Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа вступительного экзамена в аспирантуру по шифру специальности 17. 00. 03 «Кино-, теле- и другие экранные искусства»




Скачать 216.69 Kb.
Дата01.06.2018
Размер216.69 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА Кафедра кино и современного искусства Программа вступительного экзамена в аспирантуру по шифру специальности 17.00.03 – «Кино-, теле- и другие экранные искусства» (искусствоведение) Москва 2014 Программа вступительного экзамена в аспирантуру 17.00.03 – «Кино-, теле- и другие экранные искусства» (искусствоведение) Составитель: канд. искусствоведения, доц. кафедры кино и современного искусства М.Ф. Казючиц Утверждено на заседании кафедры кино и современное искусство факультета истории искусства РГГУ протокол № от 2014 г. © Российский государственный гуманитарный университет, 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель вступительного экзамена в аспирантуру по истории кино состоит в выявления достаточного уровня знаний для прохождения обучения, написания и последующей защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.03 – «Кино-, теле- и другие экранные искусства». Поступающий должен продемонстрировать: знание основных этапов развития кинематографа, общее представление об актуальных проблемах в сфере телевидения и новых медиа; умение анализировать теоретические и прикладные аспекты становления, развития и функционирования экранных искусств. Программа состоит из четырех разделов, которые рассчитаны на специализацию аспирантов и соискателей 17.00.03 – «Кино-, теле- и другие экранные искусства»: Раздел 1. Кинематограф и киноискусство Раздел 2. История кино Раздел 3. Телевидение Раздел 4. Экранные искусства и новые медиа СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Кинематограф и искусство Понятия «кинематограф», «кино» и «киноискусство», их соотношение. Происхождение кино. Кино в социокультурной ситуации конца ХIХ – начала ХХ века. Основные этапы истории отечественного и зарубежного кино. Кино и другие искусства. Кино и литература, кино и изобразительные искусства. Кино и музыка. Кино и фольклор. Виды кино. Особенности игрового, документального, анимационного кино. Специфика кинематографического синтеза. Фотографическая природа кино. Особенности кинообраза. Эволюция выразительных средств кино. Звук и слово в фильме. Режиссёр как автор кинопроизведения. Роль монтажа в образной структуре фильма. Эволюция киномонтажа. Режиссёр и сценарист, оператор, художник, актёр. Актёр в фильме. Теория «типажа» и «натурщика». Понятие киножанров. Жанры художественного игрового кино. Жанры документального и научного кино. Современные тенденции в жанрообразовании. Кино в системе современной культуры. Реализм, модернизм и постмодернизм в кино. Кино и телевидение. Видеокино. Кино в системе СМК. Перспективы кинематографа и киноискусства в ХХI веке. Раздел 2. История кино Раздел 1. Период немого кино стран Европы, России, США Начальный этап развития французской кинематографии. Творчество Люмьеров. Жанровая характеристика первых фильмов братьев Люмьер. Формирование системы кинематографического повествования. Начало игрового кино. Творчество Жоржа Мельеса. Становление киноиндустрии: Шарль Пате и Леон Гомон Развитие кино в России до 1917 г. Первые показы аттракциона «Синематограф братьев Люмьер» в Санкт-Петербурге (4.05.1896). Александр Дранков (1880-) – первооткрыватель русского кинематографа. Конкуренция Дранкова и Пате: поиск сюжетов, значение документальной съемки Л.Н. Толстого (День 80-летия гр. Л. Н. Толстого). Первый русский художественный фильм А. Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин») (1908 г.). Василий Гончаров - первый русский сценарист и кинорежиссер. Первая экранизация «Пиковой дамы» (1910, постановщик П. Чардынин). Значение исторического фильма «Оборона Севастополя» (1911) для развития мирового киноискусства. Российская кинематография периода мировой войны 1914-1917 гг. Начало войны и резкое увеличение производства собственно российских картин. Развитие жанра салонной мелодрамы. Литературно-психологическое направление. Актерское мастерство И. Мозжухина. Психологизм картины Я. Протазанова «Пиковая дама» (1916). Значение фильма «Отец Сергий» Я. Протазанова для развития реалистических традиций в отечественном кино. Творчество Петра Чардынина. Картина «Молчи, грусть, молчи…» (1918) – вершина творческого мастерства режиссера. Кино во Франции 20-х гг. Идейно-художественные и мировоззренческие основы авангарда. Периодизация авангардного кинематографа Франции. Эксперименты раннего (или «первого») авангарда (до 1924 г.). «Второй» (или поздний) авангард (с 1924 до 1929). Луи Деллюк – теоретик авангарда. Учение Деллюка о фотогении (требование предельной визуальной выразительности запечатленных на экране образов). Вклад в развитие киноязыка режиссеров авангарда (Л.Бунюэль, Р.Клер). От авангарда к реализму. Влияние французского киноавангарда на мировой кинопроцесс. Кино Германии в 20-х гг. Значение фильма «Кабинет доктора Калигари» (1919) в развитии выразительных и повествовательных возможностей кино. Влияние экспрессионизма в живописи Германии на изобразительное решение фильма. Тема неумолимости искупления в фильме «Нибелунги» (1924) Ф. Ланга. Экспрессионизм и реалистические мотивы фильма «Последний человек» (1924) Ф.Мурнау. Кино Великобритании в 20-х гг. Кризис английского кино 20-х годов. Захват британского проката Голливудом. Режиссер и продюсер А. Корда, его роль в реорганизации производственной базы и подготовке нового поколения кинематографистов. «Частная жизнь Генриха УШ» и другие костюмно-исторические фильмы А. Корда. Особенности изобразительного решения. Английская документальная школа. Критические статьи Д. Грирсона. Тематическое и жанровое разнообразие. Поиски выразительных средств, тяга к сближению с игровым кино. Мастера английской сцены на экране: Чарльз Лаутон, Лесли Хоуард, Роберт Донат, Вивиен Ли, Лоренс Оливье. Особенности английской актерской школы. Кинематография США 20-х гг.: основные направления развития. Зарождение и развитие студийной системы Голливуда. Творчество Д.У. Гриффита. Фильм Д.У. Гриффита «Рождение нации» - вершина немого кино. Комедии М. Линдера, Ч. Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда, братьев Маркс. Жанровые признаки кинокомедии. Кинематограф России немого периода после 1917 г. Приход к власти большевиков. Декрет В.И. Ленина о национализации кинодела 27.08.19. Начало советской кинематографии. Гражданская война и общий упадок кинопроизводства. Кинохроника и агитфильмы. Д. Вертов и его вклад в развитие документального кино. «Киноглаз» Д. Вертова. Идеи «Киноправды». Значение фильма «Человек с киноаппаратом» (1929). Послереволюционный этап развития советского кино. Эксперименты Л. Кулешова, «эффект Кулешова». Теория кинонатурщика Л. Кулешова. Фабрика эксцентрического актера (ФЭКС) и художественные идеи его основателей. Экранизация гоголевской «Шинели» (1926). «Монтаж аттракционов» (1923) С. Эйзенштейна. Кинематографический кадр как «слово», «знак», «иероглиф». Всеволод Пудовкин и его путь в кинематографе. Историко-революционный фильм «Мать» (1926) В. Пудовкина о перерождении человека. Создание революционного кино-мифа. «Стачка» (1924) С.М. Эйзенштейна как фильм-аттракцион. Эпическое полотно С.М. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»» (1925). Раздел 2. Рождение и становление звукового кино довоенного периода и после Второй мировой войны в странах Европы, России, США Кино США 30-х гг. «Певец джаза» (1927) и завершение эры немого кино. Переоборудование кинопромышленности в связи с переходом к выпуску звуковых фильмов. Стандартизация жанров в 30-е годы и пути преодоления устоявшихся канонов выдающимися мастерами американского кино. Творчество Ф.Капры. Идиллическое истолкование реальности и оригинальность драматургического построения фильмов «Леди на день» (1933). Творчество У.Уайлера и обращение к произведениям Л.Хелман как литературной основе в фильмах «Тупик» (1937) и «Лисички» (1941). Творческий путь Ч.Чаплина. Кино Франции в 30-е гг. Общая характеристика кинопроцесса 30-х – 40-х гг. Творчество Марселя Карне. «Набережная туманов» (1938) как манифест поэтического реализма. «Под крышами Парижа» Рене Клера. Характеристика творчества Жана Ренуара. Художественные особенности фильма «Великая иллюзия» (Ж. Ренуар). Развитие кино России в 30-50-х гг. Идейно-художественные особенности советского кино эпохи сталинского классицизма. «Окраина» (1933) Б.Барнета. Фильм Георгия Васильева и Сергея Васильева «Чапаев» (1934) – классика советской кинематографии. Фильм Е. Дзигана «Мы из Кронштадта» (1936) как воплощение канона историко-героического повествования. Идейно-художественные особенности фильмов Александра Довженко «Щорс» (1939). Тема истории в трилогии «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939). Обращение к истории в фильме С.Эйзенштейна «Александр Невский». Фильмы Г.Александрова «Веселые реябята», «Волга-Волга» и И.Пырьева «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и их вклад в развитие жанра кинокомедии (музыкального фильма). Развитие итальянского кино в 40-80-х гг. Зарождение итальянского неореализма. Идеология нацизма и итальянская культура в конце 30-х гг. ХХ в. Реалистическая тематика в кинематографе. Роберто Росселлини (1906-1977) и его фильм «Рим – открытый город» как манифест реалистического киноискусства. Социальный аспект фильмов Дж. Де Сантиса («Рим, 11 часов»), В. Де Сики («Похитители велосипедов», «Умберто Д»). Социальная проблематика в неореалистических комедиях: «Чудо в Милане» Де Сики. Тема отчуждения в западноевропейском кинематографе конца 50 – середины 60-х гг. Проблема одиночества, разобщенности и невозможности диалога в картине М. Антониони «Приключение». Проблемы личности и массовой культуры в творчестве Антониони самосознания и идентичности в культуре постмодерна: «Затмение», «Красная пустыня», «Забрийский пойнт», «Ночь», «Фотоувеличение», «Профессия: репортер». Символизм и язык притчи в фильме Ф. Феллини «Дорога». Новые тенденции в мировой культуре, начало постмодерна и фильм «Сладкая жизнь» Феллини. Эстетический анализ психологических основ творчества в фильме «Восемь с половиной» Ф. Феллини. «Экономическое чудо» и расцвет итальянской кинематографии. Традиции неореализма в фильмах Лукино Висконти «Рокко и его братья». Философско-эстетическое своеобразие картин П.П. Пазолини «Мама Рома» (1962), «Евангелие от Матфея» (1964). Итальянский кинематограф и сатирическое разоблачение пороков буржуазного общества периода бума. Жанровые особенности «комедий по-итальянски». «Брак по-итальянски» Де Сики. Процессы политизации искусства в конце 60-х начале 70-х гг. Критика политических институтов в фильме «Конформист» Б. Бертолуччи. Политическая тематика в творчестве Висконти «Гибель богов», Антониони «Забриски-пойнт», Феллини «Репетиции оркестра». Середина 70-х гг. - кризис итальянского кинематографа. Французская «Новая волна» в истории кино Франции 40–60-х гг. Творчество Анри-Жоржа Клузо и его фильмы в стиле «нуар»: «Плата за страх», 1953. Творчество Клод Отан-Лара. Эстетическое своеобразие фильмов Отан-Лора: «Дьявол во плоти», 1947. Изменения в мировом кинопроизводстве. Истоки французской Новой волны. Начало движения Новая волна: Клод Шаброль «Красавчик Серж» (1958), Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (1959), Жан-Люк Годар «На последнем дыхании» (1959). Творчество Алена Рене («Хиросима, любовь моя», 1959). Ж.-Л. Годар и его творчество: «Жить своей жизнью», 1962; «Безумный Пьеро», 1965. Идейно-художественное своеобразие фильма Клода Шаброля «Кузены», 1959. Кино Германии 50-80-х гг. Политическая ситуация в послевоенной Германии. Приток американских картин на прокатный рынок Германии. Первый послевоенный фильм: «Убийцы среди нас» (реж. Вольфганг Штаудте). Возникновение течения «Новый немецкий кинематограф» (Neuer Deutscher Film). Социальный характер фильмов режиссеров ННК. Режиссеры ННК: Вим Вендерс, Фолькер Шлёндорф, Вернер Херцог, Райнер Вернер Фассбиндер. Влияние на Новый немецкий кинематограф французской «Новой волны» (Nouvelle Vague). Идейные и творческие предпосылки расцвета кино ФРГ в 1970-х гг. Творчество Фолькера Шлендорфа. Обращение к литературным произведениям как сценарной основе фильмов. Экранизация романа Генриха Белля «Поруганная честь Катарины Блюм» (1975). Успех фильма «Жестяной барабан» на Каннском фестивале 1979 г. Идейно-художественные особенности картины. Творческий метод Александра Клюге и его картина «Артисты под куполом цирка: безнадежность» (1968). Творчество Вернера Херцога. Творческий союз В. Херцога и К. Кински: «Агирре, гнев Божий» (1972). Творчество Райнера Вернера Фассбиндера. Тематическое и жанровое разнообразие фильмов Фассбиндера: Любовь холоднее смерти, 1969; «Замужество Марии Браун» (1978), «Тоска Вероники Фосс» (1982). Творческий путь Вима Вендерса. «Алиса в городах» (1973) как исследование одиночества. Критика американской массовой культуры в фильме Вендерса «Париж, Техас» (1984). Возвращение в Германию и работа над фильмом Небо над Берлином (1987). Основные этапы развития кинематографа России конца 50-х - начала 80-х гг. Кинематограф «оттепели». «Карнавальная ночь» (1956) Эльдара Рязанова – первый фильм новой эпохи. Стиль Марлена Хуциева в фильме «Весна на заречной улице». Проблема послевоенного поколения в фильмах «Застава Ильича», «Июльский дождь». Актерское мастерство В. Шукшина («Калина красная», 1974). Тема войны в фильмах 60-70-х гг. («Иваново детство» А. Тарковского, «Двадцать дней без войны» А. Германа). Творчество А. Тарковского и его значение для развития кино. Человек–коллектив–государство в работах Л.Шепитько («Крылья», 1966, «Восхождение», 1977), Э.Климова («Иди и смотри», 1985), К. Муратовой («Короткие встречи», 1968), О.Иоселиани («Жил певчий дрозд», 1971), Г.Панфилова («Тема», 1979). В.Абдрашитова («Парад планет», 1984). Художественное и общественное значение фильма Т.Абуладзе «Покаяние» (1984). Основные тенденции в отечественном кино 90-х гг.: символизм, язык притчи. Обновленческие тенденции в кино России 2000-х гг. Кино США 50-80-х гг. Причины упадка студийной системы Голливуда в начале в конце 50-х - начале 60-х гг. Феномен Нового Голливуда и группа молодых режиссеров: Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма, Дэннис Хоппер, Питер Фонда, Питер Богданович. Новая эпоха Голливуда в 70-х гг. Американские независимые кинорежиссеры и их вклад в развитие мирового кинематографа: переосмысление традиционных жанров («Вестсайдская история», реж. Р.Уайз, 1961, «Бонни и Клайд», реж. А.Пенн, 1967). Бунтарь и его идеалы в творчестве Д.Хоппера («Беспечный ездок», 1969), Дж.Шлезингера («Полуночный ковбой», 1969), П.Богдановича («Последний киносеанс», 1971); тема вьетнамской войны на американском экране («Апокалипсис сегодня», 1979, Ф.Ф.Копполы). Постмодернизм в современном кино. П. Гринуэй, Д. Линч, Л. фон Триер. Кино Швеции: И.Бергман Творческие искания И.Бергмана и особенности художественной образности его фильмов «Земляничная поляна»,1957, «Седьмая печать», 1957, «Персона» (1966) и др. Кино Японии 50-70-х гг. Творческий путь Акиры Куросавы и значение его работ для развития кино: «Расёмон» (1950), «Идиот» (1951), «Семь самураев» (1954) и др. Творческий путь Ясудзиро Одзу и значение его работ для развития кино: «Токийская повесть» (1953). Творческий путь Кэндзи Мидзогути и значение его работ для развития кино: Жизнь Охару, куртизанки (1952), Сказки туманной луны после дождя (1953). Раздел 3. Телевидение Понятия «телевидение» и «телеискусство», их соотношение. Происхождение телевидения (ТВ). Взаимодействие и взаимовлияние кино и ТВ. Диалогическая природа телевидения. Виды и жанры ТВ. Телевизионное кино. Многосерийный телефильм (сериал), документальный телефильм, телетеатр. Основные функции ТВ. Телевидение и культура. Искусство, информация, развлечение и пропаганда на современном телевидении. Формирование общественного сознания как основное назначение современного ТВ. Телевидение в системе СМК. Телевидение и шоу : бизнес, телевидение и реклама, телевидение и политика. Эстетика и основные направления развития видеоклипа. Раздел 4. Экранные искусства и новые медиа Средства массовой коммуникации и художественная культура. Понятие «аудиовизуального», «интернет», «новые медиа». «Художественное произведение, текст и «интертекст». Эволюция технических средств передачи информации и статус художественного образа. Искусство в эпоху его технической воспроизводимости. Эволюция кинематографа, телевидения и видео в XXI веке. Компьютер и его культурно-эстетическое значение. Виртуальная реальность и художественная истина. Виды и разновидности компьютерного искусства. Искусство в эпоху интернета. Эстетические проблемы мультимедиа. Духовно-нравственные горизонты современной художественной культуры. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Отечественный кинематограф 70-80-х гг.: основные представители, тематическое своеобразие, художественные особенности. Зарождение кинематографии. Т. Эдисон. Братья Люмьер. Творчество Ж. Мельеса. Советская кинокомедия 30-х годов (Г.Александров и И. Пырьев). Авангард в кинематографе Франции 20-х гг.: основные представители, художественные особенности, основные теоретические положения. Русский дореволюционный кинематограф: жанры, ведущие режиссеры, вклад в отечественную культуру. Творчество Ф. Феллини: основные этапы, особенности изобразительного решения и драматургии. Творческий путь Д. Вертова. Творчество А. Куросавы: важнейшие темы, особенности изобразительного решения и драматургии. Взаимодействие и взаимовлияние кино и ТВ. Творчество И. Бергмана: тематическое своеобразие, особенности изобразительного решения и драматургии. Сериал и его особенности как вида киноискусства Кино Нового Голливуда: Дж.Лукас, С. Спилберг, М. Скорсезе, Ф. Ф. Коппола, Б. Де Пальма Творчество Л.Кулешова. Монтажные эксперименты, значение «эффекта Кулешова» для развития кино. Французская «Новая волна». К.Шаброль, Ф.Трюффо, Ж.-Л.Годар, А. Рене. Творчество С. Эйзенштейна 20-40-х гг.: специфика художественного метода, основные теоретические положения. «Новое немецкое кино» 60-70-х гг.: основные представители, идейное и художественное своеобразие. Творчество А.А. Тарковского: тематическое своеобразие, особенности изобразительного решения и драматургии. «Поэтический реализм» в киноискусстве Франции 30-х гг.: основные представители, особенности изобразительного решения и драматургии. Российский кинематограф 90-2000-х гг.: особенности отечественного кинопроцесса, жанровое и тематическое своеобразие, основные представители. Творчество М. Антониони: основные этапы, особенности изобразительного решения и драматургии. Советское кино периода «оттепели». Обновление тематики и образности. Виртуальная реальность и художественная истина. Искусство в эпоху интернета. Компьютер и его культурно-эстетическое значение. Итальянский неореализм: истоки, основные представители, теоретическая платформа. Особенности становления отечественного кино 1920-х гг. (В.Пудовкин, Л.Кулешов, Л.Трауберг, Г.Козинцев - анализ творчества режиссера. Творчество Ф.Феллини: основные этапы, особенности изобразительного решения и драматургии. Документального кино как вид искусства: особенности жанров, средств выразительности и драматургии. Творческое наследие Д.У.Гриффита: достижения в сфере режиссуры, изобразительного решения и драматургии. Понятия «телевидение» и «телеискусство», их соотношение. Постмодернизм в современном кино: П. Гринуэй, В. Вендерс, Д. Линч, Л. фон Триер. Основные функции ТВ. Телевидение и культура. Художественные особенности кинематографа Германии 20-г гг. Творчество В.И. Пудовкина: тематическое своеобразие, специфика художественных приемов, теоретические работы 20-30-х гг. Творчество Ф.Феллини: основные этапы, особенности изобразительного решения и драматургии. Основные признаки жанровой типологии. Виды и жанры киноискусства. Творческий путь Л. Висконти: основные этапы, особенности изобразительного решения и драматургии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Источники Основные История отечественного кино: хрестоматия: [учебник для студентов вузов] М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания, Науч.-исслед. ин-т киноискусства ; [рук. проекта Л. М. Будяк; сост.: А. С. Трошин и др.]. - М.: Канон , Реабилитация, 2012. – 671 с. Уэллс О. Знакомьтесь - Орсон Уэллс : [пер. с англ.] Орсон Уэллс и Питер Богданович. - М. : Rosebud Publ. : Пост Модерн Текнолоджи, 2011. - 495 с. Вендерс В. Я - туристический агент Искусство кино. - 2003. - N4.-С. 133-139. Годар Ж. -Л. У автора нет ничего, кроме обязанностей Ж. -Л. Годар ; беседу ведут: С. Кагански, Ж. М. Лаланн Искусство кино. - 2010. - N 7. - С. 92-99 Годар Ж.-Л. Фрагменты книги и интервью [Текст] Ж. -Л. Годар ; предисловие Н. Ставровской Искусство кино. - 2010. - N 11. - С. 139-159. Годар Жан-Люк. Я возвращаю права тексту Искусство кино. - 2004. - N8.-С. 74-79. Забриски Пойнт М. Антониони [и др. ] ; пер. с итал. Г. Богемского Киносценарии. - 2010. - N 13. - С. 88-121. Феллини Ф. Репетиция оркестра Ф. Феллини, Т. Гуэрра ; пер. с итал. А. Богемского Киносценарии. - 2010. - N 13. - С. 216-243. Шлендорф Ф. Зло - сильный афродизиак : Текст Фолькер Шлендорф ; беседовал Слава Сергеев Огонек. - 2009. - N 12. - С. 50-51. Херцог В. Я - солдат кинематографа Вернер Херцог ; [беседовал] Антон Долин Эксперт. - 2009. - N 35. - С. 81-82. Вендерс В. Свидание в Палермо Вим Вендерс ; беседу с кинорежиссером вел Михаил Лемхин Новый мир искусства. - 2009. - N 2. - С. 24-27. Шлендорф Ф. Я больше не верю в то, что мир может изменить идеология Фолькер Шлендорф ; беседовала Надежда Старовойтенко Новое время. - 2008. - N 46 (92). - С. 46-47. Вертов Д. Из наследия Дзига Вертов ; [сост., имен. указ., предисл. А.С. Дерябин ; Рос. гос. арх. лит. и искусства, Эйзенштейн. центр исслед. кинокультуры, Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова]. - [М.] : Эйзенштейн-центр, 2004 Вертов, Дзига. Драматургические опыты. М.: Музей кино, 2004. Т.1. – 535 с. Клюге А. Хроника чувств Александр Клюге ; [пер. с нем. С. Ромашко]. - М. : Новое лит. обозрение, 2004. – 384 с. Фассбиндер Р. В. Капли на горячие камни Киносценарии. - 2002. - N3.-С. 46-67. Дополнительные Бергман И. Бергман о кино И. Бергман ; беседовали Стиг Бьеркман и Йунас Сима Киносценарии. - 2007. - N 56. - С. 11-21, 64-75. Бергман И. Ингмар Бергман о съемках фильма Змеиное яйцо И. Бергман Киносценарии. - 2007. - N 56. - С. 112-116. Бергман И. Ингмар Бергман о съемках фильма Фанни и Александр И. Бергман Киносценарии. - 2007. - N 56. - С. 154-159. Бергман И. Ингмар Бергман о фильме Седьмая печать И. Бергман Киносценарии. - 2007. - N 56. - С. 22-25. Бергман И. О жизни и работе И. Бергман ; телевизионное интервью Йорна Доннара Киносценарии. - 2007. - N 56. - С. 242-259. Бергман И. Седьмая печать И. Бергман Киносценарии. - 2007. - N 56. - С. 26-51. Бергман И. Фанни и Александр И. Бергман Киносценарии. - 2007. - N 56. - С. 160-241. Куросава А. Расемон : По рассказам Рюноскэ Акутагавы - Расемон - и -В чаще Киносценарии. - 2002. - N3.-С. 152-168. Триер Л., фон. Все идеи краденные[Текст] Л. фон Триер ; беседу ведет Э. Томпсон Искусство кино. - 2011. - № 6. - С. 115-119. Грасс Г. Жестяной барабан : роман Гюнтер Грасс; [пер. с нем. С. Фридлянд]. - СПб. : Азбука, 2000. - 732 с. Чаплин Ч. С. Моя биография Чарльз Чаплин; Пер. с англ. З. Гинзбург. - М. : Вагриус, 2000. – 508 с. Акира Куросава сост. Л. Завьялова ; вступ. ст. Р. Юренева ; пер. с яп., фр., болг.. - М.: Искусство, 1977. – 286 с. Бергман И. Картины: пер. со швед. Ингмар Бергман. - М. ; Таллинн : Музей кино : Aleksandra, 1997. - 437 с. Бергман И. Латерна магика Ингмар Бергман; Пер. со швед. и коммент. А.А. Афиногеновой. - М. : Искусство, 1989. – 285 с. Бергман И. Осенняя соната: киноповести: пер. с англ. и швед. Ингмар Бергман ; сост.: Б. Ерхова и Н. Пальцева; предисл. Н. Пальцева. - М.: Известия, 1988. – 253 с. Пудовкин В. И. Избранные статьи. - М. : Искусство, 1955. – 462 с. Уэллс О. Уэллс об Уэллсе : Пер. с англ. и фр. - М. : Радуга, 1990. - 447 с. Основная литература История кино Виноградов В. В. Стилевые направления французского кинематографа В. В. Виноградов ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - М. : Канон , Реабилитация, 2010. – 383 с. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России Семен Гинзбург. - М. : Аграф, 2007. – 488 с. Долин А. В. Ларс фон Триер: контрольные работы : анализ, интервью Антон Долин. - М. : Новое лит. обозрение, 2004. - 405 с. Кинематограф оттепели: К 100-летию мирового кино Роскомкино, НИИ кинематографии; [отв. ред. В. Трояновский]. - М.: Материк, 1996. Кн.1. - 1996. – 260 с. Кн.2. - 2002. – 447 с. Кино Европы : режиссер. энцикл. М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства ; [сост. Черненко М. М.]. - М. : Материк, 2002. - 201 с. Кино Италии. Неореализм, 1939-1961 : Пер. с итал.. - М. : Искусство, 1989. - 430с. Кино США на рубеже веков [Т. Н. Ветрова и др. ; редкол.: Т. Н. Ветрова, И. А. Звегинцева, М. Л. Теракопян] ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - М. : Канон , Реабилитация, 2012. - 479 с. Краснова Г. В. Кино ФРГ Г. Краснова. - М.: Искусство, 1987. – 189 с. Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: «Искусство», 1965. Садуль Ж. Всеобщая история кино. - М.: Искусство, 1958-1963. В 5 тт. М.: Искусство, 1958-1963. Теплиц Е. История киноискусства, 1895-1927: пер. с пол. Ежи Теплиц. - М.: Прогресс, 1968. - 334 с. Теплиц Е. История киноискусства, 1939-1945: Пер. с пол.. - М.: Прогресс, 1974. – 312 с. Теория кино Базен А. Что такое кино Сборник статей. М.: Искусство, 1972 Аристарко Г. История теорий кино; пер. с итал. Г.Богемского. - М.: Искусство, 1966. – 352 с. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2005. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. - Таллинн: Александра, 1994. – 214 с. Соколов В. С. Киноведение как наука В. С. Соколов ; [сост. Н. А. Изволов, С. А. Смагина] ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - 2-е изд.. - М. : Канон , Реабилитация, 2010. - 415 с. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского; Киров, М.: Академический проспект; Константа, 2013. - 512 c. Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино: кинематограф в России, 1896-1930 Ю. Г. Цивьян; Латв. акад. наук, Ин-т яз. и лит. - Рига: Зинатне, 1991. – 492 с. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах. М.: Искусство, 1964-1971 Ямпольский М. Б. Язык - тело - случай: [Кинематограф и поиски смысла] Михаил Ямпольский. - М. : Новое лит. обозрение, 2004. – 369 с. Телевидение и новые медиа Багиров Э., Кацев И., Телевидение ХХ век. М., 1978 Богомолов Ю. Хроника пикирующего телевидения. 2000-2002; М., 2004 Богомолов Ю., Вильчек В., Воронцов Ю. Телевидение и художественная культура. М., 1987 Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М., 2003-11-09 Вильчек В. Под знаком ТВ. М., 1987 Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект Пресс, 2011. Дмитриев Л. Теория драматургии телевизионных программ. М., 1990 Документальный видеофильм: этапы становления. Сборник статей. М., 1982 Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. Лакан Ж. Телевидение. М., 2000 Луман Н. Реальность масс-медиа. М.: Праксис, 2005. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: Гиперборея: Кучково поле , 2007. Муратов С. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003 Поэтика телевизионного театра. М., 1979 Режиссер на телевидении. М., 1978 Саппак В.С. Телевидение и мы: четыре беседы. М.: Аспект Пресс, 2007. Средства массовой коммуникации в художественной культуре ХХ века. Т.1-4, М., 2001-2003 Дополнительная литература Виноградов В. В. Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или Мертвецы в отпуске Владимир Виноградов ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства Всерос. гос. ун-та кинематографии им. С. А. Герасимова. - М. : Канон , Реабилитация, 2013. – 279 с. Зоркая Н. М. Кино. Театр. Литература: опыт системного анализа Нея Зоркая. - М.: Аграф, 2010. - 398 с. Зайцева Л. А. Киноязык: искусство контекста Л. А. Зайцева ; Эйзенштейн. центр исслед. кинокультуры, Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова, Каф. киноведения. - М. : [б. и.], 2004. - 243 с. Нусинова Н. И. Когда мы в Россию вернемся... : рус. кинематогр. зарубежье, 1918-1939 Наталья Нусинова ; Науч.-исслед. ин-т киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации, Эйзенштейн. центр исслед. кинокультуры. - М. : Эйзенштейн-центр : НИИ киноискусства, 2003. - 460 с. Эйзенштейн С. М. Избранные статьи С. М. Эйзенштейн ; [ред.-сост., авт. вступ. ст. и примеч. Р. Н. Юренев]. - М. : Искусство, 1956. – 454 с. Российское кино: парадоксы обновления: К 100-летию мирового кино. - М.: Материк, 1995. – 140 с. Справочные и информационные издания Кино Европы: актерская энциклопедия М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства ; [редкол.: Л. А. Алова (отв. ред. и др.)]. - М. : [б. и.], 2009. - 406 с. Звезды Голливуда. - М.: Терра, 1996. – 438 с. История отечественного кино: Документы. Мемуары. Письма Роскомкино, НИИ киноискусства, Рос. гос. арх. лит. и искусства; сост.: В. С. Листов, Е. С. Хохлова. - М.: Материк, 1996. Вып.1. - 1996. – 176 с. Кино России: актерская энциклопедия Науч.-исслед. ин-т киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации; [сост., подгот. текстов, вступ. ст., фильмогр. Л. Парфенов]. - М.: Материк, 2002. Вып. 2. - 2008. – 225 с. Кино России: новые имена (1986-1995): Сценаристы. Режиссеры. Актеры. Операторы. Художники. Композиторы. Продюссеры и дистрибьютеры: справочник Госкино Рос. Федерации, НИИ киноискусства; сост. и ред. справ. Н. Милосердова. - М.: [б. и.], 1996. – 217 с. Кино России: режиссерская энциклопедия М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства; [авт. идеи и сост. Л. М. Рошаль]. - М.: [б. и.], 2010. Т. 1: [А - М]. - 2010. – 334 с. Кино США 90-х годов. Актеры: Новые звезды Голливуда [отв. ред.: И. Звегинцева, М. Теракопян]. - М.: Белый берег, 2000. – 214 с. Кино США на рубеже веков [Т. Н. Ветрова и др.; редкол.: Т. Н. Ветрова, И. А. Звегинцева, М. Л. Теракопян]; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - М.: Канон , Реабилитация, 2012. – 479 с. Кинорежиссеры Скандинавии: Биофильмогр. справ. - М.: [б. и.], 1996. – 122 с. Кремлевский кинотеатр, 1928-1953 : документы Рурский ун-т (Бохум, ФРГ), Ин-т рус. и соет. культуры им. Ю.М. Лотмана, Федер. арх. агентство, Рос. гос. арх. соц.-полит. истории ; сост.: К. М. Андерсон, Л. В. Максименков (отв. сост.) [и др.] ; ред. Г. Л. Бондарева. - М. : РОССПЭН, 2005. - 1117 с. Первый век кино: [попул. энцикл.]. - М.: Локид, 1996. – 711 с. Режиссеры польского кино: Биофильмогр. справ НИИ киноискусства и Авт.-сост. Т.Н. Елисеева. - М.: Белый берег, 1996. – 624 с. Словарь французского кино: [перевод] под ред. Ж.-Л. Пассека [и др.]. - Минск: Пропилеи, 1998. – 512 с. Кино: Энциклопедический словарь гл. ред. С. И. Юткевич. - М. : Сов. энцикл., 1986. - 637 с. Адреса ресурсов Интернет «Энциклопедия отечественного кино. СССРСНГ». – Заглавие с экрана [Электронная база данных]: http:www.russiancinema.ru. Режим доступа: свободный.

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Кинематограф и искусство
  • Раздел 4. Экранные искусства и новые медиа
  • ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Источники Основные
  • Основная литература История кино
  • Телевидение и новые медиа
  • Дополнительная литература
  • Справочные и информационные издания
  • Адреса ресурсов Интернет