциями и особями; 2) устойчивость к воздействиям факторов абиотической среды. Способность к адаптации имеет определенные пределы, характерные для каждого вида. В составе адаптации различают две группы приспособлений: аккомодацию и адаптивную радиацию.
    У человека - приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.). Для него характерно то, что его биологическая адаптация может осуществляться с помощью различных вспомогательных средств (жилище, одежда), кроме того ему доступна произвольная психическая регуляция ряда биологических процессов и состояний.

  49. Биологический монизм - концепция, согласно которой между живой и неживой природой нет существенного различия (иногда обозначается как концепция натуралистического монизма).

  50. Биомеханика - раздел биофизики, исследующий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления.

  51. Биосоциальный - имеющий двойную природу детерминации: от природной и от социальной среды, обусловленный врожденными и приобретенными факторами.

  52. Бихевиоризм - (от англ. behaviour - поведение), психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста". В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции") и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Австрийская психологическая школа
  • Авторитаризм
  • Аккомодация
  • Антиклерикал
  • Антропоцентризм
  • Апперцепция
  • Априорный
  • Ассоциативная психология
  • Ассоциативный
  • Аускультация
  • Афазия
  • Биогенетическая концепция
  • Биологизаторская позиция
  • Биологизаторские тенденции
  • Биомеханика