Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа учебного предмета по. 01УП. 01 ( балалайка ) по дополнительной предпрофессиональной




страница1/3
Дата01.07.2017
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств №2 г. Раменское.



программа учебного предмета
ПО.01УП.01
(балалайка)
по дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе

в области музыкального искусства «Народные инструменты»


Раменское

2013 год


«Рассмотрено»
Педагогическим советом образовательного учреждения
(дата рассмотрения)


«Утверждаю»

Директор – ФИО


______________________________________

(подпись)

(дата утверждения)




Разработчик:

Семёнов Игорь Юрьевич, преподаватель по классу балалайки
Пояснительная записка.
Программа учебного предмета Специальность (балалайка) – далее «программа», является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Программа может быть использована при разработке программ учебных предметов «ансамбль», «оркестр». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» в области музыкального искусства: Предметная область Музыкальное исполнительство ПО.01; Учебный предмет Специальность УП.01.

Россия – страна, обладающая уникальной, богатейшей культурой с тысячелетней историей. Ее музыкальную культуру нельзя представить себе без исполнительства на русских народных инструментах.

Более века назад В. В. Андреев сделал русские народные инструменты национальным достоянием. В наши дни интерес к исполнительскому искусству на народных инструментах падает. Сейчас редко можно увидеть или услышать народную музыку в «чистом виде». Многие даже не знают о существовании такого инструмента, как балалайка.

      Задача педагога - познакомить детей с народным инструментом, его разнообразием и музыкальными возможностями, различными формами исполнительского искусства (сольное музицирование, игра в ансамбле,  оркестре); заинтересовать детей, предложить для них разные формы использования полученных навыков, привлечь к участию в праздниках, фестивалях, конкурсах, совместно с народно-сценической хореографией, детскими фольклорными коллективами.

Приобретение практических навыков и знаний необходимо и для продолжения профессионального музыкального образования. Поэтому необходимо решать также задачу выявления наиболее одаренных в музыкальном отношении детей, которые в дальнейшем смогут поступить в средние специальные учебные заведения искусств и культуры.

От педагога по специальному инструменту, который является основным руководителем и воспитателем ученика, требуется профессиональное мастерство, творческая инициатива, умение использовать прогрессивные методы обучения, способствующие формированию индивидуальных данных (творческого импульса, воображения, впечатлительности, музыкальной памяти) ученика.

Программа ориентирована на:


  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации; умению планировать свою домашнюю работу; приобретению навыков творческой деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе; уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Занятия по предмету "Музыкальный инструмент" (балалайка) на музыкальном отделении школы искусств, проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами.

Планомерность развертывания учебного процесса обусловлена системой знаний и навыков, складывающейся на определенных ступенях педагогического процесса с учетом возрастных особенностей психики учащегося.


Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

учреждение Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

Освоение обучающимися программы учебного предмета Специальность (балалайка), завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.



Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкальных произведений, учитывая, что одни из них подготавливаются для публичного выступления, другие для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления (все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика).
Содержание учебного предмета

Специальность (балалайка)
Введение
Программа разработана с учетом:

  • обеспечения преемственности программы «Народные инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

  • сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментах (баян, аккордеон, гармонь), позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

  • приобретение детьми умений и навыков сольного исполнительства;

  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;

  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе по специальности. В повседневной работе в классе по специальности педагог должен прививать учащемуся интерес и любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков, а также современных композиторов.
Цели и задачи предмета.


  • Приобщение ученика к музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса, привитие интереса и любви к музыке.

  • Гармоническое развитие технических и художественных навыков учащегося.

  • Развитие музыкального слуха.

  • Воспитание и развитие метроритмического чувства.

  • Формирование навыков чтения нот с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста.

  • Развитие таких личных качеств, как воображение, увлеченность, активность, трудолюбие, самостоятельность.

  • Осознание учащимся ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих.

КРИТЕРИИ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Количество произведений, пройденных за год

Срок обучения 8 лет с дополнительным годом обучения (9 кл.)






1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Этюды

4-6

4-6

2-4

3-5

3

3

3

1

1-2

Народные песни и танцы

4-5

4

3

2-3

2-3

1-2

1-2

1

1-2

Пьесы

8-9

4-6

4

2-3

2-3

2

2

1

1-2

Кантилена (или произведения с элементами полифонии)







1

1

1

1

1

1

1

Произведения крупной формы










1

2

2

2

1

1

Всего:

16-20

12-16

10-12

9-11

7-10

6-8

6-8

5

5-8


Технический минимум

Предложенный порядок работы над гаммами соответствует принципам доступности и постепенности возрастания технической сложности.



Срок обучения 8 лет с дополнительным годом обучения (9 кл.)




1 полугодие

2 полугодие

1 класс

Муз. термины: f, p,mf,mp.

Муз. термины: legato, crescendo и diminuendo, Moderato, Allegretto.

2 класс

Мажорные однооктавные гаммы до трех знаков в первой позиции, приёмами pizz большим пальцем, двойное pizz, гитарный приём.

Муз.термины встречающиеся в нотном тексте.



Мажорные однооктавные гаммы до трех знаков в первой и второй позициях, используя приёмы двойное pizz, pizz большим пальцем, гитарный приём.

Муз.термины встречающиеся в нотном тексте.



3 класс

Диатонические однооктавные в 1 позиции (А, F). Тонические трезвучия в пройденных тональностях. Темп медленный.
Adagio, Andante, Andantino, Allegro, Allegrettо



Мажорные однооктавные гаммы в 1 позиции. Тонические трезвучия в пройденных тональностях.

Стаккато (с участием пальцев левой руки).Легато, нон легато.



4 класс

Мажорные гаммы до 3-х знаков в ключе в прямом и противоположном движении (однооктавные  во второй  и третьей позициях) - G-dur A- dur, B- dur, C- dur. Приёмы: pizz большим пальцем, двойное pizz, гитарный приём.

Тонические трезвучия в пройденных тональностях. Темп медленный.


Accelerando, ritenuto, rubato.

Диатонические однооктавные в 1 позиции a, e, f (три вида минора)
A tempo, TempoI, Tempo di Valse, Tempo di Minuetto.

5 класс

Повторение гаммового комплекса 4 класса. Диатонические двухоктавные в 1 позиции G, A, g, a.

Диатонические однооктавные на одной струне от открытых струн 1, 2, 3 ладов.


Dolce, cantabile, maestozo, adgitato

Мажорные однооктавные гаммы по одной струне со сменой позиций через 4-й палец и тонические трезвучия в них. G-dur A- dur,C- dur, D- dur, E- dur



6 класс

Повторение гаммового комплекса 5 класса. Диатонические двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков в ключе (мажор) и тонические трезвучия в них.
Assai, subito, molto.

Повторение гаммового комплекса 5 класса. Диатонические двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков в ключе ( три вида минора) и тонические трезвучия в них.
Poco a poco, piu mosso, meno mosso


7 класс

Двухоктавные мажорные или минорные гаммы и арпеджио (короткие без обращений) до четырех знаков различными штрихами, ритмическими рисунками и динамическими оттенками. Тонические трезвучия с обращениями (темп умеренный).

Все термины предыдущих классов.



Хроматическая гамма.

Все термины предыдущих классов.



8

класс


Двухоктавные гаммы со сменой позиции: e (три вида), Е, хроматическая гамма.

Упражнения для пальцевой беглости.




Мажорные гаммы в две и три октавы со сменой позиций с типовой аппликтурой.

Упражнения для пальцевой беглости.




9

класс


Гаммы двойными нотами.

Гаммы и упражнения с использованием максимально уплотненной аппликатурой



Контроль и учет успеваемости.
Успеваемость учащихся учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускных (5,8) классах и в классе профессиональной ориентации (9).

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм. В течение учебного года учащиеся выпускных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений программы.

В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. В течение учебного года для показа на академических концертах педагог должен подготовить с учеником 3-4 произведения, различных по жанру и форме (в том числе возможны ансамблевые).

Академические концерты рекомендуется проводить систематически, 1 - 2 раза в четверть. Таким образом, педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара. Количество выступлений на академических концертах не ограничивается.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Проверка технической подготовки учащихся, а также умения читать ноты с листа, музыкально грамотно рассказывать о музыкальном произведении осуществляется педагогом вовремя классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке в течение учебного года в классе в присутствии 2-3 педагогов отдела.

Контрольные уроки по проверке технической подготовки учащихся проводятся с 4 класса, по проверке остальных навыков и умений - с 3 класса (желательно в форме конкурсов).

Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.

Оценка на академических концертах выставляется только за одно (любое) выступление ученика в году.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

1). Оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения;

2). Оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков;

3). Другие выступления ученика в течение года.



«Отлично»:

Выступление может быть названо концертным, талантливость ученика проявляется в увлеченности исполнением, артистизме, в своеобразии и убедительности интерпретации.

Ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры. В программе представлены произведения различных стилей высокого уровня сложности.

«Хорошо»:

Владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения. Убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений. Ученик демонстрирует разнообразие звуковой палитры. Выступление яркое и осознанное.



«Удовлетворительно»:

Однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая динамика, ученик не владеет навыками педализации. Исполнение нестабильно.


Оценка 10 баллов (5 ) ставится за неординарно яркое, артистичное, технически совершенное исполнение программы, сложность которой превышает требования программы ДМШ. В интерпретации произведений должны присутствовать высокая стилистическая культура и творческая индивидуальность исполнителя. 
Оценка 9 баллов (5) ставится за артистичное, технически качественное, продуманное и прослушанное исполнение программы, соответствующей требованиям III и II уровней обучения. В интерпретации произведений должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора. 
Оценка 8 баллов (5-) ставится за артистичное, стилистически грамотное и прослушанное исполнение программы с незначительными погрешностями технического характера (связанными с волнением или природным несовершенством игрового аппарата). В интерпретации произведений допускаются недочёты, не нарушающие в целом основной художественной идеи. Учащийся должен продемонстрировать достаточно высокую звуковую культуру и индивидуальное отношение к исполняемой музыке. 
Оценка 7 баллов (4 ) ставится за качественное, стабильное музыкальное исполнение программы, не отличающейся технической сложностью, но привлекающей продуманной сбалансированностью и стилистическим разнообразием произведений, а также – заинтересованным отношением к их исполнению.

Оценка 7 баллов может быть поставлена за достаточно техничное и музыкальное исполнение сложной программы, при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности, а также – погрешностей стилистического характера (метроритмической неустойчивости). 
Оценка 6 баллов (4) ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение программы умеренной сложности, в котором более очевидна грамотная и профессиональная работа преподавателя, нежели самого ученика. Сложность программы II-III уровень. Оценка 6 баллов может быть также поставлена за исполнение достаточно сложной программы, если в исполнении присутствовали техническая неряшливость и недостатки в культуре обращения с инструментом при наличии в целом ясного понимания содержания исполняемых произведений. 
Оценка 5 баллов (4-) ставится за ограниченное в музыкальном отношении исполнение программы, в целом соответствующей программным требованиям I-II уровней обучения. Оценкой 5 баллов может быть оценено выступление, в котором отсутствовала исполнительская инициатива при наличии достаточной стабильности игры и наоборот. Несмотря на допущенные погрешности, учащийся всё-таки должен проявить в целом понимание поставленных перед ним задач, как художественного, так и технического плана, владение основными исполнительскими навыками. 
Оценка 4 балла (3 ) ставится за технически некачественную игру без проявления исполнительской инициативы при условии исполнения произведений, соответствующих программе класса. Оценкой 4 балла может быть оценена игра, в которой отсутствует стабильность исполнения, но просматривается какая-то исполнительская инициатива, выстроенность формы; оценка 4 балла может быть также поставлена за ограниченную в техническом и художественном отношении игру при наличии стабильности. 
Оценка 3 балла (3) ставится в случае исполнения учеником программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и должного исполнительского качества; также оценкой 3 балла оценивается достаточно музыкальная и грамотная игра с остановками и многочисленными исправлениями при условии соответствия произведений уровню выпускного класса. 
Оценка 2 балла (3-) ставится в случае существенной недоученности программы (вследствие незаинтересованного отношения ученика к занятиям), исполнения не всех требуемых произведений; оценкой 2 балла может быть оценена игра ученика с крайне неряшливым отношением к тексту исполняемых произведений, а также – технически несостоятельная игра. 
Оценка 1 балл (2) ставится в случае фрагментарного исполнения произведений программы на крайне низком техническом и художественном уровне; также – в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученности программы. 

Творческое развитие учащихся

- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организация посещений учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- создание творческих коллективов

- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

В течение всех лет обучения преподаватель должен:



  • Знакомить учащихся с творчеством композиторов, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами, понятиями;

  • Развивать умение словесно охарактеризовывать исполняемые в классе музыкальные произведения;

  • Формировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, научить учащегося самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на балалайке изучаемые произведения;

  • Развивать технические возможности учащихся;

  • Научить исполнять выученные произведения осознанно, эмоционально, ярко;

  • Научить академической выдержке на концертных выступлениях.


Примечание.

1. Учащиеся 1 и 8 (5) классов и обучающиеся у данного педагога первый год освобождаются от показа в 1 полугодии.

2. Лауреаты и дипломанты областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов освобождаются от экзаменов в данном полугодии.
Краткие методические указания.
Ознакомление ребенка с инструментом.

Особое значение имеет первое знакомство ученика с инструментом. Главная задача - так рассказать об инструменте, чтобы у ребенка появился интерес к последующим занятиям, и ему захотелось играть на нем.

Для детей 5 - 7 лет это знакомство лучше всего проводить в игровой форме, вызывая яркие ассоциации (для лучшего запоминания).

В самом начале обучения учащийся должен получить от педагога подробное представление о балалайке как о сольном и оркестровом музыкальном инструменте, о том, как он используется в профессиональных коллективах, какие разновидности этого инструмента существуют. Необходимо также ознакомить ученика с важнейшими сведениями о возникновении и развитии народной инструментальной музыки в нашей стране, рассказать ему о лучших исполнителях на русских народных инструментах. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его мелодические и технические возможности и обязательно указать на то, что репертуар для этого инструмента в настоящее время достаточно широк.

Очень важно также звуковое восприятие инструмента: чем больше учитель играет, тем интереснее ребенку. Пока он еще не владеет инструментом, он должен знать, какая музыка получается при игре на балалайке.
Первые уроки.

Особенности начального обучения.
Первые уроки достаточно сложны как для педагога, так и для ученика. Дети приходят на занятия теоретически не подготовленные (за редким исключением), и педагог первые занятия посвящает музыкальной грамоте (рассказу о нотах и расположению их на нотном стане, о ритме, о длительностях и т.д.), совмещая это с игрой на балалайке.

С первых уроков обязательно нужно вводить интонирование песенок голосом, а затем интонирование пьес на инструменте.

Для учеников первые уроки очень трудны и важны: происходит становление исполнительского аппарата, все, чем они занимаются, ново и непривычно.

В работе педагога это один из самых сложных этапов, требующих большого терпения и внимания, так как у каждого ребенка своя приспособляемость к инструменту, свои психологические и физиологические особенности, которые нужно учитывать.

Дети 5-8 лет легче приспосабливаются к инструменту, привыкают к посадке. Именно на посадку должен обратить особое внимание учитель на первых уроках, так как она очень неудобна и непривычна для ребенка.

Главная задача педагога на первых занятиях с учеником - расположить его к себе, чтобы он не стеснялся и ни в коем случае не боялся учителя, чтобы на уроках была доверительная обстановка общения.


Посадка, постановка.
Для успешного музыкально-исполнительского развития учащегося важнейшей предпосылкой является выработка свободной и естественной посадки за инструментом, правильное исходное положение рук и всего корпуса, приспособляемость к игре на инструменте, освоение наиболее рациональных движений, обусловленных определенными художественными и техническими задачами.

Самое серьезное внимание с первых уроков обучения игре на балалайке необходимо обратить на посадку учащегося и постановку инструмента. От этого во многом зависит правильное музыкально-исполнительское развитие ребенка.

Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органической слитности исполнителя с инструментом.

При игре на балалайке, следует сесть на переднюю часть стула, так, чтобы ноги в коленях были согнуты почти под прямым углом, а корпус держался свободно и достаточно прямо. Чуть-чуть раздвинуть носки ног, а правую ногу немного отодвинуть назад.

Поставить инструмент неглубоко между колен и слегка, для большей устойчивости, сжать ими нижний угол инструмента и прижать его локтем правой руки.

Гриф инструмента взять в левую руку между большим и указательным пальцами.

Локоть левой руки во время игры ни в коем случае не нужно прижимать к туловищу, но и не следует отводить его далеко в сторону.

Гриф инструмента должен лежать немного ниже третьего сустава указательного пальца левой руки. Ладонь левой руки к грифу инструмента прилегать не должна.

Прижимать струну нужно ближе к соответствующему ладу.

Высота стула имеет так же большое значение для правильной посадки учащегося. В начальной стадии обучения игре на балалайке при стандартной высоте стула под ноги ученика следует подкладывать низенькую скамеечку, это создаст условия для правильного положения инструмента и корпуса исполнителя.

Частые ошибки: если стул низкий, то колени учащегося широко расставлены в стороны. Если стул очень высокий, то ученик непроизвольно начинает поднимать корпус балалайки, что приводит к зажатию правой руки.

Важно следить чтобы плечи учащегося находились на одном уровне. Неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника.

Правильная посадка должна отвечать двум требованиям:

1) устойчивость инструмента;

2) свобода движений.

На первом этапе обучения ученик может выполнять дома преимущественно те задания, при которых пока не нужен инструмент. Обращаться к инструменту ученик должен при усвоении отдельных постановочных элементов.



Упражнения начального этапа обучения:
Первый прием, которым овладевает ученик,- пиццикато большим пальцем правой руки. Несмотря на его кажущуюся простоту, с ним тоже возникают проблемы. Педагог должен показать этот прием, объяснить его принцип, при этом нужно задействовать ассоциативное мышление ребенка - не просто сказать о том, что нужно нажать на струну, а привести сравнение: прикосновение должно быть таким, как будто ты гладишь кошечку.

Основная ошибка ученика заключается в том, что он с силой нажимает на струну (некоторые пытаются подцепить струну ногтем). Этого следует избегать и постоянно следить за движением большого пальца, поскольку неправильное звукоизвлечение может привести к появлению водяной мозоли и зажатию правой руки. также нужно следить за тем, чтобы большой палец правой руки не был зажат, а был прямой и мягкий.

Параллельно с изучением пиццикато начинается работа над постановкой левой руки.
Постановка левой руки:
Это один из самых трудных и сложных этапов, как для педагога, так и для ученика, он требует предельного внимания и терпения.

Перед тем как ставить руку на грифе, нужно обязательно сделать несколько упражнений. Например, ребенок должен сложить пальчики, изображая "лапку злой кошки": подушечки согнутых пальцев прижимаются к их основанию. Ребенок должен научиться сгибать и разгибать пальцы, оставляя запястье прямым с убранными косточками тыльной стороны ладони.

Этап этого упражнения - использование карандаша в роли грифа. Когда упражнение начинает получаться , его переносят на балалайку.

С первых занятий на инструменте следует обратить внимание на натяжение струн. Маленьким ученикам тяжело прижимать натянутые струны, и вследствие этого они начинают зажимать запястье, а ладонью прикасаться к грифу.

Если длина пальчиков позволяет, то рука на балалайке ставиться сразу в первую позицию.

Для большей свободы левой руки и удобства ее постановки желательно начинать с полупозиции или совмещать полупозицию и первую позицию, так и играя пьесы.

При игре на первой струне ладонь ученика обычно прижимается к грифу, а пальцы прижимают струну не кончиками, а подушечками. И то и другое является очень серьезной ошибкой.

Работая над постановкой левой руки, нужно постоянно обязательно следить за запястьем, большим пальцем и положением пальцев на струне.

Запястье должно быть свободно и не прижато к грифу, который лежит на подушечке ладони под указательным пальцем. Косточки тыльной стороны ладони должны быть убраны.

Пальчики должны стоять на струне ровно, как "молоточки", и не прогибаться. Особое внимание нужно уделить третьему и четвертому пальцам, поскольку они наиболее слабые. Главное правило, которое ученик должен запомнить: когда играет второй (третий, четвертый) палец, все остальные стоят на грифе.

Играют на балалайке четырьмя пальцами: указательным, средним, безымянным и мизинцем. При игре аккордами и двойными нотами применяется большой палец. В первой позиции схематически пальцы располагаются следующим образом: 1 - II лад, 2 - III-IV лад, 3 - V лад, 4 - VII лад, большой палец на уровне третьего лада. Такое расположение пальцев на грифе инструмента сохраняется в основном при игре во всех позициях.

Самое тщательное внимание педагогу необходимо обратить на то, чтобы при обучении игре на балалайке ученик не поднимал высоко над грифом пальцы левой руки и не убирал их под гриф. Для фиксации правильной постановки педагог должен подобрать соответствующие упражнения и этюды. Отсутствие специальных упражнений может повлечь за собой дефекты в техническом развитии, неправильную фразировку, несформировавшееся позиционное чутье. Точному исполнению аппликатуры в изучаемых пьесах и этюдах педагог должен учить ребенка с самых первых занятий.


Постановка правой руки:
После того как левая рука немного привыкнет к своему положению на грифе, можно начинать подготовительные упражнения для постановки правой руки; они делаются без инструмента.

Первое, чему нужно научить ребенка, это правильно "складывать" пальчики. Большой палец ставится на указательный сбоку от ногтя, но, ни в коем случае не на подушечку (обратите внимание на то, что палец стоит, а не лежит на указательном пальце). Кисть при этом не напряжена, так как пальцы не сжаты, а свободно прилегают друг к другу.

В запястье должен быть изгиб, который необходим на начальном этапе, так как он освобождает руку.

Следующие упражнения - это упражнения на папке, которая ставиться на колени вместо домры или кладется на нее сверху (система упражнений З. Ставицкого).

Внутренняя сторона предплечья правой руки опирается на нижний край деки, то есть находится почти на нижнем порожке инструмента. Такое положение руки гарантирует наиболее сочное и красочное звучание инструмента.

После опоры середины предплечья руки происходит естественный сгиб руки в запястном суставе. Этот сгиб является основным условием, дающим возможность свободного кистевого движения. Первоначальное положение кисти - на одном уровне с предплечьем. Высота кисти над подставкой зависит от индивидуальных особенностей строения руки учащегося.

В процессе постановки правой руки в первоначальный период обучения рекомендуется проводить щепок большим пальцем вниз по первой струне.

Потом ученик начинает осваивать броски по открытым струнам, учится делать переменные удары (приём «бряцание»).

Освоив удары и броски по открытой струне, можно переходить к игре на зажатых струнах.

В течение всего периода обучения учащегося следует обращать внимание на развитие техники правой руки.



Упражнения для развития мышечного тонуса:

Педагогу необходимо знать, какие мышцы включаются в работу при поступательном движении балалаечника, а какие – при вращательном. Не стоит забывать о наличии недостатков, которые бывают в строении рук, чтобы помочь ученику преодолеть их, в противном случае эти недостатки будут мешать учащемуся в процессе игры. Например, очень часто, в особенности у девочек,

слабо развиты мышцы большого пальца рук. Их следует укреплять разными физическими упражнениями.

Например:

Исходное положение – собранная рука.

1) поднимание и опускание большого пальца от его основания;

2) на первую фалангу указательного пальца положить большой палец и попеременно то напрягать его, то расслаблять;

3) повороты большого пальца «от себя» и «к себе», при этом подушечка большого пальца находится на первой фаланге указательного пальца (в дальнейшем это упражнение поможет при «постановке» правой руки);

4) круговые движения большого пальца. Следить надо за тем, чтобы палец работал легко, без натяжения, а мышцы между основаниями указательного - большого пальцев оставались мягкими. Палец в суставе не сгибается, а кисть - не напрягается.

Почти у всех детей слабо развит третий палец руки - это связано с особенностями строения кисти: происходит перекрещивание мелких косточек безымянного пальца и мизинца, что неблагоприятно отражается на силе третьего и четвёртого пальцев и на развитии беглости левой руки.

При работе с учеником важно учитывать, к какому типу относятся его руки.

Они подразделяются на три вида:

1 – сухая, жесткая рука;

2 – излишне гибкая, мягкая;

3 – средняя.

При сухой руке нужно стремиться к расслаблению мышц и пластике движений при игре. При мягкой руке задачи совершенно

другие: здесь нужно пытаться выработать собранность и руки, и мышц

Предлагаемые ниже упражнения помогут снять напряженность в шейном отделе позвоночника:

1. Ноги - на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободны и немного опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что тяжесть ребёнка действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый пояс, а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до полной остановки (здесь важно проследить, чтобы не был зажат шейный отдел).

2. Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно тёплых!) педагог осторожно помогает ученику делать небольшие, плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

Т. И. Вольская рекомендует делать с учеником ряд таких упражнений, как:

1) расслабленное состояние мышц. Пониженный тонус. Ходим по комнате «как старушка»: тяжело ступая, ссутулив плечи, опустив голову. Руки висят как плети, тяжело раскачиваясь;

2) активная мышечная свобода. Лёгкий тонус. Ходим «как пушинка»: легко, неслышно, но в то же время пружинисто ступая; голова приподнята, плечи слегка развёрнуты, руки разведены округло в стороны, как бы бережно неся две хрустальные вазы;

3) смена тонусного состояния. На счёт «раз-два-три-четыре» сначала ходим «как старушка», затем на счёт «раз-два-три-четыре» ходим «как пушинка»;

4) садимся на стул легко, «как пушинка», пружинисто и, главное, беззвучно, тихо (без скрипа стула). Приседая, голову и туловище не склоняем. Встаём со стула так же легко и беззвучно с поднятой головой и прямой спиной;

5) сидя на стуле, меняем тонусное состояние с активного на пассивное, на счёт, как в упражнении 2). Кисти рук при команде «сидеть как старушка» расслабленно роняем на колени. При команде «как пушинка» легко разводим в стороны, спину распрямляем.



С начинающим учеником можно выполнить ряд следующих упражнений:

1) «Сидим на стуле «как старушка» – расслабленно. Плечи ссутулены, руки тяжело лежат на плоскости ног чуть выше колен.

2) Приведём спину из состояния пассивной свободы в состояние лёгкого тонуса: выпрямимся, слегка ощутим мышцы бёдер, голова приподнята. Руки по-прежнему расслаблены.

3) Сохраняя лёгкий тонус в спине, чуть разведём локти в стороны, приводя плечо и предплечье в активность. Кисти рук по-прежнему тяжело лежат.

4) Приподнимаем запястье, легко упираясь подушечками скруглённых пальцев в плоскость ног».
Приемы игры.
В игре на балалайке используются следующие приёмы:

Щипок (пиццикато большим пальцем) — приём извлечения звука ударом большого пальца правой руки по одной из струн.

Большой палец располагается на струне в районе 24-го лада, слегка опираясь на неё подушечкой и захватывая струну примерно одной третью фаланги. Остальные пальцы правой руки опираются подушечками на край корпуса балалайки.

Звук извлекается скользящим движением большого пальца по направлению к панцирю. Коснувшись его, палец возвращается в исходное положение. Во время скольжения большого пальца, остальные пальцы, находящиеся на краю корпуса балалайки, оказывают ему легкое противодействие. Нужно следить за тем, чтобы во время извлечения звука большой палец не сгибался и не перегибался, а находился в упругом состоянии, необходимом для преодоления натяжения струны.

Бряцание - приём извлечения звука ударами указательного пальца правой руки сверху вниз и снизу вверх. Это основной приём игры на балалайке.

Кисть правой руки при игре должна двигаться свободно, без напряжения(движения кисти при игре бряцанием похожи на движения стряхивания ртутного градусника). По струнам следует ударять над панцирем ближе к грифу мякотью (не ногтем) пальца, извлекая мягкие чистые звуки. Для этого хорошо бы коротко постричь ногти.

При игре рекомендуется зажать указательный палец правой руки между большим и средним.

Двойное пиццикато / pizz(2) — приём извлечения звука при котором большой и указательный пальцы правой руки поочерёдно цепляют одну струну. Большой палец - при движении кисти сверху вниз, а указательный - снизу вверх.

Схема движения руки во время извлечения звука двойным пиццикато такая же, как и при бряцании. Лишь амплитуда движений меньшая и наклон кисти при ударе несколько иной так как звук извлекается ударами не по всем струнам, а только по одной. Так же как и при бряцании, удары вниз и вверх по своей природе существенно различаются. Удар вниз имеет более естественные и, следовательно, удобные условия звукоизвлечения в связи с использованием веса руки. Удар снизу производится лишь за счет мышечных усилий руки. Главной задачей при освоении двойного пиццикато является выработка ритмичных, равноценных по силе чередующихся ударов.

Этот приём позволяет играть в достаточно быстром темпе, что бывает затруднительно при игре щипком.

Гитарные приемы для исполнителей на балалайке носит условный характер. Заимствованные из технического арсенала гитаристов, в исполнительстве на балалайке они подвергались в некоторых случаях значительному видоизменению.

Сущность этих приемов заключается в том, что наиболее активная роль в извлечении звука принадлежит пальцам левой руки при относительной пассивности кисти и предплечья. При исполнении гитарных приемов все пальцы правой руки, за исключением большого, извлекают звук движением снизу вверх



Гитарное пиццикато — извлечение звука на одной струне с использованием всех пальцев правой руки поочередно. Исхдное положение правой руки такое же, как при бряцании. Кисть находится в относительно статичном состоянии, пальцы — на расстоянии 1-2 см. от первой струны в полусогнутом положении и в состоянии активной собранности, как бы готовясь противодействовать упругости струны. Поочередно подгибаясь они ударяют подушечками ногтевых фаланг снизу вверх. Для извлечения звуков необходимой силы следует использовать не только мышечные усилия пальцев, но и энергию их замаха. Для ритмической четкости движений и обеспечения необходимого замаха пальцев нужно, чтобы они не были прижаты друг к другу, чтобы между ними было небольшое расстояние. Особенно это важно для мизинца и безымянного пальцев, так как они связаны одним сухожилием.

В зависимости от темпа и динамики характер движения пальцев несколько изменяется. Для извлечения тихого звука нужен меньший замах пальцев, для громкого — больший. При увеличении динамики к движениям пальцев подключается легкое тянущее движение предплечья вверх. Сложность освоения гитарного пиццикато заключается в координации движений пальцев правой и левой рук, в достижении динамической и метрической ровности звучания данной группировки нот. Это требует долгой и кропотливой работы.

Изучать гитарное пиццикато надо последовательно: сначала осваиваются движения первым и вторым пальцами. Затем подключается большой палец и осваивается комбинация пальцев: 2-1-б и её варианты: 1-2-б; б-1-2; б-2-1.

следующий этап — новые комбинации: 3-2-1-б; 4-3-2-1-б и их варианты.



Гитарное тремоло — извлечение звука частыми, равномерными ударами по струнам поочередно большим, безымянным, средним и указательным пальцами правой руки, причем большой палец извлекает звук на II, III или на всех трех струнах движением сверху вниз, а остальные пальцы извлекают звук на первой струне движением снизу вверх.

Методы работы над гитарным тремоло такие же, как и над гитарным пиццикато. Однако в гитарном тремоло пальцы правой руки приобретают ещё большую самостоятельность по сравнению с гитарным пиццикато, вспомагательные тянущие движения предплечья исключаются. Лмшь при ударе (арпеджиато) по всем струнам большим пальцем в движении принимает участие предплечье правой руки.



Гитарный перебор — извлечение звука пальцами правой руки поочередно на разных струнах. Этот прием имеет много общего с гитарным пиццикато и гитарным тремоло; отличие состоит в том, что кисть правой руки располагается таким образом, чтобы пальцы оказались над нужными струнами. Гитарный перебор часто используется в сочетании с вибрато.

К гитарным приемам относится также извлечение звука двумя-тремя пальцами правой руки соответственно на двух или трех струнах одновременно. Обычно двойные ноты исполняются щипком указательного и среднего пальцев (реже: большим и указательным). Аккорды чаще всего исполняются указательным, средним и безымянным пальцами, реже — большим, указательным и средним.

Захват струн следует производить подушечками ногтевых фаланг движением пальцев вверх (при игре вибрато одновременно и в сторону подставки). При этом необходимо более активное участие крупных мышц руки, чтобы удержать руку в рабочем положении и содействовать в то же время движениям пальцев. Особенно заметными становятся действия кисти и предплечья при одновременном извлечении звука на трех струнах.

Переменные удары — извлечение звука равномерным чередованием ударов сверху и снизу указательным пальцем по одной струне. Этот прием применяется в виртуозной технике. При игре переменными ударами звучание характеризуется подвижностью и легкостью, довольно большим динамическим диапазоном, но по сравнению с двойным пиццикато меньшей плотностью.

При переменных ударах рука находится примерно в таком же положении, что и при двойном пиццикато. Разница заключается в том, что переменные удары осуществляются одним указательным пальцем. Переменные удары основывабтся (как и тремоло по всем струнам) на быстрых колебательных движениях кисти, являющихся следствием вращательного движения предплечья.



Арпеджио (Арпеджиато) (обозначается волнистой чертой слева от аккорда) - исполнение звуков аккорда последовательно, одного за другим, причём в каждый момент времени звучит только одна нота. Общая длительность созвучия при этом не меняется. Обычно осуществляется ударом большого пальца по всем (или только по двум) струнам сверху вниз.

При исполнении пиццикато кисть правой руки не должна опираться на корпус балалайки. Пальцы остаются практически неподвижными, а движения кисти совершаются за счет предплечья.



Подцеп — извлечение звука щипком указательного или среднего пальцев правой руки на одной струне снизу вверх. Подцеп применяется обычно в сочетании с ударами указательного или большого пальца по всем струнам сверху вниз. Это сочетание приемов внешне напоминает бряцание, но отличается от него иной организацией движения правой руки снизу вверх. Подцеп — самостоятельный прием, а не составная часть бряцания. Его цель — уравнять по силе звуки, извлекаемые ударами снизу, со звуками, извлекаемыми ударами сверху, а в некоторых случаях и выделить их в самостоятельную мелодическую последовательность. В сложном комбинированном движении руки при извлечении звука подцепом в умеренных темпах наиболее активную роль играет предплечье, а в подвижных — кисть правой руки.

Удар большим пальцем существенно отличается от щипка (пиццикато большим пальцем). При пиццикато большим пальцем наиболее активную роль в извлечении звука играет большой палец правой руки; при ударе большим пальцем эта роль принадлежит предплечью, а большому пальцу отводится пассивная рольпередатчика энергии движения руки. Звук извлекается движением руки сверхо вниз. Удар большим пальцем осуществляется, как правило, по всем струнам, но бывают случаи, когда он используется при игре на одной струне. Удар большим пальцем входит как составной элемент в некоторые другие приемы игры на балалайке, например:

Дробь — определенное чередование скользящих ударов, последовательно движущихся пальцев правой руки. От этого образуется звучание, напоминающее дробь малого барабана. Применять дробь нужно с чувством меры, как правило, там, где требуется подчеркнуть сильную долю такта, синкопу, начало или конец фразы. В практике существует несколько разновидностей дроби: малая, обратная, большая и беспрерывная.

Малая дробь — осуществляется быстрой веерообразной последовательностью ударов четырьмя пальцами по струнам сверху вниз. Перед началом каждой дроби пальцы полусогнуты, во время соприкосновения со струнами они поочередно распрямляются. Начинается малая дробь с удара мизинцем и заканчивается фиксирующим ударом указательного пальца. Последний удар ввыделяет и основную метроритмическую точку дроби.

Обратная дробь отличается от малой направлением удара снизу вверх. Звукоизвлеение при исполнении обратной дроби может начинаться как с указательного пальца, так и с мизинца.

Большая дробь — это извлечение звука непрерывно следующими друг за другом ударами по всем струнам пятью пальцами правой руки движением сверху вниз. Начинается большая дробь с мизинца и заканчивается акцентированным ударом большого пальца, который и определяет метроритмическую точку дроби. Наряду с указанным вариантом в исполнительской практике во многих случаях целесообразно пользоваться сокращенной большой дробью — без участия указательного пальца. В этом случае большая дробь становится менее тяжеловесной, более гибкой, сохраняя, однако, четкость звучания.

Беспрерывная дробь — это сочетание разновидностей дроби с ударами указательного или большого пальца.

Большая и малая дробь относятся к



Прямой дроби (удары сверху вниз). Различаются они только тем, что в большой участвуют все пальцы, в малой - только 4 (без большого).

Пиццикато пальцами левой руки: Характерная особенность извлечения звука данным приемом заключается в том, что возбуждение струны и изменение высоты звука производится пальцами левой руки. Различают два вида пиццикато пальцами левой руки: нисходящее пиццикато (сдергивание) и восходящее пиццикато (восходящее легато).

Нисходящее пиццикато: Одиночные звуки на открытых струнах могут быть извлечены любым пальцем левой руки путем захвата струны подушечкой пальца и последующего сдергивания пальца со струны с одновременным её защипыванием (сдергивание большим пальцем левой руки возможно лишь на третьей свободной струне). Сдергивание нужно производить быстрым энергичным движением пальца со струны в сторону и одновременно вниз. Звук, извлекаемый сдергиванием, отмечается в нотной записи крестиком над нотой и лигой, связывающей ее с предыдущей нотой.

Несколько труднее исполнять последовательность звуков, когда первый звук извлекается щипком или ударом правой руки, а последующие звуки — поочередным сдергиванием пальцев левой руки со струны. В момент сдергивания пальца со струны последующий (берущий более низкую ноту) палец должен плотно прижимать струну к грифу. Такое извлечение звуков возможно лишь при исполнении нисходящих мелодических ходов. При



восходящем пиццикато возбуждение струны происходит при помощи энергичного удара — падения ппальца левой руки на струну. Удар должен производиться подушечкой пальца точно возле ладового порожка. Типичным для данного приема является сочетание двух звуков, следующих один за другим в восходящем движении. Пальцем правой руки извлекается первый звук, а второй образуется от удара пальцем левой руки по ещё колеблющейся струне. Осуществляемый таким образом переход от сильного звука к более слабому создает звуковой эффект легато. В связи с этим донный прием называетсяещё восходящим легато и обозначается лигой, соединяющей две (а иногда и более) ноты, и крестиком над второй нотой.

Глиссандо — скольжение пальцем (или несколькими пальцами) по одной или нескольким струнам в восходящем или нисходящим направлении. Исполняется так же, как и обычный переход из позиции в позицию, но в отличме от него пальцы во время скольжения не ослабляют нажим на струны, а наоборот, плотно прижимают их к грифу.

Извлечение звука при исполнении глиссандо осуществляется двумя способами:

единичным возбуждением струны (струн) при помощи удара или щипка;

непрерывным возбуждением струны (струн) при помощи тремоло или бряцания;

В первом случае после извлечения звука ударом или щипком правой руки левая рука, плотно прижимая струны/струну пальцами, сразу же начинает свое движение вдоль грифа, используя возникшее колебание струны/струн. Правая рука во время движения не принимает участия в звукоизвлечении и вступает в действие только при извлечении завершающего звука глиссандо, а иногда и позже (при пиццикато пальцами левой руки). При исполнении глиссандо на одной струне палец левой руки следует поставить отвесно по отношению к грифу и развернуть вдоль грифа по направлению к подставке.

Штрихи.
Легато - исполнение двух или нескольких нот непрерывным тремоло.

Нон легато - исполнение двух или нескольких нот непрерывным тремоло, но при этом каждый звук должен быть слышен отдельно.

Деташе - исполняется деташе непрерывным тремоло одной ноты в пределах длительности.

Тенуто - исполняется с помощью тремоло на каждом звуке, но отличается тем, что начало не подчеркивается, ровная по силе звучность выдерживается максимально полно. Перед следующим звуком ощущается кратковременный перерыв.

Стаккато - короткое, отрывистое извлечение звука ударом медиатора только вниз. Стаккато применяется только в медленных и умеренных темпах.

Рекомендуемая литература.
Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке.Л.,1983

Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е .М.,1991

Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре.М.,1975

Методика обучения игре на народных инструментах.Л.,1975

Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре.Л.,1984

Шалов А. Основы игры на балалайке.Л.,1970

Соколов Ф. Русская народная балалайка.М.,1962

Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. М.,1979


  1   2   3

  • Разработчик: Семёнов Игорь Юрьевич, преподаватель по классу балалайки Пояснительная записка. Программа учебного предмета Специальность (балалайка)
  • Предметная область Музыкальное исполнительство ПО.01; Учебный предмет Специальность УП.01.
  • Срок освоения программы
  • Специальность (балалайка)
  • Содержание учебного предмета Специальность (балалайка) Введение
  • КРИТЕРИИ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ Количество произведений, пройденных за год
  • Контроль и учет успеваемости.
  • Оценка 9
  • Оценка 8
  • Оценка 7
  • Творческое развитие учащихся
  • Краткие методические указания.
  • Первые уроки. Особенности начального обучения.
  • Приемы игры. В игре на балалайке используются следующие приёмы: Щипок (пиццикато большим пальцем)
  • Двойное пиццикато / pizz(2)
  • Беспрерывная дробь
  • Пиццикато пальцами левой руки
  • Штрихи. Легато
  • Деташе
  • Стаккато