Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа спортивной подготовки виду спорта




страница1/11
Дата07.06.2018
Размер1.64 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПО ФУТБОЛУ

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ВИДУ СПОРТА

«ФУТБОЛ»





Разработана в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки по игровому виду спорта «Футбол»

(Приказ Минспорта России от 27.03.2013 № 147

(зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 года № 28557)



Срок реализации программы – 10 лет

г. Армавир

2016 г.










СОДЕРЖАНИЕ



Наименование раздела

Страница

1.

Пояснительная записка

5




Характеристика вида спорта «Футбол»

5




Отличительные особенности и специфика организации обучения

6




Структура системной многолетней подготовки (этапы, периоды)

7

2.

Нормативная часть

9




Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах

9




Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта футбол

10




Годовой план тренировочной работы

11




Планируемые показатели соревновательной деятельности

12




Режимы тренировочной работы

12




Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку

13




Предельные тренировочные нагрузки

14




Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию

14




Требования к количественному и качественному составу групп

16




Объём индивидуальной спортивной подготовки

17




Структура годичного цикла (название и продолжительность периодов)


17

3.

Методическая часть

19




Рекомендации по проведению тренировочных занятий, требования к технике безопасности

20




Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок

22




Рекомендации по планированию спортивных результатов

24




Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля

25




Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды обучения

27




Рекомендации по организации психологической подготовки

63




Планы применения восстановительных средств

65




Планы антидопинговых мероприятий


67




Планы инструкторской и судейской практики

68

4.

Система контроля и зачетные требования

68




Критерии подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе с учётом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность


68




Требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки

69




Виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения

70




Комплексы контрольных упражнений для оценки общей, и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования

74

5.

Перечень информационного обеспечения

79




Список литературы

79




Перечень аудиовизуальных средств

79




Перечень Интернет-ресурсов

80

6.

Приложения № 1-11

81

7.

План физкультурных мероприятий





Пояснительная записка

Программа спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» (далее - Программа) предназначена для обучения детей с восьмилетнего возраста. Срок реализации программы 10 лет. Разработана в соответствии с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» (Приказ Минспорта России от 27.03.2013 № 147 (зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 года № 28557).



Актуальность данной программы в том, что она способствует формированию у спортсменов устойчивого интереса к занятиям спортом, формирует спортивную мотивацию, помогает им в профессиональном самоопределении.

Цель - подготовить высококвалифицированных футболистов, способных в составе команды бороться за самые вы­сокие места на российских и международных соревнованиях.

Задачи программы:

  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся;

  • формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

  • приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях;

  • сохранение здоровья спортсмена;

  • поддержание высокого уровня спортивной мотивации.

В Программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию тренировочной работы на различных этапах подготовки, отбору и комплектованию тренировочных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.

Содержание Программы учитывает особенности подготовки спортсменов, в том числе:

- большой объем разносторонней физической подготовки в общем объеме тренировочного процесса;

- постепенное увеличение интенсивности тренировочного процесса и постепенное достижение высоких общих объемов тренировочных нагрузок;

- необходимой продолжительностью индивидуальной соревновательной подготовки, характерной для избранного вида спорта;

- повышение специальной скоростно-силовой подготовленности за счет широкого использования различных тренировочных средств;

- перспективность спортсмена выявляется на основе наличия комплексов специальных физических качеств.

Характеристика вида спорта «Футбол»

Футбол (от английского «foot»- нога и «ball» - «мяч») – это игра двух команд на специальном поле, цель которой – забить как можно больше мячей ногами или любой другой частью тела (кроме рук) в ворота соперника. В составе каждой команды 11 человек, включая вратаря. Футбол - одно из самых популярных и массовых средств физического развития. Особая привлекательность футбола объясняется доступностью, так для игры в футбол достаточно любого кусочка земли и всего лишь одного мяча.

Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность.

Характерными чертами нагрузки футболистов являются: ацикличность работы (сочетания различных повторяющих друг друга по структуре и напряжению движений и действий), часто меняющихся сочетаний движений, работы и отдыха, быстрая смена обстановки.

Футбол - это игра со своими законами и правилами. Кроме того, в футболе действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, свойственные всем видам спорта. И поэтому тренировочный процесс должен быть построен на основе этих закономерностей и принципов. Например, закономерности освоения техники игровых приемов. Одна из них заключается в том, что в основе эффективной техники лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и совершенствуется при многократном повторении одного и того же технического приема вначале в стандартных, а потом и в самых разнообразных условиях.

В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками спортсмен сотни раз повторял основные технические элементы футбола: прием и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам. Не было больших перерывов между действиями, и в процессе ежедневных игр мышцы спортсмена «учились» координировать эти действия.

Слово «учились» применительно к мышцам означает следующее: при каждом повторении какого-либо игрового приема (например, остановки мяча бедром) в нервно-мышечной системе спортсмена формируется его образ. Он представляет собой систему команд из центральной нервной системы и ответы мышц на эти команды (ответы - это напряжение и расслабление мышц в нужные моменты движения). И чем больше число этих повторений, тем прочнее образ. Если перерывы между повторениями большие, то образ, или «нервно-мышечная память», разрушается, и техника игровых приемов оказывается нестабильной, мало эффективной. Поэтому хорошую черту дворового футбола - многократное повторение игровых приемов - необходимо воспроизвести в организованных условиях учреждения.



Отличительные особенности и специфика организации обучения

Подготовку футболиста необходимо рассматривать как целостную систему. В ней следует выделить несколько компонентов, которые в свою очередь, состоят из множества элементов.

В качестве основных компонентов системы спортивной подготовки необходимо рассматривать:

- систему спортивных соревнований;

- систему тренировочных мероприятий;

- систему факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

Все компоненты системы подготовки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с тем они имеют вполне определенные задачи и методические особенности, которые придают им самостоятельное значение.

Система спортивных соревнований представляет собой ряд официальных и неофициальных соревнований, включенных в единую систему подготовки футболиста. Достижение высокого результата в соревнованиях, имеющих наибольшее значение на определенном этапе подготовки футболиста, выступает как цель, которая придает единую направленность всей системе, всем компонентам подготовки. Наряду с этим другие (менее значительные) соревнования выполняют важную подготовительную функцию, поскольку участие футболиста в соревнованиях является мощным фактором совершенствования специфических физических качеств, технической, тактической и психической подготовленности. Подчеркивая ведущую роль системы соревнований в подготовке футболиста, необходимо учитывать, что взятая отдельно она не может рассматриваться как самостоятельная система, способная обеспечить его полноценную подготовленность. Только оптимальное сочетание соревновательной подготовки с другими компонентами системы подготовки может обеспечить достижение спортивных целей.

Центральным компонентом подготовки футболиста является система спортивной тренировки. В структуре спортивной тренировки принято выделять: физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку. В рамках каждого из этих направлений решаются еще более конкретные задачи, Так, например, физическая подготовка включает разделы по совершенствованию отдельных физических качеств (силы, выносливости, гибкости, быстроты, координации). В процессе технической подготовки можно выделить обучение отдельным техническим действиям (элементам) и т.д. Комплексным результатом спортивной тренировки является достижение футболистом состояния тренированности, которое выражается в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена и достигнутой степени совершенства владения технико-тактическими действиями и психическими свойствами.

Организм человека представляет собой сложную биологическую и социальную систему, которая находится в состоянии постоянного взаимодействиями с окружающей средой и только благодаря этой связи, способна существовать как целостная система. Поэтому, рассматривая подготовку футболиста как систему, тренер-преподаватель не должен забывать, что неотъемлемым условием нормальной жизнедеятельности человека является удовлетворение его естественных биологических и социальных потребностей. На процесс подготовки спортсмена влияет множество факторов, связанных с условиями жизни человека в обществе (материальный уровень жизни, бытовые условия, экологические и климатогеографические условия окружающей среды и многие другие). Влияние среды в значительной мере содействует естественному биологическому ритму развития организма спортсмена. Это обстоятельство должно строго учитываться в ходе управления процессом подготовки футболиста.

Программа разработана на основе следующих принципов:

- принцип комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);

- принцип преемственности – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства с тем, чтобы обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;

- принцип вариативности – предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.



Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды)

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Настоящая программа предназначена для подготовки футболистов на этапах:

ЭНП - начальной подготовки (до 3 лет);

ТЭ (ЭСС) - начальной специализации (до 2 лет), углубленной специализации (до 3 лет);

ЭССМ - этап совершенствования спортивного мастерства – до 2 лет;

Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы – 8 лет.

Основное содержание этапов спортивной подготовки утверждено Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» и раскрывается в последующих разделах данной Программы.

Выделение каждого этапа связано с решением определенных задач подготовки футболиста. Рационально построенная многолетняя подготовка предполагает строгую последовательность в решении этих задач, обусловленную биологическими особенностями развития организма человека, закономерностями становления спортивного мастерства в футболе, динамикой тренировочных и соревновательных нагрузок, эффективностью тренировочных средств и методов подготовки и других факторов подготовки. Этапы многолетней подготовки, как правило, не имеют четких возрастных границ и фиксированной продолжительности. Их начало и завершение может смещаться (в определенных пределах) в зависимости от факторов, влияющих на индивидуальные темпы становления спортивного мастерства. Переход футболиста от одного этапа подготовки к другому характеризуется, прежде всего степенью решения задач прошедшего этапа.

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ЭНП)

В группы начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься футболом и не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спорта. В качестве основных критериев для зачисления обучающихся и перевода по годам обучения учитываются: состояние здоровья и уровень физического развития; освоение элементов начальной технической подготовки; выполнение норм общей физической подготовленности, освоение предусмотренного программой объема тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения и др.

На этапе НП осуществляется физкультурно–оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнения контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Основные задачи этапа:

- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

- освоение основ техники по виду спорта футбол;

- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

- укрепление здоровья спортсменов;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорт

«футбол».



ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП (ЭСС)

Этот этап состоит из двух периодов:

- базовой подготовки (2 года обучения);

- спортивной специализации (3 года обучения).

В тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общей физической и специализированной подготовке.

Основные задачи этапа:

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта футбол;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья спортсменов



2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст для зачисления на обучение и минимальное количество в группах

В основу комплектования тренировочных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом особенностей развития и возрастных закономерностей становления высшего спортивного мастерства. Перевод занимающихся в группы следующего этапа (периода) обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов.

Наполняемость тренировочных групп определяется с учетом техники безопасности (приложение1).

При необходимости объединения в одну группу обучающихся, разных по возрасту, уровню спортивной подготовленности, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов.

Приложение N 1

к Федеральному стандарту

спортивной подготовки

по виду спорта футбол


Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления

Наполняемость

в группах

ЭНП

3

8

12-14

ТЭ

5

10

12-14

ССМ

2

13

2-6


Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта футбол

Приложение N 2

к Федеральному стандарту

спортивной подготовки

по виду спорта футбол


Разделы

спортивной

подготовки


Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной

подготовки



Тренировочный

этап (этап

спортивной

специализации)



Этап совершенст-

вования спортив-

ного мастерства





1 год

свыше

года


до

двух


лет

свыше

двух


лет




Общая

физическая

подготовка (%)


13 - 17

13 - 17

13 - 17

13 - 17

4 - 6




Специальная

физическая

подготовка (%)


4 - 6

4 - 6

9 - 11

9 - 11

9 - 11




Техническая

подготовка (%)



35 - 45

35 - 45

26 - 34

18 - 23

13 - 17




Тактическая,

теоретическая,

психологическая

подготовка

(%)


9 - 11

9 - 11

9 - 11

9 - 11

13 - 17




Технико-

тактическая

(интегральная)

подготовка (%)



22 - 28

22 - 28

26 - 34

31 - 39

35 - 45




Участие в

соревнованиях,

тренерская и

судейская

практика (%)


4 - 6

4 - 6

5 - 8

5 - 8

8 - 10





Годовой план спортивной подготовки в часах (с расчетом реализации программы в течение 52 недель)





Разделы

подготовки

Этапы подготовки

НП

ТЭ

ССМ

Год обучения

1 год

свыше года

до 2 лет

свыше 2 лет

Количество часов в неделю

6

7

9

12

14

1


Общая физическая

подготовка



53

62

79

94

43

2


Специальная физическая

подготовка



19

22

47

62

73

3


Техническая

подготовка



109

128

135

125

124

4



Тактическая, теоретическая,

психологическая

подготовка


34

36

48

62

124

5


Технико-тактическая

(интегральная) подготовка



82

98

140

237

291

6



Участие в соревнованиях,

тренерская

и судейская практика


15

18

19

44

73

7

Тренировочные сборы

В соответствии с Федеральными стандартом спортивной подготовки

8

Всего часов

312

364

468

624

728

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПО ФУТБОЛУ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВИДУ СПОРТА «ФУТБОЛ»
  • Разработана в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки по игровому виду спорта «Футбол» (Приказ Минспорта России от 27.03.2013 № 147
  • (зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 года № 28557) Срок реализации программы – 10 лет г. Армавир
  • Наименование раздела Страница 1. Пояснительная записка
  • Характеристика вида спорта «Футбол» Футбол
  • Отличительные особенности и специфика организации обучения
  • Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды)
  • ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ЭНП)
  • ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП (ЭСС)
  • 2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст для зачисления на обучение и минимальное количество в группах
  • Приложение N 1 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта футбол
  • Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления
  • Наполняемость в группах
  • Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта футбол
  • Годовой план спортивной подготовки в часах (с расчетом реализации программы в течение 52 недель)
  • Разделы подготовки Этапы подготовки НП
  • Количество часов в неделю 6 7
  • Всего часов 312 364 468