Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программы спецкурсов для 4 курса дневного отделения (бакалавриат)




страница1/6
Дата24.06.2018
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСОВ

для 4 курса дневного отделения

(бакалавриат)

2017/2018 учебный год
АМЕРИКАНСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭПОХУ ПРЕЗИДЕНТСТВА ДОНАЛЬДА ТРАМПА
Автор:

профессор Ясен Николаевич Засурский, президент факультета журналистики, заведующий кафедрой зарубежной журналистики и литературы
Аннотация
Спецкурс посвящен функционированию современных американских средств массовой информации и влиянию на политических процессов, происходящих в Соединенных Штатах Америки, на медиасистему. В рамках спецсеминара будут также рассмотрены особенности отражения американских выборов 2016 года и последовавших за ними процессов в национальных СМИ.


  1. Цели освоения дисциплины

Цель курса – формирование у студентов систематизированного представления о влиянии политической ситуации на СМИ Соединенных Штатов Америки, а также роли традиционных средств массовой информации и новых медиа в американских политических процессах, в частности в президентской кампании 2016 г.

Задачи курса – анализ участия американских СМИ в формировании образа президента, а также их роли в выборных кампаниях и технологий освещения ими событий, связанных с решениями 45-го президента США; анализ современной медиасистемы Соединенных Штатов Америки.


2. Место спецсеминара в структуре ООП

Спецкурс «Американские средства массовой информации в эпоху президентства Дональда Трампа» относится к вариативной части ООП бакалавриата. Он рассчитан на студентов 3 курса бакалавриата очного отделения факультета журналистики МГУ, специализирующихся на изучении международной журналистики, особенно заинтересованных в изучении роли СМИ в политических процессах и медиасистеме США.



3. Требования к результатам освоения спецсеминара

В результате освоения дисциплины обучающийся должен



Знать: основные медийные корпорации США, историю их появления и развития; структуру медиасистемы США; способы взаимного влияния медиа и политических процессов в США.

Уметь: применять полученные в ходе освоения дисциплины знания в учебной и профессиональной деятельности; анализировать освещение политических процессов средствами массовой информации; понимать специфику современных медийных технологий в освещении политических процессов;

Владеть: представлениями о политических процессах, происходящих в США и об участии американских СМИ в их освещении; о внешней и внутренней политике, проводимой президентом США Дональдом Трампом; о влиянии медиа на послевыборные движения 2016 года; о роли медиакорпораций в развитии политических процессов.

4. Структура и содержание спецсеминара

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (32 ч.).



4.1. Структура дисциплины


№№

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра



Виды

учебной работы, в том числе самостоятельной работы студента и трудоемкость

(в часах)



Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации



Аудиторная

Самостоятельная



Лекции

Семинары

1

Медиа и политические процессы. Влияние новых медиа.

5




2




2




2

Президентские выборы 2016 года.

5




2




2




3

Программа Дональда Трампа

5




2




2




4

Внутренняя политика Дональда Трампа

5




2




2




5

Политика Дональда Трампа в отношении крупных корпораций и мигрантов.

5




2




2




6

Внешняя политика и отношения США с другими странами.

5




2




2




7

Отношения с Россией и их отражение в российской и американской прессе

5




2




2




8

Американские СМИ о саммите G20

5




2




2




9

Дональд Трамп и новые медиа

5




2




2




10

Актуальные публикации о Дональде Трампе

5




2




2

























В конце семестра – зачёт


4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)


п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Содержание раздела

1.

Медиа и политические процессы. Влияние новых медиа.

Влияние медиа на политические процессы. Роль владельцев медийных компаний в трансформации медиаполя. Влияние социальных сетей на политические процессы в США.

2.

Президентские выборы 2016 года.

Президентские выборы 2016 года в США. Активные политические группы во время выборов. Д. Трамп., Б. Сандерс и Х. Клинтон. Развитие политического процесса после выборов. Протестные движения и медиа.

3.

Программа Дональда Трампа и его предвыборная кампания

Предвыборные обещания Дональда Трампа и их реализация после выборов 2016 года. Основные аспекты политической программы. Выступления Трампа в защиту интересов граждан США. Американские СМИ о Д. Трампе в период предвыборной гонки и в первые месяцы после его избрания на должность президента.

4.

Внутренняя политика Дональда Трампа

Первые указы Дональда Трампа на посту президента США и отклики средств массовой информации на них. Стремление президента уменьшить отток капитала из Соединенных Штатов и меры по укреплению американской экономики.

5.

Политика Дональда Трампа в отношении крупных корпораций и мигрантов.

Критическое отношение президента к крупным корпорациям. Поддержка президентом США американских рабочих. Трамп и шахтеры. Стена на границе с Мексикой.

6.

Внешняя политика и отношения США с другими странами.

Вступление Черногории в НАТО. Сирийский конфликт. Катарский дипломатический кризис. Отношения с Китаем и КНДР. Встреча Д. Трампа с Папой римским Франциском.

7.

Отношения с Россией и их отражение в российской и американской прессе

Отношения с Россией до и после президентских выборов 2016 года в США. Антироссийское лобби в Америке. Встречи Дональда трампа с Владимиром Путиным. Публикации в российских и американских СМИ, посвященные отношениям США и РФ. Расследование о вмешательстве России в американские выборы.

8.

СМИ о саммите G20

Американские СМИ о саммите: публикации в газетах The Washington Post и New York Post. Отзывы зарубежных СМИ о встрече G20.

9.

Дональд Трамп и новые медиа

Влияние новых медиа на формирование образа президента США. Высказывания Д. Трампа о социальных сетях и использование их во время предвыборной гонки.

10.

Актуальные публикации о Дональде Трампе

The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal, USA Today, Daily News о Дональде Трампе и его президентских решениях. Образ Д. Трампа на телевидении: CNN, CBS, ABC о Д. Трампе.


5. Рекомендуемые образовательные технологии

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
__________________


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1997.

Выборы в новом медийном пространстве. М., 2014.

Выборы в новом медийном пространстве. М., 2015.

Выборы и страны БРИКС (материалы выступлений участников экспертных круглых столов). М., 2012 .



Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990 – 2007. М, 2007.

Засурский Я. Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика: 2008 – 2013. М., 2013

Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый Дом и пресса. М., 1991.

К мобильному обществу: утопии и реальность (под. ред. Я.Н. Засурского) М., 2009.

Конституция США (любое издание).

Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца ХХ столетия. М., 2004.

Макеенко М. И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. М., 2010.

Раскин А.В. Освещение кризисных явлений американской политики на начальном этапе президентской избирательной кампании 2008 г. // Медиаскоп. 2008.

Раскин А.В. Особенности освещения СМИ начального этапа президентской предвыборной кампании 2004 г. в США // Медиаскоп. 2004.

Раскин А.В. Некоторые особенности освещения телевидением США выборов президента в 2000 году // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2001. № 5.

Раскин А.В. Освещение президентских предвыборных кампаний 1992 и 96 гг. телевидением США. (Формирование «новой» модели освещения выборов) Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 1997. № 3.

Раскин А.В. Освещение президентских предвыборных кампаний телевидением США: формы и методы (1952-1992). Дисс. канд. филол. наук. М., 1997.

Рогулев. Новое исследование о роли Ф. Рузвельта в США // Новая и новейшая история. 2012. № 3.

Северс А.В.  Роль социальных медиа в политических коммуникациях США в 2012 году: синергия микротаргетирования и социальных сетей 2013 // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013.

Северс А.В. "Меморандум о взаимопонимании" или сценарий для американских президентских дебатов 2012 года // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2014. № 1.

Северс А.В. Освещение в американской пресса межпартийной борьбы в период обострения социально-экономической ситуации в сентябре-октябре 2013 года (на примере газет «Вашингтон Таймс» И «Нью-Йорк Таймс») // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2014. № 4.

Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М., 2013 г.


б) дополнительная литература:
Blair G. The Trumps: Three Generations of Builders and a President, 2001.

Sanders B. The Speech: On Corporate Greed and the Decline of Our Middle Class, 2011.

Д’Антонио М. Всегда мало. Дональд Трамп и жажда успеха. М.: Эксмо, 2016.

Трамп Д., Шварц Т. Искусство заключать сделки = The Art of the Deal. — М.: Юнайтед Пресс, 2010.

Трамп Д. Как стать богатым. – М.: Альпина Паблишер, 2017.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Проведение занятий предполагает компьютерное оснащение аудиторий, выход в интернет, наличие проектора.


BREAKING NEWS И ПРЯМОЙ ЭФИР: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ США

Автор:
старший преподаватель Каринэ Вардановна Чобанян, кафедра зарубежной журналистики и литературы

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля): изучение будущими журналистами принципов работы в прямом эфире в практике американской тележурналистики, овладение теоретическими знаниями и прикладными навыками работы корреспондента, ведущего, редактора.



    Задачи: формирование редакторских навыков ведения прямого эфира информационного телеканала; формирование навыков работы корреспондента и ведущего в прямом эфире и в режиме срочных новостей.

2 . Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина (модуль) «Breaking news и прямой эфир: формы и методы работы телевидения США» относится к вариативной части ООП.

Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Знания: иностранный язык (английский), общая история США, основные принципы и традиции американской тележурналистики, текущие события на мировой и американской арене, общая эрудиция, технология телевизионного производства, основы телевизионного репортажа.

Умения: работать с источниками информации, определять их достоверность, отличать факт от комментария, владение языком телевидения.

Навыки: интервьюирование, речевая культура, профессиональная коммуникация, работа в команде.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



    Знать: основные методы работы в прямом эфире ведущих, корреспондентов и редакторов американских информационных телеканалов;

    Уметь: работать с источниками информации, оперативно отбирать, анализировать и обрабатывать данные, четко видеть границу между фактом и комментарием, готовить прямые репортажи в режиме срочных новостей;

Владеть: навыками интервьюирования, оперативной подготовки телевизионных текстов с учетом специфики американской тележурналистики.
4. Структура и содержание спецкурса

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов).


4.1. Структура дисциплины


№№

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды

учебной работы, в том числе самостоятельной работы студента и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Аудиторная

Самостоятельная

Лекции

Семинары

1

Телевизионный рынок США. Основные информационные телеканалы.

7

1

2




2




2

Прямые включения как метод и как жанр американского новостного вещания. Доля и значимость прямых включений в вещании круглосуточных информационных телеканалов.

7

3

2




2




3

Breaking news: понятие, значимость, методы работы.

7

5

1

1

2




4

Методы работы корреспондентов и ведущих в прямых включениях.

7

7




2

3




5

Языковые особенности работы корреспондентов в прямых включениях и breaking news.

7

9

1

1

2




6

Особенности американского телеинтервью в режиме breaking news. Прямой эфир: работа за кадром.

7

11

2




2




7

Непредвиденные ситуации в прямом эфире и пути их преодоления на ТВ США.

7

13

2




2




8

Профессиональные компетенции телеведущих, корреспондентов и редакторов информационных телеканалов США.

7

15

1

1

2




9

Работа в телестудии: запись прямых включений, срочных новостей.

7

17







3
















12

4

20

В конце семестра – зачет


4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)


п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Содержание раздела

1.

Телевизионный рынок США. Основные информационные телеканалы.

Система американского телевещания: эфирное, кабельное, спутниковое; федеральное и региональное. Принципы деления рынка телевещателей. Новостная журналистика на эфирных каналах. Кабельное круглосуточное информационное вещание. Каналы CNN, Fox News, MSNBC, HLN.

2

Прямые включения как метод и как жанр американского новостного вещания. Доля и значимость прямых включений в вещании круглосуточных информационных каналов.

Популярность и значимость репортажа в прямых включениях на американских телеканалах. Прямой репортаж – второй (в количественном отношении) жанр в вещательной сетке американского информационного телеканала. Подготовка к прямому включению в кадре и за кадром.

3

Breaking news: понятие, значимость, методы работы.

Понятие “breaking news”. Появление и развитие режима срочных новостей. Breaking news как «визитная карточка» CNN. Правила работы. Эффект на аудиторию. Злоупотребление режимом breaking news.

Практикум: студентам предлагается попробовать себя в роли ведущих и корреспондентов в режиме breaking news. Корреспондент получает реальную новость (из материалов информационных агентств), 10 минут на подготовку. Ведущие импровизируют прямой эфир.



4

Методы работы корреспондентов и ведущих в прямых включениях.

Семинар. Студенты готовят презентации о ведущих и корреспондентах американских телеканалов, оперативно освещающих заданные события в прямом эфире (индивидуальные задания рассылаются преподавателем за 2 недели до семинара по электронной почте).

5

Языковые особенности работы корреспондентов в прямых включениях и breaking news.

Особенности спонтанной речи корреспондентов. Лексика, морфология, синтаксис.


6

Особенности американского телеинтервью в режиме breaking news. Прямой эфир: работа за кадром.

Особенности оперативного телевизионного интервью в прямом эфире. Подготовка ведущего. Работа корреспондента с места события. Интервью по телефону в режиме срочных новостей.

Работа в аппаратной в режиме срочных новостей. Ответственность редактора. Правила коммуникации с режиссером, ведущим и корреспондентом.





7

Непредвиденные ситуации в прямом эфире и пути их преодоления на ТВ США.

Потеря спутниковой связи во время прямого включения. Потеря коммуникации со студией. Непрошенные «гости» в кадре во время прямых включений. Микрофон всегда включен! Опасность телефонных интервью: пранкеры. Быть первым или быть точным?

8

Профессиональные компетенции телеведущих, корреспондентов и редакторов информационных телеканалов США.

Ведущий ТВ США: эрудиция, речевая культура, владение собой, умение сохранять спокойствие в стрессовой ситуации, умение грамотно заполнять эфир в течение неограниченного времени, умение импровизировать, анализировать ситуацию в режиме реального времени.

Корреспондент ТВ США: эрудиция, речевая культура, владение собой, умение сохранять спокойствие в стрессовой ситуации, умение грамотно заполнять эфир в течение неограниченного времени, умение импровизировать, анализировать ситуацию в режиме реального времени, глубокое знание своего региона, умение оперативно находить и обрабатывать информацию (подтверждать у второго источника, убеждаться с точности, ссылаться на источник при необходимости и т.д.).

Редактор ТВ США: умение сохранять спокойствие в стрессовой ситуации, умение думать на шаг вперед и контролировать эфир одновременно, контроль за качеством журналистики в эфире, владение навыками коммуникации с ведущим и режиссером во время эфира, умение следить за развитием событий в реальном времени, оперативно получать информацию и готовить ее для эфира, умение грамотно писать телевизионные тексты, слаглайны, умение работать в режиме мультитаскинг.

9

Работа в телестудии: запись прямых включений, срочных новостей.

Имитация эфира с прямыми включениями и breaking news в режиме реального времени. Работа в студии.


5. Образовательные технологии

Курс включает интерактивные занятия. Студенты готовят презентации о методах работы предложенных зарубежных ведущих и корреспондентов в прямом эфире. Интерактивные элементы включены и в занятия, посвященные режиму “breaking news”. Студенты пробуют себя в роли корреспондентов и ведущих, передающих срочные новости (содержание новости заранее не раскрывается, так как важен элемент спонтанности и умение работать без подготовки).

Финальным проектом дисциплины является имитация эфира информационного телеканала с прямыми включениями корреспондентов и breaking news в режиме реального времени в телестудии и аппаратной УММЦ.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации



Полный комплект контрольно-оценочных материалов (Фонд оценочных средств) оформляется в виде приложения к рабочей программе дисциплины

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Засурский Я. Н. Зарубежные СМИ в 2006 г // Медиаскоп (электронный журнал). – 2007. – № 2.

Террористические угрозы и международная журналистика. Материалы Пятой ежегодной научно-практической конференции по проблемам международной журналистики / под ред. Я. Н. Засурского – М., 2010.



Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегия. М., 2010.

Макеенко М.И., Чобанян К.В. «Народная журналистика» как информационный ресурс: опыт телеканала Си-эн-эн // Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы. Сб. материалов международной научно-практической конференции. М., 2016.

Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. – М., 2003.

Чобанян К.В. Жанровые приоритеты современного информационного телеканала (на материале телеканалов Си-эн-эн и «Россия 24») // Медиаскоп. – 2015. - №3. URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/1847

Чобанян К.В. Языковые средства и приемы привлечения внимания зрителей телевизионных новостей (на материале шапок и шпигелей телеканала Си-эн-эн)// Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 2015. - №3.

Whittemore, Hank. CNN: The Inside Story: How a Band of Mavericks Changed the Face of Television. – Little Brown & Co.(T)., 1990 - 356 с.

б) дополнительная литература:

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М., 2003.

Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. – Альпина Паблишер, 2011.

Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 2002 г.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб.-М., 2003.

в) интернет-ресурсы

1) www.сnn.com

2) www.ireport.com

3) www.youtube.com

4) www.nbc.com

5) www.cbs.com

6) www.abc.com

7) www.msnbc.com

8) www.foxnews.com

  1   2   3   4   5   6