Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа спецкурса «Формирование у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи»




Скачать 151.65 Kb.
Дата29.04.2017
Размер151.65 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №60 городского округа Тольятти

Учебная профессионально-направленная программа спецкурса «Формирование у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи».

Автор: учитель начальных классов

Логунова Елена Александровна

2012


Пояснительная записка

Образовательная программа предполагает систематический углубленный курс, позволяющий обеспечить индивидуальный профессиональный рост учителя начальной школы с учётом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера.



Цель курса: формирование у учителей начальной школы технологических, психологических, дидактических, диагностических и инновационных основ подготовки младших школьников к развитию речи.

Задачи курса:

- сформировать у учителей начальной школы умения и навыки по применению технологических подходов в подготовке младших школьников к развитию речи;

- ознакомить с особенностями психических процессов по формированию у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи;

- выявить направления использования и применения дидактических средств, повышающих эффективность профессиональной деятельности;

- определить основные направления применения нормирования и дозирования и осуществления диагностики при подготовке младших школьников к развитию речи;

- обеспечить возможность внесения учителем личностных педагогических новшеств и нововведений в реализацию технологической подготовки младших школьников к развитию речи.

Программа предусматривает изучение спецкурса за 36 часов при 4-х часах занятий в неделю.

В программу заложено использование разнообразных форм организации занятий: лекции, практикумы, открытые уроки и т.д.



Также в программе предусмотрено применение различных форм контроля: наблюдение, тестирование, посещение уроков и т.д.

Тематический план

№п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

1.

Классическая и практическая дидактика.

1

1

2.

Принципы и закономерности в обучении младших школьников развитию речи.

1

1

3.

Методики и технологии в подготовке младших школьников к развитию речи.

1

1

4.

Формирование умений и качеств, необходимых для развития речи.

2

2

5.

Алгоритм формирования умений и качеств, необходимых для развития речи.

2

1

6.

Естественные законы запоминания.

2

2

7.

Развитие ассоциативной памяти младших школьников.

2

3

8.

Создание дидактической системы: учитель-ученик-средства обучения.

2

3

9.

Использование диагностики, нормирования и дозирования в профессиональной деятельности.

2

5

10.

Инновационный аспект в диагностико-технологической подготовке младших школьников к развитию речи.

1

1




ИТОГО:

16

20

Содержание программы

Тема 1. Классическая и практическая дидактика.

Дидактика как теория образования и обучения. Научно-теоретическая, нормативно - прикладная, конструктивно-техническая функции дидактики.



Тема 2. Принципы и закономерности в обучении младших школьников развитию речи.

Принципы обучения. Закономерности усвоения знаний, умений и навыков. Методы и средства обучения. Теория трёх уровней обучения: понимание, усвоение и применение. Приёмы обучения.



Тема 3. Методики и технологии в подготовке младших школьников к развитию речи.

Методики и технологии обучения. Классификация педагогических технологий. Понятие гарантированности достижения результата обучения. Технология подготовки младших школьников к развитию речи.



Тема 4. Формирование умений и качеств, необходимых для развития речи.

Умения и качества. Совокупность необходимых умений и качеств детей для развития речи. Оптимальная закономерность формирования умений и качеств.



Тема 5. Алгоритм формирования умений и качеств, необходимых для развития речи.

Понятие алгоритма и его виды. Алгоритм технологии подготовки младших школьников к развитию речи. Умение выполнять указания взрослого. Умение копировать. Умение находить взаимосвязи (ассоциации). Увеличение объёма зрительной памяти. Увеличение объёма словаря.



Тема 6. Естественные законы запоминания.

Виды памяти. Впечатление – первый закон запоминания. Повторение – второй закон запоминания. Ассоциации – третий закон запоминания.



Тема 7. Развитие ассоциативной памяти младших школьников.

Ассоциативно-рефлекторная теория памяти. Понятие ассоциативной памяти. Ассоциации по смежности (в пространстве или времени). Ассоциации по сходству или контрасту.



Тема 8. Создание дидактической системы: учитель – ученик – средства обучения.

Понятие дидактическая система. Дидактические средства материального и нематериального характера. Дидактический инструментарий. Методика использования инструментария и игр.



Тема 9. Использование диагностики, нормирования и дозирования в профессиональной деятельности.

Понятие нормирования и дозирования. Нормативы технологии подготовки младших школьников к развитию речи. Мониторинг уровня готовности детей к развитию речи. Уровень нормативности ученика. Коэффициент трудового участия.



Тема 10. Инновационный аспект в диагностико-технологической подготовке младших школьников к развитию речи.

Инновационная деятельность учителя. Педагогическое новшество и педагогическое нововведение. Учёт личных профессиональных качеств, особенностей классного коллектива и ученика в отдельности при осуществлении подготовки младших школьников к развитию речи.

В результате изучения спецкурса «Формирование у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи» учитель начальной школы должен знать:

- закономерность формирования у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи;

- технологические подходы осуществления подготовки детей к развитию речи;

- содержание развития ассоциативной памяти как основного элемента подготовки;

- основы построения дидактической системы, где использование разработанных средств позволяет повысить результативность профессиональной деятельности;

- правила диагностики результатов своей профессиональной деятельности и учебной деятельности ученика;

- требования по внесению личностного апекта в технологическую подготовку младших школьников;

- особенности классного коллектива в целом и каждого ученика в отдельности при осуществлении подготовки младших школьников к развитию речи.

Учитель начальных классов должен уметь:

- применять технологию подготовки младших школьников к развитию речи;

- осуществлять тренировки развития ассоциативной и зрительной памяти;

- использовать комплекс дидактических средств, обеспечивающих интенсификацию профессиональной деятельности и результативность формирования у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи;

- проводить мониторинг результатов своей деятельности на основе надёжной диагностики, эксплицирующей конкретные недостатки хода обучения и дающие возможность внесения в него необходимых и своевременных корректив;

- соотносить свои индивидуальные и профессиональные качества, а также особенности классного коллектива в целом и каждого ученика в отдельности при решении технологической подготовки младших школьников к развитию речи.



Содержание работы

учителей начальной школы по развитию речи младших школьников

1 класс


№п/п

Содержание работы

Период

1.

Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.

Ежеурочно

2.

Тренировка зрительной памяти по картинкам.

Ежеурочно

3.

Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам».

Ежеурочно

4.

Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка.

Ежеурочно

5.

С целью развития слуховой памяти на уроках чтения

- заучивание скороговорок и чистоговорок.



Ежеурочно

6.

Тренировка мелких мышц руки по шаблонам: работа с пластилином, ножницами, бумагой, конструктором.


Не реже 1 раза в неделю.

7.

Развитие речи:

- на уроках чтения заучивание четверостиший на слух;

- во время игрового часа описание любого предмета с помощью вопроса «какой?»


Еженедельно

Не реже 1 раза в неделю.



8.

Увеличение объёма словаря первоклассника (объяснение новых слов).

Не реже 1 раза в неделю.

9.

Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку.

Не реже 1 раза в неделю.

2 класс

№п/п

Содержание работы

Период

1.

Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.

Ежеурочно

2.

Зрительные диктанты И.Т.Федоренко.

Ежеурочно

3.

Проведение тренировочных упражнений по математике – технологический тренаж.

Ежеурочно

4.

Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам».

Ежеурочно

5.

Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка.

Ежеурочно

6.

Тренировка зрительной памяти по картинкам.

Ежеурочно

7.

Развитие речи: пересказ текста, ответы на вопросы, выбор главной мысли текста, продолжение текста (составление своего рассказа).

Не реже 1 раза в неделю.

8.

Увеличение объёма словаря второклассника (объяснение новых слов).

Не реже 1 раза в неделю.

9.

Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку.

Не реже 1 раза в неделю.

3 класс

№п/п

Содержание работы

Период

1.

Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.

Ежеурочно

2.

Зрительные диктанты И.Т.Федоренко.

Ежеурочно

3.

Проведение тренировочных упражнений по математике – технологический тренаж.

Ежеурочно

4.

Тренировка зрительной памяти по картинкам.

Ежедневно

5.

Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам».

Ежедневно

6.

Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка.

Ежедневно

7.

Применение упражнений Федоренко-Пальченко для чтения нового текста.

Ежедневно

8.

Тренировка скорости письма – скоропись.

Ежедневно

9.

Работа с «Игровым словариком» для изучения и закрепления орфографии.

Ежедневно

10.

Развитие речи: пересказ текста, ответы на вопросы, выбор главной мысли текста, продолжение текста (составление своего рассказа).

Не реже 1 раза в неделю.

11.

Увеличение объёма словаря третьеклассника (объяснение новых слов).

Не реже 1 раза в неделю.

12.

Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку.

Не реже 1 раза в неделю.

4 класс

№п/п

Содержание работы

Период

1.

Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.

Ежеурочно

2.

Зрительные диктанты И.Т.Федоренко.

Ежеурочно

3.

Заучивание стихов (4 строчки) с красочными прилагательными.

Ежеурочно

4.

Разучивание чистоговорок и скороговорок.

Ежеурочно

5.

Тренировка зрительной памяти по картинкам.

Ежедневно

6.

Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам».

Ежедневно

7.

Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка.

Ежедневно

8.

Применение упражнений Федоренко-Пальченко для чтения нового текста.

Ежедневно

9.

Тренировка скорости письма – скоропись.

Ежедневно

10.

Работа с «Игровым словариком» для изучения и закрепления орфографии.

Ежедневно

11.

Развитие речи: пересказ текста, ответы на вопросы, выбор главной мысли текста, продолжение текста (составление своего рассказа).

Не реже 1 раза в неделю.

12.

Повышение осмысленности чтения с применением упражнений:

- пересказ материала;

- чёткий ответ на поставленный вопрос;

- составление вопросов по тексту;

- лаконичный пересказ;

- составление портрета героя с использованием в речи красочных прилагательных;

- проведение сравнительного анализа героев;

- умение выделять главное;

- умение разбивать текст на логические части и составлять план;

- умение работать с дополнительной литературой и составлять краткое сообщение из биографии автора;

- умение предложить свой обоснованный конец рассказа, пьесы и т.д.


Не реже 1 раза в неделю

13.

Увеличение объёма словаря третьеклассника (объяснение новых слов).

Не реже 1 раза в неделю.

14.

Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку.

Не реже 1 раза в неделю.

Заключение

Коллективные формы работы (на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования, различных семинарах, в методических объединениях и т.д.) по повышению квалификации и теоретического уровня учителей начальной школы необходимо сочетать с постоянным самообразованием. Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы может быть найдено решение проблемы систематического расширения кругозора и повышения профессиональной квалификации каждого учителя. В настоящее время система повышения квалификации учителей начальной школы по подготовке детей к развитию речи применяется в МБУ лицее №60 г.о.Тольятти Самарской области

Список используемой и рекомендуемой литературы

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.- М.:Педагогика, 1980.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М., 1989.

3. Зайцев В.Н. Кольцо ускорения в системе образования. – Йошкар-Ола, 1992.

4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Учебное пособие. -М.,1999.

5. Монахов В.М., Ярыгин А.Н., Коростелёв А.А. и др. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. KNOW HOW технологии: Учебное пособие. –Тольятти: Волжский университет им.В.Н.Татищева, 2004.



6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. – Ярославль, 2001.