Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «методология и методика медиаисследований»




Скачать 155.09 Kb.
Дата21.07.2017
Размер155.09 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра истории и теории журналистики

Утверждено

«29» августа 2014 г.

Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель

Направление подготовки

031300.68 «ЖУРНАЛИСТИКА»
Уровень подготовки

МАГИСТР
ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ»

Автор: д-р филол. наук, проф. Родигина Н.Н.



Вид учебной работы

1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа, в том числе:

40 часов

лекции



семинары

36 часов

консультации

4 часа

Самостоятельная работа

31 час

Промежуточный контроль

1 час

Зачетные единицы (кредиты)

2

Новосибирск

2014

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа дисциплины «Методология и методика медиаисследований» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистранта по направлению «Журналистика» и предназначена для магистрантов первого года обучения.

В результате освоения дисциплины «Методология и методика медиаисследований» магистрант получает представление о специфике разных аспектов массовой коммуникации и подходах к их осмыслению и изучению; знакомится с базовыми понятиям и категориями, которые используются в тех или иных подходах к пониманию и изучению явлений массовой коммуникации, с концептуальными различиями исследовательских направлений; может сформировать структуру программы научного медиаисследования как социокультурного феномена и как дискурсивной практики, выделить ее элементы и основные этапы реализации, определить адекватные методы изучения того или иного явления; умеет корректно обращаться с результатами социологических исследований при их использовании в журналистских материалах, аргументировано представлять результаты собственного исследования, производить аналитические обобщения и выводы на основе проведенного исследования, владеет навыками критического прочтения журналистских текстов как социокультурных высказываний (произведений), навыками организации и структурирования исследовательского поиска или проекта, основными техниками и приемами количественного и качественного анализа текстов.
2. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Курс «Методология и методика медиаисследований» входит в базовую часть общенаучного цикла М1 образовательной программы магистратуры «Управление коммуникациями». В качестве входящих компетенций требуются:

способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта;

знание основ организации научного исследования в сфере журналистики.



3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (магистратура), направление подготовки 031300 «Журналистика», студент, прослушавший данный курс, должен обладать следующими компетенциями:

– культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-4);

– способность к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации (ОК-11);

– способность использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-12);

способность порождать новые идеи (ОК-15);

– способность осознать основные проблемы своей предметной области, ориентироваться в постановке задачи и определять способ решения проблем (ОК-16);

– способность и готовность применять знания о современных методах исследования (ОК-17);

– способность и готовность проводить научные исследования и адекватно оценивать их результаты (ОК-21);

– умение анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК -22);

– способность оформлять и представлять результаты выполненной работы (ОК-24);

владение информацией о научных исследованиях в данной сфере, отечественном и зарубежном профессиональном опыте, владение методами ее получения, анализа и накопления (ПК-4);

– способность к анализу и оценке эффективности своей работы, ее сильных и слабых сторон (развитая профессиональная рефлексия), к профессиональному совершенствованию на основе отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

– умение ставить и решать инновационные задачи (ПК-7);

– основательное знание видов и типов научных медиаисследований, принципов разработки их методологии, методики и правил организации исследования, методов анализа и интерпретации полученных данных (ПК-10);

– способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности (ПК-12);

способность к критическому, аналитическому мышлению, к инновационной деятельности; умение самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий (ПК-13);

– владение навыками самостоятельной научно-исследовательской работы: умение анализировать литературу по теме, разработать концептуально-методологические основы, выделить и обосновать проблему, определить объект и предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать адекватные методы исследования (ПК-14);

– умение провести необходимое теоретическое и эмпирическое исследование, проанализировать его результаты, сделать значимые выводы теоретического и профессионально- практического характера (ПК-15);

– умение подготовить исследовательский отчет или научную статью с привлечением современных средств печати и редактирования (ПК-17);

– умение подготовить доклад или научное сообщение, провести их презентацию, владение навыками ведения научной полемики (ПК-18);

– умение подготовить публикацию в прессе по итогам исследования (ПК-19);

– владение навыками дискурсного, стилистического и лингвистического анализа текстов разных жанров публицистического стиля (ПК-67);

умение реализовывать программу научного исследования журналистики как социокультурного феномена и как дискурсивной практики, как последовательность логически взаимосвязанных этапов, аргументированно представлять результаты собственного исследования (ПК-69);

– умение производить аналитические обобщения и выводы на основе проведенного исследования, выстраивать аналитическую аргументацию на основе сделанных обобщений (ПК-70);

владение навыками организации и структурирования исследовательского поиска или проекта (ПК-71).


4. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать специфику разных аспектов массовой коммуникации и подходах к их осмыслению и изучению;

– базовые понятия и категории, которые используются в тех или иных подходах к пониманию и изучению явлений массовой коммуникации;

– концептуальные различия исследовательских направлений;

– особенности и принципы организации фундаментально-теоретических и прикладных медиаисследований, разработки программы, выбора методов, отбора эмпирического материла; существующие методологии и методики научного исследования журналистики; философские основы массовой коммуникации и современного журнализма;

уметь сформировать структуру программы научного медиаисследования как социокультурного феномена и как дискурсивной практики, выделить ее элементы и основные этапы реализации, определить адекватные методы изучения того или иного явления;

– корректно обращаться с результатами социологических исследований при их использовании в журналистских материалах, аргументированно представлять результаты собственного исследования, производить аналитические обобщения и выводы на основе проведенного исследования;

ориентироваться в современных теориях массовой коммуникации, производить аналитические обобщения и выводы, выстраивать аналитическую аргументацию на основе сделанных обобщений;

– самостоятельно проводить исследования актуальной проблемы, реализовывать программу исследования журналистики как последовательности логически взаимосвязанных этапов, аргументированно представлять результаты, производить аналитические обобщения и выводы;



владеть навыками критического прочтения журналистских текстов как социокультурных высказываний (произведений), навыками организации и структурирования исследовательского поиска или проекта, основными техниками и приемами количественного и качественного анализа текстов.
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа, в том числе:

40 часов

лекции



семинары

36 часов

консультации

4 часа

Самостоятельная работа

31 час

Промежуточный контроль

1 час

Зачетные единицы (кредиты)

2


5.2. Учебно-тематический план курса

Наименование тем

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

лекции

семинары

Тема 1. Подходы к пониманию и изучению массовой коммуникации




4

4

8

Тема 2. Прикладные аспекты и методы изучения массовой коммуникации




4

4

8

Тема 3. Правила интерпретации и презентации социологических данных в журналистской практике




4

4

8

Тема 4. Научные исследования и журналистика, научные исследования в журналистике




4

4

8

Тема 5. Структурно-семиотический анализ журналистского текста




4

4

8

Тема 6. Дискурсный анализ текстов СМИ




6

4

10

Тема 7. Нарративный анализ журналистского текста




4

4

8

Тема 8. Миф и идеология в журналистском дискурсе




6

3

9

Консультации










4

Промежуточный контроль










1

Итого




36

31

72


5.3. Содержание разделов и тем
Тема 1. Подходы к пониманию и изучению массовой коммуникации

Классификация подходов к анализу МК по Д. Мак Куэйлу. Краткий обзор теоретических разработок и методологических установок различных направлений в исследованиях МК (структурно-функциональный анализ, идеологический критицизм, семиологические подходы, постмодернистские концепции).


Тема 2. Прикладные аспекты и методы изучения массовой коммуникации

Структура СМК: структурные единицы системы СМК И СМИ, подструктуры, функции структурных элементов. Особенности структурно-функционального анализа. Адресат МК: различение типов аудиторий с точки зрения психологии масс (толпы, массы, рассредоточенные анонимные аудитории, индивиды). Аудитория как активный участник процесса МК. Аудитория как пассивный потребитель смыслов. СМК и манипулирование массами: идеология и социальная мифология. Эффекты МК на уровне аудитории: мгновенные и отсроченные, планируемые и непланируемые. Сила мифа общественного мнения. Спираль молчания Ноэль-Нойман. Способы и методы изучения аудитории. Измерение коммуникативного и потребительского поведения. Опросы, фокус-группы, групповые интервью, рейтинги. Задача, выбор метода, корректность в обращении с данными. Содержание МК. Множество знаковых систем. Декодирование и интерпретация. Аудиовизуальный текст и его знаковые системы. Тексты медиа, контексты и эффекты интерпретации. Методы анализа текстов медиа. Контент-анализ. Интент-анализ. Дискурс-анализ. Другие подходы к изучению содержания мадиатекстов: психоаналитический, идеологический критицизм, концептный анализ.



Тема 3. Правила интерпретации и презентации социологических данных в журналистской практике

Целесообразность и принципы оперирования социологической информацией в журналистских материалах. Презентация и интерпретация данных, полученных из соответствующих квалифицированных источников. Примеры некорректного использования социологических данных, этические регламентации. Применение социологических методов в журналисткой работе. Предвидение эффектов интерпретации социологических данных. Ответственность перед аудиторией и исследовательскими коллективами.


Тема 4. Научные исследования и журналистика, научные исследования в журналистике

Использование результатов научных исследований в работе журналиста, проектирование собственного исследования. Исследовательская программа: структура и основные этапы. Источники информации, их основные виды. Основные исследовательские стратегии и способы анализа данных в рамках каждой из стратегий. Текст как специфический источник информации.


Тема 5. Структурно-семиотический анализ журналистского текста

Знак и язык. Конвенциональная природа знака. Типология знаков. Коммуникативная природа семиозиса. Язык как система знаков. Коммуникативная функция языка. Язык и речь. Языки культуры и проблема переводимости. Семиотическая триада: семантика, синтактика, прагматика. Принципы и понятия структурного анализа: оппозиция и различение, инвариант и варианты, структура и доминанта, синхрония и диахрония. Постструктуралистская парадигма: преодоление принципа структурности, понятия поля и сети. Принцип серийности.


Тема 6. Дискурсный анализ текстов СМИ

Социальные и культурные факторы коммуникации. Коммуникативные стратегии культуры. Составляющие коммуникативной ситуации: а) адресант, высказывание, адресат; б) ментальность, язык, ситуация; в) текст, жанр, дискурс. Высказывание как целостная коммуникативная единица. Текст и высказывание. Жанр как совокупность коммуникативных и текстуальных признаков высказывания. Дискурс как социально и культурно обусловленная традиция общения.


Тема 7. Нарративный анализ журналистского текста

Процессы и их ментальная фиксация в виде фактов. Факт и событие. Различные определения события. Событие как значимость для определенной точки зрения. Нарратив и событие. Событие и действие. Фабула и сюжет как взаимосвязанные аспекты нарратива. Мотивно-функциональная структура нарратива. Персонаж в его отношении к мотиву и повествовательной функции. Герой как смысловое и эстетическое целое в системе нарратива. Биографический и историографический дискурсы в их нарративных аспектах. Нарративный дискурс в журналистике.


Тема 8. Миф и идеология в журналистском дискурсе

Семиотические проблемы мифа. Мифологический компонент языковой картины мира. Структура и технология современной мифологии. Политические, научные и культурные мифы. Идеология и язык. Идеология и дискурс. Агональная коммуникация. Миф и идеология в медиа.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
6.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

С одной стороны, самостоятельная работа предполагает чтение литературы по курсу в соответствии с обозначенной в программе тематикой, поскольку ограниченность лекционного времени не позволяет достичь требуемой глубины освоения дисциплины только за счет лекционного материала. С другой стороны, одним из заданий является небольшое самостоятельное исследование, которое рассматривается как практикум по курсу.


6.1.1. Темы для самостоятельных исследовательских проектов

Темы исследований обсуждаются индивидуально, по возможности учитывается специфика дипломной работы студента. Формулирование проблемы и программа исследования является первым заданием, предоставление аналитического отчета по результатам – вторым.

Примерные темы исследований:

1. Социальная реальность глянцевых журналов для женщин (на примере…).

2. Дискриминационный дискурс в текстах массмедиа (на примере…).

3. Многоаспектный анализ аудиовизуального текста программы…

4. Манипулирование данными опросов общественного мнения в текстах масс-медиа (на примере предвыборной кампании…).

5. Мониторинг сообщений о действиях региональных властей (по материалам двух региональных газет).


6.1.2. Итоговое собеседование

Итоговое собеседование предполагает обсуждение самостоятельной практической работы студента (программы исследования, аналитического отчета, трудностей, возникших в процессе исследования). Знание теоретического материала курса оценивается по результатам беседы на одну из обозначенных в программе тем и обсуждения самостоятельно прочитанной литературы по курсу.


6.2. Литература и источники

Основная литература

  1. Дэннис, Эверетт. Беседы о масс-медиа : [пер. с англ.] / Эверетт Дэннис, Джон Мэррилл ; Ин-т "Открытое общество" .— Москва : Рос.-Амер. информ. центр : Вагриус, 1997

  2. Шарков, Ф.И. Социология массовой коммуникации: учебное пособие / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. - М. : Академический проект, 2002. - Ч. 1. Техника и технология сбора и обработки информации

  3. Ядов, Владимир Александрович. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности : [Учебник для вузов] / В.А. Ядов ; РАН, Ин-т социологии .— М. : Добросвет, 1998 .— 596 с.


Дополнительная литература

  1. Арутюнова, Hина Давидовна. Язык и мир человека .— 2-е изд., испр. — М. : Языки рус. культуры, 1999 .— 895 с. Дубин, Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры / Б.В. Дубин. - М. : Новое издательство, 2004

  2. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация : Сборник работ / Т.А. ван Дейк ; Сост. В.В. Петров ; Пер. с англ. под ред. В.И. Герасимова ; Вступ. ст. Ю.Н. Караулова, В.В. Петрова .— М. : Прогресс, 1989 .— 312 с.

  3. Медиа. Введение : учебник / под ред. А. Бриггз, П. Кобли ; пер. Ю.В. Никуличев. - 2-е изд. - М. : Юнити-Дана, 2012

  4. Сидоров, В.А. 10 Рассуждений о социологии журналистики : учебное пособие / В.А. Сидоров. - СПб : Петрополис, 2012

  5. Язык и дискурс: Когнитивные и коммуникативные аспекты : Сб. науч. работ / Твер. гос. ун-т ; [Редкол.: И.П. Сусов (отв. ред.) и др.] .— Тверь : Изд-во Твер. ун-та, 1997 .— 84 с.


6.3. Образовательные технологии

В рамках преподавания дисциплины «Методология и методика медиаисследований» используются следующие методы: работа в малых группах, деловые и имитационные игры, групповые дискуссии, презентации, проектная работа.

Контактные консультации включают ответы на вопросы студентов по темам курса в индивидуальном режиме, помощь в составлении списка литературы для подготовки к промежуточной аттестации.

Активная и интерактивная форма проведения предусмотрена для 40% аудиторных занятий.





  • 2. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
  • 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
  • 4. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  • 5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
  • 5.2. Учебно-тематический план курса
  • Всего часов по теме лекции семинары
  • Итого 36 31 72
  • Тема 2. Прикладные аспекты и методы изучения массовой коммуникации
  • Тема 3. Правила интерпретации и презентации социологических данных в журналистской практике
  • Тема 4. Научные исследования и журналистика, научные исследования в журналистике
  • Тема 5. Структурно-семиотический анализ журналистского текста
  • Тема 6. Дискурсный анализ текстов СМИ
  • Тема 7. Нарративный анализ журналистского текста
  • Тема 8. Миф и идеология в журналистском дискурсе
  • 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 6.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
  • 6.1.1. Темы для самостоятельных исследовательских проектов
  • 6.1.2. Итоговое собеседование
  • 6.2. Литература и источники
  • 6.3. Образовательные технологии