Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа вступительного испытания в аспирантуру Направление подготовки 45. 06. 01 Языкознание и литературоведение




Скачать 257.56 Kb.
Дата10.01.2017
Размер257.56 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)
Институт филологии и истории


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

в аспирантуру
Направление подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение

Направленность программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

«Литература народов стран зарубежья (английская, немецкая, французская, американская (литература США), шведская, итальянская, венгерская, испанская, швейцарская, австрийская, польская, сербская, словенская, словацкая, чешская, индийская, китайская, монгольская, японская, украинская, белорусская, молдавская, казахская, литовская, латышская, киргизская, армянская, грузинская, азербайджанская, узбекская
Москва 2016
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение

Направленность программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Литература народов стран зарубежья (английская, немецкая, французская, американская (литература США), шведская, итальянская, венгерская, испанская, швейцарская, австрийская, польская, сербская, словенская, словацкая, чешская, индийская, китайская, монгольская, японская, украинская, белорусская, молдавская, казахская, литовская, латышская, киргизская, армянская, грузинская, азербайджанская, узбекская)»

Составители:

д.ф.н. Павлова Н.С.

д.ф.н. Шайтанов И.О.

к.ф.н. Ершова И.В.

к.ф.н. Мурашкинцева Е.Д.

д.ф.н. Морозова И.В.

д.ф.н. Гальцова Е.Д.

к.ф.н. Дмитриева Е.Е.



Программа утверждена

на заседании Научно-методического совета

по аспирантуре и докторантуре

17.12.2015, протокол № 1


© Российский государственный


гуманитарный университет, 2016

© Коллектив авторов, 2016


Пояснительная записка

Настоящая программа предусматривает объем знаний и материала, необходимые для сдачи вступительного испытания по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», направленности программы аспирантуры «Литература народов стран зарубежья (английская, немецкая, французская, американская (литература США), шведская, итальянская, венгерская, испанская, швейцарская, австрийская, польская, сербская, словенская, словацкая, чешская, индийская, китайская, монгольская, японская, украинская, белорусская, молдавская, казахская, литовская, латышская, киргизская, армянская, грузинская, азербайджанская, узбекская)» поступающих на кафедру сравнительной истории литератур РГГУ. Вопросы, определяемые кафедрой для поступающего в аспирантуру, ориентированы на круг проблем, предполагающих полноту знаний об эволюции западноевропейской литературы, специфике ее основных периодов и национальных контекстов.

Содержание программы охватывает материал курса мировой литературы, читаемого на историко-филологическом факультете.

Научная специфика, определяющая характер и уровень настоящего испытания, диктуется направлением работы кафедры СИЛ в русле сравнительно-культурного подхода к изучению литературных явлений. Это, как и принципы исторической поэтики, выдвигает на первый план в качестве ключевых те понятия, которые обращены к литературной динамике, помогают вскрыть законы литературной эволюции в их изменчивости. В то же время компаративный подход предполагает сопоставление не единично рассмотренных фактов, явлений или писателей, но сопоставление литературных контекстов, в пределах которых формируется содержание явлений, обуславливается не только их сходство, но и существенное отличие.

Список литературы является общим рекомендательным наставлением для сдачи вступительного испытания в аспирантуру. Уровень требования вступительного испытания предполагает прежде всего умение ориентироваться в исследовательской литературе теоретического и историко-литературного характера, владение важнейшими методами исследовательского поиска, а также концепциями, являющимися основополагающими для понимания историко-литературных периодов, жанров и творчества крупнейших писателей.
Содержание программы: тематические разделы.

Раздел 1.

Закономерности развития зарубежной литературы. Основные периоды, историко-литературные эпохи. Средневековье. Хронологические границы. Роль античного наследия. Христианство как основной культурообразующий фактор в процессе становления средневековой культуры. Средневековая латинская словесность. Раннесредневековый мифологический и героический эпос. Миф и его роль в средневековой культуре. “Старшая Эдда”. “Кельтский эпос”. Англосаксонский эпос “Песнь о Беовульфе”. Героический эпос XI-XIII веков. “Песнь о Роланде”, “Песнь о Сиде”, “Песнь о Нибелунгах” – три национальных варианта героической поэмы. XII век как вершина развития средневековой культуры и культуры рыцарства. Рыцарская лирика и рыцарский роман: поэзия Прованса, “роман” о Тристане и Изольде; творчество Кретьена де Труа. Формирование и расцвет средневековой городской культуры XIII-XV веков. Городская культура и формирование средневековой драмы. Повествовательные жанры городской литературы: фабльо, шванки, “народная книга”. Аллегорический и животный эпос. Лирика средневекового города. Поэзия Франсуа Вийона. Предвозрождение как историческая культурная проблема (Чосер). Творчество Данте – синтез и итог развития средневековой культуры.
Раздел 2.

Эпоха Ренессанса. Истоки, общие особенности и этапы развития ренессансной культуры. Ренессансный гуманизм. Характеристика отдельных национальных литератур (итальянской, немецкой, французской, испанской и английской); этапы их эволюции и главные представители. Проблемы раннего гуманизма в европейской культуре. Творчество Петрарки и Бокаччо. Гуманистическое “просветительство” и деятельность Эразма Роттердамского. Специфика ренессансной лирики. Поэзия Плеяды как ее характерное воплощение. Роль народно-смеховой культуры в эпоху Возрождения и роман Рабле. Основные тенденции в развитии драматургии в эпоху Возрождения. Творчество Шекспира. Становление прозаических повествовательных жанров в Эпоху Возрождения и роман Сервантеса “Дон Кихот”.


Раздел 3.

XVII век. Хронологические рамки эпохи в странах Западной Европы. Основные направления литературы XVII века. Барокко. Классицизм. Испанская драма “золотого века” (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон). Испанская поэзия (Гонгора и Кеведо) и проза XVII века (Кеведо). Немецкая поэзия (Грифиус) и проза (Гриммельсгаузен). Французская литература XVII века. Этапы ее развития. Поэзия (Малерб, Теофиль Вио, Лафонтен, Буало). Французский театр (Корнель, Расин, Мольер) и проза (Лафайет, Ларошфуко, Лабрюйер). Английская литература, поэзия и драма первой половины XVII века. Творчество Мильтона. Литература эпохи Реставрации.


Раздел 4.

Основные направления в литературе XVIII века (просветительский классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм, рококо). Английская литература. Ранний этап английского просветительского романа (Дефо и Свифт), зрелый этап (Ричардсон, Филдинг, Смоллетт), поздний этап (Стерн и Голдсмит). Английская поэзия и театр (Шеридан). Французская проза первой половины XVIII века (Лесаж и Прево). Раннее Просвещение во Франции (Вольтер и Монтескье). Позднее Просвещение (Дидро и Руссо). Французская драма (Мариво, Бомарше). Особенности итальянского просвещения. Итальянский театр (Гольдони, Гоцци). Немецкая литература. Раннее немецкое Просвещение (Лессинг). Позднее Просвещение (Гердер). Основные этапы творчества Гете и Шиллера. Рубеж ХУ111 - Х1Х веков как важнейший этап в многовековом развитии мировой литературы (крушение риторической культуры, утверждение нового художественного канона)


Раздел 5.

Предромантизм и романтизм. Предпосылки возникновения романтического мировоззрения в искусстве и литературе. Философсие и эстетические основания романтической поэтики. Эволюция романтического мироощущения. Романтизм в Германии. Иенский и Гейдельбергский кружки. Творческий путь Гейне. Романтизм в Англии. “Озерная школы”. Эволюция романтизма в 10-20 годы. Творчество Китса, Байрона, Шелли. Вальтер Скотт и проблема романтического историзма. Романтизм во Франции. Начальный этап его формирования (Сталь, Шатобриан). Эволюция романтизма в 20-30 годы. Творчество Ламартина, Виньи, Мюссе. Эволюция творчества Гюго и Жорж Санд. Трансформация романтической традиции. Поэзия Бодлера. Развитие романтизма в других европейских литературах (Леопарди, Мицкевич, Словацкий). Становление романтизма в США. Творчество Ирвинга, Купера, По.


Раздел 6.

Возникновение и развитие реализма в европейских литературах, его общественно-исторические, философские и историко-литературные предпосылки. Основные принципы реалистического метода. Реализм и романтизм – отличия и взаимовлияния. Эволюция реализма в 40-50 годы. Реализм во французской литературе. Творчество Бальзака, Стендаля, Мериме. Творчество Флобера как новый этап реализма. Этапы реализма в английской литературе. Творческая эволюция Диккенса и Теккерея. Творчество Джордж Эллиотт. Реалистические тенденции и романтическая традиция в немецкой литературе 30-70-х годов, в других европейских литературах (Шарль де Костер), в литературе США 30-60-х годов. Трансцендентализм – философия, эстетика и поэтика. Творчество Готорна и Меллвилла. Поэзия Уитмена.


Раздел 7.

Важнейшие философские и культурологические концепции, влиявшие на интеллектуальную и художественную жизнь рассматриваемого времени: позитивизм, марксизм, Шопенгауэр, Кьеркегор, Карлейль, Тэн. Ницше. Переворот в естественных науках и его последствия для художественной жизни (Дарвин и социальный дарвинизм).

Смена художественных систем: романтизм - классический реализм - символизм - натурализм. Границы, соприкосновения, взаимовлияния, родственность и полемичность.

Поздний романтизм: угасание или модификация эстетической системы. Романтизм как модель национального художественного самосознания: американский вариант художественной системы.

Эстетика и творчество Флобера: начало переход XIX к XX веку в литературе. Жанровая и стилистическая трансформация опыта реалистической литературы XIX века у Флобера. Концепция "незаинтересованного искусства", идея "безличности", доктрина "книги, держащейся исключительно силой стиля". Ослабление "миметической референциальности" и дальнейшая эволюция флоберовских принципов (Мопассан), новая жизнь традиционных литературных форм". Поэтическая революция" середины XIX века в связи с "художественной революцией" импрессионизма и постимпрессионизма. Исчерпанность романтических трактовок поэзии и новое понимание функции поэта как носителя "несчастного сознания" (Бодлер), как летописца социальных изменений и пророка будущего (Уитмен). Урбанизм - важнейшее эстетическое обретение "поэтической революции" (Уитмен, Верхарн, судьбы урбанистической традиции в XX веке). Свободный стих как новая поэтика и как новаторский способ видения мира. Трансформация сущности поэтического слова и поэтического образа (Верлен, Рембо).

Символизм: философские предпосылки, эстетика, свершения. Французский и другие национальные варианты символизма. Место символизма в ряду других эстетических концепций эпохи: символизм и романтизм, символизм и натурализм. Трактовки категорий символа у виднейших представителей символизма, новое понимание категории "реальность".

Натурализм: история становления и развития, творческий опыт, эстетические теории и свершения. Понятие "экспериментальный роман" и связь натурализма с философскими (позитивизм) и естественно-научными доктринами конца XIX века (социальный дарвинизм). Социологизм натуралистического изображения как новое эстетическое качество. Раса - среда - личность в новом соотношении: эпос Золя как предвестие эпичности в литературе XX века.

"Новая драма" в связи с проблемой "художественной революции". Принципы "новой драмы" и ее связи с символизмом (Метерлинк), натурализмом (Гауптман), поздним романтизмом (Ибсен). Переворот в театральном искусстве конца века и "новая драма": Антуан, Рейнхардт, Станиславский.

Символизм в поэзии и драматургии. Конец века и "декаданс" как проблемы перехода от XIX века к XX столетию в художественной культуре. Обоснованность понятия "декаданс" и его семантика. Философские предпосылки декаданса, начало кризиса изобразительной системы XIX века и попытки ее преодоления. Уайльд. Киплинг. Твен. Культура “модерн” “Новая драма”.
Раздел 8.

Девятисотые - девяностые годы как предощущение новой эпохи. Изменившиеся отношения человека и мира и их отражение в литературе. Культура “модерн” в европейских странах. Авангардизм. Модернизм как главное направление в литературе первой половины ХХ века. Новое качество конфликта. Психологизм и его варианты (М.Пруст, Ф.Кафка, В.Вулф). “В поисках утраченного времени” Пруста и техника “потока сознания”. “Поток сознания” у Джойса и В. Вулф. “Интеллектуальный роман” первой половины ХХ века (Т. Манн, Джойс, Кафка, Гессе): “непрямое” изображение существа реальности (принцип соответствий). Монтаж как один из способов организации материала у Дос Пассоса и Деблина. Отношения пространства и времени (Фолкнер). Проблема характера (Музиль, Мориак, Хемингуэй).

Проблема характера и конфликта в драматургии. Концепция мира и организация материала (Пиранделло, О.Нил, Гарсия Лорка). “Эпический театр” Брехта.

Поэзия и новая образность. “Жизнь, проведенная через сжатие” ( П. Сцонди). “Опыт” (Рильке) как снова лирического высказывания. "Слово, не прочно прикрепленное к предмету" (О.Манделыитам) как принцип современной поэзии. Свободная ассоциативность. Аполлинер. Рильке. Элиот.

Человек и мир у экзистенциалистов – философов и писателей второй половины ХХ века (Камю “Посторонний”). Сатира и антиутопия. Игровые формы в современном искусстве. Пародийность, карнавализация. Послевоенная литература. (Г.Белль, Г.Грасс, М.Фриш, Ф.Дюрренматт, П.Вейс, Дж.Фаулз, Мердок, К.Воннегут, У.Эко). Постмодернизм.

Список рекомендуемой литературы
Общетеоретические и философские работы
Ауэербах Э. Мимезис. Проза, мемуары, письма, эссе. М., Прогресс, 1992

Барт Р. Избранные работы. М: Прогресс. 1988.

Беньямин В. Произведение искусства в в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум. 1 996.

Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.


Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1998.

Гадамер Г.Г. Истина и метод. Основы философии герменевтики. М., 1988.


Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль. 1990.


Потебня А.А.. Теоретическая поэтика. М., 1990.


Соссюр Ф.де. Труды по языкознанию. М., 1977.

Структурализм. За и против. М., 1975.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1987.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1981.

Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1998.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс. 1977.


Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа. 1991.


Хейзинга Й. Осень средневековья. М., Наука, 1978.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М.: Радуга. 1991.


Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат. 1991.
Работы по эстетике

Эстетика Ренессанса в 2х т.Мысль, 1990

История эстетики. Памятники эстетической мысли в 5 т.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков и классицистов. МГУ. 1980.

История эстетики в памятниках и документах.

Серия “Литературные памятники”


Сборник Теория метафоры. М., Прогресс, 1990

История западноевропейских литератур (под ред. Ф.Ф.Батюшкова)

Работы Лотмана Ю.М., Лосева А.Ф.

В.М.Жирмунский. Из истории западноевропейских литератур. М., Наука, 1979.

М.Бахтин. Творчество Ф.Рабле.М., 1965.

М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

М.Бахтин. Литературно-критические статьи. М., 1986.

Н.Я.Берковский. Литература и театр. М., 1969.

Л.Гинзбург. О психологической прозе.М., 1971

Л.Гинзбург. Литература в поисках реальности. М., 1987

В.Г.Григ. Избранные работы. М., 1956

Работы по истории литературы


СРЕДНИЕ ВЕКА

Федотов, О. И. История западноевропейской литературы средних веков: идеограммы, схемы, графики [Электронный ресурс] : Учебник - хрестоматия / О. И. Федотов. - 5-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 160 с.

Никола М.И., Попова М.К., Шайтанов И.О.: История зарубежной литературы средних веков. Издательство Юрайт. М., 2013

Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. (главы IV-XIV).

Боура С. М. Героическая поэзия. М.: Новое литературное обозрение. 2002. 790 с.

Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников, М., 1989.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья: пародия в литературе и искусстве IX-XVI веков. М., 1992

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. (Глава: Ментальность, мир эмоций, формы поведения.)

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2002.

Зюмптор П. Средневековая поэтика. М., 2003.

Матюшина И.Г. Древнейшая лирика Европы. М., 1999.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии в средневековой литературе. М., 1976.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.


ВОЗРОЖДЕНИЕ
Шайтанов Игорь Олегович. История зарубежной литературы: эпоха Возрождения : практикум / О. И. Шайтанов. - М. : Дрофа, 2009. - 304 с

Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993.

Античное наследие в культуре Возрождения. М, 1984.

Баткин Л.М. Данте и его время. М.,1965

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль

мышления. М, 1978.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках

индивидуальности. М,1989

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле.

Бранка Б. Боккаччо средневековый. М, 1983.

Виппер Ю.Б. Поэзия плеяды: Становление школы. М, 1976.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.,1986

Голенищев-Кутузов И.Н. творчество Данте и мировая культура.

М.,1971


Державин К.Н. Сервантес. М,1958.

Дживелегов А.К. Данте Алигьери: Жизнь и творчество.

Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.

Культура эпохи Возрождения и Реформация. М., 1981.

Литература эпохи Возрождения. М., 19б7

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978

Пинский Л. Шекспир: Основные начала драматургии. М., 1971

Природа в культуре Возрождения. М,1992

Смирнов А. Из истории западно-европейской литературы. М.-

Л..1965.

Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. М., 1974.

Шенбаум С. Шекспир: Краткая документальная биография. М., 1985.

Эразм Роттердамский и его время. М,1989.

Дантовские чтения; Сервантовские чтения; Шекспировский сборник; Шекспировские чтения.
ХVII ВЕК
История зарубежной литературы XVII века : учеб. пособие по специальности "Филология" направление "Филология" / [А.Н. Горбунов и др.] ; под ред. Н.Т. Пахсарьян. - М. : Высш. шк., 2005. - 486 с..

Виппер Б.Р. Западноевропейское искусство первой трети XVII в.// Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970

Виппер Ю.Б. формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М., 1971

Виппер Ю.Б. О рубеже между литературой Возрождения и XVII века// Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в. М.,1970.

История всемирной литературы. Т.4. М.,1987.

Михайлов А.В. Время и безвременье в поэзии немецкого барокко// Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в. М.,1970.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение исторической эпохи// Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры. 1997.

Морозов А.А. "Маньеризм" и "барокко" как термины литературоведения // Русская литература, 1966, № 3.

Морозов А.А. Проблемы европейского барокко//Вопросы литературы, 1968, № 12.

Морозов А.А. "Симплициссимус" и его автор. Л., 1984.

Пинский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: РГГУ. 2002. С. 27-421.

Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV - XVII века. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

XVII век в мировом литературном развитии. Историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.

Тананаева Л.И. Некоторые концепции маньеризма и изучение искусства Восточной Европы конца XVI и XVII века//Советское искусствознание. Вып. 22, М., 1987.

Чернов И.А. Опыт типологической интерпретации барокко//Уч. зап. ТГУ. Вып.420. Тарту, 1977.

Bazin G. Baroque and rococo. London, 1979

Cioranescu A. Le masque et le visage: du baroque espagnol au classicisme francaise. Geneve,1983

Figures du baroque. Paris, 1983.

Meaillard J.-F. Essai sur 1'esprit du heroes baroques. Paris, 1973.

Sypher W. Four stages of the Renaissance style: Transformations and literature. 1400-1700.NewYoik.l955


ХVIII ВЕК

Соловьева Наталья Александровна. История зарубежной литературы: Предромантизм : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021700 - Филология / Н. А. Соловьева. - М. : Академия, 2005. - 271 с.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1979 (разделы о мениппее, Свифте и Рабле).Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.,1973 (раздел о Гельдерлине).

Дейч А.И. Судьбы поэтов. 3-е изд. М.,1987.

Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. М..1981.

Зверев А.М. Вступительная статья.//Блейк. Стихи. М.,1982.

Золотое перо; Немецкая, австрийская и швейцарская поэзия в русских переводах/ Сост., вступит. статья Г.И.Ратгауза. М.,1974.

Ингер А.Г. Послесловие //Свифт Дж. Дневник для Стеллы. М.,1981.

История зарубежной литературы XVIII века. /Под ред. З.И Плавскина. М.,1991

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М.,1992 (раздел о Гсльдсрлине).

Левин Ю.Д. Оссиан в России// Поэмы Оссиана. М.,1983.

Михайлов А. В. Раздел 11. Эпоха “ готового” слова и ее кризис. Михайлов А. В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры. 1997. С. 509 - 716.

Михайлов А.В. Вступительная статья.//Гёте. Лирика. Фауст. М.,1986.

Муравьев В. С. Джонатан Свифт. М,19б8.

Пинский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: РГГУ. 2002. С. 421 - 679.

Ратгауз Г.И. Гельдерлин // Памятники мировой эстетической мысли. Т.П1. М.,1997.

Свасьян К.А. Гёте. М,1989.

Фридрих Шиллер. Статьи и материалы. М,196б.

Шайтанов И.О. Мыслящая муза. М.,1989.
ХIХ ВЕК. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА

Курдина Жанна Вальтеровна. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм [Электронный ресурс] : Учебное пособие. - Москва ; Москва : Издательство "Флинта" : Издательство "Наука", 2010. - 208 с

Храповицкая Галина Николаевна. История зарубежной литературы : западноевропейский и американский романтизм : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 032900 (050301) - "Рус. яз. и лит".; 033000 (050302) - "Родной яз."; 033200 (050303) - "Иностр. яз." / Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин. - М. : Академия, 2007. - 430 с

Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М.:РГГУ, 1994.

Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М.: Радикс, 1993, с. 13 -23.

Гаспаров М.Л. Три типа русской романтической элегии (индивидуальный стиль в жанровом стиле). - В кн.: Контекст - 1988. М., 1989, с.39-63.

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992.

Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М.: Лабиринт, 1993.

Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом: Спор о драме в период Первой империи. Л.:ЛГУ, 1962.

Реизов Б.Г. Французская романтическая историография (1815-1830). Л.: ЛГУ,

1956.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.: Гослитиздат, 1958.



Эйхенбаум Б.М. Художественная проблематика Лермонтов// Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.,1969, с.181-214.

Ямпольский М.Б. Транспарантная живопись: от мифа к театру.// Советское искусствознание. Вып.21. М.,1986, с.277-305.

Ямпольский М.Б. К символике водопада// Труды по знаковым системам. Т.21. Тарту, 1987, с.26-41.

Abrams M.H. The mirror and the lamp: Romantic theory and the critical tradition. London: Oxford U.P., 1971.

Abrams M.H. Natural supernaturalism: Tradition and Revolution in Romantic literature. N.Y.: Norton, 1971.

Curtius E.R. Balzac. Aufl. Bern: Franckc, 1951. (франц. изд.: Curtius E.R. Balzac./Trad. de 1'allemand par H. Jourda. 4me ed. P.: Grasset, 1933)

Todorov Tz. La crise romantique.- In: Todorov Tz. Theories du symbole. P.: Seuil, 1977

ХIХ век. Вторая половина

Храповицкая Г. Н. Реализм в зарубежной литературе : (Франция, Англия, Германия, Норвегия, США) : практикум : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 (050301) - М. : Академия, 2006. – 286 с.

Храповицкая Г. Н. История зарубежной литературы : западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 (050301) - М. : Академия, 2005

Г.Флобер. О литературе, искусстве, писательском труде. Т. 1-2. М., 1982.

История всемирной литературы. Т. 6-8 (разделы о литературе Западной Европы и США).

Блок А. От Ибсена к Стриндбергу. Крушение гуманизма.

Мандельштам О. Девятнадцатый век: конец романа.

Анненский И. Книги отражений (статьи о Гейне, Ибсене, Леконте де Лиле).

Затонский Д.В.. Европейский реализм XIX века: линии и лики. Киев, 1984.

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1979.

Великовский С.И.. В скрещении лучей. М, 1987 (раздел 1).

Бодлер Ш. Цветы зла. М, 1993 (статьи и комментарии Г.К.Косикова).

Поэзия французского символизма. М.,1993 (статьи и комментарии Г.К.Косикова).

Зингерман Б.И. Очерки драмы XX века. М.,1989



XX век. Первая половина

Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века : учеб.-метод. пособие - М. : МГПУ, 2009. - 247 с. ; 21 см. - Библиогр.: с. 218-232

Шарыпина Т. А. История зарубежной литературы XX века : [учеб. пособие] / Т. А. Шарыпина, В. Г. Новикова, Д. В. Кобленкова. - М. : Высш. шк., 2009. – 582 с.

Ницше Фр. Соч. в двух томах. М.:Мысль, 1990

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М: Радуга, 1991

Хайдегср М. Разговор на проселочной дороге. М: Высшая школа, 1991

Фрейд З.. По ту сторону принципа удовольствия. М.1992.

Фуко М. Слова и вещи. М, 1994.

Антология французского сюрреализма. М.1994.

Зарубежная литература конца Х1Х - начала ХХ века. М.: Academia, 2003. 492 c.

Андреев.Л.Ж. П.Сартр. Свободное сознание XX века. М.: Московский рабочий, 1994.

Великовский С.. Грани несчастного сознания. М:Искусство,1973.

Затонский Д. В наше время. М,1979.

Зверев А. Американский роман 20-х-ЗО-х годов. М,1982.

Зингерман Б. Очерки истории драмы XX века. М:Наука,1979.

Коренева М. Драматургия 0'Нила. M.:Haукa,1990.

Михайлов А. В.. Концепция произведения искусства у Т.Адорно// О современной буржуазной эстетике. М,1977.

Михайлов А. В. Философия М.Хайдеггера и искусство// Современное западное искусство. М.1987.

Павлова Н. Типология немецкого романа. 1900-1945. M.I 982.

Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы XX в. М.1973.

Фрадкин И. Б.Брехт. Путь и метод. М:Наука, 1965.

Хоружий С. "Улисс" в русском зеркале. М.:Тетра, 1994

Есо U. Das offene Kunstwerk. 1977.

Lexikon der Weltfiteratur. Werke. Autoren. Hrsg. von G. Wilpert. Kroncrveriag. 1990,1991.

Munch R. Die Kultur der Modeme. Bd. I, II. Frankfurt/Main. 1993.Английская литература 1945-1980. Наука, 1987

История немецкой литературы. Наука, 1968-1978

История литературы ФРГ. М., Наука, 1980.

Перечень проблем, выносимых на вступительное испытание

Средние века.



  1. Средние века как отдельная культурно-историческая эпоха. Система жанров клерикальной и светской литературы.

  2. Рождение жанра автобиографии. Августин и Абеляр. Личность и индивидуальность в Средние века.

  3. Концепция куртуазной любви в поэзии и рыцарском романе.

  4. Эпическая традиция средневековья. Основные темы и мотивы средневекового мифологического и героического эпоса. Взаимодействие эпики и истории.

  5. Жанровый синтез в «Божественной комедии» Данте. Символизм и аллегоризм в поэме.

Литература Возрождения.



  1. Новый человек – кто он? Я.Буркхардт “Культура Италии в эпоху Возрождения”.

  2. Судьба утопической идеи. Т. Мор, Ф. Рабле.

  3. Гуманизм и Реформация. Эразм Роттердамский и Лютер.

  4. Трагедия ренессансной личности. “Гамлет” Шекспира. Выготский “Трагедия о Гамлете”.

  5. «Дон Кихот» Сервантеса и начало европейского романа.

XVII век.



  1. XVII век как культурно-историческая эпоха. Смена гносеологической модели. Декарт “Рассуждение о методе”.

  2. Барокко и классицизм как две эстетические подсистемы XVII века.

  3. Испанская комедия XVII века. Лопе де Вега и Кальдерон.

  4. Драматургия французского классицизма. Эволюция трагедии в классицизме. Р.Барт о Расине.

  5. Опыт эпического жанра: “Потерянный рай” Мильтона.

  6. Жанр «плутовского романа» и его рецепция в европейской литературе .

XVIII век.



  1. XVIII век как культурно-историческая эпоха в жизни Европы.

  2. Спор о свободе и разуме: “Робинзон Крузо”: и “Путешествия Гулливера”

  3. Эволюция романа воспитания

  4. Сентиментализм как реакция на Просвещение: круг основных идей и жанров

  5. «Фауст» Гете – итоговая книга эпохи Просвещения.

  6. Просветительские идеи в их русской рецепции

XIX век.


  1. Категория творческой оригинальности в романтизме.

  2. Категория творческой оригинальности в романтизме.

  3. Концепции романтической драмы (Дж. Байрон, В. Гюго, Г.Клейст).

  4. Байронический герой в европейском романтизме

  5. Историческая правда и художественный вымысел в историческом романе эпохи романтизма (В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме … и т.д.)

  6. Романтический ориентализм в английской и французской литературе (Дж. Байрон, В. Гюго, Т. Готье)

  7. Функции фантастического у Гофмана и Эдгара По.

Вторая половина XIX века.

30 .Эволюция концепции  среды и проблемы личности во французском романе:  Бальзак и Золя

31. Нравственно –эстетический идеал в английской реалистической литературе : Диккенс и Теккерей.

32. «Объективная эстетика» Г. Флобера как соединительное звено между литературой XIX и  ХХ вв.: проблема автора и стиля.

33.  Становление американского романа: от нативизма романтиков к романам Марка Твена.


Первая половина XX века.

34. Символизм и декаданс в западноевропейских литературах.   

35. Модернизм и авангардизм в литературе – границы понятий и явлений

36. Принципы повествования в «Поисках утраченного времени». Инстинктивная память и традиции fin de siècle

38. Литература «потерянного поколения» (Франция –Ф.-Л. Селин, Германия – Ремарк , США – Хэмингуэй, Фитцжеральд, Великобритания – Олдингтон – на выбор несколько текстов)

39. Роман-миф в литературе ХХ века (Джойс, Т. Манн, М. Турнье)

40. «Эпический театр» Брехта - против Аристотеля и Станиславского.
Вторая половина XX века.

41. Поэтика «нового романа» во Франции

42. Словарь, энциклопедия как модель осмысления мира и литературного творчества (Борхес, Павич и т.д.)

43. Магический реализм в латиноамериканской литературе ХХ века



44. Экзистенциализм в европейской литературе.

  • © Российский государственный
  • Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1998.
  • Потебня А.А.. Теоретическая поэтика. М., 1990.
  • Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа. 1991.
  • Серия “Литературные памятники”
  • Перечень проблем, выносимых на вступительное испытание