Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Произведения выдающихся представителей литературы Кубани




Скачать 111.09 Kb.
Дата02.07.2017
Размер111.09 Kb.
ТипУрок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СРЕДНЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

СТ.БРЮХОВЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Произведения выдающихся представителей литературы Кубани.
Образ родной Кубани в произведениях кубанских поэтов.
Раздорская Ирина Владимировна


  1. класс

ст. Брюховецкая
Тема: Произведения выдающихся представителей литературы Кубани.

Образ родной Кубани в произведениях кубанских поэтов.

Цель: Познакомить с произведениями кубанских поэтов о нашей малой Родине;

расширить знания детей о творческой биографии поэтов К.А. Обойщикова, И.Ф. Вараввы;

воспитывать любовь к родной Кубани, ее природе и замечательным людям.

Оборудование : портреты поэтов К.А. Обойщикова, И.Ф. Вараввы;

выставка фотографий с изображениями живописных мест Кубани;

запись песни « Кубанские синие ночи», стихи С.Н. Хохлова, муз.

Г. Плотниченко;

образцы вышивки кубанских мастериц.
ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока.

1. На доске:

П К О У Э Б Т А Ы Н И

    • Расшифруйте запись, сделанную на доске, и вы узнаете, о ком пойдет речь на уроке кубановедения.

    • Совершенно верно, тема урока « Поэты Кубани»

    • Послушайте песню кубанского поэта Сергея Никонорыча Хохлова « Кубанские синие ночи», написанную в соавторстве с композитором Г. Плотниченко.

( Дети слушают запись)

    • О чем эта песня?

( О красоте кубанской земли, ее просторах )

2. Сообщение темы.

– Сегодня мы познакомимся с произведениями поэтов нашего края о Кубани.

( На доске вывешивается портрет К.А. Обойщикова)
Учитель сообщает детям биографические сведения о поэте.

2.1.Кронид Александрович Обойщиков родился в 1920 году в Ростовской области. Детские и школьные годы провел на берегах Дона и Кубани. Окончил Краснодарские военное авиационное училище. В годы Великой отечественной войны участвовал в боевых действиях. Награжден орденами и медалями. Для детей К. А. Обойщиков написал сборники « Как слоненок летать учился» 1978г., «Светофорик» 1981г., « Это можно, это нет» 1990 г.


  • Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Кубань – земля такая»

  • Послушайте и выберите из нашей фотовыставки те кадры . которые вы «увидели», слушая это стихотворение


Чтение учителем стихотворения.


Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнет-

И поле оживает,

И гром земной плывет,

И землю плуг срезает,

Как масло.

Круглый год

Здесь что-то убирают,

И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:

От края и до края…

Две Дании войдет

Омытая морями,

Укрытая в леса,

Пшеничными полями

Глядится в небеса.

И снежные вершины –

Как воина седины.

Кубань – земля такая:

В ней слава боевая

И слава трудовая

Цементом скреплены.

Цветет в Новороссийске

Священная земля,

И, словно, обелиски,

Застыли тополя.
Кубань – земля такая:

От хлеба золотая

Степная сторона.

Гостей она встречает,

И песни запевает,

И душу открывает,

Прозрачную до дна.

Казачка огневая,

Красива, молода,

Кубань – земля такая:

Однажды приласкает –

Полюбишь навсегда!



  • Давайте обратимся к выставке, найдите кадры, которые отражают картины, описанные в стихотворении.

Дети показывают фотографии с изображением пшеничного поля, горные вершины, Малой земли.

- Какими видятся поэту жители Кубани?

(Щедрыми, гостеприимными, любящими петь весёлые песни.)
-Как вы понимаете строчки:

«И душу открывает,

Прозрачную до дна».
(Это значит, что жители Кубани ничего не таят, у них открытое сердце, чистые мысли).
- С кем сравнивает К.А. Обойщиков Кубань?

(С красивой, молодой, казачкой.)


Работа с картой.

  1. Дети сравнивают территорию Краснодарского края с площадью Дании, и убеждаются, что действительно, площадь Кубани в несколько раз больше площади любого Европейского государства.




  1. - Сегодня мы познакомимся со стихотворением ещё одного известного поэта Кубани Ивана Фёдоровича Вараввы «На хуторе нашем вишнёвом». Дети рассматривают портрет И.Ф. Вараввы.


2.2.Биографические сведения о поэте. Иван Фёдорович Варавва родился в 1925 г. в Ростовской области. С 1932 года живёт на Кубани. В 1942 г. семнадцатилетним юношей ушёл на фронт. После войны учился в Киевском государственном университете, Литературном институте в Москве. Многолетний кропотливый труд по сбору и изучению песенного творчества кубанских казаков завершился выпуском сборника «Песни казаков Кубани». Опубликовано болеее30 поэтических книг поэта.

- Прочитайте ещё раз название этого стихотворения. Попробуйте предположить, о чём будет это стихотворение?

(Тоже о Кубани т.к. хутор – это маленький населённый пункт, такие названия как хутор, станица характерны для Краснодарского края).

- Послушайте стихотворение и определите, что общего и чем отличается стихотворение И.Ф. Обойщикова «Кубань – земля такая» и И.Ф. Вараввы «На хуторе нашем вишнёвом».


Чтение учителем стихотворения.


На хуторе нашем вишнёвом

И чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы

К заре поднимают цветы.

И те становые цветочки,

Как щедрого лета молва,

Шитьём украшают сорочки

Подолы рубах, рукава.


На хуторе нашем вишнёвом,

Где катится речка вольна,

В красивых девичьих обновах

Весь год пламенеет весна.

Проезжий, нездешний прохожий

Заметит у тихой воды:

Здесь даже одежды похожи

На степь огороды, сады.


На хуторе нашем вишнёвом

Весною дорога бела

От вишен в цветении новом,

От их молодого тепла.

Я тоже однажды недаром

Из хутора в стылый мороз

Бесценный домашний подарок –

Весну на рубашке – принёс.


- Что скажите?

( В стихотворении «Кубань – земля такая» говорится обо всей Кубани, а в стихотворении «На хуторе нашем вишнёвом» об уголке нашей малой Родины.)
Словарная работа.
Криничная вода (криница- колодец) –вода из колодца;

Справляют обновы – шьют новые вещи;

Стылый мороз – сильный мороз.
- Посмотрите на полотенца, рубашки, блузки, вышитые руками кубанских женщин и попробуйте догадаться, почему автор говорит:

«В красивых девичьих нарядах

Весь год пламенеет весна»?

(На блузках, сарафанах вышиты красные маки, ромашки. Создаётся впечатление весеннего луга.)

- Приходилось ли вам видеть вишни в цвету?

- Почему автор говорит:

«На хуторе нашем вишнёвом

Весною дорога бела»?

(Ветерок дует, и белые лепестки вишен опадают на дорогу.)
Вглядитесь в просторы земли кубанской и вы откроете для себя чудесный мир, дарованный природой и преобразованный трудом и умом человека – труженика- творца.
Звучит спокойная музыка песни «Корочка хлеба» муз. Ю. Чичкова.
2.3. ВАДИМ НЕПОДОБА Кубань начинается с поля – раздольного и неоглядного. От донских степей до хребтов Кавказа, словно чаша, слегка наклонённая навстречу влажным ветрам Черноморья, раскинулись просторы хлебного поля. Кубань богата не только широкими нивами, быстрой и своенравной рекой, давшей имя своему краю, лесами, горами, но и замечательными людьми, среди которых есть писатели и поэты, композиторы, художники. Именно они воспевали и продолжают воспевать в своих произведениях наш любимый, родной край.


У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли – такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.


Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где по всему живому в этом мире

По- детски чисто тянется душа.



- Уголок земли – так называет поэт Вадим Петрович Неподоба свою «малую родину», где он рос, познавал мир, учился и работал. (Вывешивается портрет).

Родился поэт в трагический 1941-й год, 26 февраля, когда мирная жизнь была оборвана войной. Он родился в Севастополе, где в первые месяцы войны шли ожесточённые сражения. Но его матери с двумя детьми удалось уйти из города на одном из военных кораблей. Так они попали на Кубань. В. Неподоба написал несколько произведений для детей. Весёлые стихи о природе, бережном отношении к ней, о птицах и зверушках. (учитель обращает внимание на выставку книг «Про речку Безымянку», «Солнышко проснулось».)


В. Неподоба работал учителем, свое творчество посвятил в основном Кубани и кубанцам. В стихах он говорит искренно и просто.

(Учитель обращает внимание на выставку книг «Пшеничный прибой», «Волшебная яблонька» и т.д.)


Чтение стихотворений под музыку.


Всё, чем жив, что ведаю, что знаю,

Что добыл в походе и в бою, -

Моему отеческому краю

В доброе наследство отдаю.


Край родной! Сады твои и нивы,

Цепи гор, седая даль морей…

Был бы ты, а мы то будем живы

Щедростью и радостью твоей.


Чем богат, что ведаю и знаю,

Что добыл в походе и в бою –

Дорогому солнечному краю

В вечное наследство отдаю.




2.4. Татьяна Голуб

- Мы с вами живём на кубанской



земле. Это наша земля, земля наших предков. Многие поколения жили и трудились на этой земле, прославляя её добрыми делами. Кубанская земля богата, на ней выращивают до 100 разных культур.

- Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слов «жизнь». Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

Война не обошла стороной и Кубань, и нашу поэтессу Т. Голуб. О своих воспоминаниях она пишет в стихах.
Хлеб.


Мы хлеба белого не ели,

Тревожил детские он сны.

И кукурузы еле-еле

Хватало людям до весны.

Когда не сдобный сладкий пряник

Краюхи хлеба на столе,

Казалось нам, что в доме праздник,

Что праздник был во всём селе.

Бабуля тёмными руками

Делила хлеб, к груди прижав,

И награждала нас ломтями,

На краткий миг моложе став.

И крошки в горсть свою сметала,

И говорила грех топтать

Я это сердцем понимала

И ей старалась подражать.

И пусть сейчас над мирным небом

От зёрен полдень золотой,

Но те скупые крохи хлеба

Навек останутся со мной.

И голос бабушки суровой

Живёт:


«Святой насущный хлеб –

Всей жизни на земле основа,

И сила наша он, и крепь!»


Бакалдина.'>2.5.Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта В.Бакалдина.

В.Б. Бакалдин родился 16 июня 1927 г. в Краснодаре. Профессия отца, инженера-строителя, вынуждала семью часто менять место жительства. Еще мальчиком В. Бакалдин жил в Северной Осетии и Крондштате, на Черноморском побережье и Дальнем Востоке.

Война застала его в Краснодаре. Полгода оккупации немецко-фашистскими захватчиками города, бои за его освобождение оставили неизгладимый след в душе пятнадцатилетнего подростка.

Его первые стихи стали появляться на страницах газет и журналов в студенческие годы.


Знакомство со сборниками стихов.
Сборники стихов В.Б. Бакалдина очень разнообразны. Он пишет как для взрослых так и для детей.

Такие сборники как «Начинаем мы считать», «Про медведя и лису» адресованы детям дошкольного возраста.



Для ребят постарше выпущены сборники: «Сказка шутка, спорят в ней, кто важней и кто нужней», «Алешкины приключения», «Русский порт Новороссийск», «Новороссийский салют».

3. Чтение учителем книги В.Б. Бакалдин.

Литературная викторина.
1

Бакалди

Н













Е










2

П




3

Г

О

Л

У

Б



















Д







4

О

Б

О

Й

Щ

И

К

О

В



5




Б







В

А

Р

А

В

В

А




1. Кто свою «малую родину» называет «Уголком земли?

2. Кто автор Книги «Новороссийский салют»?

3. Кто автор стихотворения «Хлеб»?

4. Назови автора книги «Светофорик»»?

5. Кто автор книги «Волшебная яблонька»?

4. Поисковая деятельность.

- О каких авторах и поэтах говорили сегодня на уроке?

- Что они воспитывали в своих произведениях?

- Какая наша Кубань?

- Мне кажется¸ что вам тоже захотелось написать о своём родном крае, или нарисовать картину, чтобы показать свою раздольную, красивую хлеборобную Кубань.

- Найдите в книгах стихотворения Кубанских писателей.

- О чём они писали?

Ну Кубани вырос я.

Мне родней, понятнее

Наши южные края

Степи необъятные.

Горы хлеба до небес.

Ветки вишен алые.

Если лес, – так южный лес

Перед перевалами.

III. Итог.


  1. С какими поэтами мы познакомились сегодня на уроке?

  2. Знакомы вам картины, которые описаны в этих стихотворениях.

  3. Что вы чувствуете, читая строки о красоте и богатстве нашей Родины?

  4. Кто является главным богатством Кубани?

IV. Д/з. Найти стихотворения этих авторов о Кубани.






  • Произведения выдающихся представителей литературы Кубани . Образ родной Кубани в произведениях кубанских поэтов.
  • Тема: Произведения выдающихся представителей литературы Кубани. Образ родной Кубани в произведениях кубанских поэтов. Цель
  • ХОД УРОКА. Организационный момент. Работа по теме урока. 1. На доске
  • 2.1.Кронид Александрович Обойщиков
  • Чтение учителем стихотворения
  • Чтение учителем стихотворения.
  • Звучит спокойная музыка песни «Корочка хлеба» муз. Ю. Чичкова. 2.3. ВАДИМ НЕПОДОБА
  • Чтение стихотворений под музыку.
  • 2.5.Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта В.Бакалдина.
  • Знакомство со сборниками стихов.
  • «Сказка шутка, спорят в ней, кто важней и кто нужней», «Алешкины приключения», «Русский порт Новороссийск», «Новороссийский салют». 3. Чтение учителем книги В.Б. Бакалдин.
  • Литературная викторина. 1
  • Бакалди Н
  • 4. Поисковая деятельность.