Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине
«Философия»
Для аспирантов всех специальностей
Москва 2011
СОСТАВИТЕЛИ
доктор философских наук, профессор М.Ю. Захаров;
доктор философских наук, профессор В.П.Ивановский;
доктор философских наук, профессор Н.С. Семёнкин;
доктор философских наук, профессор В.Н. Жуков;
кандидат философских наук, доцент И.Н. Кудинов
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
Заведующий кафедрой философии,
доктор философских наук, профессор М.Ю. Захаров
ОБСУЖДЕНА
На заседании кафедры философии
Протокол от 9 ноября 2011 г., №3
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
-
овладение основами философского мировоззрения, моральными и этическими принципами,
-
приобщение к общечеловеческим ценностям,
-
ориентация в сложных общественных процессах,
-
систематическое усвоение принципов и методов познания,
-
развитие навыков логического мышления,
-
освоение общественно- и личностно-значимых стимулов профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
-
Научить культуре философского осмысления общественных и экономических процессов в современном обществе.
-
Выработать навыки применения современных методов исследования.
-
Научить самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано доказывать и отстаивать собственные убеждения человека, личности, гражданина и патриота.
2. Содержание тем программы дисциплины
Блок 1.
-
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.
-
Специфика философского знания. Предмет и метод философии. Социальные функции философии.
-
Древнеиндийская философия.
-
Древнекитайская философия.
-
Космоцентризм и поиск субстанций в античной философии.
-
Философский рационализм Сократа.
-
Философия Платона.
-
Философия Аристотеля.
-
Философия эпохи эллинизма.
Блок 2.
-
Основные проблемы патристики. Философия Аврелия Августина.
-
Основные проблемы схоластики. Философия Фомы Аквинского.
-
Номинализм и реализм как основные направления схоластики.
-
Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
-
Эмпиризм в философии Нового времени.
-
Политическая философия Т. Гоббса и Д. Локка
-
Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
-
Сенсуализм Д. Локка и субъективный идеализм Д. Юма.
-
Философия французского Просвещения XVIII века.
-
И.Кант – родоначальник немецкой классической философии.
-
Философская система и метод Гегеля.
-
Философия Л. Фейербаха.
-
Философия марксизма и его основные представители.
-
Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Блок 3.
-
Западничество и славянофильство как направления русской философии XIX века.
-
Русская религиозная философия XIX-XX веков. Главные проблемы и основные представители.
-
Философия русского космизма. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.
-
Основные этапы философии позитивизма.
-
Философия экзистенциализма.
-
Философия постмодернизма.
-
Бытие как философская категория. Виды бытия.
-
Сознание как философская категория. Сознание и познание.
-
Философское учение о материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени.
-
Категории, законы и принципы диалектики.
Блок 4.
-
Познание как предмет философского анализа.
-
Структура познания. Специфика и основные формы чувственного и рационального познания.
-
Проблема истины в философии. Критерии истинности.
-
Наука в системе духовной культуры общества.
-
Научное познание и его признаки. Научное и вненаучное познание.
-
Структура и методы научного познания.
-
Проблема человека в философии. Понятие человека, индивида и личности. Взаимоотношение природного и социального в человеке.
Блок 5.
-
Понятие общества. Основные сферы общественной жизни и их целостное единство.
-
Движущие силы и факторы общественного развития. Свобода и необходимость в истории общества.
-
Периодизация истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы.
-
Общественный прогресс и его критерии.
-
Духовная жизнь общества.
-
Культура как философская проблема. Культура и цивилизация.
-
Глобальные проблемы современности: философский аспект.
-
Проблемы управления в истории философской мысли.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Литература
-
Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002.
-
Алексеев П.В. Социальная философия: учеб. пособие. М., 2004.
-
Алексеев П.В. История философии: Учеб. М.: Проспект. 2006
-
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. М., 2004.
-
Барулин В.С. Социальная философия: учебник.- 2-е изд., испр. и доп. М., 2002.
-
Бессонов Б.Н. История и философия науки: Учеб.пособ. М.: Высшая.шк. 2009
-
Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учебное пособие. "НОРМА"2006
-
Богомолов А.С. Античная философия. М.: Высш.школа. М.2006.
-
Введение в философию: учеб. пособие / Авт. Колл.: И.Т. Фролов и др. М, 2004.
-
Кириленко Г.Г, Шевцов Е.В. Философия. Справочник для студента М., 1999.
-
Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIIIвека: Учеб. пособ. Гриф. М. Акад.проект. 2006
-
Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта: 2-е изд. М.: Либроком. 2009
|