Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа составлена на основе следующих программ




страница1/4
Дата21.06.2017
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования, молодёжной политики и спорта Шелеховского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Шелехова Авторская педагогическая разработка комбинаторного типа АНСАМБЛЬ «КРЕАТИВ» учебно-воспитательная программа Автор разработки: Пинчукова Анна Александровна, педагог дополнительного образования, МОУ «СОШ №2» г. Шелехов 2011 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе следующих программ: Программа дополнительного образования «Палитра детских голосов», Усачева Н.П., учитель музыки, г. Радужный, Ханты-Мансийский автономный округ – Югры. Из данной программы были взяты разделы: «Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков», «Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков». Программа студии детского вокального ансамбля «Домисолька», Судакова Л.В., педагог дополнительного образования, Белоусова О.С., педагог дополнительного образования, Мушинская Е.П.. педагог дополнительного образования, г. Шелехов. Программа дополнительного образования «Кудесники», Цомая М.К., учитель музыки, г. Шелехов. Из данной программы был взят раздел «Собственная манера исполнения». Авторская обозревательная программа дополнительного образования – вокальная студия «Планета детства», Прокопенко Н.А., учитель музыки, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ. Из этой программы были взяты разделы: «Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего», «Дикция. Артикуляция», «Основы нотной грамоты». Адаптированная программа расширенного курса музыкальной студии «Семицветик», Исабекова А.У., учитель музыки, г. Алматы, республика Казахстан. Актуальность программы Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. В МОУ СОШ № 2 традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа ансамбля «Креатив», направленная на духовное развитие обучающихся. Новизна программы В МОУ СОШ № 2 создан вокально-эстрадный ансамбль «Креатив», в котором занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17 лет. Особенность программы ансамбля «Креатив» в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа ансамбля «Креатив» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся. Программа отличается тем, что: позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»; она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальном ансамбле за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности; содержание программы ансамбля «Креатив» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников; рограмма дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы. Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы: Программа - это обобщенный многолетний опыт по воспитанию вокалистов из числа одаренных учащихся школы № 2 г. Шелехова, которым можно поделиться. При создании в 2008 году вокально-эстрадного ансамбля «Креатив» в МОУ СОШ № 2 программа ансамбля «Креатив» особенно необходима. Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса. Программа ансамбля «Креатив» имеет практическую значимость и может быть применена для работы в общеобразовательной школе. В условиях вокального ансамбля МОУ СОШ № 2 занимаются 40 обучающихся. Это дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом. Содержание программы предполагается реализовать в объеме 204 часов (за 3 года обучения). Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Задачи: Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка; Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству; Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры; Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности. Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. В основу программы ансамбля «Креатив» положены в первую очередь практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату. Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров. Интересен и используется в практике работы вокально-эстрадного ансамбля «Креатив» многолетний опыт Н.Б.Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М.И.Фрунзе. В основе программы лежат рекомендации по развитию певческого голоса П.В. Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся Н.И. Журавленко. Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Принципы педагогического процесса: принцип единства художественного и технического развития пения; принцип гармонического воспитания личности; принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному; принцип успешности; принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка; принцип творческого развития; принцип доступности; принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка; принцип индивидуального подхода; принцип практической направленности. В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости. В основу разработки программы ансамбля «Креатив» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода. Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 12 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется на 2 и 3 годы обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству. Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст и соблюдать правильную интонацию при их произношении. На уроках литературы – формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности. На уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального ансамбля в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокального ансамбля. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. Программа рассчитана на 3 года, адресована детям 7 – 17 лет. Набираются дети из разных классов, либо одной параллели. Состав группы постоянный, допускается прием в коллектив учащихся других классов по желанию без специального отбора. Состав коллектива – одногодки, допускается , - 1 год. Занятия групповые (занимаются все учащиеся вместе и индивидуально). Программа ансамбля «Креатив» рассчитана на 204 часа в год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа имеет трехуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру. Учебный план программы ансамбля «Креатив» № пп Разделы (блоки) Кол-во часов Вокально-хоровая работа - 168 час. 1. Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. 16 2 Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. 20 3. Распевание. 12 4. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего. 10 5. Дикция. Артикуляция. 28 6. Гигиена певческого голоса. 3 7. Сценическая культура и сценический образ. 20 8. Основы нотной грамоты. 8 9. Движения вокалистов под музыку. 18 10. Вокально-хоровая работа. 12 11. Импровизация. 7 12. Собственная манера исполнения. 14 Концертно-исполнительская деятельность - 36 час. ИТОГО: 204 Учебно-тематический план (1-й год обучения) Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток. № пп Тема занятий Часы Формы проведения занятий Методы контроля Общее кол-во Теория Прак- тика Вокально-хоровая работа 1. Введение, знакомство с голосовым аппаратом. 16 8 8 Групповое Наблюдение 2. Певческая установка. Дыхание. 20 4 16 Групповое Наблюдение 3. Распевание. 12 0 12 Групповое Наблюдение 4. Развитие голоса. 12 2 10 Групповое Наблюдение 5. Звуковедение. Использование певческих навыков. 30 4 26 Групповое Наблюдение 6. Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. 38 10 28 Групповое Наблюдение 7. Беседа о гигиене певческого голоса. 4 4 0 Групповое Наблюдение 8. Нотная грамота. 8 8 0 9. Работа над сценическим образом. Движения под музыку. 28 12 16 Групповое Наблюдение Концертно-исполнительская деятельность 10. Репетиции, праздники, выступления. 36 0 36 Репетиции, конкурсы, праздники Оценка зрителей, оценка жюри Итого 204 50 154 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (1 ступень - 1 год обучения) В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен: знать, понимать: строение артикуляционного аппарата; особенности и возможности певческого голоса; гигиену певческого голоса; понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); основы музыкальной грамоты; различные манеры пения; место дикции в исполнительской деятельности.
  1   2   3   4

  • Авторская педагогическая разработка комбинаторного типа АНСАМБЛЬ «КРЕАТИВ» учебно-воспитательная программа
  • Программа отличается тем, что
  • Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы
  • Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
  • Принципы педагогического процесса
  • 204 часа в год
  • Учебный план программы ансамбля «Креатив»
  • Вокально-хоровая работа - 168 час.
  • Концертно-исполнительская деятельность - 36 час. ИТОГО: 204
  • Концертно-исполнительская деятельность
  • Итого 204 50 154
  • В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен: знать, понимать