Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа «Русский язык в функционально-коммуникативном аспекте»




Скачать 417.13 Kb.
страница1/3
Дата06.07.2017
Размер417.13 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Программа вступительного испытания по направлению 45.04.01 Филология

Магистерская программа «Русский язык в функционально-коммуникативном аспекте»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I
1. Русская литература

Специфика русской литературы XVIII века. Проблема периодизации русской литературы XVIII века. Классицизм. Проблема характера в классицизме. Поэтика классицизма. Своеобразие русского классицизма. Ода Ломоносова. Проблематика и поэтика. Проблема литературного направления Ломоносова. Журналистика 1769-1774 гг. Сатирические журналы Н.И.Новикова. Д.И.Фонвизин. Комедии «Бригадир» и «Недоросль». Проблема художественного метода. Роль Фонвизина в развитии русской драматургии XIX века. Поэзия М.Н.Муравьева и ее место в литературном процессе конца XVIII – начала XIX вв. Г.Р.Державин. Новаторский характер его поэзии. Проблема художественного метода. А.Н.Радищев. Личность. Мировоззрение. Литературная деятельность. Спорные вопросы изучения жизни и творчества Радищева. Н.М.Карамзин. Личность. Общественно-политические взгляды. Проза Карамзина. Эволюция художественного метода.

Специфика литературы XIX века. Общественное и литературное движение 1800-1830-х гг.Основные течения русского романтизма. В.А.Жуковский. Лирика Жуковского как «роман души». Элегии Жуковского «Вечер» и «Славянка» (эволюция жанра и метода). Роль К.Н.Батюшкова в развитии русской поэзии. Басни И.А.Крылова в их отношении к предшествующей литературной традиции. Сущность новаторства Крылова-баснописца. Реализм и народность. А.С.Грибоедов: личность, мировоззрение, творчество. «Горе от ума» как социально-политическая и философская комедия. Проблема характера. А.С.Пушкин. Личность. Лирика Пушкина 1810-1820-х гг. в ее отношении к предшествующей литературной традиции и современным поэту идейно-эстетическим исканиям. «Руслан и Людмила» как поэма нового типа. Романтические поэмы Пушкина. «Цыганы». «Евгений Онегин»: поэтика реалистического романа в стихах. Проблема автора и героя. Лирика А.С.Пушкина второй половины 1820-х – 1830-х гг. «Повести Белкина» в их отношении к романтической традиции. Реализм «Повестей Белкина». «Пиковая дама». Новый тип героя. Фантастическое и реальное в «Пиковой даме». «Капитанская дочка». Петр Гринев как нравственный идеал писателя. Роль «Капитанской дочки» в развитии русского исторического романа. Поэзия Е.А.Баратынского. М.Ю.Лермонтов: личность и творчество. Лирики Лермонтова: темы, образы, идеи. «Мцыри» и «Демон» как романтические поэмы. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: проблема жанра и композиции. Место романа в историко-литературном процессе. «Песня про купца Калашникова» как реалистическая историческая поэма. Творчество Н.В.Гоголя. Творческая и духовная эволюция писателя. Повести Гоголя. Драматургия Гоголя. Символика и аллегория, «миражная интрига» и «завуалированная фантастика». «Мертвые души» - природа жанра и реализация в нем мировоззренческих установок, духовных исканий писателя. Преодоление «литературной условности» в поздней прозе. «Выбранные места из переписки с друзьями».

Эпоха 1840-60-х в истории литературы. Философско-эстетические основания и художественная практика «натуральной школы» (тип конфликта, жанр, образная система, изобразительные средства). Полемика славянофилов и западников в контексте литературного процесса. Проза А.И.Герцена. «Кто виноват?» как явление «натуральной школы». Поэтика и идеология. Творчество И.С.Тургенева. Своеобразие художественной эволюции писателя: «Записки охотника» - «романы героя» - «лирические повести» - «роман-памфлет» - «таинственные повести» - стихотворения в прозе. Человек в художественном мире Тургенева. Поэтика и мировоззрение: связь типа «рефлексирующего героя» с сюжетно-композиционными приемами организации повествования. Философская основа и содержание полемики в литературной критике о природе и назначении искусства. Философско-эстетический позитивизм; теория «чистого искусства» и «гражданской поэзии». Лирика Ф.И.Тютчева. Эволюция философской традиции русской лирики. Творчество А.А.Фета.. Форма и содержание в лирике Фета. Концепты «красота», «мгновение» в лирике Фета. Творчество И.А.Гончарова. Своеобразие романного творчества писателя. Характер конфликта и его воплощение в образной системе романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Система устойчивых образов и ее эволюция. Специфика романов Гончарова в контексте русской романной традиции. Творчество Н.А.Некрасова. Лирика Некрасова. Жанровое своеобразие, особенности поэтики. Своеобразие лирического сюжета, образной системы. «Страдание» как доминирующий мотив лирики. Особенности некрасовского «народознания» в поэмах «Мороз, Красный Нос», «Коробейники». Сюжетно-композиционные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорные мотивы: эволюция замысла от поисков «счастливых» к поискам «праведников». Творчество Н.С.Лескова. Лесковский «сказ» и «сказовая проза», жанр «Хроник». Лесков и «антинигилистический» роман. А.Н.Островский как создатель национального театра. Жанровое многообразие драматургии Островского. Тип героя и природа художественного конфликта в драматургии Островского.



Историко-литературная эпоха 1870-х – 1890-х гг. М.Е.Салтыков-Щедрин: эволюция мировоззрения. «Губернские очерки» как цикл. «История одного города» как гротесковый роман. «Господа Головлевы» как новый этап социально-психологического романа. Сатирические «Сказки». Ф.М.Достоевский: жизнь и творчество. «Бедные люди» как социально-психологический роман. «Записки из Мертвого дома» и их связь с последующим творчеством писателя. «Записки из подполья» как философская, психологическая, социальная повесть и повесть-памфлет. Тип «подпольного» в творчестве Достоевского. Роман «Униженные и оскорбленные» как первый идеологический роман Достоевского. «Преступление и наказание»: тема преступления в ее идеологическом и этическом аспекте. Социальные и философские истоки образа Раскольникова и его теории. Вопрос о полифонизме романа. «Идиот»: социальное, философское и этическое содержание конфликта и его отражение в системе образов романа. «Идиот» - как роман-трагедия. Роман «Бесы» как роман-памфлет. Идеологический и философско-провиденциальный смысл романа. «Бесы» как роман-предупреждение. Роман «Подросток» как «роман воспитания». «Братья Карамазовы» как итоговое и вершинное произведение Достоевского. Работа М.М.Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». Роман Достоевского как идеологический, полифонический роман и роман-трагедия. Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Литературная традиция и своеобразие решения темы детства Толстым. «Диалектика души» как новый способ изображения человеческой личности и ее судьбы, открытый Толстым. «Севастопольские рассказы» как этюды к «Войне и миру». Повесть «Казаки» в творческой эволюции писателя и в контексте русской литературной традиции. Роман «Война и мир» как роман-эпопея. Философия истории в романе и способы ее утверждения. История духовных исканий и логика судьбы Андрея Болконского. «Диалектика души» в изображении духовного и жизненного пути героя. Пьер Безухов: истоки и смысл духовных исканий. Женские образы в романе. Роман «Анна Каренина». «Мысль семейная» и ее раскрытие в композиции, системе образов, многообразных «сцеплениях». Приметы исторической эпохи в романе. Константин Левин как «автобиографический» персонаж. Кризис в мировоззрении Толстого в начале 1880-х годов. Отражение идейных и эстетических позиций в прозе 1880-90-х годов (повесть «Смерть Ивана Ильича», народные рассказы и др.). Роман «Воскресение» как художественно-публицистическое выражение взглядов позднего Толстого. А.П.Чехов. Особенности поэтики ранних рассказов. Повесть «Степь» как итоговое произведение первого периода творчества А.П.Чехова. Социально-философская и нравственная проблематика в повестях «Дуэль», «Палата №6». Повести «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Мужики» как ответ Чехова на идейные споры современников. Тема пошлой жизни, косного быта, духовного оскудения личности и проблема человеческого счастья в поздней прозе Чехова («Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Невеста», «Черный монах» и др.). Изображение русской деревни («Мужики», «Новая дача», «В овраге»). Проблема положительного идеала Чехова, его представление о прогрессе и путях достижения счастья. Особенности драматургии Чехова. Своеобразие поэтики. Вопрос о жанре и природе комизма в них. «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Единство чеховского художественного мира. Связь прозы и драматургии. Значение творчества Чехова в истории русской литературы

Рубеж XIX-ХХ веков – особый, переломный период в истории общественной и художественной мысли. Модернизм в России. Старшие и младшие символисты. Акмеизм и футуризм. Жизнь и творчество В.Брюсова. Брюсов как лидер символизма. Творчество Ф.Сологуба. Творчество А.Блока: лирика, драмы, публицистика. Тема Родины.



Дореволюционное творчество В.Маяковского. В.Хлебников как представитель футуризма. Неореализм. Новое качество реализма в России начала века. Шмелев. Зайцев. А.Н.Толстой. Творчество А.И.Куприна. Творчество И.А.Бунина. Творчество Леонида Андреева. Творчество М.Горького и его место в литературе начала века. Драматургия.

Литературное движение 1920-х гг. Неоднозначность и противоречивость восприятия революции разными художниками. Место и роль русской национальной литературы в новой эстетической системе. Социалистический реализм, его политическое, идеологическое и эстетическое содержание. Проблема партийности соцреализма. Литературный процесс первых лет революции. Поиски творческого самоопределения и общественная позиция разных литературных течений и школ. Место и роль в литературе крупнейших писателей (М.Горький, И.Бунин, В.Короленко, А.Блок). «Пролетарская культура» и массовое культурное движение в стране. Театральная политика советской власти. Судьба символизма. Творчество А.Блока и В.Брюсова. Своеобразие решения темы революции в творчестве М.Волошина, О.Мандельштама, М.Цветаевой. Место и роль поэзии В.Маяковского. Революционный романтизм. «Новокрестьянская поэзия эпохи Октября (С.Есенин, Н.Клюев, С.Клычков). Творчество А.М.Горького. Эпическое творчество Горького 20-30-х гг. Роман «Дело Артамоновых». Философский роман «Жизнь Клима Самгина» - итог творческой деятельности. Идейно-нравственная позиция писателя конца 20-30-х гг., ее противоречивость. Драматургия Горького советского периода. Философская проблематика пьес. Система философских, этических и эстетических взглядов Горького, их роль в развитии русской литературы. Значение Горького и его традиций в русской и мировой литературе. Особенности литературного процесса 20-х гг. Многообразие форм художественного освоения реальности. Сосуществование различных творческих методов в литературе 20-х гг.: различные виды романтизма (А.Малышкин, Вс.Иванов, Б.Лавренев), критический реализм (В.Вересаев, Е.Замятин, А.Толстой), натуралистические тенденции (Б.Пильняк, А.Веселый), импрессионизм (А.Белый). Развитие и место социалистического реализма (Д.Фурманов, А.Серафимович, А.Фадеев и др.). Зарождение жанра антиутопии (Е.Замятин, Б.Пильняк). Проблема свободы воли и места личности в системе государства. Особенности философской сатиры М.Булгакова, А.Платонова («Город Градов» и др.). Сатира М.Зощенко. Поэтика сказа Зощенко и образ рассказчика. Творчество И.Ильфа и Е.Петрова («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). Многообразие путей развития поэзии в 20-е гг. Агитационная поэзия. Судьба революционного романтизма. Формирование эпической поэзии. Творчество М.А.Булгакова. Сатирические повести 1920-х гг. Роман «Белая гвардия». Тема обреченности белого движения, ее социально-конкретное и философско-символическое решение. Судьба русской интеллигенции и культуры. Пьесы «Дни Турбиных», «Бег». Философский роман «Мастер и Маргарита». Основные философские антиномии романа: страх и бесстрашие, жизнь и смерть, добро и зло, свет и покой. Творчество В.В.Маяковского. Маяковский и революция. Жанрово-тематическая система лирики Маяковского. Своеобразие лирического героя, теория «социального заказа». Тема поэта и поэзии и ее эволюция. Сатира Маяковского. Драматургия. Принципы и приемы раскрытия конфликта, образ времени, принципы воссоздания будущего. С.А.Есенин как национальный поэт. Роль цвета и звука в лирике Есенина. Тема Родины и приемы создания образа Руси. Творчество Есенина как отражение трагического пути крестьянства и судьбы России в эпоху революции. Поэма «Анна Снегина». Цикл «Персидские мотивы» (1925). Литературно-эстетическая борьба 1920-х гг. Основные литературные группировки и их эстетическая позиция: «Кузница», «Октябрь», РАПП, объединение крестьянских писателей, «Серапионовы братья», «Перевал», имажинисты, ЛЕФ, конструктивисты, ОБЭРИУ.

Литературное движение 1930-х гг. Смена форм литературной жизни: от эстетической пестроты 20-х гг. к унификации литературы. Первый Всесоюзный съезд советских писателей и его роль. Превращение соцреализма в единственный метод советской литературы. Появление «запрещенной» литературы. Проблема воспитания новой личности «роман-воспитание» в литературе 30-х гг. (А.Малышкин, А.Макаренко, Н.Островский, Ю.Крымов). Эпоха коллективизации в произведениях Ф.Панферева, М.Шолохова, А.Платонова. Развитие советской исторической прозы (В.Шишков, А.Чапыгин, А.Толстой). Становление жанра романа-эпопеи (М.Шолохов, А.Толстой, А.Фадеев). Поэзия 30-х гг.: формирование нового лирического субъекта – строителя первых пятилеток. Творчество Н.Заболоцкого: философия природы. Д.Кедрин, Л.Мартынов: философия истории. Творчество А.Н.Толстого.Основные мотивы дооктябрьского творчества, проблема идеала. Эмигрантский период. Научно-фантастическая проза 20-х годов. Трилогия «Хождение по мукам». Жанровые, сюжетно-композиционные особенности. Система конфликтов. Принципы изображения характеров. Роман «Петр Первый» и его роль в развитии жанра советского исторического романа. Черты исторического романа-биографии и романа-эпопеи. Личность, народ в романе. Творчество М.А.Шолохова. «Донские рассказы». Эпопея «Тихий Дон». Философско-социальная концепция. Судьба народа как главная тема. Особенности поэтики. «Поднятая целина» - роман о коллективизации. Противоречивость художественного осмысления социальных конфликтов. Творчество Шолохова в годы Великой Отечественной войны («Наука ненависти», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»). Творчество А.П.Платонова. Проблема человека и природы. Сатирические произведения. «Город Градов» - философская сатира. Идейно-художественная концепция романа «Чевенгур». Социально-философские содержание повести «Котлован». Проблема природы и цивилизации в повести «Ювенильное море». Творчество А.А.Ахматовой. Ахматова и акмеизм. Предметность поэзии, роль и разновидность детали. Сюжетность лирики, ее диалогический характер. Мотив «разоренного дома» и поэма «Реквием». Жанровые и сюжетно-композиционные особенности поэмы. Тема памяти. Ахматова в годы Великой Отечественной войны. Публицистическая поэзия. Героические мотивы. «Поэма без героя». Тема личной и исторической судьбы в поэме. Тема поэта и поэзии. Творчество О.Э.Мандельштама. Сборник «Камень». Ранняя лирика и поэзия символизма. Творчество Мандельштама и акмеизм. Сборник «Tristia». Мотивы гибели и апокалипсиса, скорби и печали. Тема века, конфликт поэта и времени в творчестве 20-х гг. Поэтика будничных слов в поэзии 30-х гг. Цикл стихов об Армении. Тема культуры и истории. Стихи о русской поэзии. Трагизм жизни и судьбы в «Воронежских тетрадях». Творчество М.М.Пришвина. Развитие жанра философской прозы в творчестве Пришвина, концепция природы и человека. Философские романы «Кащеева цепь», «Кладовая солнца», «Корабельная чаща». Ценность и значение дневниковой прозы Пришвина. Цикл поэтических миниатюр. Роман «Осударева дорога». Конфликт личности и государства.

Литература Великой Отечественной войны. Публицистика Великой Отечественной войны. Творчество А.Толстого, Л.Леонова, И.Эренбурга, Н.Тихонова, К.Федина, М.Шолохова, В.Гроссмана и др. – художественная летопись войны. Проза Великой Отечественной войны. Документальная основа романов военного времени. Поэзия Великой Отечественной войны. Тематическое, жанровое и стилевое многообразие поэзии. Сочетание агитационного и художественного начал (В.Лебедев-Кумач, А.Сурков, О.Берггольц. Образ Родины. К.Симонов, М.Исаковский, Н.Рыленков). Лирика войны (В.Шефнер, К.Симонов, М.Дудин, М.Исаковский, А.Фатьянов). Драматургия Великой Отечественной войны («Русские люди» Симонова, «Аленушка» Леонова. Тема борьба с нашествием. «Нашествие» Леонова). Общественная атмосфера второй половины 40-х годов и ее влияние на литературную жизнь. Идеологизация общественного сознания и постановления ЦК партии по вопросам литературы и искусства. Эпоха «оттепели» и ее проявления в литературе. Творчество К.А.Федина. Проза Федина как продолжение социально-обличительной тенденции русской литературы. Роман «Города и годы». Тема революции и проблема выбора. Трилогия Федина «Первые радости» («Необыкновенное лето», «Костер»). Творчество Л.Л.Леонова. «Соть» как социально-философский роман. «Скутаревский». Тема науки и искусства в романе. «Дорога на океан» как жанр философского романа-утопии. Леонова. Проблема психологизма в пьесах. «Русский лес» как социально-философский роман. Нравственно-философский смысл образа леса. Единство человека, природы, цивилизации. Творчество А.Т.Твардовского. Поэма «Страна Муравия» в контексте литературы 30-х годов. Поэзия 30-х гг. Творческая история «Василия Теркина». «Книга про бойца» как народная эпопея. Особенности сюжета и композиции. Соотношение лирического и эпического. Поэма «Дом у дороги». Тема дома и судьбы. Тема памяти. Философская и нравственная проблематика поздней лирике поэта. Пейзажная лирика. Тема искусства. «За далью - даль» как лиро-эпическая поэма. Раскрытие образов пространства и времени. Лирико-публицистическая поэма «По праву памяти». Твардовский – общественный и литературный деятель. «Новый мир» Твардовского и его значения для судеб литературы. Творчество Б.Л.Пастернака. Пастернак и поэзия «Серебряного века». Сборник «Сестра моя жизнь». Основные темы, образ лирического героя. Роман в стихах «Спекторский». Философская лирика. Цикл «Когда разгуляется». Роман «Доктор Живаго». История замысла и история публикации. Особенности жанра. Автобиографизм. Проблема личности. Тема христианства. Концепция истории. Тема России. Пастернак – переводчик.



Героико-романтическая проза послевоенного десятилетия (Б.Полевой, А.Фадеев, Э.Казакевич). Развитие традиции героического романтизма в прозе Б.Васильева. Быт войны в повестях В.Некрасова и В.Пановой. Становление характера в трагических обстоятельствах в прозе «молодых лейтенантов» (Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Богомолов). Проблема выбора в повестях В.Быкова. Нравственно-философская проблематика прозы о войне 70-90-х годов. Углубление психологизма и трагизма, проблема «цены победы» (В.Астафьев, В.Распутина, др). Становление и развитие деревенской прозы. Проблематика и поэтика лирической прозы В.Солоухина. Проблема народного характера в прозе А.Солженицына, В.Белова, Ф.Абрамова, В.Распутина, Б.Можаева, В.Шукшина. Социальные, нравственные, философские аспекты деревенской прозы. Проблема национального бытия и судьбы крестьянской культуры (Ч.Айтматов). Новый взгляд на проблему коллективизации, изображение трагизма времени (В.Белов, Б.Можаев, М.Алексеев, И.Акулов). Творчество В.М.Шукшина. Проблема нравственности и правды. Характеры В.Шукшина. Традиции народной и смеховой культуры. Сатира Шукшина, соотношение комического и трагического («Энергичные люди», «До третьих петухов», «А поутру они проснулись»). Проблемы народной судьбы в «Любавиных». Проблемы судьбы крестьянства и крестьянского характера в романе. «Я пришел дать вам волю».

Типологические разновидности повести1960-х годов, ее жанровые особенности. Судьба человека в повестях В.Белова, Ф.Абрамова, В.Распутина. Проблема народного характера. Эпическое содержание повестей 60-х гг. о деревне. Связь судьбы человека и судьбы народной. Приемы раскрытия социальных обстоятельств в повестях Ю.Трифонова «Обмен». Поэзия 50-90-х годов. Тема «жестокой» памяти. Философская, пейзажная, любовная лирика (А.Твардовский, М.Петровых, Я.Смеляков). Развитие жанра лирико-философской поэмы (В.Луговской, Е.Исаев, А.Твардовский). Поэзия как выражение общественного сознания «шестидесятников». Своеобразие поэтических индивидуальностей Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Б.Окуджавы, Б.Ахмадуллиной. Новаторство в области формы. «Тихая родина» в творчестве Н.Рубцова. Жанр авторской песни (А.Якушева, Н.Матвеева, В.Кукин, А.Галич, Б.Окуджава). Поэзия В.Высоцкого. Рок-поэзия (В.Цой, А.Башлачев). Неоавангардистская поэзия 80-х, постмодернизм. Особенности развития послевоенной драмы. Публицистика в драмах К.Симонова, Б.Лавренева. Нравственные конфликты в пьесах Л.Леонова, А.Арбузова, В.Розова. Деловая пьеса 60-70-х годов: проблематика, конфликты, тип героя (И.Дворецкий «Человек со стороны», А.Салынский «Мария», М.Гельман «Протокол одного заседания», «Обратная связь»). Морально-этические конфликты в пьесах о Великой Отечественной войне (В.Розов «Вечно живые», М.Рощин «Эшелон», А.Дударев «Рядовые»). Проблематика и типы конфликтов в психологической драме 60-80-х гг. Социально-нравственные искания герое А.Арбузова («Мой бедный Марат», «Жесткие игры», «Победительница»), В.Розова («В день свадьбы», «Гнездо глухаря»), А.Володина («Пять вечеров», «Моя старшая сестра»), Л.Зорина («Варшавская мелодия»), Э.Радзинского («Сто четыре страницы про любовь»), М.Рощина («Валентин и Валентина»). Роль театра Вампилова в драматургии 70-80-х годов. «Поствампиловская драма» (А.Галин, В.Арро, В.Славкин, Г.Горин, Л.Разумовская, Н.Садур). Театр Л.Петрушевской («Уроки музыки», «Сырая нога», «Три девушки в голубом» и др.). Авангардные тенденции в современной драматургии (Н.Коляда, А.Шипенко, Н.Садур, В.Ерофеев). Творчество А.В.Вампилова. Ситуация нравственного выбора в ранних пьесах. «Дом с окнами в поле», «Прощание в июне». Тип вампиловского героя. Комедия «Старший сын». Проблематика и основной конфликт. Библейский мотив блудного сына. Роль парадокса в поэтике Вампилова. Сплав мелодраматического, трагического и комического в пьесах. Одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом», «История с метранпажем» - как трагикомическое представление. Конфликт как отражение нравственной сути личности. «Утиная охота» как социально-философская драма. Зилов как тип эпохи. Философский смысл названия и противоречивость финала. «Прошлым летом в Чулимске»: проблематика, конфликт, герои. Традиции и новаторство в драме Вампилова. Чеховские мотивы в пьесах (тип героя, изображении быта, сюжетно-композиционные принципы организации конфликта, роль финалов). Творчество Ю.В.Трифонова. Человек и время, человек и история как сквозная проблема прозы Ю.Трифонова. «Городские» повести: «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь». Быт как основа сюжета и как нравственная проблема. Особенности психологизма Ю.Трифонова. Концепция времени в повести «Дом на набережной». Исторический роман «Нетерпение». Исторические и нравственно-философские конфликты. Соотношение истории и современности. Философские, социальные и нравственные проблемы прозы 50-80-х годов. Проблема героя и нравственные изыскания «молодежной прозы» (А.Кузнецов, А.Гладилин, А.Рекемчук, В.Липатов, С.Сартаков). Творчество В.Аксенова («Коллеги», «Звездный билет»). Концепция активного героя в романах Д.Гранина «Искатели», «Иду на грозу». Художественные изыскания «позднего Проблематика и поэтика прозы В.Маканина, Ч.Айтматова, Ф.Искандера и др. Проблема добра и зла в прозе 80-х годов (В.Астафьев «Печальный детектив», В.Распутин «Пожар»). Рассказы Т.Толстой и Л.Петрушевской: проблематика, поэтика, психологизм шоковых состояний. Проза русского авангарда (С.Соколов, А.Кабакова, Ю.Мамлеев В.Ерофеев и др.).

Литературный процесс 1990-х годов. Проблема постклассического искусства на рубеже веков. Творчество И.Бродского (поэтика, интертекстуальность). Творчество А.И.Солженицына (полифонизм). Проблема постмодернизма. Публицистика 1990-х годов (А.Солженицын, А.Зиновьев, В.Максимов, А.Синявский): тема распада и деградации, противостояния чуждым влияниям и идеологиям. Современная концептуальная проза (исследование политической мифологии в творчестве В.Пелевина, В.Тучкова, В.Сорокина, С.Соколова). Поэзия («соцарт») Д.Пригова, Т.Кибирова. Драматургия (Л.Петрушевская, Н.Садур). Эсхатологизм в современной русской литературе (творчество В.Распутина, Л.Леонова, Ю.Бондарева, В.Белова, В.Маканина, А.Варламова).

  1   2   3

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛ I 1. Русская литература