Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа спецкурса «Смеховая культура»




Скачать 62.17 Kb.
Дата28.01.2017
Размер62.17 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
Пояснительная записка

к программе спецкурса «Смеховая культура»
Программа спецкурса «Смеховая культура» предназначена для продолжения литературного образования тех старшеклассников, которые интересуются не только историей развития литературного процесса, но в большей степени определенными жанрами (юмором и сатирой). Название спецкурса не случайно. В современном литературном процессе определение выходит за рамки строгой привязанности к древнерусской литературе. Этот культурно- психологический феномен, выражающий способность человека к комической оценке действительности, становится явлением литературы. Игра и смех в основе наших занятий. Основной принцип - через смешное к серьезному. Особенностью данного курса можно считать, кроме традиционных занятий, творческие мастерские, рассчитанные на потенциал учащихся (сочинение эпиграмм, пародий, частушек, анекдотов). Кроме того, программа дает возможность учителю проводить занятия в нетрадиционной форме: ролевая игра, литературная гостиная, кружок «сатриконовцев», шуточный конкурс «поступаю во ВГИК».

Основной принцип - через смешное к серьезному, поэтому в программу включены сатирические произведения писателей 20 века, не вошедшие в школьную программу.

Задачей является знакомство с новыми именами, повторение литературоведческих терминов, связанных с юмором и сатирой, и на этой основе развитие творческих способностей учащихся. системы - к слову в художественном тексте.

Главными аспектами видятся как рассмотрение теоретических понятий, так и вполне конкретное их выражение в художественном произведении.

Программа оптимально подходит для занятий в 11-10 классах, т.к. содержит в себе основной принцип-отношение к литературе как к искусству слова. Учащиеся входят в особый «мир литературы»-сатирический, открывая для себя новые аспекты изучения этого вида искусства

Программа спецкурса «Смеховая культура»




К-во час.

Тема

Цель занятия

Материал и форма проведения



1

1

Введение. Что такое смех в искусстве? Виды комического.

Познакомить с видами комического (юмор, сатира, ирония, сарказм)


«Виды комического». Презентация

2

2

В гостях у «Сатирикона».

Саша Черный. Биография и стихи.



Познакомить с принципами организации объединения «Сатирикон» и писателями-сатириками. Юмор Саши Черного.

Творческая интерпретация произведений автора с учетом полученных знаний о природе комического




Интерпретация произведений

Саши Чёрного: «Здравствуй, Муза! Хочешь финик?»,

«Вешалка дураков»,

«Книги», «Потомки».
Практикум.

Уроки поэзии (сочиняем буриме, пародии, лимерики по группам)




3

2

Н.Тэффи и А.Аверченко.

Познакомить с рассказами сатириконцев. Дать представление о сатире начала века (тематика, проблематика).


Интерпретация рассказов

Тэффи «Ностальгия» «Сырье», Аверченко «История болезни Иванова», «Волчья шуба».


Дебат-клуб или Ролевая игра «Телепередача дискуссионного характера на тему: «Современны ли эти сатирики?»


4

2

Лица и маски Зощенко.

Дать представление об особенностях сатиры М.Зощенко

Интерпретация рассказов «Баня», «Аристократка», «Нервные люди». Ролевая игра «Поступаем в театральное училище (во ВГИК)

5

2

И.Ильф и Е.Петров.

Показать способы взаимодействия литературы и кино.

Книга и фильмы «12 стульев». Чтение эпизодов из романа и сопоставление с фильмами разных режиссеров (Л.Гайдай, М. Захаров). Выступаем в роли кинокритиков (Ролевая игра «Клуб кинокритиков»).

6

2

Литературный анекдот. Анекдот как сюжетная основа произведения. Ю.Тынянов «Подпоручик Киже».

Познакомить с жанровыми признаками анекдота вообще и литературного в частности.

Познакомить с явлением «беллетризованной истории» (Тынянов), анекдотической фабулой.



Ю.Тынянов «Подпоручик Киже» (творческая интерпретация произведения).

Круглый стол (представляем литературный анекдот)



7

2

Поэзия абсурда. Д.Хармс и его «заумь».

Познакомить с «заумной поэзией» Д.Хармса.

Д.Хармс. Анекдоты из жизни Пушкина;

«Пушкин и Гоголь», «Математик и Андрей Семенович», «История дерущихся».

Хеппенинг по Хармсу


8

1

М.Булгаков. Сатирические образы «новых людей»

Увидеть, как литература может «вернуться» через кино.

М.Булгаков «Собачье сердце». Перечитывая заново, или Вторая жизнь произведения.

9

2

Современная сатирическая литература

Увидеть продолжение традиций.

Ф. Искандер, В. Войнович, Г. Горин, М. Жванецкий.

Реклама книги одного из писателей-сатириков по выбору учащихся.





Рецензия

на спецкурс преподавателя гимназии «Лаборатория Салахова»

Н.Н. Майраковой «Смеховая культура»
Спецкурс Н.Н. Майраковой рассчитан на учащихся 10-11 классов и предполагает дополнительное литературное образование старшеклассников по вопросу о видах комического.

Программа спецкурса, базируясь на общих знаниях школьников по теории комического, расширяет и углубляет эти знания. Достоинством программы следует считать ее практическую направленность. Под руководством учителя гимназисты, интерпретируя тексты, имеют возможность самостоятельно прийти к необходимым выводам. Известно, что теоретические литературоведческие понятия с трудом усваиваются школьниками, а полученные таким образом, они хорошо закрепляются в памяти.

В качестве материала для спецкурса взято творчество русских писателей начала 20 века: Саши Черного, А. Аверченко, Тэффи, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Д. Хармса, М. Булгакова. С точки зрения учителя, это удачный выбор, так как тексты нравятся учащимся, отличаются лаконичностью и простотой языка, не вызывают читательского отторжения.

Творческой удачей составителя программы следует считать разнообразие видов работ на занятиях, что способствует поддержанию постоянного интереса школьников. В отличие от традиционных уроков, занятия на спецкурсе проходят в игровой форме, активно используются ролевая игра, дискуссия, круглый стол, хеппенинг. Предлагаются интересные занятия по просмотру кинофильмов с творческим заданием выступить в роли кинокритиков: тем самым гимназисты учатся анализировать межвидовые связи в искусстве.

Девиз спецкурса – от смешного к серьезному – работает на каждом занятии. За комическими ситуациями гимназисты учатся видеть сложные проблемы, социальные и моральные, актуальные и по сей день. Так ненавязчиво школьники получают важные нравственные уроки, в чем проявляется воспитательная функция литературы. Эстетическая же ее функция становится очевидной при творческой интерпретации текстов, когда учащиеся знакомятся с художественным миром каждого автора, определяют способы и приемы создания комического, учатся видеть индивидуальность писателя.

Так литература, гуманитарная дисциплина, слишком часто недолюбливаемая школьниками за скуку, превращается в интересное путешествие в мир комического. Ученики узнают, что чтение – увлекательное занятие, таким образом, сверхзадача учителя по приобщению учащихся к чтению с успехом выполняется на занятиях Н.Н. Майраковой.


Хадынская А.А.,

к.ф.н., доцент кафедры общего языкознания СурГУ

  • Программа спецкурса «Смеховая культура»
  • Рецензия на спецкурс преподавателя гимназии «Лаборатория Салахова» Н.Н. Майраковой «Смеховая культура»