Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа спортивной подготовки по виду спорта




страница1/10
Дата06.07.2018
Размер1.97 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Муниципальное бюджетное учреждение

Спортивная школа № 28

городского округа город Уфа Республики Башкортостан


Принято

на заседании тренерского совета

Протокол № 3

от «17» декабря 2015 г.












Программа

спортивной подготовки по виду спорта

ТХЭКВОНДО

(Разработана в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. № 62)

Срок реализации Программы:



10 лет

г. Уфа
2015


СОДЕРЖАНИЕ


I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………................................

3

II.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………...

6

III.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………....…

14

3.1.

Планирование системы подготовки тхэквондистов………………….

14

3.2.

Основания к построению многолетней подготовки в тхэквондо……

15

3.2.1.

Этап начальной подготовки……………………………………………

20

3.2.2.

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)…………….

27

3.2.3.

Этап совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства……………………………………………………...

47


3.3.

Организация тренировочных сборов…………………………………..

51

3.4.

Воспитательная работа…………………………………………………

53

3.5.

Психологическая подготовка…………………………………………..

54

IV.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ…………….

56

4.1.

Этапный, текущий, оперативный контроль…………………………...

56

4.2.

Программный материал для практических занятий………………….

56

4.2.1.

Нагрузка в занятии……………………………………………………...

56

4.2.2.

Характеристика микроциклов, применяемых в подготовке тхэквондистов…………………………………………………………………....

57


4.2.3.

Направленность нагрузок в микроциклах и особенности восстановления после них…………………………………………………………

58


V.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ………………………………………

61


VI.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ…………...

64

6.1.

Список литературных источников………………………………….....

64

6.2.

Список Интернет-ресурсов…………………………………………….

64

VII.

Приложение. Календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий на 2015 год………………………………...

65


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказом Минспорта России от 18 февраля № 62 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо», методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденными Министерством спорта РФ № ВМ-04-10/2554 от 12 мая 2014 года, и определяет условия истребования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом.

Физическая культура и спорт в нашей стране призвано решать триединую задачу:


  1. Вооружать учащихся /спортсменов соответствующими физкультурными или спортивными знаниями, умениями и навыками (образовательная часть программы).

  2. Улучшить и укрепить функциональные возможности организма

(оздоровительная часть).

  1. Воспитывать. Образовательная часть задачи предполагает

совершенствование в избранном виде спорта, оздоровительная - сохранение и укрепление при этом здоровья, воспитательная - формирование нравственных убеждений и правил поведения. В целом же программа способствует подготовке человека к жизни.

Появление предлагаемой программы вызвано очевидной необходимостью совершенствования планирования и организации учебно-тренировочного процесса и всей подготовки учащихся/спортсменов в тхэквондо в целом, как важнейшей составляющей эффективной работы, направленной на реализацию государственных задач в области физического воспитания населения и спорта. Этим признается тот факт, что имеющиеся программы не в полной мере отвечают потребностям развития современного тхэквондо, не учитывая ряда тенденций его развития, сложившихся в последнее время, и зафиксированных, в частности, в правилах соревнований и трудах ведущих специалистов в данном виде спорта.

Важнейшей функцией программы является обеспечение единства требований к организации спортивной подготовки на территории Российской Федерации и повышение качества подготовки спортивного резерва.

В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в современном спорте в целях подготовки высококвалифицированных учащихся /спортсменов.



Характеристика тхэквондо как вида спорта

Тхэквондо́- корейское боевое искусство, которому более 2000 лет. В 1955 году генерал-майор южно-корейской армии Чхве Хон Хи зарегистрировал тхэквондо как вид спорта.

Характерные особенности тхэквондо - это тот факт, что 70% техники выполняется ногами. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак (рука),

«-до» - искусство, путь тхэквондо, путь к  совершенствованию (путь руки и ноги). По определению Чхве Хон Хи, «тхэквондо означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников».

Крупнейшими федерациями тхэквондо являются Интернациональная федерация тхэквондо (ITF) основанная в 1955 г. и Всемирная федерация тхэквондо (WTF) основанная в 1973 г. В 1980 году Всемирная федерация тхэквондо получила признание Международного олимпийского комитета.

Настоящая программа имеет направленный воспитательный, спортивно-оздоровительный и обучающий характер работы с детьми, подростками и взрослыми спортсменами.

Программа рассчитана на 4 этапа:


  • 2 года обучения в группах начальной подготовки (НП);

  • 5 лет обучения в тренировочных группах (ТГ);

  • 3 года обучения в группах спортивного совершенствования (СС);

  • без ограничения лет в группах высшего спортивного мастерства (ВСМ)

Программа является по направленности - физкультурно-оздоровительной, по уровню освоения - углубленной, по способу подачи содержания и организации учебного процесса - комплексной.

Тхэквондо приобщает людей к здоровому образу жизни, физически совершенствует, воспитывает волевые качества, мотивирует на достижение успеха. Этим обусловлена актуальность данной программы.

Предлагаемый программой учебный план предусматривает теоретическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую и интегральную подготовку спортсменов.

В программе даны методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных ее этапах, отбору и комплектованию учебных групп.

Учебный материал излагается согласно этапам подготовки: начальной подготовки, тренировочному (этап спортивной специализации), совершенствования спортивного мастерства и этапу высшего спортивного мастерства, что позволяет обеспечить преемственность и единое направление в подготовке.

На каждом этапе решаются определенные задачи.



Этап начальной подготовки:

  1. Укрепление здоровья и дальнейшее повышение уровня физического

развития.

  1. Овладение основами техники тхэквондо и других видов спорта.

  2. Выявление задатков, способностей и уровня спортивной одаренности.

  3. Приобретение соревновательного опыта как в тхэквондо, так и в

других видах спорта.

  1. Воспитание волевых качеств.

Тренировочный этап (этап спортивной специализации):

  1. Дальнейшее повышение уровня физической и функциональной

подготовленности.

  1. Углубленное изучение основных элементов тхэквондо.

  2. Накопление соревновательного опыта.

  3. Повышение спортивных результатов на основе индивидуализации

подготовки.

  1. Повышение уровня развития психических качеств, обеспечивающих

эффективность соревновательной деятельности.

Этап совершенствования спортивного мастерства.

  1. Достижение высокого уровня всех сторон подготовленности,

позволяющего показывать стабильно высокие результаты в соревнованиях.

  1. Достижение спортивных результатов, позволяющих претендовать на

призовые места в соревнованиях российского и международного уровней.

Этап высшего спортивного мастерства предполагает специализированную спортивную подготовку спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей. Достижение на этой основе высоких и стабильных результатов при выступлении в составе сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Спортивная школа организует работу с учащимися /спортсменами в течение календарного года. В каникулярное время возможно открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием. Таким образом, программа предполагает круглогодичные занятия и активный отдых учащихся /спортсменов в каникулярный период.

В качестве основного принципа организации учебно-тренировочного процесса программой предлагается спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование (особенно в первые два-три года обучения) специализированных игровых ситуаций и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести учащихся/спортсменов к пониманию сути единоборства с позиций осмысления и опыта действий в ситуациях, возникающих в ходе поединка. В этом случае учебный процесс строится с учетом естественно и постепенно повышающихся требований, по мере удовлетворения которых решаются задачи укрепления здоровья учащихся /спортсменов, развития у них специфических качеств, необходимых в данном единоборстве, ознакомления их с техническим арсеналом тхэквондиста, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям тхэквондо.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным планам обязательна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся /спортсменов.

Расписание занятий (тренировок) утверждается администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима тренировок и отдыха учащихся /спортсменов, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Структура многолетней спортивной подготовки (в соответствии с ФССП)



Стадии

Этапы спортивной подготовки




Название

Обозначение

Период

Базовой подготовки



Начальной подготовки

НП

До года

Свыше года


Тренировочный (спортивной специализации)



Т (СС)


Начальной спортивной специализации

(до двух лет)



Максимальной реализации индивидуальных возможностей

Углубленной спортивной специализации (свыше двух лет)

Совершенствования спортивного мастерства

ССМ

Совершенствования спортивного мастерства (до трех лет)


Высшего спортивного мастерства

ВСМ

Высшего спортивного мастерства

(не ограничена)



В качестве критериев оценки деятельности спортивной школы на этапах многолетней спортивной подготовки используются следующие показатели:

этап начальной подготовки:

- стабильность состава учащихся /спортсменов;

- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности;

- уровень освоения основ техники и тактики тхэквондо;



тренировочный этап (этап спортивной специализации):

- состояние здоровья, уровень физического развития учащихся /спортсменов:

- динамика уровня подготовленности по основным направлениям (техническая, тактическая, физическая, психологическая, интегральная подготовка);

- уровень освоения теоретического раздела Программы;



этап совершенствования спортивного мастерства:

- уровень физического развития и функционального состояния учащихся /спортсменов;

- качество выполнения спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;

- динамика спортивно-технических показателей;

- результаты выступлений во всероссийских соревнованиях;

этап высшего спортивного мастерства:

- стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;

- количество спортсменов, входящих в состав сборных команд России.

Предлагаемый материал программы представлен в разделах по видам подготовки тхэквондистов: теоретической, физической, технико-тактической, психологической и соревновательной.





  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Нормативная часть Программы является официальным документом, в соответствии с которым планируется и осуществляется подготовка спортивного резерва в стране.

На основании нормативной части Программы в спортивной школе разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов. Утверждение планов подготовки проводится на основании решения тренерского совета директором спортивной школы.

Объем недельной учебно-тренировочной работы исходя из 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительных 6 недель - для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся /спортсменов на период их активного отдыха и наполняемость учебных групп представлены в таблице 1.

Комплектование групп осуществляется в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития спортсменов.

Группы начальной подготовки комплектуются учащимися/спортсменамив возрасте с 9 лет на основе заявления родителей и допуска врача (мед. справки) к занятиям тхэквондо.

Тренировочные группы формируются из спортсменов групп начальной подготовки, выполнивших контрольно-переводные нормативы.

Группы спортивного совершенствования и группы высшего спортивного мастерства формируются из спортсменов спортивной школы, успешно выступавших в календарных соревнованиях сезона и уверенно выполнивших контрольно-переводные нормативы по всем видам подготовки. Также в эти группы могут быть зачислены желающие продолжить совершенствование своего спортивного мастерства, если уровень их подготовленности соответствует требованиям спортивной школы, а тренер спортсмена дал согласие на его переход в другую организацию.

Тренировочный процесс во всех группах спортивной школы начинается 1-го сентября.

Тренировочная подготовка в группах разных этапов проводится в соответствии с требованиями программы спортивной подготовки круглогодично с применением новейших методик, технических средств обучения и контроля, тренажерных устройств и восстановительных мероприятий, при строгом соблюдении мер безопасности во время занятий.

Таблица 1

Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта


Этапы

Спортивной

подготовки


Продолжительность этапов

(в годах)



Минимальный возраст для зачисления

в группы (лет)



Минимальное количество занимающихся в группе (человек)

Максимальное количество занимающихся в группе (человек)

Этап начальной подготовки

1-й

2-й


9-10

10-12


15

13


25

20


Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

1-й

2-й


3-й

4-й


5-й

10-12

11-13


12-14

13-15


14-17

12

11

10



9

8


14

12

12



12

12


Этап совершенствования спортивного мастерства

1-й

2-й


3-й

14-18

16-20


18-22

4

4

4



10

10

10



Этап высшего спортивного мастерства

не ограничена

16

2

8


Таблица 2

Нормативы объема тренировочной нагрузки


Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

1 г.о.

2 г.о.

3 г.о.


4 г.о.

5 г.о.

1 г.о.

2 г.о.

3 г.о.

Количество часов

в неделю


6

10

10

14

16

18

24

26

28

28

Общее количество

в год


312

520

520

728

832

936

1248

1352

1456

1456

Основной формой тренировочного процесса является тренировочное занятие - академический час 45 минут.

Объем тренировочной нагрузки устанавливается исходя из этапов подготовки и составляет:



  • этап начальной подготовки до 1 года - 6 часов в неделю (не более 2-х академических часов в день);

-этап начальной подготовки св. 1 года - 6 часов в неделю (не более 2-х академических часов в день);

  • тренировочный этап до 2-х лет - 10 часов в неделю (не более 3-х академических часов в день);

  • тренировочный этап 3 г.о. - 14 часов в неделю (не более 4-х академических часов в день);

  • тренировочный этап 4 г.о.- 16 часов в неделю (не более 4-х академических часов в день);

  • тренировочный этап 5 г.о. - 18 часов в неделю (не более 4-х академических часов в день);

  • этап спортивного совершенствования до 1 года - 24 часа в неделю;

  • этап спортивного совершенствования св. 1 года -28 часов в неделю;

  • этап высшего спортивного мастерства - 28 часов в неделю;

В группу начальной подготовки зачисляются дети с 9 лет с предоставлением пакета документов.

В тренировочную группу зачисляются дети с 10 лет, спортивный разряд не ниже 2 юношеского, по решению тренерского совета спортивной школы, с предоставлением пакета документов.

В группу спортивного совершенствования зачисляются спортсмены из тренировочных групп:

а) выполнившие (подтвердившие) спортивный разряд кандидата в мастера спорта;

б) выполнившие показатели, предусмотренные планом спортивной подготовки на каждого спортсмена по объему и участию в соревнованиях;

в) перевод по годам спортивной подготовки на этапе спортивного совершенствования осуществляется при условии положительной динамики роста спортивных показателей.

В группу высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, выполнившие (подтвердившие) требования норматива Мастера спорта России, Мастера спорта России международного класса, кандидата в члены спортивной сборной команды Российской Федерации. Возраст спортсмена не ограничивается.

Примерный учебный план представлен ниже в таблице 3.



С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения и соотношение времени на различные виды подготовки (табл. 4).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • Программа спортивной подготовки по виду спорта ТХЭКВОНДО
  • Характеристика тхэквондо как вида спорта
  • Этап начальной подготовки
  • Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
  • Этап совершенствования спортивного мастерства.
  • Этап высшего спортивного мастерства
  • Таблица 2 Нормативы объема тренировочной нагрузки