Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» Для аспирантов всех специальностей Москва 2011




Скачать 48.01 Kb.
Дата30.01.2017
Размер48.01 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»


Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине

«Философия»
Для аспирантов всех специальностей

Москва 2011



СОСТАВИТЕЛИ
доктор философских наук, профессор М.Ю. Захаров;

доктор философских наук, профессор В.П.Ивановский;

доктор философских наук, профессор Н.С. Семёнкин;

доктор философских наук, профессор В.Н. Жуков;

кандидат философских наук, доцент И.Н. Кудинов

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
Заведующий кафедрой философии,

доктор философских наук, профессор М.Ю. Захаров



ОБСУЖДЕНА

На заседании кафедры философии

Протокол от 9 ноября 2011 г., №3
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:


  • овладение основами философского мировоззрения, моральными и этическими принципами,

  • приобщение к общечеловеческим ценностям,

  • ориентация в сложных общественных процессах,

  • систематическое усвоение принципов и методов познания,

  • развитие навыков логического мышления,

  • освоение общественно- и личностно-значимых стимулов профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:



  • Научить культуре философского осмысления общественных и экономических процессов в современном обществе.

  • Выработать навыки применения современных методов исследования.

  • Научить самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано доказывать и отстаивать собственные убеждения человека, личности, гражданина и патриота.



2. Содержание тем программы дисциплины
Блок 1.


  1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.

  2. Специфика философского знания. Предмет и метод философии. Социальные функции философии.

  3. Древнеиндийская философия.

  4. Древнекитайская философия.

  5. Космоцентризм и поиск субстанций в античной философии.

  6. Философский рационализм Сократа.

  7. Философия Платона.

  8. Философия Аристотеля.

  9. Философия эпохи эллинизма.


Блок 2.


  1. Основные проблемы патристики. Философия Аврелия Августина.

  2. Основные проблемы схоластики. Философия Фомы Аквинского.

  3. Номинализм и реализм как основные направления схоластики.

  4. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

  5. Эмпиризм в философии Нового времени.

  6. Политическая философия Т. Гоббса и Д. Локка

  7. Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

  8. Сенсуализм Д. Локка и субъективный идеализм Д. Юма.

  9. Философия французского Просвещения XVIII века.

  10. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии.

  11. Философская система и метод Гегеля.

  12. Философия Л. Фейербаха.

  13. Философия марксизма и его основные представители.

  14. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.


Блок 3.


  1. Западничество и славянофильство как направления русской философии XIX века.

  2. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Главные проблемы и основные представители.

  3. Философия русского космизма. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

  4. Основные этапы философии позитивизма.

  5. Философия экзистенциализма.

  6. Философия постмодернизма.

  7. Бытие как философская категория. Виды бытия.

  8. Сознание как философская категория. Сознание и познание.

  9. Философское учение о материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени.

  10. Категории, законы и принципы диалектики.


Блок 4.


  1. Познание как предмет философского анализа.

  2. Структура познания. Специфика и основные формы чувственного и рационального познания.

  3. Проблема истины в философии. Критерии истинности.

  4. Наука в системе духовной культуры общества.

  5. Научное познание и его признаки. Научное и вненаучное познание.

  6. Структура и методы научного познания.

  7. Проблема человека в философии. Понятие человека, индивида и личности. Взаимоотношение природного и социального в человеке.


Блок 5.


  1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни и их целостное единство.

  2. Движущие силы и факторы общественного развития. Свобода и необходимость в истории общества.

  3. Периодизация истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы.

  4. Общественный прогресс и его критерии.

  5. Духовная жизнь общества.

  6. Культура как философская проблема. Культура и цивилизация.

  7. Глобальные проблемы современности: философский аспект.

  8. Проблемы управления в истории философской мысли.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература

  1. Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002.

  2. Алексеев П.В. Социальная философия: учеб. пособие. М., 2004.

  3. Алексеев П.В. История философии: Учеб. М.: Проспект. 2006

  4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. М., 2004.

  5. Барулин В.С. Социальная философия: учебник.- 2-е изд., испр. и доп. М., 2002.

  6. Бессонов Б.Н. История и философия науки: Учеб.пособ. М.: Высшая.шк. 2009

  7. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учебное пособие. "НОРМА"2006

  8. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Высш.школа. М.2006.

  9. Введение в философию: учеб. пособие / Авт. Колл.: И.Т. Фролов и др. М, 2004.

  10. Кириленко Г.Г, Шевцов Е.В. Философия. Справочник для студента М., 1999.

  11. Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIIIвека: Учеб. пособ. Гриф. М. Акад.проект. 2006

  12. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта: 2-е изд. М.: Либроком. 2009

  • «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия»
  • ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР Заведующий кафедрой философии, доктор философских наук, профессор М.Ю. Захаров ОБСУЖДЕНА
  • 1. Цели и задачи освоения дисциплины
  • 2. Содержание тем программы дисциплины Блок 1.
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Литература