Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программы повышения квалификации «методы патопсихологической диагностики»




Скачать 48.42 Kb.
Дата17.06.2017
Размер48.42 Kb.
Содержание

программы повышения квалификации

«МЕТОДЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ»


п/п

Наименование разделов и тем

Содержание

1

2

3

1

Раздел 1. Особенности и задачи патопсихологического исследования.

1.1.

Тема 1. Исторический обзор диагностических методов.

Основные методы патопсихологии. Методики Э. Крепелина и Г. Эббингауза. Появление методик, определяющих интеллектуальное развитие (А. Бине, Т. Симон, Д. Векслер и др.). Появление графических (рисуночных) тестов.

1.2.

Тема 2. Принципы построения патопсихологического исследования.

Патопсихологическое исследование как функциональная проба; обязательность активного взаимодействия ведущего исследование с пациентом (стимуляция к деятельности, участие в коррекции ошибок и т.д.); учет личностного отношения больного к исследованию. Качественный анализ результатов исследования как этап, предшествующий количественной обработке данных. Важность повторных исследований для определения преходящих и стабильных нарушений психики. Изучение истории болезни как самостоятельный метод психологического исследования психически больного; субъективный и объективный анамнез – аналог биографического метода исследования личности.

Наблюдение за больным и беседа с ним. Варианты наблюдения и беседы. Различные цели и стратегии проведения беседы в зависимости от решаемой практической задачи, состояния больного и индивидуальности ведущего.



1.3.

Тема 3. Патопсихологическая диагностика в клинике. Задачи патопсихологического исследования.

Два основных типа практических задач – психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения; в) участие в решении вопросов экспертизы (трудовой, воинской, судебно-психиатрической); г) оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.), оценка эффективности терапии и качества ремиссии.



2

Раздел 2. Основные методы патопсихологического исследования

2.1.

Тема 1. Методы психологической диагностики нарушений познавательной деятельности.


Методики определения устойчивости внимания и способности к концентрации – различные варианты корректурной пробы; счет по Крепелину; счет по Крепелину в модификации Шульте. Сопоставление скорости работы и точности выполнения задания.

Пробы на переключение внимания: таблицы Горбова-Шульте.

Пробы на непосредственное запоминание: проба на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний; проба на запоминание 10 слов.

Исследование опосредованного запоминания: методика А.Н. Леонтьева; методика «Пиктограмма».

Исследование мыслительной деятельности: понимание рассказов; понимание сюжетных картин; установление последовательности событий; классификация понятий; исключение четвертого; выделение существенных признаков; образование аналогий. Использование «пиктограммы» для оценки уровня обобщения и особенностей мыслительной деятельности.

Разбор примеров, особенности интерпретации в клинической практике.



2.2.

Тема 2. Методы психологической диагностики нарушений интеллектуальной деятельности.


Исследование интеллектуальной деятельности: оценка интеллекта с помощью количественного показателя-коэффициента интеллектуального развития по методике Векслера. Специфика применения теста «Прогрессивные матрицы Равена», теста структуры интеллекта Амтхауэра.

Разбор примеров, особенности интерпретации в клинической практике.



2.3.

Тема 3. Методы психологической диагностики нарушений эмоционально-волевой сферы.


Исследования самооценки: метод Дембо-Рубинштейн, тест Лири. Шкалы тревожности Спилбергера-Ханина, методика «САН» (Самочувствие, Активность, Настроение). Использование данных наблюдения за деятельностью больного для оценки эмоционально-волевой сферы. Рисуночные проективные методики.

Разбор примеров, особенности интерпретации в клинической практике.



2.4.

Тема 4. Методы психологической диагностики нарушений личностной сферы.


Применение рисуночных проективных методик для диагностики нарушений личностной сферы. Тесты личностных черт: СМИЛ (стандартизированное многофакторное исследование личности – MMPI); 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; опросник для исследования акцентуированных черт личности Шмишека. Методика незаконченных предложений.

Разбор примеров, особенности интерпретации в клинической практике.



2.5.

Тема 5. Проективные методы диагностики. Особенности применения рисуночных тестов в клинике.

Тест Розенцвейга, тест Роршаха, тест тематической апперцепции (ТАТ), «Человек – Человек под дождем» (Е. Романовой, Т. Сытько), Тест «Автопортрет» (модификации Р. Бернса, Рида), «Дом-Дерево-Человек», «несуществующее животное», «Рисунок семьи».

Разбор примеров, особенности интерпретации в клинической практике.



3

Раздел 3. Проведение патопсихологического исследования и подготовка заключения

3.1.

Тема 1. Этапы патопсихологического исследования.

Обусловленность плана экспериментального исследования клинической задачей. Подбор экспериментальных методик в зависимости от задачи. Время, необходимое для проведения экспериментально-психологического исследования, составляет 2-3 часа с перерывами на короткий отдых. Три этапа беседы психолога с пациентом: перед началом эксперимента, во время эксперимента, после окончания эксперимента. Особенности взаимоотношений психолога и пациента на каждом из этапов. Наблюдение, как компонент исследования. Обязательное ведение протокола.

3.2.

Тема 2. Составление патопсихологического заключения.

Примерная структура заключения: 1) жалобы больного на познавательные функции, работоспособность и психологическое самочувствие; 2) поведение больного во время исследования; 3)сведение о познавательной и эмоционально-волевой сферах больного – выделение ведущего нарушения и сохранных сторон психической деятельности; 4) резюме.

  • Раздел 1. Особенности и задачи патопсихологического исследования.
  • Раздел 2. Основные методы патопсихологического исследования
  • Раздел 3. Проведение патопсихологического исследования и подготовка заключения