Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программы по литературе. 5 класс




Скачать 185.73 Kb.
Дата11.01.2017
Размер185.73 Kb.

Содержание программы по литературе. 5 класс

105 часов в год, 3 часа в неделю

Письменных работ – 11 часов Внеклассное чтение – 8 часов





Название раздела


Наименование тем

Кол-во часов


Знания, умения, навыки


Виды контроля


Дата

проведения




План

Факт

1

Первый урок литературы

-Литература как вид искусства и как учебный предмет

1

Знать понятие «литература». Уметь пересказывать статью учебника










2

Мифы

(9 часов)



-Мифы Древнего Египта. «Путешествие солнечной Ладьи». Боги Древнего Египта
-Мифы Древней Греции. Миф об Олимпе. Причины создания этого мифа. Имена богов Древней Греции. Зевс
-«Ночь, луна, заря и солнце». Боги и их окружение
-«Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Мифы о любви
-«Подвиги Геракла». Поступки Геракла. Крылатые слова и выражения
-Гомер «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера
-Образ Одиссея. Особенности быта древних греков
-Славянские мифы. Рассказ о мифологических персонажах
-В/чт. В.В. Смирнова «Герои Эллады»

1

1


1

1

1



1

1

1



1

Знать тексты мифов; имена богов Древней Греции; жанровые особенности.

Уметь выявлять близость древнегреческих, славянских мифов и мифов Древнего Египта












3

Устное народное творчество

(8 часов)



-Повторение изученного. Как сказывали сказку. Сказка и миф
-«Коршун и кошка», «Солнце, месяц и Ворон Воронович». Мифологические корни этих сказок
-Виды сказок. Комментированное чтение статьи

-«Белая уточка». Столкновение добра и зла


-Сказка о царевне-лягушке. Нравственный пафос, поэтичность и занимательность

-Герои и нравственная идея сказки о царевне-лягушке


-Р/Р. Попробуй сам сочинить сказку

-В/чт. В гостях у сказки. Пересказы в лицах любимых сказок



1

1


1

1
1


1

1
1


Знать тексты народных сказок. Уметь рассказывать их глубокий и поучительный смысл; рассказывать сказку, сохраняя особенности ее построения и языка.

Письменная работа №1









4

Легенды и придания

(2 часа)


-О легенде и предании. «О граде Китеже». Поэтичность легенды
-Легенда «Атаман Кудеяр». Предание «Про Никитушку Ломова». Сопоставительный анализ


1

1


Знать тексты легенд и преданий, жанровые особенности. Уметь выявлять близость легенды и предания и их отличия.










5

«Золотые зерна» народной мудрости

(3 часа)


-Загадки. Тематика и художественные особенности загадок
-Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок народов мира, их общность; сходство и различия между пословицами и поговорками
-Общественный смысл пословиц и поговорок


1

1
1


Знать тематику и художественные особенности загадок.

Уметь комментировать статью учебника; раскрывать смысл пословиц и поговорок народов мира, их общность; находить сходство и различия между пословицами и поговорками













6

Народный кукольный театр

(2 часа)


-Пьеса «Петрушка Уксусов». Диалог с Петрушкой. Проделки Петрушки
-Причины столкновения Петрушки с другими действующими лицами пьесы


1

1


Знать текст произведения; жанровые особенности.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.













7

Сказочные события их герои в литературе

(19 часов)



-Литературные сказки.
А.С. Пушкин.

-Поэма «Руслан и Людмила». Вступление


-Фольклорные традиции в поэме «Руслан и Людмила»
-Особенности характеров персонажей в поэме
-Р/р.Письменный ответ на вопрос: Почему Пушкин назвал поэму «Руслан и Людмила» «преданьями славы и добра»?
-Т/Л. О стихотворной речи. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма
Х.К. Андерсен.

-Жизнь и творчество писателя. «Снежная королева»


-Мир Кая и Герды и мир Снежной королевы
-История Кая и Герды
- Р/Р. Творческая работа. Тема: «О каком человеке мы сегодня скажем: у него не сердце, а кусок льда.»
-«Истинная правда». Недостатки и пороки людей
-В/чт. Х.К. Андерсен «Райский сад», «Сундук-самолет», «Волшебный холм».
П.П. Бажов.

-Рассказ о писателе. «Каменный цветок»


-События сказа. Творческие муки мастера
-Сказы Бажова «Хрупкая веточка» и «Горный мастер». Судьба Данилы и Кати. Главный герой
-Е.Л. Шварц. Сказочник-драматург

-Ш. Перро «Золушка». Сказочные герои сказки


-Отличие сказки Перро от киносценария сказки Шварца
-В/Чт. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Сопоставление поступков королевы, падчерицы и старухиной дочки


1

1
1


1

1


1

1

1


1
1

1

1


1
1
1


1

1



1

1


Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.

Письменная работа №2

Письменная работа №3








8

Писатели-баснописцы

(5 часов)



-Жанр басни. Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен
Иван Андреевич Крыловбаснописец.

-«Волк на псарне». Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года

-«Демьянова уха». «Квартет». Аллегория и мораль в баснях
-Р/Р. Конкурс инсценированной басни. Письменный ответ на вопрос: «Объясни аллегорический смысл басни «Волк и ягненок»»
-В/чт. И.А. Крылов «Лиса и виноград», Ж. Лафонтен «Лисица и виноград»


1

1


1

1

1



Знать тексты басен.

Уметь выявлять их аллегорический смысл, понимать обобщение, заключенное в морали, применять свои теоретические знания в анализе, осмыслении конкретного текста.




Письменная работа №4









9

Человек перед лицом жизненных испытаний

(26 часов)



Михаил Юрьевич Лермонтов.

-Начало пути. Из книги Б.М. Эйхенбаума М.Ю. Лермонтов


-М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Рассказ старого солдата. Патриотический смысл стихотворения
-Тема и идея художественного произведения. т/л Эпитет и сравнение
-Р/Р. Самостоятельная работа. (Композиция произведения. Основные художественные особенности.)
Алексей Васильевич Кольцов

-«Косарь». Тема силы, талантливости народа и деспотизма, угнетения в стихотворении


-Р/Р.Устное описание картины Г.Г. Мясоедова «Косцы»
Иван Сергеевич Тургенев. «Муму»

-«… он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле». Герасим в деревне и в городе


-«Небольшое происшествие». Герасим и Татьяна
-«Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Герасим и Муму
-«… он казался каким-то великаном перед ними». Герасим и дворня
-«Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину».Возвращение Герасима в деревню
-Р/Р. Характеристика литературного героя
Лев Николаевич Толстой.

-Разговор о писателе, о событиях, описанных в произведении «Кавказский пленник»

-«Кавказский пленник». Жилин и Костылин
-Роль пейзажа в произведении. Дина и Жилин
-Р/Р. Урок - практикум. Сравнительная характеристика. Особенности языка произведения
В.М. Гаршин.

-Беседа о писателе


-«Сигнал». Сюжетная линия, напряженность событий, поведение главных героев
- Разбор рассказа. План событий рассказа. Покаяния Василия
-В/чт. О покаянии, раскаянии. Произведение В.М. Гаршина «Сказание о гордом Аггее»

Леонид Николаевич Андреев.

-Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям

-Чем отличается сказка от рассказа? Сюжет, конфликт в рассказе «Кусака»
-В/чт. Л. Андреев «Петька на даче»
Александр Иванович Куприн.

-Рассказ «Белый пудель». Сюжет рассказа. Основные события в их взаимосвязи


-Конфликт рассказа. Значение описаний природы. Чувства и стремления героев
-Р/Р. Почему рассказ А.И. Куприна называется «Белый пудель»? (Письменный ответ на вопрос)

1

1


1

1



1

1


1

1

1


1

1


1

1


1
1


1

1
1


1

1


1

1

1



1

1

1



Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.



Письменная работа №5

Письменная работа №6

Письменная работа №7

Письменная работа №8








10

Поэзия природы

(13 часов)



-А.С. Пушкин. «Обвал». Анализ стихотворения
-Федор Иванович Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…». Изображение морской стихии
-Аполлон Николаевич Майков «Пейзаж»; «Ласточки»; Художественные средства. Краски и звуки осеннего леса
-К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…». Притягательная сила родного края
-Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке». Любовь к малой родине. Чувство патриотизма
-Р/Р. Мое любимое стихотворение о природе и родине.
-К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона». Художественный мир очерков Паустовского
-«Мшары» (Чувства путешественников). «Леса» (Описания природы). «Луга» (Автор каким он предстает) и др.
-«Мой дом», «Бескорыстие». Сходство и различие очерков
-В/чт. Очерки. «Небольшое отступление от темы», «Родина талантов». Смысл названия
-Р/Р. Анализ одного из очерков
-Е.И. Носов. О писателе. «Тридцать зерен». Образ автора в рассказе
-«Как ворона на крыше заблудилась». Изображение птиц в рассказе


1

1


1

1


1

1

1



1

1

1



1
1

1


Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.



Письменная работа №9

Письменная работа №10








11

«Призвал нас к бою воинский закон…». Стихи о Великой Отечествен-ной войне

(6 часов)



-К. Симонов. Стихи, рожденные войной. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». А. Сурков. «Бьется в тесной печурке…». Сила любви в стихотворении
-О. Берггольц. «Разговор с соседкой». Актуальность и злободневность стихотворения
-Муса Джалиль. «Мост», «Случается порой». Состояние духа поэта в стихотворениях. С. Орлов Тонкая российская береза…». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении
-Расул Гамзатов. «Журавли». Тема далекой войны
-Р/Р. Образы природы в стихотворениях о войне
-В.М. Шукшин. О писателе. «Жатва». Изображение войны в рассказе


1

1


1
1

1

1



Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.




Письменная работа №11









12

Рассказы о твоих сверстниках

(7 часов)



-Юрий Павлович Казаков «Тихое утро». Герои рассказа
-Смысл названия. Художественные средства
-В.А. Солоухин. Слово художника
-«Мститель». Правдивое изображение жизни. Детство – яркая пора человеческой жизни
-Р.Д. Брэдбери. Многогранный талант писателя
-«Мальчик – невидимка». Образ Чарли. Смысл названия рассказа
-Общие черты в рассказах Ю.П. Казакова и В.А. Солоухина. Т/Л. О рассказе


1

1
1
1


1

1



1

Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.










13

Итоги года

-Итоги года. Рекомендации книг для летнего чтения

1



















-Резервные уроки

3













14

Итого




105













  • Название раздела Наименование тем Кол-во часов
  • Е.Л. Шварц.
  • Иван Андреевич Крылов – баснописец.
  • Михаил Юрьевич Лермонтов.
  • Алексей Васильевич Кольцов
  • Иван Сергеевич Тургенев.
  • Леонид Николаевич Андреев.
  • Александр Иванович Куприн.
  • А.С. Пушкин.
  • К.Д. Бальмонт.
  • К. Симонов.
  • Муса Джалиль.
  • Расул Гамзатов.
  • Юрий Павлович Казаков
  • Итого 105