Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа вступительного экзамена по современному русскому языку и русской литературе с методиками их преподавания для специалистов-выпускников педагогических университетов по специальности «Язык и литература (русский)»




страница1/7
Дата24.06.2018
Размер0.98 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7


1. Пояснювальна записка
Учебные планы филологических специальностей предусматривают проведение в высшей школе комплексного вступительного экзамена по современному русскому языку и русской литературе с методиками их преподавания. Объединение в один этих дисциплин обеспечивает не только проверку знания четырех самостоятельных предметов, но и умение видеть связь между ними, т.е. осознавать курс современного русского языка и русской литературы как лингвистическую базу курса методики их преподавания.

Программа вступительного экзамена по современному русскому языку и русской литературе с методиками их преподавания для специалистов-выпускников педагогических университетов по специальности «Язык и литература (русский)» состоит из четырех разделов.

Комплексность экзамена по современному русскому языку и русской литературе с методиками их преподавания предполагает включение в тестовые задания 100 вопросов – 25 вопросов по каждой дисциплине. При составлении тестов к вступительным экзаменам целесообразно по возможности так сочетать вопросы, чтобы излагаемые студентом знания по современному русскому языку служили лингвистическим обоснованием для методики изучения в средней общеобразовательной школе. Например, знание грамматических категорий, принципов русского правописания, характера русского словообразования должны быть основой для изложения вопросов формирования у учащихся грамматических понятий и орфографических навыков, для изучения основных грамматико-орфографических тем, методики проведения различных видов грамматического разбора и др.

При разработке тестов учтены все основные темы комплексной программы. Пользуясь программой, следует иметь в виду, что ее вопросы не всегда могут быть тождественны тем, которые включаются в тесты для вступительного экзамена.

На вступительном экзамене студент-филолог должен показать свои знания не только по современному русскому языку, истории русской литературы, но и продемонстрировать теоретические знания методики преподавания языка и литературы в школах с русским языком обучения, а также практические умения и навыки, сформированные в период прохождения педагогической практики.
2. Зміст дисципліни
РОСІЙСЬКА МОВА
ВВЕДЕНИЕ

Современный русский литературный язык как предмет научного изучения и учебная дисциплина. Содержание, объем и задачи курса, соотношение с другими лингвистическими дисциплинами. Границы понятий «современный», «русcкий», «литературный».

Русский язык – национальный язык русского народа, его место в кругу родственных славянских языков и других языков мира. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка. Понятие «норма». Природа нормы, ее характерные черты и становление.

Выдающиеся ученые, писатели, деятели культуры о богатстве и выразительности русского языка.

Кодифицированная и разговорная форма литературного языка. Стилистическая система русского языка. Вопрос о языке художественной литературы.

Русский язык как язык межнационального общения народов стран СНГ и как язык мирового общения.


ФОНЕТИКА

Фонетика, её предмет и задачи. Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Сегментные (звук) и суперсегментные (ударение, интонация) фонетические единицы. Принципы их разграничения.

Фонетическое членение речи: фраза, речевой такт, слог, фонетическое слово, звук. Фонетическая транскрипция.

Артикуляционно-акустическая характеристика русских звуков. Гласные и согласные звуки. Различные определения их. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков.

Чередования звуков. Типы чередований. Фонетические позиционные и исторические чередования. Понятие фонетической позиции. Сильные и слабые позиции гласных звуков. Сильные и слабые позиции согласных звуков по глухости - звонкости и по твердости-мягкости. Позиционные мены и позиционные изменения гласных и согласных звуков.

Русское словесное ударение, его виды. Интонация русской речи. Её фразообразующая функция. Типы русской интонации. Основные типы интонационных конструкций (по Е. А. Брызгуновой). Различи­тельная роль интонации. Акцентологические модели современного русского языка в сопоставлении с украинским.

Слог. Теории слога. Типы слогов. Слогоделение в современном русском языке.

Фонетический анализ слова.


ФОНОЛОГИЯ

Функциональный аспект изучения звуковых единиц. Понятие фонемы в Московской и Ленинградской фонологических школах. Признаки фонемы. Реализация фонем в речи по концепции МФШ и ЛФШ. Состав и система согласных и гласных фонем современного русского литературного языка (в сопоставлении с украинским языком). Синтагматика и парадигматика фонем. Сигнификативно сильные и слабые позиции, перцептивно сильные и слабые позиции фонем. Основной представитель, варианты и вариации фонем. Аллофоны. Нейтрализация фонем. Гиперфонемы. Фонематическая транскрипция, её виды.


ОРФОЭПИЯ

Орфоэпия, её предмет и задачи. Нормы произношения русского литературного языка.

Современные орфоэпические нормы. Произношение безударных гласных. Произношение звонких и глухих согласных в разных позициях. Произношение твердых и мягких согласных. Произношение сочетаний некоторых групп согласных. Произношение отдельных грамматических форм. Некоторые особенности произношения слов иноязычного происхождения.

Устойчивость и изменчивость норм. Тенденции их развития. Понятие старомосковского произношения. Варианты литературных норм (равноправные и допустимые).

Источники отклонения от норм произношения. Произносительные ошибки лиц нерусской национальности, вызванные интерференцией родного языка (при произношении отсутствующих в родном языке звуков, при сочетании звуков, не характерных для родного языка и др.). Современные орфоэпические словари и справочники.
ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

Основные этапы развития письма. Русская графика. Предмет графики. Алфавит (в сопоставлении с украинским). Соотношение букв и звуков в современном русском литературном языке. Обозначение на письме согласных и гласных звуков. Фонематический и позиционный (слоговой) принципы русской графики. Значения букв. Краткие сведения из истории русской графики.

Русская орфография, её предмет и принципы в сопоставлении с украинским языком. Основной принцип современной русской орфографии — фонематический; отступления от него. Проверяемость написаний. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Раздельные, слитные и полуслитные написания. Употребление строчных и прописных букв. Графические сокращения, аббревиатуры, их письменное оформление. Правила переноса слов.

Понятие орфограммы. Орфограммы, регламентируемые фонематическим принципом русской орфографии, фонетическими и традиционными написаниями. Орфографические ошибки, специфичные для лиц нерусской национальности, связанные с интерференцией письма на родном языке, влиянием произносительных ошибок и смешением отдельных морфем.

Краткие сведения из истории русской орфографии.

Современные орфографические словари и справочники. Графический и орфографический анализ слова.


ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЯ, ЛЕКСИКОГРАФИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Предмет и задачи лексикологии русского языка. Лексический уровень и его особенности. Лексико-семантическая система. Лексикология и семантика. Аспекты лексической семантики (семасиология и ономасиология). Основные научные достижения современной лексикологии.


ЛЕКСИКА

Слово как основная значимая единица языка (разносторонний языковой знак). Проблема определения слова. Признаки слова. Функции слова. Вопрос о значении слова в лингвистике. Факторы, определяющие значение лексических единиц. Виды лексического значения (сигнификативное, структурное: синтагматическое (валентность), парадигматическое (значимость), эмотивное, денотативное). Лексическое и грамматическое значение слова. Единицы и категории лексической системы языка. Слово и его лексико-семантические варианты (ЛСВ).

Лексема, лекса. Семема, сема, архисема, дифференциальная сема, контекстуальная сема. Лексическая категория. Смысловая структура слова. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике. Семантическое поле (СП), его структура; лексико-семантическая группа (ЛСГ), тематическая группа (ТГ). Принцип строения ЛСГ. Типы лексических значений слова: по способу номинации – прямое (основное) и непрямое (переносное); по степени семантической мотивированности – немотивированное (непроизводное, первичное) и мотивированное (производное, вторичное); по возможности лексической сочетаемости – свободное и несвободное (фразеологически связанное и синтаксически обусловленное с разновидностью конструктивно ограниченных, или обусловленных); по характеру выполняемых функций – номинативное и экспрессивно-синонимическое. Значение и употребление. Функциональные типы значений слов: идентифицирующие, характеризующие, релятивные.

Однозначность (моносемия) и многозначность (полисемия). Типы многозначности: 1) по характеру языковой мотивированности значений слова (метафорическая и метонимическая); 2) по зависимости частных значений от главного в их взаимосвязи друг с другом (радиальная, цепочечная и радиально-цепочечная); 3) по виду их оппозиции (ассоциативная, ассоциативно-смысловая). Смысловые отношения между лексико-семантическими вариантами (ЛСВ) многозначного слова. Вопрос об общем значении слова. Функционально-стилистическая роль полисемии. Полисемия в толковых словарях русского языка.

Лексическая омонимия в русском языке. Классификация омонимов. Причины возникновения омонимов. Языковые явления, сходные с лексической омонимией. Омонимия и полисемия. Функционально-стилистическая роль омонимии и близких к ней явлений. Явление паронимии в русской лексике. Понятие о словах-паронимах. Причины смешения паронимических слов. Стилистические функции слов-паронимов. Паронимия и парономасия (парономазия). Словари омонимов и паронимов.

Синонимы, их место и роль в лексико-семантической системе русского языка. Понятие о лексических синонимах. Синонимия и полисемия. Синонимический ряд. Доминанта и её особенности. Возникновение синонимов. Синонимы общеязыковые и речевые (контекстуальные). Типы языковых синонимов. Полные (абсолютные) синонимы. Функционально-стилистическая роль синонимов. Словари синонимов.

Антонимы, их типы и роль в лексико-семантической системе. Понятие о лексических антонимах. Классификация антонимов по структуре и семантике (по работам Л.А.Новикова). Явление энантиосемии. Антонимы и полисемия. Различительные признаки антонимов. Антонимические ряды, их виды. Антонимы общеязыковые и речевые. Их функции и стилистическое использование. Квазиантонимы (по Ю. Д. Апресяну).

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Общая генетическая характеристика русской лексики. Основные пути ее формирования. Исконная лексика, ее основные функции. Иноязычные заимствования. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков. Освоение иноязычных заимствований. Лексические кальки. Причины иноязычных заимствований, их функционально-стилистическая роль в лексико-семантической системе. Этимологические словари. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Лексика общенародная (общеупотребительная) и лексика ограниченного употребления. Диалектная лексика, ее виды и роль в языке. Специальная лексика, ее функции. Жаргонная и арготическая лексика. Лингвистическая и социальная оценка жаргонизмов и арготизмов. Диалектные (областные) словари. Терминологические словари.

Лексика русского языка с точки зрения её стилистической дифференциации. Стили языка и стилистическая дифференциация лексики. Стилистически нейтральная лексика. Межстилевая (нейтральная) лексика и её конструктивная роль в организации и функционировании стилей языка. Лексика письменной речи. Основные пласты лексики письменной речи: научная, высокая и официально-деловая. Лексика устной речи. Основные пласты лексики устной речи: разговорная и просторечная. Отражение функционально-стилевой и экспрессивно-стилистической характеристики слов в словарях русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Активный и пассивный запас лексики. Устаревшие слова, их типы. Новые слова, их типы. Окказиональные слова. Функции устаревших слов и неологизмов. Исторические словари. Словари но­вых слов и значений.

Лексико-семантический анализ слова.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Фразеологизм (фразеологический оборот) – основная единица фразеологической системы, его соотношение со словом и свободным словосочетанием. Понятие о фразеологической системе. Состав, структура и значение фразеологического оборота. Однозначность и многозначность фразеологических единиц, их омонимизация. Фразеологические синонимы, их типы, роль в языке. Их отличие от фразеологических вариантов. Фразеологические антонимы, их типы и роль в языке. Фразеологический оборот в его отношении к частям речи. Морфологические свойства фразеологического оборота. Типы фразеологизмов по степени семантической слитности и мотивированности значения. Отражение фразеологического значения в толковых и фразеологических словарях. Системные связи фразеологических единиц, определяемые структурно-грамматическими, генетическими свойствами и характером функционирования. Группы фразеологизмов, объединяемые: а) структурно-семантическими и лексико-грамматическими признаками; б) генетическими признаками; в) стилевой при­надлежностью и стилистической характеристикой; г) активностью или пассивностью употребления. Функционально-стилистическая роль фразеологических единиц. Изменения, происходящие в лексической и фразеологической системах русского языка в современную эпоху. Фразеологические словари. Фразеолого-семантический анализ.


ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Предмет русской лексикографии, ее исторические истоки и тен­денции развития. Краткие сведения из ее истории.

Типы словарей. Основные словари русского языка. Важнейшие толковые словари, принципы их построения. Аспектные словари русского языка: словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, орфографические, орфоэпические, исторические, этимологические, морфемные, словообразовательные, диалектные, словари новых слов, словари иностранных слов, словари ономастические, топонимические, частотные, словари правильности русской речи и трудностей русского языка и т.д.

Фразеография; фразеологические словари русского языка. Учебные школьные словари русского языка, их специфика.


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (ДЕРИВАЦИЯ)

Предмет и задачи словообразования как учения о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразовательной системы с лексикой и грамматикой. Слово и морфема. Морфемный состав слова. Синхронный и исторический (диахронический) подходы к словообразованию.

Основные этапы изучения словообразования.
МОРФЕМИКА

Структура слов. Понятие морфа и морфемы. Объединение морфов в морфему. Алломорфы. Разновидности алломорфов. Варианты морфем. Классификация морфем по разным признакам: а) по роли морфем в слове; б) по значению морфем; в) по месту морфем в составе слова; г) по происхождению.

Корни и аффиксы. Виды аффиксов: префиксы (приставки), суффиксы, окончания (флексии), постфиксы, интерфиксы; вопрос о конфиксах. Суффиксоиды и префиксоиды. Аффиксальные морфемы словообразовательные (деривационные) и словоизменительные. Формант. Аффиксы нулевые и словообразовательные, регулярные и нерегулярные (унификсы), продуктивные и непродуктивные, синонимичные и омонимичные, исконные и заимствованные.

Членимость и производность основ. Членимые и нечленимые основы. Связанные корни (радиксоиды). Уникальные части слова — унификсы и унирадиксоиды. Понятие производности. Признаки производных основ. Соотношение понятий членимости и производности. Содержание и задачи морфемного и словообразовательного анализа.

Исторические изменения в составе слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, диффузия, замещение. Значение этих изменений для развития словообразовательной системы.

Морфонология (Н. С. Трубецкой). Морфонологические особенности словообразования (явления морфемного шва): чередование фонем, интерфиксация, наложение (интерференция) морфов, усечение производящей основы.

Понятие субморфа.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ДЕРИВАЦИЯ

Способы синхронного словообразования: аффиксальные (смешанные и несмешанные — чистые): суффиксальный, сложносуффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный, нулевая суффиксация, префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией, сложение в сочетании с нулевой суффиксацией и др.; неаффиксальные (чистое сложение, сращение, аббревиация (и её виды), усечение). Субстантивация (конверсия) как особый способ синхронного словообразования.

Способы словообразования, относящиеся к историческому словообразованию, т.е. к диахронии (В. В. Виноградов): лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический.

Строение системы синхронного словообразования. Единицы системы словообразования: простейшая единица — морф, основная единица — производное слово, комплексные единицы — словообразовательная пара, словообразовательный тип, словообразовательная категория, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо.

Развитие словообразовательной системы русского языка в современную эпоху.

Словообразовательные словари: словари морфем, гнездовые словари. Обратные словари.

Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слова.
ГРАММАТИКА
МОРФОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Морфология, её предмет и задачи. Слово как словоформа и слово как лексема. Грамматические значения слов. Средства выражения грамматических значений слова. Грамматическая форма. Способы выражения грамматических значений слова. Понятие морфологической парадигмы. Типы парадигм. Грамматическая категория.

Части речи как грамматические классы слов. Принципы классификации частей речи. Явления переходности в системе частей речи. История изучения частей речи в русском языкознании. Части речи в школьной и академической грамматиках.

Основные научные достижения в области морфологии современного русского языка.


ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных: существительные собственные и нарицательные, личные и неличные, одушевленные и неодушевленные, конкретные и отвлеченные, собирательные, вещественные, единич­ные. Грамматические категории имен существительных.

Категория рода, ее значение и грамматическое выражение. Родовая принадлежность имен существительных. Существительные, способные занимать не единственную позицию в родовой классификации. Колебания в роде имен существительных. Существительные, не относящиеся ни к одному из трех родов (существительные общего рода).

Категория числа, ее значение и грамматическое выражение. Существительные, употребляемые в формах обоих чисел; существительные, употребляемые только в единственном числе (singularia tantum) или только во множественном числе (pluralia tantum). Пере­носное употребление форм числа. Случаи расхождения в употреблении форм числа в русском и родном языке обучающихся. Семантические группы существительных, имеющих расхождения в употреблении форм числа в русском (родном) языке обучающихся.

Категория падежа. Система падежей. Вопрос о числе падежей. Основные значения и функции падежей. Способы и средства выражения падежных значений. История звательной формы. Склонение имен суще­ствительных в сопоставлении с украинским. Падеж у неизменяемых существительных. Типы склонения имен существительных. Классификация существительных по типам склонения. Субстантивное склонение (с де­лением на 1-е, 2-е и


3-е). Адъективное склонение. Смешанный тип склонения. Варианты падежных окончаний и их значения. Преобразования в основе при склонении существительных. Типы парадигм по отношению к месту ударения в словоформах. Различия в составе парадигм существительных. Школьная традиция в выделении типов склонения. Разносклоняемые существительные. Склонение существительных pluralia tantum. Несклоняемые существительные. Школьная традиция в изучении падежей существительных.

Синхронное словообразование имен существительных.



Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Совмещение свойств этих разрядов в отдельных группах относительных прилагательных. Отношение притяжательных прилагательных к другим лексико-грамматическим разрядам.

Краткие и полные формы качественных прилагательных; семантические, грамматические и синтаксические различия между ними. Образование кратких форм. Использование полных и кратких форм прилагательных в русском языке в сопоставлении с украинским.

Степени сравнения качественных прилагательных, их значение, образование и употребление. История форм степеней сравнения. Школьная традиция в трактовке степеней сравнения. Формы субъективной оценки качества.

Склонение имен прилагательных. Типы склонения.

Неизменяемые прилагательные,

Переход прилагательных в существительные (субстантивация).

Синхронное словообразование имен прилагательных в современном русском языке.

Имя числительное как часть речи. Типы классификации числительных. Вопрос о порядковых числительных и неопределенно-количественных словах типа много, мало. Школьная традиция в их трактовке.

Количественные числительные, их структура, лексический состав, морфологические и синтаксические особенности, склонение (современные тенденции в их склонении). Дробные числительные. Собирательные числительные.

Особенности лексем «один», «два», «оба», «полтора», «тисяча», «миллион», «миллиард».

Склонение русских числительных в сопоставлении с украинскими.



Местоимение как часть речи. Вопрос о ее статусе.

Классификация местоимений по соотносительности с другими ча­стями речи. Лексико-грамматические разряды местоимений, их значение и грамматические особенности. Склонение местоимений и их употребление в речи (в сопоставительном плане с украинским языком). Переход других частей речи в местоимения. Местоимение как база для образования других частей речи.

История личных местоимений в русском языке.

Глагол как часть речи. Вопрос об объеме глагольной лексемы. Парадигма глагола и ее части. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Две основы глагола, их роль в образовании глагольных форм. Традиционное учение о классах русских глаголов. Продуктивные классы и непродуктивные группы глаголов.

Категория вида. Вопрос о семантическом содержании категории вида. Глаголы совершенного и несовершенного вида, их парадигмы. Значения видов и их оттенки (подвиды). Видовые пары. Критерий видовой парности глагола. Способы образования видовых пар. Особенности образования видовых пар в многозначных глаголах. Двучленные и многочленные видовые корреляции. Видовые цепи (С. О. Карцевский). Особенности образования видовых пар в глаголах движения. Глаголы, не имеющие парных форм другого вида. Двувидовые глаголы. Отсутствие внешнего выражения видового противопоставления у этих глаголов. Способы глагольного действия. Понятие способа действия. Типы способов действия. Связь способов действия с видом (работы Ю. С. Маслова, А. В. Бондарко).

Способы передачи видовых значений русского глагола в родном языке обучающихся.

Краткая история вопроса о категории вида.

Переходные и непереходные глаголы в русском языке.

Категория залога, ее семантическое содержание. Противопоставление двух рядов форм — действительного и страдательного залога. Семантическая несоотносительность некоторых возвратных глаголов с невозвратными. Значения действительного и страдательного залога, их соответствия в родном языке обучающихся. Средства выражения залоговых значений. Возвратные глаголы, их отношение к категории залога. Семантические группы возвратных глаголов. Классификация глаголов по наличию или отсутствию залогового противопоставления внутри парадигмы. Трудные случаи определения залоговой принадлежности. Учение о залогах русского глагола.

Категория времени. Система времен. Значения форм времени. Абсолютные и относительные формы времени. История прошедшего времени. Формы прошедшего времени русского языка в сопоставлении с украинским языком. Взаимосвязь категории времени с другими глагольными категориями (вид, наклонение, лицо). Способы передачи значений временных форм русского глагола в родном языке обучающихся. Употребление форм одного времени в значении другого в речи.

Категория наклонения, ее содержательная сущность. Система наклонений. Изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения. Значения и образование форм наклонений. Их соответствия в родном языке обучающихся. История сослагательного наклонения. Взаимосвязь категории наклонения с другими глагольными категориями (вид, время, лицо). Употребление форм одного наклонения в значении другого в речи.

Категория лица глагола, ее семантическое содержание. Система личных форм глагола. Значения, образование и употребление форм лица (в сравнении с родным языком обучающихся). Род и число в личных формах глагола. Глаголы с неполным набором форм лица. Употребление форм одного лица в значении другого. Безличные глаголы. Спряжение глаголов, типы спряжения. Спряжение глаголов русского языка в сопоставлении с украинским. Связь грамматических категорий (подкатегорий) с частями глагольной парадигмы (подпарадигмами, словоформами). Синхронное словообразование глаголов в современном русском языке.

Причастие. Вопрос о статусе причастия. Глагольные признаки причастий. Признаки причастий, общие с прилагательными. Парадигма причастия. Действительные и страдательные причастия, их образование. Происхождение причастий на щ-, -ащ- в русском языке. Полные и краткие форы причастий, их употребление (в сопоставлении с украинским языком). Временные значения причастных форм. Залоговые корреляции причастий. Причастия, не образующие залоговых корреляций. Переход причастий в имена прилагательные (адъективация). Школьная традиция в трактовке причастий.

Деепричастие. Характеристика деепричастия как формы смешанного глагольно-наречного образования. Вопрос о статусе деепричастия. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида в русском языке, их соответствия в родном языке обучающихся. Происхождение деепричастий в русском языке. Временные значения деепричастий. Синтаксические функции деепричастия и его адвербиализация. Школьная традиция в трактовке деепричастий.

Наречие как самостоятельная и неизменяемая часть речи. Основные семантико-функциональные разряды наречий — определительные и обстоятельственные; их семантические группы. Местоименные наречия. Степени сравнения качественных наречий. Формы оценки наречий. Образование и правописание наречий. Особенности произношения некоторых наречий. Употребление некоторых наречий в роли имени существительного. Синхронные способы словообразования наречий.

Категория состояния как часть речи. Семантические, морфологические и синтаксические признаки категории состояния. Состав слов, входящих в категорию состояния. Разряды безлично-предикативных слов по образованию (происхождению). Вопрос о категории состояния в русской лингвистике.

Модальные слова как особый лексико-грамматический класс, их семантика, грамматические признаки и синтаксические функции. Семантические разряды модальных слов. Образование модальных слов. Отграничение модальных слов от других частей речи.

Вопрос о модальных словах в русской лингвистике.

Служебные слова в современном русском языке. Их общие свойства и функции, роль и место в системе частей речи. Переход полнозначных слов в служебные.

Предлоги. Общее понятие. Семантика и употребление предлогов. Предлоги и падежи. Типы предлогов по структуре, особенностям значения и функционирования. Образование предлогов. Смысловые взаимоотношения предлогов. Предлоги русского языка, их соответствия в украинском языке.

Союзы. Их семантика и употребление. Типы союзов по морфоло­гической структуре и по синтаксическим функциям. Образование союзов. Употребление слов других лексико-грамматических классов в функции союзов.

Частицы, их семантика и функции. Семантические разряды частиц, их многозначность и многофункциональность. Строение частиц. Связь частиц с другими частями речи. Взгляды русских ученых на частицы.

Междометия как особый лексико-грамматический класс слов, их семантическая специфика, грамматические свойства и функции в речи. Междометия русского языка, их соответствия в украинском языке. Структура междометий, их образование (происхождение). Разряды междометий по значению. Эмоциональные междометия. Звукоподражания. Вопрос о звукоподражаниях. Виды звукоподражаний. Грамматические особенности звукоподражаний. Связь звукоподражаний с другими частями речи; отграничение звукоподражаний от междометий. Взгляды русских ученых на междометия.

Переходные явления в области частей речи. Субстантивация. Адъективация. Прономинализация. Адвербиализация. Гибридные слова в системе частей речи. Переход слов из знаменательных в служебные и междометия. Критерии разграничения слов-омонимов разных частей речи.



Примечание. Морфологический анализ частей речи проводится по мере их изучения.
Каталог: sites -> bdpu.org -> files
files -> Жанр нонсенса и поэтика любви: проблемы перевода
files -> Програма вступного фахового випробування з сучасної російської мови та російської літератури з методиками їх викладання для випускників педагогічних університетів за спеціальністю «Мова і література (російська)»
files -> А. Т. Болотов – учёный, писатель, философ
files -> Українсько-російські педагогічні студії
files -> Репрезентация темы любви в финалах романов в. Набокова «лолита» и «камера обскура»
files -> Урочище сто могил
files -> О тенденциях развития современной теории литературы
bdpu.org -> Реализм в литературе рубежа веков
files -> А. П. Чехова Ярославський державний університет імені П. Г демидова українсько-російські педагогічні студії міжвузівський збірник наукових статей Донецьк 2011
  1   2   3   4   5   6   7

  • Зміст дисципліни
  • ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЯ, ЛЕКСИКОГРАФИЯ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
  • СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (ДЕРИВАЦИЯ)
  • ГРАММАТИКА МОРФОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
  • ЧАСТИ РЕЧИ Имя существительное
  • Имя числительное