Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа учебной дисциплины экологический менеджмент




страница1/5
Дата21.07.2017
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Томский государственный университет»

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства

(Биологический институт)


УТВЕРЖДАЮ

Директор Биологического института

____________ С.П.Кулижский

«____»___________ 2015



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Направление подготовки



022000.62 «Экология и природопользование»
Бакалаврская программа

«Общая экология»

Квалификация



Бакалавр
Форма обучения

ОЧНАЯ

Томск

2015


ОДОБРЕНО: кафедрой экологического менеджмента

Протокол №____от «___ »___________ 2015 г.


Зав. кафедрой, профессор __________ А.М.Адам


РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией Биологического института
Председатель комиссии _______________проф. М.В.Олонова

«___ »___________ 2015г.

Рабочая программа дисциплины «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» составлена на основе требований ФГОС-3 по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование», квалификация «бакалавр»,

Приказ Минобрнауки № 226 от « 29 » марта 2010 г.


Общий объем курса - 72 часов, из них лекционных- 6 часов, практических занятий – 20 часа, самостоятельная работа студентов – 46 часов. Зачет во 2 семестре. Общая трудоемкость- 2 зач.ед.

Автор:
Гатилова Алла Викторовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экологического менеджмента БИ ТГУ

Рецензент:

1.Целью освоения учебной дисциплины «Экологический менеджмент» является получение студентами специальных знаний по управлению экологизацией производства и рациональному ресурсопользованию с учетом практического использования современных инструментов экологического менеджмента в условиях переходной экономики.

Программа курса предполагает изучение международного опыта применения систем экологического менеджмента для организации экологизации производственных процессов и выпуска экологически чистой продукции; организациию подготовки, планирования и внедрения систем экологического менеджмента на предприятиях; оценки эффективности и результативности деятельности в сфере экологического менеджмента с помощью процедуры экологического аудита; оценка подготовки систем менеджмента к сертификации на соответствие требованиям стандартов серии ISO 14000

Предметом изучения является система экологического менеджментачасть общей системы менеджмента хозяйствующего субъекта, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Данная учебная дисциплина является региональным компонентом вариативной части учебного плана подготовки магистров по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»и дает возможность расширения и углубления знаний, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин, и позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения обучения в магистратуре.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра профессионального цикла:



  • Экологический менеджмент;

  • Правовые основы природопользования;

  • Мониторинг и контроль загрязнений

  • Экологическая экспертиза

  • Экологическое страхование

  • Экологическая безопасность

  • Разработка и принятие управленческих решений;

  • Экологическая политика и институты

  • Управление охраной окружающей среды

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


В результате изучения дисциплины обучающийся должен

1) знать:



  • основ международного и российского законодательства, регулирующего деятельность в области экологического менеджмента и экологического аудита;

  • существующие стандарты в сфере менеджмента качества и экологического менеджмента;

  • основные требования стандартов серии ISO 14000 к системам экологического менеджмента;

  • функции и методы экологического менеджмента

  • принципы формирования экологической политики предприятия;

  • подходы и методы планирования и организации работ по созданию систем экологического менеджмента на промышленных предприятиях;

  • принципы ведения документации в рамках функционирования системы экологического менеджмента;

  • категории заинтересованных лиц с учетом выстраивания эффективных коммуникаций и обмена информацией;

  • основные принципы управления рисками в экологической деятельности;

  • принципы оценки экологической результативности деятельности предприятия;

  • структуру и особенности системы экологической сертификации.

2) уметь:

  • анализировать экологическую ситуацию на предприятии для целей внедрения системы экологического менеджмента;

  • идентифицировать приоритетные экологические аспекты деятельности производственных объектов с учетом требований стандартов;

  • формулировать экологическую политику, экологические цели и задачи предприятия;

  • разрабатывать алгоритм внедрения программы экологического менеджмента;

  • оценивать ресурсную обеспеченность программы внедрения экологического менеджмента;

  • определять степень готовности к действиям персонала в аварийных и нештатных ситуациях;

  • оценивать эффективность распределения ответственности и организационной структуры экологического менеджмента;

  • разрабатывать и применять критерии и показатели оценки эффективности деятельности предприятий в области экологического менеджмента;

  • разрабатывать критерии, планировать и осуществлять программу аудита системы экологического менеджмента;

  • анализировать результаты экологического аудита и разрабатывать предложения и рекомендации по улучшению экологической результативности деятельности;

  1. овладеть навыками:




  • оценки экологического состояния предприятия

  • оценки исходного состояния объекта для целей внедрения системы экологического менеджмента;

  • разработки экологическую политику, экологические цели и задачи предприятия;

  • реализации программы экологического менеджмента;

  • оценки требуемого ресурсного обеспечения программы экологического менеджмента;

  • оценки эффективности деятельности предприятий в области экологического менеджмента;

  • осуществления программы аудита системы экологического менеджмента;

  • оценки степень готовности предприятия к процедуре экологической сертификации

Данная дисциплина способствует формированию у бакалавров компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование»:


1) общекультурных компетенций:


восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК – 1)

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 3)

  • использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,

  • анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-4);

  • обладать базовыми знаниями и пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями об приверженности к этическим ценностям (ОК-5);

  • иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, владеть ГИС технологиями;

  • уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6);

  • обладать базовыми знаниями об основах педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений (ОК-7);

  • обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-8);

  • быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации (ОК-9);

  • иметь базовые представления об основах правоведения (ОК-10);

  • иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре (ОК-11);

  • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13)


2) профессиональными компетенциями :
общенаучными:

  • обладать базовыми знаниями для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1);

  • иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в области экологии и природопользования (ПК-3).

общепрофессиональными компетенциями:

  • иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК- 4);

  • знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды(ПК-6);

  • быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

  • знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7);

компетенциями в области «Экология»:

  • владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-9).

компетенциями в области «Природопользование»:

  • знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10);

  • владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования(ПК-11);



Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Организация самостоятельной работы учащихся
2014 -> Пояснительная записка Программа Гусаковой В. О. «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии»
2014 -> Дэн Иванов Вальдшмидт Будь лучшей версией себя
2014 -> Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»
2014 -> Осьмнадцатое столетие непреходящее значение
2014 -> -
2014 -> «Деятельность Абылай хана по укреплению казахского ханства»
2014 -> Великие личности в потоке национальной истории
2014 -> Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литература»
  1   2   3   4   5

  • 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
  • 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.