Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «За жизнь в ответе!» Практическое пособие Ярославль




страница1/5
Дата25.06.2017
Размер1.38 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
Государственное образовательное автономное учреждение

Ярославской области

«Институт развития образования»
Межведомственный методический кабинет

по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних

Программа родительского всеобуча

по профилактике детского суицида

«За жизнь в ответе!»
Практическое пособие

Ярославль

2013




ББК 88.8

П78
Печатается по решению

экспертной комиссии ИРО


Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «За жизнь в ответе!». Практическое пособие / И. Г. Назарова, Г. О. Рощина, Е. С. Боярова – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО. – 2013. – 88 с.


Авторы-составители:

И. Г. Назарова – к.п.н., заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО;

Г. О. Рощина – к.п.н., руководитель Центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса ГОАУ ЯО ИРО;

Е. С. Боярова – старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования»


Рецензенты:

И. Н. Пахомова – начальник отдела охраны прав детства;

Л. В. Жаворонкова – заместитель начальника отдела развития общего и дополнительного образования
Программа основана на межведомственном подходе к профилактике суицидального риска, комплексировании ресурсов участников межведомственного сотрудничества для осуществления эффективной профилактической деятельности в родительской среде. Данная программа рассчитана на подготовку родителей в области распознавания маркеров суицидального риска. В программе представлены практические рекомендации для родителей подростков, стремящихся к неадекватному «уходу» от своих проблем.

Программа родительского всеобуча: «За жизнь в ответе!» предназначена для широкого круга специалистов и родителей, рекомендуется для применения в системе профилактической и реабилитационной работы по коррекции суицидального поведения в подростковой среде.


© ГОАУ ЯО ИРО, 2013

© Межведомственный методический кабинет

по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних, 2013






Содержание


1. Паспорт программы……………………………………………………

4

2. Пояснительная записка………………………………………………..

7

3. Учебно-тематический план……………………………………………

13

4. Содержание программы……………………………………………….

14

5. Информационное обеспечение образовательной программы……

18

6. Приложения……………………………………………………………..


22

Приложение 1. Диагностические материалы……………………...

Приложение 2. Рекомендации для родителей……………………..

Приложение 3. Рекомендации специалистам……………………...

Приложение 4. Для семейного чтения……………………………..

Приложение 5. Материалы к итоговому занятию:

«Предотвратим детский суицид!»………………………………….



Приложение 6. Методическое обеспечение к

тренингам-практикумам……………………………………………..



22

29

43



51
57
59



  1. Паспорт программы




Полное название

программы

Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «За жизнь в ответе!»

Авторы программы: (Ф.И.О, должность, контактная информация)

Руководитель программы:

Назарова И. Г., заведующая кафедрой общей педагогики и психологии Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Институт развития образования», т. 8(4852)48-60-23; e-mail: nazarova@iro.yar.ru

Рощина Галина Овсеповна, руководитель Центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса ГОАУ ЯО ИРО, к.п.н., т.8(4852)21-92-36;

e-mail: roschina@iro.yar.ru

Боярова Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО, т.8(4852)48-60-23,

e-mail: boyarova@iro.yar.ru



Сроки реализации программы

2012-2014 г.г.

Форма

Программа родительского всеобуча

География участников

Родители обучающихся образовательных учреждений Ярославской области, имеющие детей 11-13 лет

Направленность программы (проблемы, на решение которых направлен проект)

Программа направлена на профилактику саморазрушающего, суицидального поведения детей раннего подросткового возраста

Цели и задачи

программы


Цель: способствовать формированию ценности жизни в детской и подростковой среде совместными усилиями родителей, педагогов, ресурсами участников межведомственного сотрудничества.

Задачи:

  • Увеличение степени осознания родителями собственной ответственности за социальное, духовное и психическое благополучие ребёнка.

  • Формирование реалистических представлений о негативных факторах, подталкивающих ребёнка к суицидальному поведению.

  • Формирование родительской компетенции, позволяющей эффективно справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе семейного воспитания, предупреждающей суицидальное поведение ребёнка

  • Комплексирование ресурсов участников межведомственного сотрудничества для осуществления эффективной профилактической деятельности в родительской среде

Целевые группы

программы

Родители обучающихся в образовательных учреждениях, имеющие детей 11-13 лет

Количество участников, охватываемых мероприятиями

программы

  • 500 человек

  • не менее 150 специалистов

Партнеры (организации, участвующие

в административной, информационной, финансовой и иной поддержке программы)

Административная поддержка – отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Ярославской области, Департамент образования Ярославской области

Информационно – методическая поддержка - отдел организации работы участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Ярославской области; ресурсный центр по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ГОАУ ЯО ИРО.

Финансовая поддержка – Целевая Областная программа: «Семья и дети в Ярославской области», учреждения – партнёры в муниципальных районах области.

Материально-техническая и организационная поддержка – комиссии по делам несовершеннолетних, социально-реабилитационные центры, приюты, отделы по охране прав детства в муниципальных районах

Механизм реализации программы (основные этапы реализации)

Этапы:

  1. Диагностический

  2. Основной (этап реализации программы)

  3. Консультационный (целевые консультации, анализ, обобщение опыта)

Ресурсы проекта:

- информаци-

онно-методические

- организаци-

онно-технические

- человеческие

- кадровые

Информационно-методические:

- ресурсы сайтов и серверов ИРО, информационно-методические материалы ИРО по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- методические разработки сотрудников ИРО по тематике проекта.

Организационно-технические:

- оборудованный техническими средствами обучения (далее – ТСО) межведомственный методический кабинет ИРО по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- компьютерные классы, интерактивные доски;

- наличие действующей сети участников программы;

-МТБ учреждений.

Человеческие:

- педагоги школ, психологи, социальные педагоги, социальные партнеры: сотрудники полиции (отделов организации работы участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, врачи-психиатры, службы сопровождения, специалисты КДН, семьи



Ожидаемые

результаты

1. Формирование родительской компетенции, позволяющей эффективно справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе семейного воспитания, предупреждающими суицидальное поведение ребёнка.

2. Увеличение степени осознания родителями собственной ответственности за социальное, духовное и психическое благополучие ребёнка.

3. Повышение осведомленности родителей о негативных факторах, подталкивающих ребёнка к суицидальному поведению.

4. Приобретение родителями умений и навыков, позволяющих эффективно справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе семейного воспитания, предупреждающих суицидальное поведение ребёнка.

5. Формирование стратегий и навыков эффективного родительского поведения в ситуации риска суицидального поведения ребёнка.

6. Объединение ресурсов участников межведомственного сотрудничества для эффективной профилактической деятельности в родительской среде



Дополнительная

информация (история возникновения

программы, основные публикации)

Программа является продолжением деятельности ИРО, являющегося партнером организации в заявленной проблематике, которая ведется на протяжении нескольких лет. Разработаны и реализованы программы для педагогических работников, служб сопровождения по проблеме профилактики правонарушений и реабилитации лиц с девиантным и делинквентным поведением

Тел./факс

организации

тел./факс (4852) 21-06-83

e-mail: rectorat@iro.yar.ru



2. Пояснительная записка
«Родители воспитывают, а дети воспитываются

той семейной жизнью, какая складывается

намеренно или ненамеренно.

Жизнь семьи тем и сильна,

что впечатления её постоянны,

обыденны, что она действует незаметно,

укрепляет или отравляет дух человеческий,

как воздух, которым мы живы».

(А. Н. Острогорский)
Признание ценности каждого человека, его права на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции, на Жизнь и Развитие является отличительной чертой развитого демократического общества. Размытость духовно – нравственных ориентиров в обществе, кризис семьи как социального института, пропаганда насилия и жестокости в СМИ неблагоприятно влияют на социальное, духовное и психическое здоровье детей. Среди неестественных причин смертности и инвалидности несовершеннолетних занимают особое место суициды. Согласно данным Всероссийской организации здравоохранения (далее ВОЗ) по частоте самоубийств Российская Федерации занимает 6 место в мире после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. Россия занимает также одно из первых мест в мире по частоте суицидов среди детей и подростков.

Анализ мотивов совершения детьми и подростками самоубийств и факторов, их обуславливающих, показал, что чаще всего несовершеннолетние совершают окончательные суициды по причине семейных конфликтов, жестокого отношения в семье, снижения родительской ответственности за воспитание и развитие детей.

Статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Каждый ребёнок имеет право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание…» В то же время на родителей возлагается обязанность воспитывать своих детей: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (Статья 63 Семейного кодекса РФ).

Несмотря на то, что защиту и благополучие детей должна обеспечивать, прежде всего, семья, в ряде случаев семейная среда не только не комфортна, но даже агрессивна для ребёнка. Различные формы семейного неблагополучия (частые ссоры в семье, рукоприкладство, развод родителей и т.д.) всегда оказывают негативное воздействие на психическое состояние и личностное развитие ребёнка. Ряд исследований свидетельствует о том, что серьёзные проблемы в жизни намного чаще происходят у тех людей, кто в детстве был лишён заботы в семье.

В письме Министерства образования Российской Федерации от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» указывалось, что «жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству».

Отсутствие достаточного количества ресурсов для дальнейшего развития системы психологической поддержки родителей и детей, предоставления превентивных вспомогательных и консультативных услуг в целях оказания помощи детям, особенно подросткам и их родителям, во многом определяют остроту ситуации.

Для устранения проблемы необходимо создание отвечающей современным требованиям системы профилактики суицидального поведения у детей и подростков. Решение столь ответственной и сложной задачи невозможно без совместных усилий государства, общественных организаций, образовательной и правоохранительной систем, органов здравоохранения и социальной защиты.

Определенные успехи в просветительской работе с родителями наметились в последние годы благодаря восстановлению родительского просвещения в образовательных учреждениях.

Необходимость программы родительского всеобуча по профилактике детского суицида обусловлена востребованностью современных подходов к профилактической практике образовательных учреждений. Программа рассматривается как инструмент, с помощью которого надо решить проблемы и ликвидировать дефициты, сдерживающие педагогов в реализации практики взаимодействия с родителями по профилактике детского суицида.

Актуальность проблемы

Основная проблема – отсутствие системности в психолого-педагогическом просвещении родителей, внедрении современных форм и методов профилактической практики, в частности:

1. Отсутствие системы просвещения родителей о причинах и факторах раннего семейного неблагополучия, влияющего на социальное, духовное и психическое благополучие ребёнка в семье.

2. Отсутствие должного обеспечения и сопровождения комплексного подхода к просвещению родителей по данной проблематике;

3. Ограниченность в общении и совместной деятельности в родительской среде по вопросам профилактики.

4. Недостаточная заинтересованность педагогической общественности в необходимости создания и реализации программ родительского всеобуча по профилактике детского суицида.

5. Дефицит поддержки и стимулирования инновационной межведомственной деятельности в сфере организации родительского всеобуча.

Все вышесказанное определило необходимость поиска путей создания системы работы по организации родительского всеобуча по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении, которая должна осуществляться, на наш взгляд, на межведомственной основе, при активном участии самих родителей в реализации программы родительского всеобуча.

Исходным положением программы будет системно-ориентационный подход, позволяющий обеспечить условия для принятия родителем (субъектом) оптимальных решений в различных жизненных ситуациях, при разрешении которых он определяет свою родительскую позицию.

Следовательно, программа предполагает реализацию четырех функций:


  • диагностической: диагностики существа возникшей проблемы;

  • информационной: информации о путях возможного решения проблемы;

  • консультационной: консультации на этапах принятия решения и выработки плана решения проблем;

  • поддержки: первичной помощи при реализации плана решения.

Основными принципами будут следующие:

  • Принцип научности.

  • Принцип гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого человека.

  • Принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей), предполагающий создание гармоничных отношений в семье, уважение личности ребёнка.

  • Принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, доступность для родителей информации.

  • Принцип целесообразности.

  • Появление данной программы обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий, принятых в обществе.

Цель программы: способствовать формированию ценности жизни в детской и подростковой среде совместными усилиями родителей, педагогов, ресурсами участников межведомственного сотрудничества.

Задачи:

1. Повышение степени осознания родителями собственной ответственности за социальное, духовное и психическое благополучие ребёнка.

2. Формирование реалистических представлений о негативных факторах, подталкивающих ребёнка к суицидальному поведению.

3. Формирование родительской компетенции, позволяющей эффективно справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе семейного воспитания, предупреждающей суицидальное поведение ребёнка.

4. Комплексирование ресурсов участников межведомственного сотрудничества для эффективной просветительской деятельности в родительской среде.

Условия реализации программы


  • структурная перестройка (создание межведомственного методического совета по реализации программы по профилактике суицидального поведения детей; создание единой системы раннего выявления и коррекции детско – родительских проблем в ходе обучающих занятий; создание условий для консультационной поддержки родителей специалистами различного профиля);

  • правовое обеспечение (информирование родителей о нормативно – правовой основе деятельности по профилактике детских суицидов специалистами юридического профиля);

  • экономическое обеспечение (финансирование программы средствами целевого назначения и др. Программа разрабатывалась в рамках Областной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ярославской области» на 2012-2013г.г.);

  • информационное обеспечение (наличие объективной актуальной информационной основы для реализации обучающих занятий. Информационное обеспечение осуществляется при поддержке Комиссии по делам несовершеннолетних Правительства Ярославской области);

  • кадровое обеспечение (переподготовка и повышение квалификации кадров, реализующих программу родительского всеобуча, осуществляются целенаправленно в ГОАУ ЯО «Институт развития образования»).

Этапы реализации программы

Система организации и управления должна обеспечить эволюционность перехода от текущего состояния педагогического просвещения родителей к новому качеству осознания родителями собственной ответственности за социальное, духовное и психическое благополучие ребёнка, за формирование ценности жизни в детской и подростковой среде.



1 этап – диагностическийпроведение диагностики и самодиагностики родителей с целью выявления проблем детско-родительских отношений; проводится на добровольной основе.

2 этап – основной – проведение обучающих занятий с родителями с целью формирования профессиональной родительской компетенции, позволяющей эффективно справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе семейного воспитания, предупреждающей суицидальное поведение ребёнка.

3 этап – консультационный – целевые консультации (осуществляется по запросу родителей), анализ и обобщение опыта.

  • Программа состоит из четырёх разделов: информационно-правовой, коммуникативный, регулятивный, личностный.

  • Программа реализуется по желанию родителей.

  • Программа проводится для родителей младших подростков (11-13 лет).

  • Группа родителей набирается в составе 25 человек. Возраст: 30-45 лет

  • Программа включает в себя общее количество занятий – 9. Занятия проводятся 1 раз в месяц, в Родительскую субботу. Итоговое занятие отсроченное. Оптимальное количество участников в группе – 25 человек.

Материально-техническое обеспечение

Обучающие занятия для родителей проводятся в школе, в классном помещении. В ходе занятий участники используют персональный компьютер, интернет, проектор, звуковоспроизводящее устройство, колонки.



Формы и методы работы:

На диагностическом этапе – самодиагностика родителей, анкетирование.

На основном этапе – обучающие занятия с использованием следующих методов:

- методы арт-терапии;

- ролевая игра;

- групповая дискуссия;

- деловая игра;

- упражнения релаксационного характера;

- лекционные блоки;

- элементы телесно-ориентированной терапии;

- метод функциональной тренировки поведения.

Показатели результативности

Считаем, что механизм описания результатов образовательного процесса лежит в плоскости проектирования целостного образовательного пространства.

Задается он характеристикой результатов активности субъектов – участников программы, предусматривающей:

1) Формирования родительской компетенции, позволяющей эффективно справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе семейного воспитания, предупреждающей суицидальное поведение ребёнка. Речь идет о комплексе компетентностей или системе социально востребованных в различных сферах человеческой жизнедеятельности надпредметных компетенций.

Имеются ввиду следующие компетенции:

Готовность к разрешению проблем, то есть способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет родителю принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь. Любая родительская деятельность рассматривается как решение проблемы. На каждом этапе работы с проблемой происходит корректировка деятельности, осознаются и закрепляются компетенции, а следующий шаг рассматривается в качестве поиска решения очередной проблемы, выведенной на предыдущем шаге.

Технологическая компетентность, то есть готовность к пониманию рекомендации, описанию алгоритма деятельности, к четкому соблюдению её технологии, что позволяет осваивать и грамотно применять новые способы деятельности, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях родительского выбора.

Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять родительскую позицию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения родительских проблем.

Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, ориентироваться в источниках информации, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволяет родителю принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность продуктивно взаимодействовать со специалистами, субъектами профилактики, другими родителями, что позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения родительских проблем.

Коммуникативная компетентность, то есть готовность применять продуктивные коммуникативные стратегии и использовать ресурс коммуникации для решения родительских задач.

2) Увеличение степени осознания родителями собственной ответственности за социальное, духовное и психическое благополучие ребёнка.

3) Повышение осведомленности родителей о негативных факторах, подталкивающих ребёнка к суицидальному поведению.

4) Приобретение родителями умений и навыков, позволяющих эффективно справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе семейного воспитания, предупреждающих суицидальное поведение ребёнка.

5) Формирование стратегий и навыков эффективного родительского поведения в ситуации риска суицидального поведения ребёнка.

6) Объединение ресурсов участников межведомственного сотрудничества для эффективной профилактической деятельности в родительской среде.



Управление программой

Реализация указанных задач требует координации усилий на различных уровнях

1) Административном

Через взаимодействие структур, непосредственно отвечающих за реализацию программы, планирование и подведение итогов работы; персональную ответственность за реализацию программы несет директор образовательного учреждения.



2) Координационном

Через координацию действий субъектов профилактики при реализации программы.



3) Деятельностном

Через организацию диагностических, образовательных, консультационных мероприятий.



Методические рекомендации

При проведении образовательных занятий по программе родительского всеобуча рекомендуются разнообразные формы занятий и взаимодействия:

- Лекционная часть выполняет информационную функцию и предполагает как обращение лектора к профессиональному опыту слушателей, так и обратную связь слушателей с преподавателем по поводу актуальности, новизны, практической ценности обсуждаемых вопросов.

- Практическая часть: практические занятия предполагают индивидуальную включенность и активную творческую работу слушателей в разных формах взаимодействия, обмен опытом, моделирование возможных учебных ситуаций и рефлексий. Интерактивный режим взаимодействия позволяет слушателям не только выполнить учебную задачу, но и оценить уровень своей профессиональной подготовки и наметить собственную образовательную траекторию.



Непременным условием реализации программы является необходимое материальное и методическое обеспечение: использование аудиовизуальных и мультимедийных средств, учебной и методической литературы, творческих заданий, имитирующих практические ситуации.

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов осуществляются в ходе каждого практического занятия.

Итоговая форма подведения итогов осуществляется в технологии открытого пространства (от англ. Open Space Technology, сокр. OST) – технология проведения собраний, сфокусированных на конкретных целях, но начинающихся без специального планирования, вне глобальной темы. («Технология» в данном случае означает инструмент – процесс, метод, способ) ТОП представляет собой самоорганизующийся процесс; участники создают расписание деятельности и уточняют содержание непосредственно на самом собрании.

1 этап – диагностический.

Предполагает проведение перед началом занятий диагностики и самодиагностики родителей с целью выявления проблем детско-родительских отношений. Проводится на добровольной основе (приложение 1).



2 этап – основной.

Проведение обучающих занятий с родителями с целью формирования профессиональной родительской компетенции, позволяющей эффективно справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе семейного воспитания, предупреждающей суицидальное поведение ребёнка.




  1. Учебно-тематический план






Разделы,

темы программы

Количество часов

Форма

проведения

Форма подведения итогов

1

Информационнo-правовой

6







1.1

Вся правда о детском суициде. Суицидальное поведение детей: факторы риска и возможности управления

2

Лекция-визуализация, консультация специалиста

Самодиагностика, тестирование

1.2

В каких семьях рождаются и живут дети?

2

Практическое занятие в компьютерном классе

Составление справочника помогающих сайтов для родителей

1.3

Семейные ценности и профилактика саморазрушающего поведения ребёнка

2

Полипозиционная дискуссия

Анализ памяток для родителей в проблемных группах

2

Коммуникативный

6







2.1

Подростки и родители

2

Тренинг-практикум

Разбор ситуаций, упражнение «Рисунок»

2.2

Роль родителей в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях

2

Тренинг-практикум

Памятка для родителей «Как предотвратить суицид»

2.3

Семейная служба

поддержки



2

Практическое занятие, анализ кейсов

Оформление закладки в записную книжку родителя

3

Регулятивный

4







3.1

Стрессы в жизни человека. Способы реагирования в кризисных ситуациях

2

Тренинг-практикум

Актуализация стратегии «7 шагов» борьбы со стрессом.

Упражнение «Воображаемые подарки»



3.2

Как родителям управлять своими эмоциями?

2

Тренинг эмоциональной устойчивости

Обсуждение по кругу, задания для самостоятельной работы

4.

Личностный

4







4.1

От родителей – родителям подростка: «За жизнь в ответе!»

2

Практическое занятие в форме работы проектных групп

Презентация памяток для родителей

4.2

Итоговое занятие (отсроченное)

«Предотвратим детский суицид!»



2

Open-Space

Групповая работа, упражнение «Чему я научился»




  1. Содержание программы


Раздел 1. Информационнo-правовой

Тема 1.1. Вся правда о детском суициде. Суицидальное поведение детей: факторы риска и возможности управления.

Представление целей и задач профилактической программы с родителями. Обсуждение тематики, структуры занятий, форм и методов проведения занятий. Анализ учебно-методического обеспечения программы.

Определение показателей и критериев оценки эффективности занятий по программе.

Типичные особенности социальной ситуации в семьях, под влиянием которых возникают суицидальные тенденции. Факторы и группы суицидального риска. Мотивы совершения детьми и подростками самоубийств: семейные конфликты; романтические отношения; наличие личностных проблем, замкнутости, психического заболевания и др. Резкое снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Усиление социальной тенденции самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Наличие систематических конфликтов детей с родителями и нездоровые отношения в семье. Сложные эмоциональные отношения, формальная заинтересованность судьбой детей, концентрация на личных проблемах. Социальное одиночество ребёнка. Деструктивные молодежные группировки. Опасность пропаганды суицидального поведения среди несовершеннолетних, в т.ч. и через Интернет. Групповые суициды как риск оказания психологического воздействия на ребенка со стороны лица, которое совместно с ним оканчивает жизнь самоубийством. Основные способы предотвращения суицидального поведения: активизация защитных факторов. К ним относятся: высокое чувство собственного достоинства и социальная «связанность», особенно с семьёй и друзьями; ранняя идентификация и соответствующее лечение расстройств психики; эффективная работа специалистов телефонов доверия и центров по оказанию психологической помощи, находящихся, в том числе, в учебных заведениях. Система профилактики суицидального поведения: организация механизма реабилитационного процесса; диагностика восстановительного потенциала (благоприятствующих реабилитации факторов) «выживших жертв суицида»; организация механизма взаимодействия суицидологов с работниками сфер культуры, досуга, трудоустройства, социального обеспечения и т.д.; коррекция семейных взаимоотношений. Особенности региональной системы профилактики суицидального поведения у детей и подростков: организационно-методические принципы работы детско-подростковой суицидологической службы; структура и виды деятельности детско-подростковых социологических служб, ППМСС – центры как первичное звено помощи; социально – психолого – педагогические службы в образовательных учреждениях; программы, направленные на профилактику и раннее распознавание признаков суицидального поведения детей.



Форма занятия: лекция-визуализация, консультация специалиста.

Методическое обеспечение: пакет нормативно-правовых, диагностических материалов, тесты

Комментарии авторов: занятие проводят специалисты отделов по охране прав детства, отделов организации работы участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России.

  1   2   3   4   5