Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература Научная отрасль




страница1/8
Дата07.07.2017
Размер1.17 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации
Стерлитамакский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»


Кафедра русской литературы




ПРОГРАММА

Вступительного экзамена в аспирантуру

по специальности

10.01.01 Русская литература

Научная отрасль

10.00.00 Филологические науки

Квалификация (степень) выпускника

кандидат филологических наук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа «История русской литературы» для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 10.01.01 — Русская литература позволяет выпускникам филологических факультетов вузов страны продемонстрировать широту и глубину знаний в области литературоведческих дисциплин, то есть доказать уровень профессиональной подготовки, проверить свою теоретическую и практическую подготовленность к научной деятельности. Подготовка к вступительным экзаменам в аспирантуру стимулирует самостоятельную работу поступающих по систематизации и глубокому осмыслению знаний, полученных в процессе обучения.

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по «Истории русской литературы» учитывает особенности типового учебного плана по русской литературе, предполагающего проблемные образовательные подходы и реализующегося в таких направлениях, как История русской литературы 11-19 веков и История русской литературы 20 века. Подготовка к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности еще раз позволит сформировать профессиональные умения и навыки в анализе и интерпретации литературной классики 11 - 21 веков, на более высоком уровне научного обобщения переосмыслить изученный в вузе историко-литературный материал.

Программа по русской литературе для вступительных экзаменов в аспирантуру основана на концепции, учитывающей, прежде всего, динамику эстетических систем в историко-литературном процессе. Основополагающие категории метода, жанра, стиля, художественной антропологии (тип, характер, персонаж, герой, образ), вопросы сюжетосложения и композиции, авторской позиции и ее выражения в произведении, аспекты поэтики как эстетически-гармонического единства структурных компонентов произведения представлены в историко-литературном освещении и рассматриваются в свете методологических принципов современного отечественного литературоведения.

Настоящая программа нацеливает прежде всего на выявление внутренних, имманентных закономерностей и форм развития литературы как особой, собственно художественной области общеисторического процесса, по-своему связанной с другими областями общественной жизни и внутренними противоречиями в них. В основу программы положены уже утвердившиеся в науке собственно литературоведческие понятия о системных художественных образованиях в истории литературы: это реализм и его разновидности, романтизм и его разновидности, модернизм и его разновидности. Многие произведения, обратившие на себя внимание в свое время, но не вошедшие в уже определившиеся художественные системы, учитываются как переходные между системными образованиями или представляющие проблемно-тематическую остроту и нечто новое в жанрообразовании.

Учитывается и сложное взаимодействие разных художественных систем и отражение этого в творчестве писателей.



I. Устное народное творчество

Устное народное творчество как особая область словесного искусства. Связь его с литературой. Календарные, семейно-бытовые обряды и сопровождающий их фольклор как компонент национальной культуры.

Эпические жанры русского фольклора и их современное состояние (сказки, былины, исторические песни, несказочная проза).

Лирические жанры русского фольклора (песни, причитания, частушки) и их судьба на рубеже тысячелетий.



II. Древнерусская литература (литература XI- XVII веков)

История древнерусской литературы и история древнерусско­го языка.

Этапы филологического изучения древнерусской литературы за последние два столетия. Крупнейшие филологи-древнисты и их труды.

Проблема периодизации древнерусской литературы. Древнейшая дописьменная поэзия на Руси. Возникновение письменной литературы. Древнехристианская книжность на Руси. Жанровая система. Библейские книги. Апокрифы.

Житийная литература. Патерики. Летописи. «Естественнонаучная» литература.

Древнерусская словесность как особый тип литературы («средневековая литература»). Эстетика «литературного этикета» – «эстетика канонов» по терминологии Д.С. Лихачева (или «эстетика тождества» по тер­минологии Ю.М. Лотмана).

«Единство литературы южных и восточных славян в преде­лах до XVI в.» (Д.С.Лихачев). Общая им (православно-христиан­ская) вера как основная причина такого единства. Важнейшие литературные памятники, общие болгарам, православным юго­славам, украинцам, белорусам и русским.

Литература Киевской Руси

Древнейшее летописание. «Повесть временных лет». Исто­рия создания летописи. Летописная легенда о призвании варя­гов; вопрос о так называемой «норманнской теории». Предания о первых русских князьях (Олеге, Игоре, Ольге, Святославе). По­вествование о крещении Руси.

История открытия и перипетии научного изучения «Слова о полку Игореве». Полемика по поводу подлинности «Слова». Во­прос о сохранности текста и композиции памятника. Проблема  втора «Слова», основные гипотезы. «Слово о полку Игореве» и записи в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях о походе Иго­ря (1185). Сюжетно-композиционное мастерство неизвестного ав­тора, его выдающийся литературно-художественный талант. Жанровая уникальность «Слова», синтезирующего черты не­скольких древнерусских жанров. »Слово» и эпос. «Слово» и стиль монументального историз­ма. Богатство образно-словесной символики произведения. Проблема интерпретации «темных» мест в тексте «Слова». Основные литературные переводы и переложения «Слова о полку Игореве». Литература периода средневековой феодальной раздроб­ленности XIII–XIV вв. Летописные свидетельства о монголо-татарском нашествии и борьбе с Ордой.Трогательные проповеди («Слова») Серапиона Владимирского.Повести о татарском нашествии. «Повесть о битве на Калке». «Повесть о разорении Рязани Батыем» и ее фольклорные моти­вы. «Слово о погибели Рускыя земли». Литература периода объединения Северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства (с конца XIV до начала XVI в.) Житийная литература конца XIV-XV вв. (жития, написан­ные Епифанием Премудрым и затем переработанные Пахомием Логофетом; риторическое мастерство авторов; понятие «извития словес»). «Житие Стефана Пермского». «Житие Сергия Радо­нежского». «Повесть о Петре иФевронии» как шедевр литературы.Реальные прототипы героев повести. Проблема ее датировки (XV или XVI в.). Писатель эпохи Грозного Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) как ее вероятный автор. Другие произведения Ер­молая («Повесть о рязанском епископе Василии») Вопрос об исчезновении беллетристических произведений в литературе XVI века. Литература XVII в. Стихотворная «Повесть о Горе и Злочастии» – одно из вер­шинных произведений древнерусской литературы. Методы типи­зации в повести.Русская историческая и бытовая повесть (преимущественно второй половины XVII в.). Повесть о Савве Грудцыне как зачаток русского романа.

Сатирическая литература. «Повесть о Ерше Ершовиче».»Повесть о Шемякином суде». «Калязинская челобитная». Протопоп Аввакум (1620-1682) – служба в Москве в Ка­занском соборе, староверческая оппозиция реформам патриарха Никона.

Аввакум как писатель. «Житие» Аввакума, его жанр и яр­кая стилевая индивидуальность автора. «Книга бесед», «Книга обличений» и др. его сочинения.

Художественное новаторство Аввакума-прозаика, его психо­логизм.

III. Русская литература XVIII века

Русская литература XVIII века как явление переходной культурно-исторической эпохи.

Государственные преобразования петровского времени. Журналистика и публицистика, первая печатная газета «Ведо­мости «.

Органическая связь литературы первых десятилетий века с литературой второй половины XVII столетия; стиль барокко продолжает жить в литературе и в несловесных искусствах. «Пе­тербургское» барокко.

Античное учение о трех стилях, развитое на русской почве: «Риторика» Макария (1617), «Риторика» Феофана Прокоповича (1706), «Предисловие о пользе книг церковных» М.В. Ломоносо­ва (1757). «Риторика» Макария именует три стиля «тремя рода­ми глаголания», подразделяя их на «смиренный, высокий и мер­ный» (то есть низкий, высокий и средний). Феофан в «Ритори­ке», написанной по-латыни, выделяет «stylus sublimus» (высо­кий стиль), «stylus medius» (средний стиль) и «stylus infimus» (низкий стиль). Таким образом, вопреки распространенному мнению, Ломоносов отнюдь не создал теорию «трех штилей». Он сделал другое: оригинально и находчиво применил ее к языку русской литературы XVIII века (в частности, указал на церковно­славянизмы как на прекрасный источник слов и оборотов «высо­кого штиля» именно в нашей литературе).

Проблема барокко и классицизма в русской литературе XVIII века. Старая «глобальная» точка зрения (согласно ей, поч­ти все писатели столетия от Кантемира до Державина были яко­бы «классицистами»; констатировался последующий «переход к сентиментализму» в конце века). Противоположная точка зре­ния, отрицавшая вообще понятие «русский классицизм». Совре­менное понимание проблемы (барочный характер творчества Феофана Прокоповича и Кантемира; барочные элементы в сти­лях Тредиаковского, Ломоносова, Державина и др.; несомненное проявление русского классицизма в строгом смысле – творчест­во А.П. Сумарокова и его школы).

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768), Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), Александр Петрович Су­мароков (1717-1777) - три крупнейших поэта-современника. Их литературное соперничество. Книга «Три оды парафрастиче­ские, чрез трех стихотворцев составленные» (1743).

Жизненный путь М.В. Ломоносова Поэтическое творче­ство Ломоносова. Ода «На взятие Хотина 1739 года», «елисаветинский» цикл од, религиозно-философские оды («Ода, выбран­ная из Иова», переложения псалмов, «Утреннее» и «Вечернее» «Размышление о Божием величестве»), цикл «Разговор с Анак­реоном», незавершенная поэма «Петр Великий». Трагедии Ломо­носова («Тамира и Селим», «Демофонт»). «Письмо о правилах российского стихотворства» (написано в 1739 г., впервые опуб­ликовано в 1778 г.).

Стихотворное творчество Ломоносова-поэта по новым силла­бо-тоническим принципам – основной его вклад в реформу рус­ского стихосложения.

«Малая» и «Большая» риторики Ломоносова; его уникаль­ная попытка перевести в риторику из логики учение о силлогиз­ме; гипотеза о наличии символического смысла у гласных и со­гласных; истолкование метафоры как сопряжения «далекова­тых» идей.

Грамматика Ломоносова – первая научная грамматика рус­ского языка, изданная в России (1755).

М.В. Ломоносов – гордость отечественной культуры, уни­версальный ученый и мыслитель, крупный писатель.

Жизненный путь Александра Николаевича Радищева (1749-1802).»Житие Федора Васильевича Ушакова» (1788).

Жанр «Путешествия из Петербурга в Москву» (1790). «Путе­шествие из Петербурга в Москву», его общественно-историческое значение и его воздействие на русскую литературу XIX века.

Радищев о русских писателях.

Стихи Радищева. «Вольность». «Осьмнадцатое столетие»

Гавриил Романович Державин (1743-1816) – поэт-нова­тор. «Свернутая метафора» (неологизмы – «горорытье», «янство», «тихогром» и т.п.) в стиле Державина, эксперименты с рит­микой, синтаксисом; ввел искусственно «забытую» впоследствии и возрожденную в начале XX века неточную рифму («ассонанс»). Оды Державина: «Фелица» (1782) и другие «екатерининские» оды; «На смерть князя Мещерского* (1779), «Осень во время оса­ды Очакова» (1788), «Водопад» (1791-1794) и др. Духовные оды Державина.

«Суворовские» оды Державина. Ода «На взятие Измаила» (1790) и характер ее связи с «суворовским циклом». Лирические стихотворения ­-­ «Снигирь», «Памятник», «Русские девушки», «Весна», «Лебедь» и др.

Теоретические воззрения Державина на литературу. Книга «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде»,

Державин как человек широких литературных воззрений.

Жизненный путь Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792) Драматургия Фонвизина. «Елагинский» период творчест­ва комедия «Корион» – переработка пьесы Грессе «Сидней».

Комедии «Бригадир» (1769) и «Недоросль» (1782) как клас­сика русской драматургии.

Стихи Фонвизина. «Лисица-казнодей», «К слугам моим».

Проза Фонвизина. «Записки первого путешествия» (1777) – письма, адресованные П.И. Панину, как блестящее произведе­ние допушкинской прозы и ценный общественно-исторический документ. Письма из Италии к сестре как другой яркий образец прозы XVIII в.

Сентиментализм («сентиментальный романтизм») в рус­ской словесности.

Творчество Николая Михайловича Карамзина (1766-1826) в XVIII веке. Его масонские увлечения.

Проза Карамзина. Ранние повести («Евгений и Юлия», «Бед­ная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Остров Борн-голъм», «Сиерра Морена», «Марфа Посадница» и др.).

«Письма русского путешественника» (1791-1792). Образ по­вествователя.

«Письма русского путешественника» Н. Карамзина и жанр «путешествия» в русской литературе XVIII века.

Поэзия Карамзина и ее тенденции к повествовательности. Поэма («богатырская сказка») «Илья Муромец»(1794). Роль Ка­рамзина в развитии белого (безрифменного) стиха.

«Периоды» в прозе Карамзина. Перифрастика в стиле Ка­рамзина.


  1   2   3   4   5   6   7   8

  • ПРОГРАММА Вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10.01.01 Русская литература
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
  • I. Устное народное творчество
  • II. Древнерусская литература (литература XI- XVII веков)
  • III. Русская литература XVIII века