Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа туристко-краеведческого объединения «активисты школьного музея»




страница1/7
Дата04.07.2017
Размер0.95 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7
ПРОГРАММА ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»
Пояснительная записка

Цель программы детского туристко-краеведческого объединения «Активисты школьного музея»- всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристко-краеведческой деятельности.

Основными принципами туристко-краеведческой деятельности являются:

- создание постоянного коллектива туристко-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;

- формирование чувство патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;

- внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения;

Цель достигается через решение следующих задач:

- формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;

- формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;

- профессиональная ориентация подростков;

- формирование прочных трудовых навыков;

Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере – памятники и достопримечательности великой истории и культуры России; природный ландшафт; непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городах; включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности; приобретение разнообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков; формирования дружбы и товарищества путем совместной работы – вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков.

Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно школьный музей – самостоятельный, цельный культурно – исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступать к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном проекте – создание школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения.

Структура программы

Предлагаемая программа носит комплексный характер. Методика построения отличается тем, что можно на используемом материале развивать межпредметные связи, формируя комплексное восприятие окружающего мира. Работая по ней, изучая с учащимися конкретный объект, предоставляется возможность сообщить им необходимые знания в области географии и археологии, этнографии и топонимики, истории и архитектуры, литературы и искусствоведения.

Каждый год обучения включает четыре тематических раздела, тесно взаимосвязанных между собой, но самостоятельных по своему внутреннему строению. Темы разделов могут пересекаться.

В первом разделе – «Музей – хранитель наследия веков» сообщаются знания о музеях, их функционирования, формировании фондов, экспозиций.

Во втором разделе – «Создание музейных экспозиций» через поисковую деятельность формируются специальные знания и умения воспитанников.

Третий раздел – «Основы туристско-экспедиционной деятельности», формирует навыки, необходимые воспитанникам в процессе полевого исследования.

Четвертый раздел- «Школа экскурсовода», формирует активную жизненную позицию, в нем значительное внимание уделяется внутреннему миру воспитанника, его личностному росту.

Программа имеет концентрическое построение, состоит из пяти курсов для каждого года обучения:



  1. «Я, моя семья и школа» - помогающий воспитанникам лучше понять своеобразие школы в целом и особенности конкретных семей, знакомит с родословием.

  2. «Я и мир вокруг меня» - помогающий воспитанникам лучше понять своеобразие населенного пункта в целом и особенности конкретных улиц.

  3. «Родная сторона» - ориентирующий воспитанников на изучение природных условий, истории возникновения и последующей судьбы населенного пункта.

  4. «Моя малая Родина» - нацеливающий воспитанников на формирование комплексного восприятия региона России через личные впечатления.

  5. Создание музейных экспозиций (вариативный курс), ориентирующий подростков на самостоятельное исследование, способствующий изучению психологии через призму его поступков, формированию коммуникативной культуры, жизненных ориентиров через личные впечатления.

Для удобства пользования программой в учебном плане 5-го года обучения в разделе «Создание музейной экспозиции(вариативный курс)» разработаны и приводятся в качестве примера темы «Боль монастырская» и «Дворянские гнезда родного края», как менее разработанные в существующей практике работы школьных музеев. Вместо этих тем можно разработать тематику, связанную с конкретным промышленным или сельскохозяйственным предприятием, учреждением культуры и т.п.

Материал подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы в процессе реализации каждого последующего курсового проекта. Значимая сторона программ – постоянное углубление краеведческого материала на протяжении 5 лет, при неоднократном повторении материал предыдущих лет на более самостоятельном и осознанном восприятии материала. Все это позволяет пройти воспитаннику индивидуальный образовательный путь по трем уровням:



  • общекультурный – уровень усвоения предполагает расширение кругозора ребенка и информированности в данных образовательных областях, совершенствование навыков общения и умений совместной деятельности в коллективе;

  • углубленный – предполагает развитие компетентности в данной образовательной области, овладение основными знаниями на уровне практического применения, умения передавать свой опыт младшим членам коллектива;

  • допрофессиональный – предусматривает наличие профессиональной ориентации, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения, получение социального опыта.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Комплексность данных программ основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При том предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного процесса в осн6овных направлениях:



  1. Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативами, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.

  2. Предпрофессиональная подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом объединения

  3. Формирование разносторонне развитой личности.

  4. Воспитание и дополнительное образование средствами туристско-краеведческой деятельности.

При этом педагогу необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения для успешной реализации данных программ:

    • Обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;

    • насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;

    • дифференциация и индивидуализация учебно-тренировачного процесса, что помогает подростку выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и индивидуальность;

    • гедонистическая направленность деятельности объединения, предполагающая организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора детской оздоровительно-позновательной, туристской деятельности (учитель, родитель, старший школьник, студент педагогического училища, педагогического вуза).

Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей деятельности, цикличности проведения оздоровительно-позновательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности участников детского объединения.

Педагогическая эффективность туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения соответствующим его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам должностей (ролей): организационно-хозяйственных и позновательно-краеведческих. При этом педагогу необходимо формулировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм.

При реализации программы необходимо отдавать преимущественно активным формам работы, предусматривать организацию краеведческих викторин, экскурсионных поездок, подготовку учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности (альбомы, раскладушки, плакаты), которая пополнит научно-вспомогательный фонд музея, а так же участие кружковцев в различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе школьного музея(экскурсии, музейные часы, вечера встреч). На практике необходимо реализовать принцип свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, уровня усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора. Процесс успешного развития навыков неразрывно связан с активной умственной деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в объединении. Воспитанники должны быть призваны активно соучаствовать в выработке, анализе и реализации действий по решению стоящих задач.



Организационно-педагогические условия

Программа рассчитана на 5 лет обучения, преимущественно для обучающихся возрастной группы 12-17 лет. Рекомендуемый состав группы первого года обучения – 15 учащихся, второго года – не менее 10 человек, в последующие годы – не менее 8 человек. Оптимальный состав группы в походе и экспедиции – 8-10 учащихся и 2 руководителя.

При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Уровень успеваемости ребенка в школе, дисциплинированность, его общественная активность не должна быть критериями при зачислении в группу. Однако увлеченность подростка занятиями в объединении позволяет педагогу стимулировать и корректировать его поведение, учебу, стиль и характер его взаимоотношений со своими товарищами и взрослыми.

Программа предназначена для учителей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, работников образовательных учреждений. Она рассчитана на 5 лет обучения, но в случае необходимости может быть реализована в течение более длительного срока. Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 216 часов, с сентября по май включительно, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия рекомендуется проводить два разу в неделю по схеме: 2 часа теории(занятие в помещении) и 4 час практики (занятия на местности: выход в парковую зону, музеи города, школьные музеи микрорайона, архив, библиотеки).

Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-позновательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует делать большой упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация. При решении педагогом вопросов, связанных с индивидуальными занятиями для занимающихся. Необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физиологического, половозрастного, психологического и функционального развития.

Организация учебного процесса по программе предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель). Педагог может увеличить объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правило, в это время организуются экскурсии, походы-экспедиции, сборы, профильные лагеря с круглосуточным пребыванием занимающихся. Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в проблему (образовательный процесс, туристско-краеведческие мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил для достижения поставленных целей.

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, мероприятия.

Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного похода, экспедиции, участия в лагере, подготовка к которым должна осуществляться в течении всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями (объединениями) региона; распределение должностно-ролевых обязанностей; организационную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю. Педагогу необходимо уделять внимание психологической подготовке воспитанников к зачетному мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива.

Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий и консультаций с участниками объединения по их функциональным музееведческим и краеведческим специальностям. Она основана на сочетании в каждом занятии, по каждой теме теоретических и практических форм работы таким образом, чтобы они дополняли и обогащали друг друга. При обучении необходимо использовать наглядные материалы: ТСО (в том числе – слайдфильмы, электроны компьютерные презентации, видеофильмы), таблицы, графики, карты и схемы, плакаты, макеты, туристическое снаряжение и оборудование.

Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации».

В связи со спецификой работы туристско-краеведческих объединений, время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсии в своем населенном пункте устанавливается минимум за 4 часа; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, любого другого туристско-краеведческого мероприятия за пределами своего населенного пункта – 8 часов.

После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного похода-экспедиции, или участие в многодневном слете, туристско-краеведческом лагере.

Результативность программы

Результатом выполнения программы для учащихся является создание музея о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках. Результат детского труда осязаем и реален, его можно показать друзьям, родителям, землякам. Процессом поиска и радостью находок подросток может делиться на краеведческих конференциях школьников. При реализации программы воспитанник в своих экспозициях как в зеркале отразит свой внутренний мир, а педагог получит возможность отслеживать социальные процессы, происходящие в нем.

Педагогу рекомендуется предусматривать проведение систематической (не менее 2-х раз в течении каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей и школой(классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.

Особое внимание в коллективе педагог должен уделять учету туристских и краеведческих достижений и общественно полезной работы подростков.

В процессе реализации программы формируется результат коллективной проектной деятельности.

параметры

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

5 год обучения

основной вид деятельности музея

домашний музей музей-выставка

музей-мастреская

(студия), музей-ярморка



музей-клуб, музей-театр

музей-экскурсионное бюро

музей-научный кабинет музей-лаборато-

рия


создание экспозиций

сменная экспозиция по истории семьи, школы

постоянная экспозиция по истории улицы

этнографическая экспозиция с хронологией «Родная сторона»

виртуальная экспозиция «Моя малая родина»

фотоверни-

саж, путеводи-

тель, экспозиция (по выбору педагога)


составление экскурсий

коллективно разработанная экскурсия, которую втроем проводят воспитанники по витрине экспозиций

коллектив-

но разработан-

ная индиви-

дуальная экскурсия по витрине экспозиций, пешеходная экскурсия



коллективно разработанная экскурсия – диалог, экскурсия - представление

мультиме-

дийная (заочная) экскурсия по самостоя-

тельно разработан-

ной схеме



индиви-

дуальная экскурсия по самостоятельно разработанной теме и самостоятельно созданной экспозиции



работа в музее

понятие «экспонат», их классификация

атрибуция экспоната, сбор экспонатов

ведение архивной и инвентарной книг

формирова-

ние интерак-

тивного фонда


реставрация музейных предметов

экспедиция

два однодневного похода-экспедиции

два двухдневных похода

однодневные и двухдневные походы по району

трехднев-

ный поход-экспедиция в незнакомый город с экскурсион-ной программой



шестидневный поход экспедиция по области

коммуника-

тивность воспитанников



выступление перед одноклассниками и родителями

выступление перед земляками и ровесниками

выступление перед ветеранами и старшеклассниками

выступле-

ние на краеведчес-

кой конференции в школе


выступле-

ние на межшколь-

ной конферен-

ции «Отечество», участие в конкурсах


По результатам трех лет обучения у учащихся должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:




Знания

Умения и навыки

Понятие о музее и его предназначении.

Понятие о структурной организации музея



Культурное поведения в музее. Нахождение музейных терминов в тексте, работа со словарем

Понятие о коллекционировании древностей. Понятие о значении музеев для развития современного общества

Научные этапы работы с научно- популярной литературой

Понятие об основных типах и видах музеев. Ведущие музеи мира.

Определение профиля музея

Понятие основ исследовательской деятельности

Начальное выполнения учебно-исследовательской работы

Понятие термина «фонды музея»

Различие между подлинником и копией

Понятие термина «экспозиция»

Отличие музейных экспозиций по профилю музея

Понятие основных задач и функций выставки

Формирование художественного и эстетического вкуса

Понятие основ экскурсоведения

Составление вопросов для экскурсовода по интересующей проблеме

Основные сведения по истории и культуре родного края

Нахождение объектов культурно-исторического наследия. Ведение исследовательских записей

Понятие о культурно-образовательной деятельности музея

Участие в научно-практической конференции

Основные этапы развития музейного дела в России

Отбор краеведческого материала по теме

Понятие о требованиях к организации и проведению посково-исследовательской работы, к написанию и оформлению учебно-исследовательской работы.

Составление плана поисковой работы. Общение с людьми. Грамотное ведение поисковых и исследовательских записей. Написание и оформление учебно-исследовательской работы

Понятие об основной учетной документации музея

Заполнение инвентарной книги. Составление паспорта на музейный предмет

Понятие о планировании и организации экспозиционной работы

Составление тематико-экспозиционного плана. Оформление экспозиций. Составление аннотаций к экспозиции

Понятие об основных требованиях к художественному оформлению выставки

Оформление стенда, выставки. Подготовка для выставки

Понятие об экскурсионной методике и профессиональном мастерстве экскурсовода

Создание текста экскурсии. Проведение экскурсии. Сочетание показа с рассказом

Основные памятники истории и культуры родного края. Понятие о методике проведения экскурсии по городу

Изучение краеведческих объектов. Разработка маршрута по памятным местам своего края. Проведение экскурсии

Понятие об организации культурно-образовательной работы в музее

Выступление с докладом на научно-практической конференции

Понятие о современном развитии музеев

Составление рекламной афиши, буклета. Оформление текста для публикации в СМИ


Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс
  1   2   3   4   5   6   7

  • Структура программы
  • Организационно-педагогические условия
  • Результативность программы