Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа «Юный экскурсовод»




Скачать 323.81 Kb.
Дата08.07.2017
Размер323.81 Kb.
ТипПрограмма
МУНИЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»



УТВЕРЖДАЮ

Директор МУДО

«Дворец детского творчества»

__________Л. И. Святкина

___________________2016 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный экскурсовод»
возраст обучающихся 8-13 лет

срок реализации – 3 года



Автор-составитель:

педагог дополнительного

образования

Долбилина Татьяна Евгеньевна


Саранск 2016

« Память противостоит уничтожающей силе времени…, хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками»

«К патриотизму  нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать, воспитывать любовь к родным местам…» Д. С. Лихачёв.

« Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть,

слышать и чувствовать»

Н.И. Новиков.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Юный экскурсовод» реализуется в рамках туристско-краеведческой направленности и ориентирована на детей в возрасте 8-13 лет.

Данная программа является модифицированной, составлена на основе типовой программы «Краеведение» и программы «Юный экскурсовод» (автор Н. В. Черных) с учетом специфики деятельности МУДО «Дворец детского творчества» и культурно-исторических особенностей Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Основанием для разработки данной программы послужил тот факт, что общеобразовательные школы уделяют недостаточно внимания методике получения навыков учебно-исследовательской работы в процессе изучения истории родного края, а также развитию умений публичного выступления, этике общения с группами людей разных возрастов.

Актуальностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода. Это особенно важно для учащихся гуманитарного цикла, ориентированного на получение в будущем социально-ориентированных профессий.

Для решения данной проблемы программа предлагает использовать особенности профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно-исследовательской, так и просветительской деятельности. Поскольку базой для реализации программы являются музеи, микрорайоны школ и территория города Саранска, то фундаментальной основой курса становится краеведение.

Краеведение – это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях предоставляется материал исторического, археологического, этнографического и архитектурного содержания. а также комплекс специальной литературы по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе. В процессе аналитической работы по изучению данного материала исключается повторение школьной программы.

Новизна программы «Юный экскурсовод» заключается в ее модификации с учетом национально-регионального компонента. Учет специфики культурно-исторического развития Республики Мордовии и города Саранска в содержании программы способствует формированию личности ребенка как достойного представителя села, города, района, региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.

Дополнительная образовательная программа «Юный экскурсовод» построена с учётом следующих приоритетов:



  • развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности;

  • получение учащимися углубленных знаний по истории и культуре родного края;

  • формирование у подростков навыков учебно-исследовательской деятельности;

  • ориентация на профессиональное самоопределение учащихся.

Основной целью программы является социокультурное воспитание школьников на основе приобщения к истории развития своего родного края средствами экскурсионной работы.

Данная программа ориентирована на решение следующих задач:



Обучающие:

  1. приобретение глубоких краеведческих знаний через аналитическое освоение широкого круга научно-популярной, краеведческой и справочной литературы;

  2. формирование представлений об основах, принципах и условиях профессиональной экскурсионной деятельности.

Развивающие:

  1. развитие творческих способностей через систему самостоятельных исследований малоизученных в краеведении тем;

  2. развитие культуры речи и формирование навыков публичного выступления.

Воспитательные:

  1. воспитание гражданско-патриотических чувств и, прежде всего, любви к родному краю в процессе изучения историко-культурного наследия родного края, биографии и творчества замечательных земляков;

  2. формирование стремления к практическому использованию полученных знаний в современных социокультурных условиях.

Занятия по программе сроится на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

Занятия проводятся в форме бесед, лекций, встреч с краеведами, учёными; экскурсий, походов и путешествий, а также дискуссионного и аналитического обсуждения изученных теоретических материалов специализированного содержания. Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы - подготовка сообщений, рефератов, разработка экскурсий, работа в библиотеке, музее.



Теоретической базой программы являются работы: «Основы экскурсоведения» (авторы: Дьякова Р. А., Емельянов Б. В.), «Историческое краеведение» (автор Т. Н. Матюшкин), энциклопедический справочник «Всё о Мордовии» (авторы: Е. М. Голубчик, В. С. Ионова), «Хронограф, или Повествование о Мордовском народе и его истории» (автор В. А. Юрчёнков), «История Мордовской АССР» (автор В. З. Дробижева).

Основой содержания программы также выступают педагогические подходы к развитию творческих способностей учащихся средствами экскурсионно-краеведческой деятельности, которые раскрыты в работах Н. М. Ланковой, А. А. Остапца, Н. В. Усова.

Программа «Юный экскурсовод» - это трехгодичный курс начальной допрофессиональной подготовки, рассчитанный на учащихся 3–8-х классов в рамках кружковой работы. Программа первого года обучения предусматривает 6 часов занятий в неделю (216 часов в год), второго года - 4 часа занятий в неделю (144 часа в год), третьего года - 6 часов занятий в неделю (216 часов в год).

1-й год занятий включает освоение общих сведений по природе, истории и культуре Мордовского края, знакомство с основными краеведческими изданиями, с экспозициями школьных, общественных и государственных музеев, овладение навыками описания памятников природы, истории и архитектуры, а также навыков выразительной речи и составления небольших сообщений по краеведческой тематике.

Основным методом обучения 1-го года является объяснительно­иллюстративный метод, который осуществляется педагогом во время экскурсий. Репродуктивный (составление описаний памятников) и частично-поисковый (составление небольших краеведческих сообщений) методы используются менее активно и призваны на данном этапе формировать у подростков более осмысленное отношение к памятникам материальной и духовной культуры.

Непосредственное знакомство с различными памятниками требует частых выходов на природу, одно- и двухдневных походов, поездок в другие города. В этих условиях вполне оправданно привлечение к совместной работе преподавателя с туристским опытом.

Итогом 1-го года занятий является подготовка тематического сообщения и выступление на краеведческой конференции.



2 -ой год занятий предусматривает: а) расширение и углубление знаний по истории и культуре Мордовского края; б) знакомство с навыками подготовки и проведения экскурсий по школьному музею, микрорайону школы с использованием составленного совместно с педагогом текста.

На практических групповых и индивидуальных занятиях обучающиеся овладевают навыками работы с краеведческой литературой, а также навыками экскурсионного рассказа и показа.

Основным методом второго года занятий является репродуктивный метод. Он должен обеспечить качество обзорной экскурсии (четкость построения, речевую грамотность, свободу общения). Не менее важным для 2-го года является также метод проблемного изложения (составление конспектов, тезисов, планов), который позволяет познакомить учащихся с формами научно- исследовательской работы.

Итогом 2-го года занятий должна стать подготовка экскурсионного текста-сообщения и проведение экскурсии по микрорайону школы.



3-й год занятий предполагает отработку и закрепление навыков проведения экскурсии для разных возрастных групп, самостоятельную работу по углубленному изучению определенной темы или отдельного объекта в рамках нового экскурсионного маршрута.

В течение учебного года обучающиеся проводят экскурсии для разных классов своей и других школ города. В зависимости от способностей и заинтересованности учащихся идет разработка темы в рамках новой экскурсии, которая может вылиться в научное исследование, достойное представления на научно-практических конференциях. В связи с этим увеличивается количество часов на групповые и индивидуальные занятия по особому плану, кроме того, учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях.

Для реализации задач этого этапа обучения используется как метод проблемного изложения, так и частично-поисковый метод, которые реализуются в процессе индивидуальных и групповых занятий.

В течение 3-го года занятий учащиеся отрабатывают не менее 20 часов в качестве экскурсоводов разных возрастных групп, а наиболее подготовленные «экскурсоводы» защищают самостоятельно разработанную тему на научно-практической конференции.



Формы работы:

  1. Лекции (обзорные беседы, сообщения)

  2. Работа с учебными пособиями

  3. Краеведческие игры.

  4. Экскурсии, учебно-познавательные поездки.

  5. Практические занятия

  6. Исследовательская деятельность

  7. Создание проектов

  8. Встречи с интересными людьми

  9. Праздники

  10. Соревнования

  11. Игра

  12. Конкурсы рисунков

  13. Тесты с обязательным анализом результатов

  14. Походы, прогулки

  15. Индивидуальная и групповая работа с учащимися


Результаты 1-го года занятий

По окончанию занятий обучающиеся должны:



знать:

  • профессиональные требования к деятельности экскурсовода;

  • основные понятия и определения сферы экскурсионной деятельности;

  • периоды формирования исторических границ края, а также соседних областей и республик;

  • названия и расположение городов, рек, историко-культурных памятников г. Саранска;

  • перечень и краткое содержание научно-популярных книг о природе края, а также основных научных трудов по традиционной культуре;

  • основные даты истории края;

  • имена умельцев и основные виды художественных промыслов;

  • требования к публичным выступлениям, правила грамотной речи и технику выразительного сообщения.

уметь:

  • составить паспорт историко-культурного памятника как экскурсионного объекта;

  • составить схему расположения экскурсионного объекта;

  • разделить поток речи на интонации, найти ударения; выразительно прочитать текст;

владеть:

  • понятийным аппаратом в области краеведения.

Результаты 2-го года занятий

Обучающиеся должны



знать:

  • особенности профессии экскурсовода;

  • историю застройки, планировки города Саранска;

  • историю переименования улиц, памятные места;

уметь:

  • работать со словарем и справочными материалами, использовать материалы для пополнения текста, сочетать рассказ с показами, провести школьную экскурсию;

  • составлять конспекты, тезисы, исторические справки.

владеть:

  • основами ораторского мастерства при подготовке публичных выступлений по экскурсионным маршрутам;

  • навыками ведения тематического диалога в процессе экскурсии (правилами постановки вопросов и формулирования ответов);

  • владеть методикой работы с научной литературой по краеведению.

Результаты 3-го года обучения

Обучающиеся должны



знать:

уметь:

  • адаптировать экскурсионный текст к определенной возрастной группе;

  • составлять библиографический список научно-популярной литературы в области краеведения и экскурсионной деятельности;

  • оформлять исследовательскую работу, формулировать тезисы, составлять аннотацию и текст выступления.

владеть:

  • навыками составления различных экскурсионных маршрутов;

  • навыками включения краеведческих материалов в туристско-экскурсионные программы обслуживания.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа включает в себя четыре тематических модуля на первом году обучения: «Природное краеведение», «Экскурсионное дело», «Историческое краеведение», «Традиционная культура Мордовского края» и два тематических модуля на втором году обучения: «Экскурсионное дело» и «Методика изучения памятников истории и культуры родного края» и один тематический модуль на третьем году обучения «Экскурсионное дело».
Перечень формируемых УУД:

- личностные УУД (гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива);

- регулятивные УУД (преобразование практической задачи в познавательную; умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; умение адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации);

- коммуникативные УУД (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; основам коммуникативной рефлексии);

- познавательные УУД (давать определение понятиям; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей).


Учебно-тематический план первого года обучения



Тема

Количество часов

всего

теория

практика

индиви-дуаль-ные занятия

в помещении

на местности

1.

Вводное занятие

6

2

4

-

-

Модуль 1. Природное краеведение

2.

История административно-территориального деления Мордовского края

4

4

-

-

-

3.

Географическое положение республики Мордовии, города Саранска

2

2

-

-

-

4.

Памятники природы города Саранска

2

2

-

-

-

5.

Этика поведения человека на природе

2

2

-

-

-

6.

Литература о природе родного края

2

1

1

-

-

7.

Мордовские поэты о родной природе

4

-

4

-

-

8.

Экскурсии

12

-

-

12

-

Модуль 2. Экскурсионное дело

9.

Речь экскурсовода

2

-

2

-

-

10.

Интонация и ритм

2

2

-

-

-

11.

Практикум по развитию речи. Поэтический вечер» Краски природы в стихах мордовских поэтов»

4

-

2

-

2

Модуль 3. Историческое краеведение

12.

Памятники истории и культуры

1

1

-

-

-

13.

Древни корни мордовского этноса. Городецкая культура

1

1

-

-

-

14.

« Хронограф» (главные исторические события в жизни средневековой мордвы)

1

1

-

-

-

15

Древние мордовские поселения. Описание памятника истории.

7

6

1

-

-

16.

Прогулка-экскурсия

« Выбор места города»



8

-

-

8

-

17.

Экскурсия по городу

« Острожная гора»



4

-

-

4

-

18.

Старинный город земли мордовской.

2-х дневная поездка в город Темников



14

4

-

6

4

Модуль 4. Традиционная культура Мордовского края

19.

Мордовский характер

10

10

-

-

-

20.

Мордовские умельцы

14

10

-

4

-

21.

Мордовские народные праздники

4

4

-

-

-

22.

Мордовские монастыри

2

2

-

-

-

23.

Старинные села мордовской земли

6

6

-

-

-

24.

Контрольные занятия

2

2

-

-

-

25.

Подготовка и проведение конференций

12

-

4

-

8

26.

Культурно-массовые мероприятия: праздники, вечера, игры и т. д.

16

-

12

4

-




Итого:

144

62

30

38

14



Учебно-тематический план второго года обучения



Тема

Количество часов

всего

теория

практика

индиви-дуаль-ные занятия

в помещении

на местности

1.

Вводное занятие

6

2

4

-

-

Модуль 1. Экскурсионное дело

2.

Культура речи

16

12

4

-

-

3.

Подготовка экскурсии по школьному музею

25

4

4

13

4

Модуль 2. Методика изучения памятников истории и культуры родного края

4.

Составление тезисов научно-популярной статьи по теме « История формирования внешнего облика города»

8

8

-

-

-

5.

Составление конспекта научно-популярной статьи по теме « История планировки и застройки города»

8

8

-

-

-

6.

Составление исторической справки по нескольким источникам по теме

« История названия улиц»



10

2

-

-

8

7.

Составление хронологического конспекта

8

8

-

-

-

8.

Построение экскурсионного рассказа

6

6

-

-

-

9.

Методика подготовки и проведения экскурсии по микрорайону школы или Дворца творчества

37

10

19

4

4

10

Методика проведения экскурсий по городу

34

2

12

4

16

11.

Изучение и анализ архитектурных сооружений г.о.Саранск

18

-

-

18

-

12.

Экскурсионная практика

20

-

-

20

-

13.

Культурно-массовые мероприятия: праздники, вечера, игры и т. д.

20

-

-

20

-




Итого:

216

62

43

79

32


Учебно-тематический план третьего года обучения




Тема

Количество часов

всего

теория

практика

индиви-дуаль-ные занятия

в помещении

на местности

1.

Вводное занятие

1

1

4

-

-

Модуль 1. Экскурсионное дело

2.

Организационная работа экскурсовода

37

1

4

-

-

3.

Экскурсионная практика

54

-

-

48

-

4.

Самостоятельная творческая работа экскурсовода

120

2

2

-

92

5.

Культурно-массовые мероприятия: праздники, вечера, игры и вручение грамот.

4

-

4

-

-




Итого:

216

4

40

48

124


Содержание первого года обучения

Вводные занятия. Требования к экскурсоводу: содержательность и глубина краеведческих знаний, широкий кругозор, высокий уровень культуры общения и речи, владение основами профессиональной экскурсионной деятельности и методикой построения экскурсионных маршрутов, умение управлять экскурсионной группой, любовь к своему делу.

Краеведение – основа профессии. Источники изучения родного края. Краеведческая литература: справочная, научно-популярная, художественная. Практикум в библиотеке: задания, формирующие умения пользоваться справочным аппаратом энциклопедии «Все о Мордовии».

Природное краеведение. История образования Мордовского края. Мордовский край – арена борьбы Московского государства и Казанского ханства. Исторический выбор. Сияжская присяга. Вхождение мордвы в состав русского централизованного государства и его последствия.

Географическое положение республики Мордовия и города Саранска.

Республика Мордовия на карте России. Сопредельные территории. Рельеф и гидрография, города и райцентры.

Памятники природы республики Мордовия. Понятие «памятник». Виды охраняемых территорий в республике. Методика описания культурно-исторических памятников. Справочная литература.

Экскурсионный практикум. Составление маршрута по памятникам природы исторических мест республики.

Этика поведения человека на природе. Снаряжение для несложного похода. Выбор места бивака. Техника безопасности. Работа на стоянке.

Литература о природе края. Самостоятельное описание памятника природы на основе экскурсии и литературных источников. Практикум в библиотеке. Мордовские поэты о родной природе. Встреча с мордовскими поэтами. Прослушивание их произведений.

Экскурсии по темам: «Ботанический сад», «Пушкинский парк», «Мордовские художники». Знакомство с экспозицией Мордовского Республиканского Музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.

Экскурсионное дело. Речь экскурсовода. Значение культуры речи. Языковая норма. Требования к правильной речи. Интонация и ритм. Русская интонация. Ударение и мелодика. Ритм публичной речи-сообщения и речи в форме стихотворения. Практикум по развитию речи. Вечер поэзии «Краски природы в стихах мордовских поэтов».

Историческое краеведение. Памятник истории и культуры (ПИиК). Классификация. Информативность и социальные функции ПИиК. Система учёта. Категории охраны. Древние корни мордовского этноса. Городецкая культура. «Хронограф». Главные исторические события в жизни средневековой мордвы. «Варварское» государство мордвы. Пургас, Пуреш. Легенда о Тюште. Древние мордовские поселения. Поселения Ош Пандо. Андреевский курган. Тяньгушевское городище. Особенности расположения.

Практикум в библиотеке. Описание и составление плана (по материалам экскурсии и литературе).

Прогулка-экскурсия. Выбор места города. Саранский и Инзерский остроги. Места поселений. Экскурсия «Острожная гора». Оборонительные рубежи старого города. План исторической части города с границами Саранского острога.

Старинный город земли мордовской. Двухдневная поездка в город Темников. Достопримечательности: Темниковский историко-краеведческий музей, Мордовский государственный заповедник П. Г. Смидовича, Санаксарский монастырь памятник архитектуры XVIII века. Практикум. Отчёт о поездке: структура, требования к составлению текста и схем.

Традиционная культура Мордовского края. Мордовский характер. Старинные села. Село Усыскино. Потяжский острог. Встреча со старожилами. История села. Мордовская Пишля – старинное мокшанское село. Краеведческий практикум. Работа с энциклопедическим справочником. Занятия в библиотеке.

Мордовские умельцы. Художественные промыслы. Книги об умельцах. Экскурсии. Знакомство с экспозицией музея мордовской культуры.

Народные праздники. «Лифтема па нема озкс», «Масленица», «Крестный ход на реку Инсар». Старинные села и города земли мордовской.

Контрольные занятия. Подготовка и проведение конференции. Культурно-массовые мероприятия в историческом контексте.


Содержание второго года обучения

Вводные занятия. Организационное занятие. История экскурсионного дела. Понятие «экскурсия», классификация и тематика экскурсий. Профессия экскурсовод.

Экскурсионное дело. Культура речи. Нормы произношения. Стиль речи и произношение. Правила произношения. Нормы ударения. Особенности ударения в существительных, прилагательных и глаголах. Практикум. Работа со словарём. Виды словарей. Справочный аппарат. Зачетное занятие «Культура речи».

Подготовка экскурсии по школьному музею. Понятие об экспозиции. Экспозиция школьного музея. Методика и принципы разработки ТЭПа (тематике экспозиционного плана). Фонды музея. Исторические источники. Их виды. Исследовательская работа в музее. Планирование и организация

исследовательской работы в музее. Использование справочной литературы.

Экскурсионный текст. Методика работы с готовым текстом. Экскурсионный показ. Методика и приемы показа. Практикум. Отработка речи, навыков показа и рассказа. Отработка навыков проведения и сдача экскурсии.

Методика изучения памятников истории и культуры родного города. Составление тезисов научно-популярной статьи по теме «История формирования внешнего облика города». Тезисы по теме «История формирования облика». Понятие о тезисах. Последовательность составления.

Составление конспекта научно-популярной статьи по теме «История планировки и застройки». Конспект статьи по теме. Понятие о конспекте. Типы конспектов. Составление тематического конспекта по разделу «Градостроительство».

Составление исторической справки по нескольким источникам: «История названий улиц». Историческая справка по теме. Понятие об исторической справке. Последовательность составления по теме «История названий улиц». Составление хронологического конспекта. Хронологический конспект. Хронологический принцип, его важность при уточнении фактов.

Построение экскурсионного рассказа. Приёмы описания экскурсионного объекта, логические переходы, вступление и заключение.

Методика подготовки и проведения экскурсии по микрорайону школы:


  • выявление памятников культуры и истории в микрорайоне;

  • составление схемы памятных мест;

  • составление экскурсионного маршрута, формулировка главной темы;

  • сбор дополнительных сведений по теме экскурсии. Портфель экскурсовода;

  • составление библиографии;

  • составление конспекта статей;

  • составление экскурсионного рассказа;

  • отработка общего текста экскурсии (вступление, заключение, логические переходы).

Методика проведения экскурсии по городу:

  • выявление мест осмотра экскурсионных объектов;

  • отработка рассказа и показа;

  • пробные экскурсии с последующим обсуждением;

  • Изучение и анализ архитектурных сооружений г.о.Саранск;

  • Защита экскурсионного маршрута и проведение экскурсии;

  • Экскурсионная практика.

Культурно-массовые мероприятия в культурно-историческом контексте.
Содержание третьего года обучения

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Экскурсионное дело в России. Организация туристско-экскурсионной работы в нашей стране. Значение экскурсий.

Организация работы экскурсовода. Правила коммуникативного контакта с группой. Внешний вид экскурсовода. Приёмы активизации внимания. Особенности работы с младшими школьниками. Конкретность мышления, неустойчивость внимания. Методические приемы экскурсионной деятельности. Основы безопасности проведения экскурсий.

Особенности групповой работы со школьниками младшего и среднего возраста в процессе проведения экскурсии. Учет отвлекающих внимание объектов, отбор экскурсионного материала. Прием «заданий».

Экскурсионная практика. Проведение экскурсий с разными возрастными группами школьников с последующим аналитическим обсуждением их результативности.

Самостоятельная творческая работа экскурсовода:



  • выбор темы для изучения;

  • библиографическая работа;

  • конспектирование, выписки;

  • план научного исследования;

  • оформление и содержание исследовательской работы;

  • подготовка текста выступления;

  • защита научного исследования.

Культурно-массовые мероприятия в историческом контексте.
Методическое обеспечение образовательной программы

Формы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), краеведческая игра, работа с источниками Интернет-сайтов, работа с презентациями, составление карт-схем, встреча с интересными людьми, практикуется посещение музеев в г. Саранске.

Методы и приемы работы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, частично-поисковый метод, метод проблемного изложения, практический метод проведения экскурсий.

Дидактический материал.

При работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Республики Мордовии и городе Саранске (достопримечательностей родного края, о населении, о знаменитых людях края), настенный наглядный материал, тематические презентации, портфель экскурсовода, раздаточные материалы, карточки-задания, туристское снаряжение.



Организационное сопровождение: для осуществления целей и задач программы «Юный экскурсовод» созданы необходимые материально-технические условия: специально оборудованное помещение, компьютерный класс с выходом в Интернет, научно-популярная литература, транспорт для экскурсий.
Список литературы:


  1. Абрамов В. К. Вхождение мордовского народа в состав Русского государства / В. К. Абрамов. // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Под общ. ред. Н. П. Макаркина. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2012. – 720 с. С. 78–88.

  2. Алешкин А. С. По незримому следу / А. С. Алешкин. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 1990. – 156 с.

  3. Балабаев Г. В. «Острожок на Саранке»: Повести и рассказы / Г. В. Балабаев. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 1988. – 75 с.

  4. Бахмустов С. Б. Разорванное ожерелье / С. Б. Бахмустов. –Саранск : Морд. кн. изд-во, 2011. – 112 с.

  5. Внеклассная работа по истории (краеведение) / под ред. Д. В. Кацюба. – М. : Провещение, 2010. – 231 с.

  6. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. / И. Д. Воронин. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 2008. – 145 с.

  7. Воронин И. Д. Саранск. Историко-документальные очерки / И. Д. Воронин. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2011. – 177 с.

  8. Всё о Мордовии. Энциклопедический справочник./ Под ред. А. М. Голубчик, В. С. Ивановой, А. С. Лузгина. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2012. – 478 с.

  9. Города и села Мордовии : историко-экономический справочник. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 2010. – 168 с.

  10. Гречухин В. А. Юные краеведы / В. А. Гречухин // Библиотекарь. – №4. – 1995. – С.18–25

  11. Заварюхин Н. В. Охота и рыболовство. Земледелие и животноводство / Н. В. Заварюхин, И. И. Фирстов // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Под общ. ред. Н. П. Макаркина. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2012. – 720 с. С. 176–186.

  12. Иванов С. И. О тех, для тех кто любит край родной / С. И. Иванов // Библиотекарь. – №9 – 2013. – С. 3–11.

  13. Изобразительное искусство Мордовии / под ред. Н. А. Косинец, Н. И. Шибаковой. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2014. – 211 с.

  14. Историческое краеведение / под ред. Д. В. Кацюба. М. : Просвещение, 2015. – 269 с.

  15. История Мордовской АССР/ Под ред. В. З. Дробежевой. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 109 с.

  16. Косенков А. Ф. Я иду по родному городу / А. Ф. Косенков. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 1991. – 190 с.

  17. Крайнов И. В. Детские туристско-краеведческие объединения как среда жизнедеятельности ребенка / И. В. Крайнов / Под ред. А. А. Оспапец. –М. : Просвещение, 2011. – 109 с.

  18. Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 1968. – 314 с.

  19. Куклин А. П. Биография саранских улиц / А. П. Куклин. – Саранск : Морд. кн. изд., 2013. – 169 с.

  20. Легенды и предания Мордвы / Под ред. Л. В. Седова. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2012. – 178 с.

  21. Леонтьев Н. С. Партизанская слава / Н. С. Леонтьев. – Саранск: Морд. кн. изд., 2003. – 169 с.

  22. Макаркин Н. П. Живительный родник истории / Н. П. Макаркин // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Под общ. ред. Н. П. Макаркина. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2012. – 720 с. С. 30–34.

  23. Мокшин Н. Ф. Тайны Мордовских имен / Н. Ф. Мокшин. – Саранск : Морд. кн. изд- во, 1990. – 179 с.

  24. Мордовия / Под ред. Н. А. Ионовой. – Саранск: Морд. кн. изд., 2008. – 252 с.

  25. Мордовия в период феодализма / Под ред. Н. В. Заварюхина. – Саранск, 2013. – 167 с.

  26. Мордовские народные сказки / Под ред. К. Т. Самородова – Саранск, 2011. – 189 с.

  27. Мордовские пословицы и загадки / Под ред. К. Т. Самородовой, Саранск: Морд. кн. изд- во, 2011. – 53 с.

  28. Мордовский народный костюм / Под ред. Т. П. Прокиной, М. И. Суриной, - Саранск: морд. кн. изд- во, 2012. – 94 с.

  29. Мосин М. В. Рассказы из истории Мордовии / М. В. Мосин / Под ред. Е. Г. Осовского, - Саранск: Морд. кн. изд-во, 2001. – 165 с.

  30. Музеи Саранска: справочник. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2012. – 132 с.

  31. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. – М. : Просвещение, 2011. – 145 с.

  32. Петерсон Т. П. Записки о Саранске / Т. П. Петерсон. – Саранск : Морд. кн. изд- во, 2009. – 189 с.

  33. Петровский Н. А. Словарь русских личных имён / Н. А. Петровский, 2014 – 148 с.

  34. Прокина Т. П. Традиционные виды декоративно-прикладного искусства / Т. П. Прокина // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Под общ. ред. Н. П. Макаркина. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2012. – 720 с. С. 526–565.

  35. Работа со школьниками в краеведческом музее / Под ред. Н. Ланковой. – СПб. : Питер, 2011. – 148 с.

  36. Редкие и исчезающие позвоночные животные Мордовии / Под ред. Л. Д. Альбы, В. С. Вечканова. – Саранск: Изд-во морд. ун-та, 2012. – 364 с.

  37. Салищев А. И. Силенок В.Я. «Знаете ли вы Мордовию?» Краеведческая викторина / А. И. Салищев, В. Я. Силенок. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2015. – 64 с.

  38. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Силенский – М. : Просвещение, 1983. – 180 с.

  39. Сиповский В. Д. Родная старина / В. Д. Сиповский. – М. : Просвещение, 2013. – 140 с.

  40. Тонких В. С. Леса Мордовии / В. С. Тонких. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2010. – 112 с.

  41. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. / Под ред. К. Т. Самородовой. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. – 169 с.

  42. Фетисов С. Г. Я живу в Мордовии / С. Г. Фетисов. – М. : Просвещение, 2001. – 176 с.

  43. Черемисеан С. И. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / С. И. Черемесиан. – М. : Аспект-ПРЕСС, 2016. – 290 с.

  44. Чутко Н. Я. История становления человека / Н. Я. Чутко. – М. : НМО «Творческая педагогика», 2013. – 306 с.

  45. Юрченков В. А. Генеалогия в краеведческом исследовании / В. А. Юрченков. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2012. – 169 с.

  46. Юрченков В. А. Люди и нравы / В. А. Юрченков. – Саранск : Морд. кн. изд- во, 2011. – 166 с.

  47. Юрченков В. А. Хронограф / В. А. Хронограф. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2012. – 170 с.

Нормативные документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.58.

  3. Методические рекомендации Управления воспитания и допол­нительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразо­вательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).

  4. Примерные требования к программам дополнительного образо­вания детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспита­ния и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

  5. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлени­ем Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).

  6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министер­ства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).