Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 04 эстетика




Дата04.07.2017
Размер56 Kb.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. М. ГОРЬКОГО
Кафедра общественных наук

Утверждаю

Ректор

Варламов А.Н.


_________________
«_14_» _июня_2016

Рабочая программа

вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
09.00.04 – эстетика

Москва 2016



Аспирантура – форма высшего вузовского обучения навыкам научной работы и преподавательской деятельности, предполагающая написание и защиту в установленные для этого сроки кандидатской диссертации. Поступление в аспирантуру Литературного института им. А.М. Горького предполагает сдачу вступительного экзамена по специальности (наряду с экзаменом по философии и иностранному языку).


  1. Данная программа вступительных экзаменов по дисциплине «Эстетика» разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образовательного образования третьего поколения всех специальностей социально-гуманитарного профиля.

  2. Целью программы является задача выявления знаний поступающих в аспирантуру относительно актуальной эстетико-философской проблематики, базовых эстетических категорий, истории становления и развития философии, основных современных эстетических концепций, а также выявление интереса и наклонностей к научно-исследовательской деятельности в области социально-гуманитарного знания.



  1. Ориентировочные вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру

по специальности 09.00.04 – эстетика:


  1. Понятие эстетического сознания. Эстетическое и художественное переживание: общее и особенное.

  2. Становление нового художественного видения: эстетические и культурологические аспекты (по работе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства»).

  3. Г. Зедльмайр о роли художественного процесса в духовной эволюции общества (по работе «Искусство и истина», гл. 5)

  4. Платон об истоках формообразования в искусстве (по работам «Ион», «Пир»).

  5. Образ в искусстве и образ в действительности. Теория мимесиса.

  6. Ж. Маритен о критериях различения «артистической» и «общечеловеческой» морали (по работе «Ответственность художника»).

  7. История человека и история искусства. Способы реконструкции исторической ментальности через язык искусства.

  8. Кант о понятии прекрасного и особенностях произведения искусства. Понятие «целесообразности без цели».

  9. Художественное видение и картина мира. Внешние и внутренние факторы модификации художественных форм.

  10. Художественная идиоматика и проблема осимволичения языка новейшего искусства (по работе М. Мерло-Понти «Око и дух»).

  11. Художественно-исторические циклы и непрерывная история искусств. Дискретность и континуальность художественного процесса.

  12. Формы взаимовлияния бытийной и творческой биографии художника (по работе Ортеги-и-Гассета «В поисках Гете»)

  13. Онтология искусства. Способ существования произведения. Смыслообразование как репродуцирование и порождение.

  14. Ф. Шлегель о природе романтического мироощущения в искусстве и эстетике. Теория иронии. (по работам «Идеи», «Разговор о поэзии»)

  15. Художественный образ и знак. Соотношение «синтаксиса действительности» и «синтаксиса искусства» в разные культурные эпохи.

  16. Эстетическая теория Коллингвуда: искусство как выражение и искусство как воображение (по работе «Принципы искусства»)

  17. Взаимодействие цивилизации и искусства в истории. Эстетико-социологические теории искусства (Бердяев, Швейцер, Адорно, Тойнби).

  18. М. Шапиро об эстетических и культурологических аспектах художественного стиля (по работе «Стиль»)

  19. Искусство как «генофонд» культуры. Возможности искусства в созидании и в разрушении культурных норм.

  20. Немецкая классическая эстетика (Гегель) о природе и исторических судьбах искусства.

  21. Искусство и зритель. Типология восприятия. Понятие катарсиса, художественной установки.

  22. А. Камю о возможностях и предназначении художественного творчества (по работе «Миф о Сизифе»: глава «Философия и роман»)

  23. Искусство в условиях устойчивой и переходной культурной эпохи.

  24. Т. Адорно о природе творчества и формах художественной рефлексии (по работе «Эстетическая теория». Разделы: «Гений», «Фантазия и рефлексия», «Диалектика субъекта и объекта»)

  25. Культурно-историческое бытие мифа. Миф и архетипические формы мышления в искусстве XX века.

  26. Психоаналитические теории искусства: основные понятия и проблемы (Фрейд, Юнг)

  27. Искусство и мораль. Искусство и религия. Проблема нередуцируемости художественного содержания.

  28. Ж.-П. Сартр о природе искусства и социальных функциях творчества (по работам «Что такое литература?» и «Экзистенциализм – это гуманизм»).

  29. Понятие «наивного» и «сентиментального» искусства в эстетике Шиллера.

  30. Многозначность произведения искусства: проблема границ интерпретации. Понятие художественной ценности.

  31. Структурализм о принципах анализа художественного текста.

  32. Формы художественной опосредованности в искусстве модернизма (по работе Н. Саррот «Эра подозренья»)

  33. Искусство и игра: общее и особенное. Игровой фермент во внехудожественных формах эстетического

  34. Андре Бретон. Второй манифест сюрреализма. Эстетические принципы.

  35. Искусство в культуре постмодернизма. Утопизм и антиутопизм. Патетика и ирония. Непреложность и игровое начало.

  36. Искусство и философия (по работам Гадамера «Философия и поэзия», «Философия и литература»)

  37. Осознанное и безотчетное в творчестве. Интенциональность сознания. Понятие творческое стратегии.

  38. Элитарное и массовое в искусстве. Дж. Кавелти о природе формульных повествований в искусстве (по работе «Формульные повествования как искусство и популярная культура»)

  39. Внутренняя логика ренессансной культуры и причины ее кризиса.

  40. В. Беньямин о понятиях художественного оригинала и художественной ауры в новейшем искусстве (по работе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»)

  41. Художественно-исторический цикл. Опыт обнаружения межэпохальных границ в истории искусства. Нетождественность художественного и общекультурного циклов.

  42. Истоки и принципы неклассической эстетики. Теория искусства Ницше (по работе «Рождение трагедии из духа музыки»)

  43. Творчество как самопревышение. Взаимодействие Я и Не-Я в процессе творчества. Проблема целостности и проблема незавершенности творческой личности.

  44. Г. Вельфлин о природе универсалий в искусстве. Пластичность и живописность (по работе «Основные принципы истории искусств»).



  1. Литература, рекомендуемая для подготовки к экзамену в аспирантуру по специальности эстетика:

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977.

Аристотель. Поэтика и Риторика ( в любом издании).

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI – XVII веков.-М.,1992.

Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века.- М., 1983.

История эстетики. Становление эстетики как науки. В 6-ти томах (т.VI не

вышел). –М., 1985-1990.

Лики массовой культуры США. Отв. Ред. А.М. Зверев. –М., 1991.

Лилов Александр. Природа художественного творчества. –М., 1981.

Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. –СПб., 1996.

Ортега – и - Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры. –М., 1991.

Пигулевский Виктор. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. –

Ростов на Дону, «Фолиант», 2002.

Татаркевич В. Античная эстетика. –М., 1977.

Хайдеггер Мартин. Исток художественного творения.// Хайдеггер Мартин. – М.,



1993.

Эстетика природы. М., 1994.



Эстетическое сознание и художественная культура.- Киев, 1983.

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. -М., 1985.
Каталог: sites -> default -> files
files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
files -> Планы семинарских занятий для студентов очного обучения неисторических специальностей Челябинск 2014 ббк т3(2). я7 В676
files -> Бочарникова Наталья Викторовна Перевод названий текстов массовой культуры как инструмент лингвистического маркетинга
files -> Транскрибированный текст
files -> Биография арвинд джейн адрес: f 144 Нанакпура
files -> Ученая степень: кандидат исторических наук Другие должности: Сопредседатель Республиканской партии России Член попечительского совета «Федерации Интернет-образования»

  • «_ 14 _» _ июня _2016 Рабочая программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09.00.04 – эстетика
  • Ориентировочные вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09.00.04 – эстетика
  • Литература, рекомендуемая для подготовки к экзамену в аспирантуру по специальности эстетика