Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Психологическое благополучие в пожилом и старческом возрасте. 19. 00. 13 психология развития, акмеология




Скачать 400.93 Kb.
страница1/3
Дата06.04.2017
Размер400.93 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Дубовик Юлия Борисовна


Психологическое благополучие в пожилом и старческом возрасте.

19.00.13 – психология развития, акмеология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва 2012
Работа выполнена на кафедре дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С. Выготского федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)


Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор МАРЮТИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА


Официальные оппоненты:

КРАСНОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

д-р психол. наук, проф., ФГНУ «Психологический институт» РАО, ведущий научный сотрудник  





ШЕВЕЛЕНКОВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА

канд. психол. наук, доцент, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ,

доцент кафедры нейро- и патопсихологии




Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО  "Московский педагогический государственный университет".


Защита состоится 27 декабря 2012 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.198.10, созданного на базе РГГУ, по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6, корп. 7, ауд № 396
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6, корп. 6.
Автореферат разослан 24 ноября 2012 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Жиляев А. Г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. По официальным данным в 2011г. в РФ насчитывалось 32,9 миллиона пенсионеров, из них почти 12 миллионов работающих. В широкой печати можно найти немало объективных комментариев, касающихся социально-экономического статуса пожилых, ограничения их адаптивных возможностей, скудости средств, одиночества и других негативных сторон существования. Стареющий человек предстаёт как существо пассивное, зависимое, вынужденное приспосабливаться к тяжелым условиям жизни. При этом, несмотря на значимость, практически не обсуждается проблема возможных ресурсов адаптации, и не встает проблема психологического благополучия пожилых людей, которой посвящено данное исследование.

В геронтологии на протяжении ХХ века по мере накопления данных о негативных изменениях организма и психики при старении отмечалось стремление выявить позитивные аспекты этого процесса (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, И.А.Аршавский, А.А. Бодалев, М.В.Ермолаева, О.В.Краснова, А.Г.Лидерс, Т.Д.Марцинковская, Н.Ф. Шахматов, Я.Стюарт-Гамильтон, В.В.Фролькис и др.) К концу века выделилась тенденция отношения к старости как к продуктивному этапу онтогенеза. В качестве понятий, описывающих позитивные аспекты функционирования личности как нормативные закономерности позднего возраста, стали использоваться: «акме» (А.А. Бодалев, А.А.Деркач), «эго-интеграция» (Э.Эриксон), «мудрость» (Л.И. Анцыферова, P.Baltes), «счастливая старость» (Н.Ф.Шахматов), «психологический витаукт» (Н.К.Корсакова, О. Н. Молчанова), в зарубежной психологии большую популярность приобрело понятие «успешного старения» (J.D. Rowe, R.L. Kahn и др.) По данным ScienceDirect, начиная с 80-х годов ХХ века к середине 2012г. было опубликовано свыше 80000 исследований, посвященных этой проблеме. Фактически в эти годы произошла смена парадигмы: переход от изучения возрастных ухудшений к исследованиям позитивного потенциала старости.

Продвижению этой парадигмы также способствовало появление позитивной психологии и эвдемонического подхода (М.Е.R. Seligman, C.R Snyder, R.M. Ryan, E.L. Deci, C.D. Ryff, А.С. Waterman и др.), которые на первый план выдвигают исследования положительных аспектов психического функционирования - счастья, оптимизма, солидарности и других ценностей гуманистической ориентации. Цели этих исследований - максимально использовать способности и возможности человека, чтобы сделать опыт его жизни более удовлетворительным.

В этом русле важное место занимает понятие «психологического благополучия» (C.D. Ryff, 1995), определяемое как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, как степень реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью.



В последние годы в зарубежной психологии появился ряд исследований, посвященных проблемам психологического благополучия при старении (Netz et al., 2005; Wink, Dillon, 2008; Sheung-Tak Cheng et al., 2009; Gerstorf et al., 2010; Pethtel, Chen, 2010). В этих работах описаны изменения в переживании психологического благополучия с возрастом, зависимость от социальных факторов, связь с личностными характеристиками и образом жизни, выявлены кросс-культурные различия изучаемого феномена. Аналогичных исследований лиц пожилого и старческого возраста в России ранее не проводилось.

Цель исследования – анализ особенностей психологического благополучия (далее ПБ) в пожилом и старческом возрасте и факторов, являющихся условиями его достижения.

Объект исследования – структура и уровень ПБ в пожилом и старческом возрасте.

Предмет исследования – внешние факторы и внутренние условия ПБ в пожилом и старческом возрасте.

Общая гипотеза исследования: ПБ – это системное динамичное образование открытого типа, которое может меняться в процессе жизни в связи с рядом внешних и внутренних факторов и условий.

Частные гипотезы исследования:

  1. В пожилом и старческом возрасте по сравнению с более молодыми возрастными группами уровень ПБ должен снижаться, а структура приобретать ряд специфических особенностей, характерных для поздних этапов развития личности. При этом должны существовать различия в уровне и структуре ПБ между пожилым и старческим возрастом.

  2. ПБ при старении находится в непосредственной зависимости от влияния социальных факторов: профессиональной занятости, образования, семейного положения, форм рекреационного поведения.

  3. ПБ в пожилом и старческом возрасте зависит от параметров социальной сети, в которую включен респондент. Чем шире сеть и разнообразнее состав участников, тем выше уровень ПБ ее обладателя.

  4. Воздействие внешних факторов на ПБ стареющего человека опосредуется внутренними условиями: индивидными свойствами и особенностями личности. При переходе от пожилого к старческому возрасту роль индивидных свойств будет увеличиваться.

  5. Внутренними регуляторами ПБ в пожилом и старческом возрасте являются особенности самосознания, мотивации и эмоциональной сферы личности.

  6. Уровень ПБ – индивидуально-специфическая характеристика, которую можно прогнозировать по показателям установленных социальных влияний и особенностям личности, опосредующих их действие.

Для достижения цели и проверки гипотез были поставлены следующие задачи исследования.

Теоретические задачи:

  • проанализировать позитивные аспекты возрастных изменений личности при старении;

  • проанализировать модели и данные о ПБ с учетом возможных возрастных и индивидуальных различий в его величине и структуре.

Эмпирические задачи:

  • подобрать измерительные процедуры для диагностики ПБ в пожилом и старческом возрасте;

  • изучить особенности структуры и уровня ПБ у людей пожилого и старческого возраста по сравнению с более молодыми лицами;

  • выделить социальные факторы, способствующие высокому уровню ПБ лиц пожилого и старческого возраста;

  • установить параметры социальной сети, способствующие более высокому уровню ПБ;

  • проанализировать значение личностных характеристик в переживании ПБ по показателям локуса контроля, особенностям мотивации и эмоционального интеллекта;

  • проанализировать значение свойств темперамента в переживании ПБ в пожилом и старческом возрасте;

  • установить предикторы ПБ при старении.

Теоретической и методологической основой исследования послужили: принцип социальной обусловленности психики (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), субъектно-деятельностный подход (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.); системный подход в исследовании структуры и детерминации сложных психических явлений и индивидуальности человека (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.С. Мерлин, И.В.Равич-Щербо); теории о сущности и характеристиках позитивного функционирования человека: гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс), позитивная психология (E. Diener, M. Seligman), экзистенциальная психология (В.Франкл, Ф. Ланге), теория психологического благополучия К. Рифф; представления о возрастных изменениях психики человека на протяжении всего жизненного пути (Б. Г. Ананьев, Т.Д. Марцинковская, В.И. Слободчиков, А.А. Кроник), всевозрастной подход П. Балтеса; теория временной перспективы Ж. Нюттена.

Методы исследования:

  1. методика К. Рифф для измерения психологического благополучия (авторы адаптации Т.Д. Шевеленкова, П. П.Фесенко);

  2. методика Я. Стреляу для диагностики свойств темперамент

  3. методика Ж. Нюттена для измерения временной перспективы и особенностей мотивации;

  4. методика Дж. Роттера «Диагностика уровня субъективного контроля» в адап­тации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда;

  5. методика Д.В.Люсина для оценки эмоционального интеллекта;

  6. методика О.Ю. Казьминой для исследования особенностей социальных сетей;

  7. методика К. Роджерса, Р. Даймонда для диагностики социально-психологической адаптации;

  8. методика А.Бека для диагностики уровня депрессии.

Полученные материалы подверглись количественному и качественному анализу. Статистический анализ проводился с использованием статистического пакета «SPSS 20». При обработке данных использовался анализ групповых различий с применением U-критерия Манна-Уитни, T-критерия Стьюдента, а так же корреляционной и регрессионный анализ.

Эмпирическая база исследования. Всего в исследование приняло участие 318 человек, из них 60 человек в возрасте с 18 до 55 лет. 148 человек вошло в группу пожилого возраста (от 55 до 74 лет, средний возраст составляет 63 года); 110 человек принадлежат группе старческого возраста (возрастной период с 75 лет до 92 лет, средний возраст 79 лет). Количество мужчин в каждой группе соответственно 25% и 27%.

Выборка комплектов­алась на основе собеседований в клубах ветеранов войны и труда и в группах, объединяющих пожилых в разных формах рекреационной активности. При комплектовании выборки каждый испытуемый проходил собеседование, включавшее заполнение биографических данных и самооценку по двум позициям: состояние здоровья и материальное обеспечение. В выборку не включались испытуемые, обнаружившие неудовлетворенность своим здоровьем и экономическим статусом.



Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием адекватных задачам исследовательских процедур, достаточным объемом эмпирического материала, применением статистических процедур обработки данных, соответствующих эмпирическому материалу.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

На русскоязычной выборке впервые была описана специфика психологического благополучия на поздних этапах онтогенеза, выделены позитивные тенденции по показателям личностного роста и целям жизни в пожилом возрасте и их угасание в старческом. Впервые структура психологического благополучия была исследована комплексно с точки зрения трех уровней анализа (социальный, личностный, индивидный). На этой основе были выделены предикторы психологического благополучия при старении.



Теоретическая значимость работы состоит в том, что его результаты расширяют и углубляют научные представления о возрастной специфике структуры психологического благополучия в период пожилого и старческого возраста; формируют теоретическую базу для дальнейших эмпирических исследований оптимизации психического функционирования в пожилом и старческом возрасте, описывают картину благополучного старения как нормативного явления и анализируют факторы его обуславливающие.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования материалов и выводов диссертации в оказании психологической помощи людям пожилого и старческого возраста, создания коррекционных программ с учетом особенностей людей позднего возраста. Результаты исследования могут быть использованы при формировании условий благополучного старения в различных социальных учреждениях и в семье. Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки и повышения квалификации психологов, в особенности в области геронтопсихологии. Результаты исследования используются в работе совета ветеранов Дмитровского района САО г. Москвы и в отделении международной культурно-просветительской организации Хама (Израиль).

Результаты проведенного исследования конкретизируются в основных положениях, выносимых на защиту.



  1. Для поздних периодов онтогенеза характерно снижение интегрального показателя ПБ по сравнению с предшествующими стадиями развития. Тем не менее, в структуре ПБ могут иметь место позитивные тенденции в изменении отдельных компонентов, которые отражают специфические для данного возраста особенности развития личности. Такие компоненты ПБ как «цели в жизни» и «личностный рост» в пожилом и старческом возрасте имеют оценки выше, чем в ранние периоды онтогенеза.

  2. Для пожилого и старческого возраста характерны идентичные оценки по уровню психологического благополучия и по основным его компонентам за исключением «личностного роста». Показатели «личностного роста» у лиц старческого возраста достоверно снижаются по сравнению с пожилым возрастом.

  3. К социальным фактором, дифференцирующим лиц по интегральному уровню ПБ в поздний период онтогенеза, относится фактор профессиональной занятости. Работающие пенсионеры не только отличаются высоким уровнем ПБ, но также для них характерен высокий уровень социальной адаптированности и низкий уровень депрессивности.

  4. Важным социальным организатором ПБ являются свойства социальных сетей, в которые интегрирован стареющий человек. С высоким уровнем ПБ связан объем социальных сетей, их разнообразие и доля дружеских связей в них.

  5. Воздействие внешних факторов на ПБ стареющего человека опосредуется внутренними условиями: индивидными свойствами (темперамент) и особенностями личности (уровень субъективного контроля, особенности мотивации, эмоциональный интеллект). ПБ выше у лиц с внутренним локусом контроля, дифференцированной мотивацией и высоким эмоциональным интеллектом.

  6. Свойства темперамента проявляют себя по-разному в связях с ПБ. Высокие показатели динамичности, выносливости и активности положительно связаны с ПБ, а высокая эмоциональность, напротив, отрицательно. При переходе от пожилого к старческому возрасту роль свойств темперамента как внутреннего условия ПБ увеличивается.

  7. Социальные факторы и личностные особенности, обнаружившие связь с ПБ, могут быть использованы как предикторы ПБ при старении.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедр дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, на конференции по психологии индивидуальности в «Высшей школе экономики», на научно-практической конференции «актуальные вопросы психологии и педагогики» По теме исследования опубликовано 6 работ, из них 2 в журналах, включенных в список ВАК.



Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержащего выводы, приложений. Список использованной литературы включает 211 источников, из них 88 на английском языке. Аналитический материал представлен 24 таблицами и 10 рисунками.



Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования, представлены теоретические основы и методы исследования, а также положения, выносимые на защиту, показана сфера апробации результатов исследования, их научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические подходы к истолкованию психологического благополучия» описываются способы определения ПБ как понятия с точки зрения различных методологических подходов (М. Аргайл, N. M. Bradburn, E. Diener, R. Lucas, C.N. Scollon, S. Oishi, C. Keyes, D. Shmotkin, C. Ryff, V. Huta, E. Deci, R. M. Ryan, B. Singer, A.S. Waterman). В качестве наиболее общей классификации подходов к определению ПБ используются гедонистический и эвдемонистический подходы. В рамках гедонистического подхода, разрабатываемого главным образом в когнитивной и поведенческой психологии, благополучие определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствия. Эвдемонистический подход основывается на идеях гуманистической психологии и рассматривает благополучие как развитие индивидуальности человека, полноту самореализации, возможность становиться субъектом собственной жизни

Один из вариантов практического применения гедонистического понимания ПБ демонстрируется в исследованиях N. M. Bradburn (N. M. Bradburn, 1969). Автор отождествляет ПБ с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворённостью жизнью. Центральным звеном его теории является модель структуры ПБ, которая представляет собой баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта – позитивного и негативного. E. Diener расширяет такое понимание ПБ, включая в него когнитивный и эмоциональный компоненты (W. Pavot, E. Diener. 1993).

Перспективной с точки зрения эмпирических исследований является теория ПБ К. Рифф. ПБ определено Рифф как базовый субъективный конструкт, отражающий восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека (C. D. Ryff, 1999). Для К. Рифф благополучие предполагает реализацию широкого диапазона психологических возможностей. В соответствии с теорией Рифф ПБ состоит из 6 компонентов: позитивные отношения с окружающими, автономия, личностный рост, цели в жизни, самопринятие, управление средой (компетентность). Подход К. Рифф базируется на идеях гуманистических психологов А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена. Структура ПБ, разработанная К. Рифф, исследуется в связи с различными переменными: с осмысленностью жизни (П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова, 2005), с наличием работы у женщин (М. В. Бучацкая, 2006), c экстремальными условиями жизни (О. С. Ширяева, 2008), с родительскими установками женщин (Л. В. Жуковская, 2011), с инвалидностью ребенка (Е. Ю. Щебанец, 2012).

В позитивной психологии (М. Аргайл, М. Селигман) возможным аналогом понятия ПБ является понятие «счастье». В рамках этого направления был установлен ряд факторов, связанных с обретением счастья: оптимизм, возраст, экстравертированность, социальные связи, физическая привлекательность, брак, материальное положение, наличие интересной работы, религия и духовность, свободное время, уровень образования, уровень безопасности в обществе, наличие детей, качество жилья, социальное положение, хороший сон и физические упражнения, субъективное и объективное здоровье (М. Аргайл, 2003).

Другой подход к пониманию ПБ предлагает теория самодетерминации Э. Диси и Р. Райана (E. L. Deci, R. M. Ryan). Одним из основных положений теории является представление о трёх базовых потребностях, лежащих в основе внутренней мотивации и обеспечивающих ПБ личности. Это потребность в автономии, в компетентности и в связанности с другими людьми. Важно подчеркнуть, что авторы этой теории Э. Диси и Р. Райан трактуют ПБ не просто как удовлетворенность жизнью, а как полноценное функционирование личности, формирующее положительные эмоциональные переживания и психическое здоровье.

Продолжение эти работы получили в теории содержания (T. Kasser, R.M. Ryan, 1995), утверждающей, что ПБ связано с предпочтением внутренних стремлений внешним. С других точек зрения на феномен ПБ смотрят теория эвдемонистического благополучия A.S. Wаterman (A. S. Waterman, 1993, 2008) и теория онтологического благополучия O.F. Simsek (O.F. Simsek, 2009). В качестве важных показателей ПБ они выделяют роль ценностей и отношения ко времени. Вместе с тем, существует и критика эвдемонистического подхода: например, Л.З. Левит делает вывод об элитарной направленности современных теорий, признающих эвдемонию основным средством достижения счастья и субъективного благополучия, и предлагает личностно-ориентированный подход к психологическому благополучию (Л. З. Левит, 2010, 2011).

ПБ – сложное понятие, вызывающее большой интерес исследователей. Оно рассматривается, исходя из разных теорий и концепций. Его оценивают как взаимодействие положительного и негативного аффекта и как набор стремлений к саморазвитию. Его достаточно сложно отграничить от понятий «счастье», «самоактуализация» или «удовлетворенность жизнью». Одно из наиболее подробных и тщательно разработанных определений этого понятия дала К. Рифф. Она определяет ПБ как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а также степень реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью. Теория К. Рифф обладает адекватным измерительным инструментом, что позволяет подробно анализировать составляющие ПБ.

Вторая глава теоретической части называется «Позитивные аспекты психических изменений при старении». В главе описаны существующие теоретические концепции, рассматривающие старость как часть жизненного пути, которая обладает потенциалом развития и является полноценной (М. Д. Александрова, Б. Г. Ананьев, А. И. Анциферова, И. С. Кон, К. К. Платонов и др.). Наиболее известной зарубежной концепцией развития, подробно описывающей поздний возраст, является психоаналитическая концепция Э. Эриксона. Это одна из концепций, определяющих старость как этап развития, а не как время деградации. Задачей этого периода развития является победа интегрированности над отчаянием, в результате чего развивается мудрость.

Одним из более поздних подходов, в котором проявилось стремление относиться к старости как ко времени возможностей, является подход П. Балтеса(P. Baltes). В этом подходе утверждаются продуктивные возможности старости, и указывается на широкие компенсаторные возможности возраста. П. Балтес описывает конкретные механизмы компенсации снижения когнитивных возможностей, формулируя модель отборной оптимизации с компенсацией, в которой адаптивное старение влечет за собой максимизацию положительного опыта при сужении сферы деятельности (P. Baltes, 1987).

В русскоязычной литературе адаптивные возможности старости представлены, в том числе, через понятия «витаукт» В. В. Фролькиса (В. В. Фролькис, 1970, 1975) и «психологический витаукт» О. Н. Молчановой (О. Н. Молчанова, 1999). В.В. Фролькис установил, что наряду с процессами старения существуют и процессы антистарения, или витаукта. Процессы витаукта – это механизмы саморегуляции, которые противостоят разрушительным тенденциям и направлены на стабилизацию жизнедеятельности организма и увеличение продолжительности его жизни. Под психологическим витауктом Молчанова понимает стабилизацию Я-концепции в пожилом и старческом возрасте.

В акмеологии старость рассматривается как период, в который возможно достижнение «акме» - вершины развития человека (А.А. Бодалев, А.А.Деркач). При этом особая роль отводится особенностям жизненного пути человека. Творческая деятельность и вовлеченность в профессиональную деятельность рассматриваются как факторы, препятствующие инволюции и сохраняющие те психические функции, которые являются существенными для профессиональной деятельности (П. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, М. Д. Александрова, А. И. Устинова).

Уникальной в своем роде является концепция «счастливой старости» Н. Ф. Шахматова (Н. Ф. Шахматов, 1996). Н.Ф. Шахматов проанализировал жизненную позицию пожилых людей, которые считали свое старение удачным, успешным, благоприятным и даже счастливым. Для нее характерна отчетливая ориентировка пожилых людей на настоящее. Важным ресурсом позднего возраста является мудрость. В работе приведен подробный анализ этого понятия в понимании П. Балтеса и Л. И. Анциферовой.

Существует множество типологий старения (Д. Левинсон, Д.Бромлей, К. Рощак). Большинство из них характеризуется дисбалансом относительно позитивного и негативного старения: в них представлен лишь один благополучный тип и три-четыре неблагополучных. Обобщая выделенные типы благополучного старения, можно выделить некоторые общие психологические условия благополучного развития в старости: конструктивная психологическая установка, включающая доверие к другим, оптимистическое отношение к будущему, относительно разносторонние интересы, направленные не только на себя, но и на других, психологическая независимость.

В зарубежной психологической литературе существует множество исследований ПБ в старости. В этих исследованиях был эмпирически установлен «парадокс благополучия» («well-being paradox»), определяемый как сохранение или даже рост субъективного уровня ПБ в позднем возрасте (M. M. Baltes, K. L. Siedlecki, E. M. Tucker-Drob, S. Oishi, Е. Diener, M. E. Suh, R. Lucas, P. Herschbach). Одним из вариантов объяснения парадокса благополучия является социоэмоциональная теория селективности Л. Л. Карстенсен (L. L. Carstensen., H. Fung, S. T. Charles, D. M. Isaacowitz, J. A. Mikels, 1991, 1992, 1999, 2003, 2005). Теория предполагает, что в старости происходят изменения в функционировании эмоциональной сферы, связанные с более тщательным распределением ресурсов, необходимых для общения.

В главе также описываются исследования мотивационной сферы и локуса контроля как фактора сохранности ПБ в позднем возрасте (J. C. Pruessner, 2005, S. Forstmeier and A. Maercker, 2008). Рассматриваются так же исследования, описывающие взаимосвязи ПБ с физической активностью (Y. Netz, 2005, N. Garatachea, 2009), чувством контроля над событиями собственной жизнью (T. D. Windsor, 2010), веры в добрый мир ( M. Poulin, R. C. Silver, 2008), описан феномен защиты от разочарований ( D. Kotter-Gruеhn, 2009, 2011).

Исходя из обилия факторов, связь с благополучным старением которых уже показана, и культурной специфичности данного понятия (O. Pethtel и Y. Chen, E. Diener, S. Oishi, R. Lucas, D. Gerstorf et al., S. Kitayama. et al.), можно говорить о том, что ПБ в старости является сложным многофакторным образованием. Для русскоязычной культуры, вероятнее всего, будут существовать свои особенности благополучного старения и специфический набор факторов, его формирующих.

Во второй главе «Эмпирическое исследование факторов переживания психологического благополучия» изложена схема организации экспериментальной работы, описаны методики и критерии оценки эмпирических данных, даны анализ и интерпретация полученных в исследовании результатов.

Решение задач экспериментального исследования обеспечивалось комплексом методических процедур, которые в совокупности представили 68 показателей. Анализ результатов исследования проводился с использованием разных способов структурирования данных.


  1   2   3

  • АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва 2012
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность работы.
  • проблема психологического благополучия пожилых людей, которой посвящено данное исследование.
  • Объект исследования
  • Общая гипотеза исследования
  • Частные гипотезы исследования
  • Для достижения цели и проверки гипотез были поставлены
  • Теоретической и методологической основой исследования
  • Эмпирическая база исследования
  • Надежность и достоверность результатов исследования
  • Научная новизна исследования
  • Теоретическая значимость работы
  • Практическая значимость результатов исследования
  • Апробация и внедрение результатов исследования.
  • Основное содержание работы Во введении
  • « Теоретические подходы к истолкованию психологического благополучия»
  • Позитивные аспекты психических изменений при старении».
  • «Эмпирическое исследование факторов переживания психологического благополучия»